Значение международных каналов и проливов с точки зрения современного международного права, их правовой режим. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение международных каналов и проливов с точки зрения современного международного права, их правовой режим.



Международные каналы. Если проливы являются естественными морскими проходами, то каналы - это искусственно созданные судоходные пути.

Закрепление права всех государств на свободное пользование каналами в целях судоходства имеет существенное значение для развития экономики и обеспечения безопасности многих стран мира.

Значение каналов как узловых пунктов мировой системы морских коммуникаций обусловило политическую остроту проблемы их правового режима. Некоторые приканальные страны видят в своем географическом положении дополнительные возможности для повышения собственной роли в мировой политике.

Тот факт, что канал соединяет открытые моря и является важнейшим водным путем международного значения, в значительной степени отличает воды канала по их значимости от других внутренних вод государства, например национальных рек. Тем не менее сегодня не существует каких-либо договорных норм, дающих право проходить через любые морские каналы или обязывающих к предоставлению такового. О праве прохода можно говорить применительно к каждому каналу в отдельности. Важнейшие международные морские каналы, такие как Суэцкий, Панамский и Кильский, открыты для прохода судов всех наций либо на основании международного соглашения, либо на основании национальных законодательных актов.

Одним из важнейших факторов, определяющих статус каналов, является их географическое положение. Все они образуют непосредственное сообщение между обширными районами открытого моря. Панамский канал связывает Тихий и Атлантический океаны, Суэцкий - Средиземное и Красное моря с выходом в Индийский океан. Кильский канал соединяет Балтийское море с Северным и далее с Атлантическим океаном.

Другая особенность международных каналов связана с их функциональными характеристиками и значением для международного судоходства. В этом отношении каналы не уступают многим международным проливам и даже превосходят их. Обычно они сооружаются с тем, чтобы стать морской коммуникацией международного значения и войти в общую систему мировых морских транспортных путей.

Примеры.

Суэцкий канал соединяет Средиземное море с Красным с возможностью дальнейшего выхода в Индийский океан.

Правовой режим Суэцкого канала регулируется Константинопольской конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 года (Константинопольская конвенция), другими применимыми принципами и нормами международного права и законодательством Египта.

Константинопольская конвенция явилась первым в истории международного права договором, провозгласившим принцип свободы использования морского канала судами всех наций.

Наиболее важными принципами судоходства в канале, установленными Константинопольской конвенцией, являются:

1) свобода пользования каналом судами всех государств;

2) равенство всех государств при пользовании каналом;

3) принцип нейтралитета, запрещения блокады канала.

В качестве гарантии свободы пользования каналом Константинопольская конвенция предусматривает обязанность участников ничем не нарушать свободного пользования каналом ни в военное, ни в мирное время, не допускать попыток, имеющих целью нарушить неприкосновенность канала. Равным образом не должна нарушаться неприкосновенность материальной части, учреждений, построек и работ как в морском канале, так и в пресноводном. Принцип свободы пользования каналом не ограничен во времени). Этот принцип подтвержден и в преамбуле Константинопольской конвенции, где говорится о желании ее участников "утвердить договорным актом существование определенного порядка, долженствующего оградить на все времена и для всех государств свободное пользование морским Суэцким каналом". Статья 9 Конвенции обязывает Египет принимать необходимые меры для обеспечения свободного пользования каналом.

Панамский канал. Панамский канал длиной 82 км проложен через Панамский перешеек и соединяет Тихий океан у городов Бальбоа и Панама с Атлантическим океаном у городов Кристобаль и Колон. Официальное открытие канала состоялось в августе 1914 года, но для целей международного судоходства Панамский канал стал использоваться с 1920 года.

31 декабря 1999 года в соответствии с Договором о Панамском канале Панамский канал перешел под суверенитет Панамы.

Порядок плавания по Панамскому каналу определяется соответствующими Правилами. Особенностью плавания в Панамском канале, как и в Кильском, является наличие системы шлюзов, позволяющих преодолеть разность в уровнях воды. В шлюзы судно заводится с помощью мощных электровозов.

Канальные сборы являются существенной статьей дохода в бюджете Панамы. Так, в декабре 2001 года был установлен своеобразный рекорд оплаты за проход судна через Панамский канал - 208653,16 доллара США. Он был установлен круизным судном "Норвегиан стар" с более чем двумя тысячами туристов на борту.

