Вопрос 2. Норма права, институт права и система права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Норма права, институт права и система права



Вопрос 2. Норма права, институт права и система права

Система права — совокупность норм, институтов и отраслей права.

Норма права - это установленное и обеспеченное гос-вом правило поведения людей по отношению друг к другу, а также иные юридические правила, определяющие общие орг. основы и принципы регулирования человеческого поведения.

Признаки правовой нормы:

1. Прав-я норма предст-ет собой правило поведеня чел-ка в опред-й ситуации. 2. прав-е нормы рассчитаны на многократное применение. 3. НП распространяются на целую категорию людей;

Структура НП: - Гипотеза – это часть НП, указывающая на условия, при наступлении кот-х правило поведения подлежит применению.

- Диспозиция – это часть НП, в кот-й содержится само правило поведения, кот-му д. следовать участники правоотношения и кот-е явл-ся сердцевиной, стержнем, основной частью НП.

- Санкция - часть юрид-й нормы, кот-я указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в рез-те нарушения правила, предусмотренного диспозицией.

Отрасль права - элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.

Основаниями для деления права на отрасли считаются:

· предмет правового регулирования - однородная и отделимая от других группа общественных отношений;

· метод правового регулирования - совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения.

В системе права выделяют отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Объектом материального права выступают имущественные, трудовые, семейные и иные материальные отношения. Большинство отраслей права относится к категории материального:

· конституционное (государственное) право;

· административное право;

· гражданское право;

· трудовое право; и др.

Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. Оно регулирует отношения, возникающие в процессе: расследования преступлений, рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства. Процессуальное право закрепляет процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты материального права.

К процессуальным отраслям права относятся:

· гражданско-процессуальное право;

· уголовное процессуальное право

· арбитражный процесс (особенность России)

Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению - нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.

Наряду с основными отраслями права в системе российского права нередко выделяют так называемые комплексные отрасли. Эти отрасли формируются на стыке двух или нескольких основных отраслей права, как правило, они складываются из некоторых основных отраслей права. К ним относятся: предпринимательское право, коммерческое, банковское, транспортное, аграрное (или сельскохозяйственное) право. В составе наиболее крупных отраслей права есть подотрасли. В составе гражданского права выделяется жилищное, авторское, наследственное.

В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права.

Институт права (ИП) это совокупность правовых норм, регулирующих к-л. вид общ-ных отношений. П-вые институты призваны регламентировать отдельные стороны общ-венной жизни. Институт - составная часть, блок, звено отрасли.

Все ИП функционируют в тесной взаимосвязи др. с др-м - как внутри данной отрасли, так и вне ее. ИП делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д.

ИП характ-ся:

- однородностью фактич-го содержания – каждый институт предназначен для регулирования самостоятельной группы отношений, либо отдельных действий людей;

- юридическим единством правовых норм;

- нормативной обособленностью, т.е. обособлением образующих правовой институт норм в главах, разделах, частях закона;

- полнотой регулируемых отношений.

Виды ИП:

1) в зависимости от хар-ра ПИ подразделяются на материальные (институт подряда) и процессуальные (институт возбуждения уголовного дела);

2) в зависимости от сферы распространения – на отраслевые (состоит из норм одной отрасли П. (институт наследования)) и межотраслевые (из норм двух и более отраслей (институт частной собственности));

3) в зависимости от функциональной роли – на регулятивные (направлены на регулирование соответствующих отношений (институт мены)), охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности) и учредительные (закрепительные).


 


Вопрос 5. Понятие и структура механизма государства (МГ).

Гос-во выполняет свои функции при помощи специального мех-зма, представляющего собой материальную силу, посредством к/ой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей.

Механизм государства - это взятые в единстве и взаимодействии система государственных органов, учреждений и материальных средств, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства.

МГ неразрывно связан с функц-ми гос-ва. Функции гос-ва осущ-ся при помощи гос. механизма, посредством деят-сти всей сис-мы объединяемых им и взаимосвязанных м-ду собой гос. органов. Вместе с тем от функций гос-ва зависит структура гос. мех-зма - они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деят-ти тех или иных органов гос-ва.

