Нотификация о прекращении действия договора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нотификация о прекращении действия договора



§ 672. По вопросу о прекращении действия договора сэр Арнольд Мак Нейр пишет:

При заключении договора в Соединенном Королевстве обычно исходят из того, что действие его должно быть продолжительным и не может быть односторонне прекращено, если в нем не содержится специального упоминания или не презюмируется право одностороннего окончания действия или какое-либо другое условие о порядке его прекращения. В условии о продолжении действия договора, создающего обязательства, действие которых может быть прекращено только с согласия всех сторон, нет ничего невозможного с юридической точки зрения.

Итак, по мнению Мак Нэйра, существует «общая презумпция против одностороннего прекращения действия договора»1.

§ 673. Этот принцип был формально признан в ряде случаев. Так, протоколом от 17 января 1871 г.2, предшествовавшим Лондонскому договору того же года3, устанавливалось:

Уполномоченные Северной Германии, Австро-Венгрии, Великобритании, Италии, России и Турции, собравшиеся сегодня на конференцию, признают как существенный принцип международного права, что никакая держава не может освободить себя об обязательств по договору, ни изменить отдельные условия договора, иначе как с одобрения договаривающихся сторон, в результате полюбовного соглашения.

§ 674. Когда Германия провела в 1935 году в нарушение условий Версальского договора закон о восстановлении воинской повинности, правительства Соединенного Королевства, Франции и Италии внесли в Совет Лиги наций проект резолюции, принятый единогласно (nemine contradicente) при одном воздержавшемся (Дания). Эта резолюция Совета гласила, что «Германия не выполнила лежащую на всех членах международного общества (community) обязанность соблюдать принятые на себя обязательства».

§ 675. Однако право одностороннего прекращения действия договора может вытекать либо из специально выраженного, либо из подразумеваемого условия договора.

§ 676. Что касается случаев специально выраженного условия, то часто предусматривается, что договор сохраняет силу на определенный {357} срок, и когда этот срок приближается к концу, одна сторона может предупредить другую сторону о прекращении действия; при отсутствии такого предупреждения договор сохраняет силу. Типичным примером такого случая может служить ст. 13 Договора о торговле и судоходстве между Соединенным Королевством и Панамой от 25 сентября 1928 г.1:

Настоящий договор подлежит ратификаций и акты ратификации — обмену по возможности без замедления в Панаме. Договор вступает в силу немедленно по ратификации и действует в течение десяти лет со дня вступления в силу. Если ни одна из Высоких Договаривающихся Сторон не сделает предупреждения другой стороне за двенадцать месяцев до наступления указанного десятилетнего периода о своем желании прекратить действие договора, этот договор сохраняет силу до истечения одного года со дня даты такого предупреждения.

§ 677. Возможен и противоположный случай: иногда в договоре предусматривается, что он сохраняет силу на неопределенный срок, но может быть прекращен при условии предупреждения: так, в ст. 10 Договора между Соединенным Королевством и Непалом от 30 октября 1950 г.2 записано: «Настоящий договор сохраняет силу на неограниченный срок, но действие его может быть прекращено путем письменного предупреждения за один год, сделанного любой договаривающейся стороной другой стороне».

При двусторонних договорах предупреждение о прекращении действия обычно делается в форме официальной нотификации, адресованной другому правительству через аккредитованного при нем дипломатического представителя. Иногда, впрочем, после предупреждения о прекращении договор может оставаться в силе на основе modus vivendi путем обмена нотами, впредь до замены его новым договором. Показательным примером такого случая является Конвенция о торговых и морских отношениях между Соединенным Королевством и Францией от 28 февраля 1882 г.3; французское правительство И февраля 1934 г. сделало предупреждение о прекращении действия этой конвенции, но она сохраняла силу (за исключением некоторых постановлений, срок действия которых истек 12 мая 1934 г.) путем обмена нотами между Англией и Францией, произведенного 8 мая 1934 г.4

§ 678. В отношении многосторонних договоров обычно, предусматривается, что предупреждение о прекращении их действия делается правительству государства места заключения договора, с тем что данное правительство уведомляет об этом другие правительства, участвующие в договоре. Так, например, согласно ст. 13 Североатлантического договора от 4 апреля 1949 г., по истечении двадцатилетнего срока со дня вступления в силу этого договора любая сторона может отказаться от участия в договоре через год после {358} предупреждения о денонсации, сделанного правительству Соединенных Штатов Америки, которое сообщит правительствам других договаривающихся сторон о депонировании каждого такого предупреждения о денонсации.

