ТОП 10:

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ



ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

(часть II. 1918-2005 гг.)

Под общей редакцией профессора К.И. Байзаковой

Учебник для студентов высших учебных заведений по специальностям:

050202 - Международные отношения, 050505 –Регионоведение

 

 

АЛМАТЫ , 2005


Рекомендовано к изданию ученым советом факультета международных отношений, протокол №7 от 17 марта 2005 г.

 

Рецензенты:

доктор исторических наук, профессор Абдиров М.Ж.

доктор политических наук Лаумулин М.Т.

 

Авторы:

д.и.н., профессор Байзакова К.И. (разделы 5, 6, 7, 15,17)

к.пол.н., доцент Бурнашов И.Л. (разделы 8, 9,11)

к.пол.н., доцент Губайдуллина М.Ш. (разделы 1, 2, 3, 4, 20)

д.и.н., профессор Кожахметов К.К. (разделы 9, 16)

д.и.н., доцент Кукеева Ф.Т.(разделы 13)

к.и.н. Чукубаев Е.С. (разделы 10, 18, 19)

к.и.н. Утегенова А.Р.(разделы 12, 14)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….
1. Создание Версальско-Вашингтонской системы международных отношений  
2. Международные отношения в первой половине 20-х годов ХХ века  
3.Международные отношения в 1925-1933 годах
4. Международные отношения на Дальнем Востоке в 1925-1939 годах  
5. Международные отношения в 1933-1939 годах
6. Вопросы разоружения и безопасности в 20-30-е годы ХХ века
7. Международные отношения в годы второй мировой войны (1939-1945 годы)  
8. Формирование Потсдамско-Ялтинской системы международных отношений  
9. Распад колониальной системы и страны третьего мира в системе международных отношений (1945-80-е годы)  
10. Международные отношения в 1960-х годах
11. Международные отношения в 1970-х годах
12. Международные отношения в 1980-х годах
13. Распад биполярной системы международных отношений и формирование новой системы международных отношений  
14. Международные отношения и интеграционные процессы в Северной Америке  
15. Международные отношения и интеграционные процессы в Европе  
16. Страны Ближнего и Среднего Востока в современных международных отношениях  
17. Международные отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе на современном этапе  
18. Международные отношения и интеграционные процессы в Латинской Америке  
19. СНГ в системе международных отношений
20. Страны Центральной Азии в системе международных отношений  
Список литературы
Хронологическая таблица

ВВЕДЕНИЕ

 

Учебник «История международных отношений в новейшее время» (часть II. 1918-2005 гг.) охватывает период истории международных отношений с момента окончания первой мировой войны по настоящее время.

Дипломатия воюющих сторон - стран Антанты и Четверного Союза, в период первой мировой войны стремилась навязать свой план выхода из военных действий с целью установления лидерства в послевоенном мире. Для этого страны-победительницы пытались лидировать во всех направлениях, включая международную политику. Построить мир на новых принципах, создать новую международно-правовую Версальско-Вашингтонскую систему взаимоотношений между странами, организовать новый международный институт коллективной дипломатии (Лига наций), международные конференции по преодолению противоречий, - такие задачи оказались невыполнимыми из-за несогласованности и непродуманности решений политиков и многих международных форумов.

Дипломаты и дипломатия нового послевоенного мира, стремившиеся избавиться от наследства старых приемов, своими новыми подходами взялись разрешить такие проблемы международных отношений, как репарационный вопрос, русский вопрос, ограничение морского вооружения и вопрос взаимоотношений держав с новыми государствами, союзами (Малая Антанта), но не смогли воспрепятствовать кризису системы и дать отпор выросшему на почве шовинизма фашизма и нацизма. Образование агрессивного блока стран оси - Германия, Япония и Италия имело целью осуществить новый передел мир путем агрессии, мировой войны.

Политика невмешательства, а затем политика гарантий западных стран способствовали нарушению договорных обязательств стран друг перед другом и непосредственно перед войной правовая система практически не работала. Захват Японией Китая, аншлюс Австрии, мюнхенский сговор, захват и уничтожение чехословацкой республики, война в Абиссинии, протекторат над Албанией, советско-германский сговор по уничтожению польской государственности, - вот немногие акты, которые свидетельствовали о нарастании угрозы войны.

