Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Теория естественного праваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Зарождение теории естественного права. Зарождение идей естественного права, согласно которым правовые ценности, нормы проистекают из естественной природы человека и не зависят от социальных условий, наблюдается уже в Древнем Китае (моизм), Древней Греции (Демокрит, софисты, Сократ, Аристотель), Древнем Риме (Цицерон, римские юристы). В XVII-XVIII вв. в ходе европейских революций возникает классическая концепция естественного права (Г. Греции, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо). Выполнив свою социальную функцию по идеологическому обоснованию буржуазных революций (объявление феодализма и монархизма противоестественным строем, обоснование прав и свобод человека, нового демократического устройства государства), эта концепция в первой трети XIX в. практически утрачивает свое значение и уступает место позитивистским правовым теориям. Однако на рубеже XIX-XX вв. понятие естественного права вновь возрождается. Опираясь на методологию новейших философских школ (неокантианство, неогегельянство, герменевтика, экзистенциализм, неотомизм и др.), естественно-правовая теория отодвигает на второй план позитивизм и идеи историзма и пытается дать свою модель развития общества. 2. Рационалистическая и эмпирическая школы естественного права. Представители рационалистического направления в школе естественного права считали, что естественное право врожденно присуще человеку. Положительное право основывается на естественном праве. Одним из требований естественного права - обязанность соблюдать, заключенные договоры. Люди договорились установить для упорядочения общественной жизни правительственную власть и предоставить ей право издавать законы, законы эти имеют для всех обязательную силу. Представители эмпирического направления не признают врожденности естественного права. Существует естественное право, но нет врожденного права. Естественное право постигается опытом. Несовершенство человеческого знания и обусловливает разнообразие и изменчивость существующих систем положительного права. 4. Основные представители рационалистической школы: Гуго Гроций, Б. Спиноза, Ж-Ж. Руссо. Учение Г. Гроция о праве и государстве. Гуго Гроций 1583 -1645 гг.: «О праве войны и мира». Предмет юриспруденции — это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки — целесообразность и польза. Для того, чтобы придать юриспруденции «научную форму», необходимо тщательно отделить то, «что возникло путем установления, от того, что вытекает из самой природы». В юриспруденции следует различать «естественную, неизменную часть» и «то, что имеет своим источником волю». В соответствии с таким пониманием предмета юриспруденции право делится на естественное и волеустановленное. Естественное право - «предписание здравого разума». Естественное право, выступает в качестве основания и критерия для различения должного и недолжного. Естественное право, «оно состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять возложенные на нас по отношению к ним обязанности». Источником естественного права является разумная природа человека как социального существа. Т.е право основывается не на воле бога, а на природе человека. Стремление к общению и есть источник права, не зависимый от действующих положительных правовых норм. Право это соответствующее природе общественно-разумных существ справедливое действие. Нормы, установленные людьми, должны соответствовать принципам естественного права. Специфика права в том, что оно предполагает возможность принуждения, если его нормы не соблюдаются добровольно. Функцию принуждения и осуществляет государство. Происхождение государства и законов является логически неизбежным следствием естественного права. Государство выводится в качестве следствия из начал естественного права. Государство-результат сознательной деятельности людей оно возникло как следствие общественного договора. Политико-правовая концепция Бенедикта Спинозы. Бенедикт (Барух) Спиноза 1632 - 1677 г.: «Этика, доказанная геометрическим способом», «Богословско-политический трактат», «Политический трактат». Сторонник метафизического механистического материализма. Существенной чертой философии природы является строгий детерминизм. Человек свободен, когда руководствуется одним только разумом, когда его действия определяются причинами, которые могут быть поняты из его природы. Происхождение государства и права объясняется с точки зрения естественной необходимости. Понятие естественного права - законы или правила природы, сообразно с которыми совершается все. Государству предшествует естественное состояние. Естественное право отдельного человека простирается дотоле, доколе простирается его мощь. Вне общества человек не может быть в безопасности, его естественное право не обеспечено, его мощь ничем не подкреплена, и он неизбежно подчиняется чужой силе. Поэтому люди заключают общественный договор и переходят из естественного состояния в гражданское. С образованием государства создается общее для всех право, которое обеспечивается мощью всех объединившихся в нем людей. Верховная власть, не должна посягать на свободу человеческой мысли и религиозную свободу. Но, религиозная свобода не должна быть безграничной. Религия должна быть в каких-то пределах обязательной для всех граждан. Цель государства – свобода, мир и безопасность граждан. Политический идеал республика. В демократии каждый, соединяясь со всеми, повинуется лишь самому себе. Учение Ж.-Ж.