Согласно Договору между США и Панамой о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала 1977 года канал как международный транзитный водный путь является постоянно нейтральным. Положения этого двустороннего договора нашли отражение в Протоколе к нему, который открыт для присоединения всех государств. В 1988 году к Протоколу присоединился Советский Союз. Таким образом, Россия как государство - преемник СССР является участником Протокола к Договору о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала 1977 года

Следует отметить, что в статье VII Договора о принципах отношений между Россией и Панамой, подписанного в Боготе 27 ноября 1997 года, гарантируется надежное и стабильное функционирование канала как международного водного пути, открытого для безопасного прохода всех судов мира.

Международные проливы.

Под проливами понимаются естественные морские проходы, соединяющие между собой части открытого моря либо моря и океаны.

Весьма важно в обширном списке проливов, используемых сегодня в судоходстве, выделить проливы, используемые для международного судоходства, или, как сегодня принято называть их в международном морском праве, международные проливы.

До вынесения решения Международного суда ООН по англо-албанскому спору об инциденте в проливе Корфу 1948 года было принято, что пролив является международным в правовом смысле, если он необходим для перехода из одной части открытого моря в другую часть открытого моря и им пользуется значительное число иностранных судов. Решающими критериями при определении статуса пролива Суд признал его географическое положение и значение для международного судоходства.

Оптимальное сочетание интересов стран, пользующихся международными проливами, и прибрежных к ним государств нашло отражение в части III Конвенции 1982 года "Проливы, используемые для международного судоходства". Если пролив используется для международного судоходства между одним районом открытого моря (или исключительной экономической зоны) и другим районом открытого моря (или исключительной экономической зоны) и перекрывается территориальным морем прибрежного или прибрежных государств, то в них все суда пользуются правом транзитного прохода, которому не должно чиниться препятствий. Транзитный проход в данном случае представляет собой осуществление свободы судоходства исключительно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив.

Указанное положение в условиях повсеместного расширения прибрежными государствами территориальных морей, что привело к полному или частичному перекрытию значительного числа важнейших международных проливов территориальными водами, имеет весьма существенное значение для интересов торгового мореплавания.

Конвенция 1982 года содержит также положения, учитывающие интересы граничащих с проливами государств в области безопасности мореплавания, рыболовства, предотвращения загрязнения, соблюдения таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных правил. Так, суда при транзитном проходе должны соблюдать общепринятые международные правила, процедуры и практику, касающиеся безопасности на море, включая МППСС-72, а также предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения с судов.

Суда при осуществлении права транзитного прохода должны воздерживаться от любой деятельности в нарушение принципов международного права, предусмотренных Уставом ООН, воздерживаться от любой деятельности, кроме той, которая свойственна обычному порядку, если только речь не идет о форс-мажорных обстоятельствах.

Согласно Конвенции режим транзитного прохода не применяется к проливу, используемому для международного судоходства, если в этом проливе имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь, проходящий в открытом море или в исключительной экономической зоне.

Согласно статьи 38 Конвенции транзитному проходу не должно чиниться никаких препятствий, за исключением того, что, если пролив образуется островом государства, граничащего с проливом и его континентальной частью, транзитный проход не применяется, если в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или исключительной экономической зоне. Примером в последнем случае может служить Мессинский пролив между Апеннинским полуостровом и Сицилией, соединяющий Ионическое и Тирренское моря.

Во время транзитного прохода через проливы иностранные суда не могут проводить какие бы то ни было исследования или гидрографические съемки без предварительного разрешения государств, граничащих с проливом.

Государства, граничащие с проливами, могут устанавливать морские коридоры и предписывать системы разделения движения судов в проливах, когда это необходимо для содействия безопасному проходу судов. При этом государства должны соблюдать следующие требования:

а) морские коридоры и системы разделения движения должны соответствовать общепринятым международным правилам;

б) установление или замена морских коридоров и систем разделения движения должны предварительно утверждаться в ИМО;

в) установленные морские коридоры и системы разделения движения должны быть обозначены на морских картах, которые должны быть надлежащим образом опубликованы.

Положения Конвенции не затрагивают правового режима проливов, который регулируется специальными международными конвенциями. К таковым относятся, в частности, Черноморские и Балтийские проливы.

