Вооруженный конфликт: виды, последствия начала конфликта, правовой статус участвующих лиц. Нейтралитет: понятие, виды, соблюдение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вооруженный конфликт: виды, последствия начала конфликта, правовой статус участвующих лиц. Нейтралитет: понятие, виды, соблюдение



Выделяют следующие виды вооруженных конфликтов:

Международный вооруженный конфликт — это вооруженное столкновение между двумя или несколькими сторонами, обладающими международной правосубъектностью, а именно между вооруженными силами: а) суверенных государств; б) национально-освободительного движения и метрополии; в) восставшей или воюющей стороны (признанной в этом качестве) и соответствующего государства.

К вооруженным конфликтам немеждународного характера относятся такие вооруженные конфликты, которые происходят на территории какого-либо одного государства между его вооруженными силами или антиправительственными организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия.

Можно выделить следующие критерии вооруженного конфликта немеждународного характера, отличающие его от международного вооруженного конфликта: наличие враждебных организованных действий между противоборствующими силами одного и того же государства; фактическое участие в боевых действиях вооруженных сил противоборствующих сторон и применение ими оружия; коллективный характер выступлений; элемент организации; обладание частью территории соответствующего государства.

Важно отметить, что к вооруженным конфликтам немеждународного характера не относятся ситуации, связанные с внутренними беспорядками и напряженностью. Внутренние беспорядки — это такая ситуация, когда в условиях отсутствия вооруженного конфликта государство применяет силу в целях сохранения или восстановления правопорядка и законности. Внутренняя напряженность — это такая ситуация, когда в условиях отсутствия внутренних беспорядков государство прибегает к превентивному применению силы в целях сохранения спокойствия (мира) и законности.

Это значит, что отдельные антиправительственные выступления, случаи нарушения внутреннего порядка, возникновение обстановки внутренней напряженности (например, беспорядки) не могут быть отнесены к категории вооруженного конфликта немеждународного характера. Перерастание вооруженного конфликта немеждународного характера в международный вооруженный конфликт может произойти в результате военной интервенции других государств в нарушение норм международного права.

Последствия начала конфликта.

В соответствии с Конвенцией об открытии военных действий (Гаага, 18 октября 1907 года) военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны. Однако в соответствии с современным международным правом объявление войны не может быть оправданием и прикрытием агрессии.

В соответствии с Федеральным законом РФ «Об обороне» от 31 мая 1996 года состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.

В соответствии с нормами международного права состояние войны влечет за собой ряд юридических последствий: начало войны означает конец мирных отношений между государствами, то есть между ними прерываются дипломатические и консульские отношения. Персонал посольств и консульств отзывается (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года); начало войны влияет на действия международных договоров, существующих между воюющими государствами. Политические, экономические и иные договоры, рассчитанные на мирные отношения, прекращают свое действие. Начинается фактическое выполнение соглашений, регулирующих законы и обычаи ведения войны (например, Женевские конвенции 1949 года). Такие соглашения не могут быть денонсированы во время войны участвующими в вооруженном конфликте сторонами; к гражданам страны-противника может быть применен специальный режим; их право на выбор места жительства ограничивается, они могут быть интернированы или принудительно поселены в определенном месте (статьи 41, 42 Женевской конвенции 1949 года о защите гражданского населения во время войны); имущество, принадлежащее непосредственно государству - противнику, конфискуется (за исключением имущества дипломатических и консульских представительств). Данное правило не распространяется на имущество граждан государства-противника.

Правовой статус участвующих лиц.

Рассмотрим статус участвующих в вооруженном конфликте лиц.

Комбатанты (от франц. combatant – воин, боец) – это лица, входящие в состав регулярных вооруженных сил и имеющие право принимать непосредственное участие в боевых действиях против неприятеля (Дополнительный протокол I). К комбатантам относятся лица, принадлежащие к составу вооруженных сил воюющих сторон, партизаны, участники военных ополчений, добровольцы, личный состав организованных движений сопротивления, лица, стихийно взявшие в руки оружие для борьбы с вторгшимся противником и еще не успевшие организоваться в отряды (группы). Комбатантами являются также участники (бойцы) национально-освободительных движений, которые ведут борьбу против колониального господства, иностранной оккупации и расистских режимов (Дополнительный протокол I), экипажи торговых судов и самолетов гражданской авиации, если они оказывают непосредственную помощь воюющим.

