Международные организации как субъект международного права: признаки, виды, членство, органы, основания возникновения и прекращения деятельности, иммунитеты и привилегии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные организации как субъект международного права: признаки, виды, членство, органы, основания возникновения и прекращения деятельности, иммунитеты и привилегии



В соответствии со статьей 2 Проекта Статей об ответственности международных организаций, принятой Комиссией международного права ООН, " международная организация " означает организацию, учрежденную на основании международного договора или иного документа, регулируемого международным правом, и обладающую своей собственной международной правосубъектностью.

Основными признаками международной организации являются договорная основа создания и функционирования, наличие постоянных органов, корпоративная природа (то есть наличие членства), подчиненность международному праву, производная правосубъектность. Кроме того, правосубъектность организации носит функциональный характер — организация может участвовать только в тех международных отношениях, которые соответствуют ее функциям закрепленным в учредительном документе. Учредительным документом международной организации, как правило, является устав, который устанавливает определенную организационную структуру, определяет цели, задачи, компетенцию.

Виды.

По юридической природе и их роли в международных отношениях международные организации делятся на межправительственные, межпарламентские и неправительственные.

Международные межправительственные организации создаются для достижения определенных целей в отдельных областях международных отношений. Такие международные организации нельзя приравнивать к суверенным государствам. Они являются производными субъектами международного права. Их появление и ликвидация зависят от воли создающих их государств, которая выражена в учредительном акте; в нем же закрепляются права и обязанности международной организации, а также ее цели, задачи и компетенция. В деятельности всех органов международных, межправительственных организаций участвуют официально назначенные представители и делегации; при ряде организаций существуют специальные представительства государств. Поскольку участниками международных организаций являются суверенные государства, то они не могут приобретать наднационального характера.

Международные неправительственные организации – это любые международные организации, не учрежденные на основании межправительственных соглашений. Такие организации обладают рядом прав и обязанностей: они могут заключать договоры о найме персонала, владеть движимым и недвижимым имуществом, выступать в судебных и арбитражных органах. Некоторые из них имеют консультативный статус в системе ООН. Установлены две категории такого статуса: I категория (общий консультативный статус) предоставляется тем организациям, которые связаны с большинством видов деятельности Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС), могут вносить постоянный и существенный вклад в деятельность ООН (Всемирная федерация профсоюзов, Межпарламентский союз и др.); II категория (специальный консультативный статус) предоставляется организациям, имеющим специальную компетенцию лишь в отдельных видах деятельности ЭКОСОС (Международная ассоциация юристов-демократов, Международная организация журналистов и другие).

По направлениям деятельности различают общие организации (ООН) и специальные организации (Международная организация труда, Интерпол);

По сфере действия делятся на универсальные (ООН) и региональные (СНГ, Европейский союз, Лига американских государств и другие).

Членство.

Характерная черта международных организаций состоит в том, что их членами являются только суверенные государства, именно государства, а не их органы, несмотря на то что такие организации обычно именуют межправительственными. Не могут быть членами международной организации части государства. Все члены равноправно участвуют в работе органов организации и несут ответственность за ее деятельность, делают взносы в ее бюджет.
После Второй мировой войны колониальные страны не отвечали требованиям, предъявляемым к членам международных организаций, но были заинтересованы в деятельности организаций. Для решения проблемы было использовано ассоциированное членство. От полного членства оно отличается отсутствием права участвовать в голосовании и быть избранным в исполнительные органы, в наше время ассоциированное членство используется в тех случаях, когда по тем или иным причинам полное членство временно или постоянно невозможно. Так, страны Восточной Европы прошли через этап ассоциированного членства в Совете Европы.

Существует статус наблюдателя. Он предоставляется государствам-членам или государствам-членам, которые не вошли в состав органа организации. Швейцария была представлена наблюдателями на многих сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Большинство членов ООН направляют своих наблюдателей на заседания Совета Безопасности. Статус наблюдателя был предоставлен ООН ряду национально-освободительных движений. Нередко специализированные учреждения и региональные организации направляют своих наблюдателей в органы ООН. Они обладают правом присутствовать на основных заседаниях и получать документы.

Зачастую неправительственным организациям предоставляется консультативный статус, который близок статусу наблюдателя. Такая практика типична для Экономического и Социального Совета ООН.
Членство прекращается с ликвидацией организации или самого государства-члена, оно не переходит в порядке правопреемства. Россия заняла место СССР не как правопреемник, а как государство - продолжатель СССР.
Членство может быть прекращено в результате выхода из организации, что предусмотрено уставами многих организаций.

