Суд Европейских сообществ: место в системе органов Европейского Союза, юрисдикция, состав и порядок формирования. Правовой статус судей и юридических советников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Суд Европейских сообществ: место в системе органов Европейского Союза, юрисдикция, состав и порядок формирования. Правовой статус судей и юридических советников.



Наднациональные органы правосудия осуществляют судебную власть и вырабатывают новые юридические нормы — прецедентное право ЕС. В совокупности органы правосудия Союза выступают как единая судебная система. Она складывается из нескольких звеньев, связанных друг с другом иерархическими отношениями:
1) первоначально единственное, а ныне высшее звено судебной системы — Суд (Суд Европейских сообществ). Он функционирует с 1952 г., когда вступил в действие Договор о ЕОУС;

2) следующим звеном является Трибунал первой инстанции, созданный в 1989 г.;

3) Ниццкий договор 2001 г. предусмотрел учреждение еще одного звена судебной системы, которое будет включать в себя суды специальной юрисдикции — судебные палаты, рассматривающие отдельные категории правовых споров (служебные, в сфере интеллектуальной собственности и др.). Кол-во такого рода специальных судов не ограничивается.

Решения судебных палат могут быть обжалованы в кассационном порядке в Трибунал, а решения Трибунала — в Суд Европейских сообществ. Его решения обязательны для исполнения всеми гос-вами, институтами, гражданами и ю/л ЕС. Обжалованию или опротестованию в какие-либо другие инстанции они не подлежат.

Суд в пределах своей юрисдикции рассматривает дела по первой инстанции, рассматривает в порядке кассации дела, разрешенные судом первой инстанции (трибуналом первой инстанции). Суд заседает в Люксембурге.
Основные источники, закрепляющие статус Суда Европейских сообществ: Договор о Европейском сообществе; Статут (Устав) Суда ЕС 1957 г. [+ Статут Суда Евратома]; Статут Суда Европейских сообществ 2001 г; Процессуальный регламент (Правила процедуры) 1991 г.

Состав Суда образуется из двух категорий членов: судьи и генеральные адвокаты. Последние имеют особый круг задач: они содействуют Суду в разрешении дел, проводя собственное независимое расследование обстоятельств дела и представляя свои выводы на заключительном этапе судебного заседания. В остальном же и судьи, и генеральные адвокаты обладают единым личным статусом, составляя вместе корпус членов Европейского суда. Всего в его состав входят 25 судей и 8 генеральных адвокатов. Как показывает практика, этого числа генеральных адвокатов недостаточно, поскольку количество дел, рассматриваемых Судом, исчисляется сотнями, а на каждое из них должен быть назначен 1 генеральный адвокат. В этой связи Договор о ЕС допускает возможность увеличения числа генеральных адвокатов. Соответствующее решение должен принять Совет ЕС по ходатайству Суда. Формально заключение адвоката не обязательно для Суда. В своем заключении генеральный адвокат детально анализирует каждое имеющее значение обстоятельство дела, 38. причем более подробно, чем это производится в самом судебном решении. Ниццкий договор и Статут 2001 г. ввели правило о том, что если рассматриваемое дело «не поднимает новых вопросов в области права», то Суд может принять решение о рассмотрении его без участия генерального адвоката.

Судьи и генеральные адвокаты выбираются из числа лиц, чья независимость не вызывает сомнений, и должны обладать квалификацией, необходимой для назначения на высшие судейские должности в своих странах, или быть юрисконсультами, компетентность которых общепризнана.

Каждое государство-член имеет в Суде «своего» гражданина-судью в соответствии с Договором о ЕС. Судейский корпус ЕС формируется путем «кооптации» правительством каждого государства одного из собственных граждан, обладающего соответствующей квалификацией, а получение «общего согласия» имеет чисто формально значение. Поэтому соответствующее решение обычно принимается в ходе заседания COREPER. Что касается корпуса генеральных адвокатов, то они ранее традиционно назначались из числа граждан 5 крупнейших государств-членов. После вступления в Союз в 1995 г. трех новых государств было решено сохранить за пятью крупнейшими странами ЕС — Великобританией, Испанией, Италией, Францией, ФРГ — по одному постоянному адвокату, а остальные 3 вакансии решили поочередно предоставлять гражданам Других стран Союза в алфавитном порядке.
Устав Суда ЕС устанавливает следующие основные гарантии независимости:

1. Несменяемость судей и генеральных адвокатов. Отстранение от должности - на основании единогласного решения Суда на пленарном заседании.

