Принцип юрисдикционной защищенности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип юрисдикционной защищенности.



Своеобразие судебной защиты прав и интересов, основан­ных на нормах европейского права, состоит в том, что она осу­ществляется тремя различными видами судебных органов. Это, во-первых, национальные суды государств-членов ЕС, во-вто­рых, судебные органы ЕС, в-третьих, Европейский Суд по пра­вам человека. Прямое действие права ЕС и интегрированность его постановлений в национальные системы права обязывает суды государств-членов предоставлять судебную защиту всем

заинтересованным лицам. Принципы обязательности такой за­щиты сформулированы, в частности, в ст. 6 и 13 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Участ­никами этой Конвенции являются 46 государств, в том числе все члены ЕС.

Статья 6 Конвенции предусматривает, что каждый при воз­никновении спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения име­ет право на справедливое и открытое разбирательство его дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, соз­данным на основании закона. Статья 13, как бы подтверждая общее правило, особо подчеркивает необходимость эффектив­ного средства правовой защиты. Применительно к Конвенции речь идет в первую очередь об' осуществлении соответствую­щих обязательств национальным судом государства-участника Конвенции. Согласно официальной доктрине ЕСПЧ, его обя­зательная юрисдикция носит субсидиарный характер. ЕСПЧ как бы оказывает помощь государству — участнику Конвен­ции в отыскании справедливого решения. Главное назначение ЕСПЧ — защита прав и свобод, гарантированных Конвенци­ей. Это предопределяет его юрисдикцию, структуру, порядок деятельности и принятия решений, а равно его статус.

Несколько иначе решаются вопросы судоустройства и судо­производства в рамках ЕС. Исходный базовый принцип остает­ся единым. Под ним понимается императивная обязательность для всех национальных судов и приравненных к ним органов государств-членов ЕС, а равно судебных инстанций ЕС обеспе­чивать судебную защиту прав и интересов всех субъектов евро­пейского права, основанных на его предписаниях. Любой на­циональный судебный орган на территории государств-членов ЕС, Суд ЕС, Суд первой инстанции и специализированные су­дебные палаты, каждая в пределах своей юрисдикции, обеспе­чивают обязательность положений права ЕС и их соблюдение и исполнение всеми государствами-членами, институтами ЕС, частными физическими и юридическими лицами, находящи­мися под юрисдикцией государств — членов ЕС. При этом лю­бой судебный орган, применяющий право ЕС, должен одновре­менно основывать свои действия на принципе верховенства ев­ропейского права, прямого действия предписаний права ЕС и интегрированности его положений в национальные правовые системы. Таким образом, обязанность обеспечения защиты прав и интересов, основанных на норме права Сообщества,

возлагается не только и даже может быть не столько непосред­ственно на судебные органы ЕС в пределах осуществляемой ими юрисдикции, но и на национальные судебные органы го­сударств-членов.

Двухуровневая защита прав и интересов субъектов европей­ского права со стороны судебных инстанций ЕС и государств-членов предопределяет особенности юрисдикции и судопроиз­водства. Суд ЕС и СПИ в соответствии с учредительными акта­ми призваны обеспечить единообразное понимание и примене­ние европейского права. Это означает прежде всего осуществ­ление судебного контроля за соблюдением предписаний учредительных договоров и актов вторичного права со стороны государств-членов и институтов ЕС. В соответствии со ст. 10 Договора о Сообществе «государства-члены будут предприни­мать все надлежащие меры общего или частного характера, чтобы обеспечить выполнение обязательств, вытекающих из настоящего Договора или из действий, предпринятых институ­тами Сообщества. Они будут содействовать выполнению задач Сообщества.

Они должны воздерживаться от любых мер, которые могли бы поставить под угрозу достижение целей настоящего Догово­ра». Аналогичная формула содержится и в тексте Конститу­ции ЕС.

