Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мундиры. Британская практика

Поиск

§ 463. Недавно королевой были утверждены новые формы обычного (синего) и тропического (белого) мундира для сотрудников дипломатической службы ее величества.

Форма эта носится только на действительной службе, при исполнении должностных обязанностей, а по выходе в отставку — лишь с разрешения суверена. Различаются следующие классы:

 

Класс мундира Должность
Первый класс — Ранг А1 и в некоторых случаях ранг А2
Второй класс — Ранги А2, А3 и А4
Третий класс — Ранги А5, А6 и БI, БIA
Четвертый класс — Ранги А7 и Б2, Б3, а также курьеры дипломатической службы ее величества
Пятый класс — Ранги А8, А9 и Б4

 

Те сотрудники иностранной службы, которые имеют звание тайных советников, должны по-прежнему носить мундир тайного советника, независимо от проведенных изменений. {254}

§ 464. Фраки. Вечерним костюмом служит фрак из синего сукна с черным бархатным воротником (воротник кроится с надрезными концами), на черной шелковой подкладке; четыре пуговицы с каждой стороны, две на талии сзади и по одной на каждой фалде; две маленькие пуговицы на обшлаге шириной в три дюйма и одна выше обшлага. Отвороты из того же материала, что и фрак. Пуговицы золоченые, с изображением королевского герба с поддерживающими его фигурами. Фрачный жилет однобортный, из белого пике, с маленькими золочеными пуговицами того же образца. Брюки — гладкие, черные, из такого же сукна, как и фрак.

Этот костюм члены заграничных дипломатических миссий ее величества надевают за границей, по усмотрению посла или посланника, для участия в официальных обедах и приемах: а) в присутствии членов британской королевской фамилии, носящих титул королевского высочества, и б) в соответствии с местным обычаем, если ожидается присутствие членов королевской фамилии страны, при которой аккредитован посол или посланник. В Великобритании эта форма одежды никогда не надевается.

§ 465. Форма представителей ее величества во время официальных визитов флота.

а) При официальных визитах, отдаваемых, адмиралам или командирам кораблей ее величества, представители ее величества должны быть одеты в синие мундиры или же в белые — в тех странах, где такая форма установлена вместо синей. Принимая визиты адмиралов или командиров кораблей ее величества, представители ее величества могут быть одеты по своему усмотрению, причем если они не надевают мундира, то должны быть в сюртуке или визитке со звездой, если данный представитель является кавалером первой или второй степени одного из британских рыцарских орденов.

б) Посол или посланник, сопровождая командира эскадры, когда тот наносит визит главе государства, чтобы засвидетельствовать ему уважение, должен быть одет в синий мундир или, если это установлено в соответствии с местными условиями, в белый.

§ 466. Старшинство среди членов миссий ее величества за границей. В британских миссиях за границей старшинство среди сотрудников дипломатической службы и других штатных сотрудников регулируется следующими правилами:

1. Порядок старшинства должностных лиц дипломатической службы ее величества между собой (inter se) определяется их служебным рангом.

2. Порядок старшинства должностных лиц одного и того же ранга определяется датой назначения каждого из них на должность этого ранга.

3. При сообщении миссией сведений для составления местного Дипломатического списка должен соблюдаться тот порядок старшинства, какой вытекает из применения принципа, изложенного в § 1 и 2.

4. Должностное лицо, получившее в обычном порядке назначение действовать в отсутствие главы миссии в качестве поверенного в делах, считается старшим из должностных лиц, ведущих политическую работу.

5. Состоящие при дипломатических миссиях штатные атташе идут в порядке старшинства после должностного лица, назначенного в обычном порядке действовать в отсутствие главы миссии в качестве поверенного в делах, {255} и после других сотрудников иностранной службы, равных по рангу указанному лицу, с тем лишь исключением, что должностные лица 5-го ранга дипломатической службы, имеющие звание «министра», всегда получают старшинство перед штатными атташе.

6. Состоящие при миссии помощники штатных атташе идут в порядке старшинства после должностных лиц дипломатической службы 8-го ранга (вторых секретарей), за исключением тех миссий, где такие помощники штатных атташе являются единственными местными представителями соответствующего ведомства, в этом случае их старшинство определяется в порядке, указанном в предыдущем абзаце.

