Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Право ЕС и международное правоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Европейское право возникло на основе учредительных договоров, образовавших европейские сообщества. Учредительные акты, образующие источник первичного права сообществ — это международные договоры. Эти договоры были выработаны в результате сотрудничества государств-учредителей, подписаны должным образом и ратифицированы каждым из государств-членов. Европейские сообщества учредительными договорами наделены международной правосубъектностью. Это означает, в частности, что сообщества вправе заключать международные договоры с третьими государствами и международными организациями, поддерживать с ними дипломатические отношения. Большая часть заключаемых европейскими сообществами соглашений образует неотъемлемую составную часть права сообществ. В иерархии европейского права такие соглашения занимают место, непосредственно следующее за учредительными договорами. Это относится, в частности, и к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, подписанному с европейскими сообществами Российской Федерацией в 1994 г. и вступившему в силу 1 декабря 1997 г. Европейское право есть часть международного права. Согласно широко распространенной точке зрения европейское право представляет собой особую самостоятельную правовую систему, существующую наряду с национальными правовыми системами и международным правом. Объясняется подобная позиция тем, что европейское право будто бы образует новую правовую реальность, сочетающую элементы, свойственные национальным системам права и международно-правовой системе, а это порождает специфику и оригинальность европейского права как особого вида правовой системы. В качестве аргументов приводятся, в частности, «беспримерное ограничение суверенитета государств — членов ЕС и передача традиционных властных полномочий наднациональным институтам ЕС», само явление наднациональности, которое порой представляется как особенность лишь данной интеграционной группировки. К системообразующим признакам новой правовой системы относят также нетрадиционный перечень источников, отличающийся как от источников международного права, так и от источников права внутреннего. Сюда же относятся вопросы так называемого прямого применения, или прямого действия, нормативных актов институтов Сообществ и Союза. Однако европейское право (или право Европейского союза) есть часть права международного, и, таким образом, никакой третьей правовой системой наряду с международным правом и внутригосударственным правом оно не стало. Практически не вызывает споров то, что важнейшие источники европейского права — учредительные договоры (втом числе Договор, учреждающий Конституцию для Европы от 29 октября 2004 г.) — представляют собой классические, многосторонние договоры, регулируемые международным правом. Учредительные договоры подписывались государствами — членами ЕС и проходили национальные процедуры ратификации. Туже процедуру проходит сейчас Конституция 2004 г. Один из важнейших аргументов для утверждения об автономности европейского права — содержащийся в ряде работ тезис о «беспримерном ограничении суверенитета государств-членов в Европейском союзе». Но следует помнить, что абсолютного государственного суверенитета не существует, поскольку государства взаимозависимы, и эта взаимозависимость в условиях глобализации в современном мире непрерывно возрастает. Суверенитет остается сегодня международно-правовой реальностью, юридическим символом государства. Государства могут ограничивать свободу своих действий в целях успешного решения общих проблем — например, в рамках международных организаций. Практически все конституции европейских государств разрешают ограниченную передачу суверенитета. Международное право не запрещает государствам уступать часть своих суверенных полномочий международным межправительственным организациям в целях налаживания более действенного механизма межгосударственного сотрудничества при добровольном волеизъявлении, отсутствии угроз, давления и других форм противоправного принуждения. Вопросы уступки суверенных прав относятся к исключительной компетенции самих государств. Согласно ст. I-13 Договора, учреждающего Конституцию для Европы 2004 г., в исключительную компетенцию нового Европейского союза входит лишь пять направлений: таможенный союз, правила конкуренции, валютная политика, сохранение биоресурсов моря, общая торговая политика. Следовательно, государства-члены сохранили и, судя по новой Европейской Конституции, сохранят свой суверенитет над территорией и населением, проживающим на ней, во всей полноте — за исключением тех немногих вопросов, которые они передали в компетенцию Сообществ и будущего Союза. Таким образом, государства-члены допустили лишь частичную уступку своих суверенных прав. Анализ бессрочного Конституционного договора 2004 г. показывает, что так называемые