Вопрос 4. Форма государственного устройства и ее разновидности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 4. Форма государственного устройства и ее разновидности.



Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства на составные части — административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер взаимоотношений государства в целом и отдельных его частей.

Существуют две основные разновидности форм государственного устройства: унитарное и федеративное.

Унитарное гос-во отличают единая конституция, признаваемая на всей территории, единое гражданство, единая система права и судебная система, отсутствие са­мостоятельности у административно-территориальных еди­ниц.

УГ характ-ся следующими признаками:

1) Единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами; 2) Наличие единой конституции и единой системы законод-ва; 3) Единое гражданство; 4) Единая судебная система; 5) Единая денежная система; 6) Одноканальная система налогов, т.е. все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре; 7) Единые вооруженные силы; 8) Все внешние межгосуд-ные отношения осуществляют центральные органы.

Как правило, административно-территориальные единицы имеют одинаковый правовой статус, занимают равное положение по отношению к гос-ву в целом (симметричные унитарные предприятия). Если же есть регионы, обладают национальными, культурными особенностями, то создаются полит. или административная автономия (асимметричные унитарные предприятия).

Федерация отличается от унитарного государства тем, что входящие в нее территориальные единицы являются субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз госу­дарств, самостоятельных в пределах распределенных меж­ду ними и центром компетенции и имеющих собственные органы власти.

Федеративный принцип призван обеспечить равноправ­ное взаимодействие общностей, обладающих значительны­ми этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистическими и другими особенностями.

Общие признаки ФГ:

1) Террит-я федерации состоит из террит-й ее отдельных субъектов: штатов, земель, республик и т.п.

2) Двухуровневость:

- системы органов гос-й власти (федеральные и субъектов РФ);

- системы законодательства: федеральная и субъектов федерации (субъекты вправе принимать свои конституции (уставы))

3) Верховенство федерального права;

4) двухпалатное строение парламента в построении федерального парламента;

5) Финансовая зависимость субъектов от федеральной власти;

6) Двухканальная система налогов (у субъектов есть свой бюджет)

7) Разграничение предметов ведения федерального центра и субъектов федерации.

Виды федераций:

В зависимости от правовых оснований образования различают: договорные (образуются на основе заключаемого членами федерации договора об образовании федерации) и конституционные федерации (основание образования является факт закрепления этой формы в конституции).

По принципу образования субъектов федерации: территориальные (США, и др.), национальные (СССР), национально-территориальные федерации (Россия).

В зависимости от правового положения субъектов: симметричные (равный юридический статус субъектов) и асимметричные федерации (разный юр-й статус субъектов).

Менее распр. форма. Конфедерация (К) – это международно-правовое объединение, союз нескольких самостоятельных гос-в, образованный на основе договора для достижения определенных целей (полит-х, военных и экономич-х).

Признаки К: 1) Государства-члены сохраняют суверенитет практически в полном объеме; 2) Создается на договорной основе, поэтому имеет добровольный хар-р; 3) Не имеет общих законод-ных, исполнит-х и судебных органов; 4) Не имеет единой армии – формируется временная объединенная группировка войск; 5) Не имеет единого гос-ного бюджета; и др.



Вопрос 5. Понятие и структура механизма государства (МГ).

Гос-во выполняет свои функции при помощи специального мех-зма, представляющего собой материальную силу, посредством к/ой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей.

Механизм государства - это взятые в единстве и взаимодействии система государственных органов, учреждений и материальных средств, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства.

МГ неразрывно связан с функц-ми гос-ва. Функции гос-ва осущ-ся при помощи гос. механизма, посредством деят-сти всей сис-мы объединяемых им и взаимосвязанных м-ду собой гос. органов. Вместе с тем от функций гос-ва зависит структура гос. мех-зма - они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деят-ти тех или иных органов гос-ва.

Структурными элементами механизма государства являются:

- Орган государства - первичное звено организации гос. власти, обладающее властными полномочиями, компетенцией и структурой и в деятельности которого находят выражение задачи и функции государства. Главное отличие органов государства и государственных учреждений состоит в наличие властных полномочий. Властными полномочиями обладают только органы государства.

- Государственное учреждение - это часть механизма государства, представляющая собой организационно структурированные формирования, выполняющие задачи и функции государства на основе решений органов государства и находящиеся в подчинении у последних.

- Материальные средства - часть механизма государства, выполняющая функции государственного принуждения, иные специальные функции (армия, полиция, тюрьмы). Материальные средства обеспечивают деятельность органов государства.

