Концепция «продвинутого» сотрудничества. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция «продвинутого» сотрудничества.



Второй вариант — продвинутое сотрудниче­ство. В таком сотрудничестве участвуют лишь заинтересован­ные государства-члены. С вступлением в силу Ниццского дого­вора (в 2003 г.) его механизм распространен на сферу ОВПБ. Предметом продвинутого сотрудничества могут быть совмест­ные внешнеполитические действия, но не вопросы военной по­литики и обороны (ст. 27В). Договор о ЕС предусматривает, [ что продвинутое сотрудничество должно служить интересам Союза как целого и его утверждению на международной арене. Оно не должно противоречить принципам, целям, основным направлениям и единству ОВПБ, а также другим решениям по вопросам ОВПБ (ст. 27А). Разрешение на продвинутое сотруд­ничество по запросу заинтересованных государств дается Сове­том с учетом его совместимости с политиками ЕС

 

Состав ЕС. Членство

Согласно действующим учредительным договорам и заме­няющим их конституционным постановлением доступ в Евро­пейский Союз открыт для всех европейских государств, разде­ляющих общие с ЕС ценности и стремящихся к достижению его целей. Однако наличие такого одностороннего желания может служить лишь одним из условий вступления, но не предрешает вхождение изъявившего к тому желание государст­ва в состав членов ЕС. Существует целый ряд условий и тре­бований, суммарно изложенных в решениях саммитов в Ко­пенгагене (Дания), которые определяют условия доступа в ЕС государств-претендентов на вступление. Прежде всего участ­никами этих интеграционных образований могут быть лишь европейские государства. Речь в данном случае идет, как счи­тают многие авторы, о чисто территориальном понятии, а не о политическом. Соответственно, заявка Турции о возможном вступлении в ЕС не была отклонена. Больше того, было при­нято положительное решение об открытии переговоров с этой страной.

К числу важнейших условий вхождения в состав ЕС отно­сятся следование демократическим началам и принципам об­щественного и государственного устройства, а равно обеспече­ние построения и функционирования свободной рыночной экономики. На практике выполнение подобного рода требова­ний сопряжено с проведением соответствующего мониторинга институтами ЕС, а со стороны государства-член а работой по реформированию властных структур и административного ап­парата, искоренению коррупции, внедрению демократических начал и принципов судопроизводства. Решению этой задачи призвано содействовать приведение национальной правовой системы в соответствие с требованиями ЕС. Речь идет о чрез­вычайно кропотливой работе, в результате которой все норма­тивно-правовые установления государства-кандидата должны быть проверены на предмет соответствия положениям права ЕС и приведены в соответствие с этими последними. Так, при проведении этой работы с кандидатами на вступление 2004 г. мониторинг проводился по 720 позициям, что влекло за собой рассмотрение и при необходимости пересмотр чрезвычайно большого числа нормативно-правовых актов.

Констатация приверженности демократическим ценностям и традициям, целям и принципам ЕС имеет место со стороны ЕК. Она также проводит всю необходимую подготовительную работу организационного и аналитического характера, пред­ставляя свои рекомендации Совету ЕС по поводу решения о приеме того или иного кандидата. При выработке этих реко­мендаций принимаются во внимание не только факторы чисто правового характера, но оценивается и уровень состояния эко­номического развития страны. Это значит, что только само по себе следование принципам, свободной рыночной экономики является недостаточным, необходимо также достижение опре­деленного минимального уровня экономического развития, обеспечивающего жизнеспособность национальной экономики в условиях интеграции. В связи с этим вступление последних 10 государств-членов в состав ЕС было сопряжено с весьма большими трудностями, которые не преодолены и в настоящее время, вызванными тем, что по уровню экономического развития эти государства не достигают средних показателей по ЕС. Как следствие, весьма трудные переговоры о вступлении и оговорки и ограничения, хотя в основном на переходный пери­од, которые вводятся при подписании соглашений о присоеди­нении (сумма дотаций, трудоустройство и некоторые другие).