Таким образом, принципиально новым в международном морском праве является положение о транзитном проходе, нашедшее отражение в Конвенции 1982 года. Можно предположить, что положение о транзитном проходе стало общепризнанной нормой в международном праве и должно действовать независимо от конвенций, регламентирующих правовой режим тех или иных международных проливов, как, например, Конвенция Монтре 1936 года.

Под Черноморскими проливами, этим исторически утвердившимся в советской, а затем и в российской исторической и правовой литературе названием имеется в виду один из важнейших международных морских путей, соединяющий Черное и Средиземное моря и состоящий из пролива Босфор (длина 31 км, ширина от 0,7 до 3,7 км), Мраморного моря (длина 222 км, ширина от 27 до 74 км) и пролива Дарданеллы (длина 70 км, ширина от 1,3 до 2 км). Правовой режим Черноморских проливов регламентируется положениями Конвенции о Черноморских проливах 1936 года, которая больше известна как Конвенция Монтре (по названию швейцарского города, где она была подписана).

Балтийские, или, как их иногда называют, Датские, проливы, состоящие из трех проливов: Большой Бельт, Малый Бельт и Зунд, являются единственными морскими путями, соединяющими Балтийское море с Северным морем и Атлантическим океаном.

Режим плавания торговых судов через Балтийские проливы определяется Конвенцией, заключенной 14 марта 1857 года в Копенгагене, известной под названием "Трактат об отмене пошлин, взимаемых доселе с купеческих судов и грузов при проходе их через проливы Зунда и обоих Бельтов".

69. Правовой режим космического пространства. Статус космонавтов и космических аппаратов. Актуальные вопросы правового регулирования использования космического пространства

Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел в главных чертах определяется Договором о космосе 1967 (полное официальное название: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела) и Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 (далее - Соглашение о Луне). Первым из этих актов установлено, что космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, "не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами".

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, свободно для научных исследований. Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран независимо от степени их экономического и научного развития и являются достоянием всего человечества (ст. 1).

Государства - участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания.

Договором запрещается выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, устанавливать такое оружие на небесных телах или размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом.

Луна и другие небесные тела используются всеми государствами - участниками Договора исключительно в мирных целях. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров (ст. 4).

Соглашение о Луне развивает и конкретизирует положение Договора по космосу в отношении правового режима Луны и других небесных тел. Оно, в частности, объявляет Луну и ее природные ресурсы "общим наследием человечества", а исследование и использование Луны - "достоянием всего человечества" (ст. 4).

С целью исследования и использования Луны государства-участники могут: а) осуществлять посадку своих космических объектов на Луну и их запуск с Луны; б) размещать свой персонал, космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения в любом месте поверхности Луны или ее недр; в) создавать на Луне обитаемые и необитаемые станции. Действия государств-участников не должны создавать помех для деятельности, осуществляемой на Луне другими государствами-участниками.

Установленный международным космическим правом режим космического пространства существенно отличается от международно-правового режима воздушного пространства. Но граница между этими пространствами на сегодня не установлена ни в международном праве, ни в национальном законодательстве.

Применяется сложившаяся в практике обычная норма, ограничивающая суверенитет государства воздушным пространством ниже минимальных орбит искусственных спутников Земли. Речь идет об орбитах порядка 100 + 10 км над уровнем моря. Пространство выше этих орбит считается космическим, и на него не распространяется суверенитет какого-либо государства.

Правовой статус космических объектов определяется как нормами международного права, так и национального космического законодательства. В международном аспекте здесь особое значение имеют правоотношения, связанные с запуском космического объекта в космос и возвращением его на Землю. Исходным в этих правоотношениях является требование об обязательной регистрации государством запускаемых космических объектов.

В соответствии с Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1974, эти объекты запускающее государство (то есть государство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта, или государство, с территории или с установок которого осуществляется запуск космического объекта) обязано зарегистрировать в специальном национальном регистре. Когда в отношении любого такого космического объекта имеются два или более запускающих государств, они совместно определяют, которое из них зарегистрирует соответствующий объект. Данные национального регистра представляются "в ближайший практически осуществимый срок" Генеральному секретарю ООН для внесения их в международный реестр.

Ряд норм, касающихся правового статуса космических объектов, содержится и в Договоре о космосе. В нем, в частности, отмечается, что государство-участник, в регистр которого занесен космический объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом во время его нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве, на небесном теле или по возвращении на Землю. Такие объекты или их составные части, обнаруженные за пределами государства-участника, в регистр которого они занесены, должны быть возвращены этому государству. При этом такое государство должно по соответствующему требованию представить до возвращения космического объекта информацию о нем.

