ТОП 10:

Главные органы ООН: структура, функции, соотношение и разграничение полномочий



В соответствии с Уставом ООН В качестве главных органов Организации Объединенных Наций учреждаются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат.

Рассмотрим эти органы.

Генеральная Ассамблея.

Генеральная Ассамблея - главный совещательный, директивный и представительный орган ООН. Она состоит из всех Членов Организации. Каждый Член Организации имеет не более пяти представителей в Генеральной Ассамблее.

Каждый Член Генеральной Ассамблеи имеет один голос.

Структура. Ассамблея состоит из 6 комитетов:

1. Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности ( Первый комитет ) занимается вопросами разоружения и соответствующими вопросами международной безопасности .

2. Комитет по экономическим и финансовым вопросам ( Второй комитет ) занимается экономическими вопросами .

3. Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры ( Третий комитет ) занимается проблемами социального и гуманитарного характера .

4. Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации ( Четвертый комитет ) занимается разнообразной политической тематикой , не входящей в круг ведения Первого комитета , а также вопросами деколонизации .

5. Комитет по административным и бюджетным вопросам ( Пятый комитет ) занимается административными вопросами и бюджетом Организации Объединенных Наций .

6. Комитет по правовым вопросам ( Шестой комитет ) занимается международными правовыми вопросами .

Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Эти вопросы включают: рекомендации в отношении поддержания международного мира и безопасности, выборы непостоянных членов Совета Безопасности, выборы членов Экономического и Социального Совета, выборы членов Совета по Опеке, прием новых Членов в Организацию Объединенных Наций, приостановление прав и привилегий Членов Организации, исключение из Организации ее Членов, вопросы, относящиеся к функционированию системы опеки, и бюджетные вопросы. Решения по другим вопросам, включая определение дополнительных категорий вопросов, которые подлежат решению большинством в две трети голосов, принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании.

Член Организации, за которым числится задолженность по уплате Организации денежных взносов, лишается права голоса в Генеральной Ассамблее, если сумма его задолженности равняется или превышает сумму взносов, причитающихся с него за два полных предыдущих года. Генеральная Ассамблея может, однако, разрешить такому Члену Организации участвовать в голосовании, если она признает, что просрочка платежа произошла по не зависящим от него обстоятельствам.

Генеральная Ассамблея собирается на очередные ежегодные сессии и на такие специальные сессии, которых могут потребовать обстоятельства. Специальные сессии созываются Генеральным Секретарем по требованию Совета Безопасности или большинства Членов Организации.

Генеральная Ассамблея устанавливает свои собственные правила процедуры. Она избирает своего Председателя на каждую сессию.

Генеральная Ассамблея уполномочивается учреждать такие вспомогательные органы, которые она сочтет необходимыми для осуществления своих функций.

Функции и Полномочия.

Генеральная Ассамблея уполномочивается обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава ООН или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов, предусмотренных Уставом ООН, и, за исключениями, предусмотренными Уставом, делать рекомендации Членам Организации Объединенных Наций или Совету Безопасности или и Членам Организации и Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам.

Генеральная Ассамблея уполномочивается рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и делать в отношении этих принципов рекомендации Членам Организации или Совету Безопасности или и Членам Организации и Совету Безопасности.

Генеральная Ассамблея уполномочивается обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, поставленные перед нею любым Членом Организации или Советом Безопасности или государством, которое не является Членом Организации, в соответствии с Уставом, и за исключениями, предусмотренными им, делать в отношении любых таких вопросов рекомендации заинтересованному государству или государствам или Совету Безопасности или и Совету Безопасности и заинтересованному государству или государствам. Любой такой вопрос, по которому необходимо предпринять действие, передается Генеральной Ассамблеей Совету Безопасности до или после обсуждения.

Генеральная Ассамблея может обращать внимание Совета Безопасности на ситуации, которые могли бы угрожать международному миру и безопасности.

