Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Политическая теория как Наука (институционализм, теория рационального выбора, бихевиоризм).

Поиск

Программа

итогового междисциплинарного экзамена

по направлению «Политология»

подготовки бакалавра

 

Санкт-Петербург, 2014


ВВЕДЕНИЕ

1.1. Основная тематика, включаемая в итоговый междисциплинарный экзамен

Итоговый междисциплинарный экзамен по направлению «Политология» включает тематику следующихдисциплин профессионального цикла по направлению:

- Введение в политологию;

- Политическая история России и зарубежных стран;

- История политических учений;

- Политический анализ;

- Технологии научной деятельности и методы политической науки;

- Государственная политика и управление;

- Сравнительная политология;

- Мировая политика и международные отношения;

- Современная российская политика;

- Политическая социология;

- Этнополитология и политическая конфликтология.

1.2. Требования к бакалавру по направлению «Политология», предусмотренные образовательным стандартом НИУ ВШЭ

Выпускник по направлению подготовки «Политология» с квалификацией (степенью) бакалавр в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности должен обладать следующими компетенциями:

а) универсальными:

общенаучными (ОНК):

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОНК–1);

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОНК-2);

- умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОНК-3);

- использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОНК-4);

- способность создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОНК-5);

- знание мировых исторических процессов, понимание причин и движущих сил исторических процессов (ОНК-6);

- способность применять математические методы анализа к социальным, политическим и экономическим явлениям (ОНК-7).

инструментальными (ИК):

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ИК-1);

- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ИК-2);

- владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации (ИК-3);

социально-личностными и общекультурными (СЛК):

- знание своих прав и обязанностей как гражданина своей страны; умение использовать Конституцию, Гражданский Кодекс, другие правовые документы в своей деятельности, готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (СЛК-1).

- знание культурных традиций, готовность толерантно воспринимать социальные и культурные различия (СЛК-2);

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (СЛК-3);

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (СЛК-4);

- способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (СЛК-5);

- способность к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к социальной мобильности (СЛК-6);

- владение средствами самостоятельного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (СЛК–7);

- способность использования основ защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, основных мер по ликвидации их последствий, способность к общей оценке условий безопасности жизнедеятельности (СЛК-8).

 

б) профессиональными:

в научно-исследовательской деятельности:

- владение навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами анализа и интерпретации представлений о политике, государстве и власти, владение методами сбора и первичной обработки политической информации, методами и методиками политического анализа и прогнозирования (ПК-1);

- способность к участию в исследовательском процессе, использованию методов современной политической науки и их применению в политологических исследованиях (ПК-2);

- владение методологией анализа современных политических доктрин и теорий (ПК-3),

- знание основных этапов и характеристик политической истории России и зарубежных стран, особенностей исторических традиций в политическом развитии, владение навыками политического анализа исторического прошлого (ПК-4),

- знание основных учений и концепций мировой и отечественной политической мысли, способность работать с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями (ПК-5),

- владение основными теоретико-методологическими подходами в политической компаративистике, знание современных школ и концепций в сравнительной политологии, способность осуществлять сравнительный анализ политических систем и институтов (ПК-6),

- понимание закономерностей политического поведения, понимание процессов формирования убеждений и мотивов поведения в политике, массовых политических настроений и личностных особенностей политиков (ПК-7),

- понимание основных закономерностей и тенденций мирового и российского политического процесса, понимание процессов глобализации и их влияния на современные международные отношения (ПК-8),

- понимание методов принятия и реализации политических решений, готовность осуществлять поддержку лицам, принимающим политические решения, способность применять политические технологии, владение навыками политического консалтинга (ПК-9).

в организационно-управленческой деятельности:

- способность к участию в организации управленческих процессов в органах власти, в аппарате политических партий и общественно-политических объединений, органах местного самоуправления (ПК-10);

- способность к участию в проведении политических кампаний, к использованию знаний об избирательных технологиях и других видах политической мобилизации (ПК-11);

- владение методиками социологического, политологического и политико-психологического анализа, подготовки справочного материала для аналитических разработок (ПК-12);

- способность рационально организовать и планировать деятельность в организации (ПК-13);

- способность к ведению деловой переписки (ПК-14).

