Тема 1. Предмет, метод, периодизация предмета «История политических и правовых учений», критерии оценки политико-правовых доктрин. Становление и развитие политико-правовой идеологии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет, метод, периодизация предмета «История политических и правовых учений», критерии оценки политико-правовых доктрин. Становление и развитие политико-правовой идеологии.



СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Наименование раздела стр.
  Программно-планирующий блок  
1. Пояснительная записка
2. Тематический план
3. Содержание дисциплины
Тематика самостоятельных, контрольных работ и рефератов
5. Вопросы для промежуточного и итогового контроля
Критерий оценки знаний
7. Рекомендации по организации самостоятельной работы магистров  
8. Список основной и дополнительной литературы, нормативных документов.
Учебно-методический блок
  Теоретическая часть: - наименование темы, план -Учебная информация по теме -вопросы для самоконтроля
10. Практикум: - наименование темы, план проведения занятия - вопросы и задания - указания к выполнению различных видов работ
Методические рекомендации по преподаванию и изучению дисциплины
  Методические рекомендации преподавателям
  Методические рекомендации магистрам
Глоссарий
Диагностико-контролирующий блок
  Комплекс тестовых заданий
Блок наглядно-дидактического материала

 

Программно-планирующий блок

Пояснительная записка

 

«История политических и правовых учений» как учебная дисциплина относится к базовой части профессионального цикла магистерской программы 521401 «Теория и история государства и права: история правовых учений»; квалификация магистр.

Требования к магистрам, приступающим к изучению учебной дисциплины. Для успешного освоения дисциплины обучающийся должен иметь представление о специфике общетеоретического юридического знания, о круге проблем, рассматриваемых последним; владеть основными юридическими и философскими понятиями, быть способен раскрывать их смысл и контекстуально определять различия в значении терминов; знать основные этапы и ключевые события политической истории и истории права, базовые философские и юридические учения; владеть навыками концептуального мышления и уметь ситуативно применять их.

Значениепредмета «История политических и правовых учений» заключается в том, что данная дисциплина является системной дисциплиной синтезирующей историческое знание, философию права, политическую философию, теорию государства и права, политическую социологию. История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин. В настоящее время резко возрастает значение истории политических и правовых учений как школы альтернативного мышления, дающей возможность сопоставлять различные теории, направления политической и правовой мысли с учетом многовековой дискуссии об этих проблемах. Особенность нашего времени ─ становление идеологического плюрализма, признание различных вариантов мышления в научном, профессиональном, обыденном сознании.

Целью данной дисциплины является комплексное целенаправленное формирование теоретического мышления и исторического сознания у магистра, воспитание умения сопоставлять и самостоятельно оценивать политико-правовые доктрины прошлых эпох и современности.

С указанной целью связаны основные задачи освоения дисциплиныистории политических и правовых учений:

- освоить систему идей, политико-правовых доктрин, составляющих предмет дисциплины, в их связи с социальным и политическим временем;

-овладеть понятийным аппаратом дисциплины;

- осмыслить в категориях дисциплины ретроспективу политических и правовых проблем;

- овладеть навыками историко-сравнительного (компоративного) анализа.

- сформировать у магистров теоретическое мышление и историческое сознание;

- воспитать у магистров умение сопоставлять и самостоятельно оценивать политико-правовые доктрины современности

- познакомить магистров с содержанием и историей наиболее значительных и влиятельных теоретических концепций государства и права прошлых эпох

- формирование навыков различения между внешним содержанием политических и правовых теорией и их интенциональностью, а равно и фактическим результатом, к которому исторически привело их восприятие;

- способствование формированию у магистра стремления и способностей к различению идеологически-нагруженных и собственно «позитивно-содержательных» компонентов политико-правовых теорий с одновременным пониманием связанности первого и второго моментов, в частности, созидательной, творческой роли идеологии наряду с ее собственно искажающим воздействием (феноменом «ложного сознания»).

