Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Иммунитеты и привилегии международных организацийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
§ 413. Общая конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций была принята 13 февраля 1946 г. Генеральной Ассамблеей Объединенных Наций, которая в дальнейшем, 21 ноября 1947 г., приняла также Международную конвенцию о привилегиях и иммунитетах, присваеваемых специализированным организациям Объединенных Наций. {225} Присоединившись к этим конвенциям, правительство ее величества приняло на себя обязательство предоставить соответствующим организациям, их должностным лицам и представителям государств — членов этих организаций привилегии и иммунитеты, предусмотренные в конвенциях. Подобные обязательства в различном объеме были приняты на себя правительством ее величества как членом международных соглашений об учреждении ряда международных организаций, не входящих в Организацию Объединенных Наций. Статутные полномочия, дающие правительству ее величества возможность выполнять эти обязательства, содержатся в акте о международных организациях («Иммунитеты и привилегии») 1950 года (14-й год царствования Георга VI, гл. 14), кодифицировавшем более раннее законодательство. Постановления этого акта получают применение к отдельным организациям путем издания Приказов в Совете, которые строятся так, чтобы не предоставлять иммунитеты и привилегии в более широком масштабе, чем то требуется условиями соответствующего международного соглашения. § 414. Перечислим льготы, которые, насколько это в точности выяснено, предоставляются дипломатическим представителям в некоторых других странах. БЕЛЬГИЯ Освобождение от большей части государственных налогов предоставляется на основе взаимности и при том условии, что заинтересованные лица действительно (bona fide) являются сотрудниками миссий; но если эти лица, проживая в Бельгии, выполняют лишь вспомогательные или временные функции, то они от уплаты налогов не освобождаются. Льгота распространяется на глав миссий, советников, секретарей, атташе, начальников канцелярий и канцелярских работников, переводчиков и драгоманов, уполномоченных военных и торговых атташе, юридических советников и атташе, капелланов и врачей. Таможенные пошлины. Главы миссий по прибытии в Бельгию и после уведомления о том таможенных властей освобождаются от досмотра и уплаты пошлин с багажа и других вещей, принадлежащих им, а также ими затребованных; кроме того, в порядке взаимности они освобождаются также от уплаты пошлин на предметы, которые им присылаются. Эта привилегия распространяется на поверенных в делах. При отсутствии взаимного соглашения об освобождении от уплаты пошлин советники, секретари и атташе пользуются им только тогда, когда они временно (ad interim) исполняют обязанности главы миссии; но при первом их прибытии их багаж и другое имущество пропускаются беспошлинно. Налог на недвижимую собственность. Недвижимая собственность, занимаемая дипломатическими представителями, освобождается от обложения налогом в том случае, если она принадлежит тому государству, которое они представляют, и служит местопребыванием миссии; доход от другой недвижимой собственности в Бельгии от налога не освобождается. Подоходный налог. Доход, получаемый из-за границы, от налога освобождается. С налога на доход, получаемый от капиталовложений в Бельгии, может быть сделана в некоторых случаях скидка, если данные вложения сделаны правительством и доход идет в его распоряжение. Предоставляется также освобождение от налога на сверхприбыль. {226} Дипломатические представители освобождаются от налога на предметы роскоши, на радиоприемники, налога на фактуры и от налогов на автомобили, радиоустановки, прислугу, лошадей и экипажи, собак, велосипеды и охотничьи ружья; от налога на наследство после дипломатов, умерших в Бельгии, за исключением недвижимости, находящейся в Бельгии. С другой стороны, взимаются с дипломатических представителей налоги на народное здравоохранение, телеграфные адреса и налог на регистрацию передачи права собственности. ФРАНЦИЯ Французские постановления, как этого и надо было ожидать, ясны и сжаты, но детально разработаны. Поэтому здесь достаточно привести лишь главные пункты: главы миссий освобождаются от всех ввозных пошлин, от местных налогов на спиртные напитки и от налога на бензин. Сотрудники дипломатического