Международное экономическое право: понятие, принципы, источники субъекты, стандарты (режимы взаимность справедливость право на устойчивое развитие) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международное экономическое право: понятие, принципы, источники субъекты, стандарты (режимы взаимность справедливость право на устойчивое развитие)



Международное экономическое право – это отрасль международного публичного права, которая представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих экономические отношения между государствами и другими субъектами международного права. Предмет международного экономического права составляют международные экономические многосторонние и двусторонние отношения между государствами, а также другими субъектами международного публичного права. К экономическим можно отнести торговые, коммерческие отношения, а также отношения в сферах производственной, научно-технической, валютно-финансовой, транспорта, связи, энергетики, интеллектуальной собственности, туризма. В международном экономическом праве существуют свои подотрасли – это международное торговое право, международное промышленное право, международное транспортное право, международное таможенное право, международное валютно-финансовое право, международное право интеллектуальной собственности.

Источники. У международного экономического права те же источники, что и у международного права в целом: международный договор и международно-правовой обычай, хотя есть определенная специфика, связанная прежде всего с деятельностью международных экономических организаций.

Основным источником международного экономического права являются многосторонние и двусторонние договоры, регламентирующие различные аспекты экономических отношений. Экономические договоры столь же многообразны, как и многообразны международные экономические связи. Такие договоры, как торговые, инвестиционные, таможенные, расчетно-кредитные и пр., содержат нормы, составляющие основу соответствующих подотраслей международного экономического права. Главным образом они заключаются на двусторонней основе.

Среди подобных договоров выделяются качественно новые соглашения, появившиеся во второй половине XX в., когда экономическое сотрудничество государств стало все шире выходить за рамки чисто торговых связей, – соглашения об экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве. Они определяют общие направления и сферы сотрудничества (строительство и реконструкция промышленных объектов, производство и постановка промышленного оборудования и иных товаров, передача патентов и иных объектов интеллектуальной собственности, совместное предпринимательство и прочее); содержат обязательства государств содействовать сотрудничеству между гражданами и юридическими лицами договаривающихся государств в указанных областях; определяют основы финансирования и кредитования и другое. Такие соглашения предусматривают создание межправительственных смешанных комиссий.

С развитием многостороннего экономического сотрудничества увеличивается роль многосторонних договоров. Примером универсального договора в сфере международной торговли является Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 года. В различных юридических формах в ГАТТ участвуют более 150 государств. В качестве источников международного экономического права выступают многосторонние договоры и созданы экономические организации (например, Бреттон-Вудские соглашения о создании МВФ и МБРР). Примерами многосторонних договоров являются конвенции, направленные на унификацию правовых норм, регулирующих частноправовые отношения в экономической сфере (например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года).

Из краткого перечня многосторонних договоров ясно, что в сфере международного экономического сотрудничества отсутствуют многосторонние (универсальные) договоры, которые создавали бы общую правовую основу для развития такого сотрудничества. Общие положения, принципы экономического сотрудничества сформулированы лишь в многочисленных резолюциях и решениях международных организаций и конференций, что является особенностью международного экономического права. Среди них отметим наиболее важные: Женевские принципы, принятые на первой конференции ЮНКТАД в Женеве в 1964 году (“Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию”); Декларация об установлении нового международного экономического порядка и Хартия экономических прав и обязанностей государств, принятые в форме резолюций Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 году; резолюции Генеральной Ассамблеи ООН “О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях” (1984) и “О международной экономической безопасности” (1985).

Эти и другие решения и резолюции, принятые международными организациями, не имеют обязательной юридической силы и не являются в строгом юридическом смысле источниками международного экономического права. Но именно они определяют его главное содержание. Ряд положений, отвечающих основным закономерностям и потребностям мирового экономического развития, получили всеобщее признание и служат принципиальной основой международного экономического права. Их юридическая обязательность вытекает из международной практики, имевшей место и до принятия указанных международных актов, и после их принятия (закрепление соответствующих положений в многочисленных двусторонних договорах, во внутренних законодательных актах государств, применение их в арбитражной и судебной практике и так далее). Следовательно, основополагающие нормы международного экономического права существуют в форме международно-правового обычая.

Наконец, особенностью международного экономического права и его источников является важная роль так называемого “мягкого” права. В соглашениях по сотрудничеству в различных сферах экономических отношений нормы “мягкого” права встречаются довольно часто.

Субъекты. В системе регулирования международных экономических отношений центральное место занимает государство. Оно является основным субъектом международного экономического права, как и международного права в целом. Суверенитет государства как имманентно присущее ему качество распространяется на экономическую сферу. Однако в этой сфере особенно зримо проявляется взаимозависимость членов международного сообщества. Мировой опыт свидетельствует, что максимальное осуществление государством своего суверенитета, своих суверенных прав в экономической сфере реально возможно лишь при активном использовании международных экономических связей в интересах своего национального хозяйства в рамках международного экономического права. И такое сотрудничество ни в коей мере не означает ограничения суверенных прав государства.

В двух Международных пактах о правах человека (пункт 2 статьи 1 обоих пактов) содержится положение о том, что в силу права на самоопределение все народы могут свободно распоряжаться своими природными богатствами, однако “без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и их международного права”. Аналогичное положение сформулировано в Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года в преломлении к государству и его суверенитету.

Международное экономическое право в целом отражает закономерности рыночной экономики. Однако это не означает ограничения суверенных прав государства и уменьшения его роли в экономической сфере. Напротив, происходит усложнение задач по управлению экономическими процессами, что приводит к возрастанию роли государства и, следовательно, к повышению возможностей международного экономического права в развитии как национальной экономики, так и мирового хозяйства в целом.

