ТОП 10:

Экономический и валютный союз.



Экономический и валютный союз, напомним, представляет со­бой высшую форму международной экономической интеграции. Данная форма характеризуется двумя признаками:

а) координация всей экономической политики, включая поли­тику в бюджетной сфере;

б) введение единой валюты и осуществление единой кредит­но-денежной политики.

ЭВС суть два элемента в соответствии со ст. 4 Договора о ЕС. Первая составляющая — <<экономический союз»; вторая — «ва­лютный союз» (рис. 41).

Следует обратить внимание, что Экономический и валютный со­юз, который создан в рамках ЕС, не является какой-то отдельной ор­ганизацией или учреждением1. В ЭВС входят все те страны, что и в Европейский Союз, т.е. государства — члены Союза

Б настоящее время ЭВС — особая сфера деятельности Европей­ского сообщества, предусмотренная в ст. 4 и разделе 7 части треть­ей «Экономическая и валютная политика» его учредительного до­говора. Данная статья и раздел 7 были включены в текст Договора в 1992 г. Маастрихтским договором и являются весьма объемными (4 главы, около 30 статей).

Итак, Экономический и валютный союз (ЭВС) — это форма интеграции и, одновременно, сфера общественных отношений, в рамках которой Европейское сообщество, во-первых, координиру­ет всю экономическую политику государств-членов, во-вторых, проводит централизованную денежно-кредитную политику на основе единой валюты ЕС евро. ЭВС — более высокая форма интеграции, чем общий рынок. Соответственно, его построение, в принципе, должно начинаться не раньше, чем будет завершено строительство общего рынка. По идее, сначала нужно было образовать единое экономическое пространство в реальном секторе хозяйства, отменить внутренние пошлины, квоты и прочие барьеры. И лишь затем вводить единую валюту и выраба­тывать единый экономический курс.

Однако на практике все было не так просто и однозначно. ЭВС создавался, образно выражаясь, в два подхода, или в две по­пытки. Первая приходится на конец 1960-х — 1970-е гг., вторая — на конец 1980-х-ШО-е гг. Итак, процесс создания Экономического и валютного союза можно разделить на две стадии: предварительную и основную. Вторая из них, в свою очередь, подразделяется на отдельные этапы (рис. 42).

Предварительная стадия. Впервые вопрос о возможности об­разовать в рамках Сообщества единую денежную систему был постав­лен в конце в 1968 г. Комиссией, а конкретно Раймоном Барра — за­местителем председателя Комиссии, видным французским полити­ком.

Собственно о единой валюте прямо в тот период еще не говори­лось (хотя такая возможность и предусматривалась). Комиссия официально предложила более осторожную меру — зафиксировать обменные курсы валют государств-членов, т.е. необратимо привя­зать их друг к другу.

В 1969 г. предложение Комиссии получило единогласную под­держку со стороны руководителей государств-членов. Был создан специальный комитет, т.н. «комитет Вернера» (по фамилии пре­мьера Люксембурга).

В марте 1971 г. этот комитет подготовил план перехода к эконо­мическому и валютному союзу (или «доклад Вернера»), согласно которому союз должен был возникнуть к 1980 г., т.е. еще 25 лет на­зад.

В это же время появился альтернативный проект ЭВС, представ­ленный в 1972 г. экономистами Джованни Магнифико (Италия) и Джоном Уильямсоном (Англия). Хотя проект был неофициальным, он широко обсуждался в политических и общественных кругах. Магнифико и Уильяме предложили оставить национальные валю­ты в свободном плавании, но ввести наряду с ними единую парал­лельную валюту под названием «Европа». То есть если следовать проекту, то в Германии в качестве средства платежа использовались бы немецкая марка и европа, во Франции — французский франк и европа и т.д.

Однако 15 июня 1971 г. США ввиду неблагоприятной экономи­ческой обстановки прекратили обмен долларов на золото и разорва­ли Бреттон-Вудские соглашения. Обрушение Бреттон-Вудской системы было предвестником экономического кризиса начала 1970-х гг., что не позволило реализовать первые амбициозные проек­ты создания ЭВС, как официальный, так и альтернативный.