Партизаны являются комбатантами, то есть лицами, добровольно сражающимися за свободу и независимость своей родины в составе организованных отрядов на оккупированной противником территории. Партизаны признаются комбатантами только в тех случаях, если они: имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; имеют отличительный знак; открыто носят оружие; соблюдают в боевых действиях нормы и принципы права вооруженных конфликтов. Статья 43 Дополнительного протокола I конкретизирует положение об открытом ношении ими оружия. Чтобы подчеркнуть свое отличие от гражданского населения, партизаны должны открыто носить оружие: а) во время каждого военного столкновения; б) в то время, когда они находятся на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки, которое предшествует началу боя.

Некомбатанты – лица, входящие в состав вооруженных сил, оказывающие им помощь в качестве персонала обеспечения, но сами непосредственно в боевых действиях не участвующие. Это медицинский, интендантский состав, корреспонденты, репортеры, духовенство. К ним не должно применяться оружие до тех пор, пока они используют свое оружие только для самозащиты или для защиты вверенного им имущества. В случае же непосредственного их участия в боевых действиях они становятся комбатантами.

Во время военных действий часто возникает потребность в разграничении таких категорий, как военный шпион, разведчик, доброволец, наемник и др.

Военный шпион (лазутчик), согласно ст. XXIX Приложения к IV Гаагской конвенции (1907), – это лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне. Дополнительный протокол I уточняет, что военный шпион – лицо из состава вооруженных сил, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться как с уголовным преступником. Если лицо из состава вооруженных сил собирает сведения на территории, контролируемой противной стороной, и носит при этом форменную одежду своих вооруженных сил, или не действует обманным путем, или преднамеренно не прибегает к тайным методам, то оно считается не шпионом, а разведчиком.

Военный разведчик – лицо, собирающее сведения в районе действия противника явно, не скрывая своей подлинной принадлежности к вооруженным силам воюющей стороны (в форме, с оружием). В случае если это лицо попадает в руки противника, на него распространяется режим военного плена.

Доброволец – лицо, добровольно поступающее в действующую армию одной из воюющих сторон. Согласно Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны (1907), отдельные лица могут переходить границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих. Если отдельное лицо добровольно вступает в армию одного из воюющих, то оно теряет статус лица нейтрального государства.

Международное право считает правомерными действия добровольца, если он вступает в армию, ведущую войну в защиту своей страны от иностранной оккупации. Вступление в такую армию гражданина другого государства не нарушает права вооруженных конфликтов. Добровольчество широко применялось в войнах республиканской Франции против коалиции феодально-абсолютистских государств Европы в конце XVIII века; во время национально-революционной войны в Испании (1936–1939). Большой размах приняло добровольчество всех народов мира в годы Великой Отечественной войны против гитлеровской Германии.

Наемник – лицо, добровольно вступающее в вооруженные отряды, ведущие вооруженную борьбу на стороне противоправных сил, бандформирований, террористических групп. Наемник не находится под покровительством права вооруженных конфликтов, он является уголовным преступником. Преступность его деяний вытекает из самого факта, что он является участником преступных объединений. Согласно статьи 47 Дополнительного протокола I, наемник – это лицо, которое:

а) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы принимать участие в вооруженном конфликте;

б) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;

в) принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом личной выгодой, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

г) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

д) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

е) не послано государством, являющимся стороной вооруженного конфликта, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав вооруженных сил этого государства.

Важность этого определения состоит в том, что с его помощью можно провести четкое различие между наемниками и военными советниками – военнослужащими одного государства, которые в соответствии с соглашением направляются в другое государство для оказания помощи в создании вооруженных сил, подготовке военных кадров, обучении войск, иногда и для помощи в организации и ведении боевых действий.

Использование наемников влечет за собой международно-правовую ответственность того государства, в интересах которого они действуют. Такую же ответственность несет и то государство, которое не препятствует вербовке и отправке граждан в качестве наемников. Из этого положения вытекают два обязательных требования к государствам: а) издать законы, предусматривающие наказание за вербовку, финансирование, обучение наемников; б) запретить своим гражданам поступать в наемники. Отказ государств от принятия этих мер влечет международную ответственность.

