ТОП 10:

Европейское движение в послевоенной Европе



Одна из примечательных особенностей развития стран Западной Европе в послевоенный период состоит в формировании и эволюции западноевропейской интеграции, Европейского Сообщества. Был создан разветвленный механизм экономических, а затем и политических интеграционных органов и институтов, осуществляется взаимодействие стран-участниц интеграционного объединения в политической, экономической и социальных областях.

Ее подготовительным этапом стало пятилетие 1945-1950 гг. Не успела закончиться вторая мировая война, как вновь появилось множество проектов объединения Европы. Прежде всего, надо обратиться к тем объективным и субъективным факторам, которые определили поворот к объединительному процессу в Западной Европе и способствовали его реализации.

Этому способствовала ситуация, сложившая на европейском континенте и во всем мире. Не только побежденные страны, как Германия и Италия, но и победители, в том числе Франция, вышли сильно ослабленными из войны. Вновь раздоры европейских держав привели к общему поражению, ослаблению позиций Европы в мировой экономике и политике. Вновь эти державы ищут пути своего утверждения в послевоенном мире. А поскольку этого трудно добиться в одиночку, снова стали популярными лозунги объединения.

Прежде всего, европейские страны стремились обеспечить мир и безопасность на континенте, не допустить возможности развязывания новой войны, положить конец длительному франко-германскому соперничеству.

Западноевропейские страны восстановили свою экономику к концу 40-х годов, но к этому времени обнаружились преобладающие позиции США в экономике западного мира. В условиях сильного нажима и давления со стороны США западноевропейские страны вскоре после войны стремились объединить силы для противодействия своему американскому партнеру, поскольку ни одна европейская держава не могла думать о возможности бросить ему вызов. Следовательно, только в единстве Европа могла найти спасение, чтобы не превратиться в вассала, как в экономическом, так и в политическом отношении.

Провал послевоенной Московской конференции окончательно положил конец союзу Запада с СССР. События в Праге феврале 1948 г., затем блокада Берлина весной 1949 г вызвали дальнейший рост напряженности. Становилось все более очевидным, что в Европе устанавливается господство двух сверхдержав. Опасаясь военной мощи СССР, Западная Европа искала возможностей противостоять ей. Континент все более явственно делился на два противостоящих военно-политических и экономических блока.

В послевоенные годы тенденция к интернационализации производства и общественной жизни получила не только новый импульс, но качественно новое выражение. Она была связана, с одной стороны, с новым этапом в росте взаимосвязи и взаимозависимости в мире в целом, а с другой стороны - с серьезными сдвигами в судьбах европейского капитализма. Научно-техническая революция и создание мощных транснациональных корпораций создали экономические основы и предпосылки для формирования интернациональных производственно-технологических комплексов в Западной Европе, в которых объединялись капиталы и производственные организмы многих стран. Развитие новых наукоемких отраслей экономики, в первую очередь атомной энергетики, электроники, вычислительной техники, химии полимеров, вызвало дальнейшую специализацию производства.

Процесс стремительно развивающегося разделения труда в государственном и международном масштабах повлек за собой резкое расширение новых видов кооперационных связей. Экономические интеграционные процессы начали действовать на новой экономической базе, приведших в итоге к созданию экономических западноевропейских объединений. Интеграционным процессам в Западной Европе способствовало стремление соединить усилия для восстановления экономики, подорванной в ходе второй мировой войны, и для получения новых стимулов к экономическому росту. Таким образом, экономические факторы, интересы западноевропейских монополий и соперничество с США и с социалистическим лагерем составили важный момент в интеграционных процессах Европы. Это создавало новую ситуацию в европейском движении, придавая ему ярко выраженный экономический аспект, чего прежде не существовало ни на одном из этапов европейских идей и проектов.

Интересы государств, конкретно-исторические условия формировали субъективный фактор этого процесса. Из понятия «субъективный фактор» не следует исключать личные качества политических деятелей, их философские взгляды, партийную принадлежность. Таким образом, тесное переплетение самых разнообразных факторов составило комплекс объективных и субъективных предпосылок для западноевропейской интеграции.

Оживление федералистских тенденций в Западной Европе после войны началось с возникновения множества ассоциаций, выступающих за европейскую интеграцию, таких как Европейский союз федералистов, Лига европейского сотрудничества, социалистическое движение за Соединенные Штаты Европы и др. В декабре 1947 г. был создан международный комитет по координации движения за объединение Европы, который в мае 1948 г. созвал в Гааге европейский конгресс, посвященный проблемам европейской интеграции. В итоге обсуждения конгресс принял резолюции, согласно которым страны Европы призывались к созданию экономического и политического союза, которым были бы переданы некоторые суверенные права входящих в него государств-членов.

Следующим шагом на пути к западноевропейской интеграции было создание в 1948 году Организации европейского экономического сотрудничества для участия в реализации «плана Маршалла», в которую с подключением к ней ФРГ в 1949 г. вошло 17 государств. Вслед за ОЕЭС в 1950 возник Европейский платежный союз (ЕПС). Функции этих двух организаций были весьма ограничены, но и в таких условиях обе они продемонстрировали свою полезность.

