Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Политическая теория как Наука (институционализм, теория рационального выбора, бихевиоризм).↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению «Политология» подготовки бакалавра
Санкт-Петербург, 2014 ВВЕДЕНИЕ 1.1. Основная тематика, включаемая в итоговый междисциплинарный экзамен Итоговый междисциплинарный экзамен по направлению «Политология» включает тематику следующихдисциплин профессионального цикла по направлению: - Введение в политологию; - Политическая история России и зарубежных стран; - История политических учений; - Политический анализ; - Технологии научной деятельности и методы политической науки; - Государственная политика и управление; - Сравнительная политология; - Мировая политика и международные отношения; - Современная российская политика; - Политическая социология; - Этнополитология и политическая конфликтология. 1.2. Требования к бакалавру по направлению «Политология», предусмотренные образовательным стандартом НИУ ВШЭ Выпускник по направлению подготовки «Политология» с квалификацией (степенью) бакалавр в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности должен обладать следующими компетенциями: а) универсальными: общенаучными (ОНК): - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОНК–1); - умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОНК-2); - умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОНК-3); - использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОНК-4); - способность создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОНК-5); - знание мировых исторических процессов, понимание причин и движущих сил исторических процессов (ОНК-6); - способность применять математические методы анализа к социальным, политическим и экономическим явлениям (ОНК-7). инструментальными (ИК): - владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ИК-1); - способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ИК-2); - владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации (ИК-3); социально-личностными и общекультурными (СЛК): - знание своих прав и обязанностей как гражданина своей страны; умение использовать Конституцию, Гражданский Кодекс, другие правовые документы в своей деятельности, готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (СЛК-1). - знание культурных традиций, готовность толерантно воспринимать социальные и культурные различия (СЛК-2); - осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (СЛК-3); - готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (СЛК-4); - способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (СЛК-5); - способность к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к социальной мобильности (СЛК-6); - владение средствами самостоятельного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (СЛК–7); - способность использования основ защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, основных мер по ликвидации их последствий, способность к общей оценке условий безопасности жизнедеятельности (СЛК-8).
б) профессиональными: в научно-исследовательской деятельности: - владение навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами анализа и интерпретации представлений о политике, государстве и власти, владение методами сбора и первичной обработки политической информации, методами и методиками политического анализа и прогнозирования (ПК-1); - способность к участию в исследовательском процессе, использованию методов современной политической науки и их применению в политологических исследованиях (ПК-2); - владение методологией анализа современных политических доктрин и теорий (ПК-3), - знание основных этапов и характеристик политической истории России и зарубежных стран, особенностей исторических традиций в политическом развитии, владение навыками политического анализа исторического прошлого (ПК-4), - знание основных учений и концепций мировой и отечественной политической мысли, способность работать с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями (ПК-5), - владение основными теоретико-методологическими подходами в политической компаративистике, знание современных школ и концепций в сравнительной политологии, способность осуществлять сравнительный анализ политических систем и институтов (ПК-6), - понимание закономерностей политического поведения, понимание процессов формирования убеждений и мотивов поведения в политике, массовых политических настроений и личностных особенностей политиков (ПК-7), - понимание основных закономерностей и тенденций мирового и российского политического процесса, понимание процессов глобализации и их влияния на современные международные отношения (ПК-8), - понимание методов принятия и реализации политических решений, готовность осуществлять поддержку лицам, принимающим политические решения, способность применять политические технологии, владение навыками политического консалтинга (ПК-9). в организационно-управленческой деятельности: - способность к участию в организации управленческих процессов в органах власти, в аппарате политических партий и общественно-политических объединений, органах местного самоуправления (ПК-10); - способность к участию в проведении политических кампаний, к использованию знаний об избирательных технологиях и других видах политической мобилизации (ПК-11); - владение методиками социологического, политологического и политико-психологического анализа, подготовки справочного материала для аналитических разработок (ПК-12); - способность рационально организовать и планировать деятельность в организации (ПК-13); - способность к ведению деловой переписки (ПК-14). в проектной деятельности: - способность использовать знания о политической диагностике, участвовать в работе по описанию, прогнозированию проблемных ситуаций и управлению политическими процессами (ПК-15); в аналитической деятельности: - способность осуществлять отбор источников достоверной информации, верифицировать полученную информацию и обрабатывать ее (ПК-16), способность комплексной оценки проблемной ситуации или процесса (ПК-17) 1.3. Форма проведения итогового междисциплинарного экзамена Итоговый междисциплинарный экзамен проводится в устной форме. Каждый экзаменационный билет состоит из трех вопросов, соответствующих различным направлениям политической науки (вопросы включаются в экзаменационный билет по следующему принципу: первый вопрос в билете – по дисциплине «Введение в политологию» «Политическая история России и зарубежных стран» или «Истории политических учений», второй вопрос в билете – по дисциплине «Политический анализ», «Технологии научной деятельности и методы политической науки», «Государственная политика и управление» или «Сравнительная политология», третий вопрос в билете – по дисциплине «Мировая политика и международные отношения», «Современная российская политика», «Политическая социология» или «Этнополитология и политическая конфликтология»).