Когда Совет Безопасности выполняет возложенные на него настоящим Уставом функции по отношению к какому-либо спору или ситуации, Генеральная Ассамблея не может делать какие-либо рекомендации, касающиеся данного спора или ситуации, если Совет Безопасности не запросит об этом.

Генеральный Секретарь, с согласия Совета Безопасности, уведомляет Генеральную Ассамблею на каждой ее сессии о всех вопросах, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, находящихся на рассмотрении Совета Безопасности, и таким же образом уведомляет Генеральную Ассамблею, а если Генеральная Ассамблея не заседает, то Членов Организации, немедленно, как только Совет Безопасности прекратит рассмотрение таких вопросов.

Генеральная Ассамблея организует исследования и делает рекомендации в целях:

а. Содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации;

b. Содействия международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

С соблюдением положений Устава, Генеральная Ассамблея уполномочивается рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации, независимо от ее происхождения, которая, по мнению Ассамблеи, могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между нациями, включая ситуации, возникающие в результате нарушения положений настоящего Устава, излагающих Цели и Принципы Объединенных Наций.

Генеральная Ассамблея получает и рассматривает ежегодные и специальные доклады Совета Безопасности; эти доклады должны включать отчет о мерах по поддержанию международного мира и безопасности, которые Совет Безопасности решил предпринять или предпринял.

Генеральная Ассамблея получает и рассматривает доклады других органов Организации.

Генеральная Ассамблея рассматривает и утверждает бюджет Организации.

Генеральная Ассамблея рассматривает и утверждает любые финансовые и бюджетные соглашения со специализированными учреждениями и проверяет административные бюджеты таких специализированных учреждений с той целью, чтобы сделать рекомендации заинтересованным учреждениям.

Совет Безопасности (подробнее в ответе на 54 вопрос).

Функции и полномочия.

Для обеспечения быстрых и эффективных действий Организации Объединенных Наций ее Члены возлагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в том, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени.

При исполнении этих обязанностей Совет Безопасности действует в соответствии с Целями и Принципами Объединенных Наций.

Совет Безопасности представляет на рассмотрение Генеральной Ассамблее ежегодные доклады и, по мере надобности, специальные доклады.

Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.

В целях содействия установлению и поддержанию международного мира и безопасности с наименьшим отвлечением мировых людских сил и экономических ресурсов для дела вооружения, Совет Безопасности несет ответственность за формулирование, при помощи Военно-Штабного Комитета планов создания системы регулирования вооружений для представления их Членам Организации.

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) - один из главных органов Организации Объединённых Наций, который координирует сотрудничество в экономической, социальной областях ООН и её специализированных учреждений.

Экономический и Социальный Совет состоит из пятидесяти четырех Членов Организации, избираемых Генеральной Ассамблеей.

Восемнадцать членов Экономического и Социального Совета избираются ежегодно сроком на три года. Выбывающий член Совета может быть переизбран немедленно.

При первых выборах после увеличения числа членов Экономического и Социального Совета с двадцати семи до пятидесяти четырех, в дополнение к членам, избираемым вместо девяти членов, срок полномочий которых истекает в конце данного года, избираются двадцать семь дополнительных членов. Срок полномочий девяти из двадцати семи дополнительных членов, избранных таким образом, истекает в конце первого года, а срок полномочий других девяти членов — в конце второго года, в соответствии с постановлением Генеральной Ассамблеи.

Каждый член Экономического и Социального Совета имеет одного представителя.

Вспомогательный механизм ЭКОСОС включает в себя следующие функциональные комиссии: Статистическую комиссию, Комиссию по народонаселению, Комиссию социального развития, Комиссию по положению женщин, Комиссию по наркотическим средствам. Кроме того:

1) пять региональных экономических комиссий (для Европы, для Азии и Тихого океана, для Африки, для Латинской Америки, для Западной Азии);

2) шесть постоянных комитетов (по программе и координации, по природным ресурсам, по транснациональным корпорациям и др.);

3) ряд постоянных экспертных органов по таким вопросам, как предупреждение и борьба с преступностью, международное сотрудничество в вопросах налогов и других.