7. Внештатные специальные атташе идут в порядке старшинства после штатных атташе; помощники специальных атташе идут в порядке старшинства после помощников штатных атташе, но ни в каком случае не получают старшинства перед должностными лицами дипломатической службы 8-го ранга (вторыми секретарями). Между самими внештатными специальными атташе и помощниками этих атташе порядок старшинства определяется датой их назначения, независимо от их личного ранга.

Сказанное выше не применяется к атташе по вопросам труда, положение которых определено ниже, в § 9.

8. Должностные лица дипломатической службы ее величества, пользующиеся тем или иным рангом лишь в данном месте или в качестве исполняющих обязанности, получают старшинство согласно этому рангу, но ниже должностных лиц, обладающих данным рангом, независимо от условий, места и времени.

9. Дипломатический ранг атташе по вопросам труда приравнивается к соответствующему рангу дипломатической службы в тех миссиях, к которым они относятся; этот ранг не должен быть выше, чем ранг советника или ранг лица, назначенного поверенным в делах. Формально атташе по вопросам труда именуются: «советником (по труду)», «первым секретарем (по труду)» или «вторым секретарем (по труду)». В качестве таковых они включаются в местный Дипломатический список, где их фамилии помещаются отдельно от всех других атташе, но после сотрудников дипломатической службы того же ранга.

10. Когда в местный Дипломатический список включаются сотрудники дипломатической службы (и некоторые временно исполняющие должность) младше третьего секретаря, то им дается ранг младшего атташе. Этим обозначением пользуются для того, чтобы избежать смешения понятия «атташе» в прежнем смысле этого слова, когда им обозначалось служебное положение тех лиц, которые теперь именуются «младшими атташе», и новым его смыслом, отражающим служебное положение сотрудника правительственного ведомства, независимого от министерства иностранных дел; этот сотрудник в силу своего положения представителя от такого ведомства в дипломатической миссии идет в порядке старшинства непосредственно после штатных атташе.

§ 467. Представляется неясным, как регулируются вопросы относительного старшинства в других странах. Из сопоставления содержания дипломатических списков персонала дипломатических миссий, аккредитованных в Великобритании, нельзя заключить о существовании каких-либо всеобщих норм в этой области.

§ 468. Ордена и подарки. В прежние времена, когда дипломат покидал двор, при котором он постоянно или временно представлял своего суверена, он обычно получал какую-либо награду. Золотая табакерка, осыпанная бриллиантами, была очень распространенным подарком.

§ 469. Королева Елизавета I возражала против того, чтобы ее подданные носили иностранные знаки отличия высоких степеней. Два молодых англичанина, Николас Клифорд и Антони Ширли, были приняты королем Генрихом IV в орден Св. Михаила в награду за оказанные ими услуги. Вернувшись в Англию, они появились при дворе с орденскими знаками, и этим навлекли на себя гнев королевы; французский король, не спросив ее согласия, разрешил {256} двум ее подданным при вступлении в орден принести ему клятву; королева бросила обоих в тюрьму. Однако, она была слишком милосердна, чтобы наказать их по всей строгости закона, видя, что они были просто невежественными юнцами, а также еще и потому, что она чувствовала особое расположение к французскому королю, оказавшему им такую высокую честь. Поэтому она приказала, чтобы они вернули полученные ими орденские знаки и позаботились о том, чтобы их имена были исключены из списков кавалеров ордена. Говорят, что Генрих IV на это остроумно заметил: «Я хотел бы, чтобы королева ответила мне такой же любезностью. Я был бы доволен, если бы она приняла в орден Круглого стола короля Артура какого-нибудь честолюбивого француза, которого она сможет встретить в Англии». Этот легендарный орден давно уже исчез; а орден Св. Михаила вследствие беспорядков в государственных делах настолько потерял свое значение, что один французский дворянин сказал: «Цепь Св. Михаила, когда-то служившая украшением благороднейших особ, теперь стала ошейником всякой скотине».

