ТОП 10:

Правовой режим открытого моря и Района



Под открытым морем понимаются все воды Мирового океана, которые находятся за внешней границей исключительных экономических зон. Открытое море не может быть подчинено чьему-либо суверенитету, оно находится в общем и равноправном пользовании всех государств.

Правовой режим открытого моря регламентируется исключительно нормами международного права, прежде всего положениями Конвенции об открытом море 1958 года и Конвенции ООН по морскому праву 1982 года Открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Согласно Конвенции об открытом море 1958 года свобода открытого моря включает в себя:

1) свободу судоходства;

2) свободу рыболовства;

3) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;

4) свободу летать над открытым морем.

Конвенция 1982 года расширила понятие свободы открытого моря, включив дополнительно:

5) свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом;

6) свободу научных исследований.

Все государства должны осуществлять эти свободы, должным образом учитывая интересы других государств. Иными словами, свобода открытого моря не носит абсолютный характер.

Свобода судоходства означает, что каждое государство независимо от того, имеет ли оно выход к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Основу правового режима судоходства в открытом море составляет принцип свободы открытого моря, являющийся одним из общепризнанных принципов современного международного права. Из него вытекает принцип исключительной юрисдикции государства флага, в соответствии с которым любое судно, находящееся в открытом море, подчиняется законам и власти только того государства, под флагом которого оно плавает.

Вмешиваться в плавание иностранного торгового судна в открытом море имеют право только военные корабли или другие суда и летательные аппараты, находящиеся на правительственной службе и уполномоченные для этих целей.

Кроме того, такое вмешательство ограничено строго определенными случаями:

1) на основании международного договора;

2) если судно занимается пиратством;

3) если судно занимается работорговлей;

4) если судно занимается несанкционированным вещанием, а государство флага военного корабля имеет юрисдикцию;

5) если судно не имеет национальности;

6) если на судне поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, но в действительности судно имеет ту же национальность, что и данный корабль;

7) при осуществлении права преследования.

Во всех вышеуказанных случаях военный корабль может произвести проверку права судна на его флаг. С этой целью он может послать шлюпку под командой офицера к подозреваемому судну. Если после проверки документов подозрения остаются, он может произвести дальнейший осмотр на борту этого судна со всей возможной осмотрительностью.

Если подозрения оказываются необоснованными и при условии, что осмотренное судно не совершило никаких действий, которые оправдали бы эти подозрения, ему должны быть возмещены любые причиненные убытки или ущерб.

Что касается возможности вмешательства на основании международного договора, то оно может быть осуществлено только при условии, что военный корабль или судно, осуществляющее вмешательство, и судно, в отношении которого такое вмешательство осуществляется, являются участниками соответствующего международного договора.

Одной из самых ранних конвенций, предусматривавших вмешательство в открытом море, является Конвенция о рыболовстве в Северном море 1882 года. Ее положения предусматривают контроль за рыболовством кораблями военных флотов стран-участниц для установления фактов нарушения Конвенции, а также привод судна-нарушителя в порт государства флага и передачу компетентным властям.

К числу других международных договоров, допускающих вмешательство в открытом море, относится Международная конвенция по охране подводных кабелей 1884 года. Согласно ее положениям военные и специально уполномоченные для этих целей суда имеют право остановить и осуществить проверку любого торгового судна независимо от флага, если оно подозревается в нарушении Конвенции. Командир военного корабля или специального судна в этих случаях может составить протокол. Однако любые вопросы, связанные с нарушениями Конвенции 1884 года, могут рассматриваться только судебными учреждениями государства флага судна.

Неоднократно имевшие место в открытом море случаи загрязнения, которые по своим масштабам представляли угрозу для прибрежного государства, озабоченность международного сообщества растущей угрозой экологического кризиса и другие сопутствующие факторы стали причиной заключения в 1969 году Международной конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, а в 1973 году - Протокола о вмешательстве в открытом море в случаях загрязнения веществами иными, чем нефть.

Согласно Конвенции 1969 года прибрежное государство в исключительных случаях имеет право принимать в открытом море по отношению к иностранному судну все необходимые меры для предотвращения, уменьшения или устранения опасности загрязнения моря нефтью вследствие морской аварии. Протокол 1973 года распространил действие Конвенции 1969 года на случаи загрязнения или их угрозы любыми другими опасными веществами.

Вмешательство может осуществляться и на основании актов международных организаций, которые созданы и действуют на основании международных договоров.

Правовой режим Района.

Современные технологии позволяют добывать полезные ископаемые не только на континентальном шельфе, но и за его пределами на больших глубинах. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года регламентирует правовой режим морского дна, находящегося за пределами действия национальной юрисдикции, который в соответствии со статьей 1 называется Районом.

Район и его ресурсы являются общим наследием человечества. Ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части Района и его ресурсов, и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было их часть. Никакие притязания такого рода или осуществление суверенитета или суверенных прав и никакое такое присвоение не признаются.

Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Орган. Эти ресурсы не подлежат отчуждению. Тем не менее полезные ископаемые, добываемые в Районе, могут быть отчуждены, но лишь в соответствии с положениями Конвенции 1982 года и нормами, правилами и процедурами Органа.

Деятельность в Районе осуществляется на благо всего человечества независимо от географического положения государств и народов, которые не достигли полной независимости или иного статуса самоуправления, признанных ООН.

Орган обеспечивает справедливое распределение финансовых и других экономических выгод, получаемых от деятельности в Районе, на недискриминационной основе.

Район открыт для использования исключительно в мирных целях всеми государствами - как прибрежными, так и не имеющими выхода к морю.

Деятельность в Районе организуется, осуществляется и контролируется Органом от имени всего человечества.

Все государства - участники Конвенции 1982 года являются ipso facto членами Органа. Место пребывания Органа - Ямайка. Орган может создавать такие региональные центры или отделения, какие он считает необходимыми для осуществления своих функций. В качестве главных органов Органа учреждены Ассамблея, Совет и Секретариат.

Ассамблея состоит из всех членов Органа. Каждый член имеет в Ассамблее одного представителя. Ассамблея собирается на очередные ежегодные сессии и на специальные сессии, решение о созыве которых может быть принято Ассамблеей или которые могут быть созваны Генеральным секретарем по просьбе Совета или большинства членов Органа.

Большинство членов Ассамблеи составляют кворум. Каждый член Ассамблеи имеет один голос.

Совет состоит из 36 членов Органа, избираемых Ассамблеей. Совет осуществляет свои функции в месте пребывания Органа и проводит заседания так часто, как этого могут потребовать дела Органа, но не реже трех в год. Большинство членов Совета составляют кворум. Каждый член Совета имеет один голос.

Совет является исполнительным органом Органа. Совет обладает полномочиями устанавливать, какую конкретно политику должен проводить Орган по любому вопросу или проблеме, относящимся к компетенции Органа.

Персонал Органа состоит из таких квалифицированных научных, технических и других сотрудников, которые могут потребоваться для выполнения административных функций Органа.

Персонал назначается Генеральным секретарем. Порядок и условия назначения, вознаграждения и увольнения персонала устанавливаются в соответствии с нормами, правилами и процедурами Органа.

Предприятие является органом Органа, который непосредственно осуществляет деятельность в Районе, а также транспортировку, переработку и сбыт полезных ископаемых, добытых в Районе.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.249.234 (0.007 с.)