Консульские представительства: классы, привилегии и иммунитеты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консульские представительства: классы, привилегии и иммунитеты.



Статья 9 Классы глав консульских учреждений Конвенция о консульских сношениях 1963 г.

1. Главы консульских учреждений делятся на четыре класса, а именно:

A) генеральных консулов,

B) консулов,

C) вице-консулов,

D) консульских агентов.

Существует четыре класса консульских учреждений. Высшую ступень занимают генеральные консульства. За ними следуют консульства, вице-консульства и консульские агентства. Они возглавляются соответственно генеральными консулами, консулами, вице-консулами и консульскими агентами.

Консулы являются должностными лицами направившего их государства. Кроме такого рода штатных консулов практике известны нештатные или почетные консулы. Они назначаются из числа граждан своей страны или страны пребывания (бизнесменов, общественных деятелей) в тех случаях, когда содержание штатного консула себя не оправдывает из-за недостаточного развития связей. Нештатный консул содержится не за счет государства, а обращая в свою пользу консульские сборы. В СССР было принято специальное Положение о почетном (нештатном) консуле СССР, а также внесены соответствующие поправки в Консульский устав. Однако реализованы соответствующие положения не были.

 

Привилегии – совокупность льгот, прав, преимуществ, предоставленных иностранным консульским представительствам и их персоналу, предусмотренных обычными и договорными нормами международного права и национальным правом государства пребывания.

Консульские иммунитеты и привилегии аналогичны дипломатическим с важным дополнением: как правило консульские иммунитеты и привилегии гарантируются в стране пребывания не во всех случаях, а только тогда, когда совершаемые ими действия не выходят за рамки служебных обязанностей.

Венская конвенция о консульских сношениях подчеркивает, что иммунитеты и привилегии предоставляются не для выгоды отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций консульского учреждения. Во всей своей деятельности консульское учреждение обязано действовать в рамках права страны пребывания. Со своей стороны последняя обязана создать условия для выполнения консульских функций.

Консульские иммунитеты относятся к учреждению в целом и к его персоналу. В первом случае они состоят в неприкосновенности служебных помещений. Местные власти могут вступать в них только с согласия консула или дипломатического представительства. Такое согласие предполагается в случае пожара или иного стихийного бедствия. Все консульские помещения, а также имущество, включая транспорт, пользуются иммунитетом от реквизиции для общественных нужд. Консульские архивы столь же неприкосновенны, как и дипломатические.

Консульство может пользоваться государственным флагом и гербом. Консульские помещения и резиденция главы консульства освобождаются от всех налогов. Консульские работники могут свободно передвигаться по всей территории страны пребывания. Консульское учреждение обладает свободой официальных сношений с использованием всех средств связи, включая курьеров и использование шифрованных сообщений.

Консульство свободно сносится с гражданами направившего их государства, а последние - с консульством. Соответствующие органы государства пребывания безотлагательно сообщают в консульство обо всех случаях ареста или задержания граждан представляемого государства.

Это положение было подтверждено Международным судом в решении по делу братьев Легранд 2001 г. Суд приговорил двух братьев к смертной казни за убийства. При этом факт их ареста не был доведен до сведения консульства ФРГ, гражданами которой они являлись. Суд признал США нарушившими нормы международного права.

Консулы могут посещать своих граждан, находящихся под стражей, если последние против этого не возражают. Консулы вправе предпринимать меры по обеспечению юридического представительства своих граждан, но сами делать этого не должны.

Власти страны пребывания сообщают консульству обо всех случаях смерти и установления опеки в отношении граждан представляемого государства, а также об авариях судов и самолетов, зарегистрированных в этом государстве.

Консульство сносится непосредственно с властями консульского округа, а с центральными - через свое посольство. Иное положение может быть установлено местным правом или международным договором. Консульство вправе взимать консульские сборы за совершение относящихся к его компетенции актов. Сборы не подлежат налогообложению.

Иммунитет персонала консульства зависит от его категории. Консульские должностные лица - лица, которые выполняют консульские функции. Консульские служащие - лица, выполняющие административные или технические обязанности. Работники консульства выполняют функции обслуживающего персонала.

