Объединенные нации: переговоры, добрые услуги, посредничество, расследование, примирение, арбитраж 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объединенные нации: переговоры, добрые услуги, посредничество, расследование, примирение, арбитраж



§ 806. Статья 33, пункт 1 Устава Организации Объединенных Наций гласит:

«1. Стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».

«Судебное разбирательство» и «обращение к региональным органам или соглашениям» составляют предмет глав XXXII и XXIX настоящей работы.

§ 807. Под переговорами имеется в виду ведение прямых разговоров (бесед) между сторонами в споре, имеющих целью разрешение этого спора. По Уставу Организации обязательство добиваться разрешения спора путем переговоров возникает только в случае, если продолжение спора может угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Такое же примерно обязательство содержится в Гаагской конвенции о мирном разрешении международных соглашений 29 июля 1899 г. Статья 2 этой конвенции устанавливает:

 

«С целью предупреждать по возможности обращение к силе в отношениях между государствами, договаривающиеся державы соглашаются прилагать все свои усилия к тому, чтобы обеспечить мирное решение международных несогласий».

 

Эта конвенция была подписана и ратифицирована 27 государствами, в том числе Соединенным Королевством; к ней присоединились затем 17 государств. На II Гаагской мирной конференции 18 октября 1907 г. была заключена подобная же конвенция, которую Соединенное Королевство подписало, но не ратифицировало. {409} Статья 1 Конвенции 1907 года, ратифицированной более чем 20 государствами, была фактически идентична ст. 1 конвенции 1899 года.

§ 808. В связи с «переговорами» следует упомянуть о добрых услугах, которые согласно определению Оппенгейма «состоят в различного рода действиях, направленных к установлению переговоров между государствами, находящимися в споре»1. Такие действия могут быть предприняты либо третьим государством, либо Каким-либо международным органом, либо частным лицом.

§ 809. Посредничество означает «прямое ведение третьим государством дипломатических переговоров со спорящими сторонами на основе предложений, сделанных этим третьим государством»2. Как и «добрые услуги», «посредничество» может быть предложено либо третьим государством, либо международным органом, либо частным лицом. Хотя термины «добрые услуги» и «посредничество» иногда смешиваются, различие между ними видно из вышеприведенных определений; так, если, предлагая свои «добрые услуги», третья сторона ограничивается приглашением к ведению переговоров между сторонами в споре, то при «посредничестве» третья сторона идет дальше и не только побуждает к ведению переговоров, но фактически проводит их на основе сделанных ею предложений.

§ 810. По вопросу о «добрых услугах» и «посредничестве» Оппенгейм пишет:

«Статьи 2—8 Гаагской конвенции о мирном урегулировании международных споров3 продиктованы стремлением побудить подписавшие конвенцию державы более часто обращаться к добрым услугам и посредничеству третьих государств.

1. В указанных статьях подчеркивается, что непричастные к спору государства имеют право предлагать свои добрые услуги или посредничество и что осуществление этого права не следует рассматривать как недружелюбное действие.

2. Добрые услуги и посредничество имеют исключительно значение совета и отнюдь не могут считаться обязательными (ст. 6).

3. Принятие посредничества (ст. 7) не должно вызывать приостановку или отсрочку мобилизации и других приготовительных мер к войне или препятствовать их проведению, равно как оно не должно вести к войне, когда война началась до принятия сторонами посредничества, если не имеется иного соглашения»4.

§ 811. Расследование как способ разрешения международных споров также ведет свое начало от Гаагской конвенции 1899 года. Статья 9 этой конвенции следующим образом определяет общий принцип способа разрешения споров:

«В международных спорах, не затрагивающих ни чести, ни существенных интересов и проистекающих из разногласия в оценке фактических {410} обстоятельств дела, Договаривающиеся Державы признают полезным и желательным, чтобы Стороны, не достигшие соглашения дипломатическим путем, учреждали, насколько позволят обстоятельства, международную следственную комиссию, на коей будет лежать обязанность облегчать разрешение этих споров выяснением вопросов факта посредством беспристрастного и добросовестного их расследования».

Статья 14 этой же конвенции устанавливает:

«Доклад комиссии, ограничиваясь лишь установлением фактов, отнюдь не имеет характера третейского решения. За Сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться по своему усмотрению этими фактическими выводами».

