Выдача экзекватур иностранным консулам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выдача экзекватур иностранным консулам



§ 731. Заявления иностранных правительств о выдаче экзекватур лицам, назначаемым в качестве консульских чиновников в страны—члены Содружества, кроме Соединенного Королевства, направляются заинтересованным правительствам по соответствующим дипломатическим каналам. Экзекватуры подписываются королевой и скрепляются министром заинтересованной страны—члена Содружества, за исключением Индии, где экзекватуры подписываются президентом республики, а также Канады и Пакистана, где соответствующие генерал-губернаторы уполномочены королевой выдавать экзекватуры от ее имени.

ОБЪЯВЛЕНИЕ ВОЙНЫ

§ 732. По получении сообщения о том, что между Соединенным Королевством и Германией с 11 часов 3 сентября 1939 г. существует {380} состояние войны, генерал-губернатор Австралии издал согласно представлению Исполнительного совета Федерации прокламацию, извещавшую о состоянии войны. Объявление об этом в тех же выражениях было сделано генерал-губернатором Новой Зеландии.

§ 733. 4 сентября в Южно-Африканском Союзе палата представителей обсуждала создавшееся положение. Предложение, внесенное премьер-министром (генералом Гертцогом) об объявлении нейтралитета, было отклонено 80 голосами против 67 и была принята поправка, внесенная заместителем премьер-министра (генералом Смэтсом), высказывавшаяся за участие Союза в войне. Генерал Гертцог вышел в отставку, и генерал Смэтс сформировал правительство. 6 сентября генерал-губернатор выпустил прокламацию, объявлявшую о состоянии войны между Южно-Африканским Союзом и Германией.

§ 734. Парламент Канады был созван 7 сентября; 9 сентября он принял единогласно предложение об активном участии страны в войне. Премьер-министр Канады обратился к королю с ходатайством об объявлении с 10 сентября состояния войны между Канадой и Германией к по получении согласия его величества опубликовал в тот же день прокламацию об этом.

§ 735. Особая процедура была применена при объявлении Австралией войны Японии, Финляндии, Румынии и Венгрии. По представлению правительства Австралии король подписал акт, скрепленный австралийским министром и снабженный Большой печатью Королевства, уполномочивающий генерал-губернатора выпустить прокламацию об объявлении состояния войны между Австралией и указанными выше странами.

§ 736. Пакистан. Министерство иностранных дел Соединенного Королевства выпустило 4 февраля 1955 г. нижеследующее сообщение:

 

Премьер-министры Содружества, приняв к сведению предстоящее изменение конституционного строя Пакистана, выпустили следующую декларацию:

Правительство Пакистана уведомило другие правительства Содружества о намерении народа Пакистана согласно новой его Конституции, которая будет принята в ближайшем будущем, стать суверенной, независимой республикой. При этом Правительство Пакистана заявляет и подтверждает желание Пакистана продолжать оставаться полноправным членом Содружества Наций и признавать Королеву как символ свободного объединения независимых стран — членов Содружества и как главу Содружества.

Правительства Соединенного Королевства, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки и Цейлона, основа членства которых в Содружестве этим не изменяется, принимают и признают продолжающееся членство Пакистана в соответствии с условиями настоящей Декларации. Правительство Индии, основа членства которой также остается неизменной, равным образом признает продолжающееся членство Пакистана...

В соответствии с этим Соединенное Королевство, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка, Индия, Пакистан и Цейлон настоящим заявляют, как они заявляли и в 1949 году, когда аналогичное решение было принято в отношении Индии, что они остаются объединенными как свободные и равноправные члены Содружества Наций, свободно сотрудничающие для достижения мира, свободы и прогресса.

 

 

  {381}  

Глава XXIX

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

§ 737. В выпущенном в 1932 году издании настоящей книги более 50 страниц было посвящено Лиге наций, ее уставу, деятельности и связанным с ней вопросам. Лига наций, уже при основании встретившая на своем пути препятствия вследствие того, что Соединенные Штаты Америки воздержались от вступления в нее, и в дальнейшем дискредитированная из-за неудачных попыток предотвратить грубое нарушение мира Италией в Албании и Эфиопии и Японией в Маньчжурии и Китае, получила смертельный удар от разразившейся в 1939 году войны и по образовании Организации Объединенных Наций заявила 18 апреля 1946 г. о своем роспуске, завещав некоторые из своих менее ответственных политических функций новой организации.

Хотя для лиц, изучающих историю, главы о Лиге наций в предыдущем издании и могли представлять интерес, но, учитывая, что в других источниках можно найти достаточно обширный материал по этому вопросу, было признано, что сохранение в настоящем издании материалов о Лиге наций и одновременное включение хотя бы краткого описания Организации Объединенных Наций увеличило бы размеры работы, лишая его соответствующих преимуществ, которые могли бы быть приобретены от этого. Поскольку для практического руководства по дипломатической практике бесспорно будет служить материал о деятельности ООН (если вообще понадобится какое-либо руководство), то сейчас представляется целесообразным совершенно удалить материалы о Лиге наций и заменить их несколькими параграфами об Организации Объединенных Наций.

