Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие современного МП и его особенности↑ Стр 1 из 26Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие современного МП и его особенности Международное публичное право является совокупностью правовых норм, регулирующих отношения м/у субъектами МП и выражающих согласование воль этих субъектов и обеспечиваемое в определенных случаях принуждением. Международное публичное право (далее МПП)- это совокупность норм, регулирующих взаимоотношения гос-в и их объединений(международных организаций) в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества. Так же МПП представляет собой самостоятельную систему права, включающую совокупность институтов и отраслей МП. Комплекс норм одинаковой целевой направленности, касающихся конкретного объекта правового регулирования, образуют институт МП. Примером здесь может служить- институт признания, институт правопреемства, институт международно-правовой ответственности гос-в. Отрасль МПП – это совокупность международно-правовых норм, объединенных единым предметом регулирования и регламентирующих отношения субъектов МПП в широкой сфере сотрудничества. В систему отраслей МП входят право международных договоров, право международных организаций, право внешних сношений, международное морское право, М воздушное право, М космическое право, М экологическое право, М уголовное право, право прав человека, М гуманитарное право. Особенности МПП: МПП как система права отличается от национальной правовой системы по субъекту, способу разработки и обеспечения норм права. 1) Субъекты МПП- это коллективные образования, наделенные нормами МП правами и обязанностями и являющиеся или могущие стать участниками международних правоотношений. К субъектам МПП относятся: гос-ва (около 214), нации или народы, международные организации, межправительственные организации, государствоподобные образования (субъекты-суверены, напр. Ватикан). Гос-ва – первоначальные и основные субъекты МПП, обусловливающие его возникновение и развитие. Определяющая роль гос-в в МП объясняется наличием у них суверенитета – способность самостоятельно осуществлять внешнюю политику на международной арене и власть над населением своей территории. Отсюда можно сделать вывод, что все гос-ва равны в правосубъектности. Нация ли народ, - общий термин, относящийся к многонациональному населению, - сравнительно новый субъект МПП, получивший признание в результате закрепления в Уставе ООН принципа «самоопределения народов». Международные межправительственные организации создаются гос-ами путем заключения договора- учредительного акта, являющегося уставом организации. Объем правосубъектности, как и ее предоставление, зависит от воли гос-в-учредителей и закрепляется в уставе международной организации. В связи с этим объем правосубъектности у международных организаций не одинаков.
2) Нормообразование. Нормы МП создаются самими субъектами МП путем согласования интересов и приобретает форму договора или обычая. 3) В международных отношениях не существует централизованного аппарата принуждения. В случае необходимости гос-ва сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка. Основой поддержания Мпорядка является принцип добросовестного выполнения взятых на себя обязательств. Принуждение осуществляется самими гос-ми в строго определенных случаях, закрепленных в Уставе ООН. 4) Нет судебных органов, которые разрешали бы споры м/у гос-ами без их согласия. Нужно отметить, что МПП имеет согласительныю природу. 2. Вопросы МП в КРФ 1993г. КРФ 1993г. Сделала большой шаг вперёд в деле признания МП не только в регулировании отношений м/у субъектами МП, но и в регулировании правовых отношений внутри страны. Она пронизана ссылками на МП. Обязанность руководствоваться нормами МП закреплена во многих статьях КРФ. Однако центральным положением в этой области является норма о соотношении международного и внутригосударственного права, закрепленная в ч.4 ст. 15 КРФ. Согласно этой норме «общепризнанные принципы и нормы МП и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.» Впоследствии эта норма была воспроизведена в ФЗ «О международных договорах РФ» от 15 июля 1995 года (Закон о международных договорах). Норма ч.4 ст.15 КРФ ставит вопрос об иерархии общепризнанных принципов и норм МП и КРФ. В силу п.1 ст. 15 КРФ имеет высшую юр. Силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Поэтому нормы К имеют приоритет перед общепризнанными принципами и нормами МП. КРФ имеет приоритет перед международными договорами РФ. Согласно п.6 ст.125 КРФ не соответствующие её положениям международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Пленум ВС в постановлении «О некоторых вопросах применения КРФ при осуществлении правосудия» от 31октября 1995 г. (далее-постановление), по существу, дал толкование того, как следует понимать положение ч.4 ст.15 КРФ. В п.5 Постановления указывается, что суд должен руководствоваться нормами МД, решение о согласии на обязательность которого для РФ было выражено в форме ФЗ, т.