Статус космонавтов. Космонавт - это лицо, участвовавшее или участвующее в космическом полете в качестве командира космического корабля или члена его экипажа. Космонавты выполняют задачи по исследованию и использованию космического пространства как в процессе космического полета, так и при посадке на небесных телах.

Правовой статус космонавтов (членов экипажа космического корабля) определен Договором о космосе, Соглашением о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1967 (далее - Соглашение о спасении космонавтов), а также национальным космическим законодательством. В соответствии с этими актами космонавты являются "посланцами человечества в космос". Но они не обладают наднациональным статусом. Космонавты являются гражданами конкретного государства. Как отмечается в Договоре о космосе, государство, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над экипажем этого объекта во время его нахождения в этом пространстве или на любом небесном теле (ст. 8).

Некоторые особенности прав и обязанностей членов экипажа установлены Межправительственным соглашением по международной космической станции (1998 года). Общим требованием при этом выступает требование использовать станцию эффективным и безопасным для жизни и здоровья членов экипажа образом.

Соглашение о спасении космонавтов касается их правового статуса в контексте обязанностей государств оказывать им помощь в случае аварии или иного бедствия.

Актуальные вопросы правового регулирования использования космического пространства.

Актуальной проблемой является использование спутников для международного телевещания. Международное телевещание может преследовать политические цели, серьезно влиять на общественное мнение, провоцировать беспорядки и прочее.

10 декабря 1982 года Генеральная Ассамблея приняла Резолюцию № 37/92 «Принципы использования государствами искусственных спутников земли для международного непосредственного телевизионного вещания».

Пункт «А» данной резолюции («Цели и задачи») гласит:

«1. Деятельность в области международного непосредственного телевизионного вещания с помощью спутников должна осуществляться таким образом, чтобы она была совместимой с суверенными правами государств, включая принцип невмешательства, а также с правом каждого искать, получать и распространять информацию и идеи, как это зафиксировано в соответствующих документах Организации Объединенных Наций.

2. Такая деятельность должна способствовать свободному распространению информации и знаний в области культуры и науки и взаимному обмену ими, содействовать развитию образования, социальному и экономическому развитию, особенно в развивающихся странах, повышать качество жизни всех народов и обеспечивать досуг при должном уважении политической и культурной целостности государств.

3. Соответственно, эта деятельность должна осуществляться таким образом, чтобы она была совместимой с развитием взаимопонимания и укреплением дружественных отношений и сотрудничества между всеми государствами и народами в интересах поддержания международного мира и безопасности».

Государствам необходимо, принимая во внимание принцип свободы информации, достигать соглашений или поддерживать ранее заключенные соглашения, касающиеся прямого вещания через спутники для населения стран, иных, чем страна — источник передачи. При подготовке программ прямого вещания на другие страны должны приниматься во внимание различия в национальных законах стран — объектов вещания.

Дистанционное зондирование Земли из космоса означает зондирование поверхности Земли из космоса с использованием свойств электромагнитных волн, излучаемых, отражаемых или рассеиваемых зондируемыми объектами. Дистанционное зондирование применяется для обнаружения природных ресурсов, наблюдения за климатическими явлениями, изучения миграций животных, определения экологической ситуации и другого. В международно-правовом аспекте встают вопросы о праве зондировать территорию государства без его согласия, праве распространять и использовать такую информацию в интересах зондирующего государства, обязанности передавать эту информацию зондируемому государству и прочие.

3 декабря 1986 года Генеральная Ассамблея приняла Резолюцию № 41/65, утвердившую компромиссные «Принципы, касающиеся дистанционного зондирования земли из космического пространства». В соответствии с Принципами деятельность по дистанционному зондированию (ДДЗ) осуществляется на благо и в интересах всех стран; в соответствии с международным правом; таким образом, чтобы не наносить ущерба законным правам и интересам зондируемого государства. Государства, участвующие в ДДЗ, предоставляют техническую помощь другим заинтересованным государствам на взаимосогласованных условиях. Государство, осуществляющее ДДЗ, предоставляет «в максимально возможной и практически осуществимой степени» информацию любому другому государству. ДДЗ должна содействовать охране природной среды и защите человечества от стихийных бедствий; участвующие в ДДЗ государства, которые установили, что в их распоряжении имеется информация, которая может быть полезной для достижения данных целей, передают эту информацию соответствующим государствам. Как только получены первичные данные и обработанные данные по территории, находящейся под его юрисдикцией, зондируемому государству предоставляется доступ к ним на недискриминационной основе и на разумных условиях оплаты. Зондируемому государству предоставляется также доступ к проанализированной информации на той же основе и тех же условиях. Государство, осуществляющее ДДЗ, вступает по просьбе в консультации с государством, территория которого зондируется, с целью предоставления возможностей участия и увеличения получаемых от этого взаимных выгод.

