Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 23. Политическая идеология: понятие, структура, функции. Основные идеологии современностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Термин "идеология" (И) введен 18 веке франц. ученым де Граси. Политическая идеология – это определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть и добивающаяся в соответствии с этой целью подчинения общественного мнения собственным идеям. ПИ выполняет ряд функций: ориентационная – задает систему смыслов и ориентаций человека в обществе; мобилизационная – организация усилий для достижения к.-л. цели; интегративная – способность идеологии доминировать над индивидуальными и групповыми интересами; амортизационная – ослабление социальной напряженности; выражение и защита интересов определенной социальной группы. Различают следующие уровни политической идеологии: - теоретико-концептуальный, на котором формируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития; - программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты; - актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках. Основные идеологии современности: - либерализм, сформированный на базе политической философии английских просветителей Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце 17-18 вв. и связывающий свободу личности с уважением основополагающих прав человека, с системой частного владения и идеологией свободной конкуренции. Либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма; - консерватизм (Ж. де Местр, Л. де Бональд, Э. Берк), отстаивающий приоритет преемственности перед инновациями, незыблемость естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленную свыше иерархичность человеческого общества, соответствующие моральные принципы, лежащие в основе семьи, религии и собственности. Консерватизм возник после Великой Французской революции 1789 г. Неоконсерватизм (Д. Белл, З. Бжезинский, Н. Кристолл) предлагает духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, моральной взаимоответственности гражданина и государства, уважение закона, крепкий государственный порядок и стабильность; - социализм, перспективы решения крупнейших общественных проблем связывающий с построением более справедливого и солидарного общества, с улучшением жизни трудящихся людей. Существуют различные разновидности социалистической идеологии: коммунизм, социал-реформизм, традиционное и модернистское течение социал-демократической идеологии, но общим у всех них является материалистическая трактовка общественной жизни, социально-классовый подход к общественным явлениям, гуманистический характер конечных целей, социальный коллективизм, исторический оптимизм. Видную роль в современном мире играют также национальные идеологии, правый неоконсерватизм экстремистского толка, фашизм, анархизм, идеология «зеленых» и другие.
Вопрос 24. Понятие, структура и функции политической культуры. Типы политической культуры. Термин "ПК" впервые употреблен И.Гердером в 18веке. В научный оборот он вошел в 50-х гг. XX в. Политическая культура - совокупность исторически сложившихся, относительно устоявшихся и типичных для какой-либо общности или индивидов ориентаций и моделей поведения в отношении политической системы, а также типичных моделей функционирования институтов, составляющих эту систему. Компоненты ПК (структура): 1) ценности, составляющие мотивационный базис политики; 2) нормы; 3) символы, (герб гос-ва, национальные флаги, ордена, эмблемы партий и пр.); 4) традиции, передающие из поколения в поколение модели полит-го поведения; 5) средства реализации полит-х ориентаций. Типы политических культур 1. Различают фрагментарную и интегрированную политическую культуру. Для первой характерно наличие разнородных политических ориентаций и деятельности, отсутствие процедур улаживания конфликтов, а также доверия между отдельными слоями общества, для второй - низкий уровень политического насилия, лояльность к режиму, отсутствие противоположных субкультур. 2. Американские политологи Г. Алмонд и С. Верба выделили три базовых типа политической культуры: o патриархальная, или приходская, культура характеризуется полным отсутствием у населения интереса к политике, слепым подчинением власти, слиянием политических ориентаций с религиозными и социальными; o подданическая культура предполагает слабое индивидуальное участие в политической жизни, признание особого авторитета власти, почтительное или отрицательное отношение к ней; o активистская культура (культура участия) отличается от всех других типов активным участием граждан в политике вне зависимости от позитивного или негативного отношения к политической системе. 3. В зависимости от типа политической системы говорят о тоталитарной, авторитарной и демократической культура. В тоталитарной культуре доминируют следующие признаки: o дихотомичное восприятие мира, которое проявляется в противопоставлении "своих" и "чужих". В качестве "чужих" выступают другие классы, нации, расы и идеологические противники. "Чужие" воспринимаются как враги; o отсутствие терпимости (толерантности) к другому мнению, образу жизни; o отрицание компромисса и ставка на силовое разрешение конфликтов; o создание культов вождей; o доминирование в общественном сознании мифов, например о коммунистическом или расовом рае; o фанатичное служение идеям, ощущение единства с властью. Для авторитарной культуры характерно отсутствие активной поддержки власти, последняя теряет сакральность. В основе авторитарной культуры лежат либо патриархальные, либо подданнические ориентации населения. Характерные признаки демократической политической культуры: o толерантность к инакомыслию, признание за инакомыслящими права отстаивать свою точку зрения; o склонность к поиску компромисса как главного средства разрешения конфликтов; o согласие в отношении базовых либеральных ценностей: автономность личности, неотчуждаемости ее прав. Функции ПК: 1) идентификации, т.