Руссо о праве и государстве. «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или принципы политического права». Отделяет естественное неравенство, порождаемое различиями в физической силе, уме, энергии, от искусственного, основанного на социальных условиях. Возникновение частной собственности привело к кризису в обществе. Частная собственность - зло, она побуждает людей жить за счет других. Признает частную собственность лишь на ту землю и иное имущество, на которые распространяется трудовая деятельность человека. Чтобы покончить со взаимной борьбой и нестабильностью, путем общественного договора создается гражданское общество или государство. Государство, созданное путем общественного договора - результат обмана, форма и средство господства богатых и угнетения бедных. Объединившись в гражданское общество, люди отказываются от своей естественной свободы в пользу общей воли, в которой каждый из них имеет равную долю, участвуя в ее формировании на одинаковых для всех основаниях. В общей воле находит выражение органическое единство государства, поглощающего вошедших в него по договору людей. Общая воля, не тождественна воле всех, между ними «часто существуют большие различия». Общая воля отнюдь не всегда предполагает единодушное согласие. Общая воля выявляется путем голосования. Это воля большинства. Необходимо участие в голосовании всех граждан и строгий учет голосов, ибо иначе всеобщность воли нарушается, все участники договора должны выражать свое мнение непосредственно. Руссо отвергает осуществление высшей власти через представителей. Суверенитет, т.е. право законодательствовать, пребывает только в народе. Суверенитет неделим, непередаваем, неотчуждаем. Абсолютная власть государства распространяется не только на действия, но и на мысли граждан. 5. Основные представители эмпирической школы: Т. Гоббс, Джон Локк. Учение Т.Гоббса о естественном состоянии и договорном учреждении абсолютистского государства. Toмac Гоббс 1588- г. Политические работы: «О гражданине», «Левиафан, или материя, форма и власть государства, церковного и гражданского». Естественное состояние: все люди равны, и каждый руководствуется своими потребностями и интересами. Человек эгоистичен, он наделен сильными страстями, желает власти, богатства, наслаждений. Принцип поведения: получить как можно больше благ и избежать страданий. Война всех против всех. Цель государства покончить с войной всех против всех. Эта цель достигается сосредоточением в руках суверена всей полноты власти. Только неограниченная власть способна гарантировать общественное спокойствие. Подчеркивается неделимый и абсолютный характер государственной власти, отвергается теория разделения властей, поскольку это означает разделение суверенитета. Гражданские законы есть всего лишь веления власти. Власть не связана ни своими собственными законами, ни естественными, прирожденными правами личности. Собственность, не является неприкосновенной. В гражданском обществе законом являются лишь распоряжения власти. Они должны считаться с естественными законами, но последние сами по себе, без законов гражданских недействительны. Судить о соответствии той или иной нормы естественному закону имеет право, только суверен. Только суверен устанавливает пределы прав и свобод, а также лишает прав и свобод по своему усмотрению. Свобода, определяется лишь тем, что за пределами законов всегда остается обширная область непредписанного и незапрещенного, т.е. предоставленного усмотрению каждого гражданина. Отвергает не только сопротивление власти, но и ее критику. Естественным законом сохранения жизни определяются, пределы повиновения гражданина государству. Если власть обеспечивает жизнь, разумно терпеть такую власть. Если власть утрачивает способность гарантировать безопасность подданных, она теряет право на их верность. Учение Дж. Локка о праве и государстве. Неотчуждаемые естественные права человека. Джон Локк 1632 - г. Политическое произведение: «Два трактата о государственном управлении». Единственный законный источник власти в общественном договоре. Политическая власть вытекает из общественного договора и состоит в праве издавать законы и применять для их исполнения силу сообщества. Государству предшествует естественное состояние. Оно упорядоченно и благополучно. Разум предписывает необходимость примирять свои интересы с интересами других людей. До учреждения политической власти не существовало единого, всеобщего механизма обеспечения прав и наказания их нарушителей. Каждый человек вынужден был сам отстаивать свои права и наказывать тех, кто на них посягает. Правосудие, возмездие носили частный, анархический характер. Чтобы избежать эксцессов, обеспечить свободу и собственность люди заключают общественный договор. Политическое общество создается, чтобы гарантировать гражданам свободу и пользование другими естественными правами. Свобода предполагает соблюдение законов природы, ставших законами государства: «Там, где нет законов, там нет и свободы». Основное содержание общественного договора — отказ граждан от частных наказаний за нарушение своего права. Общественный договор наделяет власть четко определенными полномочиями, которые она не может превышать. Государство ограничено в своих действиях и не может покушаться на неотчуждаемые права граждан. Любое покушение рассматривается как проявление деспотизма. Утверждает право народа на восстание для восстановления попранной свободы. В классификации форм государства придерживался трехчленной системы: демократия, олигархия, монархия. Любую законную форму правления он ставит на почву общественного договора, объявляя ее производной от народного суверенитета, возникающей по доверенности. 