§ 679. В конвенциях, заключенных под руководством Организации Объединенных Наций, обычно предусматривается, что такое предупреждение должно быть направлено Генеральному секретарю ООН. Так, в ст. 32 Конвенции о дорожных перевозках от 19 сентября 1949 г. устанавливается, что «настоящая Конвенция может быть денонсирована с предупреждением за один год, сделанным Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который нотифицирует об этом каждому государству, подписавшему Конвенцию или присоединившемуся к ней. По истечении этого срока действие Конвенции прекращается в отношении денонсировавшего государства-участника»1.

§ 680. Примером предупреждения о прекращении действия договора или конвенции может служить приведенное ниже предупреждение Соединенного Королевства о денонсации Гаагской конвенции (№ VI) 1907 года относительно положения неприятельских торговых судов во время начала военных действий.

Посольство Великобритании, Гаага, 14 ноября 1925 г.


Господин министр,

Имею честь настоящим сделать предупреждение о денонсации Гаагской конвенции № VI от 18 октября 1907 г. относительно положения неприятельских торговых судов во время начала военных действий с тем, что эта денонсация вступит в силу по истечении одного года от сего дня, в соответствии со статьей 10 этой Конвенции. Прошу Ваше Превосходительство не отказать в любезности передать засвидетельствованную должным образом копию настоящей нотификации всем другим Державам, подписавшим Конвенцию.

Примите и пр.

(подпись) Чарлз М. Марлинг

Его Превосходительству

г-ну ван Карнебеек (Karnebeek)

 

§ 681. При предупреждении о прекращении действия договора не обязательно изложение причин, делающих этот шаг желательным или необходимым.

§ 682. Если договор не содержит специального постановления о порядке прекращения его действия, то этот вопрос должен быть разрешен в силу «общей презумпции против одностороннего прекращения действия» (см. § 672). Право одностороннего прекращения не может свободно презюмироваться. К тому же согласно мнению Мак Нэйра «едва ли можно сомневаться в том, что специальное условие в договоре о порядке прекращения его действия должно означать исключение какого-либо подразумеваемого права его денонсирования»2. Так, ст. 8 Лозаннского договора о взаимных гарантиях от 16 октября 1925 г.3 предусматривала, что договор «останется {359} в силе до тех пор, пока Совет (т. е. Лига наций), по заявлению одной из Высоких Договаривающихся Сторон, подлежащему доведению до сведения других держав-участниц за три месяца вперед большинством по крайней мере в две трети голосов не установит, что Лига наций дает Высоким Договаривающимся Сторонам достаточные гарантии». Комментируя это положение договора в палате общин, сэр Джон Саймон, бывший в то время министром иностранных дел, сказал:

«Договор... не может быть денонсирован нами или какой-либо другой подписавшей его стороной односторонним актом. Действие его может прекратиться только при наличии обстоятельств, указанных в статье 8»1.

§ 683. Обычно считается, что право одностороннего денонсирования договора предусматривается чаще в торговых договорах, чем в договорах другого рода. Оппенгейм, например, приходит к выводу, что торговый договор «всегда может быть прекращен после предупреждения, хотя бы такое предупреждение не было специально предусмотрено». Он относит также к этой категории не только «договоры о союзе, заключенные на определенный срок»2.