В результате вместо создания единой валюты были предприня­ты более осторожные шаги, которые, впрочем, сыграли важную роль в подготовке будущих реформ.

В 1972 г. были ограничены взаимные колебания валют госу­дарств-членов. Их курсы не фиксировались, но изменяться могли только в узких пределах — плюс-минус 2,5%. Если возникала угроза большего отклонения, например, франка по отношению к марке, то центральные банки Франции и Германии должны были предпри­нять валютные интервенции, чтобы удержать курс.

Этот механизм взаимной привязки курсов был назван «валют­ная змея» (или на сленге финансистов — «змея в туннеле»),

В 1979 г. возник последний ключевой элемент предварительной стадии — Европейская валютная система, центральным компонен-том которой стало ЭКЮ. В этом году вместо «валютной змеи», ко­торая была выгодна в основном Германии, была введена коллектив­ная валюта государств-членов под названием Европейская валют пая единица, или ЭКЮ (англ.: European Currency Unit).

ЭКЮ образовывалась как общая сумма, или «корзина», валют государств-членов (отсюда другое название — «корзинная валю­та»). При этом, разумеется, учитывался экономический потенциал отдельных стран. Каждые 5 лет корзина ЭКЮ пересматривалась.

Со временем ЭКЮ стала использоваться как средство платежа в безналичных расчетах. В ней исчислялся и бюджет Сообществ, хотя деньгами в полном смысле она не являлась: эмиссию денег и де­нежную политику, как и прежде, осуществляли государства-члены, хотя и по согласованию друг с другом.

При создании ЭКЮ и привязке к ней валют государств-членов были установлены те же пределы колебаний — 2,5% вверх и вниз, которые получили наименование механизм обменных курсов (МОК).

Все это вместе (ЭКЮ и МОК) называлось «Европейская валют­ная (денежная) система» (ЕВС). На практике ЕВС функционирова­ла со сбоями, пределы колебаний для валют нередко менялись. Страны имели право исключать свои валюты из механизма обмен­ных курсов, девальвировать их, что неоднократно случалось на практике.

Тем не менее, в целом ЕВС позволила стабилизировать валют­ные рынки в Западной Европе. Ее центральный компонент — ЭКЮ, в свою очередь, послужил основой для введения уже действительно единой валюты евро.

Основная стадия. Во второй половине 1980-х гг. Комиссия во главе с новым Председателем Жаком Делором предложила присту­пить к новой попытке создания полноценного экономического и ва­лютного союза. Был образован специальный комитет («комитет Делора»), подготовивший в 1989 г. доклад «ЭВС в Европейском со­обществе».

Основные положения этого доклада получили юридическое за­крепление в поправках, которые в 1992 г. были внесены в Договор о ЕС (см. глава 4 раздела 7 «Переходные положения»). На практике же основная стадия началась чуть раньше, в 1990 г., и подразделя­лась на три этапа.

Первый этап — 1990 —1993 гг. Он совпал с последним этапом в строительстве внутреннего рынка — была введена четвертая эконо­мическая свобода внутреннего рынка — свобода движения капита­лов и текущих платежей. Государства-члены открыли свои границы для свободного перемещения денежных средств, без чего невозмо­жен единый денежный рынок (параграф 2 ст. 116 Договора о ЕС).

Второй этап — 1994 — 1998 гг. Его содержание раскрыто в ст. 116—121 Договора о ЕС. Главная задача второго этапа — стабили­зация и выравнивание экономических показателей государств-чле­нов с целью достижения ими приблизительно одинакового уровня инфляции, процентных ставок и т.д. Эти меры также были необхо­димы для обеспечения стабильности будущей единой валюты.

Для этого были введены «критерии сближения» (дословно — «критерии конвергенции»), В специальном Протоколе относительно критериев сближения их установлено четыре.

1) Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5% средний показатель трех государств-членов с наименьшей инфляци­ей (при том, что показателем инфляции является индекс потреби­тельских цен).

2) По аналогичной схеме определяется критерий сближения процентных ставок (по долгосрочным государственным ценным бу­магам — на 10 лет): эти ставки в государстве-члене могут превышать максимум на 2% показатели трех государств-членов с наименьшим уровнем инфляции.

3) Отсутствие чрезмерного бюджетного дефицита. Ежегод­ный бюджетный дефицит в государстве-члене не должен превышать 3%, или государственный долг — 60% ВВП).

4) Критерий участия в Европейской валютной системе', госу­дарство не должно девальвировать свою валюту и должно поддержи­вать ее курс в рамках установленных пределов колебаний по отноше­нию к ЭКЮ в течение как минимум двух лет.

Каково юридическое значение указанных критериев? Оно весьма значительно. Критерии сближения — это своеобразный тест, который должно пройти каждое государство-член для того, чтобы ему разре­шили стать частью «зоны евро», т.е. перейти на третий, окончатель­ный этап строительства Экономического и валютного союза.

Причем государство-член должно соответствовать всем элемен­там данного теста одновременно. Если хотя бы один из этих критери­ев отсутствует, то его не допустят в «зону евро»1.

В конце второго этапа в мае 1998 г. Совет Европейского Союза (заседавший не в составе министров, а глав правительств) по пред­ложению Комиссии вынес решение о том, какие страны удовлетворяют критериям сближения и готовы к введению евро. Таких страд оказалось на тот момент 11 из 15.

1 июня 1998 г. была создана Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), а с 1 декабря того же года приступил к работе Ен ропейский центральный банк (образован путем преобразования Европейского валютного института с консультативным статусом, ко торый функционировал с начала второго этапа).

Наконец, 31 декабря 1998 г. Совет Европейского Союза окончательно и бесповоротно зафиксировал курсы национальных валют по отношению к ЭКЮ. Сама ЭКЮ была переименована в евро. При этом, поскольку курсы национальных валют были именно зафикси рованы на конкретную дату, а не вводились искусственно, то полу чились весьма громоздкие соотношения, например, 1 евро=6, 55957 французского франка, 1, 95583 марки ФРГ. Данное решение, оформленное Регламентом, вступило в действие 1 января 1999 г. и ознаменовало начало третьего этапа построения ЭВС.

Третий этап: 1999 — 2002 гг. Формально он должен был закон читься до 1 июля 2002 г., на деле это произошло раньше — к 1 марта 2002 г.

Цель и содержание третьего этапа — введение в оборот еди ной валюты евро, сначала в безналичной, а затем в наличной форме. Почему евро не ввели сразу в полноценном виде? Этому было не­сколько причин. Главные две:

а) психологическая — граждане должны были привыкнуть (це­ны указывали в каждой стране в двух валютах);

б) техническая. Безналичные деньги — это записи в банковских книгах или компьютерах, наличность же надо отпечатать (а потом ее развезти по странам и коммерческим банкам). Колоссальные объ­емы: 14 млрд штук банкнот и 50 млрд монет. Прибавьте к этому перенастройку банкоматов, замену ценников, подготовку иного обо­рудования, получается весьма долгий процесс. По технической причине вторая фаза растянулась на три года.

При этом не все государства-члены перешли на евро. Вне «зоны евро» остались Великобритания, Дания и Швеция.

Итак, сегодня Экономический и валютный союз охватывает всю территорию ЕС. Условно говоря, участникам данного Союза высту­пают все государства-члены. Однако три из них остановились на вто­ром этапе, что дает им право сохранять национальную валюту, не пе­реходить на евро. К евро также не перешли 10 новых государств — членов Европейского Союза. Соответственно, сегодня мы наблюдаем ситуацию, когда единая валюта евро находится в обращении в мень­шинстве государств-членов — в 12 из 25.