При изучении курса «История политических и правовых учений» магистры должны овладеть общетеоретическим минимумом, который включает в себя изучение базовых положений «Истории политических и правовых учений», а именно: закономерностей возникновения и развития политико-правовых доктрин, ознакомление с позитивным содержанием основных учений различных теоретико-правовых школ и знание юридической терминологии. Результатом изучения данной дисциплины должно стать приобретение навыков анализа государственно-правовых процессов и явлений современной действительности и умения грамотно применять полученные теоретические знания в практической деятельности юриста.

По итогам обучения у магистра должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции:

· ОК -1 - осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношением к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания;

· ОК- 5 - магистр должен обладать компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом.

После завершения курса обучения у магистра должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:

  • ПК-11 - способен квалифицированно проводить научные исследования в области права;
  • ПК- 15 - способен эффективно осуществлять правовое воспитание.

Связь с другими дисциплинами. Данная дисциплина тесно связана с другими дисциплинами базового цикла. Так, «Актуальные проблемы теории права» позволяет овладеть логической схемой всей структуры государственно-правовых институтов, усвоить их дефиниции и назначения. Только с помощью знаний этих категорий можно дать юридический анализ любой политико-правовой доктрины. Преемственность политико-правовых знаний представляет собой не только непременное условие их дальнейшего развития, но и серьезный инструмент совершенствования всего государственно-правового строительства.

Структура программывключает в себя 9 базовых тематических блоков объединяющих в себе основные направления развития правовой и политической мысли определенной эпохи.

Структура курса разработана с учетом углубленной проработки особо сложных вопросов дисциплины, для наиболее полного усвоения материала.

В процессе освоения учебной программы по дисциплине «История правовых и политических учений» обучающийся должен:

Знать:

- основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития наиболее значительных и влиятельных теоретических концепций государства и права прошлых эпох,

-сущность и содержание основных понятий, категорий и институтов истории правовых и политических учений;

-основные политико-правовые и общетеоретические юридические понятия и категории.

Уметь:

-оперировать основными политико-правовыми и общетеоретическими юридическими понятиями и категориями;

- выявлять и систематизировать существенные признаки политико-правовых явлений, применять их при анализе политических и правовых теорий;

-выражать и обосновывать концепции мыслителей различных эпох по государственно-правовой проблематике;

Владеть

- политико-правовыми и основными юридическими понятиями и категориями;

- навыками анализа различных правовых теорий;

- навыками решения правовых проблем

2.Тематический план

учебной дисциплины «История политических и правовых учений»,

(108 часов / 3 зачетных единицы):

очная форма обучения

Темы (разделы) Количество часов (зачетных единиц)2
Аудиторные занятия (час/з.е.) Самостоят. работа (час/з.е.)
Всего аудиторных в том числе
Лекции Практ. занятия
Предмет, метод и периодизация «Истории политических и правовых учений», критерии оценки политико-правовых доктрин. Становление и развитие политико-правовой идеологии.    
Политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков.
Теория естественного права.  
Теория разделения властей.    
Политические и правовые учения в России. -
Либеральные политико-правовые доктрины. - - -
Социалистические политико-правовые теории. Ранний социализм.   - - -
Марксистские политико-правовые учения. -
Основные политические и правовые учения современности.   - -
  Итого
  Итого по дисциплине  

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Вопросы к зачету

1. Первые политико-правовые идеи в древнерусских летописях. Учение митрополита Иллариона о законе и благодати.

2. Идеи Владимира Мономаха о правах и обязанностях правителя.

3. Даниил Заточник об идеальном правителе.

4. Политические взгляды Нила Сорского.

5. Политические взгляды Иосифа Волоцкого.

6. Исторические условия появления и основные положения теории Филофея «Москва – третий Рим».

7. Взгляды Ивана Грозного на государство.

8. Программа государственных преобразований И.С. Пересветова.

9. Политическая доктрина Юрия Крижанича.

10. Политические проекты В.Н. Татищева.

11. Феофан Прокопович о государстве.

12. Особенности социально-политической программы И.Т. Посошкова.

13. Политические взгляды М.М. Щербатова.

