Европейский Союз как особая форма политической организации.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Европейский Союз как особая форма политической организации.



Европейский Союз как особая форма политической организации.

Европейский союз (ЕС) — особое надгосударственное образование со специфическим статусом, аналогов которому в современном мире нет. Неоднозначна оценка международно-правового статуса ЕС. По мнению одних ученых. ЕС является международной организацией нового типа; по мнению других, приобретает черты национального образования, а не межгосударственного. ЕС появился в результате трансформации Европейского экономического сообщества. Объединения угля и стали и Европейского объединения по атомной энергии в единое образование с новым статусом. Процесс объединения Европы начался в 50-е гг. XX в. Первоначально членами ЕС были Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды и Франция. В последующем к ним присоединились Великобритания, Греция, Дания, Испания, Ирландия и Португалия. В 1995 г. членами ЕС стали Австрия, Финляндия и Швеция. В 2004 г. в состав ЕС вошли Венгрия.Кипр. Латвия. Литва. Мальта. Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. В 2007 г. членами ЕС стали Болгария и Румыния. Появление ЕС — результат экономической, политической и правовой интеграции стран Европы. В настояшее время сложилась и развивается особая правовая система — европейское право. Наряду с его развитием происходит унификация правопорядков государств — членов ЕС.

Основными источниками европейского права служат Римский договор о создании Европейского экономического сообщества, Договор о Европейском Союзе, Хартия Европейского Союза об основных правах, Лаакенская декларация 2001 г., Ниццкий договор 2003 г. и др. К источникам европейского права также относятся договоры, директивы, постановления, решения Суда ЕС, принципы права, обычаи. В рамках ЕС планируется принятие Конституции, ныне существующей в проекте.

 

Территория и население Европейского Союза.

Действие права ЕС распространяется на территорию стран, входящих в состав организации ЕС. Эти страны официально именуются гос-вами-членам, их кол-во постоянно возрастает: С 1950 года – Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, ФРГ (основатели); С 1973 года – Великобритания, Дания, Ирландия; С 1981 года – Греция ; С 1986 года – Испания, Португалия; С 1995 года – Австрия, Финляндия, Швеция ; С 2004 года – Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония; С 2007 года – Болгария, Румыния; С 2013 года – Хорватия. В качестве гос-в-кандидатов на вступление в ЕС к середине 2013 года были признаны Исландия, Сербия, Македония, Турция. Однако точных сроков вступления этих гос-в не установлено; перспективы возможного членства остаются неопределенными. Заявки о вступлении в ЕС также подали или планируют подать ряд других европейских гос-в. В случае приема заявок этих стран они получат официальный статус гос-в-кандидатов, и с ними начнутся переговоры об условиях и сроках вступления. В 2003 году руководители действующих гос-в-членов ЕС официально заявили, что в перспективе в состав этой организации смогут вступить все страны Балканского п-ова. Подобные страны являются потенциальными кандидатами на вступление в ЕС. Постепенное расширение состава ЕС и территории, на которой действует его правовая система, привело к тому, что право ЕС все чаще отождествляют с европейским правом, а сам ЕС-с Европой. Подобная терминология является более лаконичной, но фактически неточной, так как исключает из Европы страны, не явл. гос-вами-членами ЕС, в том числе Россию.

В 1992 году было введено гражданство ЕС. Особенность права ЕС – способность его норм иметь прямое дей-е, т.е. устанавливать субъективные права и обязанности непосредственно для физ и юр лиц. Т.о. граждане ЕС, в качестве которых автоматически признаются граждане всех гос-в-членов ЕС выступают в качестве основных субъектов права ЕС.

 

Компетенция Европейского Союза. Разграничение компетенции между Европейским Союзом и его государствами-членами.

Компетенция ЕС, как и компетенция любой организации, любого органа или должностного лица, представляет собой совокупность предметов ведения и полномочий. Предметы ведения, или «сферы компетенции» - это сферы и отдельные вопросы общественной жизни, по которым ЕС может принимать решения. Полномочия – это права и обязанности ЕС в подведомственных ему сферах общественной жизни. Компетенция – важнейшая характеристика правового статуса ЕС как наднациональной интеграционной организации. Именно в рамках компетенции ЕС его институты издают законодательные и другие акты по вопросам функционирования единого внутреннего рынка ЕС, экономического и валютного союза, включая единую валюту, создания пространства свободы, безопасности и правосудия, других интеграционных аспектов внутренней и внешней политики.

По своей сущности компетенция ЕС является властной (компетенция публичной власти), т.к. включает в себя полномочия издавать нормативные и индивидуальные акты, обладающие юридически обязательной силой на его территории.