Конвенция 1907 года содержит подробные постановления об устройстве и деятельности следственных комиссий. Несомненно, однако, что основным моментом расследования как способа разрешения споров является составление каким-либо беспристрастным органом доклада, ограничивающегося выяснением фактических обстоятельств и не обязательного для сторон.

§ 812. Примирение определяется Оппенгеймом как «способ разрешения споров путем передачи их в комиссию, состоящую из лиц, задачей которых является расследование фактов и (обычно после того, как комиссия выслушала обе стороны и постаралась привести их к соглашению) составление доклада, содержащего предложения об урегулировании спора, причем, однако, эти предложения не имеют обязательной силы судебного или третейского решения»1. В противоположность этому «международный третейский суд имеет предметом решение споров между государствами судьями по их выбору и на основании уважения к праву. Обращение к третейскому суду влечет за собой обязанность добросовестно подчиниться третейскому решению»2. Таким образом, примирение и третейское разбирательство имеют своим предметом действительное разрешение международных споров, а не осуществление или возобновление переговоров между сторонами, что является предметом добрых услуг или посредничества и даже расследования3. Различие между примирением и третейским разбирательством заключается в том, что: 1) решение третейского суда имеет обязательную силу для сторон, тогда как доклад согласительной (примирительной) комиссии не имеет такой силы и 2) решение третейского суда выносится «на основе уважения к праву», в то время как согласительной комиссии предоставляется рекомендовать решение, не основывающееся на действующем праве. Далее, третейское разбирательство сходно с «судебным урегулированием» в том, что и то и другое «имеет предметом урегулирование разногласий между государствами... на основе уважения к праву» и что судебное решение {411} обладает не менее обязательной силой для сторон, чем третейское решение. При этом, однако, если третейское решение выносится судьями или арбитрами, выбранными непосредственно или посредством самих сторон, то при судебном урегулировании — судебным органом, состоящим из судей, выбранных на более широкой основе1.

§ 813. Согласно Гаагской конвенции 1899 года, была учреждена Постоянная палата третейского суда. Конвенцией предусматривалось, что Палата «будет компетентна для всех случаев третейского разбирательства, если только сторонами не будет заключено соглашения об установлении особого суда» (ст. 21); что «Международное бюро, учрежденное в Гааге, служит канцелярией Палаты» (ст. 22); что «Каждая Договаривающаяся Держава назначает не более четырех лиц, которые были бы известны своими познаниями в вопросах международного права, пользовались бы полнейшим личным уважением и выразили бы готовность принять на себя обязанности третейского судьи» и что эти лица являются членами Палаты2 (ст. 29); и что Международное бюро находится под руководством и контролем «Постоянного Распорядительного Совета, образованного из аккредитованных в Гааге дипломатических представителей Договаривающихся Держав и Нидерландского министра иностранных дел, который будет исполнять обязанности Председателя» (ст. 28)3. Конвенция 1899 года содержала также ряд статей о порядке (процедуре) третейского разбирательства, которые были потом разработаны конвенцией 1907 года.

§ 814. Государствами было заключено большое число договоров, предусматривающих урегулирование международных споров тем или иным из описанных выше способов или сочетанием нескольких способов. Наиболее полным и широким является Общий акт о мирном разрешении международных споров, заключенный 26 сентября 1928 г. Основные положения его следующие:

 

Глава I

 

О согласительной процедуре

 

Статья 1.

 

Споры всякого рода между двумя или несколькими сторонами, присоединившимися к настоящему Общему акту, которые не могли бы быть разрешены дипломатическим путем, будут, за исключением возможных оговорок, предусмотренных в ст. 39, подлежать согласительной процедуре на условиях, предусмотренных в настоящей главе. {412}

 

Статья 2.

 

Споры, указанные в предшествующей статье, будут переданы постоянной или специальной согласительной комиссии, образованной тяжущимися сторонами.

 

Статья 12.

 

При отсутствии иного соглашения сторон решения согласительной комиссии будут приниматься по большинству голосов и комиссия может принимать решения по существу спора только при наличии всех ее членов.

 

Статья 15.

 

1. Согласительная комиссия будет иметь задачей выяснить спорные вопросы, собирать для этой цели путем следствия или иными путями все потребные материалы и стараться привести стороны к соглашению. Она может после рассмотрения дела сообщить сторонам условия разрешения вопроса, представляющиеся ей подходящими, и назначить им срок, в течение которого они должны высказаться.

