История европейской интеграции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История европейской интеграции.



ЕИ — это процесс производственной, политической, правовой, экономической (также в некоторых случаях социальной и культурной) интеграции держав, которые целиком либо частично находятся в Европе. Европейская интеграция преимущественно осуществляется посредством Европейского Союза и Совета Европы.Идея объединения Европы получила второе дыхание после Второй мировой войны. Ее движущими силами были: 1) ясно осознанная народами Европы потребность в длительном мире, 2) необходимость развития экономических связей между западноевропейскими странами в целях восстановления разрушенного войной хозяйства, 3) формирование биполярной системы мира, где главными силами стали США и СССР, а также распад колониальной системы, в результате чего Западная Европа лишилась прежнего политического веса и многих рынков сбыта. Отправной точкой послевоенного движения за единую Европу принято считать речь британского государственного деятеля Уинстона Черчилля «Трагедия Европы», произнесенную 19 сентября 1946 г. в Цюрихском университете. В ней Черчилль призвал европейцев покончить «с национальными распрями», прежде всего с франко - германским антагонизмом, и образовать на континенте «нечто вроде Соединенных Штатов Европы».

В мае 1948г. в Гааге состоялся Конгресс Европы, на котором представители 16 европейских стран, а также наблюдатели из США и Канады обсуждали разнообразные интеграционные планы — вплоть до немедленного создания федеративного государства. Реальным итогом Конгресса стало образование Совета Европы, начавшего действовать в мае 1949 г. Первоначально он занимался сотрудничеством в сфере экономики, социального развития, культуры, законодательства, науки и техники. Теперь деятельность Совета Европы сосредоточена на вопросах обеспечения и защиты прав человека. 18 апреля 1951г. ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция,Италия подписали в Париже Договор о Европейском объединении угля и стали (ECSC — European Coal and Steel Community) сроком на 50 лет. Договор вступил в силу в июле 1952г. Его основные цели: создание общего рынка угля и стали, модернизация и повышение эффективности производства в угольной и металлургической промышленности, улучшение условий труда и решение проблем занятости в этих отраслях. Договор был призван укрепить мир в Европе и создать предпосылки для тесного объединения народов. Поставив под международный контроль добычу угля и производство стали, участники договора решали две задачи: они способствовали модернизации национального хозяйства (основой которого тогда служила металлургия и тяжелая промышленность), а также устраняли возможность подготовки одной из стран к новой войне.Великобритания отказалась участвовать в ЕОУС из опасения ограничения национального суверенитета.С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Euratom — European Atomic Energy Community). ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств. Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом (EC — European Community). ЕЭС было учреждёно Римским договором 1957 года, который вступил в силу 1 января 1958. В 1959 членами ЕЭС был создан Европейский парламент — представительный консультативный, а позднее и законодательный орган.

 

9. Европейское объединение угля и стали: причины создания, правовой статус. Основные черты и свойства Парижского договора об учреждении ЕОУС 1951 г.

Европейское объединение угля и стали— международная организация, объединявшая каменноугольную, железорудную и металлургическую промышленности Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга и заложившая основу дальнейшей экономической интеграции в Европе. Идея создания ЕОУС впервые была предложена 9 мая 1950 года Робером Шуманом, министром иностранных дел Франции, в качестве меры пресечения дальнейших войн между Германией и Францией. Он заявил, что этот шаг «станет гарантией того, что какая-либо война между Францией и Германией не только немыслима, но и невозможна по материальным соображениям».Для достижения цели Парижским договором была учреждена первая европейская наднациональная организация, в которую вошли не только Франция и ФРГ, но также Италия и страны Бенилюкса: Бельгия, Люксембург и Нидерланды. В рамках договора между странами создавался общий рынок угля и стали. ЕОУС управлялся Высшим руководящим органом, контролируемый Советом министров, Ассамблеей и независимым Судом.

Основная задача объединения – способствовать экономическому развитию, росту занятости и повышению жизненного уровня в государствах-членах путем создания общего рынка угледобывающей и сталелитейной промышленности и их производных.

После обнародования Декларации от 9 мая 1950 г. была созвана межправительственная конференция для разработки текста соглашения. 18 апреля 1951 г. в Париже по ее итогам был подписан Парижский договор, вступил 25 июля 1952 г.Объединение прекратило существование 23 июня 2002 года в связи с истечением срока действия договора.

Парижский договор решал не только узкую и чисто функциональную проблему сотрудничества западноевропейских государств в одной определенной сфере развития и упорядочения производства. ЕОУС стало своеобразным опытным полем, где проходили практическую проверку многие концептуальные построения и прежде всего, решалась задача соотношения наднационального и межнационального в западноевропейской интеграции. Кроме того, решалась одновременно еще одна, напрямую не связанная со сталелитейной промышленностью, но весьма важная политическая проблема – интеграция Западной Германии в Западноевропейскую Экономическую Систему.Сторонами Парижского договора 6 стран Западной Европы: Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ. К участию в новой организации настойчиво приглашалось и Соединенное Королевство, однако Великобритания не хотела поступаться суверенитетом. Три основных характеристики ЕОУС: а) наднациональные органы ЕОУС, как уже упоминалось выше, могли издавать нормативно-правовые акты и обязывать своими решениями не только государства-члены, но и их частных лиц; б) наднациональные органы ЕОУС обладали фискальными полномочиями; в частности, они были правомочны применять штрафные санкции к юридическим лицам государств-членов, когда эти лица нарушали условия конкуренции на рынке угля и стали; в) ЕОУС обладал автономным бюджетом, формировавшимся преимущественно из системы собственных ресурсов, а не за счет взносов государств-членов. Институты ЕОУС:

