ТОП 10:

Юридическая природа Европейских Сообществ и ЕС.



Право сообществ предстает первоначально перед каждым кто к нему обращается, в виде обширного правового массива, охватывающего множество различных актов. Их юридическая сила, иерархические связи, сфера действия, как и многие другие признаки могут не совпадать, иной раз даже противопоставляться друг другу. Кажется, что в этом многообразии свойств и признаков очень легко запутаться, принять главное за второстепенное или, наоборот, сде­лать упор на мелочах. Но в действительности хаоса в европейском праве нет, а отдельные проявления неупорядоченности сведены к минимуму и решающего влияния на правовую ситуацию в сообщест­вах и в Европейском союзе оказать не могут. Более того, есть все основания для вывода о хорошей внутренней организации этого права, взаимообусловленности и согласованности его компонентов, системности и логике его развития. В праве сообществ достаточно последовательно проведены согласованные подходы к пониманию его назначения и роли в процессах интеграции.

Природа права сообществ, бесспорно, своеобразна, Оно трудно поддастся классификации, если прибегать к привычным стереоти­пам мышления и традиционным схемам. «Прокрустово ложе», скон­струированное юридической наукой за предшествующие столетия, явно для него не подходит. Но удивляться этому не приходится. Ведь данное право столь же специфично, что и сообщества, и Евро­пейский союз в целом. Поэтому вопрос о том, что представляет собой это право, каково его соотношение, с одной стороны, с националь­ным, а с другой — с международным правом, до сих пор является предметом оживленных дискуссий, в центре которых находится сам феномен западноевропейской интеграции.

Если несколько упростить суть разногласий И не цепляться за понятия, то можно сказать, что речь идет о дилемме: конституция или международный договор. Практически сложились две основные позицпи, первая из которых так или иначе приравнивает право сообществ к национальному праву, а вторая — к международному праву. При этом б каждой позици есть свои различия. Сторонники «консти­туционного» подхода в значительной мере исходят из своих прогно-зов будущего интеграции, возможностей утверждения на ее основе некоего федеративного образования. Те, кто считают, что учреди­тельные договоры — это не что иное, как международное право, под­черкивают, что само международное право претерпело серьезней­шие перемены, модернизирующие его черты и признаки с учетом 1новых условий, эволюции права в мире.

Причина разных подходов и оценок, касающихся природы права Сообществ, кроется не столько в цеховой принадлежности специа-листов (одни вышли из «шипели» национального, а другие — меж­дународного права), сколько в сложности самого предмета дискус-кий. Дело в том, что в рассматриваемом праве можно найти аргу­менты в пользу как первого, так и второго подхода, а сложность и неоднородность права сообществ, особенности его развития, специ­фические черты и признаки не облегчают поиска истины. Различия [в понимании права сообществ и его оценках то ослабевают, то уси-1 ливаготся по мерс развития интеграционных процессов и перехода из одного качественного состояния в другое. Свою роль играют успехи или неудачи в процессах интеграции: в первом случае при­ободряются «конституционалисты», во втором — «между ла-[ родники».

Чтобы уяснить суть дела, необходимо прежде всего обратиться к урокам истории, проследить за тем, как развивалось право сооб­ществ. Действительно, как показывает даже самый краткий анализ прошлого, право сообществ возникло первоначально в виде между­народных договоров. Не случайно даже те, кто склонен к федера­листскому истолкованию природы сообществ, а затем и Европейско­го союза, понимают под их «конституцией» прежде всего Парижский договор 1951 г. и два Римских договора 1957 г., т.е. международные договоры, в соответствии с которыми были учреждены сначала ЕОУС, а затем ЕЭС и Евратом. Специалисты по международному праву, ссылаясь на учредительные договоры, не сомневаются в том, что сообщества возникли на основе международного права и полнос­тью остаются в его сфере. Кое-какое несоответствие таким представ­лениям, часто встречавшееся в процессе развития права сообществ, обычно в расчет не принималось.