е. удовлетворения потребности человека в осознании групповой принадлежности и выборе оптимальных способов отстаивания интересов данной общности; 2) адаптации к изменяющейся полит-й среде; 3) социализации, т.е. обретения индивидом определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовать свои политические интересы, 4) интеграции, обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной полит-й системы; 5) коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов власти на базе общепринятых терминов, символов, и др. средств общения. Вопрос 25. Теории элит Политическая элита – это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источников руководящих кадров для институтов власти того или иного государства или общества. Существование Элиты обусловлено действием следующих факторов: 1) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике; 2) законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности; 3) высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием; 4) политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики. Классические теории элиты. Теория элит (ТЭ) возникла на рубеже XIX — XX вв. в работах В. Парето, Г. Моска, Р. Михельса. В. Парето определял элиту как группу, состоящую из людей, имеющих наивысшие показатели в определенной сфере деятельности. Анализируя деятельность таких групп в различных сферах человеческой жизнедеятельности, он разработал теорию циркуляции элит. Любая элита, по мнению В.Парето, со временем ухудшает свой состав, теряет мобильность, первоначальные качества и постепенно, будучи замкнутой, вырождается. «Циркуляция элит» осуществляется с помощью насильственных методов – политических революций, - которые, по его мнению, в целом полезны для общества. Г. Моска, считал, что политика есть сфера борьбы двух противоположных классов: властвующего меньшинства (элиты) и подвластного большинства (массы, народа). Он определял элиту как «класс, который правит», или как класс людей, которые выполняют все политические функции и монополизируют власть, тогда как другой класс состоит из тех, кем управляют и кого контролируют. Немецкий социолог и политолог Р. Михельс пришел к выводу о невозможности прямой демократии, прямого господства масс. Для выражения интересов, принятия и реализации решений требуются особые организации (партии, профсоюзы и т.п.). Развитие любого института связано с формированием иерархичности и особого управленческого слоя, кот. со временем отрывается от масс, превращаясь в олигархию, заботящуюся только лишь о сохранении своего собственного социального статуса. Данную тенденцию Михельс назвал «железным законом олигархии», подчеркивая тем самым неизбежность формирования управленческого слоя со своими специфическими интересами в любой организации, в любом обществе. Рассмотренные классические ТЭ объединяются следующими положениями: 1) любому обществу присуща элитарность, в основе которой лежат естественные различия людей - умственные, физические, психологические, моральные; 2) Э характеризуется особыми политическими и организаторскими качествами, внутренне сплоченна; 3) массы признают право Э на власть, т.е. ее легитимность; 4) Э сменяют друг друга в борьбе за власть, поскольку власть никто добровольно не отдает. Современные концепции Э. Во второй половине XX в. сложилось несколько подходов к исследованию проблемы элитарности общества. Основные из них: Демократический элитизм (Р. Даль). 1) Э необходимы в обществе прежде всего как гарант высокого качественного состава руководителей, избираемых населением. 2) Э не только обладают необходимыми для управления качествами. но и способны нейтрализовать присущий массам иррационализм. Ценностные теории (X. Ортега-и-Гасет). 1) Э - наиболееценный элемент социальной системы, ориентированныйна удовлетворение ее важнейших потребностей. 2) Э относительно сплоченна на основе выполненияею руководящих функций. 3) Э не господствует над массами, а управляет ими на основе добровольного согласия и собственного авторитета. Сторонники данной теории считают, что элитарность вытекает из равенства возможностей и не противоречит демократии. Концепция плюрализма Элит. 1) Э неоднородна, и ни одна из входящих в нее групп не способна одновременно доминировать во всех областях жизни. 2) В современном демократическом обществе власть рассредоточена между различными группами Э, которые в своих интересах влияют на принятие решений. 3) Конкуренция между Э-ми предотвращает складывание единой господствующей группы и делает возможным контроль за ними со стороны граждан. Леволиберальный элитизм (Р. Миллс). Главный элитообразующий признак - не выделяющиеся индивидуальные качества, а обладание ключевыми позициями в обществе и известность. Сплоченность Э обеспечивается не только общей заинтересованностью входящих в нее групп в сохранении привилегированного положения, но и близостью социального статуса, духовных ценностей, стиля жизни, личными и родственными связями. Основная функция властвующей Э - обеспечение собственного господства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1065; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.38.77 (0.015 с.) |