в проектной деятельности:

- способность использовать знания о политической диагностике, участвовать в работе по описанию, прогнозированию проблемных ситуаций и управлению политическими процессами (ПК-15);

в аналитической деятельности:

- способность осуществлять отбор источников достоверной информации, верифицировать полученную информацию и обрабатывать ее (ПК-16),

способность комплексной оценки проблемной ситуации или процесса (ПК-17)

1.3. Форма проведения итогового междисциплинарного экзамена

Итоговый междисциплинарный экзамен проводится в устной форме. Каждый экзаменационный билет состоит из трех вопросов, соответствующих различным направлениям политической науки (вопросы включаются в экзаменационный билет по следующему принципу: первый вопрос в билете – по дисциплине «Введение в политологию» «Политическая история России и зарубежных стран» или «Истории политических учений», второй вопрос в билете – по дисциплине «Политический анализ», «Технологии научной деятельности и методы политической науки», «Государственная политика и управление» или «Сравнительная политология», третий вопрос в билете – по дисциплине «Мировая политика и международные отношения», «Современная российская политика», «Политическая социология» или «Этнополитология и политическая конфликтология»).

 

Критерии оценки

При проведении итогового экзамена по «Политологии» в письменной форме устанавливаются следующие критерии оценки знаний выпускников:

 

оценка 10 «отлично» – «блестяще» - глубокие исчерпывающие и убедительные знания всего программного материала, ясное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твердое и аргументированное знание основных положений смежных дисциплин: логически последовательные, содержательные, блестящие правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета; использование в полной мере в ответах на вопросы материалов всей рекомендованной литературы;

 

оценка 9 «отлично» - глубокие и исчерпывающие знания всего программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твердое знание основных положений смежных дисциплин: логически последовательные, содержательные, полные правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета; использование в необходимой мере в ответах на вопросы материалов всей рекомендованной литературы;

 

оценка 8 «отлично» «с минусом» - глубокие знания всего программного материала, понимание основ сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твердое знание большинства основных положений смежных дисциплин; логически последовательные, содержательные, полные правильные ответы на все вопросы экзаменационного билета; использование в определенной мере в ответах на вопросы материалов всей рекомендованной литературы;

 

оценка 7 «хорошо» «с плюсом» - твердые и достаточно полные знания всего программного материала, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы;

оценка 6 «хорошо» «с минусом» - достаточно твердые и в определенной мере полные знания всего программного материала, правильное понимание основ сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; правильные и конкретные ответы на поставленные вопросы;

оценка 5 «удовлетворительно» «твердая тройка» - твердое знание и понимание основных вопросов программы, правильные и конкретные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы, при ответах на вопросы основная рекомендованная литература использована недостаточно;

 

оценка 4 «удовлетворительно» «слабая тройка» - знание и понимание основных вопросов программы, правильные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы, при ответах на вопросы основная рекомендованная литература использована слабо;

 

оценка 3 «неудовлетворительно» - неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов.

 

оценка 2 «очень плохо» - неправильные ответы на оба основных вопроса, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов.

 

оценка 1 «отвратительно» - отсутствие ответа хотя бы на один из основных вопросов, непонимание сущности вопросов в экзаменационном билете.

 

Ответы экзаменующихся оцениваются экзаменационной комиссией, состоящей не менее чем из трех человек*.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТОЛОГИЮ

Полития и политическое сообщество. Основные черты. Многозначность понятия «политика». Эволюция представлений о политике: основные этапы и парадигмы. Политика как деятельность государства. Политика как взаимодействие гражданского общества. Современные интерпретации политической сферы. Эволюция идей политики и развитие политической реальности. Многомерный характер политики. Основы системного подхода. Система и среда. Взаимодействие системы и среды. Открытие и закрытые системы. Политическая система как система властных отношений. Функции, компоненты и структура политической системы. Типологии политических систем. Политическая система: трактовки Д. Истона, Т.Парсонса, Г.Алмонда.

