Тема 3. Теория естественного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Теория естественного права



1. Зарождение теории естественного права. Зарождение идей естественного права, согласно которым правовые ценности, нормы проистекают из естественной природы человека и не зависят от социальных условий, наблюдается уже в Древнем Китае (моизм), Древней Греции (Демокрит, софисты, Сократ, Аристотель), Древнем Риме (Цицерон, римские юристы). В XVII-XVIII вв. в ходе европейских революций возникает классическая концепция естественного права (Г. Греции, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо). Выполнив свою социальную функцию по идеологическому обоснованию буржуазных революций (объявление феодализма и монархизма противоестественным строем, обоснование прав и свобод человека, нового демократического устройства государства), эта концепция в первой трети XIX в. практически утрачивает свое значение и уступает место позитивистским правовым теориям. Однако на рубеже XIX-XX вв. понятие естественного права вновь возрождается. Опираясь на методологию новейших философских школ (неокантианство, неогегельянство, герменевтика, экзистенциализм, неотомизм и др.), естественно-правовая теория отодвигает на второй план позитивизм и идеи историзма и пытается дать свою модель развития общества.

2. Рационалистическая и эмпирическая школы естественного права. Представители рационалистического направления в школе естественного права считали, что естественное право врожденно присуще человеку. Положительное право основывается на естественном праве. Одним из требований естественного права - обязанность соблюдать, заключенные договоры. Люди договорились установить для упорядочения общественной жизни правительственную власть и предоставить ей право издавать законы, законы эти имеют для всех обязательную силу. Представители эмпирического направления не признают врожденности естественного права. Существует естественное право, но нет врожденного права. Естественное право постигается опытом. Несовершенство человеческого знания и обусловливает разнообразие и изменчивость существующих систем положительного права.

4. Основные представители рационалистической школы: Гуго Гроций, Б. Спиноза, Ж-Ж. Руссо. Учение Г. Гроция о праве и государстве. Гуго Гроций 1583 -1645 гг.: «О праве войны и мира». Предмет юриспруденции — это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки — целесообразность и польза. Для того, чтобы придать юриспруденции «научную форму», необходимо тщательно отделить то, «что возникло путем установления, от того, что вытекает из самой природы». В юриспруденции следует различать «естественную, неизменную часть» и «то, что имеет своим источником волю». В соответствии с таким пониманием предмета юриспруденции право делится на естественное и волеустановленное. Естественное право - «предписание здравого разума». Естественное право, выступает в качестве основания и критерия для различения должного и недолжного. Естественное право, «оно состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять возложенные на нас по отношению к ним обязанности». Источником естественного права является разумная природа человека как социального существа. Т.е право основы­вается не на воле бога, а на природе человека. Стремление к общению и есть источник права, не зависимый от действующих положительных правовых норм. Пра­во это соответствующее природе общес­твенно-разумных существ справедливое действие. Нор­мы, установленные людьми, должны соответствовать принципам естественного права. Специфика права в том, что оно предполагает возможность принуждения, если его нормы не соблюдаются добровольно. Функ­цию принуждения и осуществляет государство. Происхождение государства и законов является логически неизбежным следствием естественного права. Государство выводится в качестве следствия из начал естественного права. Государство-результат сознательной де­ятельности людей оно возникло как следствие общественного договора. Политико-правовая концепция Бенедикта Спинозы. Бенедикт (Барух) Спиноза 1632 - 1677 г.: «Этика, доказанная геометрическим способом», «Богословско-политический трактат», «Политический трактат». Сторонник метафизического механистичес­кого материализма. Существенной чертой философии природы является стро­гий детерминизм. Человек свободен, когда руководствуется одним только разумом, когда его действия определяются причинами, которые могут быть поняты из его природы. Происхождение государства и права объ­ясняется с точки зрения естественной необходимости. Понятие естественного права - законы или правила природы, сообразно с которыми совершается все. Государству предшествует естественное состояние. Естественное право отдельного человека простирается