 

Общие принципы права ЕС

Общие принципы права представляют собой концентриро­ванное выражение самых важных сущностных черт и ценностей, свойственных данной системе права. Первоначальные догово­ры о создании сообществ довольно туманно говорили об общих принципах права. Последующие учредительные акты — Мааст­рихтский, затем Амстердамский договоры — внесли большую ясность в понимание общих принципов права применительно к праву ЕС. Согласно Договору о Евросоюзе он основан на прин­ципах свободы, демократии, уважения прав человека, соблюде­ния основных свобод, а равно на принципах правового государства, которые являются общими для всех государств — членов ЕС. Договор уточняет: общими принципами права ЕС ста­новятся основные права и свободы в том виде, в каком они зак­реплены в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), подписанной в Риме 4 ноября 1950г., и как они вытекают из общих конституционных традиций госу­дарств-членов.

Таким образом, имевшийся в учредительных актах пробел, заключающийся в отсутствии постановлений, закрепляющих основные права и свободы человека, теперь в значительной мерс устранен путем прямой отсылки к Европейской конвенции о защите прав и свобод человека, которая не только становится неотъемлемой частью европейского права, но и образует состав­ную часть основополагающих принципов этого права, без при­знания и соблюдения которых невозможно членство в ЕС.

Действительность нормативно-правовых актов сообществ оп­ределяется тем, соответствуют ли эти акты по своему содержа­нию не только учредительным договорам, но и общим принципам права. Наличие такого несоответствия может слу­жить бесспорным основанием для их отмены.

 

Хартия основных прав.

Хартия основных прав Европейского Союза не является составной частью Ниццского договора, а также, в частности, первичного права ЕС. Этот документ лишь «приветствовался» членами встречи в вер­хах глав государств и правительств в Ницце с 7 по 11 сентября 2000 г. Как уже упоминалось выше, договор о ЕОУС был заключен на 50 лет. После 23 июня 2002 г. ЕОУС был ликвидирован и его иму­щество передано в ЕС.20 Договоры о ЕС (ст. 312) и о Евратоме (ст. 208) были, напротив, заключены на неопределенный срок. Ана­логичное положение действует в отношении Договора о Европей­ском Союзе согласно ст. 51 последнего. 2003 год знаменовал новый шаг к созданию единой Европы без границ. 16 апреля 2003 г. партнеры Европейского Союза заключили с восмью средне- и восточноевропейскими государствами, куда относятся три балтийских государства, а именно Эстония, Литва, Латвия, кроме того Польша, Чешская республика, Словакия, Словения, Венгрия, а также с Мальтой и Кипром договоры о вхождении в Европейский Союз, ко­торые вступили в силу 1 мая 2004 г. ЕС, таким образом, разросся до 25 государств. Правовой основой этого расширения были, согласно абз. 2 ст. 49 Договора о Европейском Союзе, договоры о вступлении, которые являлись составной частью первичного права ЕС. Сегодня существует единое мнение о том, что приближенного к граж­данам, прозрачного и дееспособного Сообщества достичь в имеющей­ся сегодня системе договоров и договоров о внесении изменений невозможно. В рамках Ниццского соглашения заложена основа для дальнейших процессов реформирования за счет принятия Заявле­ния о будущем Европейского Союза21. Указанным документом, а также заявлением, принятым в Лаекене22, были созданы правовые основы для созыва Конвента, чьей задачей была разработка заклю­чительного документа о будущем Европейского Союза. Конвент засе­дал с марта по июль 2003 г. под председательством Жискара д'Эстена. Представленный Конвентом проект Договора о Конституции Европы был принят Европейским Советом в Тессалониках 20 июня 2003 г. как основа последующей правительственной конференции. Вторично переработанный проект 18 июля 2003 г. был передан пред­седателю Конвента и почти год спустя принят большинством голосов теперь уже 25 государств-участников после длительных переговоров. Далее проект Конституции должен быть ратифицирован парламента­ми отдельных государств. В Бельгии, Дании, Великобритании, Гол­ландии, Ирландии, Италии, Люксембурге, Польше, Испании, Чехии предполагается проведение референдумов перед тем, как Конститу­ция будет окончательно принята. Часть 1 Конституции содержит ин­ституциональные предписания, часть 2 перенимает с некоторыми из­менениями Хартию основных прав, согласно которой гражданам ЕС гарантируются основные права и свободы. Часть 3 содержит обще-применительные положения, нормы о гражданстве, положения о внут­риполитических областях и мероприятиях, положения об ассоциации, о деятельности Союза в области внешних сношений, а также перени­мает с новыми модификациями материальные положения Договора о Сообществе. Часть 4 содержит общие заключительные положения, причем будущие значительные изменения Договора подчиняются уже имеющейся международно-правовой процедуре.

