Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация североатлантического договора

Поиск

§ 848. Брюссельский договор послужил как бы схемой для установления сотрудничества между пятью западными державами. Но уже во время его подписания на обоих берегах Атлантического океана ощущалось и росло сознание желательности более широкого союза, который объединял бы силы Европы и Северной Америки. Осенью 1948 года и весной 1949 года в Вашингтоне велись переговоры между представителями Соединенного Королевства, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, Канады и Соединенных Штатов; впоследствии рамки этих переговоров были расширены и охватили Норвегию, Данию, Италию, Португалию и Исландию. Результатом этих переговоров было подписание в Вашингтоне 4 апреля 1949 г. Североатлантического договора7; договор был подписан двенадцатью державами; в феврале 1952 года к нему присоединились Турция и Греция.

а) Условия. В преамбуле договора подтверждается решимость сторон «оградить свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов.., способствовать стабильности и благосостоянию в Североатлантическом районе.., объединить свои усилия для коллективной обороны и для сохранения мира и безопасности». Отношение договора к Организации Объединенных Наций ясно видно из его текста. Так, согласно ст. 1 стороны обязуются, как это обусловлено Уставом Организации Объединенных Наций, разрешать все международные споры, в которые они могут быть вовлечены, мирными средствами, таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость и воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения {436} каким-либо образом, несовместимым с целями Объединенных Наций. Далее, стороны обязуются укреплять свои свободные учреждения «путем развития условий, обеспечивающих стабильность и благосостояние» (ст. 2). Они обязуются также «поддерживать и развивать свою индивидуальную и коллективную способность сопротивляться вооруженному нападению» (ст. 3) и «консультироваться между собой всякий раз, когда, по мнению любой из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность любой из договаривающихся сторон окажется под угрозой» (ст. 4.)

Согласно ст. 5, стороны «соглашаются, что вооруженное нападение против одной или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против всех договаривающихся сторон, и вследствие этого они соглашаются, что, если такое вооруженное нападение произойдет, каждая из них в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признанного ст. 51 Устава Организации Объединенных Наций, окажет стороне или сторонам, подвергшимся такому нападению, помощь путем немедленного принятия, индивидуально и по соглашению с другими договаривающимися сторонами, такого действия, какое она сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы, чтобы восстановить и поддержать безопасность Североатлантического района».

Статья 6 устанавливает обстоятельства, при наличии которых вступает в действие ст. 5. Статья 6 после присоединения к договору Турции изложена следующим образом: «Для целей применения статьи 5 вооруженным нападением на одну или несколько договаривающихся сторон считается вооруженное нападение:.

а) на территорию любой из них в Европе или Северной Америке, на алжирские департаменты Франции, на территорию Турции или на острова, находящиеся под юрисдикцией любой из сторон в Североатлантическом районе к северу от тропика Рака;

б) на вооруженные силы, корабли или воздушные суда любой из сторон, находящиеся на этих территориях или над ними, или на другие районы в Европе, в которых оккупационные войска любой из сторон были размещены в день вступления договора в силу, или на Средиземное море или Североатлантический район к северу от тропика Рака»1.

б) Аппарат. Статьей 9 договора предусматривается, что стороны учреждают Совет для рассмотрения вопросов, связанных с применением договора и образования в случае необходимости вспомогательных органов. Североатлантический совет впервые был созван в Вашингтоне в сентябре 1949 года и состоял в то время из министров иностранных дел всех договаривающихся сторон. Совет образовал Комитет обороны (в составе военных министров), Военный комитет (в составе начальников штабов) с постоянной военной группой в составе трех членов (Соединенное Королевство, Соединенные Штаты, Франция) в качестве его постоянного подкомитета, а также {437} региональные плановые группы, организуемые по географическому признаку. Впоследствии были еще образованы Финансово-экономический комитет обороны (в составе министров финансов) и Управление военного производства и снабжения. В мае 1950 года был создан Североатлантический делегатский совет (North Atlantic Council of Deputies) с местопребыванием в Лондоне, предназначенный действовать как постоянный орган Совета в промежутки между его сессиями.

