Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическое лидерство: понятие, типология, функции↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Парадигма Нового времени. Парадигма – это особый глобальный исследовательский подход, включающий в себя множество непротиворечивых методов, создание представления мира политического, господствующее мировоззрение на долгий период.тПолитическая парадигма – способ осмысления основания, по которому человеческое общество делится на политические единства. В парадигме переходного периода индивиды лишь начинали осознавать себя в качестве свободных людей, чья индивидуальная воля была не абсолютно противоположна обшей воле, но и не требовала растворения себя в последней. Происходило зарождение и развитие гуманизма. С 17 века (начало парадигмы нового периода) в основе уже лежала идея так называемого человеческого универсализма, новая гуманистическая идея. Становится очевидной безусловная власть человека над природой. 1) Сущностью политики нового времени являются противоречия национально-экономического характера, выливающиеся в социальные конфликты, конфликты государства и общества, конфликты наций-государств. Политические единства классифицируются на нации и глобальные экономические системы. Две самые характерные черты, которые характеризуют парадигму нового периода, это: • люди окончательно поняли, что они и только они являются творцами своей судьбы. • широчайшим образом проявлялось многообразие точек зрения, чего не было раньше. Никколо Макиавелли (1469-1527). «Государь». Здесь излагаются способы, которыми государь может приобрести новое государство и упрочить в нем свое владычество. Средствами, которыми власть приобретается, могут быть оружие, счастье или доблесть.В соответствии с этими различиями определяются пути для утверждения власти. Общее для этого правило: ослаблять сильных и поддерживать слабых. Общие правила политики таковы: главные основы всех государств суть хорошие законы и хорошее войско. Мудрый государь должен опираться на собственное войско; поэтому главная его забота должна быть устремлена на военное дело. В гражданских делах государь должен быть скорее скуп, нежели щедр. Государь должен более стремиться к тому, чтобы его боялись, нежели чтобы его любили. Государь должен воздерживаться от посягательства как на имущество своих подданных, так и на их жен. Надо принять за правило, что новый государь для сохранения власти вынужден действовать противно всякой правде, всякому милосердию, всякому человеколюбию и всякой религии. Государь должен избегать льстецов, язвы придворной жизни, и окружать себя людьми, которые бы откровенно высказывали ему правду, когда он их спрашивает. Государь - политик, целью которого является единство национального государства, и, по мнению Макиавелли, цель эта настолько велика, что для ее достижения любые средства оправданы. Томас Гоббс (1588-1679) «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Левиафан — это библейское чудовище, с ним философ отождествляет государство. Трактат «Левиафан» начинается с исследования природы человека. Изучение государства, общества необходимо начать с рассмотрения элементов, составляющих его. Человек — это природное, естественное тело и в то же время «разумное одушевленное тело». Государство «является лишь искусственным человеком, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он был создан. В Левиафане верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа, должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти — искусственные суставы; награда и наказание представляют собой нервы, выполняющие такие же функции в естественном теле». По Гоббсу, «люди равны от природы». В естественном состоянии все люди равны и «имеют право на все». Природное состояние — это, по Гоббсу, состояние «войны всех против всех». Существуют «три основные причины войны: во-первых, соперничество; во- вторых, недоверие; в-третьих, жажда славы». Философ полагает фундаментальным «первый и основной естественный закон, гласящий, что следует искать мира и следовать ему». Страшась за собственную жизнь, люди заключают общественный договор и передают свои права суверену — верховному властителю, который воплощает собой государство. Необходимость соблюдения договоров полагается вторым естественным законом, всего их у Гоббса девятнадцать, и их исполнение обеспечивается государством. То есть Левиафан заставляет подданных действовать в соответствии с естественными законами. Высший закон для суверена — «благо народа». Власть суверена абсолютна, она неделима и ничем не ограничена, поскольку суверен — вне договора. Договор заключен не с ним, он гарант соглашения. Гоббс, таким образом, выступает сторонником абсолютной власти одного человека, противником конституционной монархии, а также теории разделения властей, так как любое разделение ведет к подрыву самой власти. Гоббс изучает различные формы правления и