РЕШЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СУДОВ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РЕШЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СУДОВ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ



 

§ 1. Процессуальные права и обязанности иностранных лиц

 

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации 2002 г. содержит раздел V "Производство по делам с участием иностранных лиц", нормами которого на базе обобщения накопленной практики и с учетом новейших теоретических исследований расширены и усовершенствованы положения ранее действовавшего раздела VI ГПК РСФСР. Правовое регулирование отношений, обремененных иностранным элементом, и в особенности разрешение споров, неизбежно возникающих из этих отношений, требует особого подхода <1>.

--------------------------------

<1> См.: Елисеев Н.Г., Вершинина Е.В. Международное гражданское процессуальное право. М., 2010. С. 5.

 

Еще в конце XIX - начале XX в. появился термин "международное гражданское процессуальное право", в настоящее время используется также термин "международный гражданский процесс" <1>. Термином "международный гражданский процесс" обозначается деятельность только российских судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению юридических дел с участием иностранного элемента и не охватывается деятельность международных судебных и арбитражных органов, являющихся межгосударственными, наднациональными правовыми образованиями <2>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 7 - 15.

<2> См.: Осокина Г.Л. Гражданский процесс: Особенная часть. М., 2007. С. 748.

 

Проблемы международного гражданского процесса традиционно изучаются в курсе гражданского процессуального права. ГПК РФ регулирует основные вопросы международного гражданского процесса. Согласно ст. 398 ГПК РФ, отражающей в целом принцип так называемого национального режима, иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации (далее - иностранные лица) имеют право обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Согласно ст. 254 АПК РФ иностранные лица, осуществляющие предпринимательскую и иную экономическую деятельность, имеют право обращаться в арбитражные суды в Российской Федерации.

Это означает, что такие лица наделены процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями. Нормы ст. 398 ГПК РФ на такие дела распространяют принцип "национального режима". Согласно этому принципу иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные организации разного статуса внутри нашей страны пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами и организациями Российской Федерации. В общей форме он закреплен ч. 3 ст. 62 Конституции РФ: "Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации".

Федеральный закон от 19 апреля 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" расшифровывает понятия иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства (ст. 3)<1>. Статус иностранных организаций определяется по законодательству государств, где они учреждены.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.

 

Статьями 399 и 400 ГПК РФ вводит понятие "личный закон", который определяет гражданскую процессуальную правоспособность и дееспособность иностранных лиц. Нормы этих статей согласованы со ст. ст. 1195 - 1197, 1202, 1203 ГК РФ. Личным законом иностранного гражданина является право страны, гражданство которой он имеет. При наличии у гражданина нескольких иностранных гражданств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства.

Личным законом иностранца, проживающего в Российской Федерации, лица с двойным гражданством, одно из которых - гражданство РФ, будет российское право. Часть 4 ст. 399 ГПК РФ определяет личный закон лица без гражданства - это право страны, в которой лицо имеет место жительства. Следует добавить, что личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище (п. 6 ст. 1195 ГК РФ). Для определения процессуальной правоспособности и дееспособности иностранных лиц имеет значение и ч. 5 ст. 399 ГПК РФ: лицо, не являющееся на основе личного закона процессуально дееспособным, может быть на территории РФ признано процессуально дееспособным, если оно в соответствии с российским правом обладает процессуальной дееспособностью. В данном случае необходимо руководствоваться общими нормами о процессуальной дееспособности, зафиксированными ст. 37 ГПК РФ.

Статья 400 ГПК РФ определяет личный закон иностранной и международной организаций. Личным законом иностранной организации считается право страны, в которой организация учреждена, соответственно, ее процессуальная правоспособность им и будет регламентирована. Однако организация, не обладающая по личному закону процессуальной правоспособностью, может быть на территории Российской Федерации признана правоспособной в соответствии с российским правом, т.е. по общим правилам ст. 36 ГПК РФ.