федералисты потерпели поражение. С учетом того, что далеко не все круги европейской общественности придерживаются «федералистской» концепции развития европейской интеграции, можно сделать вывод, что при подготовке Конституции верх одержала более умеренная точка зрения. Ее сторонники отложили до более далеких времен решение столь политически деликатного и щекотливого вопроса, как преобразование Европейского союза в Европейскую федерацию. Как представляется, такое положение сохранится на долгие годы, если не на десятилетия. На межгосударственный характер нового Европейского союза дополнительно указывает то, что согласно ст. 1 п. 2 Конституции членами Союза могут быть только государства. Данное положение воспроизводит смысл ст. 49 Договора о создании Европейского союза (1992). Условия присоединения к новому Союзу определяются двумя основными принципами — географическим («государство-кандидат должно быть европейским») и политическим («государство должно быть демократическим, разделяющим общие ценности Союза»). Эти принципы также содержатся в Договоре о создании Европейского союза (1992), в частности в ст. 6 и 49. При этом, в отличие от Римских договоров 1957 г. о ЕЭС и Евратоме, которые были бессрочны и не предполагали выхода государств из Сообществ, Конституционный договор предусматривает (ст. 1-60), что «любое государство-член может принять решение, в соответствии со своими конституционными нормами, выйти из Европейского союза». Налицо коренное изменение подхода к вопросу о добровольном выходе государств из Союза. Очевидно, что данное изменение полностью согласуется с современным международным правом. Оно находится в явном противоречии со сторонниками формулы «все более сплачивающегося Союза». С точки зрения «федералистов», эта новелла угрожает всему тому, что было сделано в европейской интеграции за истекшее пятидесятилетие. Особое значение среди принципов европейского права имеет принцип субсидиарности. Он дает большую свободу для самостоятельных действий государств-членов. И лишь тогда, когда поставленные цели не могут быть успешно достигнуты государствами, вправе вмешаться институты Европейского союза. Разумеется, данный принцип действует в сферах, которые не входят в исключительную компетенцию Союза. Второй блок вопросов связан с понятием наднациональности — явлением, которое, по мнению ряда авторов, присуще только Европейским сообществам. Однако явление наднациональности появилось гораздо раньше и проявилось в деятельности иных, чем Европейские сообщества, международных организаций и (или) их органов (пример — Совет Безопасности ООН), цели которых требовали более эффективных управленческих полномочий. В современном международном праве нет установившегося определения понятия наднациональности. Но термин «наднациональность» имеет право на существование, в том числе в юридической науке, поскольку он отражает конкретные качественные изменения в международной жизни, в частности в структуре и деятельности международных организаций. Эти изменения поддаются анализу, и, стало быть, требуют для их характеристики соответствующего понятийного аппарата. Наднациональность — это передача государствами-членами созданной ими международной организации (ее органам) определенных властных полномочий, обычно осуществляемых только органами суверенного государства, включая возможность издавать правовые нормы, имеющие обязательную силу для входящих в организацию государств. Наднациональные организации создаются на основе ясно выраженного добровольного, закрепленного вдоговорном порядке волеизъявления государств и используются для достижения общезначимых целей на основе соблюдения основополагающих принципов и норм международного права. По отношению к государству применять термин «наднациональная власть» неправомерно, ибо законная власть наднациональна в том смысле, что существуют конституция и законы, которые должны прямо исполняться всеми субъектами, меры и аппарат принуждения, санкции и т. п. Отсюда следует, что феномен «наднациональности» принадлежит к понятийному аппарату международного права. Стало быть, это явление международного права, в основном применяющееся в праве международных организаций. Таким образом, понятие «наднациональность» можно определить как совокупность структурных, функциональных и процедурных особенностей международной организации, определяющих приоритетный характер ее компетенции в конкретных областях по отношению к соответствующей компетенции государств-членов. На первый план здесь выступает возможность принятия международным органом решений, обязательных для государств-членов. Можно привести ряд примеров различных международных организаций и проявлений наднациональности в их деятельности (МВФ, Международный орган по морскому дну, МОТ; ИКАО и др.). В этой связи обращают на себя внимание осо-бенности международных экономических организаций как субъектов международного экономического права. Именно в таких