Консульские должностные лица обладают личной неприкосновенностью. Они не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению. Исключение составляют случаи совершения тяжких преступлений. Но и в этих случаях ограничение личной свободы возможно лишь на основе вступившего в силу приговора суда. В случае возбуждения уголовного дела против консульского должностного лица оно должно явиться в компетентные органы. В таком случае, а также при задержании должностного лица власти страны пребывания немедленно уведомляют консульство.

Государства зачастую заключают двусторонние консульские конвенции, предоставляющие консульским должностным лицам полный дипломатический иммунитет. В таких случаях их уголовное преследование возможно лишь в случае отказа от иммунитета.

Как сами консулы, так и консульские служащие обладают иммунитетом от местной юрисдикции в отношении действий, совершенных ими при выполнении служебных обязанностей. Это положение не применяется в отношении гражданского иска третьей стороны за вред, причиненный транспортным средством.

Персонал консульства может вызываться в суд для дачи свидетельских показаний. Консульские служащие и обслуживающий персонал не могут отказаться от дачи показаний. Если от дачи показаний отказывается консульское должностное лицо, то к нему не должны применяться меры принуждения.

Консульские должностные лица и служащие, а также члены их семей освобождаются от всех налогов и сборов. Обслуживающий персонал освобождается от налогов на заработную плату. Консульские должностные лица освобождаются от таможенных пошлин и досмотра. Личный багаж должностных лиц может быть досмотрен лишь в случае, если есть серьезные основания полагать, что в нем содержатся предметы, запрещенные к вывозу или ввозу. Такой досмотр должен производиться в присутствии консульского должностного лица.

Государство может отказаться от иммунитетов консульского работника. Предъявление в суде гражданского иска консульским работником лишает его права ссылаться на иммунитет в отношении встречного иска. Отказ от судебного иммунитета не означает отказа от иммунитета в отношении исполнительных действий по судебному решению.

Трудовые отношения работников дипломатических представительств, консульских учреждений, а также представительств иных государственных органов регулируются внутренним правом. Этому посвящена отдельная глава Трудового кодекса РФ

 


Дипломатический корпус.

Дипломатический корпус – постоянные дипломатические представительства, включающие 3 категории сотрудников: дипломатический персонал (синие паспорта) административно-техничесикй персонал (зеленые паспорта), обслуживающий персонал.

Основное качество дипломатического персонала – представительский характер. Члены дипломатического персонала имеют ранги и классы, звания и должности.

Дипломатический корпус – в широком смысле – весь дипломатический персонал и члены их семей всех дипломатических представительств, аккредитуемых в этом государстве. В узком смысле – только главы всех иностранных представительств.

Глава дипломатического корпуса – дуайен (старейший по возрасту и по времени пребывания в стране). В их функции входит церемониальное приветствие новых дипломатов, первый говорит ответное слово. К дипломатическому персоналу относятся: послы, посланники, советники, торговые представители и их заместители, военные и гражданские атташе, секретари.

ВК 1961 г. Не решает вопрос о численности дипломатического состава: принцип взаимности.

 

Дипломатический персонал представительств в данном государстве образует дипломатический корпус, который возглавляется старейшим по времени пребывания в стране главой представительства - дуайеном (старейшиной, деканом). Этот корпус и его дуайен выполняют протокольные функции, поздравляют власти страны пребывания с соответствующими событиями или выражают соболезнование. Известны также случаи протеста со стороны корпуса при нарушении дипломатического иммунитета.

Вторая категория сотрудников представительства - административно-технический персонал. Его составляют бухгалтеры, шифровальщики, канцелярские работники, переводчики и т.п. Следуя распространенной практике, Венская конвенция о дипломатических сношениях в значительной мере приравняла административно-технический персонал и членов их семей к дипломатическому персоналу, за некоторыми существенными исключениями. Иммунитет от гражданской и административной юрисдикции не распространяется на действия, совершенные не при исполнении служебных обязанностей. Этот персонал может беспошлинно ввозить предметы первоначального обзаведения, но не освобождается от таможенного досмотра (п. 2 ст. 37).

Третью категорию составляет обслуживающий персонал (повара, садовники, охрана, шоферы и др.). Члены этого персонала пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей, и освобождаются от налогов на заработок, получаемый по службе, разумеется, при условии, что они не являются гражданами страны пребывания (п. 3 ст. 37).