е. Имеется в виду в основном ратифицированные МД. В этой связи возникают 2 вопроса. 1- правомерно ли такое толкование К Пленумом ВС РФ? Ведь закон о судоустройстве РСФСР от 8 июля 1981г. (далее- закон о судоустройстве) с последующими изменениями, внесенными законами от 29 мая 1992г., от 3 июля 1992г., от 28 ноября 1994г., закрепляет за ним право давать руководящие разъяснения относительно практики российского зак-ва, а не толкования КРФ. 2- какое значение может иметь постановление Пленума ВС РФ для иных правоприменительных органов, за исключением судов? По-видимому, постановление является обязательным для всех правоприменительных органов, т.к. Согласно ст. 56 Закона о судоустройстве, руководящие разъяснения Пленума ВС обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение. Норма ч.4 ст.15 КРФ имеет большое значение для внутренней жизни Нашего гос-ва. Так как нормы МП стали составной частью российской правовой системы, они должны применяться на территории РФ. В РФ конституционно закреплена международно-правовая концепция об общепризнанных принципах и нормах и МД как части правовой системы России, т.е. Как части совокупности явлений правовой действительности, которыми выступают: 1) правовые нормы РФ; 2) правовая деятельность, выражающаяся в осуществлении органами гос власти РФ функции создания и реализации правовых норм; 3) правовые доктрины, концепции, теории. Частью каждого из компонентов правовой системы РФ должны в соответствии с КРФ стать нормы МП – общепризнанные принципы и нормы и МД. Это означает, что общепризнанные принципы и нормы и МД РФ в соответствии с КРФ становятся частью правовых норм РФ, правовой деятельности по реализации правовых норм, правовых доктрин.
Правосубъектность МО Применительно к проблеме международной правосубъектности речь идет и может идти лишь о межгосударственных (межправительственных) международных организациях, созданных непосредственно по соглашению между государствами. Именно в соответствии с таким соглашением (уставом) международные межправительственные организации и приобретают международную правосубъектность. Оно должно наделять их определенной международной правоспособностью, т.е. Правом выступать в международных отношениях от собственного имени: заключать международные договоры с государствами и межправительственными организациями, принимать решения от собственного имени. Решения органов международных организаций, принимаемые ими от своего имени, - проявление международной правосубъектности организации в целом. Вопроса о международной правосубъектности многочисленных международных неправительственных объединений и организаций, создаваемых отдельными лицами или их объединениями, не возникает, поскольку их создатели не могут наделить такие международные объединения какими-либо правами и обязанностями в международном отношении, так как сами не обладают таким правомочием. Воля международных межправительственных организаций носит относительно самостоятельный характер. Самостоятельность воли проявляется в том, что после того как организация создана государствами, она (воля) представляет собой уже новое качество по сравнению с индивидуальными волями членов организации. Эта воля "обособлена" и от воль других субъектов международного права. Любая такая организация может быть правомерно образована лишь в рамках действующего международного права. По своим провозглашенным и фактическим целям и деятельности она должна отвечать требованиям общепризнанных и общеобязательных принципов и норм международного права. Можно утверждать, что любая правомерно существующая международная (межгосударственная) организация есть субъект международного права, так как ее учредительный акт обязательно регулирует отношения между организацией и государствами-членами хотя бы по поводу их членства в этой организации. Объем правосубъектности международных организаций различен. В каждом конкретном случае он устанавливается учредительным актом организации, а также соглашениями данной организации с государствами и другими международными организациями. Правосубъектность международных межправительственных организаций является специальной. Ее объем ограничен целями международной организации. Правосубъектность международных организаций может прекратиться или измениться по воле государств-членов в результате упразднения международной организации или изменения ее правомочий, установленных международным соглашением.
