Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и система курса «Правоохранительные органы».↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предмет и система курса «Правоохранительные органы». Предмет данной дисциплины рассматривают в 2-х аспектах – по объёму и содержанию.
По объёму предмет представляет собой круг органов (организаций), изучаемых дисциплиной. По содержанию предмет представляет собой круг изучаемых вопросов, относящихся к этим органам и организациям.
По объёму предмет включает органы (организации):
1) Суды. Суд занимает особое место в системе государственных органов. Он наделён такими полномочиями, которыми не обладает никакой другой орган или должностное лицо в стране. Важнейшая его функция – правосудие, которое осуществляется только судом, согласно ч.1 ст. 118 Конституции РФ. Судебная система РФ состоит из 3-х обособленных ветвей: 1. Суды общей юрисдикции. Рассматривают большинство судебных дел – все уголовные, административные, отнесённые к их подведомственности, и гражданские (кроме отнесённых к подведомственности арбитражных судов) 2. Арбитражные суды. Рассматривают дела об экономических спорах между юридическими лицами (в некоторых случаях между юридическими и физическими лицами) 3. Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Эти суды органами правосудия не являются, т.е. конкретных судебных дел они не рассматривают. Основная их функция – конституционный контроль.
2) Органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов. Они осуществляют: Материальное (финансовое, материально-техническое, кадровое) обеспечение деятельности судов Реальное исполнение судебных решений (при соблюдении принципа независимости судей) К ним относятся Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы, Федеральная служба судебных приставов и органы юстиции (Министерство юстиции РФ и его органы)
3) Правоохранительные органы: органы предварительного расследования (МВД, ФСБ) и орган надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов – прокуратура, которая одновременно является органом предварительного расследования.
Признаки этих органов, отличающие их от других: Охрана законности и правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями Действуют от имени государства и наделены властными полномочиями, могут применять принудительные меры Их решения имеют обязательный характер, их исполнение обеспечивается принудительной силой государства Их деятельность детально регламентирована законом и может осуществляться только в установленном законом порядке.
4) Адвокатура и нотариат, органы и организации, осуществляющие правовое обеспечение и оказание юридической помощи. По содержанию предмет дисциплины включает в себя вопросы, относящиеся к перечисленным органам и организациям: • Понятие данного органа (организации), его функции, задачи, полномочия, соотношение с другими органами Принципы их организации и деятельности (принципы правосудия, принципы организации деятельности прокуратуры и адвокатуры) • Организационное строение изучаемых органов или организаций (подробно рассматриваются звенья судебной системы; описываются структурные единицы других органов: их организационное строение, порядок формирования) • Статус работников указанных органов и организаций Система курса. В I главе излагаются основные понятия, предмет и система курса, показано его соотношение с другими юридическими дисциплинами; приведено законодательство и иные правовые акты о судах и правоохранительных органах. II глава посвящена судебной власти. • История её возникновения • Понятие судебной власти • Свойства судебной власти, назначение, цели и задачи • Формы реализации (функции) судебной власти; основная функция – правосудие. • Понятие суда как органа, осуществляющего судебную власть. III глава посвящена принципам правосудия. В ней содержится общее понятие принципов правосудия, и излагаются конкретные принципы. В IV – VII главах освещается судебная система РФ. В VIII – X главах излагаются: статус судей, присяжных и арбитражных заседателей, органы судейскогосообщества и органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов. XI глава – органы прокуратуры РФ; XII глава – органы предварительного расследования; XIII глава –адвокатура РФ; XIV глава – нотариат.
* Относится ли суд к правоохранительным органам? Современное законодательство не возлагает на суд обязанность борьбы с правонарушениями. Суд – орган правосудия, и он лишь решает спор между истцом и ответчиком по гражданским делам и между сторонами обвинения и защиты – по уголовным. Суд не может выполнять какие-либо обвинительные функции и вести уголовное преследование. Никакой ответственности за состояние законности и правопорядка он не несёт.