дотоле, доколе простирается его мощь. Вне об­щества человек не может быть в безопасности, его естественное право не обеспечено, его мощь ничем не подкреплена, и он неиз­бежно подчиняется чужой силе. Поэтому люди заключают общест­венный договор и переходят из естественного состояния в граж­данское. С образованием государства создается общее для всех право, которое обеспечивается мощью всех объ­единившихся в нем людей. Верховная власть, не должна посягать на свободу человеческой мысли и религиозную свободу. Но, религиозная свобода не должна быть безграничной. Религия должна быть в каких-то пределах обязательной для всех граждан. Цель государства – свобода, мир и безопасность граждан. Поли­тический идеал республика. В демократии каждый, соединяясь со всеми, повинуется лишь самому себе. Учение Ж.-Ж.Руссо о праве и государстве. «Рассуждение о происхождении и основаниях нера­венства между людьми», «Об общественном договоре, или принципы политического права». Отделяет естественное неравенство, порождаемое различиями в физической силе, уме, энергии, от искусственного, основанного на социальных условиях. Возникновение частной собственности привело к кризису в обществе. Частная собственность - зло, она побуждает людей жить за счет других. Признает частную собственность лишь на ту зем­лю и иное имущество, на которые распространяется трудовая де­ятельность человека. Чтобы покончить со взаимной борьбой и нестабильностью, путем общественного договора создается гражданское общество или государство. Государство, созданное путем обществен­ного договора - результат обмана, форма и средство господства бога­тых и угнетения бедных. Объединившись в гражданское общество, люди отказываются от своей естествен­ной свободы в пользу общей воли, в которой каждый из них имеет равную долю, участвуя в ее формировании на одинаковых для всех основаниях. В общей воле находит выражение органичес­кое единство государства, поглощающего вошедших в него по договору людей. Общая воля, не тождественна воле всех, между ними «часто существуют большие различия». Общая воля отнюдь не всегда предполагает единодушное согласие. Общая воля выявля­ется путем голосования. Это воля большинства. Необходимо участие в голосовании всех граждан и стро­гий учет голосов, ибо иначе всеобщность воли нарушается, все участники договора должны выражать свое мнение непосредственно. Руссо отвергает осуществле­ние высшей власти через представителей. Суверенитет, т.е. пра­во законодательствовать, пребывает только в народе. Суверенитет неделим, непередаваем, неотчуждаем. Абсолютная власть государства распространяется не только на действия, но и на мысли граждан.

5. Основные представители эмпирической школы: Т. Гоббс, Джон Локк. Учение Т.Гоббса о естественном состоянии и договорном учреждении абсолютистского государства. Toмac Гоббс 1588- г. Политические работы: «О гражданине», «Левиафан, или материя, форма и власть государства, церков­ного и гражданского». Естественное состояние: все люди равны, и каждый руководствуется своими потребностями и интересами. Человек эгоистичен, он наделен сильными страстями, желает власти, богатства, наслаждений. Принцип поведения: получить как можно больше благ и избежать страданий. Война всех против всех. Цель государства покончить с войной всех против всех. Эта цель достигается сосредоточением в руках суверена всей полноты власти. Только неограниченная власть способна гарантировать общественное спокойствие. Подчеркивается неделимый и абсолютный характер государственной власти, отвергается теория разделения властей, поскольку это означает разделение суверенитета. Гражданские законы есть всего лишь веления власти. Власть не связана ни своими собственными законами, ни естественными, прирожденными правами личности. Собственность, не является неприкосновенной. В гражданском обществе законом являются лишь распоряжения власти. Они должны считаться с ес­тественными законами, но последние сами по себе, без законов граж­данских недействительны. Судить о соответствии той или иной нормы естественному закону имеет право, только суверен. Только суверен уста­навливает пределы прав и свобод, а также лишает прав и свобод по своему усмотрению. Свобода, определяется лишь тем, что за пределами законов всегда остается обширная область непредписанного и незапрещенного, т.