Международный суд ООН: принципы организации и деятельности.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международный суд ООН: принципы организации и деятельности.



· Суд заседает постоянно. Он не имеет фиксированных перерывов, хотя обычно прерывается на часть лета и в конце года.

· Помимо открытых заседаний, которые представляют собой видимую часть их работы, члены Суда участвуют в большом числе внутренних заседаний разного рода: обсуждениях, заседаниях, посвященных зачитыванию проектов решений, административных заседаниях и заседаниях комитетов.

· Работает ли Суд лишь на пленарных заседаниях?Нет. Суд обычно выполняет свои функции в полном составе (кворум составляет девять судей, исключая судей ad hoc. (Для проведения пленарного заседания необходим кворум из десяти судей). Однако МС ООН может также создавать постоянные или временные (ad hoc) камеры.

· В Статуте предусматривается, что Суд ежегодно назначает пять судей (Председателя и Вице-Председателя) для образования Камеры упрощенного производства в целях ускорения разрешения дел. Суд может также образовывать одну или несколько камер в составе по меньшей мере трех судей для разбора определенных категорий дел. Эти камеры являются постоянными.

· В Статуте также предусматривается, что Суд может образовать камеру ad hoc.

· Дело в том, что государство, которое является стороной по рассматриваемому делу и не имеет в составе судей своего гражданина, может выбрать судью ad hoc для этого конкретного дела. Это является правом стороны, а не его обязанностью. При этом такой судья не обязательно должен являться гражданином этого государства. Более того, практика показывает, что в большинстве случаев судьи ad hoc не являются гражданами государства, которое его назначило.

· Решения, вынесенные камерами, считаются решениями самого Суда.

· Суд может поручить любому лицу или органу по своему выбору задачу проведения расследования или вынесения экспертного заключения. Он может также посетить место, где имеет место спор.

· Источники права, которые применяет Суд, определены в статье 38 его Статута:

1. Международные конвенции и договоры;

2. Международный обычай;

3. Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

4. Судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву.

Кроме того, если стороны достигнут согласия, Суд может решать дело на основе ex aequo et bono, т. Е. Не ограничивая себя действующими нормами международного права.

· Официальными языками Суда являются французский и английский. Если стороны согласны на ведение дела на французском языке, то решение выносится на французском языке. Если стороны согласны на ведение дела на английском языке, то решение выносится на английском языке.

· Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера.

· Члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

· Суд ведет Общий Список. Общий список Суда — это реестр, в котором представленные на рассмотрение Суда дела перечисляются в хронологическом порядке. Список включает в себя, среди прочего, название дела, стороны, дату, когда дело было представлено на рассмотрение Суда, сроки, установленные для подачи состязательных бумаг, дату слушаний, какие-либо побочные разбирательства и решение по делу.

 

 

Соотношение компетенции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН.