Общее предназначение Суда определяет его место и роль в системе институтов ЕС, порядок формирования и функциони­рования, а равно специфику его юрисдикции. Характеризуя последнюю, важно обратить внимание на то, что в 1988 г. в соответствии с решением Совета ЕС в качестве вспомогатель­ного судебного учреждения был образован Суд первой инстан­ции. Создание СПИ должно было способствовать повышению эффективности судопроизводства и в определенной мере раз­грузить Суд Сообществ. В последующем структура судебных инстанций ЕС претерпела дальнейшие изменения. В соответ­ствии с Ниццским договором 2001 г. и новым Уставом Суда (он утвержден участниками Договора в форме протокола), су­дебная система ЕС приобрела, с некоторыми оговорками, трехзвенный характер. Суд ЕС осуществляет практически функции Верховного суда. СПИ становится судом общей юрисдикции, рассматривающим все виды.исков, за исключе­нием тех, которые отнесены к юрисдикции Суда ЕС или спе-

циализированных судебных палат. Он обретает качество само­стоятельного судебного органа. Соответственно, расширилась его юрисдикция, изменилась структура. Внесены определен­ные поправки в порядок судопроизводства. При СПИ созда­ются специализированные судебные палаты. Так, на основе решения Совета от 2 ноября 2004 г. создан Суд по делам гра­жданской службы ЕС. Он наделен правом рассмотрения по первой инстанции споров между Сообществами и их служа­щими. Трехзвенный характер судебной системы ЕС подтвер­ждает и Конституция ЕС. Она четко определяет структуру системы, подчеркивая самостоятельный характер специализи­рованных судов. Подчеркивая значимость СПИ, конституци­онный текст придает ему новое качество, закрепляя за ним статус Суда общей юрисдикции. (Подробнее судебные систе­мы ЕС рассматриваются в части И, посвященной институцио­нальной структуре Союза.)

Таким образом, юрисдикционная защищенность прав ц ин­тересов, основанных на праве ЕС, обеспечивается тремя ввда-ми судебных учреждений, образующих судебную систему ЕС. Каждый из этих органов осуществляет свои полномочия в соответствии с принадлежащей ему юрисдикцией и правилами судопроизводства, детализируемыми в процессуальных регла­ментах. Проводимая реформа имеет своим главным назначени­ем повысить эффективность юрисдикционной защиты в усло­виях расширения ЕС и обеспечить максимально высокий уро­вень правовой безопасности для самого процесса интеграции и его достижений.

Судебные органы ЕС и национальные суды, действуя в сфе­ре применения права ЕС, не связаны узами иерархической со-подчиненности. Их взаимоотношения носят более сложный ха­рактер.

Суды ЕС не вправе пересматривать вступившие в законную силу решения национальных судебных органов. Им также не принадлежит право оценки фактических обстоятельств рас­смотренного национальным судом дела. В свою очередь нацио­нальные судебные органы государств-членов не вправе дгавать толкование актам права ЕС или оценивать их действительность и законность. Во всех тех случаях, когда в национальном суде встает вопрос о применении акта ЕС и у национального суда возникают сомнения относительно его правильного понимания и истолкования либо сомнения относительно действительности подлежащего применению в деле акта ЕС, национальный суд может, а при решении по последней инстанции обязан приос­тановить производство по основному иску и обратиться с пре­юдициальным запросом в Суд ЕС (по некоторым специальным вопросам — в СПИ). Только по получении ответа на свой за­прос национальный суд возобновляет производство по основ­ному иску и выносит решение по существу рассматриваемого дела.

Посредством преюдициальной процедуры обеспечивается сотрудничество судебных инстанций ЕС и национальных су­дебных органов государств-членов в условиях отсутствия пря­мой субординации и подчиненности национальных судов Суду ЕС. Несмотря на то, что преюдициальная процедура вызывает порой весьма критические замечания со стороны отдельных ис­следователей, она сыграла очень важную роль в формировании основных начал и принципов права Европейских сообществ. Почти все важнейшие постановления, в которых дается толко­вание основных положений учредительных актов и формулиру­ются принципы взаимоотношений права ЕС с национальным и международным правом, даны именно в решениях, вынесен­ных в преюдициальном порядке.

К юрисдикции Суда ЕС относится также принятие опреде­лений и дача заключений по запросам со стороны институтов ЕС, связанным с пониманием и применением европейского права, а равно с установлением соответствия заключаемых ме­ждународных договоров и соглашений с третьими государства­ми и международными организациями нормам права ЕС. Кон­статация несоответствия исключает введение оспариваемого договора в действие. Одно из наиболее известных решений та­кого рода — отрицательное заключение Суда ЕС по вопросу о возможности участия Сообществ в качестве коллективного чле­на ЕКПЧ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.164 (0.007 с.)