е. предоставленного усмотрению каждого гражданина. Отвергает не только сопротив­ление власти, но и ее критику. Естественным законом сохранения жизни определяются, пределы повиновения гражданина государству. Если власть обес­печивает жизнь, разумно терпеть такую власть. Если власть ут­рачивает способность гарантировать безопасность подданных, она теряет право на их верность. Учение Дж. Локка о праве и государстве. Неотчуждаемые естественные права человека. Джон Локк 1632 - г. Политическое произведение: «Два трактата о государственном управлении». Единственный законный источник власти в общественном договоре. Политическая власть вытекает из общественного договора и состоит в праве из­давать законы и применять для их исполнения силу сообщества. Государству предшествует естественное состояние. Оно упорядоченно и благополуч­но. Разум предписывает необходимость примирять свои интересы с интересами других людей. До учреждения политической власти не существовало едино­го, всеобщего механизма обеспечения прав и наказания их наруши­телей. Каждый человек вынужден был сам отстаивать свои права и наказывать тех, кто на них посягает. Правосудие, возмездие носили частный, анархический характер. Чтобы избежать эксцессов, обеспечить свободу и собственность люди заключают общественный договор. Политическое общество создается, чтобы гарантиро­вать гражданам свободу и пользование другими естественными правами. Свобода предпо­лагает соблюдение законов природы, ставших законами государ­ства: «Там, где нет законов, там нет и свободы». Основное содержание общественного договора — отказ граж­дан от частных наказаний за нарушение своего права. Общественный договор наделяет власть четко опре­деленными полномочиями, которые она не может превышать. Го­сударство ограничено в своих действиях и не может покушаться на неотчуждаемые права граждан. Любое покушение рассматривается как проявление деспотиз­ма. Утверждает право народа на восстание для восстановления попранной сво­боды. В классификации форм государства придерживался трехчленной системы: демократия, олигархия, монархия. Любую законную форму правления он ставит на почву общественного до­говора, объявляя ее производной от народного суверенитета, воз­никающей по доверенности.

6. Учение И.Канта о праве и государстве. Свобода человека как естественное право. Иммануил Кант (1724-1804). «Основы метафизики нравственности» (1785), «К вечному миру» (1795) и «Метафизика нравов» (1797). Познание - функция чистого теоретического разума. Действия - функция прак­тического разума или воли. Человек обладает свободой воли, в этой сфере он не подчинен детерми­низму. Мораль принадлежит к миру, где не действует закон при­чинности и господствует свобода. Практический разум (воля) — это способность человека к свободному действию на основе высших безусловных принципов. Эти принципы заложены в разуме как априорное внутреннее побуждение, свободное от внешних воздействий. Порожденные разумом нормы являются императивом, т.е. правилом. Веления или императивы, диктуемые разумом, могут быть условными (гипотетическими) и безусловными (категорическими). Соблюдение гипотетического императива связывается с опреде­ленной целью. Категорический императив, не связан ни с какой практической целью, он абсолютен и выполняет­ся исключительно как требования нравственного долга. Поведение человека морально только тог­да, когда, он руководствуется исключительно чувством долга. Определение категорического императива: поступай по отношению к другим так, как тебе бы хотелось, чтобы они поступали по отношению к тебе. Категорический императив, свойствен всем разумным существам. Следование ему позволяет преодолеть противоречия между людьми, установить гармонию в обществе. В основе морали и права лежат одни и те же принципы. Мотив разграничивает сферы морали и законности. Когда закон соблюдается в силу внутреннего убеждения лица, сознательно следующего категорическому императиву, речь идет о моральном поведении. Когда закон соблюдается внешне, под влиянием мотивов, не связанных с категорическим императи­вом - речь идет о легальном по­ведении. Законность формальна, она требует просто соблюде­ния правила. Добродетель - соблюдение правила по убеждению. Применение принуждения не разруша­ет право, а укрепляет. Право — это определение меры или пределов свободы челове­ка, его автономии. Равенство субъектов как принцип права. Естественное право, покоящееся на априорных принципах, продиктованных разумом, и положительном (статутарном) праве, вытекающем из воли за­конодателя. Естественное право и есть тот всеобщий критерий, который позволяет различить правовое и не правовое. Право как моральная способность обязывать других делится на прирожденное и приобретенное. Государство - объединение большего или меньшего числа лиц, подчиняющихся правовым законам. Цель государства - торжество права. Суверенитет принадлежит только народу и выражается в его общей воле. Прерогатива наро­да - установление правопорядка путем принятия конституции. Его идеал - гражданская свобода или обязанность повиноваться лишь тем законам, в создании которых гражданин принимал участие своим голосом и равенство.