Мак Нэйр высказывается по этому вопросу более осторожно, делая следующие замечания относительно торговых договоров:

«В настоящее время общепризнанной считается точка зрения, что из договора, являющегося чисто коммерческой сделкой между сторонами, легко можно вывести в силу его характера предусматриваемое право денонсирования после разумного предупреждения, причем основанием к этому может быть необходимость время от времени пересмотра договора для приведения в соответствие с изменившимися условиями»3.

Что касается политических договоров, как, например, договоров о союзе, Мак Нэйр указывает, что содержащиеся в таких договорах обязательства связывают стороны юридически в такой же мере, как обязательства по любым другим договорам, хотя, по-видимому, «правильно было бы сказать, что в политических договорах... наблюдается большая склонность идти на его обсуждение по требованию одной из сторон для пересмотра взаимных обязательств и лучшего согласования с современными условиями»4.

§ 684. Вопрос о том, прекращается или не прекращается действие договора ipso facto вследствие изменившихся условий, несколько отличается от вопроса о презюмировании права одностороннего денонсирования. Считается общепризнанным, что, например, договор, касающийся какого-либо острова, не будет больше действительным, если этот остров погрузится в море. Однако могут возникнуть трудности, когда дело идет об изменении не физических условий, как в только что приведенном примере, а о политических переменах. {360}

§ 685. По мнению Оппенгейма,

«Многие авторы защищают принцип conventio omnis intelligitur rebus sic stantibus (всякое соглашение подразумевает неизменность обстоятельств) и утверждают, что все договоры заключаются при молчаливом предположении rebus sic stantibus»1.

Доктрина о rebus sic stantibus, однако, должна применяться с величайшей осторожностью, так как она может оказаться в резком противоречии с основным принципом международного права о соблюдении договорных обязательств — pacta sunt servanda2.

РЕГИСТРАЦИЯ

§ 686. Статья 102 Устава Организации Объединенных Наций устанавливает:

1. Всякий договор и всякое международное соглашение, заключенное любым Членом Организации после вступления в силу настоящего Устава, должны быть, при первой возможности, зарегистрированы в Секретариате и им опубликованы.

2. Ни одна из сторон в любом таком договоре или международном соглашении, не зарегистрированных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, не может ссылаться на такой договор или соглашение ни в одном из органов. Организации Объединенных Наций.

§ 687. Резолюцией Генеральной Ассамблеи на 67-м ее заседании были утверждены правила для введения в действие ст. 102 Устава Организации Объединенных Наций. Ниже приводятся наиболее существенные постановления этих Правил.

 

Статья 1

 

1. Все договоры или международные соглашения, не зависимо от их формы или присвоенного им наименования, заключенные одним или несколькими {361} членами Организации Объединенных Наций после 24 октября 1945 года, то есть после дня вступления в силу Устава, регистрируются в Секретариате Организации в возможно короткий срок в соответствии с настоящими Правилами.

2. Регистрация не производится до тех пор, пока договор или международное соглашение не вступят в силу между двумя или более сторонами, участвующими в нем.

3. Такая регистрация может быть произведена одной из сторон или в порядке статьи 4 настоящих Правил.

4. Секретариат заносит зарегистрированные указанным образом договоры и международные соглашения в установленный для этой цели Регистр.

 

Статья 3

 

1. Регистрация, произведенная одной из сторон, в соответствии со статьей 1 настоящих Правил, освобождает все другие стороны от обязательства производить регистрацию.

2. Регистрация, произведенная в соответствии со статьей 4 настоящих Правил, освобождает все стороны от обязательства производить регистрацию.

 

Статья 41

 

1. Все договоры или международные соглашения, на которые распространяется действие статьи 1 настоящих Правил, регистрируются ex officio Организацией Объединенных Наций в нижеследующих случаях:

а) когда Организация Объединенных Наций является стороной в договоре или соглашении;

б) когда Организация Объединенных Наций уполномочивается в самом договоре или соглашении произвести регистрацию;

в) когда Организация Объединенных Наций является хранителем многосторонних договоров или соглашений.