Все эти органы составляли первое рабочее ядро НАТО, но структура его с течением времени постепенно развивалась и видоизменялась. В сентябре 1950 года Совет решил организовать в Европе объединенные вооруженные силы под централизованным командованием и контролем. Весной 1951 года был назначен верховный союзный главнокомандующий (SACEUR)1. Позднее, в 1952 году, был учрежден такой же пост для Атлантического района (SACLANT)2. Район европейского командования разделен на четыре сектора (Северный, Центральный, Южный и Средиземноморский); во главе каждого из них стоит главнокомандующий с подчиненным ему командным составом. Международный объединенный штаб этого командования (SHAPE) находится в Марли, близ Парижа.

В феврале 1952 года гражданский аппарат НАТО был переформирован и переведен в Париж. В настоящее время организация НАТО представляется в следующем виде:

I. Североатлантический совет — постоянно действующий орган. Он собирается не реже чем два раза в год на уровне министров; обычно присутствуют министры иностранных дел, финансов и военные. Как правило, Совет состоит из постоянных представителей (в посольском ранге), имеющих местонахождение и постоянно заседающих в Париже под председательством Генерального секретаря.

II. Международный секретариат под руководством генерального секретаря3, обслуживающий всю организацию; небольшие секретариаты в Лондоне и Вашингтоне.

III. Военный комитет (состоящий из начальников штабов стран), собирающийся по мере необходимости обычно в Париже перед сессиями министерского Совета.

IV. Комитет военных представителей и постоянная группа трех держав (Соединенное Королевство, Соединенные Штаты, Франция) с местонахождением в Вашингтоне (верховные главнокомандующие несут ответственность перед Советом через эту постоянную группу).

V. Постоянные комитеты по следующим отраслям деятельности {438} Совета: по годовым обзорам (см. ниже п. «в»), по вопросам внутренней структуры (infrastructure), по сотрудничеству в гражданской сфере (civil co-operation)1 и по планированию в чрезвычайных обстоятельствах2, по бюджету и по безопасности, с многочисленными подкомитетами.

VI. Представительство по военной стандартизации с местонахождением в Лондоне.

в) Деятельность и процедурный порядок. Для принятия решений НАТО требуется единогласие. Все участники договора имеют представителей во всех главных органах, за исключением постоянной группы. Несмотря на то что договором предусматривается сотрудничество его участников и в экономической, социальной и других сферах, с 1949 года главнейшей задачей организации НАТО является создание вооруженных сил для осуществления положений договора, относящихся к коллективной обороне. Министры ежегодно обсуждают, как протекают объединенные усилия участников договора в области обороны, с тем чтобы учесть как военные требования, так и экономические и финансовые возможности стран — участниц договора; в свете всех этих данных составляются твердые военные программы на ряд следующих лет. Военные и гражданские органы НАТО работают в течение всего года в тесном контакте по выполнению этих планов. Они учитывают также, с точки зрения экономики, деятельность Организации европейского экономического сотрудничества (см. ниже § 851). Подвергаются обсуждению различные виды перспективного планирования на случай чрезвычайных обстоятельств. Вместе с тем комитеты Североатлантического совета и периодически созываемые конференции его сотрудников по информации, имеющие целью содействовать пониманию задач НАТО, подвергают рассмотрению деятельность НАТО необоронного характера, а также вопросы общего развития концепции «Атлантической общности». В некоторых странах — участницах НАТО на помощь этой деятельности приходят различные неофициальные органы.

