Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Маастрихтский договор 1992 г. Структура Европейского Союза.

Поиск

В 1990-х гг. появилась возможность для нового витка интеграции. За счет Маастрихтского Договора процесс европейской интеграции, начатый с основанием Европейских Сообществ, должен был быть возведен на новую ступень. Но только лишь одно декларативное образование ЕС не могло способствовать этому процессу. Решаю­щим было бы проведение существенных изменений и дальнейшие преобразования, которые рассматривались бы в качестве целей раз­вития. Такие институциональные изменения стали возможными только за счет Маастрихтского соглашения. Они затрагивали, в част-ности, вновь введенные области межгосударственной политики — общую внешнюю политику и политику безопасности (ОВПБ) и совместную деятельность в области юстиции и внутренних дел.

В значительной мере были переняты положения ЕЕА, регулирую­щие такие проблемы, как роль Европейского Совета, Европейско­го парламента и Комиссии. Так, Европейскому Совету за счет Мааст­рихтского Договора были переданы полномочия в рамках Европей­ского Союза в целом. Европейский парламент также получил больше функций и приобрел большую значимость. В Маастрихтское согла­шение вошли существовавшие ранее законотворческая процедура слушаний и процедура совместной работы, оно было дополнено но­вым процессом участия в принятии решений. За счет этого Евро-парламент стал реально участником законотворческого процесса. Из редакционных изменений достойно упоминания то, что за счет Маа­стрихтского договора в Договор о ЕЭС были включены части дого­вора о слиянии. Кроме того, Договор о ЕЭС был переименован в До­говор о создании Европейского Сообщества, для того чтобы было ясно, что Сообщество развивается от чисто экономического объеди­нения в направлении политического союза. С материально-право­вой точки зрения Маастрихтский договор добавил Сообществу, по­лучившему новое название, также новые полномочия в областях культуры, трансевропейских сетей и промышленности. Однако речь шла при этом об отраслях, в которых ЕЭС фактически осуществля­ло свою деятельность до 1993 г., но основания для такой компетен­ции были сомнительными. Области здравоохранения и защиты прав потребителя получили собственные разделы в Договоре. Введен был также раздел о развитии сотрудничества с третьими государствами. Важным стало создание валютного и экономического союза за счет узкоскоординированной экономической политики бюджетных пред­писаний, окончательного установления обменного курса в отноше­нии Евро как единой европейской валюты, установления и проведе­ния единой денежной и обменной политики, которая ориентирована преимущественно на цели ценовой стабильности, создания европей­ской системы центральных банков и Европейского Центрального банка. За рамками Европейского Сообщества Маастрихтский дого­вор создал основы для общей внешней политики и политики безо­пасности, а также для совместной деятельности государств-участни­ков в области юстиции и внутренних дел. Кроме того, ст. 17 в Маас-трихсткий договор было введено гражданство Сообществ. Учитывая разнообразные представления государств-участников о сущности и содержании Европейского Союза, переговорные процессы были до­статочно тяжелыми и затяжными. 7 февраля 1992 г. было подписано Соглашение о Европейском Союзе, которое должно было всту- ' пить в силу 1 января 1993 г. после ратификации всеми государства­ми ЕС. Предпосылкой для ратификации было одобрение нацио­нальных парламентов, а в некоторых странах — изменение консти­туций или положительное голосование на референдуме.. Тогда как референдум принес в Ирландии относительно четкий, а во Франции явно ограниченный (51,05%) вотум для Договора, то после негативного всенародного голосования в Дании (50,7% голо­сов против) потребовался второй референдум, и то после уступок, сделанных на заседании Европейского Совета в Эдинбурге. После того как 56,8% из 86% участников проголосовали одобрительно, а Дания и Великобритания ратифицировали Договор, Германия ста­ла единственной страной, которая сразу не смогла его ратифициро­вать. Основанием стали многочисленные конституционные жалобы, направленные против немецкого закона о ратификации союзного Договора. Страна смогла ратифицировать Договор только после того, как федеральный конституционный суд ФРГ отклонил все жалобы, проведя обстоятельную проверку по существу. Договор вступил в силу лишь 1 ноября 1993 г.

 

Амстердамский договор 1997 г. Создание пространства свободы, безопасности и правосудия.

Амстердамский договор от 2 октября 1997 г. был третьей значитель­ной ревизией Договора о Сообществе. Он был подписан на прави­тельственной конференции в Амстердаме и вступил в силу с 1 мая 1999 г. За счет Амстердамского договора возросла роль Европарла-мента (т. е. увеличилось его участие в принятии решений), а также было произведено реформирование, приведшее к равному участию в принятии решений Совета и Парламента. Амстердамский договор в гл. 9 (ст. 43-45 Договора о Европейском Союзе) и ст. 11 Договора о Сообществе создал возможность для.усиленной совместной дея­тельности отдельных государств-участников. Таким образом, инсти­туционализировалась концепция Европы «разных скоростей», кото­рая ранее была воплощена в социальной политике и в валютном со­юзе. Амстердамский договор предусмотрел новую должность, а именно «высшего представителя по общей внешней политике и по­литике безопасности», который идентичен должности генерального секретаря Совета и поддерживает Совет в делах ОВПБ. Наряду с этим указанный Договор ввел значительные редакционные и техни­ческие изменения. Таким образом, были исключены так называемые «устаревшие предписания». Договор о Сообществе и Договор о Ев­ропейском Союзе получили в целом новую нумерацию. Амстердам­ский договор, с материально-правовой точки зрения, за счет перено­са в первую опору (раздел IV ст. 61-69 Договора о Сообществе) включил в сферу компетенции Сообщества значительную часть проблем, регулирующих области юстиции и внутренних дел, например, визовые и иммиграционные вопросы, иные сферы политики, сво­боду передвижения граждан. В третьей опоре остались сотрудни­чество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере, как с этих пор и называется часть VI Договора о ЕС.

 

Ниццкий договор 2001 г.

Следующим важным шагом в развитии Европейского Союза стал Ниццский договор. Договор был подписан 26 февраля 2001 г. после одобрения на правительственной конференции в 2000 г., а также на заседании правительственной верхушки в Ницце, проходившем с 7 по 11 декабря 2000 г. Его, однако, не получилось сразу ратифициро­вать. Так, население Ирландии на первом же референдуме неожидан­но отказалось от его одобрения. После второго, теперь уже позитив­ного референдума, Договор смог вступить в силу только с 1 февраля 2003 г. Здесь стоит проводить различия между изменениями, которые действуют с момента вступления в силу Договора с 1 февраля 2003 г., и такими, которые стали действительными только в течение расши­рения на дальнейшие государства-участники на основе Протокола о расширении Европейского Союза, а также Актов о вступлении от 16 апреля 2003 г. Институциональные изменения, последовавшие в результате Ниццского договора к 1 февраля 2003 г., затрагивали в зна­чительной части расширение возможности принятия решений при голосовании квалифицированным большинством голосов, назначение и роль президентов Комиссии, а также распределение компетенции между Европейским судом и Европейским судом первой инстанции. Верхняя граница количества членов Европейского парламента была повышена уже по состоянию на 1 февраля 2003 г. с 700 до 732. В До­говор о Сообществе введена также новая глава об экономической, финансовой, технической совместной деятельности с государствами, не являющимися членами ЕС. К тому же была расширена компетен­ция ЕС по заключению договоров в области совместной торговой по­литики, в областях торговли и услуг, а также в сфере торговых аспек­тов интеллектуальной собственности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.133.251 (0.008 с.)