2. Соотношение курса «Правоохранительные органы» с другими учебными дисциплинами. Предмет «Правоохранительные органы» тесно связан с другими юридическими дисциплинами. 1. Многие положения курса будут изучаться при освоении этих дисциплин более подробно, т.е. те базовые положения, которые изучаются студентом по данному предмету, впоследствии будут углубляться и расширяться. 2. Некоторые усвоенные студентом положения будут использоваться как завершённое знание. Связь выражается в том, что фундаментальные дисциплины (ТГП, ИГП) позволяют студенту получить более обобщённое и полное знание основных юридических понятий и категорий, а рассматриваемая дисциплина (ПО) более конкретно изучает аспекты функционирования государственной власти – деятельность судов, правоохранительных органов и др. Исходной базовой юридической дисциплиной является ТГП, которая разрабатывает общие для многих отраслей права понятия, используемые и при изучении курса ПО. Например, такие понятия, как «законодательство», «закон», «государственные органы», «правоохранительная деятельность» и другие, составляют содержательную основу и учебного курса «Правоохранительные органы». Учебные курсы «Административное право» (изучает деятельность органов государственного управления, к которым относятся правоохранительные органы) и «Конституционное право» также связаны с данным учебным курсом, предметы их изучения частично совпадают или аналогичны по изучаемому материалу. Тесная связь этой дисциплины существует и с процессуальными отраслями права – гражданским процессом, арбитражным процессом и уголовным процессом. Эти отрасли права регулируют правоотношения, возникающие при осуществлении соответствующего судопроизводства (гражданского, арбитражного, уголовного + предварительное расследование). Полученные при изучении данного курса знания послужат исходными для освоения процессуальных дисциплин. Осуществление правосудия только судом. ч.1 ст. 118 Конституции РФ, ст. 4 ФКЗ «О Судебной системе РФ». Правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ «О Судебной системе РФ». Эти суды осуществляют судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Создание чрезвычайных судов, не предусмотренных указанным ФКЗ, не допускается. (ст. 8 УПК РФ, ст.5 ГПК РФ и ст. 1 АПК РФ) Аспекты: 1.Правосудие осуществляется только судом 2.Судом, имеющим полномочия по осуществлению правосудия, может быть признан только тот орган, который создан исключительно на основании Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ» 3. Специализированные суды – это суды общей юрисдикции, к полномочиям которых отнесено рассмотрение отдельных гражданских и административных дел 4.Создание чрезвычайных судов в РФ запрещено 5.Правосудие может осуществляться только тем судом, который отвечает требованиям законности, компетентности и беспристрастности.
Высший Арбитражный суд РФ Федеральные арбитражные суды округов
Арбитражный апелляционный суд
Арбитражные суды субъектов РФ
Конституционный Суд РФ (уставной конституционный суд РФ) Суды общей юрисдикции Верховный Суд РФ
Областные и приравненные к ним суды
Районные (городские суды)
Мировые судьи
Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд Российской Федерации как высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Надзор Верховного Суда за судебной деятельностью в полном объеме распространяется как на общие, так и на военные суды. 2) Судебная система РФ характеризуется рядом признаков: 1) Единство: a) Судебная система устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ» b) Федеральные судьи и мировые судьи осуществляют судопроизводство, соблюдая правила, установленные федеральными законами. c) Все суды применяют Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров России, а в необходимых случаях уставы и другие законы субъектов Федерации. d) Судебные постановления, вступившие в законную силу, признаются обязательными для исполнения на всей территории России. e) Законодательно закрепляется единый статус судей всех судов. f) Финансирование всех федеральных судов и мировых судей производится из федерального бюджета. 2) Специализация судов (выделение в судебной системе 3-х организационно обособленных групп судебных органов: Конституционного Суда, судов общей юрисдикции и арбитражных судов)
3) Территориальный принцип построения (учитывается федеративный характер государства и наличие национально-территориальных образований; это отражается в названии судебных органов и в правилах использования языка судопроизводства)
4) Выделение в судебной структуре основного звена (основное звено составляет тот суд, которому подсудно наибольшее количество дел и который приближён к населению)
5) Инстанционность (разделение судов на вышестоящие и нижестоящие инстанции; суды первой инстанции, апелляционные, кассационные, надзорные)
25. Единство судебной системы. (ст. 3 Закона о судебной системе) Несмотря на множество различных судов, входящих в судебную систему, ей присуще единство, которое обеспечивается тем, что: a) Судебная система устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ» b) Федеральные судьи и мировые судьи осуществляют судопроизводство, соблюдая правила, установленные федеральными законами. c) Все суды применяют Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров России, а в необходимых случаях уставы и другие законы субъектов Федерации. d) Судебные постановления, вступившие в законную силу, признаются обязательными для исполнения на всей территории России. e) Законодательно закрепляется единый статус судей всех судов. f) Финансирование всех федеральных судов и мировых судей производится из федерального бюджета.
