Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Социалистические ученияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Первые идеи о справедливом обществе. Христианский социализм (табориты, катары, апостольские братья). Первые идеи о более справедливом обществе зародились на стадии разделения общества на классы и возникновения имущественного неравенства. В античной философии зачатки идей утопического социализма проявились в идеях Гесиода о возвращении «золотого века», когда счастливые люди не знали неравенства, собственности и эксплуатации. Греческие философы, искали решение проблемы имущественного неравенства в возвращении к «естественному состоянию» общества, в котором оно пребывало в доклассовые времена. Серьезный вклад в разработку этой проблемы внес Платон который разрабатывал модель рабовладельческого «коммунизма», осуждавшую частную собственность («Государство»). Большой вклад в развитие учения об утопическом социализме внесла уравнительная социальная идеология раннего христианства, с идеями братства, всеобщего равенства и потребительского коммунизма. Т абориты - радикальное крыло гуситов (последователей Яна Гуса). Идеалом таборитов была демократическая республика. Отрицали всякую иерархию, как духовную, так и светскую. Основой их общественной организации была община, причём различались общины военные и семейные. Обязанностью первых было исключительное занятие военным делом, вторых - ремесла, сельское хозяйство и доставление всего необходимого для войны. Ката́ры – христианское религиозное движение, распространённом в XI-XIV веках в ряде стран и областей Западной Европы (особенно были затронуты Лангедок, Арагон, север Италии и некоторые земли Германии и Франции). Катары не создавали концепции политического и социального порядка божественного происхождения, божественного права, праведного насилия или священной войны. С их точки зрения все человеческие души, мужчин и женщин, богатых и бедных, еретиков и прелатов, души неверных и евреев были благими и равными между собою, и имели божественное происхождение. И всем им, без исключения, было открыто обетование спасения по милосердию Божьему. Апостольские братья - религиозное движение, основанное Гергардом (Герардинусом) Сегарелли (Сагарелли) из Пармы во второй половине XIII в. Община А. Б. под руководством Сегарелли призывала к евангельской бедности, осуждая любые отклонения от апостольских идеалов. 2. Утопический социализм: Т. Мор, Т. Компанелла, Ш. Фурье, Р. Оуэн. Утопический социализм возник одновременно с буржуазной политической идеологией. Основные отличительные идеи социалистов-утопистов: требование общности имущества и призывы к созданию общественного строя, основанного на общественной собственности (omnia sunt communia) – «коммунизм». Характерной чертой всех утопических теорий этого периода является высокая оценка интеллектуальных, нравственных, профессиональных и прочих качеств человека как факторов, призванных определять его положение в обществе, и практически полное пренебрежение к отдельной человеческой личности, ее самостоятельности, инициативности, неповторимости. Доминируют интересы государства, и только через эту призму рассматриваются интересы частных лиц. Для политико-юридических воззрений характерно пристальное внимание к вопросам законодательства, которое должно утвердиться в государственно-организованном обществе, базирующемся на общности имущества и принципах коллективизма, и почти полное игнорирование прав и свобод индивида, его правовых отношений с государством и их надежных гарантий и т.д. Идеальный политико-правовой строй в «Утопии» Томаса. Томас Мор (1478-1535 гг.) родоначальник утопического социализма нового времени. Работа: «Золотая книга сколь полезная, столь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Критика современного английского общества: корень всех бед в частной собственности, отмечает связь государства с интересами имущих классов. Сторонник договорной теории, считает, что народ может низложить тирана нарушающего общее благо. Закон - высшая справедливость. Справедливость – общая для всех добродетель, она одинакова и для государей, и для народа. Существование частной собственности и денег, порождают преступления. Доказывает нецелесообразность, и несправедливость применения смертной казни за кражу, пишет о соразмерности преступления и наказания. Только установление общности имущества и всеобщей обязанности труда способно исцелить болезни общественного организма. Устройство острова Утопия: отсутствует частная собственность, отменены деньги и сделки между частными лицами, полное имущественное равенство, проявления роскоши и излишества запрещены. Производительный труд обязателен для всех, за очень редким исключением. Политический строй Утопии: представительная система сочетается с элементами непосредственной демократии. Государственно-правовые взгляды Т. Кампанеллы в его работе «Город Солнца». Главная причина всех бедствий – социальное неравенство, существование богатства и нищеты. Господство в обществе социального неравенства, частного интереса порождает индивидуализм, пренебрежение к интересам других людей, общества в целом. Выводя частную собственность из моногамной семьи, в общности жен видел единственно возможную предпосылку уничтожения частной собственности. Рациональным принципам подчинено в Городе Солнца воспитание и обучение детей. Использование