штата миссий освобождены от ввозных пошлин «при первом обзаведении», а также от налога на бензин; от ввозных пошлин, причитающихся при последующих приездах, они не освобождаются, за исключением пошлин на автомобили, аэропланы, лошадей и такие предметы домашнего хозяйства, как холодильники и посуда. Все эти привилегии предоставляются, конечно, в порядке взаимности. Никаких льгот в отношении налогов на уборку улиц и другие коммунальные нужды не допускается. ИТАЛИЯ Таможенные пошлины (Dazio Consumo). Вещи, предназначенные для членов дипломатического корпуса, освобождаются от уплаты пошлины на основании заявления, поданного по особой форме, которую можно получить в министерстве иностранных дел. Это заявление должно быть подписано главой миссии, и в нем должно быть указано имя лица, которому оно выдано. «Таможни проверяют содержимое всех товарных мест в присутствии представителя главы миссии». Количество табака и бензина, освобождаемого от пошлины, нормировано. Нормировано также число автомобилей, причем для глав миссий допускается беспошлинный провоз трех машин, а для других членов дипломатического штата — только по одной. В отношении муниципальных налогов, включая налог на покупки, предоставляются обычные льготы. Все привилегии и льготы обусловливаются взаимностью, как и привилегии состоящих на действительной службе консулов, которые в отношении ввоза автомобилей и бензина, а также обложения муниципальными налогами приравниваются, вообще говоря, к тем дипломатам, которые не являются главами миссий. НИДЕРЛАНДЫ Таможенные пошлины, акцизный и статистический1 налоги. На условиях взаимности от уплаты освобождаются следующие лица: Дипломатические представители иностранных государств и сотрудники их дипломатических штатов. Право на беспошлинный ввоз распространяется как на предметы, ввезенные при прибытии в Нидерланды, так и на вещи ввозимые позже. Аналогичные привилегии предоставляются представителям Организации Объединенных Наций (например, секретарю Постоянной палаты Международного Суда и его штату, если эти лица не являются нидерландскими гражданами), а также членам Постоянной палаты Международного Суда, если они иностранные граждане. {227} Хотя главы государств и лица их свиты, а также крупные деятели иностранных государств, как, например, государственные министры, высшие сановники и члены чрезвычайных официальных миссий, не имеют права на такие привилегии, тем не менее таможенные власти получают инструкции оказывать им всевозможные льготы. Равным образом дипломатическим курьерам, которые имеют право на освобождение от досмотра только пакетов с официальными печатями, обычно предоставляется освобождение от досмотра и их другого багажа. Семьи дипломатических представителей и их штатных сотрудников имеют право на такие же таможенные привилегии, как и главы этих семей. Обстановка, флаги и канцелярские принадлежности, предназначенные для служебных надобностей в посольствах, миссиях и Постоянной палате Международного Суда, пропускаются таможнями беспошлинно. Прямые государственные налоги. Главы миссий, сотрудники их дипломатического и недипломатического штата и прислуга, живущая в домах глав миссий, освобождаются от прямых государственных налогов на условиях взаимности и в том случае, если они иностранные граждане и не занимаются в Нидерландах коммерческой деятельностью или торговлей. В отношении подоходного налога и налога на капитал допускаются некоторые исключения, главным образом в отношении доходов от земельной собственности и от капиталовложений в коммерческие предприятия в Нидерландах. Налог на автомобили. Дипломатические, консульские и другие представители иностранных государств, сотрудники их штатов и слуги, живущие в домах этих представителей, если они являются иностранными гражданами, освобождаются от уплаты дорожного налога на автомобили. Муниципальные налоги. Главы миссий и сотрудники их дипломатического и недипломатического штата, если они принадлежат к иностранному гражданству и не занимаются в Нидерландах коммерческой деятельностью или торговлей, от всех этих налогов освобождаются. Муниципальные разрешения держать собак выдаются беспошлинно. СССР Согласно законодательству СССР, дипломатические представители и все лица, принадлежащие к официальным дипломатическим штатам на территории СССР, которые являются иностранными гражданами, освобождаются в порядке взаимности от