Критерии оценки При проведении итогового экзамена по «Политологии» в письменной форме устанавливаются следующие критерии оценки знаний выпускников:
оценка 10 «отлично» – «блестяще» - глубокие исчерпывающие и убедительные знания всего программного материала, ясное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твердое и аргументированное знание основных положений смежных дисциплин: логически последовательные, содержательные, блестящие правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета; использование в полной мере в ответах на вопросы материалов всей рекомендованной литературы;
оценка 9 «отлично» - глубокие и исчерпывающие знания всего программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твердое знание основных положений смежных дисциплин: логически последовательные, содержательные, полные правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета; использование в необходимой мере в ответах на вопросы материалов всей рекомендованной литературы;
оценка 8 «отлично» «с минусом» - глубокие знания всего программного материала, понимание основ сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твердое знание большинства основных положений смежных дисциплин; логически последовательные, содержательные, полные правильные ответы на все вопросы экзаменационного билета; использование в определенной мере в ответах на вопросы материалов всей рекомендованной литературы;
оценка 7 «хорошо» «с плюсом» - твердые и достаточно полные знания всего программного материала, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы; оценка 6 «хорошо» «с минусом» - достаточно твердые и в определенной мере полные знания всего программного материала, правильное понимание основ сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; правильные и конкретные ответы на поставленные вопросы; оценка 5 «удовлетворительно» «твердая тройка» - твердое знание и понимание основных вопросов программы, правильные и конкретные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы, при ответах на вопросы основная рекомендованная литература использована недостаточно;
оценка 4 «удовлетворительно» «слабая тройка» - знание и понимание основных вопросов программы, правильные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы, при ответах на вопросы основная рекомендованная литература использована слабо;
оценка 3 «неудовлетворительно» - неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов.
оценка 2 «очень плохо» - неправильные ответы на оба основных вопроса, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов.
оценка 1 «отвратительно» - отсутствие ответа хотя бы на один из основных вопросов, непонимание сущности вопросов в экзаменационном билете.
Ответы экзаменующихся оцениваются экзаменационной комиссией, состоящей не менее чем из трех человек*. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТОЛОГИЮ Полития и политическое сообщество. Основные черты. Многозначность понятия «политика». Эволюция представлений о политике: основные этапы и парадигмы. Политика как деятельность государства. Политика как взаимодействие гражданского общества. Современные интерпретации политической сферы. Эволюция идей политики и развитие политической реальности. Многомерный характер политики. Основы системного подхода. Система и среда. Взаимодействие системы и среды. Открытие и закрытые системы. Политическая система как система властных отношений. Функции, компоненты и структура политической системы. Типологии политических систем. Политическая система: трактовки Д. Истона, Т.Парсонса, Г.Алмонда.
