ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международно-правовое регулирование ответственности за ядерный ущерб.



Из наиболее известных являются Венская конвенция 1963 г. О гражданской ответственности за ядерный ущерб (вступила в силу 12 ноября 1977 г.) И Парижская конвенция 1960 г. Об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии (вступила в силу 1 декабря 1974 г.). В соответствии с указанными актами в МАЛ закрепляются следующие принципы ответственности: - принцип юридической канализации ответственности, который понимается как единство ответственных лиц при возникновении ответственности и необходимость осуществления ядерного страхования; - принцип абсолютной ответственности подразумевает возникновение ответственности без вины в случае причинения вреда, так как ЯИЭ являются источниками повышенной опасности; - принцип ограничения ответственности - ограничение ответственности происходит путем установления максимального предела суммы возмещения.

Эксплуатация ядерных промышленных и научных установок сопряжена с риском радиационного заражения. В случае его возникновения необходимо решать проблему ответственности за причиненный ядерный ущерб. Однако данная проблема пока не получила в международном праве глубокой и всесторонней разработки.В настоящее время в этой области действует ряд международных соглашений, охватывающих незначительное число государств. В 1963 г. Была заключена Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб, которая вступила в силу в 1977 г. С 1974 г. Находится в силе Парижская конвенция об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии 1960 г. В 1963 г. Парижская конвенция была дополнена Брюссельской конвенцией, правда, с меньшим числом участников. Обе конвенции были в 1982 г. Дополнены Протоколом I и Протоколом II. Указанные конвенции и дополняющие их протоколы охватывают лишь государства ОЭСР и по сфере действия являются региональными.

Согласно этим конвенциям гражданско-правовая ответственность за ядерный ущерб наступает в случае причинения вреда жизни или здоровью людей, а также имуществу при условии, что причинение ущерба связано с эксплуатацией ядерных установок определенного типа либо с транспортировкой ядерных материалов или явилось результатом радиоактивных свойств ядерного топлива, радиоактивных продуктов или отходов на ядерной установке. Режим ответственности, установленный указанными кс циями, отличается новизной и направлен на обеспечение деленных гарантий защиты интересов потерпевших от яде ущерба. В его основу положен ряд гражданско-правовых ципов ответственности за ущерб: юридическое канал из! Ние ответственности; абсолютная ответственность; ограш размера ответственности.

Первый принцип впервые нашел отражение в Пари конвенции 1960 г., он сводится к ограничению ответстве} лиц за ядерный ущерб и осуществлению единого страхе для покрытия всей ответственности оператора перед тре лицами. Согласно принципу абсолютной ответственности осуществляющее деятельность, имеющую повышенную опа для окружающих, несет ответственность не только за вш причинение ущерба, но и за случайное. Принцип ограш размера ответственности направлен на установление мака ной суммы компенсации ущерба. При этом устанавлн нижний и верхний предел ответственности оператора.

На дипломатической конференции, проходившей в сентяб-ре_1997 г. В штаб-квартире МАГАТЭ, были приняты Протокол о внесении дополнений к Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г. И Конвенция о дополнительной компенсации за ядерный ущерб, направленные на совершенствование института ответственности в международном атомном праве. Украина подписала оба этих документа.В настоящее время перед международным сообществом стоит актуальная проблема развития и совершенствования международного режима ответственности за ядерный ущерб. В Итоговом документе Венской встречи государств — участников СБСЕ 1989 г. Подчеркивается необходимость повышения эффективности системы ответственности в ядерной сфере. Проблематичным остается вопрос публичной ответственности за ядерный ущерб, т.е. Ответственности государств. Нельзя не согласиться с предложениями о необходимости разработки и принятия многостороннего международ но-правового акта об ответственности государств за трансграничный ущерб, причиняемый ядерной аварией1. Ликвидация пробелов в международно-правовом регулировании отношений, связанных с мирным использованием атома, будет содействовать повышению ядерной безопасности и более эффективному сотрудничеству государств в этой жизненно важной области.

 

Дипломатические представительства государств: понятие, задачи и функции.

"представительство" означает соответственно постоянное представительство или постоянную миссию наблюдателя;

ВК о дипломатических сношениях 1961 г.

Статья 2

Установление дипломатических отношений между государствами и учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляются по взаимному согласию.

Статья 3

1. Функции дипломатического представительства состоят, в частности:

A) в представительстве аккредитующего государства в государстве пребывания;

B) в защите в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;

C) в ведении переговоров с правительством государства пребывания;

D) в выяснении всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщении о них правительству аккредитующего государства;

E) в поощрении дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и в развитии их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.

 

Установление дипломатических отношений и учреждение представительств осуществляется по соглашению государств. Установление дипломатических отношений не всегда влечет за собой учреждение представительства.

Венская конвенция закрепила три класса глав представительств: послы и посланники, аккредитуемые при главах государств, поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностранных дел.

Посольство возглавляется чрезвычайным и полномочным послом, миссия - посланником или поверенным в делах. Последнего следует отличать от временного поверенного в делах, который в отсутствие посла может временно возглавлять и посольство.

Основная функция представительства состоит в представительстве своего государства. Ею определяются остальные функции, заключающиеся в ведении переговоров с правительством страны пребывания, в защите интересов своих граждан и юридических лиц. Важную роль играет информационная функция, состоящая в выяснении всеми законными средствами условий и событий в стране пребывания и доведении информации до сведения своего правительства. В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях функции представительства должны осуществляться таким образом, чтобы поощрять дружественные отношения с государством пребывания, развитие с ним сотрудничества в области экономики, культуры, науки.

Существенное значение имеет включение в Венскую конвенцию пункта об отсутствии препятствий к тому, чтобы дипломатическое представительство осуществляло и консульские функции (п. 2 ст. 3). Потребность в этом ощущается довольно часто.

В соответствии с этими положениями определены и функции посольств России (Положение о Посольстве Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г. N 1497):

А) представительство РФ;

Б) обеспечение национальных интересов и реализации внешнеполитического курса РФ;

В) выполнение поручений органов власти РФ;

Г) сбор информации;

Д) обеспечение развития сотрудничества со страной пребывания;

Е) контроль за выполнением договоров со страной пребывания;

Ж) выполнение консульских функций и общее руководство консульскими учреждениями РФ в стране пребывания.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.008 с.)