Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура европейского права.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сочетание элементов и начал межнационального и наднационального правотворчества и сложность внутренней структуры Европейского Союза обуславливают своеобразие европейского права. В нем отчетливо прослеживаются нормы, обязанные своим происхождением международно-правовому сотрудничеству государств, и нормы, которые формируются автономно его институтами. Создание этих последних основано на уполномочии, полученном в результате учреждения Сообществ и Союза. Их формированию способствует также осуществление юрисдикци-онных полномочий судебными органами ЕС. С точки зрения условий и порядка формирования и места, занимаемого в общей иерархии норм европейского права, все они подразделяются на три, хотя и не вполне равные по объему и значимости, группы: нормы первичного (или основополагающего) права, нормы вторичного (или производного) права, нормы третичного (или дополнительного) права. Европейские сообщества и Европейский Союз созданы и функционируют на основе учредительных договоров, наследником и правопреемником которых должна стать Конституция ЕС после вступления в силу. Сами эти договоры были выработаны в результате сотрудничества между государствами-учредителями, подписаны должным образом уполномоченными представителями соответствующих государств, ратифицированы каждым из государств-членов на основе процедур, предусмотренных национальным законодательством. Главная отличительная особенность учредительных договоров, отличающая их от иных международно-правовых актов, состоит в том, что они непосредственно порождают права и обязанности не только для государств-участи и ков и институтов ЕС, но и для частных лиц (физических и юридических), находящихся под юрисдикцией государств-членов. Правовые нормы, закрепленные в учредительных договорах и новом конституционном договоре, их заменяющем, образуют конститутивную основу — фундаментальную базу Сообществ и Союза. Они в своей совокупности получили наименование первичного права. Нормы первичного права образуют первооснову правовой системы ЕС. К категории первичных правовых актов примыкает и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Учредительные акты определяют основные параметры европейского права, его особенности, условия формирования и порядок применения. Используя содержательный критерий, нормы первичного права вполне соотносимы с национальными конституционно-правовыми установлениями. Их появление в значительной мере сравнимо с проекцией правомочий учредительной власти, принимающей и изменяющей основной закон. Носителями такой учредительной власти выступают в данном случае суверенные государства, образующие интеграционные объединения. Наконец, существующее сходство подтверждается и совпадающими параметрами формально-правового порядка. Нормы первичного права обладают безусловным верховенством по отношению к нормам вторичного и в значительной мере третичного права1. Для их изменения и пересмотра установлена особо сложная процедура. Она предусматривает проведение соответствующей межправительственной конференции для внесения изменений и требует единогласной ратификации актов, вносящих изменения, государствами-членами. Материальные и процессуальные особенности этих актов дали основание как доктрине, так и Суду ЕС квалифицировать учредительные договоры еще до выработки конституционного договора в качестве конституционной хартии, сравнимой с основным законом государства. Такая трактовка была подтверждена Судом ЕС, в частности, в заключении от 14 декабря 1991 г. по вопросу о соответствии учредительным актам проекта Договора о создании Европейского экономического пространства. На базе правовых установлений первичного права формируются и вводятся в действие нормы вторичного права. Вторичное право образуют те правовые нормы, которые издаются в качестве юридически обязательных предписаний институтами Европейского Союза и которые регулируют в рамках юрисдикции Союза отношения между субъектами права ЕС. Издаваемые институтами Союза, они обязательны как для частных лиц (физических и юридических), так и для государств-членов и институтов ЕС. Нормы вторичного права ЕС, выработанные на основе первичного, создаются автономно и принимаются институтами Европейского Союза. Они действуют и применяются в рамках Сообществ и Союза в соответствии с целями и принципами последних и в пределах их юрисдикции. Именно нормы вторичного права обеспечивают реальное функционирование интеграционных объединений и их институтов, достижение целей и решение задач, стоящих перед ними. Иначе говоря, вторичное право — это продукт жизнедеятельности самих Сообществ и Союза, результат правотворчества их институтов, созданных на основе учредительных договоров. Пределы и условия этой жизнедеятельности определены учредительными актами. В соответствии со ст. 2 Договора о ЕС и ст. 5 Договора о Сообществе объединения действуют в пределах своих полномочий во имя достижения целей, которые определены учредительными договорами. «Любые действия Сообщества, — гласит ст. 5 Договора о Сообществе, — не должны идти далее того, что необходимо для достижения целей настоящего Договора». Аналогичное постановление содержит и Конституция ЕС. Вторичное право включает основной массив норм европейского права. Главные отличительные особенности их правового режима — верховенство по отношению к национальным правовым установлениям, прямое действие, интегрированность в национальное право и обеспеченность юрисдикционной