Реальную политику. Нравственность, мораль и политика. Основные воззрения на взаимоотношения нравственности и политик. Понятие и история прав человека. Типология прав человека. Проблема универсальности прав человека. Права человека и правозащитники. Права человека в международной политике. Правозащитные организации как система контроля соблюдения прав человека внутри страны. Международные правозащитные организации. Совет Европы и Европейский суд по правам человека. Институт Омбудсмана и Институт Уполномоченного по правам человека в России. История возникновения института омбудсмана в Швеции и его развитие в других европейских странах. Главные особенности института омбудсмана и его разновидности в различных странах. Защитник народа Испании и развитие института омбудсмана как Уполномоченного по правам человека. Национальные институты защиты прав человека: комиссии по правам человека и другие формы Рекомендуемая литература: 1. Категории политической науки. Учебник. / Рук. авторского коллектива – А.Ю.Мельвиль. – М.: МГИМО, РОССПЭН, 2002. – 656 с. 2. Алексеева Т.А. Современные политические теории: Курс лекций. – М.: МГИМО (У) МИД РФ: РОССПЭН, 2007. – 464 с. 3. Дегтярев А.А. Основы политической теории: Учеб. пособие / Ин-т "Открытое о-во". - М.: Высш. шк., 1998. - 239 с. 4. Политология. Учебник. / Под ред. В.А.Ачкасова, В.А.Гуторова. – М.: Юрайт-Издат, 2005 – 692 с. 5. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 477 с 6. Сунгуров А.Ю. Гражданское общество и его развитие в России. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «ЮТАС», 2008. – 128 с. Эволюция европейской государственности от сословной монархии к абсолютизму, от универсализма к партикуляризму. Французская революция 1789 г. и утверждение новых политических принципов. Война за независимость североамериканских колоний и создание США. Гражданская война в США как важный этап в формировании единого национального государства. Национально-освободительные движения в Европе в XIX в. Образование Германского государства. Объединение Италии.
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Политический анализ: основные понятия и определения. Зарождение и развитие политического анализа. Сферы применения политического анализа и прогнозирования в системе государственного управления. Политический анализ: особенности методологии: R- и Q-методологии. Принятие решения: роль политического анализа и прогнозирования в подготовке, принятии и реализации политических решений, в повышении эффективности управления. Цикл политического решения. Основные этапы осуществления политического анализа. Формулирование и анализ проблем. Концептуализация проблем. Операционализация проблем. Разработка программы исследования. Методы политического анализа: Социологический, нормативно-ценностный, системный, структурно-функциональный, институциональный, бихевиористский, сравнительный, исторический, демографический, антропологический, теория рационального выбора, дискурс-анализ. Эмпирические методы (статистический, наблюдение, опрос, эксперимент, моделирование, кибернетические, математические и др.) и границы их применимости в политическом исследовании. Метод SWOT в политической диагностике. Проведение case study. Интервью. Неструктурированное интервью. Организация прикладного политического исследования. Моделирование в политическом анализе. Политическое прогнозирование: объективные и субъективные методы. Основные принципы и этапы использования метода экспертных оценок при прогнозировании развития политических ситуаций. Метод интервью. Метод аналитически-экспертных оценок. Метод комиссии. Метод отнесенной экспертной оценки. Метод Дельфи. Разработка прогнозных сценариев политического процесса, их информационная база, вариантность, использование компьютерных моделей. Экстраполяция и интерполяция в прогнозировании политического развития. Метод исторической аналогии в политическом прогнозировании. Брейнсторминг. Прогноз с помощью регрессии. Линейная и нелинейная регрессия. Понятие политического риска, методики оценки его уровня. Профессия политического аналитика. Ролевые позиции (помощник, советник, консультант-технолог). Статусные позиции (технократ, политик, активист). Антрепренер. Ограничения организационно-политической среды. Ценностные конфликты – проблема лояльности.