всех прямых налогов, общегосударственных и местных, а также от личных повинностей, натуральных и денежных. В отношении допуска вещей, следующих с иностранными дипломатическими или консульскими представителями и их сотрудниками или адресованных им или в их адрес, применяются следующие правила: 1. Багаж, принадлежащий дипломатическим представителям, аккредитованным при правительстве СССР, и членам дипломатических представительств иностранных правительств на территории СССР, следующий с этими лицами в качестве ручного багажа или в багажном вагоне при прохождении через таможенные учреждения СССР как при въезде, так и при выезде, как правило, освобождается от таможенного досмотра. Тем не менее в некоторых особых случаях досмотр багажа этих лиц может производиться в качестве чрезвычайной меры каждый раз по особому указанию Главного таможенного управления. 2. Посылки и багаж, адресованные дипломатическим представителям, аккредитованным при правительстве СССР, но следующие отдельно от них, или адресованные дипломатическим представительствам, подлежат досмотру, но освобождаются от обложения пошлиной и акцизным сбором в пределах, изложенных в § 4 настоящих правил. 3. Посылки и багаж, поступающие в адрес членов дипломатических представительств иностранных государств, не являющихся дипломатическими {228} представителями, подлежат таможенному досмотру и облагаются пошлинами, акцизным и другими сборами на общих основаниях. 4. Сумма пошлин и акцизных сборов, от которых дается освобождение в отношении посылок и багажа, упоминаемых в § 2, устанавливается Правилами Главного таможенного управления. Пропуск этого имущества в силу упомянутого освобождения от пошлин и акцизного сбора регистрируется в особых книжках, в которые заносятся как суммы пошлин и сборов, от которых дается освобождение, так и срок действительности книжек. Примечание. Посылки и багаж дипломатических представителей, допускаемые беспошлинно и безакцизно, не подлежат обложению сбором за хранение и весовым сбором. 5. Книжки выдаются дипломатическим представителям Главным таможенным управлением. Книжки действительны на указанные в них сроки, независимо от того, в какой степени они были использованы. 6. Штампы, печати, канцелярские принадлежности, бланки, эмблемы и флаги, необходимые для официальных надобностей дипломатических представителей иностранных государств, а также мундиры дипломатических представителей и членов дипломатических представительств впускаются беспошлинно сверх лимитов, установленных в § 4 настоящих правил. 7. Предметы, необходимые для так называемого «первоначального обзаведения», поступающие в адрес дипломатических представительств и членов дипломатических представительств при первом прибытии этих лиц в СССР для выполнения своих официальных обязанностей, как, например, домашняя мебель, столовые приборы, фарфор, столовое белье и т. п., впускаются без начисления пошлины и без списания ее с лимита уступочных пошлин. 8. Посылки и багаж дипломатических представительств и членов дипломатических представительств иностранных государств, следующие отдельно от этих лиц при их выезде за границу, подлежат досмотру в ближайшей таможне. При окончательном выезде этих лиц за границу, посылки и багаж, следующие отдельно, пропускаются через таможенные учреждения СССР беспошлинно и освобождаются от всех остальных сборов, упомянутых в § 4, но только в течение шести месяцев со дня фактического выезда этих лиц с советской территории. 9. Если во время досмотра багажа, провозимого в соответствии с § 2 разд. I настоящих правил, будут обнаружены предметы, ввоз или вывоз которых запрещен, или предметы, хотя и не запрещенные к ввозу, но в количестве, превышающем личные нужды данного дипломатического работника, то вопрос о допуске этих предметов или о возврате их будет разрешаться в соответствии с существующими законами и постановлениями. ИСПАНИЯ Главы миссий освобождаются от всех видов налогового обложения, за исключением обложения, связанного с частной недвижимой собственностью» находящейся в Испании. Однако в случае продажи ввезенных ими автомобилей они обязаны уплатить за них таможенную пошлину. Что касается положения других должностных лиц миссий, то обычная практика такова. Таможенные пошлины уплачиваются всеми младшими дипломатическими чинами, кроме случая «первоначального обзаведения». Сюда включаются автомобили, которые, в порядке