6. Учение И.Канта о праве и государстве. Свобода человека как естественное право. Иммануил Кант (1724-1804). «Основы метафизики нравственности» (1785), «К вечному миру» (1795) и «Метафизика нравов» (1797). Познание - функция чистого теоретического разума. Действия - функция практического разума или воли. Человек обладает свободой воли, в этой сфере он не подчинен детерминизму. Мораль принадлежит к миру, где не действует закон причинности и господствует свобода. Практический разум (воля) — это способность человека к свободному действию на основе высших безусловных принципов. Эти принципы заложены в разуме как априорное внутреннее побуждение, свободное от внешних воздействий. Порожденные разумом нормы являются императивом, т.е. правилом. Веления или императивы, диктуемые разумом, могут быть условными (гипотетическими) и безусловными (категорическими). Соблюдение гипотетического императива связывается с определенной целью. Категорический императив, не связан ни с какой практической целью, он абсолютен и выполняется исключительно как требования нравственного долга. Поведение человека морально только тогда, когда, он руководствуется исключительно чувством долга. Определение категорического императива: поступай по отношению к другим так, как тебе бы хотелось, чтобы они поступали по отношению к тебе. Категорический императив, свойствен всем разумным существам. Следование ему позволяет преодолеть противоречия между людьми, установить гармонию в обществе. В основе морали и права лежат одни и те же принципы. Мотив разграничивает сферы морали и законности. Когда закон соблюдается в силу внутреннего убеждения лица, сознательно следующего категорическому императиву, речь идет о моральном поведении. Когда закон соблюдается внешне, под влиянием мотивов, не связанных с категорическим императивом - речь идет о легальном поведении. Законность формальна, она требует просто соблюдения правила. Добродетель - соблюдение правила по убеждению. Применение принуждения не разрушает право, а укрепляет. Право — это определение меры или пределов свободы человека, его автономии. Равенство субъектов как принцип права. Естественное право, покоящееся на априорных принципах, продиктованных разумом, и положительном (статутарном) праве, вытекающем из воли законодателя. Естественное право и есть тот всеобщий критерий, который позволяет различить правовое и не правовое. Право как моральная способность обязывать других делится на прирожденное и приобретенное. Государство - объединение большего или меньшего числа лиц, подчиняющихся правовым законам. Цель государства - торжество права. Суверенитет принадлежит только народу и выражается в его общей воле. Прерогатива народа - установление правопорядка путем принятия конституции. Его идеал - гражданская свобода или обязанность повиноваться лишь тем законам, в создании которых гражданин принимал участие своим голосом и равенство. 7. Философия права Гегеля как особая философская наука (часть философии), ее предмет и метод. Понятие права и основные формы (ступени) его диалектической конкретизации: абстрактное право, мораль, нравственность (семья, гражданское общество и государство). Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)гг. Основное произведение Гегеля, где ставятся проблемы юриспруденции, - «Философия права». Основная категория его философии - абсолютная идея. Абсолютная идея представляет собой источник всего сущего. Она проходит в своем развитии три этапа. Цель философии, - понять существующий мир. В соответствии с тремя стадиями развития абсолютной идеи система знаний у Гегеля состоит из трех частей.I.Логика - развитие понятий. II. Философия природы. III. Философия духа. Все вопросы государства и права относятся к философии духа. Она в свою очередь подразделяется на три части. А. Субъективный дух (индивидуальная душа); 1. антропология (душа как чувствующая субстанция тела); 2. феноменология (превращение души в сознание); 3. психология (теоретические и практические способности души): Б. Объективный дух; 1. абстрактное право; 2. мораль; 3. нравственность; В. Абсолютный дух; 1. эстетика; 2. религия; 3. философия. Право и государство относятся к сфере объективного духа. Триада, состоит из абстрактного права, морали и нравственности. Абстрактное право - это правоспособность лиц, не связанных статусом граждан. Абстрактное право - сфера возможного проявления свободной воли человека. В эту триаду входят собственность, договор и правонарушение. В собственности право осуществляется волей одного лица. В договоре — согласованной волей двух или нескольких лиц. В правонарушении тоже соотносятся друг с другом воли разных лиц, но здесь между ними не согласие, а противоречие. Второе звено триады «объективного духа» - мораль. Она ограничивает абсолютную свободу субъекта абстрактного права. Это область должного, а не возможного, оценка поведения человека, отношение к его поступкам. Мораль включает конкретные добрые и дурные побуждения носителей абстрактного права (умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть). Абстрактное право и мораль приходят к единству в нравственности. Мораль носит индивидуальный, субъективный, а потому нефиксированный, необеспеченный характер. А нравственность относится к сфере общественной, в ней человек выступает в качестве части коллектива, объединения, во взаимодействии с другими людьми. Нравственность обладает социальным содержанием, стоящим выше субъективного мнения или желания. Это законы и учреждения. В сфере нравственности человек выступает не изолированно, а как субъект объединения, часть коллектива. Таких