Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Равноправие субъектов РФ и особенности их статуса.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Субъекты равноправны в отношениях с федерацией. Субъекты РФ обладают статусом гос.-терр. образований в составе России. Они обладают свойствами самостоятельного пуб. субъекта права – могут своими действиями и от своего имени приобретать и реализовывать права и обязанности. В пр. статусе субъекта можно выделить эл-ты, позволяющие отличать субъект от адм.-терр. единицы в унит. государстве. Это права на собственную территорию, собственное население и самостоятельную власть, а тж на собственные гос. символы. Право на собственную территорию. На фед. уровне после 1993 г. не принималось зак. актов, описывающих территорию субъектов, и границы субъектов определялись их собственными НА, и изменялись путем принятия соглашений между субъектами, границы которых изменяются. Население субъекта – избират. корпус, осуществляющий через создаваемые им ОГВ в субъекте, – определяется, как указывалось выше не помощью института гражданства, а с помощью института постоянного либо преимущественного проживания на территории данного субъекта, подтверждаемое (если не доказано иное) с помощью регистрации. Самостоятельность власти субъекта предполагает установление субъектом собственной системы органов власти самостоятельно в соответствии с принципам, определенными в КРФ и ФЗ, а тж самостоятельное регулирование полномочий в пределах предметов ведения субъекта, определенных нормативно в КРФ. Власть в субъекте осуществляется на основе разделения на зак., исп. и суд., а, следовательно, создание органов всех трех ветвей власти обязательно. В субъекте должен быть создан зак. орган власти (наименование выбирается субъектом самостоятельно), который может быть двухпалатным (бикамерализм используется в 4-х субъектах РФ – республиках Адыгея, Кабардино-Балкария и Тыва, в Свердловской обл.). Избирается этот орган населением с использованием пропорциональной избир. системы (для избрания не менее чем половины депутатов), при этом в подавляющем большинстве регионов копируется система выборов депутатов ГД, и только в 3 субъектах Федерации – Приморском крае, Калужской и Магаданской обл. использована система открытых списков. Основы статуса зак. органа и пр. положение депутата определяются в конституциях и уставах субъектов в соответствии с нормами ФЗ (иммунитет депутата от обычного порядка привлечения к уг. ответственности регулируется исключительно на фед. уровне [ПКС от 30.11.1995 N 16-П]). Самостоятельность компетенции зак. органа заключается в праве его принимать собственные пр. акты субъекта, составляющие его собственную пр. систему – уставы и конституции (которые могут именоваться в соответствии традициями данного региона – напр., Осн. закон в республике Карелия или Степное уложение в респ. Калмыкия, Народный Хурал респ. Бурятия), а тж законы. Им должны соответствовать пр. акты, издаваемые органами исп. власти субъектов. ФЗ предусматривает ответственность зак. органа в виде возможности его роспуска путем принятия спец. ФЗ. Система органов исп. власти субъекта создается во главе с высшим исп. органом власти. Возглавляет высший орган исп. власти (но не всю систему органов) высшее д/лицо субъекта или просто председатель высшего органа исп. власти. Разница в их статусе по ФЗ практически не видна. В пр. актах субъектов эти д/лица отличаются гл. образом наименованием (к высшим д/лицам обычно относятся губернаторы областей и през-ты республик). Органы исп. власти субъекта осуществляют исп. деятельность в пределах предметов ведения субъекта и полномочий, определенных в конституции (уставе) и законах субъекта. Взаимоотношениям между органами зак. и исп. власти в целом повторяют схему взаимоотношений на фед. уровне [ПКС от 18.01.1996 N 2-П, ПКС от 01.02.1996 N 3-П]. ФЗ предусматривает тж ответственность высшего д/лица субъекта в форме отрешения его от должности указом През-та [ПКС от 09.07.2002 N 12-П]. Помимо высшего, в субъектах могут создаваться иные органы исп. власти, в т.ч. терр.. Однако при этом не должны ущемляться права ОМС, а потому терр. органы власти субъектов могут создаваться только в адм.