г) Привилегии и иммунитеты. НАТО пользуется привилегиями и иммунитетами на общих основаниях, принятых для международных организаций, например для Организации Объединенных Наций. Эти привилегии и иммунитеты основываются на следующих актах: на Соглашении о статусе представителей наций и международного штаба НАТО3, Соглашении о статусе вооруженных сил участников Североатлантического договора4, Протоколе о статусе международной {439} главной военной квартиры. Указанный протокол составлен в соответствии с положениями Североатлантического договора1 (и заменяет более раннее Соглашение о статусе участников вооруженных сил стран Брюссельского договора2, каковое соглашение не было ратифицировано).

ПАРИЖСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ

§ 849. В 1950 году вопрос об участии Германии в обеспечении безопасности стран Запада потребовал неотложного решения. С одной стороны, получила всеобщее признание точка зрения, что Германия должна участвовать в своей собственной обороне и в обороне Западной Европы. С другой стороны, в Европе, и в частности во Франции, стало наблюдаться вполне естественное нерасположение разрешить Германии вооружаться без всякого контроля. Ввиду этого французское правительство внесло компромиссное предложение, получившее известность как «план Плевена»; согласно этому плану вооружение Германии должно было осуществляться путем создания европейской армии с вкрапленными национальными контингентами, состоящей под наднациональным командованием. Это предложение было реализовано в договоре о создании Европейского оборонительного сообщества, подписанного в Париже 27 мая 1952 г. Францией, Федеративной Республикой Германии, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом3.

Однако Национальное собрание Франции после обсуждения с неоднократными тревожными отсрочками ратификации этого договора в августе в 1954 года решило в конце концов не ратифицировать его. В результате оказалось необходимым принять какие-то другие меры для включения Федеративной Республики Германии в западную оборонительную систему. На конференции, заседавшей в Лондоне с 28 сентября по 3 октября 1954 г. в составе представителей Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Канады, а также шести держав — участниц мертворожденного Европейского оборонительного сообщества, был принят ряд основных решений4, а именно:

1) решение Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции о прекращении оккупационного режима в Федеративной Республике Германии;

2) решение держав — участниц Брюссельского договора о приглашении Федеративной Республики Германии и Италии присоединиться к Брюссельскому договору, с внесением в него таких изменений, которые способствовали бы осуществлению задач европейского единства, и с укреплением (усилением) Организации Брюссельского договора; такое усиление ее деятельности намечалось в области установления максимальной доли участия в НАТО в деле обороны всех участников Брюссельского договора, а равно в области установления {440} контроля над вооружениями на Европейском континенте континентальных стран — участниц Брюссельского договора;

3) определенные заверения (assurances) Соединенных Штатов и Соединенного Королевства относительно содержания вооруженных сил на Европейском континенте; декларация Канады, подтверждающая ее решимость продолжать выполнение ее обязательств, вытекающих из ее членства в НАТО, и поддерживать задачу европейского единства;

4) решение держав, представленных на конференции и бывших членами НАТО, рекомендовать на следующем заседании Североатлантического совета немедленное приглашение Федеративной Республике Германии войти в состав НАТО.

На Парижской конференции 20—23 октября 1954 г.1 был принят ряд постановлений во исполнение решений Лондонской конференции. Так, был принят и дополнен Брюссельский договор (протокол от 23 октября 1954 г.) в целях присоединения Федеративной Республики Германии и Италии к договору; были исключены упоминания в первоначальном тексте договора о «возобновлении Германией политики агрессии» и была совершенно переработана ст. VII (в настоящее время ст. VIII). В настоящей редакции эта статья (VIII) предусматривает образование Совета Западноевропейского союза, организованного таким образом, чтобы он мог осуществлять свои функции постоянно и мог создать такие вспомогательные органы, которые могут быть признаны необходимыми. В частности, Совет должен был немедленно образовать орган для контроля над вооружениями. Введена новая, IX статья договора: «Совет Западноевропейского союза будет ежегодно представлять Ассамблее, состоящей из представителей стран — участниц Брюссельского договора в Консультативной Ассамблее Европейского Совета, доклад о своей, деятельности, и в частности о контроле над вооружениями» (см. ниже § 850). Одновременно всеми членами НАТО был подписан протокол о вхождении Федеративной Республики Германии в НАТО.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ

§ 850. После второй мировой войны влиятельные круги общественного мнения в Европе выступили с предложением образовать организацию для содействия целям осуществления европейского единства. Это предложение было реализовано подписанием 5 мая 1949 г. в Лондоне статута Европейского совета1. Первоначально подписавшими странами были Бельгия, Дания, Франция, Республика Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Швеция и Соединенное Королевство. Позднее присоединились к договору Федеративная Республика Германии, Греция, Исландия и Турция, а также Саар — в качестве члена-сотрудника.

а) Цели. Европейский совет ставит своей целью, как указана в ст. 1 его статута, «добиться наибольшего единства его членов для защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся {441} их общим наследием, и для благоприятствования их экономическому и социальному прогрессу». Эта цель должна осуществляться через посредство органов Совета «путем обсуждения вопросов, имеющих общее значение, заключения соглашений и совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, а также путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод». Вопросы государственной обороны специально исключены из сферы ведения Совета. В Статуте имеется положение о том, что участие в Совете «не препятствует сотрудничеству его членов в Организации Объединенных Наций и других международных организациях и союзах, участниками которых они состоят».

б) Членство. Каждый член Совета «должен признавать принципы господства права (rule of law) и пользование со стороны всех лиц, находящихся под его юрисдикцией, правами человека и основными свободами и эффективно и искренне сотрудничать для осуществления целей Совета...». Доступ в члены Совета открыт для любого европейского государства, которое «признается способным и желающим выполнить» указанные выше требования и которое приглашается к присоединению Комитетом министров (см. ниже). «При наличии особых обстоятельств» какое-либо европейское государство, выполняющее указанные выше условия, может быть приглашено сделаться членом-сотрудником Совета путем депонирования акта о принятии. Такой член-сотрудник может иметь представителя только в Консультативной ассамблее (см. ниже) (Саар представлен на заседаниях Комитета министров наблюдателем).

в) Аппарат. Совет состоит из Комитета министров и Консультативной ассамблеи, обслуживаемых Секретариатом. Имеется, кроме того, Объединенный комитет, действующий в качестве органа связи между Ассамблеей и министрами; местонахождение Совета — Страсбург.

Комитет министров представляет собой межправительственный орган Совета. Членами Комитета являются министры иностранных дел государств-членов; в случае необходимости министры могут быть представлены заместителями, по возможности министерского ранга. Комитет обсуждает рекомендации Консультативной ассамблеи и различные вопросы общего характера, которые он считает нужным поставить на свою повестку, а также административные и финансовые вопросы, касающиеся Совета. Комитет является единственным органом Совета, правомочным принимать решения; эти решения могут быть сформулированы в виде рекомендаций государствам-членам. Фактически решения принимаются Комитетом единогласно, хотя Статутом предусматривается, что для принятия решений по некоторым вопросам, в том числе о приглашениях присоединиться к Совету, требуется большинство 2/3 голосов, а в некоторых случаях — меньшее число голосов. Заседания Комитета проводятся два или три раза в год. Вся предварительная работа выполняется группой должностных лиц, именуемых заместителями {442} министров, которые собираются в промежутках между сессиями для обсуждения текущих дел. Заместители вправе принимать решения от имени Комитета министров по всем вопросам, кроме вопросов, касающихся крупных политических проблем.

Комитет министров в ряде случаев создавал комиссии экспертов, состоявшие из правительственных должностных лиц, для рассмотрения рекомендаций Ассамблеи по более узким техническим вопросам и для выяснения, в какой мере существующими межправительственными соглашениями регулируются действия, которые следует предпринимать по этим рекомендациям. Предметом обсуждения таких комиссий до сих пор были лишь вопросы социальные, вопросы культуры, права, патентов, стандартизации, паспортов и др.