взаимности, рассматриваются как существенно необходимая (bona fide) часть такого обзаведения и потому допускаются ко ввозу беспошлинно. В течение трех лет со дня ввоза они не подлежат продаже, а в случае, если будут проданы раньше этого срока, за них должна быть уплачена пошлина. Автомобили, ввезенные впоследствии, подлежат обложению пошлиной на общих основаниях. {229} Подоходный налог, налог на автомобили, местные налоги и муниципальные сборы. Предоставляется полное изъятие на основе взаимности. Однако, если другая сторона не предоставляет аналогичных льгот, в изложенные выше правила вносятся соответствующие изменения. ШВЕЙЦАРИЯ В декабре 1952 года Политический департамент 1 составил новый официальный документ, озаглавленный «Дипломатические и консульские иммунитеты и привилегии». Этот документ очень длинен, и здесь может быть дано лишь краткое резюме его важнейших положений. Дипломатические миссии. Документ делит дипломатических должностных лиц на две категории. Первая категория охватывает: глав миссий и тех членов их семей, которые живут совместно с главой семьи, включая родителей, тестя и тещу, а также личных секретарей; советников, секретарей и атташе, их жен и семьи, за исключением мужей женщин-дипломатов; «начальников канцелярии» (в британских миссиях — «архивистов»), которые в отношении таможенных привилегий приравниваются, однако, к должностным лицам второй категории, и, наконец, домашних слуг главы миссии, хотя они и не имеют права ни на какие таможенные привилегии. Ко второй категории принадлежат остальные должностные лица миссии, их жены и семьи, проживающие совместно с этими должностными лицами. Обе категории освобождаются от «прямых и личных налогов», но не от таких «косвенных» налогов, как налог на предметы, роскоши, налог на спиртные напитки и пр. Налог на автомобили взимается в порядке кантонального законодательства; но власти кантона Берн освобождают должностных лиц обеих категорий от налога на автомобили, от сбора с разрешений на право управления автомашиной и пр., а также от испытания на получение шоферских прав. На условиях взаимности главы миссий могут ввозить беспошлинно любые предметы, предназначенные для их личного пользования и для пользования их семей. На тех же основаниях и другие сотрудники дипломатических миссий имеют право на указанную привилегию, с тем лишь условием, что ввезенная ими обстановка не может быть продана в течение пяти лет после их прибытия. Все упомянутые лица наравне с главами миссий могут на условиях взаимности беспошлинно ввозить автомобиль для личного своего пользования каждые три года, но ни один автомобиль не может быть продан или передан в другие руки прежде, чем он пробудет в стране три года. Консулы. Состоящие на действительной службе консулы освобождаются от некоторых прямых налогов, в том числе от налога на автомобили. Они имеют право, в течение года после своего прибытия и на условиях взаимности, беспошлинно ввезти необходимое количество обстановки, продуктов питания и напитков, а также автомобиль, с тем что этот автомобиль может быть продан до истечения пятилетнего срока лишь после уплаты ввозной пошлины, исчисленной по скользящей шкале в зависимости от продолжительности нахождения автомобиля в стране. Льготы, предоставляемые в отношении ввоза конторской мебели и другого казенного имущества, в большинстве своем одинаковы как для дипломатических миссий, так и для консульств и соответствуют обычной международной практике.
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ Таможенные пошлины. Привилегия беспошлинного провоза распространяется на багаж и другое имущество следующих должностных лиц, их семей, сопровождающих и прислуги: Иностранные послы, посланники, поверенные в делах. Секретари, советники и морской, военный и другие атташе посольств и миссий, верховные комиссары и консульские должностные лица, аккредитованные при правительстве Соединенных Штатов или проезжающие через территорию Соединенных Штатов (en route) в другие страны или из других стран, где они аккредитованы, если их правительства предоставляют со своей стороны льготы американским должностным лицам соответствующего ранга, аккредитованным при этих правительствах... Другие высокие должностные лица иностранных правительств и те знатные иностранные гости, о которых будут даны соответствующие указания государственным департаментом. Статьи таможенных