2. Договор или международное соглашение, на которые распространяется действие статьи 1 настоящих Правил, могут быть зарегистрированы в Секретариате Организации специализированным учреждением в следующих случаях:

а) когда учредительный акт специализированного учреждения предусматривает такую регистрацию;

б) когда договор или соглашение были зарегистрированы специализированным учреждением на основании положений его учредительного акта;

в) когда специализированное учреждение уполномочивается договором или соглашением произвести регистрацию.

§ 688. Правилами предусматривается также, что Секретариат, в дополнение к ведению регистра договоров и международных соглашений, внесенных одним или более членами Организации Объединенных Наций после 24 октября 1945 г., «хранит в делах и заносит» в перечень некоторые иные договоры и соглашения. По этому поводу ст. 10 Правил устанавливает:

За изъятием договоров и международных соглашений, подлежащих регистрации на основании статьи 1 настоящих Правил, Секретариат хранит в делах и заносит в Перечень иные договоры и международные соглашения, если они входят в следующие категории: {362}

а) договоры и международные соглашения, заключенные Организацией Объединенных Наций или одним или несколькими специализированными учреждениями;

б) договоры или международные соглашения, переданные государством— членом Организации Объединенных Наций, которые были заключены в Сборник Договоров Лиги Наций;

в) договоры или международные соглашения, переданные стороной, не состоящей членом Организации Объединенных Наций, которые были заключены до или после вступления в силу Устава, но не были включены в Сборник Договоров Лиги Наций, при условии, однако, что настоящий пункт применяется с точным соблюдением всех положений резолюции Генеральной Ассамблеи от 10 февраля 1946 г., воспроизведенной в приложении к настоящим Правилам.

(В указанной резолюции говорится, что «по соображениям практического удобства желательно принять меры для опубликования договоров или международных соглашений, которые государства, не являющиеся членами Организации, пожелают добровольно представить и которые не были включены в серии договоров Лиги Наций». Эти мероприятия не должны, однако, распространяться на «договоры или международные соглашения, представляемые государствами, не являющимися членами Организации, как, например, Испания, правительство которой было создано при поддержке держав оси, и ввиду своего происхождения, характера деятельности и тесной связи с государствами-агрессорами не обладают качествами, необходимыми для участия в Объединенных Нациях, согласно Уставу». Впоследствии, однако, Испания была принята в члены Организации Объединенных Наций).

§ 689. Согласно ст. 12 указанных Правил, Секретариат «опубликовывает в виде серий все договоры и международные соглашения, зарегистрированные или хранящиеся в делах и занесенные в Перечень, на языке или языках подлинника вместе с их английским и французским переводами». Это правило приводится в исполнение Секретариатом путем опубликования «United Nations Treaty Series» (Серия договоров Объединенных Наций) в двух частях (в часть I включаются «зарегистрированные договоры и международные соглашения», а в часть II — «хранящиеся в делах и занесенные в Перечень договоры и международные соглашения»).

§ 690. Не существует принятого обязательным определения слов «договор» и «международное соглашение», употребляемых в ст. 102 Устава и в ст. 1 Правил. На конференции в Сан-Франциско Комитет IV/2 высказал мнение, что «слово «соглашение» должно пониматься как охватывающее односторонние обязательства международного характера, принимаемые на себя государством, в пользу которого взяты такие обязательства». В соответствии с этим Секретариат Организации Объединенных Наций признал подлежащими регистрации на основании ст. 1 Правил «как заявления о принятии факультативной клаузулы по поводу обязательной юрисдикции Международного Суда, представляемые государствами в порядке параграфа 2 статьи 36 Статута Суда, так и акты о присоединении к Организации Объединенных Наций, представляемые новыми членами и налагающие {363} на них обязательства по Уставу»1. Секретариат должен также регистрировать ex officio согласно ст. 4 Правил соглашения об опеке, Конвенцию о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций и Конвенцию о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений.

 

 

  {364}  

 

Книга IV
БРИТАНСКОЕ СОДРУЖЕСТВО НАЦИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

 

  {365}  

 


  {366}  

Глава XXVIII



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.027 с.)