г) Консультативная ассамблея, являющаяся «совещательным органом» Совета, состоит из 132 представителей, избираемых парламентами государств, либо назначаемых в порядке, определяемом каждым парламентом. Число мест, предоставляемых в Ассамблее каждому государству-члену, определяется необходимостью сохранить в разумных пределах численность Ассамблеи и вместе с тем обеспечить надлежащее представительство малых государств. На основании действующих в настоящее время (1953 г.) соглашений Франция, Федеративная Республика Германии, Италия и Соединенное Королевство имеют каждая по 18 мест, Турция — 10, Бельгия, Греция и Нидерланды — по 7, Швеция — б, Дания и Норвегия — по 5, Республика Ирландия — 4, Исландия, Люксембург и Саар — по 3 места.

Ассамблея собирается один раз в год на очередную сессию; предусмотрена возможность созыва внеочередных сессий. Практика выработала обычай разделять очередную сессию на две или более частей. Председатель и шесть вице-председателей образуют Бюро, руководящее работой Ассамблеи. Мнения Ассамблеи могут быть выражены в форме резолюций или рекомендаций. Рекомендации, если они предполагают какие-либо особые действия со стороны государств-членов, передаются в Комитет министров для обсуждения. Более важные решения требуют принятия их большинством 2/3 голосов.

В промежутки между сессиями деятельность Ассамблеи осуществляется рядом комиссий; главной из них является Постоянная комиссия, состоящая из Бюро и председателей всех других комиссий. Ко времени составления настоящей работы (1956 г.) предметом деятельности других комиссий являлись вопросы общего характера (т. е. политические вопросы), экономические, социальные, правовые и административные вопросы, наука и культура, вопросы, связанные с населением, дела о беженцах, регламенте, привилегиях, а также дела местного и регионального характера.

В 1951 году решением Комитета министров был учрежден Объединенный комитет. Его обязанностью является обсуждение проблем, представляющих интерес как для Ассамблеи, так и для Комитета {443} министров, координирование работы всего Совета в целом и разрешение разногласий между министрами и Ассамблеей. Заседания Объединенного комитета созываются непосредственно перед сессиями Комитета министров и немедленно после них, а также в иное время, смотря по надобности. Председателем его является председатель Ассамблеи, в состав Объединенного комитета входят, как правило, 12 членов, из них 7 — от Ассамблеи, 5 — от Комитета министров.

д) Деятельность. В течение первых двух лет существования Ассамблеи прения в ней вращались главным образом вокруг вопросов, связанных с федерацией и с возможностью превратить Ассамблею в европейский парламент, а весь Европейский совет — в европейскую политическую власть (European Political Authority). Однако вскоре стало ясно, что, тогда как некоторые государства-члены желали создать объединение (в форме федерации или конфедерации), другие государства-члены по самым разнообразным причинам выступали против такого предложения. В связи с этим Комитет министров в 1950 году решил, что государства-члены, высказывающиеся за более тесную форму объединения, могут создавать «специализированные власти» («specialised authorities») (как, например, Европейское объединение угля и стали, Европейское оборонительное сообщество и проектируемое Европейское политическое объединение) и заключать в соответствии с этим «частичные соглашения» федерального характера в рамках Европейского совета. Впоследствии Совет предпринял дальнейшие шаги для обеспечения тесных связей между ним и другими европейскими организациями «федерального» характера.

В результате деятельность Совета в начале его существования, протекавшая в сфере обсуждения вопросов федерации, отняла значительную часть его энергии и сил. Впрочем, Совет в то же самое время смог добиться заключения ряда европейских конвенций, самой важной из которых является Конвенция о защите прав человека и основных свобод1. Эта конвенция была подписана 4 ноября 1950 г. и вступила в силу 3 сентября 1953 г. Кроме того, был заключен ряд других конвенций и соглашений по вопросам эквивалентности университетских дипломов, патентных формальностей, социальной и медицинской помощи и социального обеспечения.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (ОЕЭС)
ORGANISATION FOR EUROPEAN ECONOMIC CO-OPERATION (О. Е. Е. С.)