 

Шенгенские соглашения

Важное место в работе Межправительственной конфернции заняло обсуждение вопросов, связанных с Шенгенскими договорен­ностями. После долгих проволочек Шентенское соглашение 1985г, а также принятые в его развитие акты (Конвенция о применении 1990 г. и др.) в конце концов стали действовать. Участники Соглаше­ния сумели найти способы сделать его механизм работающим, что было связано в первую очередь с запуском Шенгенской информаци­онной системы, позволяющей пограничной полиции выявлять и не пропускать на территорию Европейского союза лиц, въезд которых запрещен по законодательству какой-либо страны-участницы. Од­нако при всех своих достоинствах это Соглашение действовало толь-ко на территории его участников и не могло рассматриваться как

составная часть европейского права.

У предложения^включйТъ шенгенское соглашение _в текст Ам-стерданского Договора. было немало противников, считавших, что отмена пограничного контроля облегчит жизнь бесконтрольным бродягам и пойдет на руку наркобизнесу, террору, мафиозным груп­пировкам и другим преступным структурам. Не случайно даже во Франции — стране, активно поддержавшей идеи Шенгенского со­глашения, отмечались «зигзаги» при его реализации. Что же касает­ся государств-членов, не присоединившихся к Шенгеискому согла-шению, то они в еще большей степени расходились в вопросе о мерах безопасности, необходимых для отмены внутренних границ и уста­новления единообразного контроля на внешних границах Европей­ского союза. Достоинства Шенгена, его важная роль в развитии европейской интеграции тем не менее взяли верх. Постепенная отмена контроля на общих границах государств-членов как нельзя больше соответст­вовала идее превращения Европейского союза в зону свободы, без­опасности и справедливости — идее, провозглашенной на Межгосу­дарственной конференции в качестве одного из стержней Ам­стердамского договора. Сказалась и практическая выгода Шенгсн-

ских договоренностей. Их реализация способствовала росту мобиль­ности рабочей силы, облегчению личных и деловых контактов людей, развитию торговых, финансовых и промышленных связей, а в конечном счете укреплению единства государств—членов Евро­пейского союза.

амстердамский-договор решил споры о судьбах Шенгена прежде всего тем, что интегрировал Шенгенские договоренности в правопо-рядок Европейского союза. Это было сделано в отдельном протоко-

ле приложенном к Договору. Здесь же понятию «Шенгенские договоренности было придано Официальное звучание.

Понятие «Шенгенские договоренности» было четко определено в отдельном приложении. Под ними понимаются:

1) Соглашение о постепенной отмене контроля на общих грани-шах, подписанное в Шенгене 14 июля 1985 г, между странами Бени­люкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), Германией и Францией;

2) Конвенция, подписанная в Шенгене 19 июля 1990 г. между Бельгией, Германией, Францией, Люксембургом, Голландией о при­менении Соглашения о постепенной отмене контроля на их общих границах от 14 июля 1995 г. с приложенным заключительным актом и совместными декларациями;

3) протоколы о присоединении и соглашения, относящиеся к Со­глашению 1985 г. и Конвенции 1990 г. и подписанные Италией (Париж, 27 ноября 1990 г.), Испанией и Португалией (Бонн, 25 июня 1991 г.), Грецией (Мадрид, 6 ноября 1992 г.), Австрией (Брюссель, 28 апреля 1995 г.), Данией, Финляндией и Швецией (Люксембург, 19 декабря 1996 г.), с соответствующими заключительными актами и

[■ декларациями;

4) решения и декларации, принятые Исполнительным комите-

; „том, учрежденным в соответствии с Конвенцией 1990 г., а также-I акты, принятые в целях применения Конвенции органами, которые I были наделены соответствующей компетенцией Исполнительным I комитетом.

Шепгенские договоренности, таким образом, стали интегральной частыо права-ЕС-Вместе с тем в Протоколе было определено их место в «табеле о рангах».

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.107.209 (0.009 с.)