 

 


38. Постоянные представительства государств при международных организациях: порядок учреждения и функционирования.

 

ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ ГОСУДАРСТВ В ИХ ОТНОШЕНИЯХ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ УНИВЕРСАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА 1975 г.

Статья 5. Учреждение представительств

1. Государства-члены могут, если это допускается правилами Организации, учреждать постоянные представительства для выполнения функций, изложенных в статье 6.

2. Государства, не являющиеся членами Организации, могут, если это допускается правилами Организации, учреждать постоянные миссии наблюдателей для выполнения функций, изложенных в статье 7.

3. Организация уведомляет государство пребывания об учреждении представительства предварительно.

 

Статья 6. Функции постоянного представительства

Функции постоянного представительства состоят, в частности:

A) в обеспечении представительства посылающего государства при Организации;

B) в поддержании связи между посылающим государством и Организацией;

C) в ведении переговоров с Организацией и в ее рамках;

D) в выяснении осуществляемой в Организации деятельности и сообщении о ней правительству посылающего государства;

E) в обеспечении участия посылающего государства в деятельности Организации;

F) в защите интересов посылающего государства по отношению к Организации;

G) в содействии осуществлению целей и принципов Организации путем сотрудничества с Организацией и в ее рамках.

 

Статья 7. Функции постоянной миссии наблюдателя

Функции постоянного представительства состоят, в частности:

A) в обеспечении представительства посылающего государства и в охране его интересов по отношению к Организации, а также в поддержании связи с ней;

B) в выяснении осуществляемой в Организации деятельности и сообщении о ней правительству посылающего государства;

C) в содействии сотрудничеству с Организацией и ведении с ней переговоров.

 

Статья 40. Прекращение функций

Функции главы представительства или члена дипломатического персонала представительства прекращаются, в частности:

A) по уведомлению Организации об их прекращении посылающим государством;

B) если представительство отзывается окончательно или временно.

 

Государство в международной организации может быть представлено постоянным представительством и миссией наблюдателей. Их правовое положение определяется прежде всего положениями устава этой организации, нормами Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., соглашениями о привилегиях и иммунитетах организации и другими документами.

Представительство государства в международной организации включает в себя главу представительства, членов дипломатического, административно-технического и обслуживающего персоналов. Полномочия главы представительства выдаются от имени главы государства, главы правительства, министра иностранных дел или иного компетентного органа. Аккредитующее государство уведомляет организацию о назначении, должности, звании сотрудников представительства, о прибытии и убытии персонала и членов их семей; о местонахождении помещений представительства и частных резиденций сотрудников и т.д.

Функции постоянных представительств состоят, в частности, в:

Обеспечении представительства посылающего государства при организации;

Поддержании связи между посылающим государством и организацией;

Ведении переговоров с организацией и в ее рамках;

Выяснении осуществляемой в организации деятельности и сообщении о ней правительству посылающего государства;

Обеспечении участия посылающего государства в деятельности организации;

Защите интересов посылающего государства по отношению к организации;

Содействии осуществлению целей и принципов организации путем сотрудничества с организацией.

Функции постоянной миссии наблюдателей несколько уже, чем у представительств. В их числе:

Обеспечение представительства посылающего государства и охрана его интересов по отношению к организации, поддержание связи с ней;

Выяснение осуществляемой в организации деятельности и сообщения о ней правительству посылающего государства;

Содействие сотрудничеству с организацией и ведение с ней переговоров.

Привилегии и иммунитета постоянных представительств и миссий постоянных наблюдателей при международных организациях в принципе такие же, как и у дипломатических представительств: неприкосновенность помещений, неприкосновенность архивов и документов, освобождение от налогов и сборов и т.д.

 

Очевидна близость функций постоянных представительств и дипломатических представительств в государствах. Тем не менее в их статусе есть и различия. Они касаются, прежде всего, порядка учреждения представительств и назначения их персонала. Вопрос об учреждении представительства или миссии наблюдателей решается без участия принимающего государства. Направляющее государство не нуждается в получении агремана для главы представительства. Оно по своему усмотрению назначает и весь персонал. Верительные грамоты вручаются главному должностному лицу организации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 834; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.041 с.)