наилучшей находит монархию. Джон Локк (1632-1704). «Два трактата о правлении» (1690); «Письма о веро- терпимости» (1689-1692). В «Трактатах о правлении» Локк показывает, из каких элементов состоят гражданское общество и государство и каким образом последние можно сконструировать из этих элементов и тем самым раскрыть законы функционирования общественных структур. Первую книгу «Трактатов» Локк посвящает критике теории божественного происхождения монархии. Философ считает, что «ни один джентльмен не может выступить в защиту рабства», утверждаемого этой теорией. Вторую книгу он начинает с рассмотрения естественного состояния. По Локку, общество и государство не преодолевают природное состояние, а наоборот, хоть в какой-то мере сохраняют его отдельные элементы. В этом состоянии все люди были равны и пользовались «совершенной свободой действовать и распоряжаться своей собственностью и личностью, как они считали нужным, в пределах естественного закона». Философ провозглашает, что все люди от рождения обладают естественными, неотъемлемыми правами на жизнь, свободу и собственность. Жизнь — это тоже собственность, свобода означает право распоряжаться частной собственностью. Свобода — неотъемлема, поэтому равенство людей может пониматься только как равенство возможностей. Право на собственность естественно, поскольку человек трудится, чтобы преобразовать нечто природное в полезную для себя вещь. Таким образом, собственность, по Локку, первичнее государственных законов, закрепляющих ее. В природном состоянии не существует институтов для защиты естественных прав людей. «Главной и важнейшей целью людей, объединяющихся в государство и подчиняющих себя воле правительства, является защита своей собственности». Свободные люди добровольнозаключили общественный договор с целью сохранения и защиты своих неотъемлемых прав. Верховная власть, суверенитет в этом государстве принадлежат народу. Народ устанавливает форму правления и законы, направленные на защиту прав граждан, основными из которых являются жизнь, свобода и собственность. Права человека неотчуждаемы, они не передаются суверену. Поэтому если народ сочтет, что его права нарушаются и договор, таким образом, не соблюдается, он имеет право свергнуть власть. Гарантировать соблюдение прав граждан может только соблюдение принципа разделения властей. Локк выделяет законодательную, исполнительную и «федеративную» ветви власти. Законодательная власть принадлежит парламенту — представительному выборному органу. Исполнительная — королю и правительству. Сфера деятельности «федеративной» власти — внешняя политика. Фактически у Локка получается, что исполнительная власть включает в себя федеративную и судебную. Подводя итог: в идеях естественных прав личности, неотъемлемости права частной собственности, понимания государства как продукта общественного договора и защитника прав и свобод граждан, идее верховенства закона, теории разделения властей Локк выразил основные принципы либерализма XVII в. Монтескье Шарль-Луи де Секонда (1689-1755). «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734), «О духе законов» (1748), «Защита "О духе законов"» (1750) отразились все основные черты просветительства. В широко известной работе «О духе законов» (1748) Монтескье классифицировал типы правления на основе двух критериев: характера правления (институциональное деление верховной власти) и принципа правления («душа», «пружина» государства). Только определенные типы государства являются условием свободы. Монтескье различает три формы правления — республику, монархию и деспотизм. Политические формы правления являются надстройкой над определенной социальной общностью и потому во многом зависят от структуры последней. Монтескье выдвигает тезис о том, что естественные факторы, в которых общество существует, задают определенную форму государства, тем самым сформировав концепцию географического детерминизма. Так, по его мнению, «республика по своей природе требует небольшой территории, иначе она не удержится». Большая территория приводит к созданию и накоплению больших богатств, что приведет и к неумеренным желаниям. Каждый из трех видов правления находит свое определение с помощью двух понятий, которые автор «О духе законов» называет природой и принципом правления. В человеческих силах лишь перевести форму правления к умеренному состоянию. Разделение властей. Монтескье заботит не столько ограничение власти государя, сколько создание равновесной системы существующих сословий. Политическая свобода возникает не в пространстве, свободном от права, а в следовании праву. Учение Монтескье о законодательной власти неразрывно связано с идеей народного представительства. Суверенитет у Монтескье имеет государственный характер. Жан Жак Руссо (1712-1778). «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762) может рассматриваться как положительная программа справедливого общественного договора. По