Каждый член Экономического и Социального Совета имеет один голос.

Решения Экономического и Социального Совета принимаются большинством голосов членов Совета, присутствующих и участвующих в голосовании.

Экономический и Социальный Совет создает комиссии в экономической и социальной области и по поощрению прав человека, а также такие другие комиссии, которые могут потребоваться для выполнения его функций.

Экономический и Социальный Совет приглашает любого Члена Организации участвовать без права голоса в обсуждении им любого вопроса, представляющего особый интерес для данного Члена Организации.

Экономический и Социальный Совет уполномочивается проводить мероприятия для участия без права голоса представителей специализированных учреждений в обсуждении вопросов в Совете или в созданных им комиссиях, а также для участия представителей Совета в обсуждении вопросов в специализированных учреждениях.

Экономический и Социальный Совет уполномочивается проводить надлежащие мероприятия для консультации с неправительственными организациями, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию. Такие мероприятия могут быть условлены с международными организациями, а в случае надобности, с национальными организациями после консультации с заинтересованным Членом Организации.

Экономический и Социальный Совет устанавливает свои собственные правила процедуры, включая порядок избрания своего Председателя.

Экономический и Социальный Совет созывается по мере надобности, в соответствии со своими правилами, которые должны включать положения о созыве заседаний по требованию большинства его членов.

Функции и полномочия.

Экономический и Социальный Совет уполномочивается предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобным вопросам или побуждать к этому других, а также делать по любому из этих вопросов рекомендации Генеральной Ассамблее, Членам Организации и заинтересованным специализированным учреждениям.

Совет уполномочивается делать рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех.

Совет уполномочивается подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций по вопросам, входящим в его компетенцию.

Совет уполномочивается созывать, в соответствии с правилами, предписанными Организацией, международные конференции по вопросам, входящим в его компетенцию.

Экономический и Социальный Совет уполномочивается вступать с любым из учреждений в соглашения, определяющие условия, на которых соответствующие учреждения будут поставлены в связь с Организацией. Такие соглашения подлежат утверждению Генеральной Ассамблеей.

Совет уполномочивается согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и рекомендаций таким учреждениям и посредством рекомендаций Генеральной Ассамблее и Членам Организации.

Экономический и Социальный Совет уполномочивается принимать надлежащие меры для получения от специализированных учреждений регулярных докладов. Совет уполномочивается заключать соглашения с Членами Организации и со специализированными учреждениями с целью получения от них докладов о мерах, предпринятых ими во исполнение его собственных рекомендаций и рекомендаций Генеральной Ассамблеи по вопросам, входящим в его компетенцию.

Совет уполномочивается сообщать Генеральной Ассамблее свои замечания по этим докладам.

Экономический и Социальный Совет уполномочивается представлять Совету Безопасности информацию и, по предложению Совета Безопасности, обязан ему помогать.

Экономический и Социальный Совет осуществляет такие функции, какие входят в его компетенцию, в связи с выполнением рекомендаций Генеральной Ассамблеи.

Совет, с одобрения Генеральной Ассамблеи, уполномочивается выполнять работы по просьбе Членов Организации и по просьбе специализированных учреждений.

Совет должен выполнять такие другие функции, какие перечислены в других частях настоящего Устава или какие могут быть возложены на него Генеральной Ассамблеей.

Совет по Опеке состоит из следующих Членов Организации Объединенных Наций:

а. Тех Членов Организации, которые управляют территориями под опекой;

b. Тех Членов Организации, которые не управляют территориями под опекой;

с. Такого числа других Членов Организации, избранных Генеральной Ассамблеей на трехгодичный срок, какое может оказаться необходимым для обеспечения того, чтобы общее число членов Совета по Опеке распределялось поровну между Членами Организации, управляющими и не управляющими территориями под опекой.

Каждый Член Совета по Опеке назначит одно особо квалифицированное лицо, которое будет его представителем в Совете по Опеке.

Каждый член Совета по Опеке имеет один голос.