организациях распространена практика принятия решений на основе взвешенного подхода или большинством (квалифицированным большинством) голосов, что в принципе следует расценивать в качестве признаков наднационального регулирования. Наднациональность в этих организациях не ущемляет суверенные права государств-членов. Их наднациональные элементы используются для повышения эффективности международного сотрудничества на основе суверенного равенства и взаимной выгоды. Наконец, международные организации, о которых выше шла речь, — субъекты международного публичного права, и «право» этих организаций, несмотря на его особенности, в том числе связанные с наднациональностью, есть составная часть международного права. Сказанное остается в силе и для права нового Европейского союза, который учреждается Конституционным договором 2004 г. Более того, отдельные нововведения, появившиеся в Конституции (участие национальных парламентов в механизме принятия решений институтами Союза, новая процедура назначения Комиссии), скорее, говорят об отходе от принципа наднациональности и расширении межгосударственных способов руководства Евросоюзом. Третий блок вопросов связан с проблемой так называемых прямоприменяемых норм и отдельных принципов европейского права, которые иногда интерпретируются как дающие возможность европейскому праву называться самостоятельным правом. Ни один из учредительных актов Сообществ и Союза не содержит положения, которое можно было бы трактовать как намерение создать из европейского права обособленную, автономную систему. Таковым объявил его Суд Европейских сообществ. Суд стремился сделать правовое регулирование интеграции максимально эффективным. Стремясь создать обособленную систему европейского права, он нуждался в формировании единых правовых начал, способных обеспечить целостное «автономное» правовое пространство. Другой причиной подобной позиции Суда была необходимость толкования европейского права, содержание которого имеет слишком много пробелов. Данный факт заставил Суд ЕС заниматься открытым судебный правотворчеством. Этой же цели служили выработанные Судом ЕС концепции «прямого применения* и примата (верховенства) норм европейского права. Естественные трудности возникли при реализации указанных принципов в национальных правовых системах. Государства, придерживающиеся монистического подхода, т. е. единства правовых систем международного и внутригосударственного права, логично признают, что положения международного договора могут напрямую действовать в национальном праве без применения мер трансформации. Государства, рассматривающие международное и внутригосударственное право как два различных правопорядка, не признают, что правовая норма, внешняя по отношению к национальным правопорядкам, может сама по себе создавать права и обязанности для частных лиц. По ст. 1-33 Европейской Конституции 2004 г. нынешний регламент будет называться европейским законом, и в отношении «закона» также существует положение об обязательности и прямом применении во всех государствах-членах. Концепция верховенства права Сообщества по отношению к внутреннему праву государств-членов уходит своими корнями в международное право. Очевидно, что любая региональная подсистема международного права подчиняется тем же концепциям и основным принципам, что и общее международное право. Принцип примата норм европейского права нашел свое выражение в ст. 1-6 Конституционного договора 2004 г., которая гласит: «Конституция и право, принятое институтами Союза при реализации компетенций, которые им приданы, имеют примат (priment) над правом государств-членов». -В странах с монистической концепцией прямое применение и примат (верховенство) европейского права практически не отличаются от прямого действия других международных договоров. Государства, придерживающиеся дуалистической концепции, для вступления в Сообщества либо вносили поправки в свои конституции, либо принимали специальный закон, как это сделала Великобритания в 1972 г. В международном договоре может быть указано, что стороны согласны применять его нормы в национальном праве, однако это не будет свидетельствовать о том, что по желанию сторон нормы международного права, содержащиеся вдоговоре, могут напрямую регулировать внутригосударственные отношения. Положения, сформулированные в договоре, будут сохранять свое значение регуляторов межгосударственных отношений в качестве норм международного права. Просто правила, содержащиеся в договоре, начнут применяться для регулирования внутригосударственных отношений в силу соответствующей статьи национальной конституции, принятого ранее в отношении подобных договоров внутреннего закона либо иного внутреннего нормативного акта. Все это не более чем вопросы трансформации, т. е. юридической техники. Следовательно, и попытки доказать существование «прямо-применимых» или «прямодействующих» норм есть скорее иллюзия, чем реальность; они не дают оснований