Вторая мировая война сплотила страны антигитлеровской коалиции общей целью - уничтожение фашизма. Для этого державы коалиции, несмотря на различие в общественно-политической системе, небывало много контактировали, встречались, проводили конференции, которые способствовали победе над блоком оси. Системой договоров на послевоенных конференциях были закреплены новый миропорядок и направления допустимости ведения внешней политики тех или иных странах.

Период истории международных отношений, охватывающий вторую половину XX столетия, считается самым бурным и эпохальным с точки зрения глобальных изменений и потрясений, произошедших за этот краткий временной отрезок в истории человечества.

После второй мировой войны, ставшей одним из переломных этапов в истории новейшего времени и втянувшей в свою орбиту 4/5 населения земного шара, были установлены новые границы ряда государств и намечены важнейшие тенденции послевоенного развития.

Образование двух общественно-политических систем - социалистической и капиталистической, - и их противостояние в период «холодной войны» определяли весь ход развития международных отношений. Сложность и противоречивость последних приводили как к конфликтным ситуациям, так и новым формам взаимодействия стран двух противостоящих друг другу блоков.

В послевоенный период начался распад колониальной системы, вследствие которого на политической карте мира появились новые независимые государства, постепенно включавшиеся в орбиту международных отношений.

Область международных отношений менялась также под влиянием развития таких процессов, которые изменили облик послевоенного мира: достижение больших успехов в области науки и техники, включая овладение атомной энергией, новыми технологиями, информационно-телекоммуникационными средствами и т.д.

Окончание «холодной войны», сопровождавшееся распадом СССР и Восточного блока, в корне изменило облик международных отношений и потребовало нового подхо

да к их изучению. Необходимо признать, что сегодня еще отсутствует научная литература, в которой в полной мере были бы освещены проблемы послевоенного периода и даны объективные оценки и трактовки тех или иных фактов и событий. Исходя из этих трудностей авторы данного учебного пособия попытались привлечь материалы уже имеющихся исследований, которые в той или иной степени соответствуют логике построения учебного материала по истории международных отношений второй половины XX века.

Вопросы, посвященные роли международных организаций, роли европейской интеграции, вопросов региональной безопасности, даны кратко, так как эта проблематика является предметом изучения отдельных курсов. По этой же причине в пособии не рассматривается отдельно внешняя политика Казахстана.

Авторы данного учебника попытались осветить основной процесс развития международных отношений в целом, в частности, направления международной политики, внешней политики отдельных стран.


Мандатная система

Члены Лиги наций обязывались уважать и сохранять территориальную целостность и суверенитет всех членов организации. Этот принцип о взаимных гарантиях фиксировался в статье 10 Устава. Одновременно встал вопрос о принадлежности территорий, которые ранее являлись колониями Германии и Турции. Колонии Германии единодушно решили не возвращать. При этом В. Вильсон был категорически против немедленного дележа колоний и предложил, чтобы вопрос о германских колониях и занятой союзниками турецкой территории был решен в рамках Лиги наций. Предполагалось поручить опеку над этими территориями передовым нациям, способным по своему опыту и географическому положению взять на себя такую ответственность. Опека предполагалось осуществлять на основе мандата (полномочия на управление) Лиги наций.

С большим трудом конференция пришла к согласию о создании мандатной системы, с целью подготовить народы этих стран к независимости. Лига наций выдавала странам-мандатариям, т.е. колониальным державам, мандаты на управление бывшими германскими колониями и арабскими территориями Османской империи. В соответствии со статьей 22 они становились теперь подмандатными территориями и были разбиты на три группы – А, В, С.

В первую группу (А) вошли арабские территории Турции; во вторую – бывшие германские колонии в Центральной Африке (В); в третью – бывшие колонии Германии в Юго-Западной Африке и Океании (С). Для каждой из групп предусматривались различные формы управления в зависимости от «степени развития народов, их населявших».

Таким образом, система мандатов должна была обозначить первую попытку отойти в сторону от классического колониализма.