Руссо, «сила не создает права», источником законной власти может быть только добровольное соглашение равных и свободных людей — общественный до- говор. Заключая такой договор и выходя из естественного состояния, «каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под верховное руководство общей воли, и мы вместе принимаем каждого члена как нераздельную часть целого». Таким образом, объединение людей приводит к созданию всеобщей воли. Целью всеобщей воли является общественное благо, хотя народ не всегда в состоянии его осознать. Подлинный общественный договор предполагает суверенитет народа, т. е. народ должен обладать верховной властью. Руссо отожествляет суверенитет народа с общей волей. Суверенитет един и неделим, волю нельзя передать, поэтому философ отрицал формы представительной демократии. Народ осуществляет законодательную власть, участвуя в референдумах. Народ также избирает форму исполнительной власти. Для небольших государств наиболее предпочтительной формой правления является демократия, Идеи общественного договора и народного суверенитета стали хрестоматий- ными для политологии и влияют на существующие формы государственного устройства западного мира. Однако модель демократии Руссо имеет принципиально нелиберальный характер.
Политические институты Политические институты — совокупность учреждений и организаций, связанных с функционированием политической власти. Политические институты существуют в виде учреждений и организаций: Специфика политических институтов состоит в том, что они почти всегда узаконены и их деятельность регламентирована соответствующими нормативными актами. Основным институтом политической системы общества является государство. Государство образует ядро, стержень политической системы, служит основной предпосылкой и центральным элементом, оно есть главный источник и олицетворение власти. В работе "Политические партии" Дюверже предложил закон и гипотезу о связи между числом партий в стране и ее избирательной системой. Закон сводится к следующему: "Принцип простого большинства и выборы, предусматривающие только одну баллотировку, ведут к возникновению двухпартийной системы". Гипотеза предполагает, что "система простого большинства, выборы, предусматривающие вторую баллотировку и пропорциональное представительство, ведут к многопартийности". В основе закона лежит мысль о том, что разумные политики и избиратели в конце концов поймут бесперспективность ситуации, когда на национальном уровне соревнуется более двух партий. Хотя в соревновании в течение нескольких лет могут принимать участие три партии, та из них, которая начинает терять голоса, исчезнет быстро. Это произойдет, когда всем станет ясно, что она не получит места в представительном органе, пока голоса в ее пользу равномерно распределены по всей стране. И наоборот, число партий в пропорциональной избирательной системе будет определяться скорее общественными силами, чем системой, допускающей голосование одновременно за несколько партий. Австрия и Германия – хорошо известные примеры стран с системами пропорционального представительства, но всего с тремя-четырьмя партиями. Либеральная идеология Либерализмом (от лат. liberalis – свободный) в самом широком понимании называют общественное движение, основанное на идеях освобождения человека и общества от социальных ограничений, сковывающих общественный прогресс. Термин «либерализм» для обозначения политического движения впервые стал применяться в XIX в. в Испании, где «либералами» называли одну из группировок в Кортесе (парламенте), составившую проект буржуазных преобразований испанского общества. Сама же идеология либерализма начала складываться в европейской мысли задолго до этого – в XVII – XVIII вв. Либерализм возник в период ломки феодальных устоев как идеология нарождающегося «третьего сословия» – буржуазии. Либерализм появился как идеология, направленная против феодально-сословных притеснений, произвола абсолютистского государства, церковного засилья в общественном сознании. В современном понимании либерализм – это идеология, направленная, прежде всего, против ограничений свободного развития товарной экономики и других институтов гражданского общества со стороны государства. Социально-политическая программа либерализма выросла из разработанной английскими философами теории естественного права. Согласно этой теории, человек от рождения наделен естественными правами – правом на жизнь, личную свободу, собственность. Важнейшим правом человека является также право на свободу мысли. Основными политическими постулатами либерализма являются идеи равенства всех перед законом, необходимости представительного правления, разделения властей, конституционности. Идеологи либерализма выступали за свободу индивидуального предпринимательства, частной собственности, товарно-денежных отношений. Основополагающим принципом либерализма является лозунг государственного невмешательства в экономику. Либерализм – это апология принципа индивидуализма. Либерализм проповедует полную свободу личности в рамках закона, в том числе и самостоятельную ответственность личности за все предпринимаемые шаги. Программным пунктом современного либерализма является сокращение социальных программ и ориентация индивидуумов на самовыживание. Русская либеральная идеология начала складываться в рамках учений славянофилов – И.