Рекомендуемая литература: 1. Туронюк С.Г. Политический анализ. Курс лекций: Учеб. Пособие. – М.: Дело, 2005. – 360 с. 2. Мангейм Д.Б., Рич Р.К. Политология: Методы исследования / Пер. с англ., предисл. А.К.Соколова.- М.: Весь мир, 1997.- 544 с. 3. Симонов К. В. Политический анализ.- М.: Логос, 2002. 4. Боришполец К.П. Методы политических исследований: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 221 с. 5. Хогвуд В., Л.Ганн. Политическое прогнозирование // Вестник МГУ. Сер. 12. 1994. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ Тема 9. Политические режимы Политический режим как способ организации и функционирования власти. Типология режимов. Режимы традиционного, харизматического и рационально-правового господства. Соревновательные, полусоревновательные и авторитарные режимы. Демократия, охранительная демократия, модернизирующаяся олигархия, традиционная олигархия и тоталитаризм. Центробежные, центростремительные, деполитизированные и консоциативные режимы. Постоянные и непостоянные режимы. Военные режимы и их разновидности. Режим чрезвычайного положения. Революционные и переходные режимы. Конситуционные и неконституционные режимы. Президентский, полупрезидентский и парламентский режим. Режим личной власти, тоталитарный и диктаторский режим. Раздел 5. Страноведение. Тема 17. Страноведение. Сравнение политических систем различных государств: параметры сравнения. Возможности использования опыта одних стран другими. Политическая система России. Возможные сценарии развития. Политическая система Англии. Политическая система Китая. Политическая система США.
Рекомендуемая литература: 1. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. – М.: Аспект Пресс, 2002. - 537 с. 2. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. Пер. с франц. - М.: Текст, 1993. - 303 с. 3. Ачкасов В. А. Сравнительная политология. М., Аспект Пресс, 2011. 4. Гельман В. Я. Постсоветские политические трансформации: наброски к теории // Общественные науки и современность. – 2001. - №1. - С. 55-69. 5. Голосов Г. В. Сравнительная политология. - СПб., 2001. 6. Голосов Г. В. Электоральный авторитаризм // Pro et Contra. (http://www.irena.org.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=694&Itemid=494 7. Голосов Г.В., Мелешкина Е.Ю. Политические партии и выборы. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во «Борей-Арт», 2001. – 164 с. 8. Голосов Г. В. Мир партийных систем и партийные системы мира. 9. Даль Р. Введение в теорию демократии. - М.: Наука: СП "Квадрат", 1992. - 156 с. 10. Даль Р. Полиархия: участие и оппозиция. Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2010. 11. Дюверже М. Политические партии. - М.: Академический проект, 2000. - 558 с. 12. Лейпхарт А. Многосоставные общества и демократические режимы // Полис. – 1992. - № 1-2. - С. 217-225. 13. Мэр П. Сравнительная политология: общие проблемы/ Политическая наука: новые направления. М.: 1999. 14. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1998. 15. Перегудов С. П., Лапина Н. Ю., Семененко И. С. Группы интересов и российской государство. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 352 с. 16. Публичная политика: вопросы мягкой безопасности в Балтийском регионе. Под ред. М.Б.Горного, СПб.: Норма, 2004. 17. Ровдо В. В.. Сравнительная политология. Ч. 1. Вильнюс-Москва, ЕГУ, 2007, Ч.2, 2009. 18. Россия регионов: трансформация политических режимов / Общ. ред. В.Гельман, С.Рыженков, М.Бри. М.: «Весь Мир», 2000. 19. Сморгунов Л. В. Сравнительная политология: Теория и методология измерения демократии. СПб.: Изд. СПб университета, 1999. 20. Теория и методы в современной политической науке: Первая попытка теоретического синтеза / Под ред. С.У. Ларсена. М.: РОССПЭН, 2009. 21. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. - М.: Интерпракс, 1995. - 293 с. 22. Шапиро И. Бегство от реальности в гуманитарных науках. Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2011.