Версальский мирный договор

Версальский мирный договорявляется главным документом послевоенного мирного урегулирования, завершившим первую мировую войну 1914-1918 гг. Работа над мирными договорами с Германией и ее союзниками проходила без участия побежденных. В апреле 1919 г. текст договора из 440 статей был согласован. В целом договор явился компромиссом между французской и англо-американской позицией.

Германская делегация во главе с министром иностранных дел Веймарской республики У. фон Брокдорф-Рантцау прибыла в Париж для подписания договора. Но статья 231, признающая Германию единственной виновницей войны, вызвала ее протест. В ответ союзники предъявили ультиматум с угрозой возобновить военные действия в случае ее отказа принять условия мирного договора. В этой ситуации Национальное собрание Германии в результате бурных дебатов приняло решение подписать мир без всяких оговорок.

Наконец 28 июня 1919 г. состоялось подписание мирного договора с Германией. Он получил название Версальского по месту его заключения в Зеркальном зале Большого Версальского дворца. Под договором поставили подписи все участники конференции за исключением Китая, который выразил свое несогласие передачей Японии германских владений, расположенных на его территории. Со стороны Германии договор подписал новый министр иностранных дел Герман Мюллер и министр транспорта Й. Белл.

Версальский мирный договор вступил в силу 10 января 1920 г. после ратификации его Германией и четырьмя главными союзными державами (Великобритания, Франция, Италия и Япония). США, Хиджас и Эквадор, подписав мирный договор, отказались его ратифицировать. 25 августа 1921 г. в Берлине был заключен аналогичный Версальскому договору американо-германский договор, но он не содержал статей о Лиге Наций.

Положение Германии по Версальскому договору (территориальный, колониальный, военный и экономический вопросы)

Германия потеряла 1/8 часть территории и 1/12 часть населения. Франции возвращались Эльзас и Лотарингия в границах 1870 г. После плебисцита Бельгии передавались округа Эйпен, Мальмеди и Морене, Дании – северный Шлезвиг. Признав независимость Польши и Чехословакии, Германия отдавала им соответственно часть своих территорий: Польше – часть Верхней Силезии и Померании (Поморья), Познань. Так называемый «польский коридор» отделил от Германии Восточную Пруссию и создав узкий выход к Балтийскому морю. Данциг (Гданьск) с округом был объявлен вольным городом под защитой Лиги наций и включен в пределы таможенной границы Польши. Мемель (Клайпеда) и прилегающие районы передавались под контроль Лиги наций (в 1923 г. включен в состав Литвы). К Чехословакии отходил Гульчинский район на юге Верхней Силезии.

Признание независимости Люксембурга позволило ему с 1 января 1919 г. выйти из состава Германского таможенного союза. Германия обязывалась строго уважать независимость Австрии (статья 80), что создавало препятствие для возможного объединения двух немецких государств.

Левый берег Рейна и полоса шириной 50 км на правом его берегу вошли в демилитаризованную зону. В пределах зоны запрещалось содержать немецкие вооруженные силы, проводить маневры, строить укрепления.

В качестве компенсации за разрушение угольных копей на севере Франции Германия ей передавала угольные копи Саарской области, которая на 15 лет переходила под управление Лиги наций (до проведения плебисцита).

Германия лишалась всех колоний, сфер влияния, собственности и привилегий за пределами страны. Германские колонии стали подмандатными территориями Франции, Японии, Бельгии, Португалии, Великобритании и ее доминионов. Того и Камерун поделили между Великобританией и Францией, к Южно-Африканскому союзу отошла Юго-Западная Африка. Австралия получила часть Новой Гвинеи, а Новая Зеландия – Западное Самоа. Колонии в Восточной и Центральной Африке были переданы Великобритании, Бельгии, Португалии. Германия отказалась от прав и привилегий в Китае, к Японии отошли ее островные владения в Тихом океане (Маршалловы, Каролинские, Марианские острова), также концессии в Шаньдуне и область Киао-Чао.