7. Нации и народы как субъекты МП. Формы самоопределения народов. Одним из важнейших общепризнанных начал современного международного права является принцип самоопределения народов и наций (п.2 ст. 1 и ст. 55 Устава ООН). Это, однако, не означает, что любая нация или народ должны рассматриваться в качестве субъекта международного права. Лишь нация или народ, борющиеся за свое освобождение и создавшие определенные властные структуры, объединенные единым центром, способным выступать от имени нации или народа в межгосударственных отношениях, могут претендовать на статус субъектов международного права. Понятие "народ" в термине "самоопределение народов" является более точным, чем понятие "нация", поскольку население территории может быть многонациональным либо еще не сложившимся в нацию. Народ, в отношении которого возникает проблема признания его международной правосубъектности, - не просто население той или иной территории, некая сумма индивидов, на ней проживающих, а как минимум определенная экономическая и культурно-историческая целостность, осознающая свое единство. Если речь идет о нации, сюда добавляется и языковая общность. Анализ международных документов, раскрывающих содержание принципа равноправия и самоопределения народов позволяет сделать вывод о том, что в практике ООН право на отделение и образование самостоятельного государства в качестве элемента права на самоопределение признается за народами несамоуправляющихся территорий (колоний и других зависимых территорий); народами, проживающими на территориях, имеющих, согласно конституции того или иного государства, право на выход (отделение); народами территорий аннексированных после 1945 г., т.е. После принятия Устава ООН; и народами, проживающими в государстве, которое не соблюдает принцип равноправия и не обеспечивает представительство всех слоев населения в органах государственной власти без какой-либо дискриминации. Иными словами, только при соблюдении вышеперечисленных условий народы, ведущие вооруженную борьбу за отделение, могут считаться субъектами международного права на основании права на самоопределение. Следует отметить, что колониальный народ (нация) имеет право на волеизъявление в любой форме с целью получения независимости от метрополии, включая право на установление с суверенными государствами официальных отношений, регулируемых нормами дипломатического и консульского права, и право на участие в деятельности международных организаций. Одним из основных прав народа (нации) является право на международно-правовую защиту и получение поддержки от других субъектов международного права.
Формы самоопределения народов: 1)формы этнокультурного самоопределения: - установление федеральным и региональным законодательством гарантий развития культуры, языков, обычаев народов и механизмов их защиты;создание национально-культурной автономии; 2) формы политического самоопределения: - создание автономной административной единицы в рамках унитарного государства или образование самостоятельного субъекта в рамках федеративного государства; - присоединение к независимому государству, объединение с ним, участие в межгосударственном союзе; - сецессия - выход из состава государства территориального, национально-территориального или автономного образования; - создание независимого государства.
Постоянные члены Постоянные члены совбеза ООН имеют «право вето». · Великобритания · Китай, до 25 октября 1971 года место занимала Китайская Республика · Россия, до 24 декабря 1991 года — СССР · США · Франция Непостоянные члены В настоящее время непостоянными членами СБ ООН являются:
В исторической перспективе чаще других непостоянными членами СБ избирались: Бразилия, Япония — по 20 лет в качестве члена СБ.
Структура СБ ООН: ü Постоянные комитеты В настоящее время существуют три таких комитета, в каждый из которых входят представители всех государств — членов Совета Безопасности. • Комитет экспертов Совета Безопасности • Комитет по приему новых членов • Комитет Совета Безопасности по вопросу о заседаниях Совета вне Центральных учреждений
ü Комитеты открытого состава Эти комитеты, в состав которых входят все члены Совета, учреждаются по мере необходимости и проводят закрытые заседания. • Совет управляющих Компенсационной комиссии Организации Объединенных Наций, учрежденной резолюцией 692 (1991) Совета Безопасности • Контртеррористический комитет, учрежденный резолюцией 1373 (2001) от 28 сентября 2001 года • Комитет по предотвращению распространения ядерного, химического или биологического оружия и средств его доставки
ü Комитеты по санкциям На основании главы VII Устава Совет Безопасности может принимать принудительные меры для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие меры могут быть самыми различными: от экономических санкций до международных военных действий. В арсенал санкций входят всеобъемлющие экономические и торговые санкции и/или такие более конкретные меры, как эмбарго на поставки оружия, запрещение въезда или проезда, финансовые или дипломатические ограничения.