Сравнительно подробно регулируется процедура вступления в ЕС. Она предусматривает, что каждое государство, намере­вающееся вступить в состав Союза, направляет соответствую­щую просьбу в Совет ЕС. О наличии такой просьбы информи­руются Европейский парламент и национальные парламенты государств-членов. Совет, вынося решения на основе принципа единогласия, и после консультации с Комиссией и одобрения Парламентом принимает соответствующее решение. Перегово­ры по вопросу о вступлении проводит, как правило, ЕК. Соот­ветствующее соглашение и приложения к нему определяют ус­ловия и процедуры ратификации и вступления в состав ЕС. Соглашение о присоединении, одобренное Советом, пере­дается на ратификацию, которая имеет место на основе кон­ституционных процедур, действующих в соответствующих госу­дарствах. Решение считается принятым, если оно было одобре­но как в рамках ЕС, так и государствами — кандидатами на вступление. Одновременно с подписанием соглашений о при­соединении определяется и дата официального приема государ­ства-кандидата в состав ЕС. Вновь принятое государство при­нимает на себя выполнение всех обязательств членов ЕС, про­истекающих из членства в ЕС, а равно получает право на участие в руководстве и управлении его делами.

В учредительных договорах Сообществ и Союза специаль­ные постановления, относящиеся к выходу из состава ЕС, от­сутствуют. Они ограничиваются лишь регулированием проце­дуры наложения санкций и приостановки обладания теми или иными правомочиями. Заметно изменяется ситуация с приня­тием Конституции ЕС. В соответствии со ст. 1-59 Совет ЕС, принимая решение квалифицированным большинством в 4/5 его членов, по предложению не менее чем 1/3 государств-чле­нов или Европейского парламента, или ЕК и после одобрения Европейского парламента, может принять решение, констати­рующее существование определенной и ясно выраженной угро­зы тяжелого нарушения данным государством ценностей ЕС. Прежде чем такое решение будет принято, необходимо заслушать объяснения и мотивы соответствующего государства. Ему могут быть адресованы необходимые рекомендации для исправления положения. Если, однако, эти рекомендации не были приняты и исполнены, Европейский совет, вынося реше­ние по предложению не менее чем 1/3 государств-членов или ЕК и после одобрения со стороны Европейского парламента, может принять решение, констатирующее сохранение такого опасного нарушения и приостановление права голоса государ­ства-правонарушителя в Совете. Подобное решение практиче­ски равнозначно временному исключению из состава, но пред­полагает, что государство, на которое наложены санкции, обя­зано по-прежнему соблюдать вес обязательства, вытекающие из учредительного акта.

Новелла, предлагаемая Конституцией ЕС, касается прежде всего добровольного выхода из состава Союза. Любое государ­ство-член в соответствии со своим национальным законода­тельством и конституционными процедурами может принять решение о выходе из состава ЕС. Оно сообщается Европейско­му совету, который принимает решение о проведении перего­воров, относящихся к определению условий выхода из состава ЕС. Решение по существу вопроса принимается от имени ЕС Европейским советом, выносящим постановление квалифици­рованным большинством голосов по одобрении со стороны Ев­ропейского парламента. Учредительные акты не подлежат при­менению на территории государства, покидающего Союз, с мо­мента его выхода, а если соглашения о дате выхода достигнуто не было, то по истечении двух лет после подачи заявления за­интересованным государством в Европейский совет. Измене­ние срока возможно, если только по этому вопросу будет дос­тигнуто специальное соглашение между Европейским советом и государством, подавшим заявление о выходе. Государство, вышедшее из состава ЕС, в случае, если им выражено желание о возвращении в Союз, никакими специальными льготами рас­полагать не будет. Выход из состава Союза означает прекраще­ние не только действия на территории данного государства права ЕС, но равно также и его участия в органах и учреждени­ях ЕС. По состоянию на 2005 г. никаких конкретных ситуаций, связанных с возможностью выхода из состава ЕС, на практике не возникало.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.182.105 (0.006 с.)