7. Философия права Гегеля как особая философская наука (часть философии), ее предмет и метод. Понятие права и основные формы (ступени) его диалектической конкретизации: абстрактное право, мораль, нравственность (семья, гражданское общество и государство). Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)гг. Основное произведение Гегеля, где ставятся проблемы юриспруденции, - «Философия права». Основная категория его философии - абсолютная идея. Абсолютная идея пред­ставляет собой источник всего сущего. Она проходит в своем раз­витии три этапа. Цель философии, - понять существующий мир. В соответствии с тремя стадиями развития абсолютной идеи система знаний у Гегеля состоит из трех частей.I.Логика - развитие понятий. II. Философия природы. III. Философия духа. Все вопросы государства и права относятся к фи­лософии духа. Она в свою очередь подразделяется на три части. А. Субъективный дух (индивидуальная душа); 1. антропология (душа как чувствующая субстанция тела); 2. феноменология (превращение души в сознание); 3. психология (теоретические и практические способности души): Б. Объективный дух; 1. абстрактное право; 2. мораль; 3. нравственность; В. Абсолютный дух; 1. эстетика; 2. религия; 3. философия. Право и государство относятся к сфере объективного духа. Триада, состоит из абстрактного права, морали и нравственности. Абстрактное право - это правоспособность лиц, не связан­ных статусом граждан. Аб­страктное право - сфера возможного проявления свободной воли человека. В эту триаду входят собственность, договор и правонарушение. В собствен­ности право осуществляется волей одного лица. В договоре — согласованной волей двух или нескольких лиц. В правонарушении тоже соотносятся друг с другом воли разных лиц, но здесь между ними не согласие, а противоречие. Второе звено триады «объективного духа» - мораль. Она ограничивает абсолютную свободу субъекта абстрактного права. Это область должного, а не возможного, оценка поведения чело­века, отношение к его поступкам. Мораль включает конкретные добрые и дурные побуждения носителей абстрактного права (умы­сел и вина, намерение и благо, добро и совесть). Абстрактное право и мораль приходят к единству в нрав­ственности. Мораль носит индивидуальный, субъективный, а потому нефиксированный, необеспеченный характер. А нравственность относится к сфере общественной, в ней человек выступает в качестве части коллек­тива, объединения, во взаимодействии с другими людьми. Нрав­ственность обладает социальным содержанием, стоящим выше субъективного мнения или желания. Это законы и учреждения. В сфере нравственности человек выступает не изолиро­ванно, а как субъект объединения, часть коллектива. Таких объ­единений, или систем, включающих в себя человека, три: семья, гражданское общество и государство. Различает философское и прикладное понятие пра­ва. Прикладное понятие права необходимо для практической юриспруденции, но не представляет интереса для филосо­фии. Исходный пункт права - воля, которая свободна, поэтому свобода есть сущ­ность и назначение права. Система права - «царство осуществленной свободы». Свобода — «осознанная необходимость». Предполагает подчинение законам природы и общества. Определение пределов свободы и несвободы - вот что такое право. В развитых пра­вовых системах эти пределы устанавливаются детальной рег­ламентацией всех сторон деятельности. В неразвитых - от­сутствие детальной разработки в какой-то мере компенсирует­ся общим принципом: «будь лицом (личностью) и уважай дру­гих в качестве лиц». Наряду с «идеей права» существует и понятие права по­зитивного, т.