Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы верховенства и прямого действия права ЕССодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопрос о соотношении права ЕС и национального права государств-членов, иерархии норм и их соподчиненности встал перед Судом ЕС буквально в первые же годы его функционирования. Проблема имела не только доктринальное, но и чисто практическое значение. Принцип верховенства норм европейского права нередко основывают на том факте, что к числу основных его источников относятся международные договоры. Соответственно, примат международно-правовой нормы по отношению к национальной норме государства — стороны по договору выводится из теории международных договоров и общих принципов международного права. Однако не во всех странах национальное законодательство предусматривает прямую применимость норм международного права и содержит специальные постановления относительно их приоритета. Таковы, например, дуалистические системы, принятые в Великобритании, Италии и ряде других государств. Применение дуалистической концепции к праву ЕС означало бы, что государства-члены вправе самостоятельно решать вопрос о месте и роли соответствующих нормативно-правовых актов Сообществ в национальном правопорядке. Подобное положение не только противоречило самим основам интеграции, но и создавало совершенно очевидную угрозу единству и целостности, а следовательно, и применимости права ЕС. Оно оставляло за каждым из государств-членов решение проблемы о верховенстве и иерархии норм права ЕС и национального права. О том, что такая угроза являлась реальной, свидетельствовал целый ряд коллизий, возникших уже в первые годы существования Сообществ. Они, в частности, были связаны с попытками некоторых государств-членов и их высших судебных учреждений закрепить за собой право решать вопрос о преимущественной силе нормы европейского или национального права, как равно и возможности их прямого применения. Отвечая на подобные притязания, Суд установил, что право Сообществ, «проистекающее из автономных источников права, порожденное договором ЕЭС, не может вследствие своей особой и изначальной природы быть оспорено каким-либо внутренним правовым актом без того, чтобы не ликвидировать статус права Сообщества и не поставить под сомнение правовую основу самого Сообщества»1. Таким образом, Суд определил, во-первых, что верховенство права Сообществ является жизненно важным условием существования Сообществ и развития европейской интеграции. Во-вторых, что это верховенство вытекает из самой природы права Сообществ и не определяется нормами национального, включая конституционное, права. В-третьих, что правопорядок Сообществ является в иерархическом отношении вышестоящим по отношению к национальному правопорядку. В-четвертых, что верховенство права ЕС должно пронизывать и национальный правопорядок, определяя позицию и отношение к праву ЕС со стороны национальных судебных органов. В дальнейшем, развивая концепцию верховенства, Суд ЕС (в частности, в деле Симменталь) показал, что национальные судебные органы в случае коллизии нормы национального и европейского права не просто обязаны применять норму европейского права, но и независимо от внутринационального регулирования принять меры к тому, чтобы противоречащий праву ЕС национальный правовой акт не подлежал применению1. В решении по делу Комиссия против Италии от 13 июля 1972 г. Суд прямо подтвердил, что национальные власти в случае констатации противоречия национальной нормы праву Сообществ должны немедленно издать предписание о прекращении действия такого рода нормы. Тем не менее в последующие годы Суду ЕС пришлось сталкиваться с определенной оппозицией со стороны некоторых национальных судебных учреждений в государствах-членах. В частности, французская административная юстиция в течение довольно длительного периода отстаивала принцип, в соответствии с которым акты административного права, не признанные антиконституционными по национальному законодательству, не могут быть подчинены напрямую принципу примата европейского права. Только после довольно длительного сопротивления Государственный совет Франции присоединился в целом к концепции верховенства права ЕС. Определенные возражения против универсального применения этого принципа были выдвинуты и в ФРГ. Речь шла, в частности, о том, что поскольку право ЕС не содержит развернутых постановлений относительно основных прав и свобод, то судебные органы ФРГ, в частности Федеральный конституционный суд, сохраняют за собой право оценки возможности применения актов европейского права, если последние противоречат фундаментальным правам и свободам, закрепленным в Основном законе ФРГ. В данном случае противоречие удалось снять главным образом за счет признания со стороны Суда ЕС основных демократических прав и свобод, закрепляемых национальными конституциями государств-членов, как равно Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, в качестве общих принципов права ЕС. В последующем это нашло отражение и закрепление в ст. 6 Договора о ЕС. Позиция, занятая Судом ЕС, позволила снять или свести к минимуму возможность конфликта юрисдикции между европейскими и национальными судебными органами. В настоящее время принцип верховенства почти безоговорочно признается всеми государствами — членами ЕС. Не вызывает споров формула о том, что в случае коллизии нормы национального права и права ЕС преимущественную силу имеет последняя. Больше того, этот принцип приобрел универсальное значение, т. е. правопорядок, действующий в рамках ЕС в пределах его ведения и в рамках переданных ему суверенных полномочий, обладает верховенством по