§ 851. Возникновение, членство и устав. Организация европейского экономического сотрудничества была образована на основании Конвенции о европейском экономическом сотрудничестве, подписанной в Париже 16 апреля 1948 г. правительствами следующих {444} стран: Австрии, Бельгии, Дании, Франции, Греции, Исландии, Ирландии, Италии, Люксембурга, Норвегии, Нидерландов, Португалии, Соединенного Королевства, Швеции, Швейцарии, Турции и главнокомандующими французской, британской и американской зонами в Германии.

В дальнейшем 21 сентября 1949 г. германское федеральное правительство стало преемником представительства в ОЕЭС главнокомандующих западными зонами Германии, а 14 октября 1948 г. британо-американская зона Свободной территории Триест была принята в число членов Организации. Соединенные Штаты и Канада стали 23 июня 1950 г. членами-сотрудниками Организации.

Организация европейского экономического сотрудничества обязана своему возникновению исторической речи, произнесенной 5 июня 1947 г. в Гарвардском университете государственным секретарем Соединенных Штатов Джорджем Маршаллом; в этой речи он указал на необходимость эффективных действий для оказания помощи Европе в деле ее экономического восстановления, но при этом подчеркнул, что страны Европы должны сначала договориться относительно требований, вытекающих из имеющейся ситуации, прежде чем Соединенные Штаты решат, каким образом они смогут прийти на помощь выполнению общей программы экономического восстановления Европы.

Конференция открылась в Париже 12 июля 1948 г. и прервала свои заседания 15 июля, предоставив продолжать работy Комитету европейского экономического сотрудничества под председательством ныне покойного Эрнеста Бевина, бывшего в то время министром иностранных дел Соединенного Королевства, или заменявшего его сэра Оливера Франкса. К концу сентября Комитет окончил свою работу и представил доклад, содержавший предполагаемую смету производства, потребностей и планов. На основе этих данных президент Соединенных Штатов представил конгрессу проект программы экономического восстановления Европы, которая и была введена в действие законом об экономическом сотрудничестве 1948 года. Этим законом предусматривалось оказание Европе экономической помощи на четырехлетний срок, по 1952 год включительно, и образование Управления экономического сотрудничества для осуществления этой помощи.

Правительства государств—участников в докладе, представленном президенту Соединенных Штатов, заявили о своей готовности учредить объединенную организацию для обсуждения результатов выполнения программы. В соответствии с этим, также по инициативе правительств Франции и Великобритании, в марте 1948 года была образована рабочая группа Комитета, которой было поручено разработать предложения о задачах, функциях и устройстве нового органа и составить проект многостороннего соглашения. Все эти предложения были сформулированы в виде проекта конвенции о европейском экономическом сотрудничестве. 16 апреля в Париже состоялось еще одно совещание для подписания этой {445} конвенции и было проведено вступительное (учредительское) собрание самой Организации.

Цели Организации. Определение, основной цели Организации дано в ст. 11 конвенции:

Целью Организации является добиться здорового состояния европейской экономики путем экономического сотрудничества членов Организации.

Далее в статье говорится:

Непосредственной задачей Организации является обеспечение успешного-выполнения программы экономического восстановления Европы...

Срок действия этой программы истекал в июне 1952 года, но на смену закону Соединенных Штатов об экономическом сотрудничестве был издан Закон о взаимном обеспечении безопасности 1952 года, предусматривающий продолжение оказания Соединенными Штатами экономической помощи Европе, с учреждением в качестве преемника Администрации экономического сотрудничества — Управления взаимного обеспечения безопасности (с августа 1953 г. переименованного в Управление заграничных операций, а с 1955 г. известного под названием Управления международного сотрудничества). Впрочем, Организация европейского экономического сотрудничества еще сохранила за собой функции сотрудничества с этим Управлением, в частности в связи с программой технической помощи.