14. Теория разделения властей С.Е. Десницкого.

15. План государственных преобразований М.М. Сперанского.

16. Конституционные проекты Н. М. Муравьева.

17. «Русская правда» П.И. Пестеля.

18. Политико-правовые взгляды П.Я. Чаадаева.

19. Учение Неволина К.А. о праве и государстве.

20. Политико- правовые идеи славянофилов и западников.

21. Герцен А.И. о происхождении государства, его целях и задачах.

22. Чичерин Б.Н. о роли государства и общества.

23. Коркунов М.А. о государстве и государственной власти.

24. Социологический позитивизм М.М. Ковалевского.

25. Социальная юриспруденция С.А. Муромцева.

26. Правовые взгляды Л.И. Петражицкого.

27. Юридический позитивизм Г.Ф. Шершеневича.

28. Идеология «русского социализма»: Чернышевский Н.Г., Лавров П.Л., Ткачев П.Н., Плеханов Г.В.

29. Основные идеи русского анархизма М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин.

30. Политическое учение В.И. Ленина.

31. Концепция правового государства и учение Соловьева В.С. о праве и государстве.

32. Взгляды Бердяева Н.А. на право и государство.

33. Правовые и политические учения древней Индии: буддизм, индуизм.

34. Политические учения древнего Китая: конфуцианство, легизм, даосизм.

35. Учение Демокрита и софистов.

36. Основные взгляды Платона на государство и право, значение.

37. Основные положения и значение политико-правового учения Аристотеля.

38. Государственно-правовые взгляды Цицерона.

39. Политико-правовые воззрения Аврелия Августина.

40. Государственно-правовые идеи раннего христианства.

41. Учение Августина Блаженного о «Граде божьем».

42. Государственно-правовые взгляды Фомы Аквинского.

43. Государственно-правовые взгляды Марсилия Падуанского.

44. Учение о праве и государстве Николо Макиавелли.

45. Учение Жана Бодена о суверенитете власти.

46. Политические и правовые идеи эпохи реформации.

47. Идеи утопического социализма в работах Т.Мора и Т. Кампанеллы.

48. Политико-правовая концепция Томаса Гоббса.

49. Джон Локк о происхождении собственности и государства.

50. Государственно-правовые взгляды Гуго Гроция.

51. Государственно-правовые идеи Вольтера.

52. Теория разделения властей и влияния географических факторов Шарля Монтескье.

53. Концепция общественного договора и суверенитета народа Ж.-Ж. Руссо.

54. Политико-правовые доктрины идеологов английской революции (Дж. Мильтон, Дж. Мильборн, Джерард Уинстенли).

55. Политико-правовые взгляды теоретиков французского утопического социализма XVIII века (Морелли, Ж. Мелье, Г. Бабеф).

56. Политические взгляды Т. Джефферсона.

57. Политико-правовые воззрения А. Гамильтона.

58. Государственно-правовые взгляды И. Канта.

59. Учение Ф. Гегеля о праве и государстве.

60. Утилитаристская концепция права И. Бентама.

61. Историческая школа права (Г. Гуго, Ф.К. Савиньи, Г. Пухта).

62. Идеология либерализма во Франции Б. Констан, А. Токвиль.

63. Социологический позитивизм О. Конта.

64. Государственно-правовые взгляды Г. Спенсера.

65. Государственно-правовые взгляды Ф. Ницше.

66. Западноевропейский анархизм в работах М. Штирнера и П.-Ж. Прудона.

67. Идеи научного социализма К. Маркса Ф. Энгельса.

68. Реалистическая теория права Р. Иеринга.

69. Теория солидаризма Л. Дюги.

70. Чистая теория права Г. Кельзена.

71. Теория «свободного права». Е. Эрлих.

72. Социологическая теория права . Р. Паунд.

73. Социологическая теория государства Л. Гумпловича.

74. Английский консерватизм середины XX века: К.Поппер, Ф. Хайек.

75. «Теория «государства всеобщего благоденствия». Дж. Кейнс.

76. Теория «демократического социализма». Г.Ласки.