ü Рабочие группы • Рабочая группа по операциям по поддержанию мира • Специальная рабочая группа по предотвращению и разрешению конфликтов в Африке • Рабочая группа, учрежденная резолюцией 1566 (2004) (рассмотрение и представление Совету рекомендаций относительно практических мер, которые будут применяться к отдельным лицам, группам или организациям, вовлеченным в террористическую деятельность или причастным к ней, помимо тех, которые указаны Комитетом по санкциям в отношении «Аль-Каиды» и движения «Талибан») • Рабочая группа по вопросу о детях и вооруженных конфликтах • Рабочая группа по документации и другим процедурным вопросам
Процедура голосования СБ ООН: Решения по процедурным вопросам принимаются большинством в девять голосов. По другим вопросам также необходимо собрать не менее девяти голосов, но это число должно обязательно включать голоса постоянных членов. Неучастие в голосовании постоянного члена на препятствует принятию решения. Такова формула принципа единогласия великих держав, который служит одной из основ Совета Безопасности. Вместе с тем, используя право вето, любой постоянный член может воспрепятствовать принятию резолюции <*>. -------------------------------- <*> Так, в ноябре 1996 г. 14 членов Совета Безопасности поддержали кандидатуру Бутроса Гали на пост Генерального секретаря ООН. Против высказались только США. Решение принято не было. В итоге новым Генеральным секретарем был избран Кофи Аннан.
Принцип единогласия постоянных членов отражает реальное положение дел в мире. Только единство великих держав способно обеспечить мир и безопасность. Об осознании этого положения свидетельствует анализ результатов голосования в Совете Безопасности, обнаруживающий определенную тенденцию. С 1946 по 1990 гг. Постоянные члены применяли вето 279 раз, а с 1990 по 1995 гг. - лишь дважды.
Статья 27 Устава ООН 1. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. 2. Решения Совета Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета. 3. Решения Совета Безопасности по всем другим вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования при принятии решения
Из сказанного следует, что миротворческие силы ООН играют важную роль в урегулировании локальных конфликтов на религиозной, этнической почве, ставящих под угрозу мир и целостность государств. Растет значение ООН в урегулировании конфликтов немеждународного характера, что представляет новое направление в ее деятельности. Однако проблема миротворчества ООН имеет немало нерешенных вопросов. Несмотря на призывы Генеральной Ассамблеи к тому, чтобы все члены принимали участие в финансировании, дела в этой области обстоят неудовлетворительно. Задолженность США измеряется сотнями миллионов долларов. В ряде случаев ООН оказалась не в состоянии применить миротворческие силы. В результате не были предотвращены жертвы, измеряющиеся сотнями тысяч жизней. В качестве одного из выходов резолюции Генеральной Ассамблеи указывают на необходимость сотрудничества с региональными организациями. Деятельность ООН по миротворчеству в постконфликтных ситуациях часто включает: · Надзор за сбором и уничтожением сотен тысяч единиц оружия и помощь с вовлечением бывших комбатантов в гражданскую жизнь · Контроль за соблюдением прекращения огня и вывода иностранных сил · Надзор за работой различных государственных ведомств и проведением свободных и справедливых выборов Существуют два вида миротворческих операций: миссии наблюдателей и операции с участием миротворческих сил. Наблюдатели безоружны, а военнослужащие миротворческих сил ООН вооружены легким вооружением, которое они могут применять исключительно в целях самообороны. Миротворцев ООН легко узнать по эмблеме ООН и голубым беретам, которые они носят, находясь на службе. Голубые каски, ставшие символом миротворцев ООН, надеваются во время любых операций, когда существует опасность. Миротворцы носят свою национальную форму. Правительства, предоставляющие войска, сохраняют полный контроль за своими воинскими контингентами, несущими службу под флагом ООН.
Междунаро́дный день миротво́рцев Организа́ции Объединённых На́ций отмечается ежегодно 29 мая начиная с 2003 года.