Осуществляемые ЕС властные прерогативы появились за счет добровольной уступки гос-вами-членами своих суверенных прав во многих областях(также «слияние суверенитетов»). По своему происхождению компетенция ЕС является производной, или делегированной, т.е. полученной от гос-в-членов.

Из данного признака, который возведен Лиссабонским договором в разряд принципа-«принципа наделения компетенцией», вытекает важное следствие: за гос-вами-членами сохраняется остаточная компетенция, т.е. полномочия принимать решения по всем вопросам, не отнесенным к компетенции ЕС. Напротив, институты, органы и учреждения ЕС могут действовать тогда и только тогда, когда соответствующая компетенция предусмотрена в его учредительных документах.

** Учредительные документы ЕС содержат «статьи-лазейки», разрешающие европейским институтам издавать законодательные и другие юридически обязательные акты по вопросам, которые прямо не отнесены к ведению ЕС, но важны для нормального функционирования единого экономического пространства-внутреннего рынка ЕС или шире, для достижения интеграционных целей ЕС.

 

Подразумеваемые полномочия ЕС. Механизм продвинутого сотрудничества.

Подразумеваемые полномочия- означают право принимать решения, в том числе НПА, по тем вопросам, которые прямо не отнесены к ведению ЕС учредительным договором, но имеют значение для реализации его целей и задач.

Амстердамский договор(1997 г.) посредством поправок в учредительные документы ЕС учредил особый правовой механизм, названный продвинутым сотрудничеством(усовершенствован Ниццким и Лиссабонским договорами). Правила закреплены в разделе 4 «Положение о продвинутом сотрудничестве» Договора о ЕС и разделе 3 «Продвинутое сотрудничество» части шестой «Институциональные и финансовые положения» Договора о функционировании в редации Лиссабонского договора.

Продвинутое сотрудничество представляет собой принятие европейскими институтами законодательных и других правовых актов в отношении отдельных групп гос-в-членов (гос-в-участников продвинутого сотрудничества) по вопросам, представляющим для них взаимный интерес. Количество участников продвинутого сотрудничества должно составлять не менее девяти гос-в-членов, остальные гос-ва-члены могут присоединиться к продвинутому сотрудничетсву в любой момент позже. Продвинутое сотрудничество может учреждаться во всех сферах общественной жизни, кроме тех, которые отнесены к исключительной компетенции ЕС. На практике оно учреждается обычно в тех случаях, когда законодательный акт не удалось принять в отношении всех гос-в-членов, т.е. ЕС в целом.

 

Гражданство ЕС.

Гражданство ЕС было введено Маастрихтским договором, подписанном в 1992 году. Оно существует наряду с национальным гражданством, и предоставляет дополнительные права для граждан государств-членов Европейского союза.

Гражданином ЕС -статья 17(1) с внесенными в него поправками Римского договора гласит: Настоящим учреждается гражданство Союза. Каждое лицо, имеющее гражданство государства-члена, является гражданином Союза. Гражданство Союза дополняет, а не заменяет национальное гражданство.Все граждане государств-членов, являются гражданами Союза. «Каждое государство-член, выдаёт или лишает гражданства в соответствии с законодательством Сообщества» Это также означает, что государства-члены не являются полностью свободными, в том, как они выдают гражданства, хотя и эти ограничения, в основном, носят теоретический характер. Например, если государство-член за ночь выдаст миллион гражданств жителям из не государств-членов, что было бы незаконными в соответствии с действующим законодательством ЕС (а также международным правом).Директива о правах гражданЗначительная часть существующих законодательств и судебной практики была закреплена в Директиве 2004/38/EC о праве на передвижение и проживание свободно в рамках ЕС.Права граждан ЕССтраны,

являющиеся членами ЕС, используют единый дизайн паспорта бургундского цвета (темно-красный цвет, как у бургундского вина) с названием страны члена ЕС, национальным гербом и названием Европейский Союз (или транслитерацией этого названия). Дополненный Договор ЕС дает гражданам ЕС следующие права:-право не подвергаться дискриминации по признаку национальности и гражданства в пределах применения Договора (Статья 12);-право свободного передвижения и проживания в пределах Евросоюза. Право заявлять на любую работу на любой должности (включая национальные гражданские службы, но за исключением работы в Области Обороны) (Статья 18);-право голосовать и право участвовать в местных и европейских выборах в любом государстве-члене, отличном от страны гражданства, на общих основаниях с гражданами того государства (статья 19);-право на защиту дипломатическими и консульскими властями других стран членов, если человек находится в государстве, которое не является членом Евросоюза, но если в той стране нет дипломатического или консульского учреждения страны гражданства индивида (Статья 20);-право подачи петиций в Европейский Парламент и право подавать заявления европейскому Омбудсмену (Статья 21);-право подавать заявления в организации Евросоюза на одном из официальных языков и получать ответы на этом же языке (Статья 21).

