ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание ЕЭС и Евратома. Римские договоры 1957 г. И их значение.



Римские договоренности: Договор о Европейском экономическом сообществе и Евратоме

Когда стало ясно, что политическая интеграция в Европе недостижи­ма, инициаторы объединительных процессов сконцентрировались на экономической интеграции в надежде, что за ней обязательно последует политическая. По инициативе государств Бенилюкс 1 июня 1955 г. была созвана и проведена Конференция министров иностранных дел в Мессине (Италия), по итогам которой под руководством Пауля-Ген­ри Спаака было поручено разработать планы общего рынка и сообще­ства по атому12. Предполагалась интеграция в сфере экономики и атом­ной энергетики. На основе концепции, предложенной Комиссией Спа­ака, были разработаны тексты Договора о Европейском экономическом сообществе (ЕЭС) и о Европейском сообществе по атомной энергии (Евратом), которые были подписаны 25 марта 1957 г. в Риме. Римские Договоры вступили в силу 1 января 1958 г.

Вышеназванные документы характеризуются в литературе как «верх евродипломатии», искусства достижения того, что возможно сегодня, и переноса на более позднее время тех вопросов, по которым имеются расхождения13. В Римских Договорах подчеркивались их сугубо эконо­мические цели, вместе с тем были существенно расширены цели интег­рационного сотрудничества, оговорена возможность создания таможен­ного союза, либерализации международного обмена, уточнена и расши­рена институциональная структура ЕЭС, определена возможность проведения общей политики в области сельского хозяйства, транспор­та, сближения законодательства в целях создания общего рынка.

Развитие Европейских Сообществ

Переговоры о Римских договоренностях, возглавляемые Паулем-Генри Спааком, состоялись в специально выбранном для этого со­бытия замке Валь-Дюшес около Брюсселя (Бельгия). Следствием этого факта стало превращение Брюсселя в основное «предвари­тельное» место работы Европейского Сообщества. Однако Брюс­сель находился в постоянной конкуренции с Люксембургом и Страс­бургом. Неспособность правительств государств-участников догово­риться о едином местонахождении органов Сообщества (европейской столицы) привела к тому, что сразу три города одновременно, а имен­но Брюссель, Люксембург и Страсбург, дали приют важнейшим ев­ропейским органам. Немало для успеха молодого экономического сообщества сделал профессор, доктор Вальтер Хальштейн, первый президент Комиссии ЕС.

Европейское экономическое сообщество и Евратом имели первона­чально каждый свою собственную Комиссию и Совет. Парламент и Суд были объединены посредством Соглашения о слиянии от 25 марта 1957 г. и ведали всеми тремя Сообществами. 8 апреля 1965 г. последовало Соглашение о слиянии Евратома, ЕЭС и ЕОУС. В ре­зультате подписания вышеуказанного Соглашения все три Сообще­ства получили единые органы: комиссию, совет, суд и парламент.

Совет занимал верховенствующее положение в системе институтов ЕЭС. В его состав вошли представители всех государств-членов. Совет обладал важнейшими полномочиями в сфере обеспечения координации общей экономической политики государств-членов, принятия решений в установленных рамках, исполнения принятых решений. Все важнейшие вопросы, касавшиеся организации и функ­ционирования Сообщества, выработки и реализации его политики, проходили через Совет11. Согласно Договору о ЕЭС Совет должен был принимать решения квалифицированным большинством голо­сов, начиная с 1966 г., в таких важных договорных областях, как сель­ское хозяйство и общая торговая политика. Однако перед вступле­нием данного положения в силу Франция спровоцировала в середи­не 1965 г. первый конституционный кризис Сообщества. Под предлогом предполагаемого несоблюдения договоренности о финансировании совместной аграрной политики и будущих бюджет­ных полномочий европейского парламента страна отстранилась на полгода от участия в работе Совета и, таким образом, блокировала работу этого учреждения («политика пустого кресла»). Вскоре, правда, выяснилась истинная причина такой позиции. Она состояла в том, что Франция принципиально отвергала существовавшую в Совете процедуру принятия решений большинством голосов. . В Люксембургских соглашениях министров иностранных дел Евро­пейского экономического сообщества от 29 января 1966 г. было най­дено компромиссное решение и предложен выход из кризиса. Резуль­татом договоренности стало то, что решения, принимаемые большин­ством голосов (простым или квалифицированным), имеют силу тогда, когда все государства-участники с ним согласны, а не тогда, когда это предусмотрено Договорами о Сообществе15. Названный компромисс дал каждому государству — члену ЕЭС возможность блокировать го­лосование и требовать единогласного решения, если при этом оказы­вались затронутыми его жизненно важные интересы. ', Текущее управление делами было возложено на Комиссию, создан­ную в целях обеспечения надлежащего функционирования и разви­тия общего рынка. Суд исполнял полномочия по сохранению едино­образия права Сообществ. Парламент осуществлял функции кон­сультации и контроля.