ЭКОСОС ООН Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом (ст. 61), причем ежегодно избираются 18 членов на трехлетний срок для замены тех 18 членов, трехлетний срок деятельности которых истек. Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании. ЭКОСОС осуществляет координацию экономической и социальной деятельности ООН и ее 16 специализированных учреждений, а также других институтов системы ООН. Он служит центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и для выработки рекомендаций в отношении политики по этим проблемам для государств и для системы ООН в целом. Большая работа в рамках ЭКОСОС проводится по подготовке исследований, составлению докладов по международным вопросам в экономической, экологической и социальной областях, в сфере культуры, образования, здравоохранения, поощрения, уважения и соблюдения прав человека и основных свобод. В круг ведения ЭКОСОС входят созыв многочисленных международных конференций, подготовка для представления Генеральной Ассамблее проектов конвенций по различным вопросам межгосударственного сотрудничества, проведение переговоров со специализированными учреждениями относительно соглашений, определяющих их взаимоотношения с ООН. Совет наделен полномочиями согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и делать рекомендации таким учреждениям, а также Генеральной Ассамблее и членам ООН. ЭКОСОС может оказывать услуги, одобренные Генеральной Ассамблеей, членам ООН и специализированным учреждениям по просьбе последних, а равно консультироваться с соответствующими неправительственными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Совета. ЭКОСОС уполномочивается представлять Совету Безопасности информацию и, по предложению Совета Безопасности, обязан ему помогать. ЭКОСОС обычно проводит ежегодно одну организационную и две регулярные сессии. Начиная с 1992 года Совет собирается на одну 4- или 5-недельную регулярную сессию поочередно в Нью-Йорке и Женеве. В течение года работа Совета проводится в его вспомогательных органах, которые регулярно собираются и представляют доклады Совету. ЭКОСОС имеет 6 функциональных комиссий: Статистическую комиссию, Комиссию по народонаселению, Комиссию социального развития, Комиссию по правам человека, Комиссию по положению женщин и Комиссию по наркотическим средствам. К числу вспомогательных органов относятся 5 региональных комиссий: Экономическая комиссия для Африки (со штаб-квартирой в Аддис-Абебе), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (Бангкок), Европейская экономическая комиссия (Женева), Экономическая комиссия для Латинской Америки (Сантьяго) и Экономическая комиссия для Западной Азии (Багдад). Вспомогательный механизм ЭКОСОС включает 6 постоянных комитетов: по программе и координации; по природным ресурсам; по транснациональным корпорациям; по населенным пунктам; по неправительственным организациям и по переговорам с межправительственными учреждениями. Кроме того, ЭКОСОС создал ряд постоянных экспертных органов по таким вопросам, как предупреждение преступности и борьба с ней, планирование развития, договоры о налогах между развитыми и развивающимися странами, перевозка опасных грузов. ЭКОСОС работает в тесном контакте с международными неправительственными организациями. Свыше 600 неправительственных организаций имеют консультативный статус при ЭКОСОС. Они подразделяются на три категории: к категории I относятся организации, в компетенцию которых входит большинство видов деятельности, осуществляемой Советом; организации категории II обладают специальной компетенцией в конкретных областях деятельности Совета; организациями, включенными в Список Генерального секретаря, или Ростер, являются те, которые могут иногда делать вклад в работу Совета, его вспомогательных органов или организаций системы ООН. Неправительственные организации, которым предоставлен консультативный статус, могут направлять наблюдателей на открытые заседания ЭКОСОС и его вспомогательных органов, а также представлять письменные заявления, касающиеся деятельности Совета. Занимающийся в основном рассмотрением и анализом социально-экономических и гуманитарных проблем, ЭКОСОС призван играть более эффективную, отведенную ему Уставом ООН центральную координирующую роль в экономической и научно-технической деятельности системы ООН, приступить к разработке международно-правовых актов, созданию международных механизмов и институтов, гарантирующих экономическую безопасность государств. ЭКОСОС мог бы содействовать выходу на качественно новый уровень многостороннего экономического взаимодействия.