 

 

Реальную политику.

Нравственность, мораль и политика. Основные воззрения на взаимоотношения нравственности и политик. Понятие и история прав человека. Типология прав человека. Проблема универсальности прав человека. Права человека и правозащитники. Права человека в международной политике.

Правозащитные организации как система контроля соблюдения прав человека внутри страны. Международные правозащитные организации. Совет Европы и Европейский суд по правам человека.

Институт Омбудсмана и Институт Уполномоченного по правам человека в России. История возникновения института омбудсмана в Швеции и его развитие в других европейских странах. Главные особенности института омбудсмана и его разновидности в различных странах. Защитник народа Испании и развитие института омбудсмана как Уполномоченного по правам человека. Национальные институты защиты прав человека: комиссии по правам человека и другие формы

Рекомендуемая литература:

1. Категории политической науки. Учебник. / Рук. авторского коллектива – А.Ю.Мельвиль. – М.: МГИМО, РОССПЭН, 2002. – 656 с.

2. Алексеева Т.А. Современные политические теории: Курс лекций. – М.: МГИМО (У) МИД РФ: РОССПЭН, 2007. – 464 с.

3. Дегтярев А.А. Основы политической теории: Учеб. пособие / Ин-т "Открытое о-во". - М.: Высш. шк., 1998. - 239 с.

4. Политология. Учебник. / Под ред. В.А.Ачкасова, В.А.Гуторова. – М.: Юрайт-Издат, 2005 – 692 с.

5. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 477 с

6. Сунгуров А.Ю. Гражданское общество и его развитие в России. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «ЮТАС», 2008. – 128 с.

Эволюция европейской государственности от сословной монархии к абсолютизму, от универсализма к партикуляризму. Французская революция 1789 г. и утверждение новых политических принципов. Война за независимость североамериканских колоний и создание США. Гражданская война в США как важный этап в формировании единого национального государства. Национально-освободительные движения в Европе в XIX в. Образование Германского государства. Объединение Италии.

 

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Политический анализ: основные понятия и определения. Зарождение и развитие политического анализа. Сферы применения политического анализа и прогнозирования в системе государственного управления. Политический анализ: особенности методологии: R- и Q-методологии. Принятие решения: роль политического анализа и прогнозирования в подготовке, принятии и реализации политических решений, в повышении эффективности управления. Цикл политического решения. Основные этапы осуществления политического анализа. Формулирование и анализ проблем. Концептуализация проблем. Операционализация проблем. Разработка программы исследования. Методы политического анализа: Социологический, нормативно-ценностный, системный, структурно-функциональный, институциональный, бихевиористский, сравнительный, исторический, демографический, антропологический, теория рационального выбора, дискурс-анализ. Эмпирические методы (статистический, наблюдение, опрос, эксперимент, моделирование, кибернетические, математические и др.) и границы их применимости в политическом исследовании. Метод SWOT в политической диагностике. Проведение case study. Интервью. Неструктурированное интервью. Организация прикладного политического исследования.

Моделирование в политическом анализе. Политическое прогнозирование: объективные и субъективные методы. Основные принципы и этапы использования метода экспертных оценок при прогнозировании развития политических ситуаций. Метод интервью. Метод аналитически-экспертных оценок. Метод комиссии. Метод отнесенной экспертной оценки. Метод Дельфи. Разработка прогнозных сценариев политического процесса, их информационная база, вариантность, использование компьютерных моделей. Экстраполяция и интерполяция в прогнозировании политического развития. Метод исторической аналогии в политическом прогнозировании. Брейнсторминг. Прогноз с помощью регрессии. Линейная и нелинейная регрессия. Понятие политического риска, методики оценки его уровня. Профессия политического аналитика. Ролевые позиции (помощник, советник, консультант-технолог). Статусные позиции (технократ, политик, активист). Антрепренер. Ограничения организационно-политической среды. Ценностные конфликты – проблема лояльности.

 

Рекомендуемая литература:

1. Туронюк С.Г. Политический анализ. Курс лекций: Учеб. Пособие. – М.: Дело, 2005. – 360 с.