Решения Совета по Опеке принимаются большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов Совета.

Совет по Опеке принимает свои собственные правила процедуры, включая порядок избрания своего Председателя.

Заседания Совета по Опеке созываются по мере надобности в соответствии с его правилами процедуры, которые должны предусматривать созыв заседаний по требованию большинства членов Совета.

Совет по Опеке пользуется в соответствующих случаях помощью Экономического и Социального Совета и специализированных учреждений в отношении вопросов, в которых они соответственно заинтересованы.

Функции и полномочия

Генеральная Ассамблея и находящийся под ее руководством Совет по Опеке при выполнении своих функций уполномочиваются:

а. Рассматривать отчеты, представляемые управляющей властью;

b. Принимать петиции и рассматривать их, консультируясь с управляющей властью;

с. Устраивать периодические посещения соответствующих территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки;

d. Предпринимать упомянутые и другие действия в соответствии с условиями соглашений об опеке.

Совет по Опеке разрабатывает анкету относительно политического, экономического и социального прогресса населения каждой территории под опекой, а также его прогресса в области образования, а управляющая власть каждой территории под опекой, входящей в компетенцию Генеральной Ассамблеи, представляет последней ежегодные доклады на основе этой анкеты.

Международный суд (подробнее в ответе на 25 вопрос)

Секретариат ООН – главный административно-технический орган ООН.

На Секретариате ООН лежит ответственность за обеспечение нормального функционирования других главных и вспомогательных органов ООН, обслуживание их деятельности, выполнение их решений, претворение в жизнь программ и политики ООН. Секретариат ООН обеспечивает работу органов ООН, осуществляет опубликование и распространение материалов ООН, хранение архивов, производит регистрацию и издание международных договоров государств – членов ООН.

В Секретариате ООН имеются следующие подразделения: Департамент по политическим вопросам, Департамент по экономическим и социальным вопросам, Административная канцелярия Генерального секретаря, Управление по правовым вопросам и другие.

Секретариат состоит из Генерального Секретаря и такого персонала, который может потребоваться для Организации. Генеральный Секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Генеральный Секретарь является главным административным должностным лицом Организации.

Генеральный Секретарь действует в этом качестве на всех заседаниях Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Экономического и Социального Совета и Совета по Опеке и выполняет такие другие функции, какие возлагаются на него этими органами. Генеральный Секретарь представляет Генеральной Ассамблее ежегодный отчет о работе Организации.

Генеральный Секретарь имеет право доводить до сведения Совета Безопасности о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

При исполнении своих обязанностей Генеральный Секретарь и персонал Секретариата не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед Организацией.

Персонал Секретариата назначается Генеральным Секретарем, согласно правилам, устанавливаемым Генеральной Ассамблеей.

Надлежащий персонал выделяется для постоянной работы в Экономический и Социальный Совет, в Совет по Опеке и, по мере надобности, в другие органы Организации. Этот персонал составляет часть Секретариата.

17. Специализированные учреждения ООН: цели, система, функции, полномочия.

Статья 57 Устава ООН предусматривает, что специализированные учреждения, созданные межправительственными соглашениями и облеченные широко международной, определенной в их учредительных актах, ответственностью в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и других подобных областях, будут поставлены в связь с Организацией Объединенных Наций в соответствии с положениями статьи 63.

Статья 63, в свою очередь, устанавливает, что ЭКОСОС вступает с любым таким специализированным учреждением в соглашения, определяющие условия, на которых они будут поставлены в связь с ООН. Такие соглашения подлежат утверждению Генеральной Ассамблеи.

ЭКОСОС согласовывает деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и рекомендаций таким учреждениям, а также рекомендаций Генеральной Ассамблее и членам ООН.

ЭКОСОС уполномочен получать от специализированных учреждений регулярные доклады, заключать с членами ООН и со специализированными учреждениями соглашения с целью получения от них докладов о мерах, предпринятых ими во исполнение его собственных рекомендаций и рекомендаций Генеральной Ассамблеи по вопросам, входящим в его компетенцию (то есть по вопросам социально-экономического права).