Устав ООН строго очерчивает компетенцию Совета Безопасности ООН и отграничивает ее от компетенции других главных органов ООН. Весьма большое значение имеет отграничение компетенции Совета Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеи.
1. Прежде всего, соотношение компетенции Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи и отграничение компетенции одного органа от другого прослеживаются уже из общего определения функций и полномочий каждого из названных органов, изложенных соответственно в пп.1 и 2 ст.24 и ст.10 Устава ООН. В то время как Совет Безопасности ООН наделен действенными функциями и полномочиями принимать решения и предпринимать действия по вопросам, затрагивающим поддержание международного мира и безопасности, функции и полномочия Генеральной Ассамблеи заключаются в принятии рекомендаций и обсуждении этих же вопросов. Генеральная Ассамблея ООН может принимать
рекомендации, то есть юридические акты, исполнение которых зависит от добровольного согласия членов ООН и которые не являются для них юридически обязательными.
Помимо рекомендаций Совет Безопасности принимает решения, то есть юридические акты, имеющие обязательную силу для всех членов ООН (ст.25), и предпринимает на основе указанных решений реальные эффективные действия (включая действия военно-воздушными, военно-морскими и сухопутными силами). Таким образом, в самом Уставе подчеркивается, что в осуществлении основной цели ООН - сохранение и поддержание международного
мира и безопасности - центр тяжести всей оперативно-политической деятельности ООН лежит на ее центральном органе - Совете Безопасности.
2. Разграничение компетенции Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи проводится Уставом ООН и по линии предоставления в распоряжение каждого из этих органов соответствующих средств и мер по поддержанию международного мира и безопасности. В то
время как в распоряжение Совета Безопасности Уставом ООН предоставлен обширный арсенал средств и мер для осуществления им «главной ответственности» за поддержание международного мира и безопасности (право проводить расследование любого спора или ситуации, которые могут привести к международным трениям или вызвать спор, согласно ст.34; определять существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или
акта агрессии по ст.39; принимать временные меры в соответствии со ст.40; принимать меры, не связанные с использованием вооруженных сил или связанные с использованием вооруженных сил, согласно ст.41 и 42, и др.), Генеральная Ассамблея, согласно Уставу, может только обсудить вопрос и рекомендовать (с учетом ограничений, предусмотренных п.1 ст.12) некоторые меры с изъятиями, предусмотренными Уставом (в частности, главами VI и
VII).
3. Другое существенное ограничение полномочий Генеральной Ассамблеи в пользу Совета Безопасности содержится в п.1 ст.12 Устава, согласно которому Генеральная Ассамблея не может делать каких-либо рекомендаций по любому спору или ситуации, когда Совет Безопасности осуществляет в отношении этого спора или ситуации возложенные на него Уставом функции, если только Совет не запросит ее об этом.

Таким образом, сравнение компетенции Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи даже в общем плане показывает, что возможности и средства Совета Безопасности в деле поддержания международного мира и безопасности намного шире, чем Генеральной Ассамблеи, а принимаемые Советом решения обладают несравненно большей правовой силой, чем рекомендации Генеральной Ассамблеи.

 

ЭКОСОС ООН

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом (ст. 61), причем ежегодно избираются 18 членов на трехлетний срок для замены тех 18 членов, трехлетний срок деятельности которых истек. Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании.

ЭКОСОС осуществляет координацию экономической и социальной деятельности ООН и ее 16 специализированных учреждений, а также других институтов системы ООН. Он служит центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и для выработки рекомендаций в отношении политики по этим проблемам для государств и для системы ООН в целом. Большая работа в рамках ЭКОСОС проводится по подготовке исследований, составлению докладов по международным вопросам в экономической, экологической и социальной областях, в сфере культуры, образования, здравоохранения, поощрения, уважения и соблюдения прав человека и основных свобод.

В круг ведения ЭКОСОС входят созыв многочисленных международных конференций, подготовка для представления Генеральной Ассамблее проектов конвенций по различным вопросам межгосударственного сотрудничества, проведение переговоров со специализированными учреждениями относительно соглашений, определяющих их взаимоотношения с ООН. Совет наделен полномочиями согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и делать рекомендации таким учреждениям, а также Генеральной Ассамблее и членам ООН.

ЭКОСОС может оказывать услуги, одобренные Генеральной Ассамблеей, членам ООН и специализированным учреждениям по просьбе последних, а равно консультироваться с соответствующими неправительственными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Совета. ЭКОСОС уполномочивается представлять Совету Безопасности информацию и, по предложению Совета Безопасности, обязан ему помогать.

ЭКОСОС обычно проводит ежегодно одну организационную и две регулярные сессии. Начиная с 1992 года Совет собирается на одну 4- или 5-недельную регулярную сессию поочередно в Нью-Йорке и Женеве. В течение года работа Совета проводится в его вспомогательных органах, которые регулярно собираются и представляют доклады Совету. ЭКОСОС имеет 6 функциональных комиссий: Статистическую комиссию, Комиссию по народонаселению, Комиссию социального развития, Комиссию по правам человека, Комиссию по положению женщин и Комиссию по наркотическим средствам. К числу вспомогательных органов относятся 5 региональных комиссий: Экономическая комиссия для Африки (со штаб-квартирой в Аддис-Абебе), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (Бангкок), Европейская экономическая комиссия (Женева), Экономическая комиссия для Латинской Америки (Сантьяго) и Экономическая комиссия для Западной Азии (Багдад). Вспомогательный механизм ЭКОСОС включает 6 постоянных комитетов: по программе и координации; по природным ресурсам; по транснациональным корпорациям; по населенным пунктам; по неправительственным организациям и по переговорам с межправительственными учреждениями. Кроме того, ЭКОСОС создал ряд постоянных экспертных органов по таким вопросам, как предупреждение преступности и борьба с ней, планирование развития, договоры о налогах между развитыми и развивающимися странами, перевозка опасных грузов.