ОБЪЕДИНЕННЫЕ НАЦИИ

§ 738. Название «Объединенные Нации» ведет свое происхождение от Декларации Объединенных Наций от 1 января 1942 г., в которой 26 государств, в то время боровшихся против держав оси, подтвердили свою решимость сотрудничать для достижения {382} победы и соблюдения принципов Атлантической хартии. Эта хартия, обнародованная 14 августа 1941 г. президентом Соединенных Штатов Америки и премьер-министром Соединенного Королевства, выражала стремление держав добиться мира, обеспечивающего всем народам свободу и безопасность от агрессии.

§ 739. Первые практические шаги по учреждению организации с такими задачами были предприняты летом 1944 года, когда было созвано совещание в Думбартон-Оксе между представителями Соединенных Штатов, Соединенного Королевства и Союза Советских Социалистических Республик, а впоследствии и Китая. Дальнейшее обсуждение имело место в Ялте в феврале 1945 года, когда состоялось соглашение п а, важному вопросу — о процедуре голосования в Совете Безопасности (см. ниже, § 745). Проект устава, выработанный в результате обсуждений, был представлен на рассмотрение конференции Объединенных Наций, созванной в Сан-Франциско в апреле 1945 года. На этой конференции были согласованы различные предложения, внесенные великими державами, после чего 26 июня 1945 года был подписан представителями всех присутствовавших 51 государств Устав Организации Объединенных Наций. По представлении необходимых ратификаций Устав вступил в силу 24 октября 1945 г.

§ 740. Членство. Первоначальными членами Организации Объединенных Наций были следующие государства:

 

Австралия Аргентина Белорусская ССР Бельгия Боливия Бразилия Венесуэла Гаити Гватемала Гондурас Греция Дания Доминиканская Республика Египет Индия Ирак Иран Канада Китай Колумбия Коста-Рика Куба Либерия Ливан   Люксембург Мексика Нидерланды Никарагуа Новая Зеландия Норвегия Панама Парагвай Перу Польша Сальвадор Саудовская Аравия Сирия Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии СССР США Турция Украинская ССР Уругвай Франция Филиппины Чехословакия

 

  {383}  

 

Чили Эквадор Эфиопия   Югославия Южно-Африканский Союз

 

Нижеперечисленные государства были приняты позднее, в следующие даты:

 

Афганистан — в ноябре 1946 года Бирма — в апреле 1948 года Йемен — в сентябре 1947 года Израиль — в мае 1949 года Индонезия — в сентябре 1950 года Исландия — в ноябре 1946 года Пакистан — в сентябре 1947 года Таиланд — в декабре 1946 года Швеция — в ноябре 1946 года

 

Согласно Уставу, прием в члены Организации открыт для всех других миролюбивых государств, которые примут на себя вытекающие из Устава обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять. Прием осуществляется согласно решениям Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.

§ 741. 14 декабря 1955 г. в Организацию были принятые следующие государства:

 

Австрия Камбоджа
Албания Лаос
Болгария Ливия
Венгрия Непал
Иордания Португалия
Ирландия Румыния
Испания Финляндия
Италия Цейлон

 

§ 742. Главными органами Организации Объединенных Наций являются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд, Секретариат. Международному Суду в настоящей работе посвящена отдельная глава. В нижеследующих параграфах дается характеристика функций других органов.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ

§ 743. Генеральная Ассамблея занимает центральное положение в Организации. Она является единственным органом, в котором непосредственно представлены все члены Организации. Генеральная Ассамблея получает и рассматривает доклады Совета Безопасности {384} и других органов Организации Объединенных Наций, На Ассамблею возложены выборы непостоянных членов Совета, а также членов других органов и утверждение бюджета Организации. Круг деятельности Генеральной Ассамблеи согласно Уставу широк. Она может обсуждать любые вопросы в пределах Устава и делать по ним рекомендации. Однако, пока Совет Безопасности выполняет возложенные на него функции по отношению к какому-либо спору или ситуации, Ассамблея не может делать по этим вопросам каких-либо рекомендаций, иначе как по запросу Совета. Далее, любой вопрос, относящийся к поддержанию международного мира и безопасности, по которому необходимо предпринять действие, подлежит передаче Генеральной Ассамблеей Совету Безопасности до или после обсуждения. В своей деятельности Ассамблея подчиняется постановлениям п. 7 ст. 2 Устава, согласно которому Организация Объединенных Наций не имеет права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства. Единственным исключением из этого принципа, не наносящим ему ущерба, является применение силы в том случае, когда Совет Безопасности примет решение об этом в отношении любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии.