 

3. Единый европейские акт 1986 г. Его содержание и значение.

Еще одной важной вехой в развитии интеграции стало подписание Единого Европейского акта (ЕЕА). ЕЕА восходит к немецко-итальянскому проекту «Европейского акта» от 4 ноября 1981 г, (План Геншер-Коломбо), предусматривавшему тесное взаимодействие Европейских Сообществ, Европейского парламента и европейское политическое сотрудничество в целях создания Европейского Со­юза. ЕЕА частично нашел воплощение в Декларации Европейского Совета о Европейском Союзе от 19 июля 1983 г.'н Текст Договора о ЕЕА стал предтечей идей, заложенных в проект Договора о созда­нии Европейского Союза от 14 февраля 1984 г. Решение о созыве правительственной конференции принималось при несогласии Дании, Греции и Великобритании. Тем не менее 27-28 февраля Единый европейский акт был подписан двенадцатью госу­дарствами — участниками Сообщества. Ратификация, однако, заняла больше времени, чем предполагалось. Верховный суд Ирландии при­шел к выводу, что положения ЕЕА расходятся с Конституцией стра­ны, в частности, по вопросам суверенитета. Поэтому из-за успешного судебного протеста, поданного на ирландский закон о ратификации, ЕЕА вступил в силу с опозданием только 1 июля 1987 г. Содержание Единого европейского акта стало составной частью сегодняшнего пра­вового облика Европейского Сообщества. ЕЕА, исходя из преамбулы, характеризуется стремлением к дальнейшему строительству Европей­ского Сообщества и одновременно демонстрацией воли объединить иод крышей ЕС всю совокупность отношений между государствами ЕС.

Опору ЕС должны были представлять собой, с одной стороны — слег­ка реформированное за счет ЕЕА Европейское Сообщество и, с другой стороны, укрепленное международным правом Европейское полити­ческое сотрудничество (ЕПС), вместе с Европейским Советом глав государств в качестве общей надстройки. Таким образом, возведение Европейского Союза изначально предполагалось осуществить на ос­нове трех Европейских Сообществ (первая опора) и европейской по­литической совместной работы (вторая опора)19. Первая опора, пре­дусмотренная ЕЕА, содержит положения права Сообщества о внесе­нии изменений в три соглашения о создании ЕС. Вторая опора предусматривает европейскую политическую совместную деятельность как институт международного права. По содержанию первая опора привнесла важные нововведения, такие как введение новых областей политики ЕС (например, появилась социальная политика Сообществ) и изменения в институциональной сфере. В Сообществе появился суд первой инстанции, расширилось применение принципа плюрализма, а также расширились права участия Европейского парламента в воле­изъявлении Сообщества и в полномочиях Совета по отношению к Комиссии. Также ЕЕА предусмотрел обязанность поэтапного раз­вития объединенного рынка до 31 декабря 1992 г. Далее, в ст. 12 ЕЕА (в настоящее время ст. 14 Договора о Сообществе) была закреплена концепция объединенного рынка. Согласно абз. 2 ст. 14 Договора о Со­обществе объединенный рынок представляет собой пространство без границ, в котором гарантирована свобода передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов согласно положениям Договора. В соответствии с абз. 1 ст. 14 Договора о Сообществе объединенный рынок должен быть создан шаг за шагом до 31 декабря 1992 г. Определение такого срока представляло собой политическое самообязательство. Вторая опора зак­репила в международном Договоре и расширила механизм сотрудни­чества в рамках европейской политической совместной деятельности. Фактически этот механизм существовал еще с 1970 г. Таким образом, ЕЕА был призван воплотить в жизнь идею европейского единства на новом этапе интеграции.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.216.79.60 (0.004 с.)