В. Киреевских, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова и западников – Т.Н. Грановского, В.П. Боткина, П.В. Анненкова. Эти мыслители выражали необходимость проведения в России либеральных реформ либо по западноевропейскому образцу, либо по образцу допетровского, т.е. доабсолютистского, общественного устройства России. Классической формы русский либерализм достиг в период подготовки и проведения либеральных буржуазных реформ конца 1850‑х – 1870‑х гг. Основным руслом формирования классической либеральной теории в этот период стала государственная школа в историографии, правоведении и социальной философии, представители которой К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин считаются основоположниками социально-политической теории русского либерализма. На рубеже XIX – XX вв. классический либерализм пережил период кризиса, связанного с подъемом европейского и мирового революционного движения. Первая половина XX в. прошла для либерализма под знаком некоторого сближения с социалистическими учениями. Либерализм этого периода часто называют социальным, или демократическим, либерализмом. Во второй половине XX в. сложилось течение неолиберализма. Его характеристикой является признание необходимости частичного участия государства в регулировании социально-экономических процессов. В этом состоит главное отличие неолиберализма от классического либерализма, провозглашавшего принцип полного невмешательства государства в социально-экономическую жизнь общества. Другие основополагающие принципы классического либерализма (индивидуальная свобода, равноправие, конституционализм, частная собственность) сохраняются и неолиберализмом. На современном этапе наметилось сближение неолиберализма с неоконсерватизмом. Обе эти идеологии выступают за умеренный реформизм, ограниченное вмешательство государства в экономику, поддержку государством рыночных структур. Это сближение дало возможность некоторым исследователям говорить о формировании так называемой интегративной идеологии в рамках общей глобализации общественных процессов и развития общественной мысли. В современной России идеи либерализма заложены в основу программ таких партий, как СПС, Яблоко и др. «правых». Политический режим — это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей. Понятие политического режима раскрывает динамический, функциональный характер политической системы. Тоталитаризм —политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон в 1925 г. лидером итальянских фашистов Б. Муссолини для характеристики созданного им режима. Основные признаки тоталитарного режима. 1. Официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества. Идеология должна обязательно признаваться и разделяться всеми членами общества. Она ориентирует общество на завершающий период истории, в котором должно воплотиться совершенное состояние. 2. Монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером. Партия практически «поглощает» государство, выполняя его функции. Населению отводится роль поддержки генеральной линии партии. 3. Система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за «врагами народа», но и за всем обществом. Контролируются от- дельные личности, целые классы, этнические группы. 4. Монополия партии на СМИ. Жесткая цензура любой информации, контроль за всеми средствами массовой. 5. Монополия на средства вооруженной борьбы. Господствующая партия монополизирует контроль над силовыми структурами государства. Происходят политизация этих структур и их использование в политических целях. 6. Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления экономической деятельностью. Наибольшее значение имеют первые два признака: официальная идеология и монополия единой массовой партии на власть. Именно партия, обладавшая при тоталитаризме всей полнотой власти, обеспечивала мобилизацию масс на достижение политических целей и поддержку режима. При тоталитаризме стирается грань между государством и обществом, поскольку исчезают автономные, неподконтрольные власти сферы общественной жизни. Тоталитаризм отличается от других диктатур высочайшей степенью регламентации и контроля. Тоталитаризм —феномен XX в. В его становлении и осуществлении значительную роль играют массовые политические движения. Немалую роль в становлении тоталитаризма сыграли технические достижения, поставленные на службу принуждения и подавления, массовой пропаганды и коммуникации. Большинство исследователей отмечают, что тоталитаризм — это реакция общества на кризисы периода индустриализации. Тоталитаризм возникает в результате распада традиционных социальных структур и деморализации общества. Другой причиной является разрушение рыночной экономики и провозглашение такой организации общественной жизни, которая основывается на едином плане (Ф. Хайек). Духовными истоками тоталитаризма являются различные концепции «общей воли», которая должна воплотиться в одном классе или нации, нетерпимость к инакомыслию, отсутствие уважения к правам и свободам человека, хилиастические утопии о построении нового общества.