правил 10.29 и 10.30 Соединенных Штатов от 1943 года предусматривают в дополнение к предыдущим положениям, что «иностранным послам, посланникам, поверенным в делах, секретарям, советникам и морскому, военному и другим атташе иностранных посольств и миссий не должны чиниться задержки или неудобства, а их багаж и другое имущество должны оставаться неприкосновенными. Им должны предоставляться все надлежащие средства, для того чтобы облегчить их проезд через порты Соединенных Штатов». Члены и атташе иностранных посольств и миссий1 могут получать беспошлинно предметы, предназначенные лично для них или их семей. Посылки, опечатанные официальными печатями иностранных правительств, удостоверяющими, что в них содержатся только официальные депеши или документы, могут пропускаться беспошлинно и без таможенного досмотра. Федеральный подоходный налог. Послы и посланники, аккредитованные в Соединенных Штатах, и сотрудники их штата (включая секретарей, атташе и слуг), не являющиеся гражданами Соединенных Штатов, освобождаются от уплаты федерального подоходного налога на жалованье, вознаграждение и заработную плату. Разные федеральные сборы. Послы и посланники иностранных правительств, аккредитованные в Соединенных Штатах, и их сотрудники освобождаются от многих федеральных акцизных сборов, в первую очередь от сборов с обширной номенклатуры фабричных товаров, с тем, однако, что товары эти должны быть приобретены непосредственно от фабрикантов или в филиалах фабрик, но не у торговцев. Социальное обеспечение. Дипломатические и консульские должностные лица и служащие освобождаются от налогов, взимаемых на цели социального обеспечения. Федеральный налог на наследство. В случае смерти иностранного дипломатического представителя налог на наследство не взимается с движимого имущества, используемого для осуществления целей миссии представителя. Остальное движимое имущество (например, ценные бумаги и акции) и все недвижимое имущество облагается налогом на наследство. Местные налоги округа Колумбия 2. Послы и посланники, аккредитованные в Соединенных Штатах, а также члены их семей и сотрудники их штата освобождаются в округе Колумбия от налога на движимое имущество, но не от налога на недвижимое имущество. Освобождение от существующего в округе налога на бензин предоставляется сотрудникам дипломатических и консульских учреждений, если бензин приобретается у промышленников или импортеров.
Глава XIX ПОЛОЖЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ § 415. Дипломатическому представителю, следующему к месту своего назначения или возвращающемуся в свою страну для доклада правительству, часто приходится проезжать по территории третьего государства. В связи с этим время от времени возникают вопросы о его правовом положении в этих странах. ПРОЕЗД В МИРНОЕ ВРЕМЯ § 416. Шмельцинг устанавливает, что: «Дипломаты пользуются всей полнотой дипломатических привилегий только на территории того государства, в которое они посланы и в котором они аккредитованы. Поэтому они не могут претендовать на привилегию неприкосновенности в третьей стране, которую пересекают при проезде туда и обратно или в которой они останавливаются на более или менее продолжительное время, если они не вручают ее суверену своих верительных грамот. При проезде через третье государство дипломат является только частным лицом, а в качестве такового он не может претендовать на дипломатические привилегии для себя, своей свиты и своего имущества. Однако стало обычаем, что в мирное время иностранные посланники свободно и беспрепятственно проезжают через территорию третьего государства и могут временно останавливаться там. При этом принято предоставлять им такие же привилегии и оказываются те же знаки уважения, какими пользуются дипломаты, формально аккредитованные в данной стране. Эти акты политической вежливости не основываются на каком-либо юридическом обязательстве, и, следовательно, в случае спора соответствующее государство может настаивать на существенном различии между представителем, формально аккредитованным и не аккредитованным»1. § 417. Однако Ривье придерживался того мнения, что «представитель, проезжающий через третье государство по пути к месту назначения или при возвращении, является не просто знатным путешественником. Проезжая при таких обстоятельствах, он осуществляет принадлежащее его государству право представительства. Тот, кто