2. Несовместимость должностей состоит в запрете занимать «любые политические и административные должности» либо «иметь иное место работы, оплачиваемое или нет».

3. Судейский иммунитет, в том числе иммунитет от уголовного преследования.

Срок полномочий Европейского суда — 6 лет, хотя, ввиду отсутствия за-прета на повторное назначение, многие его члены нередко занимают свои должности свыше 10 и даже 20 лет. При этом некоторые из них сначала работали генеральными адвокатами, а затем, приобретя соответствующий опыт и квалифи-кацию, получили назначение на должность судьи. Обновление состава Суда всегда носит частичный характер и осуществляется каждые 3 года (ст. 223 ДЭС).

 

Правовое положение Палаты аудиторов (Счетной палаты) Европейского Союза.

В Европейском Союзе актуальной является проблема надлежащего (законного и своевременного) получения и расходования бюджетных средств. Решению этой проблемы и призвана способствовать деятельность Палаты, аудиторов.

По характеру решаемых задач Палата аудиторов является аналогом контрольных органов, существующих во многих современных государствах (в том числе и в России) органов бюджетного контроля — счетных палат. Это самый «молодой» институт ЕС: он создан в 1974 г. в качестве органа ЕЭС; статус института Европейского сообщества и Европейского Союза Палата аудиторов получила в 1992 г.

Палата аудиторов — коллегиальный орган. 28 ее членов (аудиторов ЕС) избираются единогласным решением Совета министров (после консультации с Европарламентом) «из числа лиц, которые работают или работали во внешних аудиторских учреждениях своих стран или специально подготовлены для такой работы» (п.2 ст. 247 Договора о ЕС). Члены Палаты аудиторов осуществляют свою деятельность независимо от других институтов, органов и должностных лиц ЕС и государств-членов. Им, как и членам Комиссии, запрещается следовать или принимать инструкции от «любого правительства или каких-либо иных органов», заниматься иной (в том числе коммерческой) деятельностью «за вознаграждение или без него» (п. 4, 5 ст. 247 Договора о ЕС). До истечения шестилетнего срока своих полномочий член Палаты аудиторов может быть освобожден от должности только решением Европейского суда по просьбе самой Палаты — если «он более не отвечает необходимым требованиям или не выполняет обязанности, вытекающие из его службы» (п. 7 ст. 247 Договора о ЕС).

Главная задача Палаты аудиторов — осуществлять ревизионную проверку отчетности институтов, органов и должностных лиц (ст. 246 Договора о ЕС). Для выполнения этой задачи Палата наделяется полномочиями проверять отчеты о всех доходах и расходах ЕС, включая различные органы, фонды, которые учреждены ЕС.

Цель проверки — установить, «все ли полученные доходы и произведенные расходы были законными и правильными и добросовестным ли было управление финансами» (п. 2 ст. 248 Договора о ЕС). Проверки осуществляются Палатой аудиторов по собственной инициативе, инициативе Европарламента, Совета министров, других заинтересованных институтов, государств. При необходимости Палата аудиторов может проводить ревизию непосредственно в государствах-членах. В этом случае она осуществляет ревизии во взаимодействии с «компетентными национальными ведомствами». Последние, как и все институты ЕС обязаны предоставлять Палате все необходимые ей сведения, информацию, документы.

По истечении каждого финансового года Палата аудиторов направляет институтам Союза доклад об исполнении бюджета. Вместе с замечаниями институтов этот доклад публикуется в «Официальном журналу Европейских сообществ».

Местонахождение Палаты аудиторов — г. Люксембург.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.199 (0.005 с.)