2. Мангейм Д.Б., Рич Р.К. Политология: Методы исследования / Пер. с англ., предисл. А.К.Соколова.- М.: Весь мир, 1997.- 544 с.

3. Симонов К. В. Политический анализ.- М.: Логос, 2002.

4. Боришполец К.П. Методы политических исследований: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 221 с.

5. Хогвуд В., Л.Ганн. Политическое прогнозирование // Вестник МГУ. Сер. 12. 1994.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ

Тема 9. Политические режимы

Политический режим как способ организации и функционирования власти. Типология режимов. Режимы традиционного, харизматического и рационально-правового господства. Соревновательные, полусоревновательные и авторитарные режимы. Демократия, охранительная демократия, модернизирующаяся олигархия, традиционная олигархия и тоталитаризм. Центробежные, центростремительные, деполитизированные и консоциативные режимы. Постоянные и непостоянные режимы. Военные режимы и их разновидности. Режим чрезвычайного положения. Революционные и переходные режимы. Конситуционные и неконституционные режимы. Президентский, полупрезидентский и парламентский режим. Режим личной власти, тоталитарный и диктаторский режим.

Раздел 5. Страноведение.

Тема 17. Страноведение.

Сравнение политических систем различных государств: параметры сравнения. Возможности использования опыта одних стран другими. Политическая система России. Возможные сценарии развития. Политическая система Англии. Политическая система Китая. Политическая система США.

 

Рекомендуемая литература:

1. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. – М.: Аспект Пресс, 2002. - 537 с.

2. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. Пер. с франц. - М.: Текст, 1993. - 303 с.

3. Ачкасов В. А. Сравнительная политология. М., Аспект Пресс, 2011.

4. Гельман В. Я. Постсоветские политические трансформации: наброски к теории // Общественные науки и современность. – 2001. - №1. - С. 55-69.

5. Голосов Г. В. Сравнительная политология. - СПб., 2001.

6. Голосов Г. В. Электоральный авторитаризм // Pro et Contra. (http://www.irena.org.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=694&Itemid=494

7. Голосов Г.В., Мелешкина Е.Ю. Политические партии и выборы. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во «Борей-Арт», 2001. – 164 с.

8. Голосов Г. В. Мир партийных систем и партийные системы мира.

9. Даль Р. Введение в теорию демократии. - М.: Наука: СП "Квадрат", 1992. - 156 с.

10. Даль Р. Полиархия: участие и оппозиция. Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2010.

11. Дюверже М. Политические партии. - М.: Академический проект, 2000. - 558 с.

12. Лейпхарт А. Многосоставные общества и демократические режимы // Полис. – 1992. - № 1-2. - С. 217-225.

13. Мэр П. Сравнительная политология: общие проблемы/ Политическая наука: новые направления. М.: 1999.

14. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1998.

15. Перегудов С. П., Лапина Н. Ю., Семененко И. С. Группы интересов и российской государство. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 352 с.

16. Публичная политика: вопросы мягкой безопасности в Балтийском регионе. Под ред.

М.Б.Горного, СПб.: Норма, 2004.

17. Ровдо В. В.. Сравнительная политология. Ч. 1. Вильнюс-Москва, ЕГУ, 2007, Ч.2, 2009.

18. Россия регионов: трансформация политических режимов / Общ. ред. В.Гельман, С.Рыженков, М.Бри. М.: «Весь Мир», 2000.

19. Сморгунов Л. В. Сравнительная политология: Теория и методология измерения демократии. СПб.: Изд. СПб университета, 1999.

20. Теория и методы в современной политической науке: Первая попытка теоретического синтеза / Под ред. С.У. Ларсена. М.: РОССПЭН, 2009.

21. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. - М.: Интерпракс, 1995. - 293 с.

22. Шапиро И. Бегство от реальности в гуманитарных науках. Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2011.

 

Тема 6. Судебная власть

Проблема “верховенства права” в России и дилеммы правовых реформ. Суд, прокуратура и адвокатура в советский период. Судебная реформа в России и ее проблемы. Формирование арбитражных судов, судов присяжных. Конституционный Суд в российской политике. “Дело КПСС”. Роль Конституционного Суда в событиях 1993 года. Практика Конституционного Суда после 1995 года. “ Чеченское дело”.