Одновременно с первыми попытками экономической интеграции западноевропейские страны пытаются найти приемлемые формы политической интеграции, а также их институционализацию. В марте 1948 году был создан Западный Союз - политический блок в составе Англии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Его программа предусматривала тесное экономическое, политическое и военное сотрудничество государств-членов. После этого в июле 1948 г. на заседании Совета Брюссельского пакта Франция внесла предложение созвать совещание стран-участниц с целью создания Европейской Ассамблеи. Оно было отвергнуто Великобританией. После вторичного предложения Франции в октябре 1948 г. было решено сформировать постоянный Комитет единства Европы с целью изучения проблем европейской федерации. В январе 1949 г. Комитет на основе нового компромиссного решения достиг согласия в вопросе о создании Совета Европы – организации координационного характера с правительственным и парламентскими органами. В течение марта и апреля 1949 г. в Лондоне на совещании послов стран-членов Брюссельского пакта, а также Дании, Италии, Ирландии, Норвегии и Швеции был разработан Устав Совета Европы, который был подписан 4 мая 1949 г. министрами иностранных дел всех названных государств. Позднее в эту организацию вступили Греция, Турция, Австрия, Исландия, ФРГ и др.

В апреле 1949 г. был создан Североатлантический блок (НАТО)- более широкий военно-политический союз стран Западной Европы и Америки. Одновременно были выдвинуты первые проекты экономического объединения западноевропейских государств. В апреле 1949 г. движение за федерализацию Западной Европы, объединяющее ряд неправительственных организаций, на своей конференции в Вестминстере выдвинуло идею создания европейскими государствами совместных органов управления в области угольной и энергетической промышленности, черной металлургии и транспорта. По поручению Ассамблеи ее экономический комитет разработал проект соглашения о так называемых Европейских Сообществах по отдельным отраслям экономики, и, прежде всего, по угольной и металлургической промышленности, наделенных наднациональными правами. Проект соглашения был разослан правительствам стран-членов Европейского Совета. Тем самым экономический аспект западноевропейской интеграции приобретал все большее значение.

 

Образование Европейского объединения угля и стали (ЕОУС)

Фактически путь к европейской интеграции открыла Декларация Р. Шумана. 9 мая 1950 г. министр иностранных дел Франции Р. Шуман официально обратился от имени своего правительства к правительству ФРГ с предложением положить конец франко-германскому антагонизму и начать новый этап в отношениях между двумя государствами. В качестве первого шага предполагалось создать франко-германское объединение угля и стали. Значение Декларации Шумана выходило далеко за рамки двусторонних отношений между этими двумя государствами. Французское правительство направило официальное приглашение принять участие в переговорах для изучения предложений и выработки договора о ЕОУС правительствам ФРГ, Италии, стран Бенилюкса и Великобритании, из которых лишь последняя отказалась их принять.

Франция обратилась с призывом, чтобы вместе начать создание «общей основы экономического развития, которое явиться первым шагом к Европейской федерации», обеспечивающей мир, экономический рост и улучшение условий жизни населения. Сам по себе этот призыв не был чем-то новым и оригинальным, но, в отличие от множества других проектов, Декларация Шумана предлагала цельную концепцию европейского строительства. Именно эта концепция легла в основу всего последующего развития европейской интеграции.

Таким образом, 18 апреля 1951 г. Бельгия, Федеративная Республика Германия, Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды подписали Договор, учреждающий Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), и 23 июля 1952 г., после вступления его в силу, план Шумана стал реальностью. Отцы-основатели нового сообщества надеялись, что оно станет зерном, из которого прорастет будущая европейская политическая интеграция, вершиной которой станет европейская конституция.

С установлением общего рынка между странами-членами ЕОУС были ликвидированы таможенные границы, введена полная либерализация торговли продуктами угольной и металлургической отраслей. Учреждение ЕОУС рассматривалось участвовавшими в нем государствами в качестве первого этапа процесса многосторонней интеграции.

Почти одновременно с подписанием Договора об ЕОУС начались и переговоры о формировании Европейского Оборонного Сообщества (ЕОС). Текст договора был подписан в мае 1952 г. в Париже. Однако после длительных дебатов в 1954 г. проект ЕОС был отклонен Национальным собранием Франции, а вместе с ним похоронены планы создания особой «европейской армии». Это было провалом концепции военно-политической интеграции Западной Европы.

 

Образование Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) и Евратома

К середине 50-х годов в Западной Европе все большую поддержку получили идеи образования Сообщества, которое бы охватило всю экономику. Преимущества открытой экономики, единого хозяйственного пространства постепенно убеждали сторонников лозунгов протекционизма в том, что интеграционный процессы - это знамение времени.