В период между 1949 и 1953 годов. ряд стран Восточной Европы вышли из ВОЗ и ЮНЕСКО. Большинство западных держав заявили о незаконности этого шага. В дальнейшем США и Великобритания односторонне приостановили свое членство в ЮНЕСКО. Несмотря на то что Устав ООН также не предусматривает возможности выхода, Индонезия в 1965 году вышла из Организации в одностороннем порядке. После решения стран Восточной Европы возобновить свое членство в ВОЗ и ЮНЕСКО они не подверглись процедуре приема, их членство было восстановлено. Аналогичным образом было восстановлено и членство Индонезии в ООН. В общем, можно считать, что государства имеют право на выход из организации.
Уставы многих организаций предусматривают возможность исключения из числа членов. Если же в уставе соответствующее положение отсутствует, исключение недопустимо. В таком случае можно отстранить нарушающее устав государство от участия в работе организации, отказавшись признать полномочия его представителей, разумеется, временно, что равносильно приостановлению членства.

Органы. Международные организации действуют через свои органы.

Орган международной организации – составная часть международной организации, созданная на основании учредительного или иного акта международной организации, наделенная соответствующими полномочиями и функциями, обладающая внутренней структурой и составом, с порядком принятия решений, с закрепленным правовым статусом.

Выделяют следующие органы международных организаций: высшие, исполнительные, административные и судебные.

Высшие органы имеют различные наименования (Конгресс, Ассамблея, Генеральная конференция и так далее) и обладают следующими полномочиями: принятие новых членов; выборы главного (высшего) должностного лица организации; выборы членов исполнительного органа; установление основ бюджета; рассмотрение отчетов о деятельности организации; обсуждение и принятие решения по вопросам предмета деятельности организации.

В высших органах представлены все члены организации.

Исполнительные органы имеют различные наименования: Административный совет, Совет, Исполнительный совет, которые обладают следующими полномочиями: обеспечение эффективности деятельности организации; осуществление связи с государствами-членами и другими международными организациями; составление бюджета организации; подготовка повестки дня заседания высшего органа; рассмотрение вопросов персонала.

Административные органы, которыми являются чаще всего секретариаты международных организаций, возглавляются генеральными секретарями. Административные органы обладают следующими полномочиями: выполняют организационные функции; реализуют полномочия, принимаемые высшими и исполнительными органами; обладают иными полномочиями.

Специальные комитеты и комиссии создаются как в рамках высших органов организации, так в рамках исполнительных и административных органов международной организации.

Особое место занимают судебные органы. Различные их виды могут решать споры между государствами, проверять правомерность решений организации и осуществлять административную юрисдикцию в отношении персонала. Большинство организаций не создают своих судебных органов и не считают нужным осуществлять судебный контроль за правомерностью своих решений. По делам, связанным с персоналом, универсальные организации используют административный суд ООН. В Европейском Союзе, органы которого принимают юридически обязательные решения, Суду принадлежит важная роль в контроле правомерности таких решений.

Основания возникновения и прекращения деятельности.

Основанием возникновения международной организации является принятие учредительного акта.

Прекращение деятельности международных организаций закрепляется в ее уставе, но подобные положения достаточно редки на практике. Чаще всего международная организация прекращает свою деятельность в связи с достижением своих целей, замораживанием - приостановлением всего участия в международных организациях государств-членов или выходом из них.

Иммунитеты и привилегии международных организаций.

Привилегии и иммунитеты организаций и их персонала определяются уставами организаций, многосторонними конвенциями и двусторонними соглашениями со страной пребывания. Немалую роль играют и обычные нормы международного права. Согласно Уставу ООН Организация пользуется на территории своих членов такими привилегиями и иммунитетами, какие необходимы для достижения ее целей (статья 105).

В 1946 году Генеральная Ассамблея приняла Конвенцию о привилегиях и иммунитетах ООН (СССР, Белоруссия и Украина присоединились к ней в 1953 году). Согласно этой Конвенции имущество ООН пользуется иммунитетом от судебного вмешательства, однако в отдельных случаях возможен отказ от него. Пользуются неприкосновенностью помещения и архивы. Собственность ООН освобождается от налогов и таможенных сборов. Организация пользуется всеми видами связи.

Генеральный секретарь ООН и его заместители, а также члены их семей пользуются полным дипломатическим иммунитетом. Другие должностные лица пользуются функциональным иммунитетом: не несут судебной ответственности за действия, совершенные в качестве должностных лиц; освобождаются от обложения налогами окладов, выплачиваемых ООН. Генеральный секретарь вправе отказаться от иммунитета, предоставленного должностному лицу, если иммунитет препятствует отправлению правосудия.

Аналогичными иммунитетами и привилегиями обладают специализированные учреждения ООН и другие международные организации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2886; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.011 с.)