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Программа

итогового междисциплинарного экзамена

по направлению «Политология»

подготовки бакалавра

 

Санкт-Петербург, 2014


ВВЕДЕНИЕ

1.1. Основная тематика, включаемая в итоговый междисциплинарный экзамен

Итоговый междисциплинарный экзамен по направлению «Политология» включает тематику следующихдисциплин профессионального цикла по направлению:

- Введение в политологию;

- Политическая история России и зарубежных стран;

- История политических учений;

- Политический анализ;

- Технологии научной деятельности и методы политической науки;

- Государственная политика и управление;

- Сравнительная политология;

- Мировая политика и международные отношения;

- Современная российская политика;

- Политическая социология;

- Этнополитология и политическая конфликтология.

1.2. Требования к бакалавру по направлению «Политология», предусмотренные образовательным стандартом НИУ ВШЭ

Выпускник по направлению подготовки «Политология» с квалификацией (степенью) бакалавр в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности должен обладать следующими компетенциями:

а) универсальными:

общенаучными (ОНК):

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОНК–1);

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОНК-2);

- умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОНК-3);

- использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОНК-4);

- способность создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОНК-5);

- знание мировых исторических процессов, понимание причин и движущих сил исторических процессов (ОНК-6);

- способность применять математические методы анализа к социальным, политическим и экономическим явлениям (ОНК-7).

инструментальными (ИК):

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ИК-1);

- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ИК-2);

- владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации (ИК-3);

социально-личностными и общекультурными (СЛК):

- знание своих прав и обязанностей как гражданина своей страны; умение использовать Конституцию, Гражданский Кодекс, другие правовые документы в своей деятельности, готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (СЛК-1).

- знание культурных традиций, готовность толерантно воспринимать социальные и культурные различия (СЛК-2);

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (СЛК-3);

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (СЛК-4);

- способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (СЛК-5);

- способность к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к социальной мобильности (СЛК-6);

- владение средствами самостоятельного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (СЛК–7);

- способность использования основ защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, основных мер по ликвидации их последствий, способность к общей оценке условий безопасности жизнедеятельности (СЛК-8).

 

б) профессиональными:

в научно-исследовательской деятельности:

- владение навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами анализа и интерпретации представлений о политике, государстве и власти, владение методами сбора и первичной обработки политической информации, методами и методиками политического анализа и прогнозирования (ПК-1);

- способность к участию в исследовательском процессе, использованию методов современной политической науки и их применению в политологических исследованиях (ПК-2);

- владение методологией анализа современных политических доктрин и теорий (ПК-3),

- знание основных этапов и характеристик политической истории России и зарубежных стран, особенностей исторических традиций в политическом развитии, владение навыками политического анализа исторического прошлого (ПК-4),

- знание основных учений и концепций мировой и отечественной политической мысли, способность работать с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями (ПК-5),

- владение основными теоретико-методологическими подходами в политической компаративистике, знание современных школ и концепций в сравнительной политологии, способность осуществлять сравнительный анализ политических систем и институтов (ПК-6),

- понимание закономерностей политического поведения, понимание процессов формирования убеждений и мотивов поведения в политике, массовых политических настроений и личностных особенностей политиков (ПК-7),

- понимание основных закономерностей и тенденций мирового и российского политического процесса, понимание процессов глобализации и их влияния на современные международные отношения (ПК-8),

- понимание методов принятия и реализации политических решений, готовность осуществлять поддержку лицам, принимающим политические решения, способность применять политические технологии, владение навыками политического консалтинга (ПК-9).

в организационно-управленческой деятельности:

- способность к участию в организации управленческих процессов в органах власти, в аппарате политических партий и общественно-политических объединений, органах местного самоуправления (ПК-10);

- способность к участию в проведении политических кампаний, к использованию знаний об избирательных технологиях и других видах политической мобилизации (ПК-11);

- владение методиками социологического, политологического и политико-психологического анализа, подготовки справочного материала для аналитических разработок (ПК-12);

- способность рационально организовать и планировать деятельность в организации (ПК-13);

- способность к ведению деловой переписки (ПК-14).