Секретариат ООН Секретариат ООН. Одним из главных органов ООН является Секретариат. Он состоит из Генерального секретаря и такого персонала, который может потребоваться для Организации. Он обслуживает другие органы ООН и проводит практическую работу по претворению в жизнь программ деятельности и решений, одобренных этими органами, обеспечивает конференционное обслуживание всех главных и вспомогательных органов ООН. Работа Секретариата включает в себя осуществление операций по поддержанию мира с санкции Совета Безопасности, организацию и проведение международных конференций по проблемам мирового значения (например, Конференции по морскому праву), составление обзоров мировых экономических и социальных тенденций и проблем, подготовку исследований по таким вопросам, как разоружение, развитие, права человека. В функции Секретариата входят также устный и письменный перевод выступлений и документов и распространение документации. Секретариат размещен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, имеются также подразделения Секретариата в Женеве, Вене, Найроби, Бангкоке и других городах. В соответствии с Уставом ООН и решениями Генеральной Ассамблеи сотрудники Секретариата должны иметь высокий уровень компетентности, работоспособности и добросовестности. При их найме должно обеспечиваться справедливое географическое распределение постов между государствами — членами ООН. Сотрудники Секретариата дают присягу на верность принципам и идеалам ООН и при исполнении своих обязанностей не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства. Государства — члены ООН, в свою очередь, обязаны уважать строго международный характер обязанностей Генерального секретаря и сотрудников Секретариата ООН и не пытаться оказывать на них воздействие при исполнении ими своих обязанностей. Общая численность сотрудников Секретариата составляет более 16 тысяч человек, являющихся гражданами свыше 150 стран. Весь персонал Секретариата ООН делится на 4 категории: специалисты, сотрудники полевой службы, общего обслуживания, хозяйственно-технических служб. Основная часть должностей специалистов подлежит распределению среди государств-членов на основе принципа справедливого географического представительства с учетом размера взноса в бюджет ООН и численности населения. В Секретариате ООН существуют два вида найма на службу: на основе предоставления постоянных (до достижения пенсионного возраста) контрактов и срочных (временных) контрактов. В настоящее время почти 70 % сотрудников Секретариата имеют постоянные контракты.
МАГАТЭ МАГАТЭ (англ. IAEA, сокр. International Atomic Energy Agency) — международная организация для развития сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Основана в 1957 году. Штаб-квартира расположена в Вене (Международный Венский Центр). Агентство было создано как независимая межправительственная организация в системе ООН, а с появлением Договора о нераспространении ядерного оружия его работа приобрела особое значение, поскольку ДНЯО сделал обязательным для каждого государства-участника заключить с МАГАТЭ соглашение о гарантиях. Цель работы Агентства в стране — констатировать, что работы в мирной ядерной области не переключались на военные цели. Государство, подписывая такое соглашение как бы гарантирует, что не проводит исследований военной направленности, поэтому этот документ и называется соглашением о гарантиях. При этом МАГАТЭ — орган сугубо технический. Оно не может давать политической оценки деятельности того или иного государства. МАГАТЭ не вправе строить догадки — Агентство работает только с наличными фактами, основывая свои выводы исключительно на осязаемом результате инспекций. Система гарантий МАГАТЭ не может физически воспрепятствовать переключению ядерного материала с мирных целей на военные, а только позволяет обнаружить переключение находящегося под гарантиями материала или использование не по назначению поставленной под гарантии установки и инициировать рассмотрение таких фактов в ООН. При этом выводы Агентства отличаются крайней осторожностью и корректностью. В функции Агентства входит: Поощрение исследований и разработок по мирному использованию атомной энергии; Поощрение обмена научными достижениями и методами; Формирование и применение системы гарантий того, что гражданские ядерные программы и разработки не будут использоваться в военных целях; Разработка, установление и адаптация норм в области здравоохранения и безопасности МАГАТЭ создано в 1957 в соответствии с решением ООН от 4 декабря 1954, входит в систему ООН, с которой связано специальным соглашением; ежегодно представляет доклад о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН и, при необходимости, — Совету Безопасности ООН. МАГАТЭ созывает международные научные форумы для обсуждения вопросов развития атомной энергетики, направляет в различные страны специалистов для помощи в исследовательской работе, оказывает посреднические межгосударственные услуги по передаче ядерного оборудования и материалов, исполняет контрольные функции и, в частности, наблюдает за тем, чтобы помощь, предоставляемая непосредственно агентством или при его содействии, не была использована для каких-либо военных целей. Большое внимание в деятельности МАГАТЭ уделяется вопросам обеспечения безопасности ядерной энергетики, особенно после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Важнейшее направление деятельности МАГАТЭ — обеспечение нераспространения ядерного оружия. По Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) на МАГАТЭ возложена проверка выполнения обязательств его участников. Контрольные функции Агентства — так называемые гарантии МАГАТЭ — имеют цель не допустить в странах, не обладающих ядерным оружием, переключения атомной энергии с мирного применения на создание ядерного оружия. С заключением ДНЯО его участники, не обладающие ядерным оружием, обязались заключить с Агентством соглашения, которые предусматривают осуществление контроля МАГАТЭ в отношении всей их мирной ядерной деятельности. Департамент гарантий, созданный в рамках Секретариата МАГАТЭ, обеспечивает контроль за ядерными установками и материалами путём изучения соответствующих учётных документов, проверки работы операторов на ядерных установках, проведения выборочных измерений в «ключевых точках» установок. В этих целях широко практикуется направление инспекторов на места.