объединений, или систем, включающих в себя человека, три: семья, гражданское общество и государство. Различает философское и прикладное понятие права. Прикладное понятие права необходимо для практической юриспруденции, но не представляет интереса для философии. Исходный пункт права - воля, которая свободна, поэтому свобода есть сущность и назначение права. Система права - «царство осуществленной свободы». Свобода — «осознанная необходимость». Предполагает подчинение законам природы и общества. Определение пределов свободы и несвободы - вот что такое право. В развитых правовых системах эти пределы устанавливаются детальной регламентацией всех сторон деятельности. В неразвитых - отсутствие детальной разработки в какой-то мере компенсируется общим принципом: «будь лицом (личностью) и уважай других в качестве лиц». Наряду с «идеей права» существует и понятие права позитивного, т.е. действующего в той или иной стране. С формальной точки зрения правило поведения превращается в норму права, когда оно признано государством, а, следовательно, охраняется его принудительной мощью. Право и закон - не синонимы. Закон - оформление права, придающее норме всеобщность и определенность. В этом преимущество закона перед обычаем и судебным решением. Гражданское общество - противопоставляется как антитезис семье, ибо в нем отрицается принцип единства, на котором строится семья. Гражданскому обществу свойственны разнообразие и обособленность. В гражданское общество, входят «система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорации». В структуре гражданского общества выделяет три сословия: 1) субстанциональное, связанное с землей (дворяне и крестьяне); 2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники, рабочие); 3) всеобщее (чиновники, к коим относятся и профессора). Гражданское общество - эмпирическое, а не разумное. Государство как целостность, высшая форма нравственности, а отнюдь не личность объявляется подлинным носителем мирового духа. Оно должно быть почитаемо как нечто земное и в то же время божественное. Государство ставится над личностью и обществом как высшая цель, как органическое единство, обладающее собственными, и притом высшими, интересами, собственной волей. Государство представляет собой индивидуальность, которая обладает самосознанием. Основная задача государства - благо целого. Гражданин поглощается не только государством, но и сословием, человек имеет значение не сам по себе, а лишь как часть своей сословной группы, корпорации. 8. Аристократическая концепция естественного и позитивного права Ф.Ницше. Фридрих Вильгельм Ницше 1844(18441015) -1900. Концепция включает в себя особые критерии оценки действительности, которые ставят под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений. Противопоставляет свою философию классической. Одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков. Считал, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов». Здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, её волю к власти. Всякая иная мораль - упадочна. Человечество использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели - расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Ницше ратует за приход таких «свободных умов», которые поставят себе сознательные цели «улучшения» человечества, мысли которых уже не будут «задурманены» никакой моралью, никакими ограничениями. Такого «сверхнравственного», «по ту сторону добра и зла» человека Ницше называет «сверхчеловеком». 9. Учение Р. Штаммлера о естественном праве с "меняющимся содержанием". Рудольф Штаммлер (1856 – 1938 гг.) “Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории”. Главной целью своего труда считал защиту права. Отрицает причинную обусловленность явлений общественной жизни. Отрицая марксистское учение о базисе и надстройке, утверждает, что так называемые производственные отношения всегда выступают в правовой форме и потому носят волевой характер. Поскольку деятельность наделенных свободной волей людей определяется не развитием техники, а стремлением к достижению целей, источник общественного развития следует искать в целеполагании, а тем самым в выражающем это целеполагание праве. Значит, общественный прогресс осуществляется лишь в области права, которое и является определяющим фактором общественного развития. Дает абстрактное, формальное определение права: “Право есть такое принудительное регулирование совместной жизни людей, которое по самому смыслу своему имеет не допускающее нарушения значение”. Принадлежит заслуга обоснования нового понятия – “естественное право с меняющимся содержанием”, понятия, органически связанного с его представлениями об историческом процессе, определяемом развитием права. Утверждал, что естественное право имеет “изменчивое содержание”. Временами возникают социальные конфликты (столкновения между хозяйством и правом, однородные массовые явления, противоречащие конечной цели ответственного за них права). Эти социальные конфликты и явления порождают идеи изменения права. “Естественным правом с изменчивым содержанием” являются принимающие массовый характер идеи изменения содержания права, которые должны осуществляться применительно к конечной цели. “Естественным правом” называются, исторически складывающиеся и меняющиеся идеи, содержащиеся в общественном правосознании, требующие реформы права с точки зрения общественного идеала (“конечная цель”). Идеалом, является такое общество, где преодолено извечное противоречие между волей и желаниями, между разумом и чувствами, между должным и сущим.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.3.236 (0.012 с.) |