в проектной деятельности:

- способность использовать знания о политической диагностике, участвовать в работе по описанию, прогнозированию проблемных ситуаций и управлению политическими процессами (ПК-15);

в аналитической деятельности:

- способность осуществлять отбор источников достоверной информации, верифицировать полученную информацию и обрабатывать ее (ПК-16),

способность комплексной оценки проблемной ситуации или процесса (ПК-17)

1.3. Форма проведения итогового междисциплинарного экзамена

Итоговый междисциплинарный экзамен проводится в устной форме. Каждый экзаменационный билет состоит из трех вопросов, соответствующих различным направлениям политической науки (вопросы включаются в экзаменационный билет по следующему принципу: первый вопрос в билете – по дисциплине «Введение в политологию» «Политическая история России и зарубежных стран» или «Истории политических учений», второй вопрос в билете – по дисциплине «Политический анализ», «Технологии научной деятельности и методы политической науки», «Государственная политика и управление» или «Сравнительная политология», третий вопрос в билете – по дисциплине «Мировая политика и международные отношения», «Современная российская политика», «Политическая социология» или «Этнополитология и политическая конфликтология»).

 

Критерии оценки

При проведении итогового экзамена по «Политологии» в письменной форме устанавливаются следующие критерии оценки знаний выпускников:

 

оценка 10 «отлично» – «блестяще» - глубокие исчерпывающие и убедительные знания всего программного материала, ясное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твердое и аргументированное знание основных положений смежных дисциплин: логически последовательные, содержательные, блестящие правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета; использование в полной мере в ответах на вопросы материалов всей рекомендованной литературы;

 

оценка 9 «отлично» - глубокие и исчерпывающие знания всего программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твердое знание основных положений смежных дисциплин: логически последовательные, содержательные, полные правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета; использование в необходимой мере в ответах на вопросы материалов всей рекомендованной литературы;

 

оценка 8 «отлично» «с минусом» - глубокие знания всего программного материала, понимание основ сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твердое знание большинства основных положений смежных дисциплин; логически последовательные, содержательные, полные правильные ответы на все вопросы экзаменационного билета; использование в определенной мере в ответах на вопросы материалов всей рекомендованной литературы;

 

оценка 7 «хорошо» «с плюсом» - твердые и достаточно полные знания всего программного материала, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы;

оценка 6 «хорошо» «с минусом» - достаточно твердые и в определенной мере полные знания всего программного материала, правильное понимание основ сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; правильные и конкретные ответы на поставленные вопросы;

оценка 5 «удовлетворительно» «твердая тройка» - твердое знание и понимание основных вопросов программы, правильные и конкретные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы, при ответах на вопросы основная рекомендованная литература использована недостаточно;

 

оценка 4 «удовлетворительно» «слабая тройка» - знание и понимание основных вопросов программы, правильные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы, при ответах на вопросы основная рекомендованная литература использована слабо;

 

оценка 3 «неудовлетворительно» - неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов.

 

оценка 2 «очень плохо» - неправильные ответы на оба основных вопроса, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов.

 

оценка 1 «отвратительно» - отсутствие ответа хотя бы на один из основных вопросов, непонимание сущности вопросов в экзаменационном билете.

 

Ответы экзаменующихся оцениваются экзаменационной комиссией, состоящей не менее чем из трех человек*.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТОЛОГИЮ

Тема 1. Политическая теория как наука (институционализм, теория рационального выбора, бихевиоризм).

Критерии научного знания. Возможно ли научное знание о политике? Специфика политологического знания. Периоды развития политической науки. Изучение политики в Новое время и в эпоху Просвещения. Классический период. Макс Вебер и современная политическая наука. Институционализм: формально-легальный и историко-компаративистский подходы. Теория рационального выбора. Бихевиоризм. Возрождение нормативной политическое теории.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.192 (0.018 с.)