Сессии. Согласно Уставу, Генеральная Ассамблея собирается на очередные ежегодные сессии и на специальные сессии по требованию Совета Безопасности или большинства членов Организации. Ежегодные сессии открываются в третий вторник сентября и, если нет другого решения, происходят в местопребывании Организации. Однако часто возникают особые обстоятельства, требующие перенесения этой даты или изменения места собрания. В настоящее время, при наличии помещения центральных учреждений Организации в Нью-Йорке, имеется, казалось бы, меньше оснований для несения расходов по созыву сессии в другом месте, хотя; несомненно, такой созыв был бы время от времени желателен.

Процедура. Заседания сессии Генеральной Ассамблеи начинаются с избрания должностных лиц, то есть председателя, семи заместителей председателя (причем пять заместителей председателя являются представителями постоянных членов Совета Безопасности) и председателей комитетов. Ввиду широкой компетенции Ассамблеи подлежащие ее обсуждению дела распределяются не менее чем между шестью, а обычно между семью следующими комитетами:

I. Комитет по политическим вопросам и вопросам безопасности (включая регулирование вооружений).

II. Комитет по экономическим и финансовым вопросам.

III. Комитет по социальным, гуманитарным вопросам и вопросам культуры.

IV. Комитет по вопросам опеки (включая несамоуправляющиеся территории).

V. Комитет по административным и бюджетным вопросам,

VI. Комитет по правовым вопросам. {385}

Политический комитет ad hoc (образование его оказалось необходимым ввиду большого количества возникающих политических вопросов).

Генеральный комитет состоит из председателя, заместителей председателя Ассамблеи и председателей всех перечисленных комитетов, рассматривает и представляет Ассамблее предварительную повестку дня сессии, а в течение сессии собирается время от времени для рекомендаций о порядке ведения дела. Комитет не принимает никаких решений по политическим вопросам.

Хотя вопросы, стоящие на повестке дня, иногда обсуждаются непосредственно на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи, обычно они сначала рассматриваются в каком-либо комитете. После этого каждый вопрос передается на рассмотрение пленарного заседания сессии, на котором предложенные резолюции ставятся на голосование, иногда даже без прений, или после гораздо более короткого обсуждения, чем в комитете. После выборов должностных лиц при открытии сессии, во время общей дискуссии на пленарном заседании произносятся речи по наиболее важным вопросам, не относящимся к определенным пунктам повестки.

Голосование. В комитетах решения принимаются большинством присутствующих и участвующих в голосовании членов комитета. Это же правило применяется и на пленарных заседаниях Ассамблеи, за исключением «важных вопросов», по которым решения принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Эти «важные вопросы» включают рекомендации в отношении поддержания мира и безопасности, выборы членов Советов Организации, прием новых членов, приостановление их прав и привилегий, исключение из числа членов Организации, вопросы, относящиеся к функционированию системы опеки, и бюджетные вопросы. К числу «важных» могут быть отнесены простым большинством голосов и другие вопросы.

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ

§ 744. Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

Состав Совета. Совет Безопасности состоит из одиннадцати членов, из которых пять постоянных и шесть непостоянных членов. Непостоянные члены Совета избираются на двухгодичный срок; каждый год избираются три члена. Постоянными членами являются: Китай, Франция, Союз Советских Социалистических Республик, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты. При избрании непостоянных членов Совета должное внимание уделяется степени участия членов Организации в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливому географическому распределению.

Организация Совета Безопасности. Совет Безопасности организуется таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно. {386} Для этого каждый член Совета должен быть всегда представлен в месте пребывания Организации. Председательствование в Совете осуществляется в течение одного календарного месяца каждым членом Совета поочередно, в порядке английского алфавита наименования стран.

Функции, Функции Совета Безопасности разделяются в основном на две группы: разрешение споров и действия в отношении угрозы миру. Согласно гл. VI Устава, озаглавленной «Мирное разрешение споров», Совет может призвать стороны в споре к разрешению его мирными средствами; расследовать любой спор или любую ситуацию, которые могут привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности; в любой стадии такого спора или ситуации рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования. Любой член Организации может довести о таком споре или ситуации до сведения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи. Любое государство, которое не является членом Организации, может довести до сведения обоих указанных ее органов о любом споре, в котором оно является стороной, если оно заранее примет на себя в отношении этого спора обязательства мирного разрешения споров, предусмотренные Уставом.