чинит ему препятствия или затруднения, посягает на права обоих заинтересованных государств. Следовательно, как только будет установлен дипломатический статус представителя, {232} он получает право претендовать для себя и сопровождающих его лиц во всех вопросах, связанных с правами упомянутых двух государств, на полное уважение и на безопасность, то есть на неприкосновенность. Нет, однако, надобности считать его имеющим право на экстерриториальность. Если он делает в третьем государстве остановку, то в порядке любезности ему могут быть предоставлены такие льготы, как освобождение от уплаты ввозных пошлин и других сборов, хотя он и не вправе требовать этого. Проезд или остановка представителя допускается только в том случае, если это не причиняет никакого вреда, а в этом вопросе судьей может быть только то государство, на чьей территории он находится. Это государство может принять все те меры предосторожности, какие сочтет необходимыми. Если разрешен лишь проезд, то государство вправе установить срок действия этого разрешения, зафиксировать маршрут следования и запретить представителю делать остановки в пути... Предполагается, что представитель путешествует или останавливается где-либо в качестве официального лица. Если же он делает это исключительно для собственного удовольствия или совершает поездку с какими-либо чисто личными целями, он является просто знатной особой, не больше и не меньше»1. § 418. Галлек замечает: «Он имеет право на беспрепятственный проезд через владения всех государств, с которыми его страна находится в дружественных отношениях, и на все те почести и охрану, которые народы взаимно оказывают их дипломатическим представителям, в зависимости от их ранга и официального положения. Если государство, через которое представитель предполагает проехать, имеет серьезные основания подозревать, что он преследует недружественную цель, или опасаться, что он злоупотребит своим правом для подстрекательства народа к восстанию, для разведки в пользу врагов данного государства или для организации заговоров против безопасности его правительства, то оно может вполне обоснованно и корректно отказать такому представителю в разрешении на беспрепятственный проезд. Но если беспрепятственный проезд предоставлен (предполагается, что он всегда будет разрешен дружественной державе, если нет особых мотивов для отказа), то представитель имеет право на уважение и на охрану, и всякое оскорбление или обида, нанесенные ему, рассматриваются как оскорбление или обида для государства, которое посылает данного представителя и в которое он послан»2. § 419. В наше время все народы настолько заинтересованы в том, чтобы их дипломатическим представителям разрешалось свободно и беспрепятственно проезжать через страны, которые им приходится пересекать, к месту своего назначения или обратно, что обычно им предоставляются все необходимые льготы и оказывается предупредительность. Следует только рекомендовать одну предосторожность — представителю надо позаботиться о паспорте, надлежащим образом завизированном соответствующими учреждениями, в котором было бы точно указано официальное положение представителя, а также получить от дипломатического представителя третьего государства в своей собственной стране открытый лист (laisser-passer) на пропуск его багажа через таможни этого государства с предоставлением всех обычных льгот. При возвращении представителя из столицы, где он аккредитован, он обычно имеет возможность получить такую же льготу от своего коллеги, в этом городе. {233} § 420. Что касается иммунитета дипломатического представителя в отношении юрисдикции третьего государства, авторы расходятся во мнениях, и международное право не дает в этом отношении каких-либо твердо установленных норм. § 421. Барон Хейкинг пишет: «Цель экстерриториальности состоит в том, чтобы освободить дипломатические функции от всяких затруднений со стороны властей иностранного государства. Эта цель может быть достигнута только в государстве, которое принимает посла и в котором должны осуществляться его дипломатические функции. Ясно, стало быть, что в тех государствах, в которых посол находится лишь проездом, предоставляемые ему привилегии экстерриториальности не имеют смысла. Он может требовать их только в том случае, если бы на этот счет существовал специальный закон, изданный по соображениям вежливости, motu proprio (по