Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 23. Политическая идеология: понятие, структура, функции. Основные идеологии современности

Поиск

Термин "идеология" (И) введен 18 веке франц. ученым де Граси.

Политическая идеология – это определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть и добивающаяся в соответствии с этой целью подчинения общественного мнения собственным идеям.

ПИ выполняет ряд функций: ориентационная – задает систему смыслов и ориентаций человека в обществе; мобилизационная – организация усилий для достижения к.-л. цели; интегративная – способность идеологии доминировать над индивидуальными и групповыми интересами; амортизационная – ослабление социальной напряженности; выражение и защита интересов определенной социальной группы.

Различают следующие уровни политической идеологии:

- теоретико-концептуальный, на котором формируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития;

- программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты;

- актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках.

Основные идеологии современности:

- либерализм, сформированный на базе политической философии английских просветителей Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце 17-18 вв. и связывающий свободу личности с уважением основополагающих прав человека, с системой частного владения и идеологией свободной конкуренции. Либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма;

- консерватизм (Ж. де Местр, Л. де Бональд, Э. Берк), отстаивающий приоритет преемственности перед инновациями, незыблемость естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленную свыше иерархичность человеческого общества, соответствующие моральные принципы, лежащие в основе семьи, религии и собственности. Консерватизм возник после Великой Французской революции 1789 г. Неоконсерватизм (Д. Белл, З. Бжезинский, Н. Кристолл) предлагает духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, моральной взаимоответственности гражданина и государства, уважение закона, крепкий государственный порядок и стабильность;

- социализм, перспективы решения крупнейших общественных проблем связывающий с построением более справедливого и солидарного общества, с улучшением жизни трудящихся людей. Существуют различные разновидности социалистической идеологии: коммунизм, социал-реформизм, традиционное и модернистское течение социал-демократической идеологии, но общим у всех них является материалистическая трактовка общественной жизни, социально-классовый подход к общественным явлениям, гуманистический характер конечных целей, социальный коллективизм, исторический оптимизм.

Видную роль в современном мире играют также национальные идеологии, правый неоконсерватизм экстремистского толка, фашизм, анархизм, идеология «зеленых» и другие.



 

 


Вопрос 24. Понятие, структура и функции политической культуры. Типы политической культуры.

Термин "ПК" впервые употреблен И.Гердером в 18веке. В научный оборот он вошел в 50-х гг. XX в.

Политическая культура - совокупность исторически сложившихся, относительно устоявшихся и типичных для какой-либо общности или индивидов ориентаций и моделей поведения в отношении политической системы, а также типичных моделей функционирования институтов, составляющих эту систему.
Политическая культура функционирует на общем (общества), групповом и индивидуальном уровнях.

Компоненты ПК (структура): 1) ценности, составляющие мотивационный базис политики; 2) нормы; 3) символы, (герб гос-ва, национальные флаги, ордена, эм­блемы партий и пр.); 4) традиции, передающие из поколения в поколение модели полит-го поведения; 5) средства реализации полит-х ориентаций.

Типы политических культур

1. Различают фрагментарную и интегрированную политическую культуру. Для первой характерно наличие разнородных политических ориентаций и деятельности, отсутствие процедур улаживания конфликтов, а также доверия между отдельными слоями общества, для второй - низкий уровень политического насилия, лояльность к режиму, отсутствие противоположных субкультур.

2. Американские политологи Г. Алмонд и С. Верба выделили три базовых типа политической культуры:

o патриархальная, или приходская, культура характеризуется полным отсутствием у населения интереса к политике, слепым подчинением власти, слиянием политических ориентаций с религиозными и социальными;

o подданическая культура предполагает слабое индивидуальное участие в политической жизни, признание особого авторитета власти, почтительное или отрицательное отношение к ней;

o активистская культура (культура участия) отличается от всех других типов активным участием граждан в политике вне зависимости от позитивного или негативного отношения к политической системе.

3. В зависимости от типа политической системы говорят о тоталитарной, авторитарной и демократической культура.

В тоталитарной культуре доминируют следующие признаки:

o дихотомичное восприятие мира, которое проявляется в противопоставлении "своих" и "чужих". В качестве "чужих" выступают другие классы, нации, расы и идеологические противники. "Чужие" воспринимаются как враги;

o отсутствие терпимости (толерантности) к другому мнению, образу жизни;

o отрицание компромисса и ставка на силовое разрешение конфликтов;

o создание культов вождей;

o доминирование в общественном сознании мифов, например о коммунистическом или расовом рае;

o фанатичное служение идеям, ощущение единства с властью.

Для авторитарной культуры характерно отсутствие активной поддержки власти, последняя теряет сакральность. В основе авторитарной культуры лежат либо патриархальные, либо подданнические ориентации населения.