Консерватизм (от лат. conservare — охранять, сохранять) — идейно-политическое течение, выдвигающее в качестве основных требований сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм политической и общественной жизни, в первую очередь ее правовых и нравственных устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности. Зарождение консерватизма обычно связывают с публикацией в 1790 г. работы английского политического мыслителя Э.Берка «Размышления о революции во Франции». Главная проблема его сочинения — вопрос о том, почему английская революция 1640 г. породила в обществе свободу, а французская — выродилась в неслыханную тиранию. Общие положения в течение XVIII-XIX вв., следующие. 1. Законы истории и общества предопределены Богом, и человек не может ускорить ход истории и создавать принципиально новые общественные институты, не вызывая при этом хаос. 2. Природа человека сложна и противоречива, а общественные отношения слишком сложны и запутанны — и поэтому переход к простому общественному устройству, а также перестройка его по рациональному плану невозможны и вредны. 3. Не общество является продуктом деятельности человека, но человек — продуктом жизнедеятельности общества (образования, воспитания), и поэтому его силы недостаточны для коренной общественной перестройки. 4. У консервативных мыслителей присутствует идея некого жизненного начала всего реального мира. Предполагалось, что попытка человека вмешаться в естественный эволюционный и органический процесс развития общества может принести только вред. Поэтому любые перемены могут быть только частичными и постепенными. 5. Предрассудки и традиции имеют преимущество перед отвлеченным философскими и политическими теориями и разумом отдельного человека. 6. Права человека — абстракция, лишенная исторических корней, в отличие от конкретных прав англичан или французов, и отдельный человек не должен противопоставлять себя обществу как целому. 7. Законы и конституции по-настоящему эффективны, если опираются на моральные и религиозные нормы и имеют неписаный характер. 8. Разум отдельного человека в вопросах политики и общественного устройства обречен на ошибку, поскольку не может охватить всей сложности существую- щих в этой сфере проблем — что опять же подчеркивает важность опоры на опыт и традицию 9. Революция не освобождает, а разрушает человека; при этом не столько человек управляет революцией, сколько революция — человеком. Сегодня сторонники идеологии консерватизма видят его преимущество в том, что, сохраняя свое идейно-ценностное ядро и принимая различные модификации, он способен интегрировать в себя новые идеи и дать ответы на основные вызовы современности: • ответ на вызов глобального хаоса — через укрепление национальных государств и национально-религиозных традиций, • ответ на вызов социальной автономии — через укрепление традиционных моральных и религиозных ценностей общества; • ответ на проблему социальной атомизации — через консолидацию общества на основе общих духовных и нравственных ценностей; • ответ на проблему политического отчуждения — через создание принципиально новой модели отношений элиты и общества, построенных на принципах служения и ответственности; • ответ на проблему глобального дефицита ресурсов — через пропаганду идеи индивидуального самоограничения ради удовлетворения духовных потребностей. Парадигма Нового времени. Парадигма – это особый глобальный исследовательский подход, включающий в себя множество непротиворечивых методов, создание представления мира политического, господствующее мировоззрение на долгий период.тПолитическая парадигма – способ осмысления основания, по которому человеческое общество делится на политические единства. В парадигме переходного периода индивиды лишь начинали осознавать себя в качестве свободных людей, чья индивидуальная воля была не абсолютно противоположна обшей воле, но и не требовала растворения себя в последней. Происходило зарождение и развитие гуманизма. С 17 века (начало парадигмы нового периода) в основе уже лежала идея так называемого человеческого универсализма, новая гуманистическая идея. Становится очевидной безусловная власть человека над природой. 