ТОП 10:

Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц.



Действие закона – это свойство нормативных актов, а также всей системы законодательства той или другой страны, которое выражается в состоянии реального действия предписаний закона в определенный период времени, на определенной территории, в отношении конкретного круга лиц.

Действие закона в соответствии с общим правилом реализуется в отношении: 1) всех граждан; 2) организаций; 3) государственных органов; 4) объединений.

Действие закона во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Законы становятся обязательными, а именно вступают в законную силу с конкретного момента, установленного соответствующим нормативным актом. Это происходит:

1) по истечении общего ранее предусмотренного срока в том случае, если он установлен в тексте закона;

2) немедленно вслед за официальным принятием и опубликованием текста закона;

3) по истечении специально предусмотренного срока для определенного закона (нормативно-правового акта) после его опубликования.

Прекращение действия нормативных актов связано с истечением срока их действия, на который принимается тот или другой акт; в связи с прямой отменой:

1) нормативного акта имеющим на то полномочия органом гос. власти;

2) по причине фактической замены нормативного акта другим актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.

Действие нормативных актов в пространстве реализуется на основании территориального и экстерриториального принципов:

1) территориальный принцип предполагает действие нормативно-правового акта в пределах гос. или административных территориальных границ функционирования правотворческого органа, полномочия которого распространяются на данной территории;

2) экстерриториальный принцип действия нормативных актов предполагает распространение правовых актов какого-либо субъекта правотворчества за границы территории его юрисдикции.

Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов.

На основании общего правила нормативные акты должны распространяться на всех лиц, которые находятся на территории юрисдикции правотворческого органа.

В некоторых случаях действие законодательства может распространяться и на ее граждан, находящихся за границей государства.

Иностранцы и лица без гражданства лишены возможности действовать как граждане РФ, притом что представители иностранных государств обладают правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности).

 

Политические и правовые идеи ХХв.: аналитическая юриспруденция, возрожденное естественное право и др.

В XX в. антипозитивистские подходы к праву подорвали позиции, которые в юриспруденции занимал позитивизм во второй половине XIX в. В этих условиях представители разных направлений аналитической юриспруденции выдвинули целый ряд концепций обновления юридического позитивизма.

Видное место в ряду неопозитивистских концепций занимает «чистое учение о праве» Г. Кельзена. Кельзен критикует традиционное позитивистское правоведение XIX–XX вв. за его «нечистоту»: «Юриспруденция „расширилась“ за счет психологии и социологии, этики и политической теории. Такое расширение можно объяснить тем, что эти науки имеют дело с предметами, которые тесно связаны с правом. И если чистое учение о праве желает отграничить познание права от смежных дисциплин, то вовсе не потому, что оно не замечает или даже отрицает эту связь, но потому, что оно хочет избежать методологического синкретизма, который затемняет сущность правоведения и смазывает границы, определенные природой его предмета». В отличие от каузальных наук, опирающихся на каузальное объяснение действительности, правоведение, по Кельзену, – это нормативная наука со своим нормативным методом, опирающимся на долженствование. Нормативность права – это метод чистого учения о позитивном праве, а не объективное свойство самого позитивного права как объекта познания.

Нормативизм Кельзена как один из вариантов аналитической юриспруденции оказал большое влияние на модернизацию позитивистского учения о праве в XX в. Под его влиянием находится и учение Г. Харта, другого представителя аналитической юриспруденции. В неопозитивистском учении Г. Харта о право рассматривается как система правил (норм), которые делятся на первичные правила и вторичные правила (правила признания, правила изменения, правила решения). Единственным критерием права и его отличия от неправовых правил согласно концепции Харта является наличие принудительной санкции, т. е. принудительность правовых правил и права в целом.

Еще одной разновидностью современной аналитической юриспруденции была «познавательно-критическая теория права» австрийского юриста О. Вайнбергера. Согласно этой теории к «главным дисциплинам правовой науки» относятся: всеобщая теория права, догматика права, социология права, история права, сравнительное право. Свое понимание аналитической юриспруденции он трактует как аналитическую философию права и изучает все проблемы правовой теории прежде всего в формальном смысле.

Различение права естественного и права искусственного было поддержано многими авторами. Так, в XX в. новый подход к этой теме был развит неокантианцами, и толкование права стало включать в свой предмет присущее норме требование справедливости. Появилась концепция естественного права с исторически меняющимся содержанием.

Согласно концепции Фуллера правовая норма как сочетание должной цели и должных средств представляет собой моральную ценность. Мораль приобретает в естественно-правовой концепции конкретный характер, в то время как для теории «чистого» права и «чисто юридической» трактовки событий и конфликтов мораль является характеристикой безразличной, несущественной. Фуллер не противопоставляет позитивное право и естественное право, а только право и неправо.

Рональд Дворкин предложил другую характеристику моральности в праве. Так, позитивное право должно подвергаться оценке не только с инструментальной, но также и с моральной точки зрения. Фундаментальные субъективные права образуют принципы и критерии, которые должны браться за основу морального измерения права с точки зрения справедливости. Главным и определяющим принципом является право на равенство, по-другому – «право на равное уважение и обращение».

В 1950-х гг. Артур Кауфман выступил против возведения в абсолют элемента исторической изменчивости в содержании права и подчеркнул, что естественно-правовое восприятие права основано на признании и допущении постоянного наличия и действия внепозитивных правовых принципов. Он соглашался с восприятием права как исторически меняющегося феномена, в содержание которого включаются некоторые внеюридические факторы. В конце XX в. с новыми толкованиями естественно-правовой традиции выступили Дж. Роулс и Дж. Финнис. Дж. Роулс основывает теорию справедливости на аристотелевской концепции распределяющей справедливости, взятой в упрощенном виде (блага, существующие в обществе, должны распределяться на основании взаимных требований людей и на основании равенства). Роулс использует конструкцию-понятие «первичные блага, которые подлежат распределению». В их число он включает свободу, равные возможности, определенный уровень материального достатка.

Концепция Дж. Финниса построена на идеях Августина, идее телеологизма. Смысл человеческого существования Финнис определяет как достижение человеком определенного блага или совокупности благ, которые он постигает, оценивает и обеспечивает с помощью разума. Перечень основных благ, или ценностей человеческой жизни, включает в себя жизнь, знание, эстетический опыт, практическую разумность, религию и т. д.

 




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь - 54.166.199.178