собственному почину), как, например, эдикт правительства Нидерландов от 9 сентября 1679 г. При отсутствии специального узаконения государство, по территории которого посол только проезжает, пользуется в отношении этого посла всеми правами, какие оно может иметь в отношении частного лица; оно даже может, если считает его лицом опасным или подозрительным, запретить ему временное пребывание на своей территории»1. § 422. Г-н Деак замечает: «Хотя международное право и не налагает на государства обязанности предоставлять дипломатический иммунитет лицам, проезжающим по их территории, но можно считать оказание таким лицам особого покровительства общепринятым обычаем. Однако по этому вопросу не существует никаких определенных правил, а тем более единодушного мнения в международном праве, несмотря на то что после учреждения Лиги наций вопрос этот приобрел еще большее значение»2. § 423. Из вышеприведенных цитат видно, что исследователи этого вопроса проводят различие между тем случаем, когда представитель проезжает через третью страну по пути к месту своего назначения или обратно, и тем случаем, когда он, сделав остановку в третьей стране, надолго там задерживается или проживает там только для собственного удовольствия. В последнем случае представляется очевидным, что он не может пользоваться иммунитетом. Тем не менее Панамериканская конвенция от 20 февраля 1928 г., в преамбуле которой сказано, что эта конвенция воплощает принципы, принятые всеми нациями, устанавливает для подписавших ее государств следующие правила: «Статья 23. Лица, принадлежащие к составу миссии, пользуются теми же привилегиями и иммунитетами3, равным образом, в тех государствах, через которые они проезжают к месту своего назначения или возвращаясь обратно, или в государстве, где они могут случайно оказаться при выполнении своих обязанностей, если они известят правительство этого государства о своем служебном положении». § 424. Что касается других сторон рассматриваемого предмета, то Холсбери в «Законах Англии» констатирует: {234} «Сомнительно, может ли судебное постановление, вынесенное английскими судами, быть приведено в исполнение в чужой стране в отношении иностранного посланника, аккредитованного и принятого при дворе этого иностранного государства»1. § 425. Во Франции было установлено, что местные суды пользуются юрисдикцией по отношению к иностранному дипломату, аккредитованному в другом государстве, в случае предъявления к нему иска по поводу постройки им коттеджа на французской территории2, а также и в отношении бракоразводного процесса, возбужденного против него во Франции его женой3. § 426. Ниже приводятся некоторые представляющие интерес случаи начиная с XVI по XX век. В 1541 году Ринкон и Фрегозо, французские послы в Турции и Венеции, во время путешествия по реке По были арестованы губернатором Милана и убиты, а их бумаги захвачены4. В 1572 году Дю Кро, французский посланник в Шотландии, был арестован в Англии, в связи с тем что проезд французов в Шотландию через Англию был запрещен. Утверждали, что посланник должен был озаботиться получением паспорта5. 9 сентября 1679 г. указом Генеральных штатов была предоставлена неприкосновенность дипломатическим представителям, следующим через территорию Соединенных Провинций наравне с представителями, аккредитованными при Генеральных штатах. В 1793 году французское революционное правительство послало Маре 6 и Семонвилля с поручением в Швейцарию. При проезде через территорию Гризон они были арестованы по приказу австрийского правительства, весь их багаж отобран, и они были заключены в крепость в Манту7. 1. В 1839 году при слушании дела Холбрука против Гендерсона в Верховном суде штата Нью-Йорк было выяснено, что посланник Техасской республики во Франции и Англии, возвращавшийся в свою страну, был арестован в Соединенных Штатах за долг. Суд постановил, что привилегии посла включают его иммунитет в отношении всякого гражданского судебного дела, какое может быть возбуждено против него как в судах страны, в которой он был аккредитован, так и в судах той дружественной страны, через которую он проезжает к месту своего назначения, и что посол имел на это право как представитель своего суверена, а также потому, что это необходимо для свободного и беспрепятственного выполнения его дипломатических обязанностей8. 