Большую ценность для исследования и использования космоса представляет геостационарная орбита (ГСО), находящаяся на высоте 36 тыс. км (35 786 м) над экватором. Находящийся на этой орбите спутник постоянно расположен над одной и той же точкой земной поверхности, поскольку скорость его обращения вокруг планеты равна скорости вращения земли. Расстояние между геостационарными спутниками должно быть не менее 2 градусов, поэтому ГСО является ограниченным ресурсом. Важнейшей организацией, регулирующей использование ГСО, является Международный союз электросвязи. В соответствии с Уставом 1992 года Союз осуществляет распределение радиочастотного спектра, выделение радиочастот и регистрацию присвоений радиочастот и соответствующих позиций на орбите геостационарных спутников. Использование ГСО должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить справедливый доступ к этой орбите разным странам или группам стран с учетом особых потребностей развивающихся стран и географического положения некоторых стран.

Неурегулированной является проблема космического мусора — на орбитах накопилось несколько тысяч предметов, угрожающих движению космических аппаратов. Есть мнение, что космический мусор может квалифицироваться в качестве космических объектов, соответственно, в случае причинения им ущерба ответственность должна наступать по правилам Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 года. Для решения данной проблемы космические державы организовали Координационный комитет по космическому мусору.

Проблема использования источников ядерной энергии в космо­се имеет большое значение, так как в случае падения космического аппарата с таким источником на борту окружающей среде может быть причинен значительный ущерб.

14 декабря 1992 года Генеральная Ассамблея приняла Резолюцию № 47/68 «Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве». В соответствии с этим документом для сведения к минимуму количества радиоактивного материала в космосе и связанных с этим рисков использование ядерных источников энергии ограничивается космическими полетами, которые не могут осуществляться разумным способом с использованием неядерных источников энергии. Государства, запускающие космические объекты с ядерными источниками энергии на борту, прилагают усилия для защиты отдельных лиц, населения и биосферы от радиологических опасностей.

70. Воздушное пространство в международном праве: понятие, особенности правового регулирования, суверенитет и «свобода воздуха»

Воздушное пространство — пространство (столб воздуха), расположенное над сухопутной и водной территории. По сложившейся юридической практике воздушное пространство включает высоту до 100 км.

Воздушное пространство подразделяют на следующие виды: а) воздушное пространство над государственной территорией, включая воздушное пространство над территориальным морем; б) воздушное пространство над территориями, не находящимися под суверенитетом государств (открытое море, Антарктика и другие). В зависимости от этого: 1) воздушное пространство над сухопутной территорией государства, а также над его внутренними и территориальными водами является государственной территорией; оно неприкосновенно, и государство осуществляет над ним полный и исключительный суверенитет; 2) воздушное пространство над экономическими зонами, открытым морем, Антарктикой свободно для полетов всех видов самолетов с учетом правового режима этих вод.

Особенности правового регулирования. Основными источниками в области международного воздушного права являются Конвенция о международной гражданской авиации, заключенная в Чикаго в 1944 году, Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанная в Варшаве в 1929 году, Римская конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности, 1952 года, Токийская конвенция о правонарушениях и некоторых других актах на борту воздушного судна 1963 года.

Исходя из принципа суверенитета государства устанавливают в пределах своей территории правила осуществления полетов воздушных судов и других летательных аппаратов.

Правовой режим воздушного пространства государства определяет совокупность юридических норм, устанавливающих права государств в отношении их воздушного пространства и порядка его использования, включая воздушные перемещения, правовое положение воздушных судов, их экипажей и пассажиров. Он устанавливается исходя из политических, экономических и оборонных интересов государства. Его главной составной частью является решение вопросов использования воздушного пространства и деятельности в области авиации, направленных на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороноспособности и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

Таким образом, правовой режим воздушного пространства государств определяется национальными актами с учетом источников международного права.

