Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Право и социально-экономический строй общества. Функции права.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Право выражает взаимодействие в системе «индивид-общество-гос-во». Взаимная уравновешенность элементов есть необходимое равновесие свободы, есть условие обеспечения правовой справедливости, при котором только и возможно право – государственное устройство, отвечающее своему назначению. Правовое государство – это форма организации и деятельности гос-ной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и различными объединениями на основе норм права. Право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и гос-ва, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой гос-ности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных гос-вах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом правового гос-ва. Признаки правового гос-ва: - верховенство правового закона; - реальность прав и свобод индивида; - организация и функционирование суверенной гос-ной власти на основе принципа разделения властей. Другие определения правового государства, в которых просто перечисляются его признаки. Само гос-во возникает и существует не одновременно с правом, но до известной степени и ради самого права – для его формулирования и обеспечения. Устанавливая правовые нормы, гос-во обязано соблюдать эти нормы, поддерживать правопорядок. Нормы права обязательны для гос-ных органов в той же мере, как и для граждан. Правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность гос-ных органов выступает как деятельность, урегулированная правом. Гос-ная власть действует лишь в границах, установленных законом, гос-ные органы обязаны без каких-либо исключений подчиняться действующим правовым нормам. Гос-ным органам позволено только то, на что их уполномочил закон. Некоторые течественные правоведы приходят к выводу, что правовой гос-ности присущ особый характер взаимосвязи гос-ва и права, главное в правовом гос-ве – это признание верховенства права над гос-вом, подчинение всех его органов закону. Действительно, в правовом гос-ве гос-ные органы и должностные лица связаны правом. Отношение “государство-право” есть отношение людей. В правовом гос-ве в центре находится человек в его социальном аспекте. Отсутствие права в отношениях гос-ва и личности оборачивается против самой личности, в конечном итоге затрагивает человека и его свободу. Главное в правогос-ном устройстве взаимосвязь гос-ва и права обеспечение гармоничного и прогрессивного развития личности, расширение ее свободы. Если ценность права и обусловлена связью с гос-вом, то это имеет место лишь в той мере в какой само гос-во поставлено на службу человеку. Основным принципом организации и деятельности правового гос-ва является разделение властей. Он означает построение и осуществление единой гос-ной власти на основе четкого разграничения компетенции между ее различными ветвями (властями в узком понимании) – законодательной, исполнительной и судебной в целях предотвращения монополизации властных полномочий в руках одного органа. Разграничение единой гос-ной власти на три отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение деспотического режима, где невозможна свобода личности. Каждая из властей занимает свое место в общей системе гос-ной власти и выполняет задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. С помощью разделения властей гос-во функционирует в правовом режиме. В гос-но-правовой практике и в теории правового гос-ва сложилось специальное понятие – система “сдержек и противовесов”. Под ней подразумевают особую форму реализации принципа разделения властей, присущую только право-гос-ному устройству. Это целый механизм конституционно-правовых средств обеспечения баланса различных ветвей государственной власти в целях предотвращения монополизации власти в руках одного органа, лица или социального слоя. Система “сдержек и противовесов” является одним из важных условий обеспечения гражданской (политической) свободы. Классическая концепция системы “сдержек и противовесов” разработана выдающимся американским юристом Джеймсом Мэдисоном. верховенство Закона в правовом государстве характеризуется: В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законе гос-во устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Поэтому закон обладает высшей юр-кой силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Закон регулирует наиболее важные стержневые стороны общественной жизни. Они определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества (например, закон о собственности, о предпринимательстве, об акционерных обществах, об общественных объединениях, о свободе совести, о печати и другие). Подзаконные акты, ведомственные, могут конкретизировать некоторые положения законов, но ни в коем случае не “совершенствовать”, не “подправлять”, не “изменять” закон. В тоже время правовой закон не допускает своеволия законодателя. В законах должны выражаться объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и самообновления. Основной закон правового государства – конституция. В ней сформулированы правовые принципы гос-ной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать текущее законодательство. Никакой другой правовой акт гос-ва не может противоречить конституции. Приоритет конституции – неотъемлемая черта правового гос-ва. Поэтому правовое гос-во – это конституционное гос-во. Посредством закона гос-во должно брать на себя обязательства обеспечивать справедливость в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими гос-вами. Гос-во определяет правовые меры ответственности своих официальных представителей за их действия, совершаемые от имени государства и его органов. Причем в истинно правовом гос-ве каждый в отдельности и общество в целом, подчиняясь законам, выражающим их суверенную волю, должны обладать и правом, и возможностью принудить к исполнению закона самого властвующего. Правовое гос-во должно выработать не только систему правовых ограничений своей деятельности, но и нести политическую, правовую и моральную ответственность перед народом за невыполнение взятых на себя обязательств. Социальное государство. Внутренние функции 1. Хозяйственно-организаторская функция (организация производства, поощрение предпринимательства, управление внутренней торговлей) 2. Взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет. 3. Управление образованием, наукой, культурой. 4. Забота о личности и в первую очередь поддержка и помощь социально незащищенным слоям населения (социальная функция). 5. Защита прав, свобод и законных интересов граждан 6. Охрана правопорядка, наказание преступников и иных лиц, совершивших противоправные поступки Внешние функции 1)Защита гос-ных границ, организация таможни, решение иных вопросов национальной безопасности 2. Дипломатические и торгово -экономические отношения с другими странами, участие в деятельности международных и межгос-ных организаций. Культурный, научный и информационный обмен с другими государствами 3. Борьба за мир, разоружение, неприменение силы в отношениях между гос-вами и народами, обуздание агрессоров. 5. Участие в международном контроле за обеспечением прав, свобод и законных интересов граждан во всех странах мира. 6. Участие в реализации межгос-венных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.134.18 (0.01 с.) |