1) Сущностью политики нового времени являются противоречия национально-экономического характера, выливающиеся в социальные конфликты, конфликты государства и общества, конфликты наций-государств. Политические единства классифицируются на нации и глобальные экономические системы. Две самые характерные черты, которые характеризуют парадигму нового периода, это: • люди окончательно поняли, что они и только они являются творцами своей судьбы. • широчайшим образом проявлялось многообразие точек зрения, чего не было раньше. Никколо Макиавелли (1469-1527). «Государь». Здесь излагаются способы, которыми государь может приобрести новое государство и упрочить в нем свое владычество. Средствами, которыми власть приобретается, могут быть оружие, счастье или доблесть.В соответствии с этими различиями определяются пути для утверждения власти. Общее для этого правило: ослаблять сильных и поддерживать слабых. Общие правила политики таковы: главные основы всех государств суть хорошие законы и хорошее войско. Мудрый государь должен опираться на собственное войско; поэтому главная его забота должна быть устремлена на военное дело. В гражданских делах государь должен быть скорее скуп, нежели щедр. Государь должен более стремиться к тому, чтобы его боялись, нежели чтобы его любили. Государь должен воздерживаться от посягательства как на имущество своих подданных, так и на их жен. Надо принять за правило, что новый государь для сохранения власти вынужден действовать противно всякой правде, всякому милосердию, всякому человеколюбию и всякой религии. Государь должен избегать льстецов, язвы придворной жизни, и окружать себя людьми, которые бы откровенно высказывали ему правду, когда он их спрашивает. Государь - политик, целью которого является единство национального государства, и, по мнению Макиавелли, цель эта настолько велика, что для ее достижения любые средства оправданы. Томас Гоббс (1588-1679) «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Левиафан — это библейское чудовище, с ним философ отождествляет государство. Трактат «Левиафан» начинается с исследования природы человека. Изучение государства, общества необходимо начать с рассмотрения элементов, составляющих его. Человек — это природное, естественное тело и в то же время «разумное одушевленное тело». Государство «является лишь искусственным человеком, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он был создан. В Левиафане верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа, должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти — искусственные суставы; награда и наказание представляют собой нервы, выполняющие такие же функции в естественном теле». По Гоббсу, «люди равны от природы». В естественном состоянии все люди равны и «имеют право на все». Природное состояние — это, по Гоббсу, состояние «войны всех против всех». Существуют «три основные причины войны: во-первых, соперничество; во- вторых, недоверие; в-третьих, жажда славы». Философ полагает фундаментальным «первый и основной естественный закон, гласящий, что следует искать мира и следовать ему». Страшась за собственную жизнь, люди заключают общественный договор и передают свои права суверену — верховному властителю, который воплощает собой государство. Необходимость соблюдения договоров полагается вторым естественным законом, всего их у Гоббса девятнадцать, и их исполнение обеспечивается государством. То есть Левиафан заставляет подданных действовать в соответствии с естественными законами. Высший закон для суверена — «благо народа». Власть суверена абсолютна, она неделима и ничем не ограничена, поскольку суверен — вне договора. Договор заключен не с ним, он гарант соглашения. Гоббс, таким образом, выступает сторонником абсолютной власти одного человека, противником конституционной монархии, а также теории разделения властей, так как любое разделение ведет к подрыву самой власти. Гоббс изучает различные формы правления и наилучшей находит монархию. Джон Локк (1632-1704). «Два трактата о правлении» (1690); «Письма о веро- терпимости» (1689-1692). В «Трактатах о правлении» Локк показывает, из каких элементов состоят гражданское общество и государство и каким образом последние можно сконструировать из этих элементов и тем самым раскрыть законы функционирования общественных структур. Первую книгу «Трактатов» Локк посвящает критике теории божественного происхождения монархии. Философ считает, что «ни один джентльмен не может выступить в защиту рабства», утверждаемого этой теорией. Вторую книгу он начинает с рассмотрения естественного состояния. По Локку, общество и государство не преодолевают природное состояние, а наоборот, хоть в какой-то мере сохраняют его отдельные элементы. В этом состоянии все люди были равны и пользовались «совершенной свободой действовать и распоряжаться своей собственностью и личностью, как они считали нужным, в пределах естественного закона». Философ провозглашает, что все люди от рождения обладают естественными, неотъемлемыми правами на жизнь, свободу и собственность. Жизнь — это тоже собственность, свобода означает право