2. По окончании своих работ комиссия составит протокол, констатирующий, смотря по обстоятельствам, либо, что стороны пришли к разрешению вопроса и, в надлежащем случае, содержащий условия разрешения, либо, что стороны не могли быть приведены к соглашению. В протоколе не будет указываться, были ли решения комиссии приняты единогласно или по большинству голосов.

3. Работы комиссии должны быть, если только стороны не согласились иначе, окончены в течение шестимесячного срока, считая со дня, когда спор был представлен комиссии.

 

Глава II

 

О судебном разрешении

 

Статья 17.

 

Всякие споры, в отношении которых сторонами взаимно оспаривалось бы какое-либо право, будут, за исключением возможных оговорок, предусмотренных в ст. 39, передаваться на разрешение Международного Суда, если только стороны не согласятся на условиях, указанных ниже, прибегнуть к третейскому суду.

Условлено, что указанные выше споры включают, в частности, те споры, которые упоминаются в ст. 36 Статута Международного Суда.

 

Статья 18.

 

Если стороны согласны на передачу споров, упомянутых в предшествующей статье, третейскому суду, то они составят компромисс, в котором они определят предмет спора, порядок избрания третейских судей и подлежащие применению правила производства. За отсутствием в компромиссе указаний или достаточных уточнений будут применяться, по мере необходимости, постановления Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений от 18 октября 1907 г.

В случае молчания компромисса в отношении существующих норм, подлежащих применению третейскими судьями, суд будет применять соответствующие нормы, перечисленные в ст. 38 Статута Международного Суда.

 

Статья 19.

 

При отсутствии соглашения между сторонами относительно компромисса, указанного в предшествующей статье, или при неназначении третейских судей и после предварительного извещения о том за 3 месяца каждая из них {413} будет иметь право передать непосредственно спор путем заявления в Международный Суд.

 

Статья 20.

 

1. В виде отступления от ст. 1 указанные в ст. 17 споры, которые могли бы возникнуть между сторонами, присоединившимися к обязательствам, содержащимся в настоящей главе, будут передаваться на согласительную процедуру по взаимному их соглашению.

2. Обязательная согласительная процедура остается применимой к спорам, которые в силу применения упомянутых в ст. 39 оговорок будут изъяты из-под судебного урегулирования.

3. В случае обращения к согласительной процедуре и безуспешности этой процедуры ни одна из сторон не может внести спор в Международный Суд или потребовать образования третейского суда, предусмотренного в ст. 18, до истечения месячного срока, считая со дня окончания работ согласительной комиссии,

 

Глава III

 

О третейском разрешении

 

Статья 21

 

Всякие споры, иные, нежели упомянутые в ст. 17, по поводу которых стороны не достигли бы соглашения в течение месяца по окончании работ согласительной комиссии, упомянутой в ст. 1, будут переданы, за исключением возможных оговорок, предусмотренных в ст. 39, в третейский суд, составленный при отсутствии иного соглашения сторон указанным ниже образом1.

 

Статья 22

 

Третейский суд будет состоять из 5 членов. Стороны назначат каждая по одному члену, который может быть избран из числа граждан соответственной стороны. Два других третейских судьи и суперарбитр будут избраны с общего согласия из числа граждан третьих держав. Эти последние (третейские судьи и суперарбитр) должны быть различного гражданства, не иметь постоянного местожительства на территории заинтересованных сторон и не состоять на их службе.

 

Статья 25

 

Стороны составят компромисс, определяющий предмет спора и подлежащие применению правила производства.

 

Статья 26.

 

В случае отсутствия в компромиссе достаточных указаний или уточнений по вопросам, указанным в предыдущей статье, будут применяться, по мере необходимости, постановления Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений от 18 октября 1907 г.

 

Статья 27

 

При отсутствии заключенного компромисса в течение трехмесячного срока со дня образования суда спор будет передан в последний по заявлению той или другой из сторон. {414}

 

Статья 28.

 

В случае молчания компромисса или при отсутствии компромисса, суд будет применять нормы, относящиеся к существу спора, перечисленные в ст. 38 Постоянной Палаты Международного Правосудия. Поскольку не существует подобных норм, применимых к спору, суд будет решать ex aequo et bono1.

 

Глава IV

 

Общие постановления

 

Статья 38.

 

Присоединения к настоящему Общему Акту могут распространяться:

A. Либо на весь акт (главы I, II, III и IV);

Б. Либо только на общие постановления относительно согласительной процедуры и судебного урегулирования (главы I и II), а также на общие постановления, касающиеся этой процедуры (глава IV);

B. Либо только на постановления, касающиеся согласительной процедуры (глава I), а также на общие постановления, касающиеся этой процедуры (глава IV).