С целью непосредственного обсуждения вопроса о путях дальнейшей экономической интеграции открылась конференция министров иностранных дел стран ЕОУС в Мессине (Италия) в июне 1955 г. В коммюнике, опубликованном по окончании конференции, указывалось на необходимость дальнейшего продвижения по пути «построения Европы». В нем особо подчеркивалась важность сотрудничества в области энергетики, а именно в области использования атомной энергии. Для достижения поставленных на конференции целей был создан межминистерский комитет экспертов под председательством министра иностранных дел Бельгии П.-А. Спаака.

В ноябре 1955 г. «Комитет Спаака» предложил плана создания шестью государствами-членами ЕОУС Европейского Сообщества по атомной энергии. Он был составлен одним из членов комитета, видным представителем деловых кругов французским промышленником Луи Арманом, которому принадлежит и само изобретение сокращения Евратом. Проект Л. Армана предусматривал создание общего фонда по финансированию исследований шести стран, единого рынка атомного сырья и специального оборудования, а также строительство совместных научно-исследовательских центров, атомных предприятий. Структура учреждений Евратома должна была строиться по образцу ЕОУС.

В 1956 г. на очередной встрече министров иностранных дел в Венеции было принято решение о том, что целесообразно вести дело к полной экономической интеграции, сохраняя в качестве обособленного направления интеграцию в сфере атомной энергетики. Доклада «Комитета Спаака» был внимательно рассмотрен и одобрен. Его предложения были приняты как основа переговоров, направленных на выработку договора о создании «Общего рынка» и Евроатома.

25 марта 1957 г. в Риме шесть глав правительств стран-членов ЕОУС подписали Договор об учреждении Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). Наряду с этим возникло также Европейское сообщество по атомной энергии. Подписанные договоры вступили в силу после их ратификации государствами-членами 1 января 1958 г.

Таким образом, в Западной Европе возникло три Сообщества: ЕОУС, ЕЭС и Евратом. Договоры о создании трех Сообществ, при всем различии сфер их применения, провозглашали одни и те же цели: гармоничное развитие экономической жизни, постоянный рост экономики, ее стабильность, повышение жизненного уровня и «более тесные связи между государствами, которые оно объединяет». Все три договора явились попыткой совместить в себе принципы свободной конкуренции на рынке шести государств с координацией и сближением экономической политики стран-членов, с регулированием экономических отношений между ними.

Конечно, главным, наиболее важным Сообществом, определяющим все развитие интеграции, было ЕЭС. Основными элементами «Общего рынка» стран-членов ЕЭС являются: таможенный союз; ликвидация препятствий конкуренции и взаимодействию хозяйственных систем государств-членов; «позитивная интеграция»; проведение общих политик. Одной из задач по созданию Общего рынка согласно договору состояла в обеспечении четырех свобод: свобода движения товаров, свобода движения лиц, свобода движения услуг, свобода движения капиталов.

Подобно ЕОУС Евратом стал инструментом частичной интеграции, охватившей одну из сфер экономического развития Западной Европы. В Договоре провозглашалось, что задача Евратома заключается в том, чтобы путем создания необходимых условий для возникновения и быстрого роста атомной промышленности содействовать подъему жизненного уровня в государствах-членах и развитию взаимных обменов с другими странами. Вместе с тем за общими декларациями просматривались конкретные интересы участников, касавшиеся не только их экономической самостоятельности, но и ядерной безопасности.

В институциональном устройстве Европейского Сообщества заключается одна из главных особенностей этой организации, отличающая ее от других международных организаций.

Комиссия- институт, ответственный за разработку и проведение в жизнь политики ЕС. Члены этого органа назначаются правительствами стран-участниц. При этом членом Комиссии от каждого государства должен быть, по крайней мере, один гражданин, но не более двух. Срок полномочий Комиссии - 5 лет. Комиссия выполняет в ЕС две основные функции. С одной стороны, Комиссия служит «мотором», «двигателем» Сообщества, обеспечивает продвижение вперед интеграционных процессов, с другой - выступает в качестве «хранителя» Сообществ, гарантирует применение положений учредительных договоров и мер, предпринимаемых институтами для этого. Председатель Комиссии представляет ЕС в отношениях с другими странами и международными организациями, проводит переговоры, заключает соглашения.

Ведущим органом ЕС является Совет министров, наделенный высшими полномочиями. По своему характеру Совет - межгосударственный орган. Он формируется из числа членов национальных правительств - по одному представителю от каждого государства. На него возложены функции обеспечения координации общей политики государств-членов; принятия решений в установленных рамках; исполнять принятые решения. Тем самым Совет определяет всю практическую политику Сообщества.

Европарламент является важной политической трибуной, где обсуждаются проблемы текущей деятельности и развития Европейского Союза. Депутаты избираются на 5 лет на основе пропорциональной системы.

Европейский Суд фактически является органом конституционного контроля, рассматривает и разрешает дела, связанные с толкованием и применением учредительных договоров ЕС. Суд выступает как бы «венцом» единой судебной системы ЕС. Суд ЕС наделен правом проверять законность решений Совета и Комиссии ЕС, рассматривать дела, выступать в качестве арбитра в спорах, выносить решения.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.168.112.145 (0.009 с.)