77. Политико-правовая теория элит (Г.Моска, В. Парето).

78. Технократические политико-правовые доктрины. Дж. Гелбрайт.

79. Политико-правовые теории современного радикализма. «Новые левые». Анархизм и анархосиндикализм.

Критерии оценки знаний

Существует несколько этапов контроля знаний обучающихся: текущий контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль. Текущий контроль осуществляется преподавателем непосредственно на семинарских занятиях в форме ответов магистров на поставленные в планах семинарских занятий вопросов.

Формой промежуточного контроля являетсяконтрольная работа, проводимая на последнем семинарском занятии в форме тестирования. В современной технологии образования тестирование используется в качестве эффективной формы контроля и самоконтроля полученных знаний по соответствующим темам учебного курса Тестирование способствует упрочнению и повышению понятийной культуры, выработке профессионального мышления. В данной дисциплине использование тестов преследует двоякую цель: с одной стороны тесты помогают магистрам в освоении основных положений учебного курса и выявлению пробелов в знании при самоподготовке, с другой стороны дают возможность преподавателю проконтролировать усвоение знаний магистрами. Особое внимание при подготовке к выполнению тестовых заданий необходимо обратить на изучение дополнительной литературы, рекомендованной для подготовки к семинарским занятиям.

В данном комплексе используется закрытая форма тестовых заданий, характеризуемая тем, что, что к заданию представляются готовые ответы, один из которых правильный, что ставит отвечающего в условия жестко алгоритмизированного и вполне определенного ответа. В содержательном отношении тестовые задания сформулированы таким образом, что в процессе их использования можно было проконтролировать, насколько глубоко магистрами усвоен категориальный аппарат и знания нормативно-правовых актов. При оценке промежуточных тестовых заданий используются следующие критерии: более 30 верных ответов «отлично», 20-30 верных ответов «хорошо», 10-20 верных ответов «удовлетворительно», менее 10 верных ответов «неудовлетворительно». При оценке итоговых тестовых заданий используются следующие критерии: более 75 - верных ответов «отлично», 50 -75 верных ответов «хорошо», 25 -50 верных ответов «удовлетворительно» менее 25 верных ответов «неудовлетворительно

Формой итогового контроля является зачетпо курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность магистра к дальнейшему обучению. В результате контроля происходит выявление уровня знаний, умений, навыков полученных магистром в результате усвоения данной дисциплины. Для получения положительного результата на зачете магистру необходимо прочно усвоить ведущие понятия такие как: понятие национальной правовой системы, структура правовой системы, теоретические основы классификации и типологии правовых систем, семья правовых систем.

Следует начинать подготовку зачету с начала семестра, поскольку материал, усвоенный по частям, в ходе подготовки к семинарским занятиям более прочно закрепляется в памяти. Ответ на зачете следует начинать с определения ведущих понятий. Зачет проводится в виде итогового собеседования. Рекомендуется задать студенту пять небольших по объему вопросов, охватывающих рассмотренные на занятиях темы. Зачет выставляется при положительном ответе на три и более вопроса. При оценке ответа на заданные вопросы преподаватель оценивает их по следующим критериям:

Зачтено: в полном объеме раскрыто содержание материала, чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание, безошибочно применяет теоретические положения к решению практических вопросов. Демонстрирует высокий уровень владения профессиональными компетенциями, предусмотренными основной образовательной программой.

Не зачтено: показывает неполные знания основного материала, допускает существенные ошибки и испытывает большие затруднения при ответе на практические вопросы. Демонстрирует отсутствие у него сформированных профессиональных компетенций, предусмотренных основной образовательной программой.

 

7. Рекомендации по организации самостоятельной работы магистров.

Цель самостоятельной работы - подготовка современного компетентного специалиста и формирование способностей и навыков к непрерывному самообразованию и профессиональному совершенствованию. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- качественное освоение теоретического материала по изучаемой дисциплине, углубление и расширение теоретических знаний с целью их применения на уровне межпредметных связей;

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков;

- формирование умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- развитие познавательных способностей и активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие научно-исследовательских навыков;

- формирование умения решать практические задачи (в профессиональной деятельности), используя приобретенные знания, способности и навыки.