26. Федеральные суды и суды субъектов РФ, их соотношение. В ст.4 ФКЗ РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ указано: В России все суды подразделяются на федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся: o суды общей юрисдикции (в том числе военные суды) o арбитражные суды o Конституционный Суд РФ К судам субъектов РФ относятся: o Мировые судьи o Уставные (конституционные) суды
К федеральным судам относятся:
1) Конституционный Суд Российской Федерации; 2) Верховный Суд Российской Федерации, 3) верховные суды республик, 4) краевые и областные суды, 5) суды городов федерального значения, 6) суды автономной области и автономных округов, 7) районные суды, 8) военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; 9) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, 10) федеральные арбитражные суды округов, 11) арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: 1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ, 2) мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
Отличия федеральных судов от судов субъектов РФ: Федеральные суды создаются и упраздняются только федеральными законами. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ.
27. Система судов общей юрисдикции (общая характеристика) Согласно ст. 4 Закона о судебной системе систему судов общей юрисдикции образуют: 1) Верховный Суд РФ, 2) верховные суды республик, 3) краевые и областные суды, 4) суды городов федерального значения, 5) суды автономной области и автономных округов, 6) районные суды, 7) военные и специализированные суды, 8) мировые судьи. Из всех перечисленных судов в настоящее время реально не учреждены только специализированные суды, хотя законопроектная работа в этом направлении (в частности, по созданию административных, ювенальных (по делам несовершеннолетних), земельных, трудовых судов) ведется достаточно давно. Все суды общей юрисдикции независимо от их уровня, за исключением мировых судей, относятся к категории федеральных судов; мировые судьи являются судьями субъектов РФ.
Основными функциями судов общей юрисдикции являются:
Разрешение по существу гражданских, административных, уголовных, а также иных дел и вопросов, отнесенных к их ведению отраслевым законодательством; пересмотр решений нижестоящих судов; разрешение вопросов, связанных с исполнением судебных решений.
Конкретный объем полномочий того пли иного суда определяется его местом в системе судебной власти.
Понятие судебных инстанций. Судебная инстанция – это группа судебных органов, обладающих равнозначными процессуальными полномочиями при производстве по конкретному делу. В определении судебной инстанции главным становится то, какой из судов рассмотрел конкретное дело по существу, и как далее оно продвигалось по судебной системе. Существуют суды 1-ой, 2-ой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.
Судом 1-ой инстанции называют суд, рассматривающий и разрешающий дело по существу.
В системе судов общей юрисдикции в качестве суда 1-ой инстанции может выступать мировой судья, районный (городской) суд, областной или приравненный к нему суд, Верховный Суд.
Судом 2-ой инстанции называют суд, проверяющий решения нижестоящего суда, не вступившие в законную силу.
Существует 2 порядка проверки решений в суде 2-ой инстанции – апелляционный и кассационный.Апелляционная инстанция судов общей юрисдикции проверяет законность и обоснованность решений, не вступивших в законную силу, вынесенных мировым судьёй.
Судом апелляционной инстанции в системе судов общей юрисдикции может быть только районный (городской) суд, где дела в апелляционном порядке рассматриваются единолично судьёй данного суда. Апелляционная инстанция арбитражных судов проверяет законность и обоснованность решений, не вступивших в законную силу, вынесенные арбитражными судами субъектов РФ.
Судом апелляционной инстанции в системе арбитражных судов может быть только арбитражный апелляционный суд. Кассационной инстанцией в системе судов общей юрисдикции называется суд, проверяющий не вступившие в законную силу решения, вынесенные федеральными судами в качестве суда 1-ой инстанции, а также решения апелляционной инстанции.