Военные статьи предусматривали разоружение Германии. Численность сухопутной армии, комплектуемой на основе добровольного найма, сокращена до 100 тыс. человек, всеобщая воинская повинность отменена, генеральный штаб распущен. Армия предназначалась исключительно для поддержания порядка внутри страны. Германию обязывали снести укрепления, крепости на границах (за исключением южных и восточных); запрещалось иметь танки, тяжелую артиллерию, военную авиацию, подводные лодки; военный флот был значительно сокращен. Но немецкие войска были оставлены в Прибалтике до особого распоряжения союзников. Наблюдение и контроль за выполнением военных условий договора были возложены на три международные комиссии.

Германия объявлялась ответственной за развязывание мировой войны и причиненный ею ущерб (статья 231). Тем самым создавалась правовая основа взыскания с нее репарационных платежей для возмещения «всех потерь и убытков» союзников. До 1 мая 1921 г. она обязана была выплатить союзникам 20 млрд. марок золотом, товарами, судами и ценными бумагами, а в течение 10 лет – поставлять уголь Франции (140 млн. т), Бельгии (80 млн. т), Италии (77 млн. т). Признаны недействительными все соглашения экономического характера, которые Германия заключила во время войны с Австро-Венгрией, Болгарией, Турцией, а также с Румынией и Россией.

В качестве гарантии выполнения Германией договора была предусмотрена оккупация союзниками ее территории на западе от Рейна на срок от 5 до 15 лет. Наблюдение за исполнением Версальского договора было возложено на периодически созываемые конференции послов Франции, Великобритании, Италии и Японии под председательством представителя Франции, а США имели своего наблюдателя.

Таким образом, Версальский договор существенно ограничил суверенитет Германии и ее внешнеэкономические, финансовые, торговые и иные отношения с другими государствами. Вместе с этим договор создал предпосылки для роста реваншистских идей в Германии, которые проявилось позднее в борьбе за его отмену и перекройку европейской карты.

Рурский конфликт

10 января 1923 г. в Берлин была направлена франко-бельгийская нота. Она извещала германское правительство о нарушениях Германией параграфов 17 и 18 восьмого раздела Версальского договора. 11 января 1923 г. франко-бельгийская армия начала оккупацию Рура. Германия отозвала из Парижа и Брюсселя своих послов и заявила протест. Призыв канцлера В. Куно к пассивному сопротивлению означал ненасильственное сопротивление оккупации, а именно саботаж всех мероприятий оккупационных властей и прекращение поставок по углю. Вместе с этим Рурский кризис вызвал новую волну реваншизма в Германии.

Правительство Р. Пуанкаре расширило район оккупации Германии и она лишилась 88 % угля, 48 % железа, 70 % чугуна. Только осенью 1923 г. Германия отказалась от политики пассивного сопротивления. Под нажимом Англии и США Франция приступила к досрочной эвакуации войск с территории левого берега Рейна. Для обеспечения своей безопасности в новых условиях Франция построила укрепленную оборонительную линию вдоль франко-германской границы. Она получила название «линия Мажино» по имени ее инициатора военного министра А. Мажино.

События рурского кризиса 1923 г. значительно изменили соотношение сил крупнейших держав в Европе. Англия и США выдвинули собственный вариант решения репарационной проблемы, который предусматривал стабилизацию экономического и политического положения Германии.

План Дауэса по решению репарационного вопроса

В рамках репарационной комиссии был создан международный комитет экспертов по выработке предложений о методах сбалансирования бюджета Германии, стабилизации ее валюты и обеспечения более прочной базы для выплаты ею репараций. Комитет возглавил директор крупного Чикагского банка Чарлз Дауэс (банковская группа Моргана). В послании к Конгрессу от 6 декабря 1923 г. новый президент К. Кулидж подчеркивал обязательства США по оказанию помощи Европе с тем, чтобы обеспечить получение европейских долгов, которые вместе с процентами составляли 7 200 млн. долл. Одновременно министр иностранных дел Германии Г. Штреземан заявил английскому послу лорду Э. д’Абернону о необходимости участия Германии в работе репарационной комиссии в качестве равноправного партнера. Он требовал также твердых обещаний по выводу войск с территории Германии.