Общие обязательства. Согласно конвенции, государства—участники ее приняли на себя некоторые обязательства общего характера. Так, например, они согласились содействовать как в индивидуальном, так и в коллективном порядке развитию производства путем эффективного использования своих ресурсов (ст. 2), а также разработать общие программы производства и обмена товарами и услугами (ст. 3). Они обязались добиться введения, по возможности без замедления, многосторонней системы расчетов, сотрудничать в деле устранения ограничений платежей и торговли, а равно избегать чрезмерного неравновесия в своих финансовых и экономических отношениях и упорядочивать их (ст. 4). Стороны согласились также укрепить свои экономические связи, изучить вопрос о таможенных союзах или аналогичных соглашениях, сотрудничать в вопросах снижения таможенных тарифов и устранения других барьеров, препятствующих расширению торговли, избегать и предупреждать опасность инфляции, поддерживать устойчивость своих валют и нормальных учетных ставок и наиболее эффективно использовать рабочую силу (ст. ст. 5—8). Наконец, было принято обязательство предоставлять Организации всякую информацию, которую она от них может потребовать (ст. 9).

Аппарат Организации.

а) Совет. Совету Организации, состоящему из представителей от каждой страны, принадлежит право принимать решения по вопросам как экономической политики, так и структуры и функционирования самой Организации, заключать соглашения от имени; {446} государств-членов, а также делать им рекомендации. Представителями стран обычно являются министры иностранных дел или министры финансов; министр может назначать заместителя, который обычно и является главой постоянной делегации данной страны в Организации. Совету предоставлено право утверждать бюджет Организации, назначение старших должностных лиц аппарата и составляемую Генеральным секретарем инструкцию для аппарата. Совет получает доклады различных комиссий, образованных для содействия ему и для консультаций, и высказывает свое мнение по этим докладам, разрабатывая на основе этой подготовительной работы общую экономическую политику. При принятии Советом решений применяется принцип единогласия, если Организация не установит иных правил для особых случаев.

б) Исполнительный комитет. Текущее наблюдение за работой Организации возложено Советом на Исполнительный комитет в составе семи членов и главного докладчика. Любая страна — член Организации имеет право принять участие в обсуждении особо интересующих ее вопросов. Комитет рассматривает и тщательно просматривает и анализирует все работы, доклады и рекомендации, поступающие к нему от других комиссий и от Секретариата, определяет их ценность и либо утверждает их сам на основе делегированных ему полномочий, либо передает в Совет.

в) Специальные комитеты. Ряд комитетов дает консультации Совету по различным специальным вопросам. Такие комитеты конструируются в основном по двум схемам: как «горизонтальные» и как «вертикальные». Задачей комитетов первого типа является изучение определенных постоянных экономических проблем, представляющих интерес для всех государств-членов. К числу таких комитетов относятся, например, Экономический комитет (которому поручается подготовка годовых отчетов Организации, рассмотрение экономических программ отдельных государств, изучение политики капиталовложений), Комитет по вопросам рабочей силы, Комитет по торговле и платежам. К этой же категории относятся два других весьма важных органа — Руководящее управление торговли (The Steering Board of Trade) и Правление Европейского платежного союза (см. ниже). Это узкие группы в составе семи членов назначаются Советом в качестве не представителей их стран, а экспертов по специальным вопросам, ответственных за общее изучение вопросов торговли и наблюдение за деятельностью Организации.

Комитеты «вертикального» типа ведают делами специального характера. Таковы, например, комитеты по машиностроению, по продовольствию и сельскому хозяйству, по бумаге и бумажной массе, по морскому транспорту, по вопросам производительности и т. п.