Организация Объединенных Наций делает, согласно статьи 58, рекомендации по согласованию политики и деятельности специализированных учреждений, что, разумеется, является функциями ЭКОСОС и Генеральной Ассамблеи.

Согласно статьи 70 Устава, ЭКОСОС может приглашать представителей специализированных учреждений для участия, без права голоса, в обсуждении вопросов в Совете или в созданных им комиссиях, а также направлять своих представителей для участия в обсуждении вопросов в специализированных учреждениях.

Генеральная Ассамблея, согласно ст. 17 Устава ООН, рассматривает и утверждает любые финансовые и бюджетные соглашения со специализированными учреждениями и проверяет их административные бюджеты с целью сделать рекомендации заинтересованным специализированным учреждениям.

Таким образом, специализированные учреждения ООН — это международные (межгосударственные) организации универсального характера, открытые для участия любого государства и поставленные в связь с Организацией Объединенных Наций специальными соглашениями с ними, о которых говорилось выше, с целью координации их деятельности в сфере социально-экономических взаимоотношений между государствами.

При этом специализированные учреждения полностью сохраняют свой статус самостоятельных международных организаций, созданных и действующих на основе своего учредительного акта (межгосударственного договора), определяющего цели и задачи данной организации, ее организационную структуру, функции и полномочия ее органов.

В настоящее время действуют следующие специализированные учреждения ООН: Всемирный почтовый союз (ВПС), Группа Всемирного банка (Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА)), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Всемирная туристская организация (ЮНВТО), Международная морская организация (ИМО), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная организация труда (МОТ), Международный валютный фонд (МВФ), Международный союз электросвязи (МСЭ), Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО).

Рассмотрим их.

Международная организация труда (МОТ) — создана в 1919 году по решению Парижской мирной конференции. Ее устав составил часть XIII Версальского мирного договора 1919 года. В 1946 году МОТ стала первым специализированным учреждением ООН. Основными целями МОТ являются поощрение социальной справедливости, улучшение условий труда, повышение жизненного уровня населения. В этих целях МОТ разрабатывает международные конвенции, касающиеся условий труда различных категорий трудящихся, их зарплаты, продолжительности рабочего дня, минимального возраста поступления на работу, специального страхования, оплачиваемых отпусков и так далее. Они становятся обязательными для государств-членов по ратификации их государствами в соответствии с их конституционной процедурой. МОТ принимает также рекомендации государствам-членам.

Государства-члены представлены в МОТ особыми делегациями, в состав которых входят два представителя правительства и по одному представителю предпринимателей и профсоюзов.

Высший орган МОТ — ежегодно созываемая Генеральная конференция, исполнительный орган — Административный совет, состоящий из 56 членов: 28 из них представляют правительства, 14 — предпринимателей и 14 — профсоюзы.

Всемирный почтовый союз (ВПС) — создан в 1874 году в целях содействия осуществлению почтовых связей между различными территориями (создавался в тех условиях в качестве так называемого административного союза). С 1947 года специализированное учреждение ООН. Функционирует на основе своего устава, общего регламента ВПС и Всемирной почтовой конвенции, последняя редакция которой вступила в силу в 1971 году. Членами ВПС являются практически все государства мира. Их территории рассматриваются в качестве единой почтовой территории. Цели ВПС — организация и совершенствование почтовой службы, а также оказание технической помощи развивающимся странам в организации почтового обслуживания их населения.

Высший орган ВПС — Всемирный почтовый конгресс, созываемый обычно один раз в пять лет; руководящий орган — Исполнительный совет, состоящий из представителей сорока или более членов организации. В рамках ВПС действует также Консультативный совет по почтовым исследованиям, разрабатывающий рекомендации по техническим, эксплуатационным и экономическим основам почтового обслуживания. Секретариатом ВПС является его орган, именуемый Международным бюро ВПС.