Структурными элементами механизма государства являются:

- Орган государства - первичное звено организации гос. власти, обладающее властными полномочиями, компетенцией и структурой и в деятельности которого находят выражение задачи и функции государства. Главное отличие органов государства и государственных учреждений состоит в наличие властных полномочий. Властными полномочиями обладают только органы государства.

- Государственное учреждение - это часть механизма государства, представляющая собой организационно структурированные формирования, выполняющие задачи и функции государства на основе решений органов государства и находящиеся в подчинении у последних.

- Материальные средства - часть механизма государства, выполняющая функции государственного принуждения, иные специальные функции (армия, полиция, тюрьмы). Материальные средства обеспечивают деятельность органов государства.

Представительные органы - законод-ные учреждения и местные органы власти и самоуправления, которые формируются путем избрания их населением страны, дейст-т от его имени и ответственны перед ним.

Исполнительные органы -Правит-во, министерства, ведомства, др. центральные учреждения.

Правит-тво – высший исполнит-ный и распорядит-ный орган гос-й власти, который непосредственно осуществляет управление страной. В различных странах правит-во имеют разные названия, например – кабинет министров, совет министров. Правит-во возглавляется главой правит-ва. В состав правит-ва входят члены правит-ва, возглавляющие центральные ведомства (министерства, департаменты).

Министерства, ведомства, др. центральные учреждения призваны обеспечивать безопасность страны, поддержание общ-ного порядка, эффективное и оптимальное управление основными и наиболее важными сторонами жизни общ-ва: экономикой, социальным строительством. Они формируются исходя из конкретных задач, которые на них возложены.

К числу специфических органов и учреждений исполнит-ной власти относятся органы охраны правопорядка (милиция, полиция), гос-ная автоинспекция, исправительно-трудовые учреждения, органы гос-ной безопасности, вооруженные силы. Они отличаются от других исполнит-ных органов структурой, содержанием и методами своей деят-сти.

СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ: к ним относятся суд, прокуратура, нотариат.

Суд – это орган гос-ва, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражд-ких и административных дел в установленном законами данного гос-ва процессуальном порядке.

Прокуратура. Функции прокуратуры заключаются обычно в расследовании преступлений, принятии мер к нарушителям правопорядка, санкционировании арестов. В осуществлении судебной власти прокуратура играет вспомогательную роль, однако ее деят-ность необходима для поддержания режима законности в правовом гос-ве.

Нотариат. Это система гос-ных органов, в функции кот-х входит удостоверение имущественных сделок, оформление наследственных прав, засвидетельствование документов для придания им юрид-кой достоверности. Нотариальная деятельность придает законную форму различным фактическим обстоятельствам и тем самым содействует утверждению правового порядка в общ-ной жизни.


 

 


Вопрос 6. Правовое государство и его функции.

Правово́е госуда́рство — способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и реализуются: права и свободы человека; равенство всех перед законом; принцип разделения властей; разрешение конфликтов через справедливый суд.

Основополагающими принципами правового государства являются:

1. Верховенство права, господство закона во всех сферах общественной жизни. Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен. Вся общественная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законами, закрепленными конституцией правового государства.

2. Реальность прав и свобод граждан. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Предполагается, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения.

3. Взаимная ответственность государства и личности. Данный принцип отражает договорные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином, как участником ее осуществления.

4. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип имеет целью исключить монополизацию власти в руках одного лица, органа, института или социального слоя и обеспечить соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения.

5. Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов. К ним относятся судопроизводство, прокурорский надзор, арбитраж.

Экономич-ю основу ПГ составляют производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности как равноправных и в одинаковой мере защищенных юрид-ки.

Социальную основу ПГ составляет саморегулирующееся гражд-ское общ-во, кот-е объединяет свободных граждан – носителей общ-ного прогресса. В центре внимания такого гос-ва находится человек, его разнообразные интересы. ПГ это одновременно и социальное гос-во.

Нравственную основу ПГ образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства.

Функции ПГ: Экономич-я: –гос-ное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами.

- формирование гос-вом бюджета и контроль за его расходованием, в соответствии программ экономич-го развития в масштабе страны, в финансировании программ промышленных и научных исследований, в выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства.

- непосредственное хозяйственное руководство гос-ным сектором экономики. Здесь госуд-во само выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг.