Процессуальная правоспособность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом Российской Федерации. В каждом конкретном случае следует руководствоваться положениями этих документов.

Иначе говоря, на иностранных лиц распространяются как общие правила ГПК РФ, так и специальные, предусмотренные законами и международными договорами. Например, иностранные граждане могут быть освобождены от уплаты судебных расходов; они вправе вести дело в суде лично или через представителей. В данном случае необходимо отметить одну особенность. Иностранные граждане могут быть представлены в судах консулами соответствующих государств, причем согласно консульским конвенциям консул может представлять граждан своей страны без специальных полномочий (без доверенности).

Распространение на иностранных субъектов национального режима означает, что они могут выступать в судебных процессах не только как истцы и ответчики, но также быть третьими лицами, заявляющими и не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, участвовать в делах, возникающих из публичных правоотношений и особого производства, пользоваться услугами представителей и выступать в качестве представителя.

В большинстве случаев производство по делам с иностранными элементами развивается по обычным правилам ГПК РФ. Общим положениям рассмотрения судами России дел с участием иностранных лиц посвящена гл. 43 ГПК РФ.

Все документы, составленные на иностранном языке, которые представляются в суд, должны быть переведены на русский язык и надлежащим образом заверены. Если документы выданы, составлены или удостоверены по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов Российской Федерации по нормам иностранного права, они принимаются судом при наличии их легализации <1>, если иное не установлено международным договором Российской Федерации или федеральным законом (ст. 408 ГПК РФ). Легализованный документ оценивается судом наравне с другими доказательствами. Легализация необходима для допуска документа в качестве доказательства при рассмотрении дела в суде и не исключает его исследования и оценку судом с целью установления правильности информации по существу, т.е. удостоверение российского консула не добавляет документу дополнительной юридической силы.

--------------------------------

<1> Легализация - это установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах и соответствия их законам государства пребывания дипломата (консула). Документы, выданные в России и предназначенные для представления в официальные органы иностранных государств, удостоверяются в особом, упрощенном порядке, т.е. уполномоченные органы Российской Федерации проставляют специальный штамп в виде квадратного клише (апостиль), который не требует дальнейшего заверения или легализации и признается официальными учреждениями всех стран - участниц Гаагской конвенции 1961 г. (Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов).

 

В отношении иностранных граждан их право обращаться в суды России и пользоваться одинаковыми процессуальными правами с гражданами России закрепляется также в международных актах. Российская Федерация является участником более 30 двусторонних и многосторонних межгосударственных конвенций, договоров, соглашений о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, коммерческим, семейным делам. Сегодня Россия имеет договоры, регулирующие вопросы признания и приведения в исполнение судебных решений, со следующими европейскими странами: Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Чехией, Словакией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Грецией, Кипром, Италией, Испанией.

Так, например, согласно Конвенции между СССР и Итальянской Республикой о правовой помощи по гражданским делам 1986 г. (ст. 1) граждане одной Договаривающейся Стороны пользуются на территории другой Договаривающейся Стороны в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и граждане этой Договаривающейся Стороны <1>.

--------------------------------

<1> Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. М., 1996. С. 240 - 247.

 

В соответствии с Договором между СССР и Греческой Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам 1981 г. (ст. 1) гражданам одной из Договаривающихся Сторон предоставляется на территории другой Договаривающейся Стороны такая же правовая защита, что и гражданам этой другой Договаривающейся Стороны <1>. Аналогичные нормы содержатся и в других договорах, самые первые статьи которых традиционно именуются "Правовая защита" с почти тождественными формулировками относительно национального режима.

--------------------------------

<1> Там же. С. 196 - 209.

 

Для государств - участников Содружества Независимых Государств большое значение имеет Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., заключенная всеми странами СНГ (далее - Конвенция 1993 г.). Большинство стран СНГ, участвующих в Конвенции 1993 г., в Кишиневе 7 октября 2002 г. подписали новую Конвенцию с таким же названием <1>, правила которой в области гражданского процесса в основном воспроизводят положения Конвенции 1993 г. Новая Конвенция после вступления в силу заменит собой Конвенцию 1993 г., которая прекратит действие между участниками, подписавшими Конвенцию в Кишиневе. Со странами, не подписавшими новую Конвенцию, Россию будет по-прежнему связывать Конвенция 1993 г.