Эти комитеты изучают вопросы производства и сбыта определенных групп товаров и изделий и предоставления услуг и делают доклады и рекомендации по этим вопросам. {447}

г) Секретариат. Состав Секретариата Организации — интернациональный; он возглавляется Генеральным секретарем и двумя его заместителями; все эти лица назначаются Советом. Генеральный секретарь присутствует на заседаниях Совета и комитетов или имеет своих представителей с правом принимать участие в прениях. На него возлагается подготовка к заседаниям, ведение протоколов и наблюдение за выполнением решений, составление бюджета, прием и увольнение служащих. Кроме перечисленных прав и обязанностей, Генеральный секретарь имеет другие функции и права, вытекающие из решений Совета и Исполнительного комитета.

Секретариат разделяется на ряд директоратов, отделений и секций, обслуживающих различные комитеты. В Секретариат включено также в качестве особого отдела Европейское бюро по вопросам производительности (European Productivity Agency), на которое возложена функция содействия и развития производительности во всех отраслях экономической деятельности стран — участниц Организации.

Местонахождение Организации — Париж.

Языки. Официальными языками на равных правах являются французский и английский.

Финансы. Источниками финансирования Организации являются взносы стран-участниц, устанавливаемые согласно шкале, которая периодически пересматривается Советом с применением порядка, принятого для определения взносов стран в бюджет Организации Объединенных Наций, но с учетом также валовой продукции данной страны и других особых соображений.

Деятельность и результаты. Организация европейского экономического сотрудничества является прежде всего форумом, на котором страны Западной Европы имеют возможность обсуждать свои общие проблемы и выявлять общий подход к их разрешению. В соответствии с этим значительная часть деятельности Организации отведена изучению, обсуждению и подготовке докладов, решений и рекомендаций для осуществления их в индивидуальном порядке членами Организации; эта деятельность стран-участниц мыслится как часть совместного усилия к достижению общей цели — созданию здоровой, развивающейся экономики Западной Европы.

Существенным видом этой деятельности является составление годовых отчетов, в которых анализируются успехи, достигнутые странами-участницами, и даются рекомендации относительно экономической политики, которую им надлежит проводить в будущем. В первых четырех годовых отчетах подчеркивались соответственно необходимость увеличения производства, внутренней финансовой устойчивости, ослабления торговых ограничений (либерализации торговли) и расширения определенных видов производства для уменьшения неравновесия платежных балансов между странами Организации и странами долларовой зоны. Проблема установления более широкой многосторонней системы торговли и платежей продолжает привлекать внимание Организации. {448}

Отношения с другими организациями. Организация европейского экономического сотрудничества в соответствии с положениями конвенции поддерживает отношения с органами и специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций, имеющими общеевропейские интересы, как-то: с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций, с Международной организацией труда и с Европейской экономической комиссией. Кроме того, в целях улучшения условий обмена информацией и избежания дублирования этой работы установлены соглашения и с другими организациями. Тесные отношения с Организацией Североатлантического договора вытекают уже из того обстоятельства, что все члены НАТО являются членами или членами-сотрудниками Организации европейского экономического сотрудничества и что в силу этого бремя обязательств по обороне создает напряженность в экономике стран — участниц Организации. Поскольку местонахождение Североатлантического Совета находится также в Париже, одни и те же делегации стран часто представляют обе Организации.

Связь с Европейским советом осуществляется объединенным Комитетом; Организация европейского экономического сотрудничества снабжает Европейский совет отчетами о своей деятельности в области экономических проблем Европы.

Особенно тесные связи ОЕЭС поддерживает с Европейским объединением угля и стали (ЕОУС), шесть членов которого считаются для некоторых целей Организации одной единицей. Верховный орган этого Объединения пользуется статусом наблюдателя в Организации. Для того чтобы сделать возможным образование «общего рынка», ОЕЭС решила, что эти шесть стран могут для определенных целей отходить от принципа недискриминации в сфере либерализации торговли, каковой принцип должен применяться Организацией европейского экономического сотрудничества.

ОЕЭС поддерживает также <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.32 (0.017 с.)