Согласно гл. VII Устава, озаглавленной «Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии», Совету Безопасности предоставляются широкие правомочия, включая право применения вооруженных сил. Государства — члены Организации обязаны подчиняться решениям Совета Безопасности о действиях согласно предписаниям настоящей главы (тогда как резолюции Генеральной Ассамблеи имеют силу только рекомендаций государствам-членам) и, кроме того, во исполнение обязательств, принятых ими на основании ст. 43 Устава, предоставлять в распоряжение Совета Безопасности вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода, необходимые для поддержания международного мира и безопасности. При составлении планов применения вооруженных сил Совет Безопасности пользуется помощью Военно-Штабного Комитета, состоящего из начальников штабов (или их заместителей) постоянных членов Совета Безопасности,

Возлагая таким образом на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание мира, Устав вместе с тем предусматривает, что ничто в нем не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на члена Организации, до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности.

Уставом (гл. VIII) допускается также образование региональных соглашений для разрешения вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий. Однако никакие принудительные {387} действия не могут быть предприняты в силу региональных соглашений или региональными органами без полномочий от Совета Безопасности (временное исключение из этого правила было допущено в отношении мер против «вражеского государства»; этот термин относился к любому государству, являющемуся во время второй мировой войны врагом любого из государств, подписавших Устав Организации).

§ 745. Вето. Решения Совета Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса семи членов Совета. Решения по всем другим вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса семи членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздерживаться от голосования при принятии решения на основании гл. VI и на основании п. 3 ст. 52 (т. е. когда Совет Безопасности поощряет разрешение какого-либо спора в региональном порядке).

Это положение подвергалось сильным нападкам на конференции в Сан-Франциско и в дальнейшем. Вносились многочисленные предложения для устранения или изменения права вето, однако единственной практически принятой переменой была практика воздержания от голосования: постоянный член Совета мог поставить в известность, что неподача его совпадающего голоса в пользу какой-либо резолюции не должна считаться как вето и резолюция, если она получила необходимое число голосов, должна считаться принятой.

Официальный комментарий Соединенного Королевства к Уставу Организации Объединенных Наций (Cmd. 6666 Miscellaneous № 9, 1945), защищая вето, говорит следующее:

Полное единогласие Великих Держав всегда требуется только в случае действий с применением силы. По крайней мере еще два государства в Совете Безопасности должны дать согласие на действия. Согласие Великих Держав является императивно необходимым в случаях, когда они не являются стороной в деле, в силу того, что на них лежит главная ответственность за действия. Вполне ясно также, что никакое действие с применением силы не может быть совершено Организацией против самой Великой Державы без всеобщей войны. Если возникает такая ситуация, то Организация Объединенных Наций потерпит неудачу в выполнении своих задач, а все члены Организации должны будут действовать так, как будет лучше при данных обстоятельствах... Таким образом, успех деятельности Организации Объединенных Наций зависит от сохранения единогласия Великих Держав, конечно, не во всех деталях политического курса, но по общим принципам.

§ 746. Объединение в целях мира. Подобного единодушия не удалось сохранить, теперь это уже достояние истории. 3 ноября 1950 г. Генеральной Ассамблеей была принята резолюция «Об объединении для целей мира», предусматривавшая, что, если Совет Безопасности из-за отсутствия единогласия среди постоянных членов встретит препятствия для осуществления действий в случае агрессии, Генеральная Ассамблея может быть созвана на специальную чрезвычайную сессию в течение двадцати четырех часов по требованию семи членов Совета Безопасности или большинства государств-членов для дачи рекомендаций и принятия коллективных мер, включая {388} применение силы, в целях поддержания или восстановления мира. Согласно этой резолюции, были также образованы: Комиссия по наблюдению за сохранением мира в составе 14 членов, которая должна была осуществлять наблюдение и представлять доклады о положении в любых районах, где существует международная напряженность; группа военных экспертов, которая находилась в распоряжении государств-членов, для консультаций о формировании военных частей, причем эти части должны были быть в готовности для действий по рекомендациям Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности; Комитет коллективных мероприятий в составе 14 членов для изучения вопроса и доклада Совету Безопасности и Генеральной Ассамблее о способах поддержания и укрепления международного мира. Короче говоря, согласно этой резолюции Генеральная Ассамблея оказывалась до некоторой степени заменяющей Военно-Штабной Комитет Совета Безопасности, который не мог эффективно выполнять свои функции. В течение того времени, когда действовали Комиссия по наблюдению за сохранением мира и Комитет коллективных мероприятий, не предпринималось еще никаких действий в порядке выполнения положений резолюции «Об объединении в целях мира». Всякие действия Ассамблеи против агрессии на основании этой резолюции были бы, по всей вероятности, менее эффективными, чем действия, на которые Устав уполномочивает Совет Безопасности, так как, не говоря уже о других причинах, резолюция Ассамблеи могла бы иметь только силу рекомендации государствам-членам. Тем не менее такие действия имели бы большое моральное значение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.041 с.)