защитой. Третичное (или дополнительное) право (иногда используют термин «комплементарное»1) — включает правовые нормы, источником которых являются акты иные, нежели учредительные договоры или акты, издаваемые институтами ЕС. К их числу относят, в частности, соглашения и конвенции, заключаемые государствами-членами в целях реализации предписаний, содержащихся в самих учредительных договорах. Таково, например, положение ст. 293 Договора о Сообществе, предусматривающее в случае необходимости проведение переговоров между государствами в целях обеспечения физическим и юридическим лицам тех же прав, которые предоставляются национальным физическим и юридическим лицам, устранения двойного налогообложения, возможного признания компаний и фирм и сохранения прав юридического лица при изменении резиденции, упрощения формальностей, необходимых для взаимного исполнения судебных и арбитражных решений. Международно-правовая природа таких актов очевидна и, как следствие, они не подпадают автоматически под юрисдикцию Суда ЕС. Однако на практике, будучи закрытыми соглашениями, применяемыми в рамках ЕС, вырабатываемые при участии институтов ЕС и подлежащие обязательной и единогласной ратификации государств — членов ЕС, они содержат обычно арбитражную оговорку, подчиняющую их юрисдикции Суда ЕС. Таковы, например, ранее действовавшая Брюссельская конвенция от 27 сентября 1968 г. относительно судебной юрисдикции и исполнения решений в области гражданского и торгового права (заменена регламентом), Брюссельская конвенция о взаимном признании компаний 1968 г. или Конвенция об устранении двойного налогообложения 1990 г. К числу такого рода конвенций относятся также соглашения, которые, не будучи прямо предусмотрены учредительными договорами, отвечают тем же целям, например, Неаполитанская конвенция о сотрудничестве таможенных служб 1967 г., Римская конвенция о праве, применимом к контрактным обязательствам 1980 г. и др. Иногда к категории норм, дополняющих право ЕС в широком смысле слова, относят соглашения между институтами, внутренние регламенты институтов, правовые акты, не подпадающие под категорию, определенную в ст. 249 Договора о Сообществе (указания, инструкции, заявления, коммюнике, декларации и т. п.). Суд ЕС в определенной мере признает за ними характер источников права при условии, что они порождают юридические последствия для третьих лиц или используются Судом при толковании правовых норм, поскольку позволяют судить о намерениях сторон или институтов Союза. Иногда такого рода акты рассматривают не как составную часть третичного права, а как особые атипичные случаи вторичного права. Особое место в общей структуре европейского права занимают решения, выносимые государствами-членами (а не Советом) на основе принципа единогласия. Так, назначение членов Суда ЕС и СПИ производится с общего согласия правительствами государств-членов. Решение, принимаемое в данном случае в рамках Совета, не является формально актом Совета и не подлежит судебному контролю. Создание Европейского Союза, дополнение Европейских сообществ политиками и формами сотрудничества, выразившимися в возникновении второй и третьей опор, внесли определенные изменения в структуру европейского права, которые далеко не полностью нивелируются принятием Конституции ЕС. Сотрудничество в новых областях в значительной мере оформляется при посредстве соглашений, имеющих конвенционную природу. Первичное, вторичное и третичное право дают как бы вертикальный срез правовой системы. Первичное занимает главенствующее положение, определяя устои, цели и формы интеграции. Вторичное носит производный характер и создается на его основе. Оно обеспечивает повседневное функционирование Союза. Его нормы не должны противоречить первичному, а в случае коллизии преимущественную силу имеют нормы первичного права. Третичное — дополняет вторичное, действуя в основном в сфере, находящейся вне прямого регулирования институтов. Преимущественно это сфера специальных компетенций. Не менее существенное значение имеет установление горизонтальной структуры европейского права. Руководствуясь такими критериями, как происхождение норм европейского права, характер и условия их применения, природа субъектов правоотношений, возникающих на их основе, можно выделить основные составляющие европейского права. Это, во-первых, право Европейского Союза и, во-вторых, положения Европейской системы защиты прав человека. Эта последняя включает как положения Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, так и положения Хартии основных прав Европейского Союза, которая образует вторую часть Конституции ЕС. Первое слагаемое включает и право Европейских сообществ (так называемое коммунитарное право). Суд ЕС в решении по делу А. Франкович и другие, рассмотренном в преюдициальном порядке, дал в свое время весьма четкую обобщенную характеристику права Сообществ. Он напомнил, что: 1) договор об учреждении ЕЭС создал собственный оригинальный правопорядок, свою особую систему права; 2) эта система норм интегрирована в правовые системы всех государств — членов Сообществ; 3) это право подлежит обязательному применению национальными судебными учреждениями государств-членов (при этом действует принцип верховенства права Сообществ); 4) субъектами этой правовой системы являются не только государства, но и физические и юридические лица, находящиеся под их юрисдикцией; 5) право Сообществ, налагая определенные обязательства, порождает одновременно и определенные права, которыми пользуются частные лица; 6) данные права возникают