2. В 1840 году г-н Бейлен, консул Соединенных Штатов, посланный своим правительством в качестве курьера в Геную, во время проезда через Францию был вызван в суд по иску об уплате долгов. Гражданский трибунал департамента Сены постановил, что он не подлежит юрисдикции французских судов согласно декрету 13 вантоза II года, который, устанавливая неприкосновенность {235} дипломатических представителей как незыблемый принцип, непроводит различия между представителями, аккредитованными во Франции» и представителями, проезжающими через Францию к месту своего назначения в какой-либо другой стране1. 3. В 1854 году французское правительство отказало г. Суле, посланнику Соединенных Штатов в Мадриде (французу по происхождению, натурализовавшемуся в Соединенных Штатах и обладавшему, по слухам, «огненным, темпераментом»), в разрешении сделать во Франции остановку по пути к месту своего назначения на том основании, что факты из его прошлого привлекли к нему внимание властей, ведающих охраной общественного порядка; хотя эти власти не возражали против его проезда через французскую территорию, но, поскольку он не уполномочен представлять на своей родине страну, гражданство которой было им принято, для французского правительства он был только частным лицом и, как таковое, подлежал действию общих, норм закона2. 4. В 1888 году английский суд рассмотрел дело Новой чилийской золотопромышленной компании против Бланко и др., связанное с иском к г-ну Бланке венесуэльскому посланнику в Париже. Суд постановил дать исполнительный лист, в связи с чем ответчик обратился в Суд Королевской скамьи с ходатайством об отмене такого постановления. Хотя вытекавший из обстоятельств дела общий вопрос не получил принципиального разрешения, но в результате обращения ответчика суд отменил это постановление и признал, что из осторожности нельзя допустить исполнения вне пределов Англии судебного предписания, касающегося посланника дружественной державы, аккредитованного в иностранном государстве3. 5. В 1889 году (дело Вильсона против Бланко) венесуэльскому посланнику в Париже г-ну Бланко во время его проезда через территорию США к месту своего назначения был предъявлен гражданский иск. Ввиду неявки ответчика в суд было решено взыскать с г-на Бланко 2 194 535 долл. 34 цента. По ходатайству ответчика об отмене судебного решения и об аннулировании исполнительного листа Верховный суд штата Нью-Йорк, сославшись на дело Хобурка против Гендерсона, слушавшееся в том же суде, и на изложенные Уитоном мнения ряда авторитетных юристов, удовлетворил ходатайство об отмене судебного решения и об аннулировании исполнительного листа4. 6. В 1900 году французский министр иностранных дел, отвечая на запрос испанского посланника, касавшийся герцога де Верагуа, заявил: «Дипломатический представитель, а также лицо, на которое временно возложена дипломатическая миссия, при проезде через французскую территорию для выполнения своей миссии за границей или при возвращении для представления отчета своему правительству должен быть приравнен к аккредитованному дипломатическому представителю и, следовательно, освобождается от подчинения местной юрисдикции»5. 7. В 1910 году в Париже рассматривалось дело Сиклс против Сиклс о расторжении брака, возбужденное против секретаря миссии Соединенных Штатов в Брюсселе. Гражданский трибунал департамента Сены признал себя некомпетентным, поскольку ответчик никогда не жил во Франции. Однако, касаясь общего вопроса о его ответственности перед местной юрисдикцией, в случае его пребывания в Париже по личным делам, трибунал отметил: «Если эти прерогативы (дипломатические привилегии) должны быть распространены на случаи, когда такие представители проезжают через другую страну для выполнения своей миссии или после ее выполнения, то эти представители не могут требовать тех же привилегий, когда они находятся {236} на иностранной территории, не будучи туда призваны для выполнения дел, связанных с их функциями; в этом последнем случае нельзя указать тех соображений высшего и общественного порядка, которые оправдывали бы эти дипломатические иммунитеты»1. 8. В 1924 году (дело Карбон против Карбон) в Соединенных Штатах против атташе панамской миссии в Италии было возбуждено дело о расторжении брака. Суд признал, что необходимо проводить различие между иммунитетом в отношении гражданских исков и иммунитетом в отношении аре
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.107.11 (0.021 с.) |