Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие общего рынка. Принципы общего рынка.

Поиск

Общий рынок (Common market) – концепция экономической интеграции государств-членов Европейского Союза в рамках Европейского сообщества (до 1992 г. Европейского экономического сообщества – ЕЭС). Основные положения концепции общего рынка отражаются в Римском договоре о Европейском Сообществе 1957 г.

Общий рынок включает три основных элемента.

Первый элемент – это таможенный союз, который охватывает всю торговлю товарами, предусматривает запрещение импортных и экспортных пошлин и любых сборов с равнозначным эффектом в торговых отношениях между государствами-членами, а также введение общего таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами.

Второй элемент предопределяет то, что кроме таможенных пошлин и количественных ограничений на товарооборот, внутри общего рынка подлежат ликвидации и другие препятствия конкуренции и взаимодействия экономик государств-членов. Условия, при которых эти ограничения устранены, получили название «принципы общего рынка» или «свободы общего рынка»: свобода движения товаров, свобода движения лиц, свобода движения услуг, свобода движения капиталов.

Третьим элементом общего рынка является так называемая «позитивная интеграция» (в отличие от «негативной интеграции», направленной на разрушение экономических барьеров) – проведение государствами-членами через органы Европейского сообщества общих политик: аграрной. антимонопольной, торговой и т.д.

Римский договор предусматривал постепенное введение в действие концепции общего рыка в течение первых 12 лет после вступления Договора в силу (1958 г.). Этот период в свою очередь подразделялся на три стадии, по четыре года каждая. В течение этого времени в соответствии с подробным расписанием, осуществлялось снижение ограничений вплоть до полного устранения тарифных и нетарифных ограничений, во взаимной торговле, унификация таможенных правил и введение общего таможенного тарифа, постепенная отмена, устранение ограничений на свободу жительства и экономической деятельности, на движение капиталов внутри сообщества. Устанавливались также сроки поэтапного введения общих политик.

В целом процесс создания общего рынка завершился к концу 1960-х гг.

Концепция общего рынка послужила основой для реализации концепции внутреннего рынка (Internal Market), заложенной в Едином европейском акте 1986 г. и сегодня являющейся составной частью экономического и валютного союза (Economic and Monetary Union) государств-членов. Общий рынок частично распространяется также на государства-члены ЕАСТ (Швейцарию, Лихтенштейн, Исландию. Норвегию) на основе механизма Европейского экономического пространства (European Economical Area), соглашение о котором было заключено в 1992 г. (См. также Европейский Союз; Право Европейского Союза).

 

32. Принцип свободного передвижения товаров: понятие, содержание, гарантии, ограничения

Определение «товаров». Регламент Европейского парламента и Совета (ЕС) № 638/2004 от 31 марта 2004г. о статистике Сообщества относительно торговли товарами между государствами-членами в ст. 2 определяет товары как все движимое имущество, включая электрический ток. Другое определение, которое принято считать классическим, сложилось в прецедентном праве Суда Европейских сообществ, термин «товары» был истолкован как все измеряемое в денежной стоимости и являющееся объектом коммерческих операций. + по решениям Суда: золотые и серебряные слитки, опасные. Не охватываются сами денежные средства, а также товары, сопутствующие оказанию услуг (например, ж/д билеты). Свобода передвижения товаров: включает в соответствии с Договором о ЕС три элемента:

1. Отмена таможенных пошлин и сборов, имеющих равнозначный эффект (ст. 25). «Таможенные пошлины на импорт и экспорт и равнозначные им сборы между государствами-членами запрещены. Это запрещение относится также к таможенным сборам фискального характера». Таможенные сборы на импорт и экспорт были отменены с созданием таможенного союза уже к концу 1960-х гг. Другое дело — сборы, Договор таковых не определяет.

2. Запрет дискриминационного внутригосударственного налогообложения. Статья 90 Договора о ЕС запрещает дискриминационное и протекционистское налогообложение в государствах-членах: «Ни одно государство-член не будет облагать, прямо или косвенно, продукцию из других государств-членов внутренними налогами любого характера в размерах, превышающих обложение, прямое или косвенное, которому подвергается аналогичная национальная продукция. Кроме того, ни одно государство-член не будет облагать продукцию других государств-членов внутренними налогами с целью косвенной защиты другой продукции». Положения этой статьи применяются только к налогам. При этом прямой дискриминацией будет не только исключительное обложение иностранных товаров либо завышение налоговых ставок, но и различия в способах взимания.

3. Запрет количественных ограничений на экспорт и импорт, а также мер, равнозначных им. Ст. 28 гласит: «В торговле между государствами-членами запрещаются количественные ограничения на импорт, а также любые равнозначные меры». Статья 29 содержит идентичную формулировку в отношении экспорта. Количественные ограничения могут существовать в виде запрета или в виде системы квот. Гораздо сложнее дело обстояло с определением «мер, равнозначных количественным ограничениям». Было несколько попыток определить эти меры. В конце, Суд расширительно истолковал понятие «мера», отнеся к нему не только нормативные или правоприменительные акты государства-члена, но и само поведение, способствующее дискриминации на рынке.

Ограничения действия ст. 28 и 29 Договора о ЕС предусматривает ст. 30. В этой статье перечисляются основания, руководствуясь которыми государства-члены вправе вводить количественные ограничения на экспорт, импорт и транзит товаров, а также меры равнозначные им. Статья 30 содержит закрытый перечень таких оснований. К ним относятся: 1) общественная мораль; 2) общественный порядок и общественная безопасность; 3) защита здоровья и жизни людей и животных или сохранения растений; 4) защита национальных сокровищ, имеющих художественную историческую или археологическую ценность; 5) защита промышленной и коммерческой собственности.