В системе судов общей юрисдикции судом кассационной инстанции может быть областной и приравненный к нему суд, а также Верховный Суд РФ. Кассационной инстанцией в системе арбитражных судов называется суд, проверяющий вступившие в законную силу решения арбитражного суда субъектов РФ, а также решения арбитражного апелляционного суда.
Функции кассационной инстанции в системе арбитражных судов выполняют федеральные арбитражные суды округов. Кассационная инстанция действует в составе 3-х судей. Надзорная инстанция – это судебный орган вышестоящего суда, правомочный проверять решения нижестоящих судов (1-ой, апелляционной, кассационной и нижестоящей надзорной инстанций), вступившие в законную силу.
В системе судов общей юрисдикции судом надзорной инстанции может быть областной или приравненный к нему суд, а также Верховный Суд РФ. В системе арбитражных судов, судом надзорной инстанции может быть только Высший Арбитражный Суд РФ.
29. Понятие первой инстанции. Суды первой инстанции. Суд первой инстанции — суд, управомоченный на непосредственное исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесение по нему соответственно решения или приговора. Судебный акт суда первой инстанции, как правило, может быть обжалован в кассационном или апелляционном порядке в вышестоящий суд.
В Российской Федерации судами первой инстанции являются: • Мировой судья • Районный суд • Гарнизонный военный суд • Верховный суд республики в составе РФ, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа • Окружной (флотский) военный суд • Арбитражный суд субъекта РФ • Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации • Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
30. Понятие апелляционной инстанции. Суды апелляционной инстанции. Апелляционная инстанция — суд, управомоченный на непосредственное обжалование не вступивших в законную силу решений суда в уголовном и гражданском процессе. В России судами апелляционной инстанции являются: • в судах общей юрисдикции — районные суды, • в арбитражных судах — апелляционные арбитражные суды. 31. Понятие кассационной инстанции. Суды кассационной инстанции. Кассационная инстанция – в гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном праве РФ вторая инстанция судебная; рассматривает дело по кассационной жалобе или протесту на решения, приговоры и частные жалобы (протесты) и определения суда первой инстанции и постановления судьи, не вступившие в законную силу. К.и. - это суд, непосредственно вышестоящий по отношению к суду, вынесшему решение, приговор.
Суды кассационной инстанции: • Районный суд • Суд общей юрисдикции уровня субъекта РФ. • Окружной (флотский) военный суд • Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ (для уголовных дел); Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ (для гражданских дел). • Военная коллегия Верховного Суда РФ. • Федеральный арбитражный суд округа (кассационная инстанция). Кассационная коллегия Верховного Суда РФ.
32. Понятие надзорной инстанции. Суды надзорной инстанции. Надзорная инстанция - суд, рассматривающий дела по протестам на решения, приговоры, определения, постановления, вступившие в законную силу.
Суды надзорной инстанции: Суды субъектов РФ • Верховный суд РФ • Высший Арбитражный суд РФ 33. Соотношение понятий «звено судебной системы» и «судебные инстанции». Количество звеньев различно в разных подсистемах. Конституционный Суд РФ – единственный, его полномочия распространяются на всю территорию России. В судах общей юрисдикции построение по звеньям различается для территориальных судов и для военных судов.
Территориальные суды общей юрисдикции включают: 1-е звено – мировые судьи 2-е звено – районные суды 3-е звено – суды в субъектах РФ (верховные суды республик, краевые, областные, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов) 4-е звено – Верховный Суд РФ.
Военные суды включают: 1-е звено – гарнизонные суды 2-е звено – окружные (флотские) военные суды 3-е звено – военная коллегия Верховного Суда РФ
Арбитражные суды включают: 1-е звено – арбитражные суды в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, которые образуют группу арбитражных судов субъектов РФ. 2-е звено – арбитражные апелляционные суды 3-е звено – федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) 4-е звено – Высший Арбитражный Суд РФ.
В российской судебной системе выделяют основное звено – суд, которому подсудно наибольшее количество дел и который наиболее приближён к населению (для судов общей юрисдикции основным звеном являются районные суды и мировые судьи; в военных судах – гарнизонные суды; в арбитражных судах – суды субъектов РФ).