Самостоятельная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса. Самостоятельная работа предполагает инициативу самого обучающегося в процессе сбора и усвоения информации, приобретения новых знаний, умений и навыков и ответственность его за планирование, реализацию и оценку результатов учебной деятельности. Процесс освоения знаний при самостоятельной работе не обособлен от других форм обучения. Для успешной подготовки к текущему и промежуточному контролю необходимо учитыватьхарактеристику трёх степеней самоконтроля.

Первая степень самоконтроля предусматривает выявление в теоретическом, хрестоматийном, иллюстративном материале, а также в глоссарии юридических понятий, личностных данных и др.

Вторая степень самоконтроля предназначена для проверки умения устанавливать взаимосвязь между основным и дополнительным материалом.

Третья степень самоконтроля направлена на воспроизводство ответа.

Акцентирование внимания студента на принципиальных базовых понятиях и темах курса «История правовых и политических учений» осуществляется с помощью графического выделения базовых понятий в тексте лекций, ссылок на глоссарий и хрестоматийный материал.

В качестве самостоятельной работы по данной дисциплине выступают следующие виды работы: самостоятельная подготовка к семинарским занятиям, подготовка докладов и рефератов по темам, предложенным преподавателем.

Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий - обеспечить магистрам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. Семинарское занятие предполагает углубление и развитие тех знаний, что были приобретены в ходе лекций и изучения учебной литературы, что требует самостоятельной подготовительной работы магистра с последующим дискуссионным обсуждением приобретенных таким образом познаний по намеченным вопросам.

Подготовку к семинару можно разбить на три основных этапа. Во-первых, восстановление в памяти тех знаний, что были получены в ходе лекций в связи с вопросами семинарского занятия. Далее требуется ознакомление с учебной литературой. Необходима аналитическая работа с учебной литературой, выявление представленных в ней концептуальных линий, используемых авторами методологий, степени обоснованности представленных причинно-следственных связей и выводов. Подобная работа вполне закономерно может рождать сомнения и несогласие с рядом постулатов учебников, свое видение проблемы, что и должно являться основой для обсуждения на семинаре (понятно, что высказываемые магистром мнения, собственные позиции должны опираться на фактический материал и быть обоснованными).

Аналитическое ознакомление с учебной литературой закономерно выявит пробелы в знании фактического и теоретического материала, не всегда достаточное их раскрытие в учебниках, что предполагает третий этап подготовки - ознакомление с научно-исследовательскими работами и источниками по теме семинара. При работе с дополнительной литературой следует вести конспекты, куда заносить не только прочитанные факты, идеи, выводы автора статьи или монографии, но и свои размышления, замечания, возникшие сомнения по прочитанному. Это обеспечит продуктивную работу на семинаре.

Реферат представляет собой вид письменной самостоятельной работы выполненной индивидуально, в которой содержится законченный анализ заявленной проблемы по определенной теме или ее отдельных аспектов. Реферат должен отражать необходимую и достаточную компетентность автора, иметь учебную, научную или практическую направленность. Рефераты должны быть оформлены структурно и в логической последовательности: титульный лист, оглавление, основная часть, заключение, выводы, список литературы, приложения. В реферате должны содержаться краткие и четкие формулировки, убедительная аргументация, выводы должны быть доказательны и обоснованы. Реферат должен соответствовать этическим нормам (правила цитирования и парафраз; ссылки на использованные библиографические источники; исключение плагиата, дублирования собственного текста и использования чужих работ). Объем работы не должен превышать 20 -25 страниц печатного текста, интервал 1,5, кегль 14, шрифт Times New Roman.

Доклады не требуют письменной формы, должны быть выполнены индивидуально, представляют собой устное выступление магистра на семинарском занятии, продолжительностью не более 10 минут. При представлении доклада желательно использование средств визуализации: схем, таблиц, слайдов подготовленных докладчиком самостоятельно. Тема доклада может быть предложена как преподавателем, так и самими магистрами и может быть посвящена узкому вопросу изучаемых проблем.