При всем признании большого вклада Суда ЕС в решение проблемы защиты основных прав человека в Европейском со­юзе надо отметить, что рядовым гражданам зачастую было весьма сложно понять, в чем же заключаются их права перед лицом брюссельских институтов. Учитывая прецедентный характер права Суда, обычные граждане были не в силах разобраться в сложном массиве прецедентных норм, поэтому необходимо было кодифицировать эти права в едином источнике, текст которого был бы доступен и понятен каждому.

Важным шагом в этом направлении стало принятие Хартии Европейского союза об основных правах от 7 декабря 2000 г.

Решение о создании специальной комиссии для разработки Европейской хартии было принято на внеочередном саммите Европейского союза в г. Тампере (Финляндия) 15—16 октября 1999 г. Ее базой должны были стать все международные доку­менты о защите прав человека. В ходе саммита главы государств и правительств подчеркнули: Хартия станет «философской и политической основой» создания «европейского пространства свободы, безопасности и законности».

Главной чертой и отличием этого документа было то, что Хартия создавалась с целью защитить человека от произвола над государственных институтов Европейского союза, в то вре­мя как прежние международные декларации, хартии, междуна­родные договоры правозащитного характера и соответствующие разделы в национальных конституциях принимались с целью защитить личность от злоупотреблений национальной, госу­дарственной власти.

Проект Хартии разрабатывал специальный орган — Конвент, состав которого был определен на сессии Европейского совета в Тампере. Конвент насчитывал 62 человека, среди которых боль­шинство были депутатами национальных парламентов и Евро­пейского парламента. Местом работы Конвента стал Брюссель. Работа над Хартией продолжалась немногим более девяти меся­цев, в результате чего 7 декабря 2000 г." во Франции, в г. Ницце, Хартия была подписана руководителями трех политических институтов Европейского союза — Европейского парламента, Совета и Европейской комиссии.

Наиболее важной отличительной чертой Хартии является ее универсальный характер. Она закрепляет все три группы основ­ных прав и свобод — личные (гражданские) и политические, а также права социально-экономические и культурные.

Составители Хартии нарушили традицию проведения раз­личия, с одной стороны, между гражданскими и политически­ми правами, с другой — между экономическими и социальны­ми правами. В структуре Хартии все права распределяются во­круг нескольких главных принципов: человеческое достоинство, основные свободы, равенство, солидарность, гражданство и пра­восудие.

В целом Хартия Европейского союза об основных правах со­стоит из Преамбулы и 54 статей, сгруппированных в 7 глав.

Хотя специальное положение об этом в самом документе от­сутствует, считается, что Хартия вступила в силу с даты ее офи­циального опубликования — 18 декабря 2000 г.

Хартия не только защищает права граждан Европейского союза, но и наделяет отдельными правами любое физическое лицо, находящееся на территории Союза независимо от граж­данства и места жительства. В качестве таких прав выступает большинство личных, а также социально-экономических прав. Это означает, что субъектами данных прав могут быть и гражда­не России, если они оказались в любой из стран Европейского союза. Отдельными правами Хартия наделяет не только физи­ческие, но и юридические лица.

Непосредственные адресаты обязанностей по Хартии — ин­ституты и органы Союза. Национальные органы также связаны признанными Европейским союзом основными правами. Сле­дует подчеркнуть: новая Хартия не заменяет собой другие, ра­нее принятые источники основных прав и свобод личности. Она лишь систематизирует их и создает систему защиты прав в тех сферах жизни, в которых действует наднациональное право и институты Европейского союза. Основной недостаток новой Хартии — то, что она не имеет юридически обязательной силы. Текст Хартии не был облечен в форму нормативного акта.

Решение вопроса о придании ей силы источника права про­изошло в ходе работы второго Конвента, когда ст. 1-9 Конститу­ционного договора Хартия была инкорпорирована (включена) в текст Конституционного договора в качестве его Части II.

Таким образом, Хартия должна приобрести юридически обя­зательный характер вместе со всеми положениями Конституци­онного договора после его вступления в силу.

Важно подчеркнуть, что после провозглашения Хартии 7 декаб­ря 2000 г. в Ницце никаких изменений и дополнений в ее текст не вносилось, хотя в ходе выработки Конституционного догово­ра 2004 г. отдельные участники Европейского Конвента и высту­пали с подобными предложениями.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.10.64 (0.007 с.)