отношению к национальному правопорядку. Стремясь внести полную определенность и пресечь возможные противоречия, авторы Конституции ЕС предложили в ст. 1-6 совершенно четкую формулировку: «Конституция и право, одобренное институтами Союза во исполнение принадлежащей им компетенции, обладают верховенством по отношению к праву государств-членов». Позиция, сформулированная первоначально судом, получила безоговорочное подтверждение. Под принципом прямого действия понимается непосредственное действие и обязательная применимость норм права ЕС на всей территории Европейского Союза и относительно всех субъектов европейского права. Это означает, что нормы права ЕС обязательны во всей своей полноте для всех государств-членов, институтов ЕС, а равно физических и юридических лиц, находящихся под юрисдикцией государств — членов ЕС. Принцип прямого действия имеет два важнейших аспекта. Во-первых, он обязывает государства-члены, национальную администрацию и судебные учреждения непосредственно применять нормы права ЕС независимо от того, каково отношение национальной администрации к регулированию конкретных проблем, осуществляемому на уровне ЕС. Неприменение обязательных норм права ЕС или их неполное или ошибочное применение квалифицируется как нарушение действующего права и влечет за собой ответственность. Во-вторых, принцип прямого действия предполагает, что нормы права ЕС наделяют непосредственно напрямую правами и налагают обязанности на частных физических и юридических лиц. Соответствующие права, основанные на норме права ЕС, подлежат обязательной защите со стороны национальных судебных органов. Любое физическое или юридическое лицо, полагающее, что его права и интересы нарушены в результате неприменения или недолжного применения нормы права ЕС, может обращаться за защитой в компетентные национальные судебные органы. Эта защита должна быть оказана национальным судом на тех же условиях и основаниях, которые определяют действие суда при вчинении иска на основе внутригосударственного права. Толкование и внедрение принципа прямого действия права ЕС — непосредственная заслуга Суда ЕС. Одним из первых решений Суда в этой области стало постановление по делу Ван Генд1 от 5 февраля 1963 г. Рассмотрев дело, в котором Суд сделал целый ряд важных выводов, имевших принципиальное значение для последующего развития права ЕС, компания Ван Генд, импортер химмикалиев, оспорила в судебном порядке решение о повышении таможенных пошлин на ввозимые ею продукты. Она ссылалась на ст. 12 Договора о ЕЭС, которая запрещала такое повышение как противоречащее интересам построения общего рынка. Правительство Нидерландов, поддержанное правительством Бельгии, полагало, что за отсутствием акта имплементации национальный судебный орган не вправе принять предъявленный иск к своему производству. Суд установил, во-первых, что Договор о ЕЭС «представляет собой не простое соглашение, создающее только взаимные обязательства между договаривающимися государствами»; во-вторых, что субъектами правоотношений, возникающих на основе учредительного договора, выступают не только государства, его заключившие; в-третьих, что деятельность институтов ЕС по реализации суверенных полномочий, которыми Сооб- щества наделяются, «оказывает воздействие в равной степени как на государства-члены, так и на их граждан». Из сказанного был сделан обобщающий вывод о том, что «Сообщества представляют собой новый международный правопорядок, в пользу которого государства ограничили свои суверенные права в определенных областях, и субъектами которого являются не только государства-члены, но и их граждане. Право Сообщества вне зависимости от законодательства государств-членов не только налагает обязанности на частных лиц, но также наделяет их правами, которые становятся частью их правового достояния. Эти права возникают не только в том случае, когда они прямо выражены в договоре, но также вследствие обязательств, которые договор строго определенным образом налагает на частных лиц, равно как на государства-члены и институты Сообщества». По мнению Суда, сама природа ст. 12 Договора о ЕЭС, о которой шла речь в данном деле, идеально приспособлена к прямому применению. Поскольку эта статья налагает конкретное негативное (запрещающее) обязательство на все государства-члены, то это в свою очередь предполагает, что и граждане могут воспользоваться такого рода обязательством. Окончательный вывод по этому вопросу, сделанный Судом, был совершенно категоричен. «В соответствии с духом, общим смыслом и буквой Договора о ЕЭС статья 12 должна быть истолкована как оказывающая прямое действие и порождающая индивидуальные права, которые подлежат защите национальными судами»1. Конечно, постановление по делу Ван Генд не решало всю проблему в целом. Речь шла о конкретном применении конкретной статьи, а сформулированное Судом более или менее общее правило касалось так называемых негативных обязательств. Следует также иметь в виду, что речь шла о статьях Договора о ЕЭС и формально не затрагивала актов вторичного права. А между тем их прямая применимость вызывала целый ряд вопросов. Непосредственно в Договоре о Сообществе (ст. 249 консолидированного текста, воспроизводящая первоначальный текст) перечисляются и характеризуются юридически обязательные акты, принимаемые институтами ЕС. При этом указывается на прямое действие только одного вида актов — регламентов, которые имеют особо важное значение, как правило, носят общий характер, регулируют наиболее важные сферы общественных отношений и являются обязательными и применимыми во всех своих составных частях. Однако в том, что касается других разновидностей нормативно-правовых