-терр. единицах, непосредственно входящих в состав субъекта [ПКС от 24.01.1997 N 1-П, ПКС от 15.01.1998 N 3-П]. В части суд. власти субъекты могут создавать конст. и устав. суды для обеспечения внутренней непротиворечивости системы их собственных пр. актов, а тж должны создавать суды о/ю низшего звена – мировых судей. Однако поскольку мировые судьи рассматривают уг. и гр. дела, как и другие суды о/ю, они гл. образом применяют фед. законодательство. Для полноценной реализации принципа разделения властей в субъекте необходимо создание органа конст. юстиции, применяющего пр. акты субъекта и обеспечивающего необходимый и пр. баланс полномочий зак. и суд. власти. Особенности пр. статуса отд.х видов субъектов выделять затруднительно, т.к. не существует какого-то об. и универсального статуса, от которого могли бы отличаться др. субъекты. По сути дела, каждая категория субъектов обладает опр. особенностями пр. статуса. Наиболее многочисленной группой являются края, области и ГФЗ, слабо отличающиеся друг от друга. Поэтому гл. образом принято указывать на особенности пр. статуса республики и авт. округа. Республика обладает большим количеством атрибутов государства – имеет собственную конституцию и проч. Помимо церемониальных отличий, статус республики включает право вводить собственные гос. языки (ст. 68). Особенность статуса авт. округа заключается в том, что он одновременно входит непосредственно в состав и в то же время его население и территория является частью др. субъекта [ПКС от 14.07.1997 N 12-П]. Ответственность субъектов. Помимо ответственности отд. органов возможна ответственность субъекта в целом. Это происходит в случаях применения фед. интервенции (осуществление полномочий органов власти субъектов фед. органами власти в связи с обстоятельствами чрезвычайного х-ра в целях обеспечения прав граждан и безопасности). Комм. под ред. В.Д. Карповича: В ч. 1 ст. 5 дана структурная характеристи-ка России как фед. государства. Разнообразие форм составляющих Федерацию образований - результат ист. развития России, особенностей ее нац. состава. Республики (в эпоху СССР они именовались автономными) являются нац.-гос. образованиями, в границах которых самоопределились нац. общности, отличающиеся своеобразием языка, культуры и быта; края (ранее крупные адм.-терр. единицы, в состав которых входили авт. области и авт. округа), области (так традиционно именуются крупные адм.-терр. единицы, в некоторых из которых были и остаются авт. округа) и ГФЗ (в прошлом города респ. подчинения: Москва и Ленинград) представляют собой терр.-гос. образования с достаточно однородным, преимущественно русским, населением; авт. область (в сов. период их было 5, в настоящий момент сохранилась одна - Еврейская) – нац.-терр. гос. образование; авт. округа (появились в 30-х годах и рассматривались в качестве адм.-терр. единиц с нац. спецификой как часть более крупных адм.-терр. единиц) подобны авт. области и являются нац.-терр. гос. образованиями, входящими (за исключением Чукотского авт. округа) в состав края (2 округа) или области (7 округов) и имеющими своей целью способствовать сохранению самобытности и развитию отд. компактно проживающих малочисленных народов Кр. Севера. Названные гос. образования с этническим эл-том - образования всех народов как части многонац. народа РФ, а не только тех, которые дали ему соответствующее наименование. Формально различаясь, субъекты в конст. отношении по сути одинаковы. Это отражает само объединяющее их новое понятие "субъект РФ". Оно впервые появилось в КРФ; данное понятие подчеркивает общность республик, краев, областей, ГФЗ, авт. области, авт. округов и обращает внимание на то, что при сохранении прежних гос.-пр. форм эти образования обрели новое качество, став субъектами Федерации. В РФ субъекты равноправны во взаимоотношениях с фед. ОГВ, в отношении иных атрибутов конст.