Экономический суд СНГ: юрисдикция, процедура, правовая природа решений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономический суд СНГ: юрисдикция, процедура, правовая природа решений



Экономический суд — орган Содружества Независимых Государств.

Его создание было предусмотрено Соглашением о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран — участниц СНГ от 15 мая 1992 года. Вскоре, 6 июля 1992 года, было подписано Соглашение о статусе Экономического суда СНГ, основным решением которого стало утверждение Положения об этом Суде.

Суд состоит из представителей (по два человека) всех государств — участников СНГ, избираемых или назначаемых на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений. Срок их полномочий — 10 лет. Председатель Суда и его заместители избираются и утверждаются Советом глав государств сроком на пять лет.

Судьи независимы и неприкосновенны, не подпадают под юрисдикцию государства пребывания, не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности в судебном порядке, арестованы, подвергнуты приводу без согласия Экономического суда.

Юрисдикция. В соответствии со статьей 32 Устава СНГ «Экономический суд действует в целях обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках Содружества.

К ведению Экономического суда относится разрешение споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Суд может разрешать и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов.

Экономический суд вправе толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам.

К ведению Экономического Суда СНГ относится разрешение межгосударственных экономических споров:

· возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества (далее — акты Содружества) и других его институтов;

· о соответствии нормативных и других актов государств-участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества.

Соглашениями государств-участников Содружества к ведению Экономического Суда СНГ могут быть отнесены другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества.

Экономический Суд осуществляет толкование:

· применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов;

· актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества.

Толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономические споры.

Процедура. Процедура разрешения споров устанавливается Регламентом, утверждаемым Пленумом Экономического Суда СНГ.

С заявлениями в Экономический Суд о разрешении споров обращаются заинтересованные государства, а также органы, институты Содружества в лице их полномочных органов или полномочных представителей.

Заявление подписывается заявителем либо лицом, уполномоченным субъектами, указанными в пункте 54 настоящего Регламента.

Поступившее заявление регистрируется в порядке, установленном Экономическим Судом.

Председатель Экономического Суда в десятидневный срок направляет заявление с приложенными материалами коллегии Экономического Суда и одновременно назначает судью-докладчика и Генерального советника.

Коллегия Экономического Суда в срок не позднее тридцати дней с момента получения заявления проводит заседание, в котором выносит определение о принятии заявления к рассмотрению либо об отказе в его принятии. При отказе заявление остается в Экономическом Суде, а приложенные материалы возвращаются обратившейся стороне.

Основанием для отказа в принятии заявления к рассмотрению является неподсудность дела Экономическому Суду. Определение об отказе в принятии заявления к рассмотрению может быть обжаловано в Пленум Экономического Суда.
При вынесении определения о принятии заявления к рассмотрению коллегия Экономического Суда может указать в определении любые временные меры, обеспечивающие права сторон. Сообщение о предлагаемых временных мерах немедленно доводится до сведения всех заинтересованных сторон, которым, по мнению коллегии Экономического Суда, это сообщение необходимо направить.
Дело рассматривается в открытом заседании, если коллегией Экономического Суда не будет принято иное решение.

Судебное заседание ведется под руководством председательствующего коллегии Экономического Суда, который: открывает заседание; сообщает, какое дело слушается; объявляет состав коллегии Экономического Суда; секретаря судебного заседания; сообщает, кто участвует в качестве представителей сторон, Генерального советника Экономического Суда, эксперта, иных участников процесса; разъясняет участникам процесса права и обязанности; принимает необходимые меры к полному и всестороннему выяснению обстоятельств дела и тому подобное.

Распоряжения председательствующего коллегии Экономического Суда для лиц, присутствующих в зале судебного заседания, являются обязательными.

Рассмотрение дела по существу начинается с выступления судьи-докладчика.

Коллегия Экономического Суда в судебном заседании определяет порядок исследования доказательств.

В ходе судебного заседания коллегия Экономического Суда заслушивает объяснения сторон и третьих лиц, свидетелей по делу, исследует документы и другие письменные доказательства, заключение эксперта.

Эксперт дает заключение по поставленным ему вопросам в письменной форме. После изложения заключения эксперту могут быть заданы вопросы судьями и участвующими в деле лицами.

После исследования материалов дела объявляются судебные прения.
В судебных прениях выступают заинтересованные участники процесса, которые могут ссылаться лишь на обстоятельства и доказательства, исследованные в судебном заседании. Первыми выступают представители стороны-заявителя, вторыми - стороны-ответчика. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, выступает после заявителя или ответчика, на стороне которого он участвует в деле. После этого выступают представители третьего лица, заявившего самостоятельные требования. Представители органов и институтов Содружества, не являющиеся сторонами либо третьими лицами, выступают последними.
После судебных прений их участники могут обменяться репликами. Право последней реплики всегда принадлежит представителю стороны-ответчика.

Судебное разбирательство завершается заслушиванием письменного заключения Генерального советника Экономического Суда.
Генеральный советник Экономического Суда также предлагает коллегии Экономического Суда проект решения по рассматриваемому делу без его оглашения в судебном заседании.

Решения коллегии Экономического Суда, которыми дело разрешается по существу, выносятся в форме решения, другие решения коллегии Экономического Суда выносятся в форме определения.

Решение коллегии Экономического Суда выносится в письменной форме на закрытом совещании коллегии Экономического Суда и подписывается всем составом коллегии Экономического Суда.

Решение коллегии Экономического Суда принимается большинством голосов с учетом достигнутого сторонами соглашения, если оно не противоречит нормам применимого сторонами права, фактическим обстоятельствам, материалам дела и настоящему Регламенту. В случае несогласия с решением, принятым по делу, судья излагает свое особое мнение в письменной форме и передает Председателю Экономического Суда.

Решение коллегии Экономического Суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

После окончания закрытого совещания коллегия Экономического Суда по своему усмотрению может объявить только резолютивную часть решения, которая должна быть сформулирована в письменном виде и подписана составом коллегии Экономического Суда.

В течение установленного коллегией Экономического Суда срока, который не должен превышать тридцати дней со дня объявления резолютивной части решения, сторонам должен быть направлен полный текст решения.

Решение коллегии Экономического Суда может быть обжаловано сторонами и третьими лицами в Пленум Экономического Суда. Подача жалобы влечет за собой приостановление исполнения решения на период рассмотрения жалобы.

Решение коллегии Экономического Суда может носить прецедентный характер для государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда, а также для органов и институтов Содружества.

Решение коллегии Экономического Суда может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам самой коллегией Экономического Суда.

Вновь открывшимися являются обстоятельства, которые при вынесении решения не были известны Экономическому Суду или стороне и могли оказать решающее влияние на исход дела.

Правовая природа решений. По результатам рассмотрения спора Экономический Суд СНГ принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения государством-участником соглашений, других актов Содружества и его институтов (либо отсутствие нарушения) и определяются меры, которые рекомендуется принять соответствующему государству в целях устранения нарушения и его последствий. Государство, в отношении которого принято решение Экономического Суда СНГ, обеспечивает его исполнение.

Решение Экономического Суда СНГ должно соответствовать положениям соглашений и иным актам Содружества Независимых Государств, а также применимым нормативным актам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1822; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.011 с.)