Тема 6. Судебная власть Проблема “верховенства права” в России и дилеммы правовых реформ. Суд, прокуратура и адвокатура в советский период. Судебная реформа в России и ее проблемы. Формирование арбитражных судов, судов присяжных. Конституционный Суд в российской политике. “Дело КПСС”. Роль Конституционного Суда в событиях 1993 года. Практика Конституционного Суда после 1995 года. “ Чеченское дело”.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению «Политология» подготовки бакалавра
Санкт-Петербург, 2014 ВВЕДЕНИЕ 1.1. Основная тематика, включаемая в итоговый междисциплинарный экзамен Итоговый междисциплинарный экзамен по направлению «Политология» включает тематику следующихдисциплин профессионального цикла по направлению: - Введение в политологию; - Политическая история России и зарубежных стран; - История политических учений; - Политический анализ; - Технологии научной деятельности и методы политической науки; - Государственная политика и управление; - Сравнительная политология; - Мировая политика и международные отношения; - Современная российская политика; - Политическая социология; - Этнополитология и политическая конфликтология. 1.2. Требования к бакалавру по направлению «Политология», предусмотренные образовательным стандартом НИУ ВШЭ Выпускник по направлению подготовки «Политология» с квалификацией (степенью) бакалавр в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности должен обладать следующими компетенциями: а) универсальными: общенаучными (ОНК): - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОНК–1); - умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОНК-2); - умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОНК-3); - использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОНК-4); - способность создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОНК-5); - знание мировых исторических процессов, понимание причин и движущих сил исторических процессов (ОНК-6); - способность применять математические методы анализа к социальным, политическим и экономическим явлениям (ОНК-7). инструментальными (ИК): - владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ИК-1); - способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ИК-2); - владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации (ИК-3); социально-личностными и общекультурными (СЛК): - знание своих прав и обязанностей как гражданина своей страны; умение использовать Конституцию, Гражданский Кодекс, другие правовые документы в своей деятельности, готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (СЛК-1). - знание культурных традиций, готовность толерантно воспринимать социальные и культурные различия (СЛК-2); - осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (СЛК-3); - готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (СЛК-4); - способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (СЛК-5); - способность к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к социальной мобильности (СЛК-6); - владение средствами самостоятельного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (СЛК–7); - способность использования основ защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, основных мер по ликвидации их последствий, способность к общей оценке условий безопасности жизнедеятельности (СЛК-8).
б) профессиональными: в научно-исследовательской деятельности: - владение навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами анализа и интерпретации представлений о политике, государстве и власти, владение методами сбора и первичной обработки политической информации, методами и методиками политического анализа и прогнозирования (ПК-1); - способность к участию в исследовательском процессе, использованию методов современной политической науки и их применению в политологических исследованиях (ПК-2); - владение методологией анализа современных политических доктрин и теорий (ПК-3), - знание основных этапов и характеристик политической истории России и зарубежных стран, особенностей исторических традиций в политическом развитии, владение навыками политического анализа исторического прошлого (ПК-4), - знание основных учений и концепций мировой и отечественной политической мысли, способность работать с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями (ПК-5), - владение основными теоретико-методологическими подходами в политической компаративистике, знание современных школ и концепций в сравнительной политологии, способность осуществлять сравнительный анализ политических систем и институтов (ПК-6), - понимание закономерностей политического поведения, понимание процессов формирования убеждений и мотивов поведения в политике, массовых политических настроений и личностных особенностей политиков (ПК-7), - понимание основных закономерностей и тенденций мирового и российского политического процесса, понимание процессов глобализации и их влияния на современные международные отношения (ПК-8), - понимание методов принятия и реализации политических решений, готовность осуществлять поддержку лицам, принимающим политические решения, способность применять политические технологии, владение навыками политического консалтинга (ПК-9). в организационно-управленческой деятельности: - способность к участию в организации управленческих процессов в органах власти, в аппарате