 

Правовые акты институтов ЕС

Нормативно-правовые акты Сообществ образуют основную и наиболее многочисленную часть источников европейского права.

Статья 288 ДФЕС

Для осуществления компетенции Союза институты принимают регламенты, директивы, решения, рекомендации и заключения.

-Регламент имеет общее действие. Он является обязательным в полном объеме и подлежит прямому применению во всех государствах-членах.

-Директива имеет обязательную силу для каждого государства-члена, кому она адресована, в отношении результата, которого требуется достичь, но оставляет в компетенции национальных инстанций выбор формы и способов достижения.

-Решение является обязательным в полном объеме. Когда решение указывает адресатов, оно обязательно только для них.

-Рекомендации и заключения не имеют обязательной силы.

Статья 291

1. Государства-члены принимают все меры в области внутреннего права, необходимые для претворения в жизнь юридически обязательных актов Союза.

Важнейшую группу источников европейского права образуют акты, издаваемые институтами Европейского Союза. Номенклатура этих актов и их краткая характеристика даны в ст. 189 Договора ЕС. К их числу отнесены регламенты, директивы и решения.

Регламент– нормативно-правовой акт общего характера, который во всех своих элементах обязателен для всех субъектов европейского права и является актом прямого действия, т.е. он подлежит применению властями и судебными учреждениями всех государств-членов независимо от того, выступало ли данное государство за их принятие или нет. Все регламенты подлежат обязательной публикации в официальном органе Европейских сообществ — «Журналь офисьель», и вступают, по общему правилу, в силу, если иное не установлено в самом акте, на 20-й день после их опубликования. Прямое действие регламента непосредственно оговорено в учредительных актах (ст. 189).

Директивы – главное отличие от регламента заключается в том, что в директиве, как правило, указываются цели и результаты, которые должны быть достигнуты, однако национальным властям предоставляется право самим определять, в какой форме или посредством каких процедур и механизмов эти цели могут быть достигнуты. Директивы, таким образом, связывают государство только в том, что касается достижения определенных результатов. По общему правилу, указываются и сроки достижения поставленных целей. Одной из сфер, в которой директивы используются особенно широко, является осуществление мероприятий по гармонизации национального права. Однако директива никакой детальной регламентации содержать не должна. Квалификационная разновидность этих актов:

а) рамочные директивы – образуют самостоятельную группу актов, иерархически не подчиненных регламенту.

б) обычные директивы – могут содержать более детальную регламентацию, особенно если они принимаются на основе и во исполнение регламента. В этом случае имеет место иерархическая соподчиненность.

Решения – это акты индивидуального, а не общего характера. Являются обязательными для своих адресатов во всех своих составных частях, они, как правило, касаются специальных, узких, нередко технических вопросов и обязательны для тех субъектов европейского права, кому они адресованы. Адресатом не обязательно должно выступать государство. Это могут быть определенные категории юридических лиц даже отдельные юридические лица. По общему правилу, решения нотифицируются (сообщаются) тем субъектам, которых они непосредственно касаются и которые выступают в качестве исполнителей соответствующих предписаний.

Правом издания нормативно-правовых актов ЕС пользуются Совет, действующий совместно с Европейским парламентом. Комиссия, а также финансовые институты типа Европейского центрального банка (ЕЦБ), учреждение которого предусмотрено Маастрихтским договором во исполнение постановлений о создании Экономического и валютного союза.

Статья 89 (н.н. ст. 249) Договора о ЕС предусматривает возможность принятия еще двух видов актов Сообществ — это рекомендации и заключения. Однако эти последние не являются нормативно-правовыми актами, т.е. не носят обязательного юридического характера.

 

Система права ЕС

Европейское право возникло на основе учредительных договоров, образовавших европейские сообщества. Учредительные акты, образующие источник первичного права сообществ — это международные договоры. Эти договоры были выработаны в результате сотрудничества государств-учредителей, подписаны должным образом и ратифицированы каждым из государств-членов.

Европейские сообщества учредительными договорами наделены международной правосубъектностью. Это означает, в частности, что сообщества вправе заключать международные договоры с третьими государствами и международными организациями, поддерживать с ними дипломатические отношения. Большая часть заключаемых европейскими сообществами соглашений образует неотъемлемую составную часть права сообществ. В иерархии европейского права такие соглашения занимают место, непосредственно следующее за учредительными договорами. Европейское право есть часть международного права. Европейское право представляет собой особую самостоятельную правовую систему, существующую наряду с национальными правовыми системами и международным правом. Оно будто бы образует новую правовую реальность, сочетающую элементы, свойственные национальным системам права и международно-правовой системе, а это порождает специфику и оригинальность европейского права как особого вида правовой системы.