распоряжаться частной собственностью. Свобода — неотъемлема, поэтому равенство людей может пониматься только как равенство возможностей. Право на собственность естественно, поскольку человек трудится, чтобы преобразовать нечто природное в полезную для себя вещь. Таким образом, собственность, по Локку, первичнее государственных законов, закрепляющих ее. В природном состоянии не существует институтов для защиты естественных прав людей. «Главной и важнейшей целью людей, объединяющихся в государство и подчиняющих себя воле правительства, является защита своей собственности». Свободные люди добровольнозаключили общественный договор с целью сохранения и защиты своих неотъемлемых прав. Верховная власть, суверенитет в этом государстве принадлежат народу. Народ устанавливает форму правления и законы, направленные на защиту прав граждан, основными из которых являются жизнь, свобода и собственность. Права человека неотчуждаемы, они не передаются суверену. Поэтому если народ сочтет, что его права нарушаются и договор, таким образом, не соблюдается, он имеет право свергнуть власть. Гарантировать соблюдение прав граждан может только соблюдение принципа разделения властей. Локк выделяет законодательную, исполнительную и «федеративную» ветви власти. Законодательная власть принадлежит парламенту — представительному выборному органу. Исполнительная — королю и правительству. Сфера деятельности «федеративной» власти — внешняя политика. Фактически у Локка получается, что исполнительная власть включает в себя федеративную и судебную. Подводя итог: в идеях естественных прав личности, неотъемлемости права частной собственности, понимания государства как продукта общественного договора и защитника прав и свобод граждан, идее верховенства закона, теории разделения властей Локк выразил основные принципы либерализма XVII в. Монтескье Шарль-Луи де Секонда (1689-1755). «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734), «О духе законов» (1748), «Защита "О духе законов"» (1750) отразились все основные черты просветительства. В широко известной работе «О духе законов» (1748) Монтескье классифицировал типы правления на основе двух критериев: характера правления (институциональное деление верховной власти) и принципа правления («душа», «пружина» государства). Только определенные типы государства являются условием свободы. Монтескье различает три формы правления — республику, монархию и деспотизм. Политические формы правления являются надстройкой над определенной социальной общностью и потому во многом зависят от структуры последней. Монтескье выдвигает тезис о том, что естественные факторы, в которых общество существует, задают определенную форму государства, тем самым сформировав концепцию географического детерминизма. Так, по его мнению, «республика по своей природе требует небольшой территории, иначе она не удержится». Большая территория приводит к созданию и накоплению больших богатств, что приведет и к неумеренным желаниям. Каждый из трех видов правления находит свое определение с помощью двух понятий, которые автор «О духе законов» называет природой и принципом правления. В человеческих силах лишь перевести форму правления к умеренному состоянию. Разделение властей. Монтескье заботит не столько ограничение власти государя, сколько создание равновесной системы существующих сословий. Политическая свобода возникает не в пространстве, свободном от права, а в следовании праву. Учение Монтескье о законодательной власти неразрывно связано с идеей народного представительства. Суверенитет у Монтескье имеет государственный характер. Жан Жак Руссо (1712-1778). «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762) может рассматриваться как положительная программа справедливого общественного договора. По Руссо, «сила не создает права», источником законной власти может быть только добровольное соглашение равных и свободных людей — общественный до- говор. Заключая такой договор и выходя из естественного состояния, «каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под верховное руководство общей воли, и мы вместе принимаем каждого члена как нераздельную часть целого». Таким образом, объединение людей приводит к созданию всеобщей воли. Целью всеобщей воли является общественное благо, хотя народ не всегда в состоянии его осознать. Подлинный общественный договор предполагает суверенитет народа, т. е. народ должен обладать верховной властью. Руссо отожествляет суверенитет народа с общей волей. Суверенитет един и неделим, волю нельзя передать, поэтому философ отрицал формы представительной демократии. Народ осуществляет законодательную власть, участвуя в референдумах. Народ также избирает форму исполнительной власти. Для небольших государств наиболее предпочтительной формой правления является демократия, Идеи общественного договора и народного суверен
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.242.20 (0.012 с.) |