Социальная функция ПГ - оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общ-ва, выделение необходимых средств на здравоохранение, просвещение, отдых, строительство и т.д.

Функция финансового контроля ПГ - выявление и учет доходов производителей, часть кот направляется в гос бюджет для удовлетворения социальных и общегос-ных нужд. Гос-во осуществляет контроль за правильностью расходования налогов.

Функция охраны правопорядка - обеспечение точного и полного осуществления законодат-ных предписаний всеми участниками общ-ных отношений.

Экологическая функция ПГ - система гос-ных мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни чел-ка.

Внешние функции ПГ - основные направления его деят-сти на международной арене. Они призваны решать следующие внешние задачи ПГ: установление и поддержание нормативных отношений с др. гос-вами и обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии. Различают две основные внешние функции:

- взаимовыгодное сотрудничество со всеми др. гос-вами мирового сообщества;

- оборона страны от нападения извне.



Конституция.

Конституц-ный статус (КС) чело-ка и гражд-на (ЧиГ) – это совок-сть конституц-ных норм, кот. закрепляют положение чел-ка и гражд-на в общ-ве.

КС является основой индивидуального статуса человека, который не постоянен и зависит от профессии, общественного, семейного и иного положения конкретного человека. Индивидуальный статус не может противоречить конституционному, отменять или изменять предоставленные Конституцией права, свободы и обязанности. Поэтому КС называется основным и базовым, он создает основу равных возможностей.

КС включает в себя права, свободы и обязанности.

Свобода – правомочия ЧиГ, кот-е очерчивают сферу его самостоятельности, защищенности от вмешательства в его внутренний мир (свобода совести).

Право подразумевает наличие положительных действий, услуг со стороны гос-ва, кот-е приводят к тому, что ЧиГ осуществляет свою деят-сть в определенных сферах (например, право на участие в политич-й жизни).

Обязанности – это установленная гос-вом мера общественно-необходимого поведения. Стоит отметить, что чел-к имеет определенные права, но он не обладает правами гражд-на.

Конституц-ные права и свободы ЧиГ - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в силу гражд-тва), защищенные гос-вом и составляющие ядро правового статуса личности. Закреплены в гл. 2 КРФ, в кот-х устанавливается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод ЧиГ – обязанность гос-ва.

Конституц-ные права и свободы принято классифицировать на 3 группы: личные (гражданские); политич-е; экономич-е, социальные и культурные.

1. Личные (гражданские) - эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения не зависят от гражданства и не вытекают из него; необходимы д/охраны жизни, свободы, достоинства чел-ка как личности, и др. естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью. Пример: право на жизнь, права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, свобода вероисповедания, свобода мысли и слова.

2. Политич-е права и свободы – связаны, как правило, с обладанием гражданства.

Вместе с тем право на объединение, свобода мысли и слова адресованы каждому, поскольку они могут быть отнесены как к личным, так и к полит. правам. Так же как личные права и свободы, гос-во признает, соблюдает и защищает политич-е права и свободы. Наиболее общим, объединяющим все другие политич-е права и свободы является право участвовать в управлении делами гос-ва.

Граждане РФ имеют равный доступ к гос. службев соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами гос-ва, явл-ся право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов.

Конституция.

Субъектами Российской Федерации называются входящие в ее состав в качестве неотъемлемых составных частей на принципах равноправия национально-государственные и государственно-территориальные образования.

Конституционный (государственно-правовой) статус субъекта - совокупность государственно-правовых признаков, присущих соответствующему субъекту федерации и определяющих его место в едином федеративном государстве.

С учетом конституционных принципов федеративного устройства России, конституционный статус всех субъектов РФ является равным и одинаковым.

Важнейшими элементами конституционного статуса субъекта являются: территория, население, система государственных органов, конституция (устав), законодательство, символы, а также правомочия (права и обязанности) государственного образования как субъекта федеративного государства.

Конституционно-правовой статус субъекта отражает его принадлежность к определенной группе субъектов Федерации, и отражает некоторые различия между отдельными группами субъектов Федерации - возможность установления республиками своих государственных языков; по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области и автономного округа может быть принят ФЗ об автономной области, автономном округе; и др.