ЭКОСОС работает в тесном контакте с международными неправительственными организациями. Свыше 600 неправительственных организаций имеют консультативный статус при ЭКОСОС. Они подразделяются на три категории: к категории I относятся организации, в компетенцию которых входит большинство видов деятельности, осуществляемой Советом; организации категории II обладают специальной компетенцией в конкретных областях деятельности Совета; организациями, включенными в Список Генерального секретаря, или Ростер, являются те, которые могут иногда делать вклад в работу Совета, его вспомогательных органов или организаций системы ООН. Неправительственные организации, которым предоставлен консультативный статус, могут направлять наблюдателей на открытые заседания ЭКОСОС и его вспомогательных органов, а также представлять письменные заявления, касающиеся деятельности Совета.

Занимающийся в основном рассмотрением и анализом социально-экономических и гуманитарных проблем, ЭКОСОС призван играть более эффективную, отведенную ему Уставом ООН центральную координирующую роль в экономической и научно-технической деятельности системы ООН, приступить к разработке международно-правовых актов, созданию международных механизмов и институтов, гарантирующих экономическую безопасность государств. ЭКОСОС мог бы содействовать выходу на качественно новый уровень многостороннего экономического взаимодействия.

 

 

Секретариат ООН

Секретариат ООН. Одним из главных органов ООН является Секретариат. Он состоит из Генерального секретаря и такого персонала, который может потребоваться для Организации. Он обслуживает другие органы ООН и проводит практическую работу по претворению в жизнь программ деятельности и решений, одобренных этими органами, обеспечивает конференционное обслуживание всех главных и вспомогательных органов ООН. Работа Секретариата включает в себя осуществление операций по поддержанию мира с санкции Совета Безопасности, организацию и проведение международных конференций по проблемам мирового значения (например, Конференции по морскому праву), составление обзоров мировых экономических и социальных тенденций и проблем, подготовку исследований по таким вопросам, как разоружение, развитие, права человека. В функции Секретариата входят также устный и письменный перевод выступлений и документов и распространение документации.

Секретариат размещен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, имеются также подразделения Секретариата в Женеве, Вене, Найроби, Бангкоке и других городах.

В соответствии с Уставом ООН и решениями Генеральной Ассамблеи сотрудники Секретариата должны иметь высокий уровень компетентности, работоспособности и добросовестности. При их найме должно обеспечиваться справедливое географическое распределение постов между государствами — членами ООН. Сотрудники Секретариата дают присягу на верность принципам и идеалам ООН и при исполнении своих обязанностей не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства. Государства — члены ООН, в свою очередь, обязаны уважать строго международный характер обязанностей Генерального секретаря и сотрудников Секретариата ООН и не пытаться оказывать на них воздействие при исполнении ими своих обязанностей.

Общая численность сотрудников Секретариата составляет более 16 тысяч человек, являющихся гражданами свыше 150 стран. Весь персонал Секретариата ООН делится на 4 категории: специалисты, сотрудники полевой службы, общего обслуживания, хозяйственно-технических служб. Основная часть должностей специалистов подлежит распределению среди государств-членов на основе принципа справедливого географического представительства с учетом размера взноса в бюджет ООН и численности населения. В Секретариате ООН существуют два вида найма на службу: на основе предоставления постоянных (до достижения пенсионного возраста) контрактов и срочных (временных) контрактов. В настоящее время почти 70 % сотрудников Секретариата имеют постоянные контракты.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.10.166 (0.008 с.)