Когда в 1596 году Томасу Арундел оф Уордор и всему его потомству мужского и женского пола был дарован титул графа Священной Римской империи, то в палате лордов говорили, что тот, кто заклеймил чужую овцу своим клеймом, подлежит привлечению к суду за кражу, а тот, кто кормом переманил в свои стада чужую овцу, подлежит привлечению к суду за обман1. Как сообщает Кедмен, королева Елизавета по этому поводу сказала: «Между государями и их подданными существуют тесные узы взаимной привязанности. Как скромной женщине не пристало обращать взоры ни на одного мужчину, кроме своего мужа, так и ни одному подданному не следует смотреть ни на какого государя, кроме того, который дан ему Богом. Я не стала бы клеймить мою овцу ничьим клеймом, кроме моего собственного, и не стала бы слушаться дудки чужого пастуха»2.

§ 470. В царствование королевы Виктории членам королевской дипломатической службы не разрешалось принимать иностранные ордена, кроме тех, которые им давались, когда к иностранным монархам посылались специальные церемониальные миссии. Во всех таких случаях требовалось разрешение королевы на принятие и ношение ордена; о намерении пожаловать орден следовало известить министра иностранных дел через британского представителя, аккредитованного при дворе иностранного суверена или через представителя последнего, аккредитованного при дворе ее величества. Согласно указу 1898 года такое разрешение могло быть получено от ее величества только главой церемониальной миссии или военным или морским атташе по окончании срока службы3. В 1911 году эти строгости были смягчены в том отношении, что отдельное разрешение на принятие и ношение ордена может быть дано в некоторых особых случаях, когда награждение носит в той или иной степени почетный характер. Правила 1914 года установили, что разрешение может быть, но только в исключительных случаях, когда государственные интересы делают отклонение ордена нецелесообразным.

§ 471. Однако действующие с 1930 года правила более строги, и в обычных условиях сотрудникам британской дипломатической служба не разрешается принимать и носить иностранные ордена. Допускаемые правилами исключения предусматривают: неограниченное разрешение принимать ордена, которые жалуются за {257} выдающиеся заслуги, связанные со спасением человеческой жизни, и ограниченное разрешение на принятие и ношение орденов в некоторых особых случаях, когда иностранные почетные ордена даются: 1) британским послам или посланникам и членам их штатов по случаю визита короля в страну, в которой они аккредитованы; 2) членам специальных миссий, представляющих особу короля на коронации, бракосочетании, похоронах и при других подобных церемониях, или 3) любому дипломатическому представителю, специально уполномоченному представлять особу ее величества на таких церемониях (но не членам его штата). Британским послам или посланникам за границей, оставляющим свои посты в связи с выходом в отставку, принимать иностранные ордена больше не разрешается.

В ряде случаев, когда иностранный монарх раздавал всем членам местного дипломатического корпуса памятные медали, выбитые в честь его коронации, юбилея или другого события, связанного с его особой, членам посольства ее величества давалось ограниченное разрешение носить такие медали с целью избежать какого бы то ни было намека на несоблюдение учтивости.

В Англии не принято жаловать орден иностранному послу или другому дипломатическому представителю, покидающему свой пост.

§ 472. Конституция Соединенных Штатов запрещает лицам, занимающим ту или иную должность на государственной службе, платную или выборную, принимать без согласия конгресса какие бы то ни было подарки, вознаграждения, посты или титулы от какого бы то ни было короля, князя или иностранного государства. В печатных инструкциях государственного департамента указано, что предложения подарков, орденов или грамот должны отклоняться учтиво, но решительно1.