На Лондонской специальной конференции союзных держав (июль-август 1924 г.) был утвержден доклад экспертов – «план Дауэса». 16 августа был подписан договор германского правительства с репарационной комиссией. Основной задачей плана ставилось реальное обеспечение уплаты репараций Германией. Для этого ей был выделен крупный международный заем в размере 800 млн. золотых марок. Эти средства направлялись на восстановление германской экономики, и, прежде всего, в тяжелую индустрию и на стабилизацию финансовой системы.

План Дауэса не фиксировал общей суммы репараций и окончательного срока выплат. Были установлены ежегодные суммы платежей, но их значительно снизили вплоть до завершения процесса восстановления экономики. Предполагалось, что в течение первого года они составят 1 млрд. марок, затем будут постепенно увеличиваться и, достигнув к 1928-1929 финансовому году 2,5 млрд. марок, стабилизируются на этом уровне.

Более четко были определены источники выплат репараций: отчисления от прибылей германских железных дорог и промышленности, выплачиваемые в виде процентных сумм на специально выпускаемые облигации. Также репарации покрывались за счет средств государственного бюджета. С этой целью предусматривалось введение высоких косвенных налогов на предметы широкого потребления (сахар, табак, пиво, ткани, обувь), в результате чего бремя репараций возлагалось в основном на население Германии.

Вся финансовая система Германии была поставлена под контроль союзных держав, но отменялся контроль над германской военной индустрией и народным хозяйством, установленный Версальским договором. Конференция отвергла метод самостоятельного решения репарационного вопроса со стороны Франции и признала, что конфликтные вопросы должны решаться арбитражной комиссией во главе с представителями США. Французские войска в течение одного года выводили из Рурского бассейна, немедленно были сняты экономические санкции с Рейнской области.

Таким образом, ключом решения проблемы репараций и европейских долгов стал план Дауэса, принятие которого меняло соотношение сил на международной арене. Прежде всего, произошло усиление позиций США. За счет репараций с Германии Англия, Франция и другие европейские страны начали регулярно выплачивать Соединенным Штатам военные долги. Широкий поток займов обеспечил американскому капиталу господствующее положение в Германии, а затем финансовую гегемонию в Западной Европе.

Осуществление репарационного плана принесло немалые финансовые выгоды германскому капиталу. Крупные иностранные займы, заключение выгодных торговых договоров позволили стабилизировать немецкую марку и не только быстро восстановить экономический потенциал, а также модернизировать и развить промышленность Германии. Уже в 1927 г. германский экспорт превысил довоенный уровень. В конце 20-х годов остро встала проблема новых рынков сбыта и источников сырья. Экономическое усиление Германии способствовало укреплению ее внешнеполитических позиций, что неизбежно вело к изменению соотношения сил в мировой системе, сложившейся в результате первой мировой войны.

Конфликт на КВЖД

В Маньчжурии советская политика заключалась в усилении влияния на ее политическую и экономическую жизнь за счет возможностей, предоставляемых Китайской Восточной железной дороги (КВЖД - Китайская Чанчуньская железная дорога в Северо-восточном Китае). Она была построена Россией в 1897-1903 гг., после русско-японской войны южное направление КВЖД отошло к Японии, а с 1924 г. она находилась в совместном управлении Китая и СССР.

В марте 1929 г. правитель Маньчжурии Чжан Сюэлян предложил советской стороне восстановить паритетностьперсонала КВЖД, но получил отказ. С целью вытеснить СССР из Маньчжурии ее власти при поддержке Чан Кайши 1 июля 1929 г. взяли КВЖД под свой контроль. В ответ Советский Союз отозвал дипломатические представительства из Маньчжурии, прекратил с ней железнодорожное сообщение. В результате боевых действий «с целью военной защиты дороги» особая Дальневосточная армия под командованием В.К. Блюхера нанесла армии Чжан Сюэляна поражение.

США, Англия и Франция выразили озабоченность нарушением пакта Бриана-Келлога. СССР отверг предложения о международном посредничестве по урегулированию кризиса. Япония и Германия объявили о своем нейтралитете. Вместе с тем ни одна из держав не признала законной насильственную национализацию КВЖД, чтобы не создавать нежелательный прецедент в отношении всей иностранной собственности в Китае. В декабре 1929 г. в Хабаровске был подписан советско-маньчжурский протокол об урегулировании конфликта. Он восстанавливал положения на КВЖД, существовавшее до конфликта. Нанкинское правительство Гоминьдана не признало Хабаровский протокол.