Международный союз электросвязи (МСЭ) — образован в 1932 году на Всемирной конференции электросвязи на основе объединения в МСЭ Международного телеграфного союза (основанного в 1865 году) и Международного радиотелеграфного союза (действовавшего с 1906 года). МСЭ является специализированной организацией ООН с 1947 года. Он действует на основе Международной конвенции электросвязи и дополняющих ее регламентов. Цели МСЭ — координирование всех видов международной электросвязи, включая космическую, содействие рациональному использованию служб радиосвязи, распределение ее радиочасточного спектра. МСЭ осуществляет техническую помощь развитию региональных сетей радиосвязи и их включению во всемирную систему, оказывает техническую и иную помощь развивающимся странам в организации их служб радиосвязи.

Высший орган МСЭ — Полномочная конференция его членов (практически все государства мира), созываемая обычно раз в пять лет. Для пересмотра регламентов электросвязи созываются по мере надобности Всемирные административные конференции МСЭ.

Административные функции МСЭ осуществляются его Административным советом, члены которого избираются Полномочной конференцией. Он проводит свои заседания ежегодно.

Постоянно действующими органами МСЭ являются: Генеральный секретариат, Международный комитет регистрации частот, Международный консультативный комитет по радио и Международный консультативный комитет по телефонии и телеграфии.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) — создана в 1946 году и с 1948 года действует в качестве специализированного учреждения ООН, объединяет большинство государств мира. Целью ВОЗ в соответствии с ее Уставом является достижение всеми народами более высокого уровня здоровья с помощью не только усилий здравоохранения, но и соответствующих мер социально-экономического характера. Деятельность ВОЗ осуществляется путем предоставления странам медицинских услуг, оказания соответствующей помощи развивающимся странам и в организации и поощрении медицинских исследований. Последнее осуществляется, в частности, путем организации международной сети лабораторий, исследующих болезнетворные организмы, создающих необходимые вакцины, а также занимающихся подготовкой необходимых научных работников.

Руководящий орган ВОЗ — Всемирная ассамблея здравоохранения, созываемая ежегодно; исполнительный орган — Исполнительный комитет, избираемый Всемирной ассамблеей; административный орган — Секретариат, возглавляемый Генеральным директором ВОЗ.

Всемирная метеорологическая организация (ВМО) — создана в 1947 году на основе существовавшей с 1873 года соответствующей неправительственной организации. С 1951 года она функционирует в качестве специализированного учреждения ООН, объединяя практически все государства. Ее цели — всемирное сотрудничество в деле метеонаблюдений, обеспечение оперативного обмена метеоинформацией и обеспечение единообразия метеонаблюдений и статистических данных, организация метеорологических исследований и подготовки кадров метеорологов.

Органы ВМО — Всемирный метеорологический конгресс, созываемый обычно каждые четыре года; Исполнительный комитет, ежегодно проводящий свои сессии; Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем.

ВМО руководствуется в своей деятельности разработанными ею Всемирной климатической программой и Глобальной программой атмосферных исследований.

Международная морская организация (ИМО) — действует с 1982 года в качестве специализированного учреждения ООН. Она заменила собой существовавшую ранее (с 1959 года) Межправительственную морскую консультативную организацию (ИМКО).

Руководящий орган ИМО — ее Ассамблея, заседающая каждые два года. Она избирает Совет, руководящий деятельностью ИМО в период между сессиями Ассамблеи, собирающимися на свои заседания обычно дважды в год. ИМО имеет также постоянно действующий Секретариат.

В рамках ИМО действуют пять специализированных комитетов: Комитет по безопасности на море, Юридический комитет, Комитет по защите морской среды, Комитет по техническому сотрудничеству и Комитет по упрощению формальностей. Они вырабатывают соответствующие правила мореходства и охраны морской среды для представления их руководящим органам ИМО.