Представительные органы - законод-ные учреждения и местные органы власти и самоуправления, которые формируются путем избрания их населением страны, дейст-т от его имени и ответственны перед ним.

Исполнительные органы -Правит-во, министерства, ведомства, др. центральные учреждения.

Правит-тво – высший исполнит-ный и распорядит-ный орган гос-й власти, который непосредственно осуществляет управление страной. В различных странах правит-во имеют разные названия, например – кабинет министров, совет министров. Правит-во возглавляется главой правит-ва. В состав правит-ва входят члены правит-ва, возглавляющие центральные ведомства (министерства, департаменты).

Министерства, ведомства, др. центральные учреждения призваны обеспечивать безопасность страны, поддержание общ-ного порядка, эффективное и оптимальное управление основными и наиболее важными сторонами жизни общ-ва: экономикой, социальным строительством. Они формируются исходя из конкретных задач, которые на них возложены.

К числу специфических органов и учреждений исполнит-ной власти относятся органы охраны правопорядка (милиция, полиция), гос-ная автоинспекция, исправительно-трудовые учреждения, органы гос-ной безопасности, вооруженные силы. Они отличаются от других исполнит-ных органов структурой, содержанием и методами своей деят-сти.

СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ: к ним относятся суд, прокуратура, нотариат.

Суд – это орган гос-ва, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражд-ких и административных дел в установленном законами данного гос-ва процессуальном порядке.

Прокуратура. Функции прокуратуры заключаются обычно в расследовании преступлений, принятии мер к нарушителям правопорядка, санкционировании арестов. В осуществлении судебной власти прокуратура играет вспомогательную роль, однако ее деят-ность необходима для поддержания режима законности в правовом гос-ве.

Нотариат. Это система гос-ных органов, в функции кот-х входит удостоверение имущественных сделок, оформление наследственных прав, засвидетельствование документов для придания им юрид-кой достоверности. Нотариальная деятельность придает законную форму различным фактическим обстоятельствам и тем самым содействует утверждению правового порядка в общ-ной жизни.


 

 


Вопрос 6. Правовое государство и его функции.

Правово́е госуда́рство — способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и реализуются: права и свободы человека; равенство всех перед законом; принцип разделения властей; разрешение конфликтов через справедливый суд.

Основополагающими принципами правового государства являются:

1. Верховенство права, господство закона во всех сферах общественной жизни. Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен. Вся общественная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законами, закрепленными конституцией правового государства.

2. Реальность прав и свобод граждан. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Предполагается, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения.

3. Взаимная ответственность государства и личности. Данный принцип отражает договорные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином, как участником ее осуществления.

4. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип имеет целью исключить монополизацию власти в руках одного лица, органа, института или социального слоя и обеспечить соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения.

5. Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов. К ним относятся судопроизводство, прокурорский надзор, арбитраж.

Экономич-ю основу ПГ составляют производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности как равноправных и в одинаковой мере защищенных юрид-ки.

Социальную основу ПГ составляет саморегулирующееся гражд-ское общ-во, кот-е объединяет свободных граждан – носителей общ-ного прогресса. В центре внимания такого гос-ва находится человек, его разнообразные интересы. ПГ это одновременно и социальное гос-во.

Нравственную основу ПГ образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства.

Функции ПГ: Экономич-я: –гос-ное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами.

- формирование гос-вом бюджета и контроль за его расходованием, в соответствии программ экономич-го развития в масштабе страны, в финансировании программ промышленных и научных исследований, в выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства.

- непосредственное хозяйственное руководство гос-ным сектором экономики. Здесь госуд-во само выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг.

Социальная функция ПГ - оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общ-ва, выделение необходимых средств на здравоохранение, просвещение, отдых, строительство и т.д.

Функция финансового контроля ПГ - выявление и учет доходов производителей, часть кот направляется в гос бюджет для удовлетворения социальных и общегос-ных нужд. Гос-во осуществляет контроль за правильностью расходования налогов.

Функция охраны правопорядка - обеспечение точного и полного осуществления законодат-ных предписаний всеми участниками общ-ных отношений.

Экологическая функция ПГ - система гос-ных мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни чел-ка.

Внешние функции ПГ - основные направления его деят-сти на международной арене. Они призваны решать следующие внешние задачи ПГ: установление и поддержание нормативных отношений с др. гос-вами и обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии. Различают две основные внешние функции:

- взаимовыгодное сотрудничество со всеми др. гос-вами мирового сообщества;

- оборона страны от нападения извне.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.015 с.)