--------------------------------

<1> На 22 мая 2012 г. Конвенция для России не вступила в силу.

 

Конвенция 1993 г. обеспечивает защиту в судах этих стран граждан СНГ и других лиц (т.е. не являющихся их гражданами), если они проживают в стране-участнице, юридических лиц, а также - правовое сотрудничество различных учреждений юстиции. Конвенцией охватывается широкий круг вопросов в области гражданского процесса и других отраслей права: правовая защита граждан и юридических лиц, порядок сношений при оказании правовой помощи, исполнение поручений учреждений юстиции, действительность документов, предоставление информации о праве, разграничение компетенции судов, вопросы применения права (коллизионные нормы), признания и исполнения иностранных судебных решений.

В ст. 1 Конвенции 1993 г. устанавливается, что граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также лица, проживающие на ее территории, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру и иные учреждения юстиции других Договаривающихся Сторон, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане данной Договаривающейся Стороны. При этом отмечается (ст. 2), что граждане каждой из Договаривающихся Сторон и лица, проживающие на ее территории, освобождаются от уплаты и возмещения судебных пошлин и издержек, а также пользуются бесплатной юридической помощью на тех же условиях, что и собственные граждане <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1042.

 

Иностранные граждане равны перед российским законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Использование иностранными лицами прав и свобод не должно причинять вред интересам общества, государства, граждан и организаций.

Не исключены ситуации, когда в каком-либо государстве или союзе государств будут введены дискриминационные ограничения прав российских граждан или организаций в судебных процессах. Тогда Правительство РФ компетентно устанавливать ответные ограничения (реторсии) по отношению к субъектам соответствующего государства или государств (ч. 4 ст. 398 ГПК РФ). На иностранных лиц при рассмотрении гражданских дел в российских судах нельзя возлагать обязанность доказывания отсутствия в их странах какой-либо судебной дискриминации российских тяжущихся <1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР (под ред. М.К. Треушникова) включен в информационный банк согласно публикации - Спарк, Городец, 1997 (издание второе, исправленное и дополненное).

 

<1> Научно-практический комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР. М., 1999. С. 570 - 571.

 

§ 2. Подсудность дел с участием иностранных лиц

 

В международном праве (за исключением ряда конвенций и международных договоров) нет специализированных нормативных актов, посвященных исключительно разграничению компетенции между судебными органами различных стран. Каждое государство самостоятельно устанавливает подведомственность и подсудность национальных учреждений юстиции.

В России компетенция судов по делам с участием иностранных лиц определена нормами ст. 402 ГПК РФ, в которой закреплено как общее правило, так и отступления от него. Часть 1 ст. 402 ГПК РФ предусматривает, что подсудность дел с участием иностранных лиц судам в Российской Федерации регулируется положениями гл. 3"Подведомственность и подсудность" ГПК РФ, если нет специальных правил, установленных гл. 44 ГПК РФ.

Общее исходное правило предусматривает, что суды в Российской Федерации рассматривают дела с участием иностранных лиц, если организация-ответчик находится или гражданин-ответчик имеет место жительства на территории Российской Федерации. Местом жительства гражданина считается место, где он проживает постоянно или преимущественно (ст. 20 ГК РФ). Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ).