Судебная инстанция — стадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией. В Российской Федерации в гражданском и уголовном процессе различают суды первой, апелляционной,кассационной и надзорной инстанций. Понятия звена и инстанции близки, но не тождественны. Звено — понятие судоустройства, им определяется место данного суда в судебной системе в связи с его деятельностью на определенной территории. Инстанция — понятие судопроизводства, разновидность судебной деятельности, исходящей из целей разбирательства дел в данной инстанции. Требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности. Важнейшей предпосылкой отбора лица в число кандидатов на замещение судейских должностей является прежде всего соответствие кандидата в судьи требованиям ст. 119 Конституции РФ. Конституция устанавливает, что судьями могут быть избраны граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование истаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Эти требования являются не только минимальными, но и в определенной мере общими. Поэтому в указанной статье Конституции четко оговорено, что федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ. В развитие нормативных положений ст. 119 Конституции необходимые дополнения даны в Законе о статусе судей и в Законе о Конституционном Суде. Так, возраст кандидата на должность судьи судов среднего звена должен быть не менее 30 лет, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ – 35 лет, а судьи Конституционного Суда РФ ко дню назначения должны иметь возраст не менее 40 лет. Стаж работы кандидата по юридической профессии должен быть для судей судов среднего звена – не менее 7 лет, высшего звена – не менее 10 лет, а судьи Конституционного Суда РФ – не менее 15 лет (ст.4 ЗоСС, ст. 8 Закона о КС РФ). Для кандидата на должность судьи КС РФ требуется также наличие безупречной репутации и обладание признанной высокой квалификацией в области права (ст. 8 Закона о КС РФ). Специальное требование закон устанавливает для кандидата на должность судьи военного суда: наличие офицерского звания и заключённый контракт о прохождении военной службы (ст. 27 ФКЗоВС)
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД). Понятие, задачи, органы, её осуществляющие. Оперативно-розыскная деятельность (ОРД ) – вид деятельности, осуществляющийся гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченными на то ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. Основная отличительная особенность этой деятельности – это то, что она осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий особыми оперативными подразделениями государственных органов. В соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об ОРД» право непосредственного и полного осуществления ОРД на территорииРоссии предоставлено 8 оперативно-розыскным органам: 1. оперативные подразделения внутренних дел; 2. оперативные подразделения ФСБ; 3. оперативные подразделения федеральной службы налоговой полиции; 4. оперативные подразделения федеральной службы государственных органов; 5. оперативные подразделения федеральной пограничной службы; 6. оперативные подразделения таможенного комитета; 7. оперативные подразделения службы внешней разведки; 8. оперативные подразделения Минюста России. Задачи ОРД: 1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; 2) розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших; 3) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ (ст. 2 Закона об ОРД) ОРД основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств (ст. 3 Закона об ОРД). Методы ОРД: ОРД может осуществляться гласно (открыто) и негласно (скрытно). Тактические приёмы негласных ОРМ секретны и изучаются лишь в специальных юридических учебных заведениях. Негласные ОРМ перечислены в законе об ОРД (ст.6). К гласным ОРМ относятся: опрос – общение с лицом с целью получения информации, имеющей значение для решения задач ОРД. От допроса отличается тем, что проводится не в процессуальной форме, опрашиваемые лица дают объяснения добровольно и не несут за них никакой ответственности; наведение справок: сбор образцов для сравнительного исследования; исследование предметов и документов; проверочная закупка и др. 70. Прокуратура РФ: понятие, задачи, функции. Законодательство, регулирующее организацию идеятельность прокуратуры РФ. Прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением действующих на ее территории законов, иные функции, установленные федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (ст. 1 Закона о прокуратуре).
Цели деятельности современной прокуратуры РФ указаны в п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», гдеуказано, что прокуратура осуществляет свою деятельность в целях обеспечения: 1) Верховенства закона; 2) Единства и укрепления законности; 3) Защиты прав и свобод человека и гражданина; 4) Охраняемых законом интересов общества и государства. Задачи прокурорского надзора: 1) Своевременное выявление нарушений закона 2) Своевременное устранение нарушений закона 3) Предупреждение нарушений закона.