§ 473. В 1834 году в Соединенном Королевстве вошло в действие правило, запрещающее всем, кто состоит на королевской службе в дипломатическом, консульском, морском и военном ведомствах, принимать от иностранного правительства какие-либо подарки, по какому бы поводу эти подарки ни предлагались. Из этого правила в отдельных случаях делалось исключение по специальному разрешению статс-секретаря. Но в «доброе старое время» по случаю обмена ратификационными грамотами важного договора обычно делались денежные подарки членам ведомства иностранных дел. Так, в 1786 году в связи с заключением торгового договора между Великобританией и Францией французское правительство ассигновало 500 гиней, из которых 6/10 были выданы помощникам секретаря, 1/10 — старшему клерку и 3/10 — младшим клеркам. В 1793 году российское правительство в связи с заключением конвенций о торговле и о войне с Францией сделало подарок в сумме 1000 ф. ст. Из этой суммы два помощника секретаря получили по 300 ф. ст. каждый, а остальная сумма была разделена между другими клерками. В том же году сардинское правительство по случаю ратификации договора между королем Георгом III и королем Сардинии подарило помощникам секретаря и клеркам 500 ф. ст. Такие же суммы были получены от германского императора и от правительств Испании, Пруссии и Сицилии и поделены в той же пропорции. Таким образом, каждый помощник секретаря получил из этого источника в течение 1793 года 900 ф. ст. в дополнение к своему жалованью. Такие же подарки были сделаны британским правительством от имени {258} короля представителям иностранных правительств. Послу при его уходе в отставку обычно делался подарок стоимостью в 1000 ф. ст., а посланнику — в 500 ф. ст.1

§ 474. Этот обычай открывал дорогу попыткам делать подарки с целью оказать влияние на политику той или иной страны. В 1727 году четверо шведских уполномоченных, подписавших документ о присоединении Швеции к Ганноверскому договору, получили от английского и французского дворов 40 000 талеров2. Это, вероятно, выходило за пределы обычной нормы таких подарков. Между 1765 и 1766 годами Англия, Франция и Россия истратили огромные суммы, стараясь оказать влияние на шведское законодательное собрание. Одна только Франция за восемь месяцев раздала его членам около 1 830 000 ливров, из которых 100 000 внесла Дания, и все же Франции не удалось привлечь на свою сторону большинство голосов в собрании3.

В 1831 году циркуляром лорда Пальмерстона была отменена практика раздачи подарков такого рода по случаю обмена ратификационными грамотами договоров и конвенций, а также послам или посланникам иностранных государств, прибывшим для принесения поздравлений или выражения соболезнования королю Англии и постоянным представителям иностранных держав при их отбытии4.

Соединенные Штаты в течение короткого времени, с 1790 по 1793 год, обычно дарили золотую цепочку иностранным дипломатическим представителям по окончании срока службы в этой стране5.

§ 475. На Венском конгрессе было установлено, что сами уполномоченные не получат ни подарков, ни орденов, но каждая из участвующих в конгрессе держав сделала подарок главному секретарю Генцу и другим лицам, помогавшим ему в ведении протоколов конгресса. По предложению британского уполномоченного было решено подарить Генцу табакерку и 800 золотых дукатов, четырем его помощникам — по табакерке и по 500 дукатов, а еще двум чиновникам — по 100 дукатов, всего, таким образом, 3 тыс. дукатов, то есть свыше 1200 ф. ст: При обмене ратификационными грамотами мирного договора от 20 июля 1814 г. между Францией и Испанией были предусмотрены подарки: золотая табакерка с портретом Людовика XVIII стоимостью в 15 тыс. франков испанскому уполномоченному Лабрадору и такая же табакерка с портретом Фердинанда VII — Талейрану. Кроме того, 1 тыс. ф. ст. (90 тыс. реалов) — чиновникам французского и испанского министерств иностранных дел. В 1817 году 8, 9 и 10 июня был подписан договор между Испанией и пятью великими державами о наследовании герцогства Пармы после смерти экс-императрицы Марии-Луизы. После этого Испания присоединилась к Венскому и Парижскому договорам 1815 года. По этому поводу испанский министр иностранных дел получил пять золотых табакерок с портретами соответствующих монархов, и точно такой же подарок получил испанский посол в Лондоне Фернандо Нуньес. За договор от 10 июня о пармском наследстве чиновникам испанского министерства иностранных дел были выданы 450 тыс. реалов (10 тыс. дукатов). Помимо этих подарков, были пожалованы ордена Карл оса III разных степеней. Так как английское министерство иностранных дел не давало и не получало знаков отличия, то британским посольством была передана для секретарей испанского посольства сумма в 1 тыс. ф. ст., причем такая же сумма была ассигнована для секретарей британского посольства. Чиновникам иностранных ведомств пяти великих держав также были выданы подарки на общую сумму в 90 тыс. реалов (1 тыс. ф. ст.). При этом учитывалось, что знаки отличия, жалуемые обоюдно чиновникам иностранных ведомств каждой стороны, должны быть равноценны. {259} Этому правилу даже в недавнее время придавалось величайшее значение, когда происходил обмен такими безделушками1. В конце 1817 года общая сумма денежных подарков, внесенных договаривающимися сторонами по поводу заключения договоров, бракосочетаний членов царствующих фамилий, конгрессов, конференций с учетом взаимного соглашения сторон о выдаче деньгами стоимости золотых и серебряных ювелирных изделий, была поделена между чиновниками министерства иностранных дел в Вене. Накопившаяся к этому времени сумма определялась в 28 тыс. дукатов2.