Далее следуют более конкретные правила. Суды вправе также рассматривать дела с участием иностранных лиц при наличии в спорном правоотношении таких особенностей, которые международное частное право относит к разряду иностранных элементов. Часть 3 ст. 402 ГПК РФ предусматривает ряд подобного рода ситуаций:

- орган управления, филиал или представительство иностранного лица находится на территории Российской Федерации;

- ответчик имеет имущество, находящееся на территории Российской Федерации;

- по делу о взыскании алиментов и об установлении отцовства истец имеет место жительства в Российской Федерации;

- по делу о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или смертью кормильца, вред причинен на территории Российской Федерации или истец имеет место жительства в Российской Федерации;

- по делу о возмещении вреда, причиненного имуществу, действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для предъявления требования о возмещении вреда, имело место на территории Российской Федерации; иск вытекает из договора, по которому полное или частичное исполнение должно иметь место или имело место на территории Российской Федерации;

- иск вытекает из неосновательного обогащения, имевшего место на территории Российской Федерации; по делу о расторжении брака истец имеет место жительства в Российской Федерации или хотя бы один из супругов является российским гражданином;

- по делу о защите чести, достоинства и деловой репутации истец имеет место жительства в Российской Федерации.

Однако дела перечисленных категорий могут быть начаты и в иностранном суде, наделенном соответствующей компетенцией, по желанию истца. В этом состоит отличие ст. 402 ГПК РФ от ст. 403 ГПК РФ, устанавливающей исключительную компетенцию отечественных судов по обозначенным разновидностям дел.

Диспозитивное начало российского гражданского процесса нашло отражение в ст. 404 ГПК РФ. Конфликтующие субъекты, одним из которых выступает иностранное лицо, вправе, естественно с учетом особенностей норм о подсудности (ст. ст. 26, 27, 30, 403 ГПК РФ), договориться о рассмотрении дела в иностранном государстве (пророгационное соглашение) до принятия его к производству российским судом.

Дело, которое принято судом в Российской Федерации к производству с соблюдением правил подсудности, должно быть им рассмотрено по существу, независимо от того, что по каким-либо причинам (изменение гражданства, места жительства или места нахождения сторон либо иные обстоятельства) оно стало подсудно суду другой страны. Запрещение изменять подсудность дела, например, при изменении места нахождения стороны направлено в том числе и на предотвращение возможных злоупотреблений.

Принципиальное значение имеет точное обозначение границ исключительной подсудности для определенных категорий дел. ГПК РСФСР не содержал перечня таких дел. ГПК РФ к исключительной компетенции судов Российской Федерации относит споры с участием иностранных лиц:

- о праве на недвижимое имуществе, находящееся на территории Российской Федерации;

- возникающие из договоров перевозки, если перевозчики находятся на территории Российской Федерации;

- о расторжении брака российских граждан с иностранными гражданами или лицами без гражданства, если оба супруга имеют место жительства в Российской Федерации;

- возникающие из публичных правоотношений (гл. 23 - 26 ГПК РФ).

Далее следуют дела особого производства тоже с участием иностранных лиц:

- если заявитель по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, имеет место жительства в Российской Федерации или факт, который необходимо установить, имел место на территории Российской Федерации;

- гражданин, в отношении которого подается заявление об усыновлении (удочерении), об ограничении дееспособности или о признании недееспособным, об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации), о принудительной госпитализации в психиатрический стационар, о продлении срока принудительной госпитализации, о принудительном психиатрическом освидетельствовании, является российским гражданином или имеет место жительства в Российской Федерации и др.

Исключительная подсудность означает, что никакие решения зарубежных судов по охватываемым этим понятием видам гражданских дел не будут признаны и принудительно исполнены на территории Российской Федерации. Отступления только для случаев, предусмотренных международными договорами РФ.

Разграничение компетенции государственных органов, разрешающих гражданские споры, устанавливается во многих двусторонних договорах Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по различным категориям дел. ГПК РФ с учетом мирового опыта разрешил немало вопросов подсудности гражданских дел с иностранным элементом. Тем не менее специфические правила разграничения судебной подведомственности есть в ряде межгосударственных договоров и конвенций. Это не опасно и вполне естественно, так как каждый подобного рода документ возникает в результате соглашений и компромиссов между суверенными государствами. В таких случаях российские суды будут применять положения международных актов по отношению к юридическим спорам между соответствующими субъектами.