человека в общественном производстве «сообразно с его природными наклонностями» делает труд привлекательным. Организация производства: участие всех в общественно полезной работе трактуется как важнейшее экономическое условие, позволяющее обществу избавиться от подневольного труда, целиком обеспечить себя рабочей силой. Всеобщий труд – залог подлинного процветания, как государства, так и всех его граждан. Каждый гражданин получает от общества все, что необходимо для удовлетворения его потребностей. Ш. Фурье французский социалист-утопист. Основная работа: Теория четырех движений и всеобщих судеб. Согласно Фурье, стержнем идеальной системы социальной организации является фаланга. Она заключает в себе идею всеобщего братства и основывается на соответствии частных и общих интересов. Фаланга строится на сельскохозяйственной основе, но предполагает взаимодействие с промышленным производством. В ней объединяются от 1700 до 2000 человек. При свободном проявлении способностей одна личность дополняется другой, что составляет основу счастья всех вместе и каждого в отдельности. Работа в фалангах привлекательна, поскольку труд соответствует способностям и наклонностям каждого индивидуума. Рабочие бригады создаются на основе взаимной любви. Каждая бригада в психологическом отношении представляет «серию». К другим «сериям» она относится как к конкурентам, но без враждебности, свойственной классовому обществу. Предполагалось, что члены фаланги могут менять занятия, удовлетворяя «инстинкты приятной изменчивости». Фурье из-за отсутствия финансовой поддержки так и не смог основать ни одного фаланстера, но некоторым его последователям это удалось. Однако ни одна фаланга не просуществовала дольше 12 лет. Р. Оуэн -английский социалист-утопист. Считал, что человеческого характера имеет решающее влияние на индивидуальные и исторические судьбы. Во главе общества испокон веков стояли люди, которые не понимали законов, со строгой детерминированностью управляющих Вселенной, и в своей деятельности искажали эти законы. Отрицал принцип свободы воли, утверждал, что нельзя возлагать на страдающие массы ответственность за то, что они бедны и невежественны, равно как и нельзя ставить богатство и образованность в заслугу господствующим классам. Человек есть, продукт среды. Если порочны люди, порочна среда, породившая их. 3. Основные принципы социализма. 1.Уничтожение частной собственности; 2.уничтожение семьи; уничтожение религии; 3. равенство, уничтожение иерархии в обществе; Ленин: "При социализме, или первой фазе коммунистического общества, уровень экономического развития дает возможность осуществить принцип: "От каждого по способностям, каждому по труду. Поэтому при социализме, главным является учет и контроль за мерой труда и мерой потребления. Регулятором распределения труда и распределения продуктов между членами общества при социализме выступает государство". 4. Политические и правовые взгляды П. Леру. Социалист-утопист, один из основателей христианского социализма. Конечная цель развития человечества - равенство. Современное общество резко делится на «третье сословие» и «пролетариат» (к нему Леру относил также нищих и крестьян-тружеников), стремящийся к ассоциации. Основное условие социального преобразования — преобразование моральное. В будущем обществе тирания семьи, государства, собственности сменяется полной эмансипацией женщины, самоуправлением общин, уничтожением бедности. В начале 30-х гг. ввёл само слово «социализм».. 5. Утопический социализм Сен-Симона. Основные работы: «Письма женевского обитателя к современникам» (1802), «Очерк науки о человеке» (1813-16), «Труд о всемирном тяготении» (1813-22), «О промышленной системе» (1821), «Катехизис промышленников» (1823-24), «Новое христианство» (1825). Сторонник детерминизма, распространял его на развитие человеческого общества, особое внимание уделял обоснованию идеи исторической закономерности. История, должна стать такой же положительной наукой, как и естествознание. Каждая общественная система является шагом вперед в истории. Движущими силами общественного развития является прогресс научных знаний, морали и религии. История проходит три фазы развития: теологическую (период господства религии, охватывающий рабовладельческое и феодальное общества), метафизическую (период крушения феодальной и теологической систем) и позитивную (будущий общественный строй). Общество будущего, должно быть основано на научно и планово организованной крупной промышленности, но с сохранением частной собственности и классов. Господствующая роль в нем принадлежит ученым и промышленникам. К ним относил и рабочих, и фабрикантов, купцов, банкиров. Всем должно быть обеспечено право на труд: каждый работает по способностям. В будущем обществе управление людьми будет заменено распоряжением вещами и руководством производством. Утопический характер воззрений Сен-Симона особенно ярко проявился в наивной надежде на то, что пропагандой «позитивной» (положительной) философии можно добиться разумной организации жизни людей. 6. Социалисты-рикардианцы: В 20-х годах XIX в. в Англии группа социалистов-утопистов, которые использовали для обоснования своего социалистического учения теорию Рикардо. Наиболее известными представителями этой группы были Годскин, Томпсон, Брэй. С точки зрения социалистов-рикардианцев, Рикардо определил условия справедливого обмена - по труду, но при капитализме закон обмена по труду нарушается, имеет место эксплуатация. Для ликвидации ее необходимо организовать справедливый обмен, тогда каждый будет получать «полный продукт своего труда». 