Высший Руководящий Орган – Занимает центральное место. В соответствии со ст.14 – принимает решения, даёт рекомендации или заключения. Принимаемые заключения носят рекомендательный характер (т.е. не имеют обязательной силы). На него возлагается обеспечение достижения целей ЕОУС и решение задач, связанных с созданием Общего рынка Угля и Стали. Он наделяется правом законодательной инициативы. Является основным законодательным органом ЕОУС. Состоит из международных чиновников, одним из главных условий назначения и деятельности которых является их независимость по отношению к национальным правительствам – они не должны были получать или исполнять инструкции и указания правительств своих стран, а действовать по учредительному договору.

Общая Ассамблея – Совещательно консультативный орган. Формально – осуществляет представительные функции. Обладает незначительными правами. Возможность самостоятельно инициирования и принятия обязательных решений – исключается.

Специальный Совет Министров – Преимущественно контрольный орган, хотя и наделяется правом в процесс принятия решений, затрагивавших жизненно-важные интересы государств-членов. Осуществляет функции контроля над деятельностью Высшего Руководящего Органа.

Суд ЕОУС – Наднациональный по своей природе орган. Изначально – один из важнейших институтов, обеспечивающих соблюдение юридически обязательных предписаний договоров и актов, издаваемых институтами ЕОУС. Формировался путём единогласного назначения судей государствами-членами, но сами судьи при исполнении своих обязанностей были полностью независимы и руководствовались в своей деятельности предписаниями учредительного договора и действующими нормативно-правовыми актами.

 

10. Европейское экономическое сообщество: причины создания, правовой статус. Основные черты и свойства римского договора об учреждении ЕЭС 1957г.

ЕЭС — региональное интеграционное объединение двенадцати европейских государств, существовавшее с 1957 по 1993 год. Целью создания являлась дальнейшая экономическая интеграция, включая создание общего рынка.

Европейское сообщество – объединение государств, стремящихся к политическому и экономическому единству при частичном отказе от своих национальных суверенитетов. Сейчас в состав ЕС входит 17 государств: Бельгия, Германия, Франция, Италия, Люксембург, Голландия, Дания, Греция, Англия, Ирландия, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Чехия и Словакия. Европейское Сообщество было создано в результате слияния Европейского объединения угля и стали, основанного 18 апреля 1951 года, с Европейским Экономическим Сообществом и Европейским агентством атомной энергии (ЕВРОАТОМ), основанных Римским соглашением 1957 года. Целью создания ЕЭС было объявлено достижение “всестороннего развития экономической деятельности” в масштабах всего сообщества, “постоянного и равномерного развития, возрастающей стабильности, скорейшего повышения уровня жизни и более тесных связей между государствами, которые оно объединяет”, путём создания “Общего рынка”. Под “Общим рынком” мыслится такая интеграция национальных рынков стран-участниц, в которой предусматривается: постепенное устранение всех ограничений в торговле между ними; введение общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами; устранение препятствий для свободного передвижения “лиц, товаров и услуг”; проведение общей политики в области транспорта и хозяйства; разработка принципов согласования экономической политики стран-участниц; установление единообразных правил конкуренции, сближение законодательств стран-участниц.

Римский договор — международный договор, подписанный в 1957 году ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом о ликвидации всех преград на пути свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала. Римский договор — международный договор, подписанный 25 марта 1957 ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом о ликвидации всех преград на пути свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала. Римский договор 1957 года стал документом, заложившим основу для Европейского экономического сообщества, а также Европейской комиссии по атомной энергии. Римский договор от 25 марта, 1957 и соглашение, определившее экономический Союз стран Бенилюкс 3 февраля, 1958, ставило с самого начала целью — свободное перемещение людей и товаров. В 1957 году в результате подписания Римского договора были основаны Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Парламентарное собрание, которое на тот момент состояло из 142 представителей, относилось ко всем этим трем сообществам. Не смотря на то, что собрание не получило никаких новых полномочий, тем не менее, оно стало себя называть Европейским Парламентом — наименование, которое было признано независимыми государствами. В 1971 году ЕЭС обрел свой бюджет. Постепенно новые страны стали присоединяться к ЕЭС.В современном виде Римский договор состоит из 6 частей (314 статей). В первой части установлены принципы функционирования Европейского сообщества; вторая часть регулирует вопросы гражданства; третья — определяет основные направления политики сообщества (напр. Европейский парламент, Совет министров Европейского союза, Европейская комиссия, Европейская счётная палата, Европейский социально-экономический комитет, Комитет регионов, Европейский инвестиционный банк); четвертая часть регулирует вопросы ассоциации с другими странами и территориями; пятая часть определяет институты сообщества; шестая часть включает общие и заключительные положения.Последние изменения в Римский договор были внесены Лиссабонским договором (официальное название — «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества»), который вступил в силу в 2009 году.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 881; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.008 с.)