К РФ устанавливает принцип разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. Это разграничение полномочий устанавливается, в первую очередь, К РФ, а также Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

К РФ исходит из принципа единства системы исполнительной власти в РФ. Эту систему образуют федеральные органы исп. власти и органы исп. власти субъектов Федерации по предметам ведения РФ и полномочий РФ, по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий (ст. 78 К РФ). Президент имеет право приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если они противоречат К и ФЗ, международным обязательствам РФ или нарушают права и свободы человека и гражданина.

Субъекты Федерации по предметам своего ведения обладают всей полнотой гос. власти, т.е. в этой сфере осуществляют свое собственное законотворчество, включая принятие законов субъектов Федерации, подзаконных и иных нормативных актов.

В исключительное ведение субъекта Российской Федерации входят такие вопросы, как:

o принятие и изменение Конституции, устава, законов и иных нормативных правовых актов субъекта;

o определение админ-территор. устройства субъекта;

o установление системы органов гос. власти, определение порядка их формирования, внутренней организации и функционирования;

o законодательство об организации МСУ;

o управление гос. собственностью субъекта;

o принятие и реализация программ в области гос., соц-эк, культурного и эк развития субъекта;

o региональный бюджет, налоги и сборы;

o международные и внешнеэкономические связи; и др.



 


Уголовная ответственность

Уголовные преступления госслужащих – это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления.

Виды преступлений:

злоупотребление должностными полномочиями; превышение должностных полномочий; отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию или Счетной палате; присвоение полномочий должностного лица; незаконное участие в предпринимательской деятельности; получение взятки; дача взятки (взятка – 5 МРОТ); служебный подлог; халатность; провокация взятки либо коммерческого подкупа.



ПВ имеет свои особенности по сравнению с другими видами власти; она имеет многоуровневую структуру; государство является главным субъектом ПВ и властных отношений; современное общ-во не может успешно развиваться без ПВ.

Эффект-ть ПВ во многом зависит от ее легитимности (Л).

Понятие Л означает признание В общ-вом, обоснованность и необходимость данной В и её носителей. В узком смысле понятие Л хар-ет законность В.

Л м. проявляться, например, как в добровольном принятии больш-вом конкретной формы правления, В того или иного класса, так и в борьбе за господство определенных полит-х сил.

Исторически сформировались несколько типов Л:

· ЛЕГАЛЬНЫЙ - узаконенность В конкретными правовыми нормами, конституцией, подкрепленная деятельностью соответствующих институтов, включая принудительные санкции; основа – общее понимание норм, установленных законом;

· ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ – признание В в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью; основа – идеологические ценности;

· ТРАДИЦИОННАЯ Л – признание В легит-й, поскольку она действует в соответствии с традициями и традиционными ценностями масс; основа – традиции, традиционное сознание;

· СТРУКТУРНАЯ Л – правомочность В вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих полит-е отношения; основа – специфические полит-е структуры;

· ПЕРСОНАЛЬНАЯ (ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ) Л – признание В основано на вере масс в особые способности полит-го лидера, вождя; основа – личный авторитет правителя;

· ПОЛИТ-Я ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ – соглашение или навязывание общ-ву В, где мотивацией является полит-я целесообразность. Хар-на для переходных периодов, связанных с формированием новой полит-й системы.

Эти типы Л, как правило, в реальности существуют совместно, взаимно дополняя др. др.

Проблема Л-ти – это в значительной мере проблема участия общ-ва в управлении гос-вом.

Легитимация - процедура общественного признания какого-либо действия, события, факта, лица, призванная обеспечить полит-е участие без принуждения.

Показателями Л являются: а) уровень принуждения; б) наличие попыток свержения правительства; в) сила гражданского повиновения; г) результаты выборов и референдумов; д) наличие демонстраций, митингов, пикетов.

Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её Л.

Делигитимация - утрата доверия, лишение власти общ-ного кредита. Основными причинами ее являются: противоречия м-ду ценностями в общ-ве и интересами правящей элиты, нарастание коррумпированности и бюрократизации в общ-ве. Крайней точкой падения Л В являются революция, гос-ные перевороты – открытые формы недовольства режимом.



 


Типы политических культур

1. Различают фрагментарную и интегрированную политическую культуру. Для первой характерно наличие разнородных политических ориентаций и деятельности, отсутствие процедур улаживания конфликтов, а также доверия между отдельными слоями общества, для второй - низкий уровень политического насилия, лояльность к режиму, отсутствие противоположных субкультур.