Предусмотренные в учебно-методическом комплексе письменные контрольные работы оформляются в произвольной форме на листах формата А4 с указанием ФИО, номера группы студента и заданных вопросов. Студент должен написать в течение семестра 3 контрольных работы по одной из предложенных вариантов.

Выполнение тестовых заданий является одной из форм контроля, которая позволяет оценить уровень знаний.

Тестовые задания охватывают ключевые аспекты содержания дисциплины «История правовых и политических учений». Каждый вопрос теста представляет собой задание с четырьмя вариантами ответа. Важно запомнить, что только один ответ является правильным.

Необходимо вдумчиво без спешки подойти к решению тестовых заданий. В случае если какой-то вопрос вызывает затруднения, его можно временно пропустить и перейти к решению других тестовых вопросов. При этом нельзя забывать о пропущенном вопросе с тем, чтобы была возможность вернуться к его решению.

Магистры самостоятельно изучают следующие проблемные темы курса: особенности права Индии, специфические черты китайского права, особенности японского права, обычно-правовая основа африканского права, современное право африканских государств, основные черты латиноамериканского права.

8. Основная и дополнительная литература по курсу «История правовых и политических учений»

Основная литература[1]

 

1. История политических и правовых учений. М. : Наука, 1995.

2. Исаев И. А. История политических и правовых учений России XI - XX вв. М. : Юрист, 1995.

3. История политических и правовых учений : учеб. для вузов / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. - 2-е изд.,стереотип. - М. : ИНФРА-М, 1997, 1995, 1998, 2000.

4. История русской правовой мысли: биографии,документы,публикации / редкол. А. В. Мицкевич, редкол. С. А. Пяткина, редкол. В. П. Кашепов. - М. : Остожье, 1998.

5. История политических и правовых учений: хрестоматия / Под ред.О.Э.Лейста. - М. : Городец, 2000.

6. Антология мировой правовой мысли: в 5т. / Рук.науч.проекта Г.Ю. Семигин. М. : Мысль, 1999 .

7. Малахов, В. П. История политических и правовых учений: хрестоматия для высшей школы / В. П. Малахов. - М. : Акад. Проект, 2000.

 

Дополнительная литература:

 

8. Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. М., 1984. Т. 2.

9. Азаркин Н. М. Монтескье. М. : Юрид. лит., 1988.

10. Артхашастра, или наука политики. М.,1993.

11. Бакунин М.А. Государственность и анархия // Бакунин М А Философия Социоло­гия. Политика. М., 1989.

12. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1995. СПС «Гарант». Классика российского правового наследия.

13. Баренбойм, П. Д. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера. М. : РОССПЭН, 2003

14. Васильев, А. А. Очерки истории русской консервативной правовой мысли в XIX в. (славянофильство и почвенничество). М. : Юрлитинформ, 2011.

15. Бёрк Э Размышления о революции во Франции. М., 1984.

16. Гегель Г. Философия права М., 1990.

17. Герасименко А. П. Политика и право в России (введение в историю учений). Благовещенск : АмГУ : УКЦ "Юрист", 2006

18. Гоббс Т. Левиафан Соч.: В 2 т. М., 1991. Т. 2.

19. Голоскоков Л.В. Правовые доктрины: от Древнего мира до информационного эпохи. М., 2003.

20. Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1956

21. Грацианский, П. С. Десницкий. М. : Юрид. лит., 1978.
Грацианский, П. С. Политическая и правовая мысль России второй половины XVIII в. М. : Наука, 1984.

22. Графский В. Г. Политические и правовые взгляды русских народников (истоки и эволюция). М. : Наука : Наука - философия, право,социология и психология, 1993.

23. Дробышевский С. А. История политических и правовых учений : основные классические идеи. М. : Юристъ, 2003.

24. Законы Ману. М., 1992. Зорькин, В. Д. Чичерин. М. : Юрид. лит., 1984.

25. Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991.