Государство может непосредственно вступать в хозяйственные отношения международного характера с физическими и юридическими лицами, принадлежащими другим государствам (создавать совместные предприятия, заключать концессионные соглашения или соглашения о разделе продукции в сфере добычи полезных ископаемых и пр.). Такие отношения являются частноправовыми и регламентируются национальным правом.

Рост значения и усложнения международных экономических отношений делают необходимым усиление управления ими совместными действиями государств через международные организации, что ведет к увеличению числа международных организаций и их роли в развитии экономического межгосударственного сотрудничества. В результате международные организации являются важными субъектами международного экономического права. Принципиальная основа у международных экономических организаций та же, что и у иных международных организаций. Но есть и некоторая специфика. В этой сфере государства склонны наделять организации более широкими регулирующими функциями. Резолюции экономических организаций играют важную роль, дополняя правовые нормы, приспосабливая их к меняющимся условиям, а там, где они отсутствуют, и заменяя их. В некоторых организациях существуют достаточно жесткие механизмы по осуществлению принятых решений.

Международные организации, действующие в сфере экономических отношений, условно можно разделить на две группы. К первой относятся организации, которые своим действием охватывают всю сферу экономических отношений; во вторую группу входят организации, функционирующие в рамках отдельных подотраслей международного экономического права (например, торговые, финансовые, инвестиционные, транспортные и иные). Некоторые организации из второй группы будут рассмотрены ниже, в соответствующих параграфах.

Из первой группы организаций главное место по своему значению занимает Организация Объединенных Наций, имеющая разветвленную систему органов и организаций.

Принципы. Основополагающие международные акты, относящиеся к международному экономическому сотрудничеству, подчеркивают значение общих принципов международного права для международного экономического права. Одновременно они формируют специальные принципы международного экономического права:

- принцип всеучастия, означающий полное и эффективное участие на основе равенства всех стран в разрешении мировых экономических проблем в общих интересах;

- принцип неотъемлемого суверенитета государства над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью, включающий право государства на владение, использование и эксплуатацию природных ресурсов, право регулировать и контролировать иностранные инвестиции и деятельность ТНК в пределах действия своей национальной юрисдикции;

- принципы преференциального режима для развивающихся стран;

- принцип международной социальной справедливости, означающий развитие международного экономического сотрудничества на основе равенства и взаимной выгоды с предоставлением определенных односторонних выгод для развивающихся стран для достижения фактического равенства;

- принцип свободного доступа к морю для стран, не имеющих к нему выхода.

Кроме общих международно-правовых принципов и специальных принципов международного экономического права, существуют правовые режимы, которые также служат основой для осуществления экономического сотрудничества. Однако в отличие от принципов правовые режимы не являются общеприемлемыми. Это – договорные режимы, то есть они применяются только тогда, когда заинтересованные государства договорятся об этом.

Режим наибольшего благоприятствования означает, что одно государство предоставляет другому государству, его гражданам и юридическим лицам столь же благоприятный режим (права, льготы, привилегии), который предоставлен или будет предоставлен в будущем любому третьему государству. При этом согласовывается область взаимоотношений, в которой режим будет применяться. Как правило, это торговые отношения: ввоз и вывоз товаров, таможенные формальности, транспортировка, транзит. Большое значение имеют изъятия из режима, оговоренные в соглашениях. Типичным является нераспространение режима на преимущества, которым пользуются соседние страны в сфере приграничной торговли, государства – члены интеграционных объединений, развивающиеся страны.

Национальный режим означает, что граждане и юридические лица одного государства пользуются на территории другого государства теми же правами, которые предоставлены местным гражданам и юридическим лицам. По сравнению с режимом наибольшего благоприятствования национальный режим является общим, так как применяется во всей сфере частноправовых отношений. Некоторые аспекты этой сферы имеют важное значение для осуществления экономического сотрудничества: правоспособность иностранных граждан и юридических лиц, право на судебную и иную защиту своих прав. За этими пределами национальный режим во внешнеэкономической сфере не применяется.

Преференциальный режим – предоставление особых преимуществ какому-либо государству или группе государств. Он используется во взаимоотношениях соседних государств либо в рамках интеграционных систем. Предоставление преференций развивающимся странам является принципом международного экономического права.

Право на устойчивое развитие.

Концепция права устойчивого развития связана с новым экономическим порядком. Ее главное содержание состоит в том, что для решения стоящих перед международным сообществом проблем необходимо обеспечить устойчивое социальное и экономическое развитие прежде всего стран третьего мира. Это необходимо для экономической и политической стабильности, обеспечения прав человека, для защиты окружающей среды и так далее.
В соответствии с концепцией каждое государство, осуществляющее собственную политику в соответствии с правом на развитие, вправе рассчитывать на помощь со стороны международного сообщества. Некоторые юристы считают это право принципом международного права.
Каждое государство несет ответственность за внешние результаты его экономической политики и потому должно воздерживаться от мер, причиняющих существенный ущерб другим государствам, особенно развивающимся.
Концепция права на развитие нашла воплощение во многих резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и актах международных организаций. На каждой сессии Генеральной Ассамблеи значительная часть резолюций по экономическим вопросам так или иначе связана с правом на развитие. Право на развитие нашло отражение и в актах СНГ.

Право на развитие не выдвигает каких-то особых принципов и норм. Скорее оно воплощает новый подход международного сообщества, в соответствии с которым существующие принципы и нормы должны осуществляться с учетом общих интересов государств. На первый план выдвигается задача устойчивого развития международного сообщества в целом, что невозможно без развития каждой страны. Концепция отражает дальнейшую глобализацию сообщества и интернационализацию интересов его членов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.01 с.)