Договаривающиеся стороны могут пользоваться последствиями присоединения других сторон лишь в той мере, в какой они сами подписались под теми же обязательствами.

 

Статья 39.

 

1. Независимо от возможности, указанной в предыдущей статье, сторона может, присоединяясь к настоящему Общему Акту, обусловить его принятие оговорками, ограничительно перечисленными в следующем пункте. Эти оговорки должны быть указаны при присоединении.

2. Эти оговорки могут быть сформулированы таким образом, чтобы изымать из процедуры, изложенной в настоящем акте:

а) споры, возникшие из фактов, предшествовавших либо присоединению стороны, сделавшей оговорку, либо присоединению другой стороны, с которой у первой случился бы спор;

б) споры по вопросам, которые международное право относит к исключительной компетенции государств;

в) споры, касающиеся определенных дел или точно определенных специальных предметов, как-то: территориальный статут, или относящихся к точно указанным категориям.

3. Если одна из тяжущихся сторон сделала оговорку, то другие стороны могут воспользоваться по отношению к ней той же оговоркой.

4. Для сторон, присоединившихся к постановлению настоящего акта относительно судебного или третейского урегулирования, сделанные ими оговорки будут при отсутствии прямого указания приниматься как не распространяющиеся на согласительную процедуру. {415}

Соединенное Королевство присоединилось 21 мая 1932 г. к Общему акту на следующих условиях:

 

1. Следующие споры исключаются из процедуры, предписываемой Общим Актом, включая согласительную процедуру:

1) споры, возникшие до присоединения Его Величества к упомянутому Общему Акту или относящиеся к обстоятельствам и фактам, имевшим место до упомянутого присоединения;

2) споры, в отношении которых спорящие стороны согласились или согласятся прибегнуть к какому-либо другому способу мирного урегулирования;

3) споры между правительством Его Величества в Соединенном Королевстве и правительством любого другого члена Лиги Наций, который одновременно является членом Британского Содружества Наций, поскольку все такие споры должны разрешаться тем способом, о котором договорились или договорятся заинтересованные стороны;

4) споры по вопросам, которые по международному праву подпадают всецело под внутреннюю юрисдикцию государств;

5) споры с любым из участников настоящего Общего Акта, не являющимся членом Лиги Наций.

2. Его Величество оставляет за собой право в отношении споров, упоминаемых в ст. 17 Общего Акта, потребовать, чтобы процедура, предписываемая главой II упомянутого Акта, была отложена, если спор был представлен на рассмотрение Совета Лиги Наций, при условии, что заявление об отсрочке будет сделано после того, как спор будет передан Совету, и не позже чем через десять дней после уведомления о начале разбирательства, а также при том условии, что срок, на который дело может откладываться, ограничивается двенадцатью месяцами, причем более длительный срок может быть установлен только с согласия сторон или по решению всех членов Совета Лиги, кроме тех, которые являются сторонами в споре.

3. 1) К спорам, не подпадающим под категорию споров, упоминаемых в ст. 17 Общего Акта, в случае их передачи на разрешение Совета Лиги Наций в соответствии с постановлениями ее Устава, не будет применяться процедура, предусмотренная в главе I Общего Акта; если же эта процедура уже началась, она будет отложена, за исключением случая, если Совет признает необходимым применить указанную процедуру.

2) К таким спорам не будет применяться процедура, изложенная в главе III Общего Акта, разве только Совету не удастся добиться урегулирования спора в течение двенадцати месяцев со дня его первой передачи Совету или когда процедура, предписываемая главой I, не привела к соглашению между сторонами в течение шести месяцев со дня окончания работы согласительной комиссии. Совет может увеличить как тот, так и другой срок по решению всех своих членов, кроме тех, которые являются сторонами в споре.

 

§ 815. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций 28 апреля 1949 г. одобрила пересмотренный Общий акт о мирном разрешении международных споров, который вступил в силу 20 сентября 1950 г. Этот пересмотренный Общий акт, к которому Соединенное Королевство не присоединилось, по существу схож с Общим актом 1928 года и содержит лишь некоторые чисто словесные изменения (например, «Организация Объединенных Наций» вместо «Лига наций», «Международный Суд», вместо «Постоянная палата международного правосудия» и т. п.).

 

 

  {416}  

Глава XXXII



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.056 с.)