Так, согласно Конвенции между СССР и Итальянской Республикой о правовой помощи по гражданским делам 1979 г. (ст. 24) суд Договаривающегося Государства считается компетентным рассмотреть спор, если:

- на день предъявления иска ответчик имел постоянное местожительство или местопребывание на территории этого государства;

- спор касается деятельности предприятия (филиала) торгового, промышленного или иного характера, которое ответчик имеет на территории этого государства;

- обязательство из договора, являющееся предметом спора, было или должно быть исполнено на территории данного государства;

- на территории данного государства имел место факт, являющийся основанием для деликтной ответственности;

- по делу о взыскании алиментов истец на день предъявления иска имел постоянное место жительства или место пребывания на территории этого государства.

Вместе с тем исключительно компетентным по спорам о вещных правах на недвижимое имущество выступает суд государства, на чьей территории находится это имущество, а по делам о личном статусе лиц - суд государства, гражданином которого на день предъявления иска было это лицо.

Еще более расширена юрисдикция судов Договаривающихся Государств Договором между СССР и Королевством Испания о правовой помощи по гражданским делам 1990 г. <1>. Кроме суда Договаривающегося Государства, на территории которого имеется место нахождения (или место жительства) ответчика, согласно ст. 19 этого Договора компетентен рассмотреть спор суд любого из Договаривающихся Государств, если на его территории:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 9. Ст. 1049.

 

- должно быть исполнено обязательство из договора, являющееся предметом спора, либо

- имело место действие или иное обязательство, послужившее основанием для иска о возмещении вреда, либо

- возбуждено уголовное дело по факту причинения вреда и законодательство данного государства допускает рассмотрение гражданского иска о возмещении вреда в уголовном деле, либо

- находится отраслевой или иной филиал, агентство (ответчика), из деятельности которого вытекает иск.

К исключительному ведению судов государства, на территории которого имеет место нахождения общество или юридическое лицо, указанным Договором отнесены иски о признании недействительным образования и прекращения деятельности таких субъектов и о признании недействительными решений их органов.

Договорами о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенными в 1993 г. между Российской Федерацией и государствами Балтии (Латвия, Литва, Эстония), предусмотрено изменение подсудности дел на основании письменных соглашений сторон, которыми, однако, не может затрагиваться исключительная компетенция судов (иски о вещных правах на недвижимость, признание недействительными актов государственных и иных органов). Аналогичные положения содержат договоры о правовой помощи с Азербайджанской Республикой, Киргизской Республикой, Республикой Молдова.

Для государств - участников СНГ наиболее полно вопросы подсудности решены в Конвенции 1993 г. Она содержит как общие положения о международной подсудности, так и специальные, т.е. разграничивающие подсудность по отдельным категориям дел. Правила о компетенции судебных органов Договаривающихся Сторон распределены по статьям раздела II Конвенции 1993 г., именуемого "Правовые отношения по гражданским и семейным делам".

Итак, ст. 20 Конвенции 1993 г. устанавливает, что при отсутствии в ней специальных оговорок иски предъявляются в суды страны, где проживает гражданин-ответчик, а иски к юридическому лицу - страны, на территории которой находится его орган управления, представительство либо филиал. Иски допустимо также адресовать органу правосудия страны по месту торговой, промышленной или иной хозяйственной деятельности предприятия (филиала) ответчика; исполнения или будущего полного или частичного исполнения обязательства из спорного договора; постоянного жительства истца по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Конвенция 1993 г. уточняет вопросы, связанные с подсудностью дел, о признании граждан ограниченно дееспособными или недееспособными (ст. 24), их объявлении безвестно отсутствующими и умершими (ст. 25), расторжении брака (ст. 28), установлении опеки и попечительства (ст. 33) и некоторых других.

При определении подсудности двусторонние договоры и Конвенция 1993 г. исходят, как правило, из критерия гражданства, места жительства сторон, нахождения имущества, причинения вреда и некоторых других. На базе заключенных международных договоров изменяется и обогащается внутреннее процессуальное законодательство их участников, регулирующее производство по делам с иностранными элементами.