Конфликт на КВЖД завершился поражением маньчжурских властей, действия которых несли в себе изрядную долю авантюризма. Они не смогли адекватно оценить жесткую реакцию СССР, позицию западных держав и возможности Чан Кайши, а их действия по захвату КВЖД развязали руки СССР в применении силы. Вместе с тем конфликт, ослабив режим Чжан Сюэляна, нанес серьезный ущерб долгосрочным интересам СССР на Дальнем Востоке. Главным итогом советско-китайской конфронтации 1928-1931 гг. стала подготовка почвы для масштабной агрессии Японии в северном Китае.

 

Образование блока агрессивных держав. Ось Берлин - Рим - Токио

Осложнению обстановки в мире способствовало и оформление блока агрессивных держав. Благожелательная позиция Германии во время итальянской агрессии против Эфиопии и совместная германо-итальянская интервенция в Испании повели к сближению фашистских агрессоров. В октябре 1936 г., во время визита министра иностранных дел Италии Г. Чиано в Берлин были подвергнуты обсуждению все вопросы, касавшиеся дальнейшего итало-германского сотрудничества. Переговоры завершились заключением официального соглашения между Италией и Германией 25 октября 1936 г. - ось Берлин - Рим. Германия формально признавала аннексию Эфиопии Италией. Устанавливалась общая линия поведения немцев и итальянцев в лондонском Комитете по невмешательству; было закреплено соглашение о признании правительства Франко; в связи с этим намечены были способы дальнейшей военной помощи испанским мятежникам. Партнеры договорились о разграничении сфер экономической экспансии на Балканах и в Дунайском бассейне.

Приход к власти в Японии в 1936 г. крайне правого правительства К. Хирота облегчил поворот этой страны к сближению с гитлеровской Германией. 25 ноября 1936 г. обе страны подписали соглашение о борьбе против Коммунистического Интернационала (Антикоминтерновский пакт). Участники Антикоминтерновского пакта обязались информировать друг друга о деятельности Коммунистического Интернационала и в тесном сотрудничестве вести против него борьбу. Они приглашали другие государства присоединиться к пакту. В секретном приложении к пакту говорилось, что в случае войны одной из сторон с Советским Союзом другая сторона обязана не предпринимать никаких мер, которые могли бы облегчить положение СССР. Был установлен срок действия соглашения - пять лет.

6 ноября 1937 г. к Антикоминтерновскому пакту присоединилась Италия. Возникло объединение трех агрессивных государств, получившее в политической публицистике название «треугольника Берлин - Рим - Токио». Хотя официально этот блок был направлен против Советского Союза и левых сил внутри стран-участниц, на деле он представлял серьезную опасность для западных держав - США, Англии, Франции.

 

Захват Австрии Германией.

Попытка австрийских нацистов захватить власть в Вене в июле 1934 г., когда был убит канцлер Австрии Дольфус, не удалась. В ноябре 1937 г. гитлеровское руководство, завершив дипломатическую подготовку к акту агрессии и получив, наконец, согласие итальянского диктатора Б. Муссолини, приняло решение о форсированной подготовке захвата Австрии. Спустя два месяца состоялась встреча А. Гитлера с английским министром без портфеля Галифаксом, который дал понять, что при определенных условиях английское правительство не станет возражать против захвата Австрии, Чехословакии и «вольного города» Данцига (Гданьска). Английские руководители стремились любой ценой разрешить англо-германские противоречия.

Получив поддержку от западных держав, Германия приступила к действиям. 11 февраля 1938 г. австрийский канцлер А. Шушниг был вызван в резиденцию А. Гитлера. Фюрер потребовал от него амнистии для осужденных нацистов и предоставления полной свободы для их деятельности, а также введения в правительство австрийского нациста Зейсс-Инкварта. Эти требования были приняты. 12 марта германские войска вторглись в Австрию и оккупировали ее. На следующий день, 13 марта, новый канцлер Зейсс-Инкварт законодательным актом официально объявил о присоединении Австрии к Германии. Одновременно таким же законом в Берлине было утверждено включение Австрии в состав Германской империи.