считать европейское право самостоятельной системой, отличной от права международного. Проблемы развития институциональной структуры, в частности, связанные с недавним расширением состава Европейского союза, без сомнения, относятся к самой чувствительной сфере интеграционного процесса. Согласно ст. I-19 Конституционного договора 2004 г. в число институтов включен Европейский совет — бывший орган межгосударственного сотрудничества. Вместо двух раз в год он, по Конституции, будет заседать ежеквартально. Возглавит Европейский совет его Президент сроком на 2,5 года с правом еще одного переизбрания. Таким образом, роль и структура межгосударственного института — Европейского совета — усиливается. К числу наднациональных институтов относится Европейская Комиссия. Наиболее населенные страны ЕС, которые были представлены в данном институте двумя своими комиссарами, еще в Ницце (2000 г.) согласились на формирование Комиссии, исходя из принципа — от каждой страны по одному комиссару. Казалось бы, государства-члены согласились на более демократичный способ формирования данного института. Однако, если исходить из количества существующих ныне — 25 — членов Союза, получается, что шесть комиссаров происходят из государств, составляющих 74 % населения Союза, восемь членов Комиссии представляют страны, составляющие 19 % населения и 11 комиссаров — выходцы из государств, составляющих всего 7 % граждан Союза. Отметим также, что представители шести стран — основателей Сообществ составят лишь четверть состава Комиссии, тогда как комиссары десяти новых членов будут составлять 40 % данного института. При таком принципе формирования Комиссии не решается проблема повышения эффективности ее работы, остаются поводы для недовольства, в основном, крупных государств, стран — основателей ЕС. При сокращении состава данного института до3/, от числа членов также будет существовать проблема легитимности Комиссии и справедливого представительства государств в этом институте. __ В целом Комиссия — уникальный наднациональный институт — выглядит ослабленным как в нынешнем, новом виде, так и в перспективе, как она определена в Конституции 2004 г. Исходя из приведенных сведений о развитии некоторых важных институтов ЕС, можно сделать вывод о том, что Европейский союз во многом все более будет походить на большинство существующих межправительственных организаций вследствие усиления тенденции децентрализации из-за его расширения. В институциональной структуре это, в частности, сказывается на усилении межгосударственных институтов (Европейский совет) и ослаблении наднациональных (Комиссии). Анализ Договора, учреждающего Конституцию для Европы 2004 г. и, в частности, изменений, которые произойдут в институциональной структуре будущего Европейского союза, говорят о том, что все происходит в пределах традиционного международного права, и ничто не свидетельствует о возможности появления какой-либо третьей самостоятельной правовой системы.
Гражданство ЕС Гражданство Европейского Союза, связанное с гражданством государств-членов, появилось и было закреплено в ст. 17 Маастрихтского договора. Гражданство ЕС, в отличие от аналогичного института, существующего в государствах-участниках, не создает схожих отношений между физическим лицом и Европейским Союзом, основанных на взаимных правах и обязанностях. Статья 18 Договора о Сообществе предоставляет гражданину Союза обширное право свободного передвижения и пребывания в пределах государственной территории государств — членов ЕС. В данном случае свобода передвижения освобождена от экономической необходимости, как это происходит в случае с принципом свободы передвижения рабочей силы, правом на поселение, правом па экономическую деятельность, правом свободы движения услуг3:!. Граждане ЕС обладают, согласно ч. 1 ст. 19 Договора о Сообществе, правом избирать и быть избранными в органы местного самоуправления но месту своего пребывания. Таким образом, им открывается доступ к политическим партиям в отношении выборов в органы местного самоуправления. Граждане Союза, находящиеся на территории другого государства-участника, обладают также правом избирать и быть избранными в Европейский парламент согласно ч. 2 ст. 19 Договора о Сообществе34. Далее, граждане ЕС, находящиеся в пределах территории государства, не являющегося участником ЕС, где их родное государство не представлено, обладают правом на дипломатическую и консульскую защиту другого государства — участника ЕС на основании тех же условий, которые предлагаются для граждан другого государства — участника ЕС. Решение вопроса о том, признавать или не признавать указанную защиту, остается предоставленным государствам, не входящим в состав ЕС. При этом ни Европейские Сообщества, ни ЕС не обладают правом предоставить собственную правовую защиту.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1982; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.138.184 (0.013 с.) |