Возможны ситуации, когда согласно договорам рассмотреть одно и то же дело могут суды разных государств. При этом возникают вопросы доминирующей подсудности. Обычно в договорах предусмотрено, что при возникновении процессов по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию в компетентных судах двух или более Договаривающихся Государств суд, начавший производство позднее, его прекращает. Несоблюдение данного правила может привести к отказу в признании и исполнении судебного решения на территории другого государства. Это не относится к исключительной судебной компетенции, которая всегда имеет превалирующее значение и требует безусловного соблюдения. В настоящее время ст. 406 ГПК РФ решает эти вопросы. Так, суд в Российской Федерации отказывает в принятии искового заявления к производству или прекращает производство по делу, если имеется решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, принятое иностранным судом, с которым имеется международный договор Российской Федерации, предусматривающий взаимное признание и исполнение решений суда. В том случае, если в иностранном суде, решение которого подлежит признанию или исполнению на территории Российской Федерации, ранее было возбуждено дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, суд в Российской Федерации возвращает исковое заявление или оставляет заявление без рассмотрения.

 

§ 3. Иски к иностранным государствам

и международным организациям

 

Предъявление иска к иностранному государству, привлечение его к участию в деле в качестве соответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятие по отношению к нему обеспечительных мер, обращение взыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения решения суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Советский Союз и затем Российская Федерация долгое время придерживались принципа абсолютного судебного иммунитета иностранного государства, т.е. распространяли иммунитет и на гражданско-правовые отношения с участием государства, в том числе на заключаемые им коммерческие сделки. Однако во многих странах (США, Великобритании, Японии и др.) нормативно закреплена концепция так называемого функционального или ограниченного иммунитета, когда привилегии охватывают только действия государства как политического суверена, но не его участие в экономическом обороте.

Статья 401 ГПК РФ сохраняет концепцию судебного иммунитета иностранного государства <1>. Согласие иностранного государства в лице его компетентных органов требуется отдельно на предъявление иска, на его обеспечение и на обращение взыскания. Например, государство, согласившись отвечать по иску, может не дать согласия на принятие мер по его обеспечению. Согласие иностранного государства требуется и при предъявлении к нему встречного иска в процессе, где в качестве основного истца выступает это государство <2>.

--------------------------------

<1>Определение Верховного Суда РФ от 19 мая 2003 г. N ГКПИ 2003-543.

<2> Разработан и был принят в первом чтении 11 марта 2005 г. проект Федерального закона "О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности". Однако 24 марта 2011 г. Комитет по собственности ГД РФ рекомендовал ГД РФ отклонить проект этого Закона.

 

Границы судебного иммунитета международных организаций определяют федеральные законы и международные договоры Российской Федерации (ч. 2 ст. 401 ГПК РФ). Именно в таких документах предусматриваются различные льготы и привилегии в отношении конкретных международных организаций, выступающих в российских судах <1>. Но необходимо подчеркнуть одну особенность. Наличие судебного иммунитета у иностранного государства-ответчика презюмируется. Каждая международная организация должна доказать суду, какими льготами и привилегиями она наделена - нормативными актами или конкретным договором.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР (под ред. М.К. Треушникова) включен в информационный банк согласно публикации - Спарк, Городец, 1997 (издание второе, исправленное и дополненное).

 

<1> Научно-практический комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР. С. 587 - 588.

 

Часть 3 ст. 401 ГПК РФ указывает еще на одну группу лиц, пользующихся определенными процессуальными привилегиями, - это аккредитованные в России дипломатические представители иностранных государств и другие лица, указанные в соответствующих законах и договорах. Основным документом, закрепляющим и распределяющим разнообразные привилегии и иммунитеты для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств, является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.