Главной функцией прокуратуры является надзор за исполнением законов. Надзорная функция подразделяется на подфункции: • надзор за исполнением законов федеральными Министерствами, службами и агентствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; • надзор за соблюдением нрав и свобод человека и гражданина названными выше субъектами правоприменения; • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Правовые основы организации и деятельности прокуратуры РФ: 1.Конституция РФ ст. 129 2.Закон «о прокуратуре» № 168-ФЗ от 17.11.95г 3.Кодификационные нормативно-правовые акты УПК, ГК, АПК РФ 4. Приказы Генерального прокурора РФ 5. Решения КС РФ.
71. Понятие прокурорского надзора, отличие от других видов контроля и надзора, отрасли прокурорскогонадзора.
Прокурорский надзор - это одно из направлений правоохранительной деятельности, которое состоит в решении прокуратурой задач по обеспечению исполнения законов и соблюдению прав и свобод человека на всей территории РФ и осуществляется в пределах и порядке, установленном ФЗ «О прокуратуре РФ». Прокурорский надзор подразделяется на так называемые отрасли, т.е. направления его осуществления. В отличие от иных направлений деятельности прокуратуры, каждая отрасль прокурорского надзора характеризуется рядом признаков. К ним относятся следующие: 1. Предмет надзора, т.е. определенная сфера деятельности государственных и муниципальных органов и иных организаций, их должностных лиц, в рамках которой прокуратура осуществляет надзорные полномочия. 2. Совокупность необходимых полномочий, предоставленных прокурору при осуществлении им конкретной отрасли надзора, позволяющих эффективно принимать меры к устранению нарушений законности. 3. Средства прокурорского реагирования – т.е. определенные акты – постановления, протесты, представления и предостережения о недопустимости нарушений закона, направленные на устранение нарушений законности, прав и свобод человека и гражданина, которые выносит прокурор при реализации надзорных полномочий, действуя в установленных законом правовых формах. Таким образом, отрасли прокурорского надзора - это регламентированные ФЗ виды деятельности прокуратуры по обеспечению соблюдения законов, прав и свобод человека, каждая из которых характеризуется определенным предметом надзора, полномочиями прокуроров и средствами прокурорского реагирования на нарушения законности.
В соответствии с Законом «О прокуратуре РФ» можно выделить следующие отрасли прокурорскогонадзора: 1) надзор за исполнением законов органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; 2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, органами и управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; 3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; 4) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Протест Его приносит прокурор или его заместитель на противоречащий закону правовой акт в орган или лицу, издавшему акт, либо в вышестоящую инстанцию. Протест подлежит обязательному рассмотрению в десятидневный срок или в исключительных случаях в более короткий, о результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Представление Оно выносится об устранении нарушения закона также прокурором или замом в орган или полномочному лицу для устранения нарушения, подлежит безотлагательному рассмотрению, а в течение месяца должны быть приняты конкретные меры по их устранению. О результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Постановление Оно выносится прокурором о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. О результатах прокурору сообщают письменно. Заявление в суд Заявление о признании политического акта недействительным, заявление о принудительном прекращении деятельности партии, исковое заявление и другие заявления.
79. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. (Ст. 26-28 ФЗ О прокуратуре)
При наличии предположения, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имело место, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела по статье, содержащей признаки обнаруженного преступления. Когда деяния носят характер административного правонарушения, прокурором выносится постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, либо сообщается полномочному должностному лицу для ведения им расследования. Прокурор вправе поддержать в суде иск пострадавших граждан и государственных организаций. В этой же отрасли прокурор имеет право принесения протеста или представления. 80. Полномочия прокурора по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности,предварительного следствия и дознания.
Надзор за установленным порядком принятия, учета и разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятии и проведения предварительного расследования, а так же законность принимаемых этими органами решении. В УПК за прокурором закреплены полномочия по проверке уголовных дел, материалов и сведений о совершенных преступлениях, отмена неправомерных и необоснованных решений вынесен
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 746; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.137.229 (0.015 с.) |