26. Исаев, С. А. Джеймс Мэдисон. Политическая биография. СПб. : Наука, 2006

27. Кант И.-Ф.-В. Метафизика нравов // Соч. В 6 т. М , 1905 Т. 4 Ч. 2.

28. КампанеллаТ. Город Солнца. М., 1954.

29. Карамзин Н.М. Записки и древней и новой России в политическом и гражданском отношениях. М., 1991.

30. Козлихин, И. Ю. Идея правового государства. СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1993.

31. Кистяковский Б. А. Избранное. М. : РОССПЭН, 2010.
Конфуций. Лунь юй. Мо-цзы: Древнекитайская философия // Собрание текстов В 2 т. М., 1972.

32. Конституция Н.М.Муравьева // Дружинин Н.М. Революционное движение в России в XIX веке: Избранные труды. М., 1985.

33. Книга правителя области Шан М., 1968.

34. Корнев, А. В. Правовая мысль в дореволюционной России. М. : ЭКСМО, 2005.

35. Ленин В.И. Государство и революция //Поли. собр. соч. Т 33 М., 1970.

36. Локк Д. Два трактата о правлении//Соч.: В 3 т. М., 1988. Т. 3.

37. Макиавелли Н. Государь М., 1990

38. Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений. М. : Юрайт : ИД Юрайт, 2011.

39. Монтескье III.-Л. О духе законов // Избранные произведения М., 1955.

40. Мор Т. Утопия. М., 1978.

41. Маркс К. Гражданская война во Франции // Маркс К., Энгельс Ф. Соч М , 1968. Т. 17.

42. Маркс К. Критика Готской программы //Маркс К , Энгельс Ф. Соч.М.,1968 Т. 19.

43. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Соч. М, 1968. Т 4. . Муромцев, С. А. Избранные труды. М. : РОССПЭН, 2010.

44. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997.

45. Новгородцев П.И. Введение в философию права: кризис современного правосознания. М., 1996.

46. Новгородцев, П. И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб. : Алетейя, 2000.

47. Новгородцев П.И. История философии права // СПС «Гарант». Классика российского правового наследия. М. : Наука, 1996.

48. Нерсесянц, В. С. Философия права Гегеля. М. : Юристъ, 1998.

49. Новгородцев, П. И. Избранные труды. М. : РОССПЭН, 2010.

50. Неволин, К. А. Энциклопедия законоведения. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1997.

51. Пестель П.И. «Русская правда» // Восстание декабристов. Документы. Т.7. М., 1958.

52. Платон. Сочинения в 3 т. М.,1972

53. Правовая мысль: Антология. / Сост. В.П. Малахов. Екатеринбург –М. 2003.

54. Петражицкий, Л. И. Теория и политика права. Избранные труды. СПб. : Изд. Дом С.-Петерб. гос. ун-та. 2010.

55. Прудон, П. Ж. Политические противоречия. Теория конституционного движения в XIX столетии (во Франции) М. : КРАСАНД : URSS, 2011.

56. Пионтковский, А. А. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. М. : Изд-во Пробл. автоном. ин-та междунар. сотрудничества, 1993.

57. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. М., 1978.

58. Рыженков, А. Я. Учение Прудона о собственности. - Волгоград : Альянс, 2005.

59. Руденкин, В. Н. История политических и правовых учений. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2006.

60. Ригведа. Избранные гимны. М.,1972.

61. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права // Рус­со Ж-Ж. Трактаты. М.,1969.

62. Спиноза Б. Политический трактат // Избранные произведения: В 2 т М., 1988.

63. Семёнов Ю. О русской религиозной философии конца XIX — начала XX века

64. Свечинская, Я. Э. Имперская идеология в российской государственно-правовой мысли. М. : Юрлитинформ, 2011.

65. Сперанский, С. И. Учение М. М. Сперанского о праве и государстве. М. : Ось-89, 2004.

66. Титаренко С. А. «Специфика религиозной философии Н. А. Бердяева» М. 2007.