 

33. Принцип свободного движения работников: понятие, содержание, гарантии, ограничения

Распространяется в равной степени на работников-мигрантов и членов их семей. Статья 39 Договора о ЕС указывает, что такая свобода включает отмену любой дискриминации по признаку гражданства государства-члена по отношению к найму, вознаграждению и другим условиям работы. Эта же статья перечисляет ключевые права работника-мигранта: право принимать реально сделанные предложения о трудоустройстве; право свободно передвигаться с этой целью по территории Сообщества; право оставаться на территории государства-члена с целью трудоустройства; право оставаться на территории этого государства-члена после окончания трудовой деятельности.

Понятие «работник-мигрант» раскрывается в ст. 1 Регламента 1612/68 от 15 октября 1968 г. о свободном передвижении работников внутри Сообщества и дополняется в прецедентном нраве. Это лицо, работающее по найму и имеющее гражданство другого государства-члена. Помимо это лицо должно в течение определенного времени осуществлять работу, за которую предполагается прямое или косвенное вознаграждение, а также лицо должно осуществлять реальную и эффективную деятельность. Понятием работник-мигрант охватываются также лица, прекратившие трудовую деятельность и оставшиеся на территории государства-члена с целью поиска новой работы, т.е. получившие статус безработного.

Основы правового статуса работника-мигранта закрепляются в положениях Регламента 1612/68. Этот документ носит рамочный характер, на его базе принимаются другие акты вторичного права, регулирующие рассматриваемую сферу отношений. Регламент 1612/68 определяет условия доступа работника-мигранта к работе по найму, включая равную возможность получения предложения о трудоустройстве в другом государстве-члене, отмену квот на привлечение рабочей силы из других государств, а также свободный доступ к получению помощи в службе занятости принимающего государства-члена.

Принципиальными являются положения Регламента 1612/68 о равном обращении к работникам по найму — мигрантам по сравнению с работниками — гражданами принимающего государства-члена.

Право на проживание. Сегодня единственным необходимым документом для этого является национальный паспорт или удостоверение личности. Проживание до 3 месяцев никаких специальных документов для граждан Союза не требуется, если свыше, то принимающее государство-член может установить режим регистрации (ст. 7 Директивы 2004/38/ЕС).

Законно проживающий на территории принимающего государства в течение 5 лет непрерывно, имеет право постоянного жительства на его территории. Договор о ЕС содержит два исключения из принципа свободного передвижения лиц. Первое из них содержится в параграфе 4 ст. 39 Договора о ЕС — свобода передвижения лиц не распространяется на публичную службу. Под государственной службой понимаются «посты, связанные прямо или косвенно с участием в осуществлении власти, предоставляемой публичным правом, и обязанностей, направленных на защиту общих интересов государства или других органов государственной власти. Такие посты, по сути, предполагают со стороны занимающих их лиц существование особых отношений преданности государству и взаимности прав и обязанностей, которые формируют основу уз гражданства».

Второе исключение содержит параграф 3 той же статьи. Государствам-членам позволено ограничивать свободу передвижения работников по мотивам общественного порядка, общественной безопасности и здравоохранения (эпидемии, или иные инфекционные либо связанные с распространением паразитов заболевания). Факт прежней судимости не является основанием для выдворения. По мотивам общественного порядка не могут быть выдворены: лица, проживающие в принимающем государстве-члене последние 10 лет; несовершеннолетние, за исключением случаев, когда выдворение соответствует их интересам согласно Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г.

34. Принципы свободного движения услуг и свободы учреждения.

Содержание свободы учреждения. ст. 43 Договора о ЕС: Запрещается ограничивать свободу учреждения частных лиц одного государства-члена в другом (т.н. первичная свобода учреждения). Запрет в равной степени охватывает ограничения, касающиеся создания агентств (представительств), отделений (филиалов) и дочерних компаний частными лицами одного государства-члена, обосновавшимися в другом (т.н. вторичная свобода учреждения). Свобода учреждения, в зависимости от состава субъектов, ее осуществляющих, включает: свободу передвижения предпринимателей и свободу создания юридических лиц и иных объединений коммерческого характера (обществ).

Ограничения. Договор о ЕС (ст. 45 и 46) содержит два ограничения свободы учреждения. Во-первых, положения о свободе учреж-дения не применяются к деятельности, связанной с выполнением официальных обязанностей. (Суд: данная деятельность эквивалентна понятию государственной службы).

Во-вторых, государства-члены могут по собственной инициативе ограничивать свободу учреждения по мотивам общественной безопасности, общественного порядка и здравоохранения.

Свобода передвижения услуг ст. 50 Договора о ЕС. Под «услугами» понимаются те, которые обычно предоставляются за вознаграждение и не регулируются положениями о передвижении товаров, лиц и капиталов. Виды деятельности, из которых такие услуги могут происходить: 1. деятельность промышленного характера; 2. деятельность коммерческого характера; 3. деятельность ремесленников; 4. деятельность лиц свободных профессий. Обязателен возмездный характер их оказания.

Свобода передвижения услуг реализуется в трех практических случаях.
1. Передвижения лица на территорию другого государства-члена с целью оказания услуг.
2. Передвижение лица на территорию другого государства-члена с целью получения услуг
3. Передвижение услуг без сопутствующего передвижения лиц. Это — современная разновидность торговли услугами. Она подразумевает, что лицо, оказывающее услугу, и лицо, ее получающее, остаются в различных государствах-членах. Как правило, посредством телекоммуникационных сетей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.49 (0.008 с.)