В основе современного воздушного права лежит принцип полного и исключительного суверенитета государств над воздушным пространством над своей территорией, закрепленный в статье 1 Чикагской конвенции. Государственный суверенитет над воздушным пространством обладает как основными свойствами, характерными для государственного суверенитета вообще, так и особенностями, обусловленными спецификой воздушного пространства и связанным с ним международным сотрудничеством. Специфика этого принципа проявляется в совокупности прав по регулированию воздушной навигации, коммерческой деятельности авиапредприятий, по осуществлению административной, гражданской и уголовной юрисдикции по отношению к летательным аппаратам, а также экипажам, авиапассажирам и грузам.

Государственный суверенитет ограничен пределами самого воздушного пространства, границы которого можно условно определить как расстояние от поверхности Земли до перигея полета искусственных спутников Земли. В настоящее время сложилась норма обычного международного права, согласно которой граница между космическим и воздушным пространством не должна превышать 100–110 км. Государственный суверенитет распространяется и на воздушное пространство, находящееся над территориальным морем государства. Но в отличие от международного морского права, устанавливающего право мирного прохода судов в территориальном море прибрежного государства, международное воздушное право не содержит права мирного пролета воздушных судов в воздушном пространстве над территориальным морем. Суверенитет, как правило, не распространяется на воздушное пространство, лежащее над экономическими зонами прибрежных государств.

В конфликт с этим принципом вступал принцип «свободы воздуха». В соответствии с последним воздушное пространство не подлежало национальному присвоению и на него не должна была распространяться юрисдикция государства. Однако между Первой и Второй мировыми войнами произошло окончательное признание принципа полного и исключительного суверенитета государств над их воздушным пространством. Этот суверенитет был закреплен не только в национальных законодательствах большинства государств, но и в многосторонних конвенциях о воздушных передвижениях – Парижской (1919), Варшавской (1929), Чикагской (1944).

Но следует учитывать, что вторым принципом международного воздушного права является принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, не находящемся под суверенитетом одного государства (над открытым морем, включая экономические зоны, и Антарктикой). Находясь в таком воздушном пространстве, воздушное судно подчиняется «праву флага». Это отражение принципа «свободы воздуха» в международном праве.

71. Международное экологическое право: понятие, особенности, источники, к онцепция устойчивого развития, принципы предосторожности и ответственности причинителя вреда

Международное экологическое право - это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права в сфере охраны окружающей среды, ее рационального использования и воспроизводства в целях обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития.

Предметом международного экологического права являются межгосударственные и иные международные отношения в сфере охраны и рационального использования всех компонентов окружающей среды, которые находятся во взаимосвязи и взаимозависимости и представляют единую систему. К ним прежде всего относятся материковые экосистемы, растительный и животный мир, недра, атмосферный воздух, Мировой океан, околоземное космическое пространство и так далее. Указанные компоненты содержат основные природные ресурсы, необходимые для человека.

Особенности. В международном экологическом праве достаточно велико значение «мягкого права». Мощным стимулом для развития международного экологического права являются техногенные катастрофы. В международном экологическом праве не разработаны правовые средства и механизмы соответствующие характеру экологических проблем.

Принципы международного экологического права впервые принципы были обобщены в Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды в 1972 году в виде сформулированных 26 принципов.

Следующим шагом систематизации международно-правовых принципов охраны окружающей среды и регулирования природопользования была Всемирная хартия природы, которая одобрена Резолюцией от 28 октября 1982 года Генеральной Ассамблеи ООН.

1) защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Данный принцип включает в себя обязанность государств предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий;

2) принцип недопустимости нанесения трансграничного ущерба, экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов. Данный принцип включает в себя запрещение действий государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и районов общего пользования;

3) принцип рационального использования природных ресурсов. Данный принцип включает в себя рациональное планирование и управление ресурсами Земли в интересах нынешнего и будущих поколений, долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы, оценку возможных последствий деятельности государств в пределах своей территории, зон юрисдикции или контроля для систем окружающей среды за этими пределами;

4) принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды. Данный принцип включает в себя соблюдение правила, исключающего «мирное» вредоносное заражение биосферы отходами атомной промышленности, транспорта;

5) принцип защиты экологических систем Мирового океана. Данный принцип включает в себя обязанность государства принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников, не переносить прямо или косвенно ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.164 (0.044 с.)