§ 476. На конгрессе в Тешене в 1779 году Репнин и Бретейль, представители двух стран-посредниц, получили по осыпанному бриллиантами портрету Марии-Терезии. Фридрих подарил Репнину свой портрет, осыпанный бриллиантами, оцененный в 20 тыс. талеров, а Бретейлю — очень изящную, но меньшей ценности табакерку3. Шмельцинг сообщает, что когда в ноябре 1818 года Меттерних получил из рук короля Голландии большой крест ордена Нидерландского льва, это был его двадцать пятый орден.

 

 

  {260}  

Глава XXI

ОКОНЧАНИЕ МИССИИ

§ 477. Миссия дипломатического представителя может закончиться при его жизни по одной из следующих причин:

1. Вследствие истечения срока, на который он был назначен, например после окончания конгресса или конференции, или если он был назначен ad interim (т. е. на время отсутствия посланника, то после возвращения посланника. В этих случаях формального отозвания представителя не требуется.

2. Когда выполнено возложенное на миссию поручение, например участие в той или иной церемонии, или же завершены (либо не удались) переговоры, для ведения которых он был специально назначен. В этих случаях также не требуется формального отозвания.

3. Вследствие отозвания представителя, в связи с его назначением в другое место или в связи с его просьбой об отставке, принятой его правительством. По правилам, существующим в Англии, глава миссии назначается только на пять лет; по истечении этого срока его миссия прекращается, если она не продлена особым распоряжением. Существует также правило, что каждый сотрудник дипломатической службы должен выходить в отставку после достижения известного возраста; но из этого правила в отдельных случаях также допускаются исключения.

4. Вследствие отозвания представителя по причине недовольства его собственного правительства или же по требованию того правительства, при котором он аккредитован. Для того чтобы избежать скандала, сплетен и дискредитации представителя, который имел несчастье навлечь на себя неудовольствие своего шефа, его обычно уведомляют, что он может выехать в отпуск или что его вызывают для доклада.

5. В случае кончины его собственного монарха или того монарха, при котором он аккредитован. Смерть президента республики, а также окончание срока его полномочий не влекут за собой {261} окончания миссии дипломатического представителя1. Но в двух первых случаях необходимы новые верительные грамоты, если только в письме министра нового монарха, извещающем о вступлении на престол нового монарха, не сказано определенно, что полномочия посланника остаются в силе. В течение времени, которое может пройти между этими двумя событиями, сношения посланника с местными властями по текущим делам происходят в обычном порядке; если он ведет какие-либо особые переговоры, то он может продолжать их sub spe rati. Положение поверенного в делах, поскольку он аккредитован только при министерстве иностранных дел, смертью монарха не затрагивается. Не затрагивается оно и отставкой министра иностранных дел и назначением нового министра как в стране пребывания поверенного в делах, так и в его собственной стране.

6. В случае какого-либо нарушения международного права по отношению к нему или в виду какого-либо неожиданного происшествия особо серьезного характера, когда сам представитель может взять на себя ответственность за разрыв отношений. В настоящее время, когда все столицы, где имеются дипломатические представители, связаны между собой телеграфом, случаи такого рода едва ли возможны.