-пр. статуса: в правах иметь конституцию или устав, собственные органы гос. власти, законодательство, свою территорию, представительство в СФ и др. (ст. 66). КС признал принцип равноправия доминирующим в статусе субъектов (ПКС от 14 июля 1997 г.). Это стало определяющим обстоятельством и в деле о дорожных фондах, рассматривая которое КС пришел к следующему выводу: равноправие предполагает единообразие конст. подхода к распределению предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами и диктует установление фед. законодателем единых правил взаимоотношений фед. органов власти со всеми субъектами. Россия, в частности, не может отказать кому-либо из них как в праве создавать терр. дорожные фонды, так и в возможности формировать их за счет одинаковых для всех источников (ПКС от 15 июля 1996 г.). Равноправие субъектов не исключает некоторых различий между ними. Они отражены в КРФ, которая именует республики государствами, допускает установление ими собственных гос. языков (ч. 2 ст. 68), предполагает, что по представлению зак. и исп. органов авт. области и авт. округа м. б. принят ФЗ об авт. области, авт. округе (ч. 3 ст. 66), а отношения авт. округов, входящих в состав края, области, могут регулироваться ФЗ и договором между ОГВ авт. округа и, соответственно, ОГВ края или области (ч. 4 ст. 66). Возможны и другие различия, но они должны иметь договорную или фед.-законодательную основу и быть обусловлены конкретными специф. соц.-эк. и др. особенностями. Доп. юр. права и гарантии в данной ситуации, по существу, становятся предпосылкой факт. выравнивания статусов субъектов, а значит, пр. положения граждан, проживающих на их территориях и в России вообще. Республика, хотя и в скобках, названа государством. Конституционно данное положение было зафиксировано в начале 90-х г. Однако такая запись, подчеркнул КС, не означает признание гос. суверенитета этих субъектов, а лишь отражает опр. особенности их конст.-пр. статуса, связанные с факторами ист., нац. и иного х-ра; Конституция не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти помимо многонац. народа России и, следовательно, не предполагает какого-либо иного гос. суверенитета помимо суверенитета РФ (ПКС от 7 июня 2000 г., ОКС от 27 июня 2000 г.). Республика наделена правом иметь свою конституцию, что, впрочем, признавалось и прежними конституциями России. Однако какая-либо регистрация или утверждение принятых республиками конституций не предусматривается. Равно как и обеспечение их соответствия КРФ - прерогатива не зак. органов Федерации, а специализ. органа конст. контроля - КС (ч. 2 ст. 125). Республики имеют тж свое законодательcтво, т.е. они обладают правом в установленных пределах принимать собственные законы. Это делается по вопросам, находящимся в их ведении или входящим в сферу совместного ведения с Россией, в соответствии с КРФ и ФЗ. Конкретный, но не исчерпывающий перечень данных вопросов, требующих зак. оформления, приводится в ч. 2 ст. 5 ФЗ "Об об. принципах организации зак. (предст.) и исп. ОГВ субъектов РФ". Названные атрибуты государственности республики не являются исчерпывающими. К ним можно отнести тж образуемые ими ОГВ, установленные гос. языки, территорию. Кроме того, каждая из республик, согласно принятым ими конституциям, имеет герб, флаг, гимн, собственную столицу, а также в соответствии с ЗРФ "О гражданстве РФ" при опр. условиях не исключается гражданство. Касаясь символов, КС отметил, что республики, как и другие субъекты, вправе самостоятельно их вводить, придавать им статус офиц. отличительных атрибутов, определять порядок офиц. использования. Флаг, герб и гимн наряду с наименованием республики призваны самоидентифицировать ее внутри РФ и по своему предназначению не могут служить иным целям (ПКС от 7 июня 2000 г.). Край, область, ГФЗ, авт. область, авт. округ в основном обладают теми же по значению эл-тами государственности, что и республика. Они принимают на равных с республиками условиях устав - конституционноподобный пр. акт, образуют собственные ОГВ, издают законы, и, соответственно, у них складывается собственное законодательство, они вправе иметь свою столицу и символы - герб, флаг, гимн. Все субъекты независимо от вида без каких-либо изъятий обладают равными правами во взаимоотношениях с фед. ОГВ в гос.-пр., бюджетной и др. сферах; каждый из них вступает в эти отношения непосредственно, что имеет особое значение для авт. округов, входящих в состав края или области. Формы и процедуры указанных взаимоотношений определяются КРФ (ч. 2 ст. 95, ст. 104, ч. 2, 5 ст. 125, ст. 134, 135, 136 и др.), Федер. и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, соглашениями в системе испо. власти и ФЗ.