Европейским правом предусмотрено, беспримерное ограничение суверенитета государств — членов ЕС и передача традиционных властных полномочий наднациональным институтам ЕС. Имеет место нетрадиционный перечень источников, отличающийся как от источников международного права, так и от источников права внутреннего. В праве ЕС разграничиваются вопросы так называемого прямого применения, или прямого действия, нормативных актов институтов Сообществ и Союза.

Однако европейское право (или право Европейского союза) есть часть права международного, и, таким образом, никакой третьей правовой системой наряду с международным правом и внутригосударственным правом оно не стало.

 

Организационный механизм ЕС

Европейский Союз в качестве наднациональной организации публичной власти управляет подведомственными ему сферами общественной жизни через собственные органы, которых более 200. Наиболее важные органы, наделенные, как правило, властными полномочиями, обозначаются в учредительных документах Союза термином "институты. Остальные именуются "органы". В этой связи в статьях Договора о ЕС иногда можно встретить выражение "институты или органы". Из сказанного вытекает, что организационный механизм Европейского Союза складывается из двух частей (подсистем).

- Система институтов ("институционный механизм") в настоящее время является единой для всего Европейского Союза, хотя ввиду особенностей истории этой организации состав и порядок формирования институтов по-прежнему регулируется Договором об учреждении Европейского сообщества 1957 г. На сегодняшний день Европейские сообщества и Союз в целом располагают пятью институтами, которые перечислены в ст. 7 Договора о ЕС 1957 г.: "Реализацию задач, возложенных на Сообщество, обеспечивают:

· Европейский парламент,

· Совет,

· Комиссия,

· Суд,

· Счетная палата.

Каждый институт действует в пределах полномочий, которые предоставлены ему настоящим Договором".

Система органов Европейского Союза, в отличие от институтов, является открытой: наряду с органами, предусмотренными в учредительных договорах, Европейский парламент, Совет и Комиссия своими правовыми актами ежегодно учреждают новые органы Союза, число которых, таким образом, постоянно возрастает. В эту категорию, в частности, входят:

· Европейский совет как орган политической координации и планирования Союза;

· банки ЕС: Европейский центральный банк и Европейский инвестиционный банк;

· контрольные органы, прежде всего Европейский омбудсман;

· правоохранительные органы: Европол, Евроюст и Европейское ведомство по борьбе с мошенничеством;

· консультативные органы: Экономический и социальный комитет, Комитет регионов и др.;

· органы специальной компетенции, имеющие собственную правосубъектность (в качестве юридического лица) и называемые, как правило, агентствами: Европейское агентство по оценке медикаментов, Европейское агентство по авиационной безопасности и др.

Ввиду специфики агентств Лиссабонский договор выделяет их в отдельную подсистему организационного механизма: "институты, органы и учреждения". Необходимо отметить, что наряду с органами Европейского Союза как самостоятельными элементами его организационного механизма существуют также органы, выступающие подразделениями других институтов или органов ("внутренние органы"). Например, Европейский парламент, Совет и Коᴍᴎϲсия располагают в качестве вспомогательного органа (аппарата) собственным Генеральным секретариатом.

Европейский Союз как особая форма политической организации.

Европейский союз (ЕС) — особое надгосударственное образование со специфическим статусом, аналогов которому в современном мире нет. Неоднозначна оценка международно-правового статуса ЕС. По мнению одних ученых. ЕС является международной организацией нового типа; по мнению других, приобретает черты национального образования, а не межгосударственного. ЕС появился в результате трансформации Европейского экономического сообщества. Объединения угля и стали и Европейского объединения по атомной энергии в единое образование с новым статусом. Процесс объединения Европы начался в 50-е гг. XX в. Первоначально членами ЕС были Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды и Франция. В последующем к ним присоединились Великобритания, Греция, Дания, Испания, Ирландия и Португалия. В 1995 г. членами ЕС стали Австрия, Финляндия и Швеция. В 2004 г. в состав ЕС вошли Венгрия.Кипр. Латвия. Литва. Мальта. Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. В 2007 г. членами ЕС стали Болгария и Румыния. Появление ЕС — результат экономической, политической и правовой интеграции стран Европы. В настояшее время сложилась и развивается особая правовая система — европейское право. Наряду с его развитием происходит унификация правопорядков государств — членов ЕС.

Основными источниками европейского права служат Римский договор о создании Европейского экономического сообщества, Договор о Европейском Союзе, Хартия Европейского Союза об основных правах, Лаакенская декларация 2001 г., Ниццкий договор 2003 г. и др. К источникам европейского права также относятся договоры, директивы, постановления, решения Суда ЕС, принципы права, обычаи. В рамках ЕС планируется принятие Конституции, ныне существующей в проекте.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.253.192 (0.014 с.)