7. Когда правительство, при котором представитель аккредитован, по какой-либо причине посылает ему его паспорта, не ожидая его отозвания. Это может произойти в двух случаях: а) когда в результате действий, совершенных самим агентом, правительство, при котором он аккредитован, больше не рассматривает его persona grata или б) когда вследствие оскорбительных действий его собственного правительства правительство страны пребывания представителя решает порвать с ним дипломатические отношения. За таким разрывом отношений не обязательно следует война. Если война стала неизбежной, то дипломатическому представителю той или другой стороны чаще всего даются указания предъявить ультиматум и только после этого потребовать присылки паспортов. Представителю другой стороны обычно дается указание предпринять такой же шаг, если его паспорта еще не вручены ему.

8. В связи с изменением ранга данного представителя. Чаще всего это имеет место при повышении представителя в ранге, когда, например, посланник назначается послом или министр резидент-посланником, или постоянный поверенный в делах — министром-резидентом. Такое повышение в ранге может быть постоянным; но, с другой стороны, оно может быть и временным, например когда посланник возводится в ранг посла для вручения монарху какого-либо {262} высокого ордена или для присутствия при церемониях, вроде коронации, бракосочетания лиц королевской фамилии, похорон или какого-либо важного национального празднества. В этом последнем случае, как только событие кончилось, дипломатический представитель возвращается к своему прежнему рангу.

9. В случае возникновения войны между двумя государствами.

10. В случае низложения или отречения монарха того или другого государства.

11. В случае замены монархии республикой или республики — монархией в том или другом государстве.

12. После того как то или иное государство прекратит свое существование.

§ 478. Каковы бы ни были причины, приведшие к окончанию его миссии, дипломатический представитель продолжает пользоваться всеми иммунитетами и привилегиями, связанными с его постом, вплоть до того момента, когда он покинет страну, в которой был аккредитован, в течение такого разумного срока, какой может быть необходим для завершения и устройства дел его миссии (см. § 318, 333).

Панамериканская конвенция о положении дипломатических представителей, подписанная в Гаване 20 февраля 1928 г., устанавливает для подписавших ее государств следующие правила:

«Статья 25. Миссия дипломатического представителя заканчивается:

1. Вследствие официального извещения правительством данного представителя правительства другой страны о том, что Данный представитель закончил выполнение возложенных на него функций.

2. Вследствие истечения срока, назначенного для выполнения миссии.

3. По разрешении поставленной перед представителем задачи, если его миссия была создана по поводу определенного вопроса.

4. Вследствие вручения представителю его паспортов тем правительством, при котором он аккредитован;

5. Ввиду заявленной дипломатическим представителем просьбы к правительству, при котором он аккредитован, о выдаче его паспортов.

Во всех вышеперечисленных случаях дипломатическому представителю, официальному персоналу миссии и семьям всех указанных лиц должен быть предоставлен разумный срок для выезда с территории данного государства. Правительство, при котором представитель был аккредитован, обязано позаботиться о том, чтобы в течение упомянутого срока никто из них не подвергся никаким притеснениям и не потерпел никакого личного или имущественного ущерба.

Ни смерть, ни отставка главы государства, ни смена правительства, ни изменения политического режима в той или другой из двух стран не являются основанием для прекращения миссии дипломатических представителей».

§ 479. Когда дипломатический представитель намеревается покинуть свой пост вследствие ли перевода в другое место или вследствие отставки по возрасту, или по собственному желанию, он просит предоставить ему прощальную аудиенцию для вручения своих отзывных грамот. Это делается через министра иностранных дел путем посылки ноты с приложением копии отзывных грамот. Бывает, что прощальная аудиенция устраивается без формальной просьбы дипломата, например в тех случаях, когда он стал популярным лицом в стране своего пребывания и близость его ухода общеизвестна. {263} Прощальная аудиенция обычно бывает частной. Но если покидаемый дипломатом пост находится в месте, отдаленном от того, куда его переводят, то ему иногда приходится выехать прежде, чем он получит свои отзывные грамоты. В этом случае ему надо самому решить вопрос — просить о прощальной аудиенции или нет. Если его новое назначение не было уже опубликовано в правительственном бюллетене его, страны, то можно рекомендовать ему при этой аудиенции не упоминать о том, что он, по всей вероятности, не вернется. В таком случае его отзывные грамоты будут вручены его преемником, одновременно с представлением своих собственных верительных грамот. Такой же образ действий рекомендуется дипломату и в том случае, когда он отзывается вследствие недовольства его собственного правительства.