Состав дипломатических представителей неоднороден. Больше всего разного рода льгот имеют дипломатические агенты (терминология Конвенции). Эта группа включает глав и членов дипломатического персонала представительства, имеющих дипломатические ранги (ст. 1).

Лица административно-технического персонала, обслуживающего персонала, частные домашние работники сотрудников представительства и члены семей дипломатов также обладают при определенных условиях иммунитетами разного типа и объема. Соответствующие положения ст. 37 Венской конвенции необходимо учитывать и применять при возникновении правовых споров с их участием.

Иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется, однако, на случаи, когда дипломатические представители вступают в гражданско-правовые отношения как частные лица в связи со спорами о принадлежащих им строениях на территории России, наследовании или деятельности, осуществляемой за пределами официальных функций.

Возбуждение дела дипломатическим агентом или другим лицом, пользующимся иммунитетом от юрисдикции, лишает его права ссылаться на иммунитет в отношении встречных исков, непосредственно связанных с основным иском (ст. 32 Конвенции).

Иммунитетом от гражданской юрисдикции в том, что касается служебной деятельности, пользуются и консулы. На международной правовой арене ведущую роль играет Венская конвенция о консульских сношениях и факультативные протоколы, ее нормы в значительном объеме восприняли и национальные законодательства, и консульские конвенции, заключенные СССР и Российской Федерацией со многими государствами. На это прямо указывают преамбулы таких документов <1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР (под ред. М.К. Треушникова) включен в информационный банк согласно публикации - Спарк, Городец, 1997 (издание второе, исправленное и дополненное).

 

<1> Там же. С. 590 - 592.

 

§ 4. Судебные поручения

 

Проблема оказания правовой помощи возникает, когда рассматривающий спор суд одного государства встречается с необходимостью выполнения каких-либо процессуальных действий на территории другого государства. Из-за того что власть суда ограничена рамками своей страны, а необходимость совершения за рубежом отдельного процессуального действия существует, суд обращается с поручением к иностранному суду, используя специальную процедуру.

Согласно ст. 407 ГПК РФ российские суды исполняют переданные им в установленном порядке поручения иностранных судов о совершении отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и др.), а также могут обращаться к иностранным судам с поручениями об исполнении такого рода действий.

Вопросы оказания правовой помощи регулируются различными международными договорами. Согласно общепринятому правилу поручения об оказании правовой помощи реализуются методами процессуальных процедур страны места исполнения. Иногда допускается применение процессуального законодательства иностранного государства, если оно не противоречит законам и публичному порядку страны места исполнения.

Возникает вопрос, могут ли наши суды обращаться с поручениями о вручении судебных документов и выполнении других процессуальных действий в органы юстиции государства, с которыми Россия не имеет соответствующих договоров?

Статья 407 ГПК РФ предоставляет право судам в РФ обращаться к судам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий, а также исполнять переданные им в установленном законом порядке поручения судов иностранных государств. Таким образом, если в установленном порядке из Минюста России поступит в суд иностранное судебное поручение от государства, не связанного с Россией соответствующими обязательствами по договору, то поручение следует исполнить, кроме случаев, указанных в ч. 2 ст. 407 ГПК РФ (суд отказывает в исполнении, если исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету или угрожает безопасности Российской Федерации либо не входит в компетенцию суда).

Большое значение приобретает точное соблюдение порядка движения поручения к исполнителю, несоблюдение или даже формальное нарушение которого способно привести к длительной волоките или проблемам по существу. Согласно ч. 4 ст. 407 ГПК РФ порядок сношений судов Российской Федерации с иностранными судами определяется международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Существует несколько порядков обращения суда одного государства к суду другого государства.

Еще Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 декабря 1947 г. "О порядке сношений государственных учреждений СССР и их должностных лиц с учреждениями и должностными лицами иностранных государств" <1> был установлен дипломатический порядок передачи поручений. Получается довольно сложная и длительная по времени схема: заказчик, его национальное министерство юстиции, затем министерство иностранн<



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.242.204 (0.023 с.)