Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 26. Понятие, структура и функции политической системы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Полит-я система (ПС) – совокупность политических институтов и организаций, норм, ценностей и отношений, в которых реализуется политическая власть. Основу теории ПС-м составляют модели Д. Истона и Г. Алмонда. В отечественной литературе ПС определяется как комплекс институтов и организаций, осущ-х полит-ю власть, взаимосвязей и отношений по поводу участия в полит-й власти. ПС общества – совок-ть взаимосвязанных и взаимодействующих гос-ных и общ-ных институтов, осуществляющих полит-ю власть в обществе, а также сложившиеся отношения между ними по поводу власти. ПС можно классифицировать по различным основаниям. Так, в зависимости от типа общ-ва они делятся на традиционные и модернизированные, по характеру взаимодействия со средой - на открытые и закрытые, в зависимости от концентрации или распределения власти - на централизованные и децентрализованные и т. д. Структура ПС общества: а) Институциональная подсистема состоит из различных социально-политических институтов и учреждений и включает в себя: государство, политические партии и движения, группы лоббирования, средства массовой информации. Центральным, или осевым, элементом политической системы, вокруг которого группируются все остальные институты, является государство. Среди иных политических институтов, наполняющих внутреннее пространство политической системы, особое место занимают политические партии. В отличие от других организаций, главной целью политических партий является борьба за политическую и государственную власть, за удовлетворение интересов социальных групп, которых они представляют. К опосредующему институту институциональной подсистемы относятся средства массовой информации (СМИ), которые традиционно обозначают термином «четвертая власть», подчеркивая тем самым их важнейшую роль в формировании общественного мнения. б) Регулятивная -представляет собой совокупность политико-правовых норм и нравственных принципов, определяющих и регулирующих политическую жизнь общества (Конституция, законы, обычаи, традиции, политические принципы, взгляды и др.). в) Идеологическая -образует теоретический уровень (политические идеологии: принципы, идеи, лозунги, идеалы, концепции) и эмпирический уровень (политическая психология: чувства, настроения, предрассудки, эмоции, мнения). г) Коммуникативная - выступает как совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между нациями, классами, социальными группами и отдельными индивидами по поводу их участия в организации политической власти. ПС выполняет следующие функции: 1. функция политического целеполагания; выступает как предвидимое будущее состояние, к которому осознанно стремятся люди и их организации. Определение целей в политике предполагает обозначение ориентиров, касающихся изменения властных полномочий, институтов, развития демократии, обеспечения интересов и т.д. 2. функция властно-политической интеграции общества; означает, что все основные действия в рамках общественного организма должны протекать в строго определенных рамках. В данном случае речь идет: 1) об общеобязательности государственных решений; 2), о необходимости использовании правовых норм и законодательных актов; 3), о придании политическому управлению общественного авторитета; 4), о степени развития либо демократии и самоуправления, либо авторитарного политического режима и режима отчуждения; 5), о субординации и координации институтов политической системы и их структурных звеньев. Данная функции осуществляется главным образом при помощи государственной власти. 3. функция регулирования режима общественно-политической деятельности; устанавливает такие способы поведения и деятельности людей, социальных групп, организаций, форм их взаимоотношений между собой и с государством, которые обеспечивают соблюдение общих интересов и устойчивость общественных отношений. Функция легитимации политического режима. обеспечивает степень соответствия реальной политической жизни официально провозглашенным политическим и правовым нормам. Функции политической системы не являются неизменными. Они постоянно развиваются с учетом конкретной исторической обстановки.
Вопрос 27. Демократический режим. Теории демократии. Демократия (Д) (с греч. - народовластие) в широком смысле - форма устройства любой орг-ции, основанная на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений большинством. В целом Д присущи следующие принципы: 1) суверенитет народа - источник его полит власти; 2) равенство прав граждан на участие в управлении гос-вом, предполагающее возможность избирать и быть избранным в структуре власти, участвовать в контроле над ее деятельностью; 3) регулярность выборов и разделение властей; 4) свобода личности, осуществляемая через права человека; 5) плюрализм, реализуемый через конкурентную борьбу различных социальных сип, групп, полит-х партий и организаций. Демократич-й полит-й режим (ДР) - способ функционирования полит-й системы общества, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении гос-ных и общ-ных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Теории (Т) Д Теория партисипаторной демократии (демократии участия). Подобные представления о демократии нашли продолжение и конкретизацию в теории партисипаторной демократии, или демократии участия. Основные положения теории: o вовлечение всех слоев общества в политический процесс от выработки решений до их осуществления; o распространение принципа участия на неполитические сферы, например в образовании (доступность получения образования), в экономике; o децентрализация принятия решений, означающая, что по менее сложным вопросам решения принимаются через процедуры прямой демократии; o упрощение процедуры выборов. Плюралистическая теория демократии переносит акцент с общей массы избирателей на организованные группы интересов. Демократия, в этой трактовке, - это правление народа, действующего через конкурирующие групповые интересы. Эта теория включает в себя следующие положения: o общество состоит из многочисленных групп, которые объединяются особыми экономическими, религиозными, этническими или культурными интересами; o группы являются главными субъектами политики, пытаются повлиять на власть; o политическая воля народа, выраженная в решениях власти, представляет собой компромисс между различными групповыми интересами; o государство выступает как нейтральный арбитр между соперничающими группами интересов. Уязвимым местом плюралистической теории является представление о том, что все политические силы способны сплотиться и принять решение с учетом интересов всех групп. Теория полиархии, разработанная Р. Далем. По мнению ученого, то, что называют демократическими режимами, - полиархии (с греч. arhe - суверенитет, начало, poly - много), где власть осуществляется не всем народом, а многими. Полиархия, как политический режим, включает в себя: o политическую конкуренцию и участие; o политический плюрализм; o право граждан создавать независимые организации, в том числе политические партии и группы по интересам; o политические свободы, среди которых - право граждан получать информацию из альтернативных источников; o право оппозиции оспаривать решения правительства; o свободные и честные выборы, открытый характер конфликтов между политическими лидерами. Теория консенсуальной демократии, разработанная А. Лейхартом. Сущность демократии раскрывается в процедурных механизмах принятия решения, позволяющих учесть интересы различных меньшинств. Ключевыми моментами данной модели демократии являются четыре принципа: o максимальная автономность каждой группы в решении своих внутренних вопросов; o пропорциональное представительство в органах власти и в распределении ресурсов; o коалиционное правительство; o принцип взаимного вето, гарантирующий меньшинствам дополнительные механизмы защиты собственных интересов. Теория элитарной демократии. Родоначальниками минималистских трактовок демократии, развиваемых в рамках элитарных теорий, были М. Вебер и Й. Шумпетер. М. Вебер предложил модель плебисцитарной демократии, в которой демократия выступает способом избрания лидеров и способом придания их власти легитимного характера. Однако классическую формулу элитарных теорий демократии определил Й. Шумпетер: демократия - это соперничество элит за голоса избирателей. Таким образом, в элитарных теориях демократия выступает не как правление народа, а правление элит (правления меньшинства) с согласия народа. Идея Шумпетера получила дальнейшее развитие и была дополнена критериями либерализма.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.28.112 (0.008 с.) |