2. Американские политологи Г. Алмонд и С. Верба выделили три базовых типа политической культуры:

o патриархальная, или приходская, культура характеризуется полным отсутствием у населения интереса к политике, слепым подчинением власти, слиянием политических ориентаций с религиозными и социальными;

o подданическая культура предполагает слабое индивидуальное участие в политической жизни, признание особого авторитета власти, почтительное или отрицательное отношение к ней;

o активистская культура (культура участия) отличается от всех других типов активным участием граждан в политике вне зависимости от позитивного или негативного отношения к политической системе.

3. В зависимости от типа политической системы говорят о тоталитарной, авторитарной и демократической культура.

В тоталитарной культуре доминируют следующие признаки:

o дихотомичное восприятие мира, которое проявляется в противопоставлении "своих" и "чужих". В качестве "чужих" выступают другие классы, нации, расы и идеологические противники. "Чужие" воспринимаются как враги;

o отсутствие терпимости (толерантности) к другому мнению, образу жизни;

o отрицание компромисса и ставка на силовое разрешение конфликтов;

o создание культов вождей;

o доминирование в общественном сознании мифов, например о коммунистическом или расовом рае;

o фанатичное служение идеям, ощущение единства с властью.

Для авторитарной культуры характерно отсутствие активной поддержки власти, последняя теряет сакральность. В основе авторитарной культуры лежат либо патриархальные, либо подданнические ориентации населения.

Характерные признаки демократической политической культуры:

o толерантность к инакомыслию, признание за инакомыслящими права отстаивать свою точку зрения;

o склонность к поиску компромисса как главного средства разрешения конфликтов;

o согласие в отношении базовых либеральных ценностей: автономность личности, неотчуждаемости ее прав.

Функции ПК: 1) идентификации, т.е. удовлетворения потребности челове­ка в осознании групповой принадлежности и выборе оптималь­ных способов отстаивания интересов данной общности;

2) адаптации к изменяющейся полит-й среде;

3) социализации, т.е. обретения индивидом определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовать свои полити­ческие интересы,

4) интеграции, обеспечивающей различным группам возмож­ность сосуществования в рамках определенной полит-й системы;

5) коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов власти на базе общепринятых терминов, символов, и др. средств общения.



Вопрос 25. Теории элит

Политическая элита – это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источников руководящих кадров для институтов власти того или иного государства или общества.

Существование Элиты обусловлено действием следующих факторов:

1) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

2) законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности;

3) высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

4) политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

Классические теории элиты.

Теория элит (ТЭ) возникла на рубеже XIX — XX вв. в работах В. Парето, Г. Моска, Р. Михельса.

В. Парето определял элиту как группу, состоящую из людей, имеющих наивысшие показатели в определенной сфере деятельности. Анализируя деятельность таких групп в различных сферах человеческой жизнедеятельности, он разработал теорию циркуляции элит. Любая элита, по мнению В.Парето, со временем ухудшает свой состав, теряет мобильность, первоначальные качества и постепенно, будучи замкнутой, вырождается. «Циркуляция элит» осуществляется с помощью насильственных методов – политических революций, - которые, по его мнению, в целом полезны для общества.

Г. Моска, считал, что политика есть сфера борьбы двух противоположных классов: властвующего меньшинства (элиты) и подвластного большинства (массы, народа). Он определял элиту как «класс, который правит», или как класс людей, которые выполняют все политические функции и монополизируют власть, тогда как другой класс состоит из тех, кем управляют и кого контролируют. Немецкий социолог и политолог Р. Михельс пришел к выводу о невозможности прямой демократии, прямого господства масс. Для выражения интересов, принятия и реализации решений требуются особые организации (партии, профсоюзы и т.п.). Развитие любого института связано с формированием иерархичности и особого управленческого слоя, кот. со временем отрывается от масс, превращаясь в олигархию, заботящуюся только лишь о сохранении своего собственного социального статуса. Данную тенденцию Михельс назвал «железным законом олигархии», подчеркивая тем самым неизбежность формирования управленческого слоя со своими специфическими интересами в любой организации, в любом обществе.