§ 480. Получив отзывные грамоты, суверен или президент республики, при котором представитель был аккредитован, обычно обращается к суверену или президенту страны представителя с так называемой отпускной грамотой, в которой выражает свое удовлетворение деятельностью представителя и выражает сожаление по поводу его отъезда (см. § 127).

Если происходит разрыв дипломатических отношений по инициативе самого представителя или его правительства, представителю нет надобности просить о прощальной аудиенции. Если причиной его отъезда явилось указанное решение его правительства, то ему могут быть даны указания уехать, не прощаясь.

§ 481. Если миссия заканчивается вследствие смерти представителя на своем посту и погребения в стране, где он был аккредитован, то в прежнее время было принято устраивать ему торжественные похороны. Религиозные церемонии совершались согласно местным законам и обычаям. В настоящее время в подобном случае оказываются все формальные знаки уважения, подобающие официальному положению покойного как представителя другого государства. В качестве знака особого уважения тело покойного иногда доставлялось на его родину на военном корабле или в торжественном кортеже, выступавшем из помещения той миссии, главой которой был покойный (см. в конце настоящего раздела описание церемониала похорон нидерландского посла в Лондоне в 1952 г.).

Если семья покойного желает перевезти тело для погребения в какое-либо другое место, это желание должно быть удовлетворено, но в таком случае необходимо безотлагательно, до того как будет совершено временное погребение на месте, предупредить близких умершего о том, что законы большинства стран устанавливают трудный и сопряженный с хлопотами порядок получения разрешения на эксгумацию.

Старший из сотрудников миссии немедленно становится поверенным в делах; на его обязанности лежит принять все меры к тому, чтобы никакие политические документы или шифры не остались среди личных бумаг покойного, которые передаются его законным наследникам. Ни в коем случае не следует допускать вмешательства {264} кого-либо из коллег покойного, хотя бы он был представителем дружественной или союзной державы; впрочем, некоторые авторы, по-видимому, и считают это возможным. Представитель другой державы такого права не имеет. Местные власти также не имеют никаких прав разбирать бумаги покойного.

Вопросы, касающиеся наследования личного имущества покойного, регулируются законами его страны. Дипломат поступит благоразумно, если назначит кого-либо из штатных сотрудников миссии своим душеприказчиком в отношении своего личного имущества, находящегося в данной стране. Движимая его собственность может быть вывезена из страны пребывания без уплаты таможенных пошлин или налога, известного в некоторых странах под названием «droits d'extraction». Эти нормы, конечно, не применяются, если покойный дипломат был подданным или гражданином страны, где он был аккредитован. Наследование всякого рода недвижимой собственности, которой покойный владел в этой стране, и все связанные с этим законные формальности регулируются, конечно, согласно lex loci rei sitae (закону местонахождения собственности).

Вдове и семье покойного дипломата обычно предоставляются в течение некоторого времени те привилегии, которыми они пользовались при его жизни1.

Панамериканская конвенция о дипломатических представителях, подписанная 20 февраля 1928 г. в Гаване, устанавливает для подписавших ее государств следующее правило: «Статья 24. В случае смерти дипломатического представителя его семья продолжает пользоваться привилегиями в течение разумно определенного срока, предоставляемого ей для возможности покинуть государство пребывания».

ЦЕРЕМОНИАЛ, СОБЛЮДАВШИЙСЯ ПРИ ПОХОРОНАХ ПОСЛА НИДЕРЛАНДОВ
В ЛОНДОНЕ БАРОНА ЭДГАРА МИХИЕЛЬСА ВАН ВЕРДЮЙНЕН
16 МАЯ 1952 г.

§ 482. Воинские части, участвующие в процессии, собираются близ нидерландского посольства на Портмен-сквейр. Группа в составе офицера и восьми членов других рангов из второго батальона шотландской гвардии прибыла в посольство в 2 час. 30 мин. пополудни, чтобы вынести гроб из посольства к ожидающему его лафету.

В 3 часа пополудни процессия трогается в путь в следующем порядке:

Две роты второго батальона шотландской гвардии.