Под эгидой ИМО были проведены многочисленные международные конференции, в частности, по вопросам охраны человеческой жизни на море, грузовой марки судов, их обмера, предотвращения столкновений судов и загрязнения моря, безопасности рыболовных судов, поиска и спасения судов, потерпевших аварию. На таких конференциях разрабатывается и принимается текст международных конвенций, то есть ведется работа по кодификации современного морского права. Органы ИМО разрабатывают также рекомендации, кодексы, руководства, наставления и тому подобное для судоводителей, конструкторов и строителей морских судов. Все это обеспечивает высокую результативность деятельности ИМО.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) — создана и действует с 1946 года в качестве специализированного учреждения ООН, объединяющего практически все существующие государства.

Цели ЮНЕСКО — содействие достижению прочного мира, безопасности и благосостояния народов путем развития международного сотрудничества в области образования, науки и культуры. Эта организация призвана поощрять всеобщее соблюдение справедливости, правопорядка, прав человека и основных свобод для всех народов мира, без различия расы, пола, языка и религии. Главной программой деятельности является, в частности, ликвидация неграмотности населения, содействие обязательному образованию и повышению его уровня, подготовка и направление в заинтересованные страны экспертов в области науки и просвещения. ЮНЕСКО рассматривает в рамках своей компетенции такие глобальные проблемы современности, как предотвращение опасности мировой термоядерной катастрофы, прекращение гонки вооружений, установление нового экономического порядка и нового информационного порядка, защита окружающей среды, освоение мирового океана и космоса на благо всего человечества.

Высший орган ЮНЕСКО — Генеральная конференция, заседающая раз в два года; исполнительный орган — избираемый Генеральной конференцией Исполнительный совет, проводящий свои сессии обычно три раза в год и несущий ответственность за выполнение программ, принятых Генеральной конференцией; административный орган — Секретариат, возглавляемый Генеральным директором.

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) — создана в 1967 во исполнение соответствующей резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и с 1985 года является специализированным учреждением ООН.

Цели ЮНИДО — содействовать промышленному развитию и индустриализации развивающихся стран, финансированию соответствующих проектов, подготовке национальных кадров, а также способствовать международному и региональному сотрудничеству государств и координировать их деятельность в этой области.

Главным органом ЮНИДО является Генеральная конференция, созываемая обычно раз в четыре года. Она избирает сроком на три года основной руководящий орган — Совет по промышленному развитию, проводящий свои сессии обычно раз в год. Совет разрабатывает и утверждает программу предстоящих работ, обсуждает вопросы координации деятельности учреждений системы ООН в сфере промышленного развития и ежегодно представляет свои доклады ЭКОСОС и Генеральной Ассамблее ООН. В период между сессиями Совета обычно два раза в год заседает его Постоянный комитет в том же составе, что и Совет. Административным органом ЮНИДО является ее Секретариат, возглавляемый Исполнительным директором, которого назначает Генеральный секретарь ООН и утверждает в этой должности Генеральная Ассамблея ООН.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) — создана в 1970 году в соответствии с ее учредительным актом — Конвенцией, заключенной в 1967 году.

Основными целями этой весьма специфической международной организации — с 1974 года. специализированного учреждения ООН — являются: способствовать интеллектуальной творческой деятельности и охране интеллектуальной собственности во всем мире путем поощрения международного сотрудничества государств, состоящих или не состоящих членами ВОИС, в том числе во взаимодействии с любым другим международным объединением государств в этой сфере, а также способствовать передаче технологии развивающимся странам, имея в виду ускорение их экономического, социального и культурного развития.

Начало деятельности государств по охране интеллектуальной собственности было положено в 1883 году, когда была заключена Парижская конвенция по охране промышленной собственности. В 1886 году была заключена Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений. С тех пор появилась масса многосторонних международных договоров в данной сфере, требующих координации деятельности этих международных объединений, что и составляет одну из главных функций ВОИС.

Органы ВОИС: Конференция государств — членов Организации, Генеральная ассамблея, состоящая из членов ВОИС, являющихся также членами Парижского или Бернского союзов, и Координационный комитет. Административный орган — Международное бюро, возглавляемое Генеральным директором ВОИС.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) — создана и действует в качестве специализированного учреждения ООН с 1945 года.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.214.0 (0.023 с.)