54. Принцип равноправия и самоопределения народов в РФ и формы его реализации. Комм. под ред. В.Д. Карповича: Одним из основополагающих принципов фед. устройства России является равноправие ее народов. КРФ (преамбула) определяет данный принцип как общепризнанный. Применительно к России, где проживает свыше 170 народов, он имеет особое значение. Равноправие народов находит свое проявление в том, что независимо от численности и др. х-к каждый из них имеет право на: самоопределение, использование земли и других прир. ресурсов как основы жизни и деятельности, сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, получение поддержки со стороны РФ, в ведении которой находится установление основ фед. политики и фед. программы в области нац. развития России. Обеспечивая права народов, государство создает предпосылки для реального осуществления инд. прав и свобод человека и гражданина, в частности права каждого на пользование родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества, исповедовать любую религию, быть защищенным от дискриминации по нац. признаку. Признание равноправия народов не исключает особого внимания со стороны государства к их опр. группам, которые в силу разных причин являются наименее защищенными и легкоуязвимыми. К таковым КРФ относит нац. меньшинства и их особую разновидность - коренные малочисленные народы (ст. 69, п. "в" ст. 71, п. "б", "м" ч. 1 ст. 72). Фед. устройство опирается на принцип самоопределения народов. Он не тк непосредственно зафиксирован в КРФ, но и является ее исходной идеей и рассматривается как общепризнанный принцип. Декларация о гос. суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. провозгласила право на самоопределение в избранных народом нац.-гос. и нац.-культ. формах (п. 4). КРФ, следуя этому положению, допускает принятие в Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъектов по взаимному согласию РФ и субъекта, гарантирует местное самоуправление, право народов на сохранение родного языка, права нац. меньшинств и коренных малочисленных народов. ФЗ "О нац.-культ. автономии" созданы пр. основы для самоопределения этнических сообществ в форме нац.-культ. автономии, способствующей развитию и защите языка и культуры данных общностей и их представителей. В ПКС от 13 марта 1992 г. по делу о проверке конституционности Декларации о гос. суверенитете и ряда зак. актов Респ. Татарстан о проведении референдума отмечалось, что право на самоопределение народа предполагает наличие у субъекта права на постановку вопроса о своем гос.-пр. статусе. КРФ обеспечивает самоопределение народов в пределах РФ; ее субъекты не наделены правом выхода из состава Федерации. Это положение согласуется с межд.-пр. нормами. В Декларации о принципах межд. права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой ГА ООН 24 октября 1970 г., в разделе о принципе равноправия и самоопределения народов указывается, что ничто "не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или частичному или полному нарушению терр. целостности или пол. единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов... и, вследствие этого, имеющих пр-ва, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории. Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение нац. единства и терр. целостности любого другого государства или страны". КС в упомянутом выше постановлении по Респ. Татарстан определил, что при реализации любого права, в т.ч. и права на самоопределение, необходимо признание и уважение прав др., в противном случае "будет иметь место не осуществление права, а злоупотребление правом"; "не отрицая права народа на самоопределение, осуществляемого посредством законного волеизъявления, следует исходить из того, что межд. право требует при этом соблюдения принципа терр. целостности и прав человека". Указанные выводы Суда нашли также подтверждение в его постановлении от 31 июля 1995 г. по делу о проверке конституционности ряда пр. актов, принятых в связи с урегулированием вооруженного конфликта в Чеченской Республике. Нац. самоопределение: - самоидентификация (осознание себя этническим единством) - выбор нац. языка - выбор нац. культуры, экономики
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.7.187 (0.014 с.) |