Полковой оркестр шотландской гвардии.

Барабанщики и группа духовых инструментов второго батальона шотландской гвардии.

Лафет, на котором установлен гроб, покрытый нидерландским национальным флагом группа, несшая гроб. {265}

Провожающие — пешком.

Дивизион лейб-гвардии.

Лафет был доставлен королевской конной артиллерией, которая произвела в Гайд-парке, как только процессия выступила из посольства, салют из девятнадцати орудий.

Процессия следовала по маршруту: Портмен-сквейр, Аппер Беркли-стрит, Грейт Кемберленд-плейс, Мраморная арка, Ист Керриедж-роуд, Саут Керриедж-роуд, казармы у Рыцарского моста. У казарм находился почетный караул в составе двух офицеров и пятидесяти рядовых и шеренга от первого батальона гвардейских гренадер с полковым знаменем, оркестром полка и отрядом барабанщиков батальона. Здесь гроб был перенесен с лафета на моторный катафалк для перевозки в Норсхольтский аэропорт; когда катафалк тронулся в путь, был исполнен государственный гимн Нидерландов.

PERSONA NON GRATA

§ 483. В литературе приводится немало примеров, когда дипломатический представитель становился persona non grata, то есть нежелательным лицом; при этом известно, что ряд случаев не был опубликован. В европейских странах происшествия этого рода часто считались секретом. В настоящей главе этот термин употребляется для обозначения случаев, когда дипломатический представитель, принятый в стране и уже вступивший в исполнение своих обязанностей, тем или иным образом вызвал недовольство правительства, при котором он аккредитован, и тем самым заставил последнее требовать его отозвания. В некоторых случаях это требование удовлетворялось с большей или меньшей степенью готовности; в других оно отклонялось. В последнем случае оскорбленное правительство обычно извещало представителя, что в дальнейшем не будет вести с ним никаких официальных сношений, и отсылало ему его паспорта.

ТРЕБОВАНИЕ ОБ ОТОЗВАНИИ

§ 484. Ниже приводятся примеры удовлетворенных требований об отозвании дипломатического представителя.

В 1792 год. Э. К. Жене был назначен французским посланником в Соединенных Штатах. Сразу же по прибытии еще до представления своих верительных грамот он начал снаряжать каперы для захвата британских торговых судов, в нарушение нейтралитета Соединенных Штатов. Французские консулы, заседавшие в адмиралтейских судах, стали присуждать захваченные корабли в качестве призов, несмотря на то что некоторые из них были захвачены в территориальных водах Соединенных Штатов. Когда посланнику был заявлен протест, он отнесся к мнению президента пренебрежительно и поставил под вопрос его компетенцию. Тогда посланнику Соединенных Штатов в Париже г-ну Моррису было дано {266} указание потребовать отозвания г-на Жене. Это требование было немедленно удовлетворено1. Но французское республиканское правительство воспользовалось этим случаем, чтобы потребовать удаления г-на Морриса, который принимал участие в попытке устроить бегство Людовика XVI из Парижа. Это требование также было немедленно выполнено2.

§ 485. В 1804 году испанское правительство потребовало отзыва г-на С. Пинкни, посланника Соединенных Штатов в Мадриде, указав, что причиной такого требования послужила угрожающая нота, с которой г-н Пинкни обратился к испанскому министру иностранных дел. В ноте сообщалось, что посланник намерен известить американских консулов о кризисе в отношениях между двумя странами и дать им указание предупредить американских граждан о том, что они должны быть готовы к выезду со всем своим имуществом. Г-ну Пинкни было дано указание выехать в отпуск3.

§ 486. В 1809 году г-н Э. Дж. Джексон, британский посланник в Вашингтоне, в переписке с государственным департаментом об отказе британского правительства от заключенного его предшественником, г-ном Эрскином, соглашения по делу о пароходе «Чизапик» и об отмене указа королевского совета сослался на то, что при заключении этого соглашения правительство Соединенных Штатов было полностью осведомлено о том, что г-н Эрскин превысил свои полномочия. Государственный секретарь тогда же протестовал против такой инсинуации, а когда она была повторена, написал Джексону, что в дальнейшем от него



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.58 (0.016 с.)