Рассмотренные классические ТЭ объеди­няются следующими положениями: 1) любому обществу присуща элитарность, в основе ко­торой лежат естественные различия людей - умственные, физические, психологические, моральные; 2) Э характеризуется особыми политическими и орга­низаторскими качествами, внутренне сплоченна; 3) массы признают право Э на власть, т.е. ее легитимность; 4) Э сменяют друг друга в борьбе за власть, поскольку власть никто добровольно не отдает.

Современные концепции Э. Во второй половине XX в. сложилось несколько подходов к исследованию проблемы элитарности общества. Основные из них:

Демократический элитизм (Р. Даль). 1) Э необходимы в обществе прежде всего как гарант высокого качественного состава руководителей, избираемых населением. 2) Э не только обладают необходимыми для управления качествами. но и способны нейтрализовать присущий массам иррационализм.

Ценностные теории (X. Ортега-и-Гасет). 1) Э - наиболееценный элемент социальной системы, ориентированныйна удовлетворение ее важнейших потребностей. 2) Э относительно сплоченна на основе выполненияею руководящих функций. 3) Э не господствует над массами, а управляет ими на основе добро­вольного согласия и собственного авторитета. Сторонники данной теории считают, что элитарность вытекает из равенства возможностей и не противоречит демократии.

Концепция плюрализма Элит. 1) Э неоднородна, и ни одна из входящих в нее групп не способна одновременно доминировать во всех областях жизни. 2) В современном демократическом обществе власть рассредоточена между различными группами Э, которые в своих интересах влияют на принятие решений. 3) Конкуренция между Э-ми предотвращает складывание единой господствующей группы и делает возможным контроль за ними со стороны граждан.

Леволиберальный элитизм (Р. Миллс). Главный элитообразующий признак - не выделяющиеся индивидуальные каче­ства, а обладание ключевыми позициями в обществе и изве­стность. Сплоченность Э обеспечивается не только об­щей заинтересованностью входящих в нее групп в сохра­нении привилегированного положения, но и близостью со­циального статуса, духовных ценностей, стиля жизни, лич­ными и родственными связями. Основ­ная функция властвующей Э - обеспечение собствен­ного господства.


 

 


Теории (Т) Д

Теория партисипаторной демократии (демократии участия). Подобные представления о демократии нашли продолжение и конкретизацию в теории партисипаторной демократии, или демократии участия. Основные положения теории:

o вовлечение всех слоев общества в политический процесс от выработки решений до их осуществления;

o распространение принципа участия на неполитические сферы, например в образовании (доступность получения образования), в экономике;

o децентрализация принятия решений, означающая, что по менее сложным вопросам решения принимаются через процедуры прямой демократии;

o упрощение процедуры выборов.

Плюралистическая теория демократии переносит акцент с общей массы избирателей на организованные группы интересов. Демократия, в этой трактовке, - это правление народа, действующего через конкурирующие групповые интересы. Эта теория включает в себя следующие положения:

o общество состоит из многочисленных групп, которые объединяются особыми экономическими, религиозными, этническими или культурными интересами;

o группы являются главными субъектами политики, пытаются повлиять на власть;

o политическая воля народа, выраженная в решениях власти, представляет собой компромисс между различными групповыми интересами;

o государство выступает как нейтральный арбитр между соперничающими группами интересов.

Уязвимым местом плюралистической теории является представление о том, что все политические силы способны сплотиться и принять решение с учетом интересов всех групп.

Теория полиархии, разработанная Р. Далем. По мнению ученого, то, что называют демократическими режимами, - полиархии (с греч. arhe - суверенитет, начало, poly - много), где власть осуществляется не всем народом, а многими.

Полиархия, как политический режим, включает в себя:

o политическую конкуренцию и участие;

o политический плюрализм;

o право граждан создавать независимые организации, в том числе политические партии и группы по интересам;

o политические свободы, среди которых - право граждан получать информацию из альтернативных источников;

o право оппозиции оспаривать решения правительства;

o свободные и честные выборы, открытый характер конфликтов между политическими лидерами.

Теория консенсуальной демократии, разработанная А. Лейхартом. Сущность демократии раскрывается в процедурных механизмах принятия решения, поз



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.128 (0.102 с.)