По состоянию на декабрь 2009 года в МАГАТЭ входило 151 государство. Руководящие органы — созываемая ежегодно Генеральная конференция всех стран-членов, Совет Управляющих из 35 государств, руководящий практической деятельностью Агентства, и Секретариат, осуществляющий текущую работу (возглавляется Генеральным директором). Штаб-квартира МАГАТЭ расположена в Международном Венском Центре. Кроме того, МАГАТЭ содержит региональные отделения в Канаде, Женеве, Нью-Йорке и Токио, лаборатории в Австрии и Монако и исследовательский центр в Триесте (Италия), которым управляет ЮНЕСКО.
Дипломатический корпус. Дипломатический корпус – постоянные дипломатические представительства, включающие 3 категории сотрудников: дипломатический персонал (синие паспорта) административно-техничесикй персонал (зеленые паспорта), обслуживающий персонал. Основное качество дипломатического персонала – представительский характер. Члены дипломатического персонала имеют ранги и классы, звания и должности. Дипломатический корпус – в широком смысле – весь дипломатический персонал и члены их семей всех дипломатических представительств, аккредитуемых в этом государстве. В узком смысле – только главы всех иностранных представительств. Глава дипломатического корпуса – дуайен (старейший по возрасту и по времени пребывания в стране). В их функции входит церемониальное приветствие новых дипломатов, первый говорит ответное слово. К дипломатическому персоналу относятся: послы, посланники, советники, торговые представители и их заместители, военные и гражданские атташе, секретари. ВК 1961 г. Не решает вопрос о численности дипломатического состава: принцип взаимности.
Дипломатический персонал представительств в данном государстве образует дипломатический корпус, который возглавляется старейшим по времени пребывания в стране главой представительства - дуайеном (старейшиной, деканом). Этот корпус и его дуайен выполняют протокольные функции, поздравляют власти страны пребывания с соответствующими событиями или выражают соболезнование. Известны также случаи протеста со стороны корпуса при нарушении дипломатического иммунитета. Вторая категория сотрудников представительства - административно-технический персонал. Его составляют бухгалтеры, шифровальщики, канцелярские работники, переводчики и т.п. Следуя распространенной практике, Венская конвенция о дипломатических сношениях в значительной мере приравняла административно-технический персонал и членов их семей к дипломатическому персоналу, за некоторыми существенными исключениями. Иммунитет от гражданской и административной юрисдикции не распространяется на действия, совершенные не при исполнении служебных обязанностей. Этот персонал может беспошлинно ввозить предметы первоначального обзаведения, но не освобождается от таможенного досмотра (п. 2 ст. 37). Третью категорию составляет обслуживающий персонал (повара, садовники, охрана, шоферы и др.). Члены этого персонала пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей, и освобождаются от налогов на заработок, получаемый по службе, разумеется, при условии, что они не являются гражданами страны пребывания (п. 3 ст. 37).
38. Постоянные представительства государств при международных организациях: порядок учреждения и функционирования.
ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ ГОСУДАРСТВ В ИХ ОТНОШЕНИЯХ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ УНИВЕРСАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА 1975 г. Статья 5. Учреждение представительств 1. Государства-члены могут, если это допускается правилами Организации, учреждать постоянные представительства для выполнения функций, изложенных в статье 6. 2. Государства, не являющиеся членами Организации, могут, если это допускается пр
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.118.236 (0.02 с.) |