Характерные признаки демократической политической культуры:

o толерантность к инакомыслию, признание за инакомыслящими права отстаивать свою точку зрения;

o склонность к поиску компромисса как главного средства разрешения конфликтов;

o согласие в отношении базовых либеральных ценностей: автономность личности, неотчуждаемости ее прав.

Функции ПК: 1) идентификации, т.е. удовлетворения потребности челове­ка в осознании групповой принадлежности и выборе оптималь­ных способов отстаивания интересов данной общности;

2) адаптации к изменяющейся полит-й среде;

3) социализации, т.е. обретения индивидом определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовать свои полити­ческие интересы,

4) интеграции, обеспечивающей различным группам возмож­ность сосуществования в рамках определенной полит-й системы;

5) коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов власти на базе общепринятых терминов, символов, и др. средств общения.



Вопрос 25. Теории элит

Политическая элита – это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источников руководящих кадров для институтов власти того или иного государства или общества.

Существование Элиты обусловлено действием следующих факторов:

1) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

2) законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности;

3) высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

4) политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

Классические теории элиты.

Теория элит (ТЭ) возникла на рубеже XIX — XX вв. в работах В. Парето, Г. Моска, Р. Михельса.

В. Парето определял элиту как группу, состоящую из людей, имеющих наивысшие показатели в определенной сфере деятельности. Анализируя деятельность таких групп в различных сферах человеческой жизнедеятельности, он разработал теорию циркуляции элит. Любая элита, по мнению В.Парето, со временем ухудшает свой состав, теряет мобильность, первоначальные качества и постепенно, будучи замкнутой, вырождается. «Циркуляция элит» осуществляется с помощью насильственных методов – политических революций, - которые, по его мнению, в целом полезны для общества.

Г. Моска, считал, что политика есть сфера борьбы двух противоположных классов: властвующего меньшинства (элиты) и подвластного большинства (массы, народа). Он определял элиту как «класс, который правит», или как класс людей, которые выполняют все политические функции и монополизируют власть, тогда как другой класс состоит из тех, кем управляют и кого контролируют. Немецкий социолог и политолог Р. Михельс пришел к выводу о невозможности прямой демократии, прямого господства масс. Для выражения интересов, принятия и реализации решений требуются особые организации (партии, профсоюзы и т.п.). Развитие любого института связано с формированием иерархичности и особого управленческого слоя, кот. со временем отрывается от масс, превращаясь в олигархию, заботящуюся только лишь о сохранении своего собственного социального статуса. Данную тенденцию Михельс назвал «железным законом олигархии», подчеркивая тем самым неизбежность формирования управленческого слоя со своими специфическими интересами в любой организации, в любом обществе.

Рассмотренные классические ТЭ объеди­няются следующими положениями: 1) любому обществу присуща элитарность, в основе ко­торой лежат естественные различия людей - умственные, физические, психологические, моральные; 2) Э характеризуется особыми политическими и орга­низаторскими качествами, внутренне сплоченна; 3) массы признают право Э на власть, т.е. ее легитимность; 4) Э сменяют друг друга в борьбе за власть, поскольку власть никто добровольно не отдает.

Современные концепции Э. Во второй половине XX в. сложилось несколько подходов к исследованию проблемы элитарности общества. Основные из них:

Демократический элитизм (Р. Даль). 1) Э необходимы в обществе прежде всего как гарант высокого качественного состава руководителей, избираемых населением. 2) Э не только обладают необходимыми для управления качествами. но и способны нейтрализовать присущий массам иррационализм.

Ценностные теории (X. Ортега-и-Гасет). 1) Э - наиболееценный элемент социальной системы, ориентированныйна удовлетворение ее важнейших потребностей. 2) Э относительно сплоченна на основе выполненияею руководящих функций. 3) Э не господствует над массами, а управляет ими на основе добро­вольного согласия и собственного авторитета. Сторонники данной теории считают, что элитарность вытекает из равенства возможностей и не противоречит демократии.

Концепция плюрализма Элит. 1) Э неоднородна, и ни одна из входящих в нее групп не способна одновременно доминировать во всех областях жизни. 2) В современном демократическом обществе власть рассредоточена между различными группами Э, которые в своих интересах влияют на принятие решений. 3) Конкуренция между Э-ми предотвращает складывание единой господствующей группы и делает возможным контроль за ними со стороны граждан.

Леволиберальный элитизм (Р. Миллс). Главный элитообразующий признак - не выделяющиеся индивидуальные каче­ства, а обладание ключевыми позициями в обществе и изве­стность. Сплоченность Э обеспечивается не только об­щей заинтересованностью входящих в нее групп в сохра­нении привилегированного положения, но и близостью со­циального статуса, духовных ценностей, стиля жизни, лич­ными и родственными связями. Основ­ная функция властвующей Э - обеспечение собствен­ного господства.


 

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1065; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.27.225 (0.009 с.)