не только в том случае, когда они непосредственно зафиксированы в учредительном договоре, но и проистекают из четко установленных обязательств, налагаемых как на частных лип, так и на государства-члены и институты; 7) в соответствии с установившейся судебной практикой национальные судебные учреждения государств-членов обязаны в рамках своей юрисдикции обеспечить применение права Сообщества и защиту прав, предоставляемых на его основе частным лицам. Подобная защита была бы в значительной степени сведена на нет, если бы эти лица не обладали правом на компенсацию (возмещение ущерба) в случае ущемления их прав, происшедшего по вине государства, допустившего нарушение права ЕС. Несколько отличным оказался режим правовых установлений, применяющихся в рамках второй и третьей опор Союза. Эти отличия состоят в следующем: 1) они создаются преимущественно на основе соглашений между государствами-членами и носят по общему правилу конвенционный характер. Правовые нормы этой части европейского права, хотя и обязаны своим происхождение учредительным актам Европейского Союза, имеют иные правовые характеристики, нежели правовые предписания права Сообществ; 2) эти нормы права носят обязательный характер, но не имеют прямого действия и не интегрируются автоматически в национальные правовые системы государств-членов (иное может быть результатом национального правотворчества, а не действия права ЕС); 3) они не подлежат прямому применению национальными судебными учреждениями при отсутствии соответствующих актов имплементации; 4) субъектами права выступают в данном случае лишь государства — члены Союза и институты ЕС, но не частные лица; 5) не будучи адресованы напрямую частным лицам, эти правовые нормы не создают непосредственных обязательств и прав для частных лиц, и основанные на них исковые требования, а следовательно, и возможности возмещения причиненного ущерба по общему правилу не входят в юрисдикцию Судов ЕС. Различия в правовом режиме Сообществ и второй и третьей опор Союза ликвидируются с принятием Конституции ЕС. Однако особенности правового регулирования ОВПБ, ОЕПБО и сотрудничества полиций и судов еще во многом сохраняются. Второе слагаемое европейского права образуют нормы европейской системы защиты прав человека. Они обладают характеристиками, которые в ряде отношений носят оригинальный характер: 1) юридическим источником этих правовых норм выступают как акты ЕС, так и такой международно-правовой акт, как Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Участниками этой Конвенции являются почти все европейские страны (46 государств). В их числе Российская Федерация и все государства — члены Европейского Союза; 2) положения Конвенции, формулирующие и гарантирующие основные субъективные права и свободы человека, строго обязательны для всех ее участников. Законодательство и правоприменительная практика государств — участников Конвенции не должны противоречить постановлениям Конвенции, а фактически и практике Европейского Суда по правам человека, в которых делается толкование норм ЕКПЧ. В Амстердамском договоре 1997 г. особо подчеркнута необходимость для всех государств — членов Европейского Союза строго следовать предписаниям Конвенции (в частности, Протокола № 6, запретившего применение смертной казни). Но ни Конвенция, ни судебная практика ЕСПЧ не предусматривают необходимость или автоматизм прямой интеграции конвенционных норм в систему национального права; 3) национальные судебные учреждения должны сообразовывать свою практику с положениями Конвенции и следовать ее требованиям; 4) субъектами этой части европейского права являются не только государства-члены, но и все частные лица, находящиеся под юрисдикцией государств — участников Конвенции. Они наделяются ограниченной процессуальной правоспособностью; 5) юрисдикционный контроль за соблюдением постановлений Конвенции осуществляет Европейский Суд по правам человека. Правом обращения в этот контрольный судебный орган пользуются как государства-члены (практика крайне редка), так и прежде всего частные лица и их объединения. Обращения подлежат рассмотрению независимо от согласия государства, чьи действия оспариваются, при условии соблюдения требований, предусмотренных Конвенцией и внутренним регламентом ЕСПЧ; 6) решение о возмещении ущерба, причиненного неправомерными действиями государства, если таковые установлены Судом, выносится самим Судом и подлежит обязательному исполнению государством. Контроль за исполнением решений ЕСПЧ осуществляет Комитет министров Совета Европы. Прямую отсылку к Конвенции содержит и Конституция ЕС, устанавливая, что при совпадении положений Конвенции и Хартии надлежит руководствоваться толкованием ЕКПЧ (подробнее см. часть III учебника). Вместе с тем преобладающей тенденцией эволюции европейского права становится постепенное сближение его составляющих и соответственно укрепление интеграционных начал в европейском праве. Одним из первых проявлений этой тенденции стало признание Судом ЕС основных прав и свобод, как они гарантированы Конвенцией и как они вытекают из общих конституционных традиций государств-членов, общими принципами права ЕС. Закрепленное первоначально в целом ряде решений Суда ЕС, оно получило затем подтверждение и развитие в Договоре о ЕС (ст. 6). Наконец, с включением Хартии основных прав Европейского Союза в текст Конституции ЕС было подтверждено значение Конвенции как источника права ЕС.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 892; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.197.92 (0.009 с.) |