е. действующего в той или иной стране. С формальной точки зрения правило поведения превращается в норму права, когда оно признано государством, а, следователь­но, охраняется его принудительной мощью. Право и закон - не синонимы. Закон - оформление права, придающее норме всеобщность и опреде­ленность. В этом преимущество закона перед обычаем и судеб­ным решением. Гражданское общество - противопоставляется как антитезис семье, ибо в нем отрицается принцип единства, на котором стро­ится семья. Гражданскому обществу свойственны разнообразие и обособленность. В гражданское общество, входят «система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорации». В структуре гражданского общества вы­деляет три сословия: 1) субстанциональное, связанное с зем­лей (дворяне и крестьяне); 2) промышленное (фабриканты, тор­говцы, ремесленники, рабочие); 3) всеобщее (чиновники, к коим относятся и профессора). Гражданское об­щество - эмпирическое, а не разумное. Государство как целостность, высшая форма нрав­ственности, а отнюдь не личность объявляется подлинным но­сителем мирового духа. Оно должно быть почитаемо как нечто земное и в то же время божественное. Государство ставится над личностью и обществом как выс­шая цель, как органическое единство, обладающее собственны­ми, и притом высшими, интересами, собственной волей. Государ­ство представляет собой индивидуальность, которая обладает са­мосознанием. Основная задача государ­ства - благо целого. Гражданин поглощается не только государством, но и сослови­ем, человек имеет значение не сам по себе, а лишь как часть своей сословной группы, корпорации.

8. Аристократическая концепция естественного и позитивного права Ф.Ницше. Фридрих Вильгельм Ницше 1844(18441015) -1900. Концепция включает в себя особые критерии оценки действительности, которые ставят под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений. Противопоставляет свою философию классической. Одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков. Считал, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов». Здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, её волю к власти. Всякая иная мораль - упадочна. Человечество использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели - расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Ницше ратует за приход таких «свободных умов», которые поставят себе сознательные цели «улучшения» человечества, мысли которых уже не будут «задурманены» никакой моралью, никакими ограничениями. Такого «сверхнравственного», «по ту сторону добра и зла» человека Ницше называет «сверхчеловеком».

9. Учение Р. Штаммлера о естественном праве с "меняющимся содержанием". Рудольф Штаммлер (1856 – 1938 гг.) “Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории”. Главной целью своего труда считал защиту права. Отрицает причинную обусловленность явлений общественной жизни. Отрицая марксистское учение о базисе и надстройке, утверждает, что так называемые производственные отношения всегда выступают в правовой форме и потому носят волевой характер. Поскольку деятельность наделенных свободной волей людей определяется не развитием техники, а стремлением к достижению целей, источник общественного развития следует искать в целеполагании, а тем самым в выражающем это целеполагание праве. Значит, общественный прогресс осуществляется лишь в области права, которое и является определяющим фактором общественного развития. Дает абстрактное, формальное определение права: “Право есть такое принудительное регулирование совместной жизни людей, которое по самому смыслу своему имеет не допускающее нарушения значение”. Принадлежит заслуга обоснования нового понятия – “естественное право с меняющимся содержанием”, понятия, органически связанного с его представлениями об историческом процессе, определяемом развитием права. Утверждал, что естественное право имеет “изменчивое содержание”. Временами возникают социальные конфликты (столкновения между хозяйством и правом, однородные массовые явления, противоречащие конечной цели ответственного за них права). Эти социальные конфликты и явления порождают идеи изменения права. “Естественным правом с изменчивым содержанием” являются принимающие массовый характер идеи изменения содержания права, которые должны осуществляться применительно к конечной цели. “Естественным правом” называются, исторически складывающиеся и меняющиеся идеи, содержащиеся в общественном правосознании, требующие реформы права с точки зрения общественного идеала (“конечная цель”). Идеалом, является такое общество, где преодолено извечное противоречие между волей и желаниями, между разумом и чувствами, между должным и сущим.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.248 (0.013 с.)