ТОП 10:

Привилегии и иммунитеты консульств и их персонала



Консульские учреждения в соответствии с Венской конвенцией о консульских сношениях (1963 года) пользуются следующими привилегиями и иммунитетами.

1) Пользование государственным флагом и гербом. Государственный флаг представляемого государства может быть вывешен и его государственный герб укреплен на здании, занимаемом консульским учреждением и, когда это связано с исполнением служебных обязанностей, на его средствах передвижения.

2) Обеспечение помещениями. Государство пребывания должно либо оказать содействие представляемому государству в приобретении на своей территории помещений, необходимых для его консульского учреждения, либо оказать ему помощь в получении помещений иным путем.

3) Неприкосновенность консульских помещений. Власти государства пребывания не могут вступать в ту часть консульских помещений, которая используется исключительно для работы консульского учреждения, иначе как с согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица или главы дипломатического представительства представляемого государства. На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты консульских.

4) Освобождение консульских помещений от налогов. Консульские помещения и резиденция штатного главы консульского учреждения, владельцем или нанимателем которых является представляемое государство или любое лицо, действующее от его имени, освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, за исключением тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.

5) Неприкосновенность консульского архива и документов. Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время независимо от их местонахождения.

6) Свобода передвижений. Государство пребывания должно обеспечивать всем работникам консульского учреждения свободу передвижений и путешествий по его территории, за исключением зон, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности.

7) Свобода сношений. Государство пребывания должно разрешать и охранять свободу сношений консульского учреждения для всех официальных целей. При сношениях с правительством, дипломатическими представительствами и другими консульскими учреждениями представляемого государства, где бы они ни находились, консульское учреждение может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических и консульских курьеров, дипломатические и консульские вализы и закодированные или шифрованные депеши.

8) Сношения и контакты с гражданами представляемого государства. В целях облегчения выполнения консульских функций в отношении граждан представляемого государства:

а) консульские должностные лица могут свободно сноситься с гражданами представляемого государства и иметь доступ к ним;

б) компетентные органы государства пребывания должны безотлагательно уведомлять консульское учреждение представляемого государства о том, что в пределах его консульского округа какой-либо гражданин этого государства арестован, заключен в тюрьму или взят под стражу в ожидании судебного разбирательства или же задержан в каком-либо порядке, если этот гражданин этого потребует;

в) консульские должностные лица имеют право посещать гражданина представляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей или задержан, для беседы с ним, а также имеют право переписки с ним и принимать меры к обеспечению ему юридического представительства.

9) Уведомление о смерти, опеке или попечительстве и об авариях судов и самолетов.

Каждый работник консульского учреждения пользуется привилегиями и иммунитетами, предусмотренными в Конвенции, с момента его вступления на территорию государства пребывания при следовании к месту своего назначения или, если он уже находится на этой территории, с момента, когда он приступил к выполнению своих обязанностей в консульском учреждении. Члены семьи работника консульского учреждения, проживающие вместе с ним, пользуются привилегиями и иммунитетами, предусмотренными в Конвенции.

1) Личная неприкосновенность консульских должностных лиц. Консульские должностные лица подлежат аресту и предварительному заключению только на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений.

2) Уведомление об аресте, предварительном заключении или судебном преследовании. В случае ареста или предварительного заключения какого-либо работника консульского персонала или возбуждения против него уголовного дела государство пребывания незамедлительно уведомляет об этом главу консульского учреждения. Если глава консульского учреждения сам подвергается таким мерам, гocyдapcтвo пребывания уведомляет об этом представляемое государство через дипломатические каналы.

3) Иммунитет от юрисдикции. Консульские должностные лица и консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций.

4) Обязанность давать свидетельские показания. Работники консульского учреждения могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел. Консульский служащий или работник обслуживающего персонала не может отказываться давать показания. Если консульское должностное лицо отказывается давать показания, к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания. Орган, которому требуется показание может, когда это возможно, выслушивать такие показания на дому у этого лица или в консульском учреждении или же принимать от него письменные показания.

5) Налоговые изъятия. Консульские должностные лица и консульские служащие, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за исключением сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания, налогов и сборов на частный доход, а также ряда других.

6) Освобождение от таможенных пошлин и досмотра. Государство пребывания, в соответствии с принятыми в нем законами и правилами разрешает ввоз и освобождение от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов за хранение, перевозку и подобного рода услуги.

47. Основные международно-правовые документы в области прав человека. Актуальные вопросы защиты прав человека в международном праве

Права человека стали предметом международно-правового регулирования только в XX веке; отдельные положения содержались в Версальском договоре 1919 года и некоторых конвенциях МОТ, принятых в период между 2 мировыми войнами.

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, ознаменовала начало кодификационного процесса в данной области. Всеобщая декларация закрепляет ряд важных идей, связывающих права человека с всеобщим миром, дружественными отношениями между народами, социальным прогрессом и прочим. Формулировки Декларации носят довольно общий характер по сравнению с более поздними актами в этой области. Декларация закрепляет гражданские и политические права (право на жизнь, запрет рабства, запрет пыток, право на судебную защиту, презумпцию невиновности и другие), а также экономические, социальные и культурные права (право на труд, право на отдых, право на необходимый жизненный уровень, право на образование и иные). Декларация не является международным договором; она провозглашена в качестве «задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства», однако положения, в ней содержащиеся, могут рассматриваться в качестве норм международного обычного права. Декларация повлияла на содержание Пактов 1966 года, Европейской конвенции 1950 года, Конвенции СНГ 1992 года и ряда национальных конституций, принятых после II мировой войны.

Пакт о гражданских и политических правах 1966 года и Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года содержат более подробное регулирование по сравнению с Декларацией 1948 года. Пакты конкретизируют как сами права человека, так и обязанности государств по их обеспечению, а также подробно регулируют ограничения прав.

В статьях 1 Пактов закрепляются права третьего поколения: право народов на самоопределение и на распоряжение своими естественными богатствами и ресурсами.

Статьи 2 обоих Пактов закрепляют обязанности договаривающихся сторон. Статья 4 Пакта устанавливает общую возможность ограничений прав человека (за исключением некоторых) «во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется». Кроме этого, ограничения некоторых прав (права на свободу передвижения, свободы исповедовать религию или убеждения, права на свободное выражение мнения, права на мирные собрания, права на свободу ассоциации) допускаются на основании закона, если это необходимо для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья, нравственности, прав и свобод других лиц и прочего.

Помимо универсальных кодифицирующих международных договоров в области прав человека, существуют договоры, заключенные по отдельным вопросам. К их числу относятся:

А. Договоры о защите отдельных категорий лиц (Конвенция о статусе беженцев 1951 года; Конвенция о статусе апатридов 1954 года; Конвенция о политических правах женщин 1952 года; Конвенция о правах ребенка 1989 года и другие).

Б. Договоры, запрещающие жестокое обращение и иные нарушения прав человека (Конвенция о рабстве 1926 года и Протокол к ней 1953 года; Конвенция о принудительном труде 1930 года; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года; Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 года и другие).

В отдельную группу могут быть отнесены региональные соглашения в области прав человека, которые могут быть общими и специальными. К общим региональным соглашениям относятся Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Американская конвенция о правах человека 1969 года, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 года и другие; к специальным — Соглашение СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 года,, Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств 1995 года и другие.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.167.74 (0.007 с.)