События в Австрии не могли не вызвать отклика в европейских странах. В Италии Муссолини пришлось признать аншлюс. В начале апреля 1938 г. Англия, Франция и США ликвидировали свои дипломатические миссии в Вене и тем самым признали аншлюс. Проблема отпора фашистской агрессии стала одной из самых основных международных проблем.

 

Судетский кризис

После аншлюса Австрии гитлеровское правительство начало готовить захват Чехословакии. Еще в феврале 1938 г. Гитлер заявил в рейхстаге о своем намерении объединить «10 миллионов немцев, живущих по ту сторону границы». А. Гитлер выдвинул требование о передаче Германии Судетской области, большинство населения которой составляли немцы. Их активно поддерживала судетонемецкая партия во главе с К. Генлейном, которая требовала полной автономии для Судетской области. Такой же автономии требовала для Словакии словацкая партия Глинки. Эти требования были отклонены.

В апреле 1938 г. правительство Чехословакии пошло на ряд уступок. Однако руководители судетонемецкой партии прервали переговоры. В середине мая началось передвижение германской армии к границам Чехословакии. Одновременно дипломатия гитлеровской Германии заверяла, что не имеет никаких притязаний на территорию Чехословакии.

Учитывая настроение народа, правительство Чехословакии 20 мая 1938 г. объявило частичную мобилизацию. Ее армия была одной из лучших в Европе, она имела мощную военную промышленность, технический уровень которой был поднят на высоту. Однако сопротивление Чехословакии этим требованиям было серьезно ослаблено позицией Англии и Франции, которые советовали чехословацкому правительству пойти на уступки. Возникший политический кризис английское правительство Чемберлена рассчитывало преодолеть путем уступок Германии за счет Чехословакии. Сходную позицию заняли и США.

А. Гитлер со своей стороны давал понять, что он готов к соглашению с Англией, но только после разрешения чехословацкого вопроса. На это и были направлены усилия английской дипломатии. В августе 1938 г. в Лондоне состоялось совещание руководителей английского и французского правительств. Его результатом было вручение президенту Чехословакии Э. Бенешу совместного ультимативного предложения, предусматривавшего передачу Германии областей «с преобладающим немецким населением». Английское правительство соглашалось принять участие в международных гарантиях новых границ Чехословакии, но при условии ликвидации пактов этой страны с другими державами, то есть имелся в виду советско-чехословацкий договор о взаимной помощи. Так шаг за шагом Англия и Франция, при одобрении со стороны США, готовили капитуляцию перед Гитлером. Они проводили политику, рассчитанную на сохранение европейского мира путем уступок агрессорам. Это была политика «умиротворения» фашистской Германии. Далеко идущая цель ее - направить германскую экспансию на восток.

 

Мюнхенское соглашение

Западные державы отказали Чехословакии в помощи. В сентябре 1938 г. нарком иностранных дел СССР М. М. Литвинов заявил, что СССР готов выполнить свои обязательства оказания помощи Чехословакии по договору 1935 г., даже если Франция откажется оказать помощь Чехословакии. Однако под нажимом Англии и Франции чехословацкое правительство вынуждено было принять германские требования.

Но А. Гитлер вновь расширил свои территориальные требования к Чехословакии. По согласованию с Берлином свои притязания на чехословацкие земли также выдвинули Польша и Венгрия, с которыми Германия была связана дружественными отношениями. Н. Чемберлен заявил, что новые требования Гитлера должны быть подвергнуты обсуждению. Советский Союз заявил польскому правительству, что в случае нападения Польши на Чехословакию советско-польский пакт 1932 г. о ненападении будет без предупреждения денонсирован. В эти дни президент США Ф. Рузвельт обратился к Гитлеру с призывом к мирному урегулированию судетской проблемы.