политических партий и общественно-политических объединений, органах местного самоуправления (ПК-10); - способность к участию в проведении политических кампаний, к использованию знаний об избирательных технологиях и других видах политической мобилизации (ПК-11); - владение методиками социологического, политологического и политико-психологического анализа, подготовки справочного материала для аналитических разработок (ПК-12); - способность рационально организовать и планировать деятельность в организации (ПК-13); - способность к ведению деловой переписки (ПК-14). в проектной деятельности: - способность использовать знания о политической диагностике, участвовать в работе по описанию, прогнозированию проблемных ситуаций и управлению политическими процессами (ПК-15); в аналитической деятельности: - способность осуществлять отбор источников достоверной информации, верифицировать полученную информацию и обрабатывать ее (ПК-16), способность комплексной оценки проблемной ситуации или процесса (ПК-17) 1.3. Форма проведения итогового междисциплинарного экзамена Итоговый междисциплинарный экзамен проводится в устной форме. Каждый экзаменационный билет состоит из трех вопросов, соответствующих различным направлениям политической науки (вопросы включаются в экзаменационный билет по следующему принципу: первый вопрос в билете – по дисциплине «Введение в политологию» «Политическая история России и зарубежных стран» или «Истории политических учений», второй вопрос в билете – по дисциплине «Политический анализ», «Технологии научной деятельности и методы политической науки», «Государственная политика и управление» или «Сравнительная политология», третий вопрос в билете – по дисциплине «Мировая политика и международные отношения», «Современная российская политика», «Политическая социология» или «Этнополитология и политическая конфликтология»).
Критерии оценки При проведении итогового экзамена по «Политологии» в письменной форме устанавливаются следующие критерии оценки знаний выпускников:
оценка 10 «отлично» – «блестяще» - глубокие исчерпывающие и убедительные знания всего программного материала, ясное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твердое и аргументированное знание основных положений смежных дисциплин: логически последовательные, содержательные, блестящие правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета; использование в полной мере в ответах на вопросы материалов всей рекомендованной литературы;
оценка 9 «отлично» - глубокие и исчерпывающие знания всего программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твердое знание основных положений смежных дисциплин: логически последовательные, содержательные, полные правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета; использование в необходимой мере в ответах на вопросы материалов всей рекомендованной литературы;
оценка 8 «отлично» «с минусом» - глубокие знания всего программного материала, понимание основ сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твердое знание большинства основных положений смежных дисциплин; логически последовательные, содержательные, полные правильные ответы на все вопросы экзаменационного билета; использование в определенной мере в ответах на вопросы материалов всей рекомендованной литературы;
оценка 7 «хорошо» «с плюсом» - твердые и достаточно полные знания всего программного материала, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы; оценка 6 «хорошо» «с минусом» - достаточно твердые и в определенной мере полные знания всего программного материала, правильное понимание основ сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; правильные и конкретные ответы на поставленные вопросы; оценка 5 «удовлетворительно» «твердая тройка» - твердое знание и понимание основных вопросов программы, правильные и конкретные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы, при ответах на вопросы основная рекомендованная литература использована недостаточно;
оценка 4 «удовлетворительно» «слабая тройка» - знание и понимание основных вопросов программы, правильные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы, при ответах на вопросы основная рекомендованная литература использована слабо;
оценка 3 «неудовлетворительно» - неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов.
оценка 2 «очень плохо» - неправильные ответы на оба основных вопроса, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов.
оценка 1 «отвратительно» - отсутствие ответа хотя бы на один из основных вопросов, непонимание сущности вопросов в экзаменационном билете.
Ответы экзаменующихся оцениваются экзаменационной комиссией, состоящей не менее чем из трех человек*. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТОЛОГИЮ Тема 1. Политическая теория как наука (институционализм, теория рационального выбора, бихевиоризм). Критерии научного знания. Возможно ли научное знание о политике? Специфика политологического знания. Периоды развития политической науки. Изучение политики в Новое время и в эпоху Просвещения. Классический период. Макс Вебер и современная политическая наука. Институционализм: формально-легальный и историко-компаративистский подходы. Теория рационального выбора. Бихевиоризм. Возрождение нормативной политическое теории.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.192 (0.018 с.) |