Нейтралитет.

Нейтралитет во время войны означает неучастие государства в войне и неоказание им помощи воюющим сторонам. Нейтралитет государства может быть постоянным или временным, относящимся только к определенной войне, о чем государство может делать специальное заявление. Права и обязанности нейтральных государств, а также воюющих сторон в отношении нейтральных стран в случае вооруженного конфликта регламентируются Гаагскими конвенциями (1907) о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны и о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае морской войны, а также некоторыми другими международно-правовыми актами. Согласно этим конвенциям, территория нейтрального государства признается неприкосновенной и не может быть превращена в театр военных действий.

В случае сухопутной войны воюющим государствам запрещается проводить через территорию нейтрального государства войска и военный транспорт (железнодорожный, морской, воздушный). Если войска воюющей державы окажутся на территории нейтрального государства, то оно обязано их интернировать. Нейтральное государство обязано не допускать открытия вербовочных пунктов и формирования на своей территории военных отрядов в пользу воюющих, оно не имеет права снабжать воюющие стороны оружием и другими военными стратегическими материалами. Запрещается располагать на нейтральной территории электронные и другие военно-технические объекты воюющих сторон. Нейтральное государство вправе отражать вооруженное покушение на его нейтралитет, оно может разрешить перевозку по своей территории раненых и больных воюющих сторон.

В случае морской войны в территориальных водах нейтрального государства запрещается производить военные действия, в том числе: захватывать торговые суда воюющей стороны; создавать в территориальных водах, портах, на рейдах базы для военно-морских операций; устанавливать военные средства связи с воюющими силами.

Нейтральному государству запрещается: передавать воюющим сторонам военные суда, боеприпасы и другие военные материалы; оборудовать и вооружать в территориальных водах нейтрального государства суда, предназначенные для ведения военных действий после их выхода из этих вод.

Однако воюющие государства могут использовать территориальные воды, порты и рейды нейтрального государства на согласованных с ним условиях. Так, проход судов через территориальные воды нейтрального государства не считается нарушением нейтралитета. В случае длительного пребывания этих судов в территориальных водах (более 24 часов) они могут быть интернированы до окончания войны. Военные корабли воюющих, получившие в порту нейтрального государства топливо, повторно могут получить его не ранее чем через 3 месяца.

Торговые суда воюющих сторон имеют право свободно входить (проходить транзитом) в любые воды, открытые для мирного торгового мореплавания. Они вправе перевозить любые грузы и не могут быть осмотрены или подвергнуты нападению, пока не выйдут из территориальных вод нейтрального государства. Время пребывания торгового судна в этих водах не ограничивается. К режиму нейтралитета в морской войне относится и регулирование борьбы воюющих сторон с военной контрабандой, под которой понимаются материалы и предметы, запрещаемые воюющей стороной к перевозке нейтральным государством для снабжения противной воюющей стороны. В соответствии с Лондонской декларацией о праве морской войны (1909) военная контрабанда делится на абсолютную и относительную (условную). Абсолютную контрабанду составляют материалы и предметы исключительно военного назначения: оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, военное снаряжение. Относительная военная контрабанда включает материалы и предметы, которые могут использоваться как в мирных, так и в военных целях: это одежда, обувь, ценные бумаги, золото, суда, средства связи, топливо. Медикаменты ни при каких условиях не могут рассматриваться как военная контрабанда. Предметы военной контрабанды конфискуются или уничтожаются, если будет доказано, что они доставляются на территорию неприятеля или на оккупированную им территорию.

Специальных международно-правовых актов, определяющих нейтралитет в воздушной войне, нет. На воздушную войну распространяются общие правила нейтралитета, изложенные в конвенциях; они сводятся к следующему: воздушное пространство над территорией нейтрального государства неприкосновенно. Запрещается пролет через воздушное пространство самолетов воюющих сторон, преследование самолетов противника и вступление с ними в бой; приземлившиеся военные самолеты воюющих сторон подлежит задержанию, а экипаж интернируется до окончания войны;

воюющим сторонам запрещается провозить через воздушное пространство нейтрального государства свои войска и военное имущество. Перевозка на самолетах раненых и больных воюющих сторон допускается с согласия нейтрального государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 3693; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.023 с.)