29 сентября 1938 г. в Мюнхене открылась конференция полномочных представителей Германии, Великобритании, Франции и Италии. Здесь в течение одного дня судьба Чехословакии была решена. В соответствии с соглашением четырех держав Чехословакия обязана была в течение десяти дней с 1 по 10 октября передать Германии Судетскую область со всеми имеющимися там сооружениями. Чехословакия теряла почти 1/5 своей территории и около 1/4 населения. Германская граница проходила теперь в 40 км от Праги. Страна лишилась мощных военных сооружений, половины тяжелой промышленности. В соглашении указывалось также на необходимость «урегулировать» вопрос о польском и венгерском национальных меньшинствах в Чехословакии. Таким образом, имелось в виду отторжение от Чехословакии еще некоторых частей ее территории в пользу Польши и Венгрии. Чехословацкое правительство вынуждено было принять Мюнхенское соглашение.

30 сентября А. Гитлер и Н. Чемберлен подписали англо-германскую декларацию, предусматривавшую взаимные консультации и обязательство решать все спорные вопросы путем переговоров. По своему значению эта декларация могла быть приравнена к договору о ненападении. Позднее, в декабре 1938 г., сходную декларацию подписали Германия и Франция. США приветствовали итоги мюнхенской встречи глав четырех государств. «Мюнхенский сговор» 1938 г. был ошибочной попыткой западных держав добиться смягчения усилившихся противоречий с гитлеровской Германией.

К этому времени Германия перегнала Англию и Францию по объему промышленной продукции, с успехом соперничала на рынках почти всех континентов. Наряду с обострением этих экономических противоречий росла и политическая угроза демократическим государствам со стороны блока реакционно-фашистских держав. Германия быстро превращалась в преобладающую военную силу в Западной Европе. Захват Австрии и Судетской области резко увеличил военно-экономическую мощь Германии. Почувствовав свою силу, Германия выдвигала требования вернуть ей ее старые колонии и вообще провести новый передел мира, а также обеспечить ей беспрепятственный выход к океанам.

Правительства Англии, Франции и США начинали понимать опасность, которую представляла для них экспансия Германии и Японии. Продолжался процесс сближения между Германией, Италией и Японией. Однако правящие круги западных демократий все еще надеялись, что им удастся разрешить эти противоречия за счет Советского Союза, что они сумеют направить агрессию Германии и Японии в сторону социалистического государства.

 

ВОПРОСЫ РАЗОРУЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ В 20-30-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА

Проект «Восточного пакта»

Попытка в этих условиях реализовать идею по созданию региональной системы коллективной безопасности в Восточной Европе являлась последней пацифистской инициативой французской стороны.

В конце 1933 - первой половине 1934 гг. начались советско-французские переговоры о создании в Восточной Европе региональной системы коллективной безопасности – «Восточного пакта».

Идея «Восточного пакта» возникла в ходе обсуждения в конце 1933 правительствами СССР и Франции международной обстановки, сложившейся в результате демонстративного выхода Германии из Лиги наций, ухода ее с конференции по разоружению и форсированной подготовки к войне. СССР предложил заключить региональный договор о взаимной помощи в Европе с участием СССР, Франции, Чехословакии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии.

Министр иностранных дел Франции Л. Барту, в свою очередь, предложил проект «Восточного пакта»в составе Германии, Польши, Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии, Чехословакии, и, обязательно, Советского Союза. Это был проект многостороннего договора о взаимопомощи. Он считал необходимым реорганизовать и укрепить систему внешних договоров Франции, а также расширить Локарнский пакт, дополнив его «Восточным Локарно».

Пакт включал военную поддержку на случай агрессии на одного из его участников, и это был договор о гарантиях границ в Европе, их должны были предоставить восточноевропейским странам Англия, Франция, Италия и Бельгия. Такой блок должен был стать средством стабилизации межгосударственных отношений в центре и на востоке Европы, откуда, как считал Л. Барту, исходила угроза миру. Предлагаемая схема представляла собой новый вариант сдерживания Германии. В отличие от идей, предложенных во времена Ж. Клемансо, концепция Л. Барту предполагала сдерживание Германии через ее более глубокую интеграцию в международную систему, а не через простое противопоставление Германии одного или нескольких французских союзников на востоке.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.218.187 (0.017 с.)