актов ЕС, какое-либо указание на их прямое действие отсутствует. Соответственно, перед Судом в ходе его практической деятельности неизбежно встал вопрос, насколько принцип прямого действия применим к актам, издаваемым институтами ЕС помимо регламентов. В ходе последующей судебной практики Суд дал в целом расширительное толкование понятия и применения принципа прямого действия. Он в то же время в определенной степени ограничивает его применимость, устанавливая определенные требования к возможному прямому применению нормативно-правового акта. В решении по делу № 39/72 Европейская комиссия против Итальянской Республики1 от 7 февраля 1973 г. Суд ЕС постановил, что все методы имплементации, которые препятствуют прямому действию регламента Сообщества и их одновременному и унифицированному применению во всем Сообществе, противоречат Договору. Идя по пути расширительного применения принципа прямого действия, Суд определил, что необходимость принятия мер по имплементации нормативно-правового акта ЕС не лишает его прямого действия. Это имело особенно важное значение применительно к такому виду нормативно-правовых актов, как директива. Связано это с тем, что директива не устанавливает сама непосредственно конкретные правила регулирования тех или иных правоотношений. Она определяет лишь цели и задачи регулирования, оставляя за национальным государством выбор методов и средств их реализации. Директива также устанавливает срок, в течение которого она должна быть претворена в жизнь. Суд ЕС в целой серии своих решений уточнил особенности прямого действия директивы. Главное из них состоит в том, что частные лица при предъявлении иска могут ссылаться на директиву в случае, если они полагают, что она не была реализована в срок или реализована ненадлежащим образом. Директива, которая адресуется государству —- члену ЕС, порождает лишь «вертикальное» действие принципа. Это означает, что эффект прямого действия распространяется на взаимоотношения частного лица и государства, но не на отношения между частными лицами (горизонтальное применение). Давая расширительное толкование применению принципа прямого действия, Суд ЕС увеличил как круг лиц, наделяемых правом оспаривания директивы, так и круг ответчиков. В него, в частности, были включены наряду с государством и публичные юридические лица. Суд сделал также вывод о том, что необходимость принятия мер по имплементации директивы неравнозначна признанию обусловленности ее прямого действия. Иначе говоря, неприменение государством положений директивы равнозначно нарушению права. В свою очередь, неправомерная практика или действия не могут служить оправданием допущенного нарушения. С этим связаны также разъяснения Суда о необоснованности ссылки на подобные нарушения иными государственными органами или отсылка к затяжке принятия акта имплементации тем или иным государственным органом (например, парламентом в силу длительности законодательной процедуры). Наконец, Суд дал также расширительное толкование применению принципа прямого действия относительно положений учредительных договоров. Им была сформулирована, в частности, концепция самодостаточности. Суд исходит из того, что целый ряд норм учредительных актов могут применяться напрямую, даже если отсутствуют изданные в их развитие акты вторичного права. Это касается, в частности, тех постановлений учредительных актов, которые напрямую формулируют позитивное обязательство или запрет. В конечном итоге обобщающая практика привела к признанию на концептуальном уровне прямого действия за правом ЕС в целом. Однако подобного рода вывод нуждается в определенной корректировке. Дело заключается в том, что нередко акты первичного, а иногда и акты вторичного права содержат постановления, излагающие принципы, которые указывают лишь рамки осуществляемых действий или содержат программные положения. Соответственно, при решении вопроса о возможности применения такого рода постановлений необходимо принять во внимание положение о том, что норма права может иметь прямое действие только в том случае, если она обладает качествами и свойствами, необходимыми для ее реализации. Иначе говоря, правовая норма может быть применена только при условии, если она устанавливает конкретные права и обязанности, если она носит достаточно ясный и непротиворечивый характер или если ее применение не обусловлено изданием другой нормы права. Требования к реализабельности правовой нормы сформулированы, в частности, в деле Франкович и другие. Это, конечно, не значит, что правовые нормы, имеющие своим источником акты Европейских сообществ, но не отвечающие в полной степени технико-правовым требованиям, не могут оказывать воздействия на регулирование правоотношений. Такого рода нормы-принципы, рамочные нормы и другие аналогичные нормы зачастую могут служить основанием, используемым Судом для толкования применяемой нормы права. В этом их юридическая ценность и значимость. Однако по общему правилу прямое действие имеют нормы позитивного права. Именно эти положения легли в основу концепции, проводящей различие между прямым действием и прямым применением. Прямое действие имеют все нормы права ЕС. Прямое применение — лишь те, которые отвечают требованиям реализабельности. Осуществлению принципа прямого применения призвано содействовать специальное положение, включенное в текст Конституции ЕС. Оно обязывает все государства-члены «принять все меры общего или специального характера, необходимые для выполнения обязательств, вытекающих из Конституции, или являющихся результатом действия актов, принятых институтами».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.14.208 (0.011 с.) |