67. Трубецкой, Е. Н. Энциклопедия права [Текст] : классики истории и философии права / МВД России.СПб ун-т. - СПб. : Лань, 1998.

68. Цицерон. Диалоги о государстве, о законах. М., 1966.

69. Философия права Гегеля и современность. М. : Наука, 1977.

70. Фролова Н. А. История российской политической и правовой мысли. М. : Орбита-М, 2007

71. Царьков, И. И. Развитие правопонимания в европейской традиции права. СПб. : Изд-во Р. Асланова Юрид. центр Пресс, 2006

72. Чичерин, Б. Н. Избранные труды. М. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1998.

73. Чичерин, Б. Н. Несколько современных вопросов. М. : ГПИБ, 2002.

74. Чичерин, Б. Н. Философия права М. : Типо-литогр. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1900.

75. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1968 Т. 21.

 

Электронный ресурс.

1. Москйкин Ю.Н. Контуры грядущего мира: построение постиндустриального общества в XXI веке. http://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2011_2-3_32.pdf

2. Политическая мысль Древнего мира и Средневековья. http://politologa.net/index/politicheskaja_mysl_drevnego_mira_i_srednevekovja/0-18

3. Энциклопедия по теории государства и права. http://www.zakazkursovoi.narod.ru/Uchebniki/Enciklopedia/ETGIP.htm

4. Учебное пособие по теории государства и права // Диаконов В.В. Allpravo.RU. - 2004

http://www.allpravo.ru/library/doc108p0/instrum151/

5. История политических и правовых учений. http://bibliotekar.ru/istoria-politicheskih-i-pravovyh-ucheniy-1/index.htm

6. Лейст О.Э. История политических и правовых учений. http://www.kursach.com/biblio/0030006/000.htm

7. Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. Теория государства и права. http://yourlib.net/content/category/21/52/61/

8. История политических и правовых учений. Вопросы и ответы.. http://www.nalogi.ru/faq/section.php?ID=62498

9. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Изд. 2-е, стереотип. Под общ. ред. члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В. С. Нерсесянца. http://www.read.virmk.ru/HISTORY/NERSESIANS/000.htm

10. Ерышев А. А. История политических и правовых учений. http://www.pravo.vuzlib.net/book_z199.html

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Теоретическая часть

Практикум

Тема 1: Предмет, метод, периодизация предмета «Истории политических и правовых учений» (2 часа)

1. Предмет «Истории политических и правовых учений».

2. Понятие и структура политико-правовых доктрин.

3. Закономерность развития политико-правовой идеологии.

4. Классовое и общечеловеческое в политико-правовых доктринах.

5. Критерии оценки политико-правовых доктрин.

5. Периодизация истории политических и правовых учений.

Темы рефератов

1. Соотношение истории политических и правовых учений с другими общественными науками.

2. Закономерность развития политико-правовой идеологии.

 

Тема 2: Политические и правовые учения Древнего Мира и Средних веков (2 часа).

1. Представления о естественной справедливости в концепции даосизма (Лао-цзы).

2. Патриархально-патерналистская концепция государства Конфуция.

3. Мо-цзы о естественном равенстве людей и договорном происхождении государства. Концепция легизма (Шан Ян, Хань Фэй и др.).

4. Идеи естественного закона и равенства людей в буддизме.

5. Учение Платона о совершенном государстве и разумном законе.

6. Взгляды Аристотеля на право и государство.

7. Учение Цицерона о государстве и его законах.

8. Учение А. Блаженного праве и государстве.

9 . Государственно-правовые взгляды Ф. Аквинского.

Темы рефератов

1. Идеи Пифагора и пифагорейцев о праве и справедливости в полисе как "воздаянии другому равным".

3. Договорная концепция справедливости в учении Эпикура о государстве, естественном праве и законах полиса.

4. Древнегреческие стоики (Зенон, Хрисипп) о естественном праве, полисе и его законах.

5. Учение римских юристов о праве и государстве.

6. Учение Марсилия Падуанского о праве и государстве.

7. Н.Макиавелли: концепция соотношения морали, политики и закона.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.173.209 (0.038 с.)