7. Политческие и правовые взгляды П.Ж.Прудона. Основные работы: "Что такое собственность"(1840), "Система экономических противоречий и философия нищеты"(1846), "Решение социального вопроса"(1848), "Общая идея революции в ХIХ веке"(1858), "Справедливость церкви и справедливость революции"(1858), "О политических возможностях производящих классов"(1865). Критикует современное государственное устройство. Утверждал, что политическая свобода невозможна без экономического обеспечения и без децентрализации управления. Считал, что лишь на основе полной свободы личности, в результате осознания людьми своих интересов и их взаимного согласования возможны истинная анархия, настоящий порядок и реальное единство. Противник рыночной экономики и неограниченной конкуренции. Говоря об «основном принципе верховности общего и подчинённости личного элемента» у всех социалистов-государственников, Прудон указывает что: эта система коммунистическая, правительственная, авторитарная, она исходит из того принципа подчинения личности обществу. Основываясь на принципе равновесия, отстаивал и права общества, и права личности, отрицая как эгоистические, так и деспотические крайности. Считал, что необходимо разрушить государственную власть и социальную иерархию, заменив их добровольным союзом свободных личностей, общин и местностей. 8. Модели государственного социализма. Можно выделить две основные модели социализма: плановый социализм, основанный на полном контроле государства над экономикой (плановое хозяйство, командно-административная система). Рыночный социализм - экономическая система, при которой господствует коллективно-общественная форма собственности и действуют законы рыночной экономики. Рыночный социализм предполагает самоуправление на производственных предприятиях. В данном случае отстаивается тезис о том, что самоуправление как на производстве, так и в обществе является первым атрибутом социалистичности. Для этого прежде всего необходимо развитие форм свободной самоорганизации граждан - начиная со всенародного учёта и контроля и заканчивая самоуправлением и демократическим планированием. Негативная сторона рыночного социализма состоит в том, что он воспроизводит многие из «болезней» капитализма, включая социальное неравенство, макронестабильность, исключая при этом - наличие классовых противоречий в обществе. Эти отрицательные стороны предполагается уничтожить с помощью активного государственного вмешательства и планирования. 9. «Социализм 21-го века». Социализм 21 века является проектом такого общественного государственного устройства, в котором главными принципами являются: базовая демократия (в противоположность представительной и парламентарской), эквивалентная экономика (в отличие от рыночной экономики). Термин «Социализм 21 века» введён Хайнцом Дитерихом, издавшем одноимённую книгу (1996). Книга базируется на идеях Арно Петерса. Концепт «Социализма 21 века» очень популярен во многих странах Латинской Америки, в том числе и на Кубе. Современные технологии позволяют изменить отношения между производителем и покупателем. План производства представляет, с точки зрения математики матрицу, систему линейных уравнений. Балансировка плана - решение системы линейных уравнений с параметрами третьей степени Рост вычислительной мощности по экспоненциальному закону позволит рассчитать точный план производства в разумные сроки, что станет возможным составлять оптимальный план производства к 2020 году эволюционным путём, или ранее, если будет сформулирована и отработана задача. В новых условиях производителю станет выгодным планово вести развитие общества. 10. «Шведский социализм». Иногда социализмом называют сочетание социального государства и капиталистической экономики. Так, например, говорят о «шведской модели социализма». Шведская модель, исходит из того положения, что рыночная экономика наиболее эффективна, поэтому государство придерживается невмешательства в собственно производственную деятельность предприятий и компаний; а негативные социальные издержки рынка - в частности, безработицу и сильное неравенство - можно побороть при помощи активной деятельности государства на рынке труда, перераспределения части прибыли через налогообложение и использование госсектора, преимущественно включающего в себя инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды (а не предприятия). 11. Европейская социал-демократия. Социал-демократия - направление в социалистическом и рабочем движениях, выступающее за переход к социально справедливому обществу методом реформирования буржуазного. Демократические социалистические партии активно участвовали и продолжают участвовать в правительствах Швеции, Финляндии, ФРГ и объединённой Германии, Франции, Великобритании, Испании, Португалии, Австрии, Бельгии, Нидерландах, Норвегии и некоторых других странах, например, посткоммунистических Венгрии, Польше, Болгарии. Эти партии используют социалистическую идеологию, а в экономике выступают за создание «государства всеобщего благосостояния» на основании соответствующей кейнсианской теории. Повышение пенсий и социальных выплат - именно их заслуга.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.169 (0.011 с.) |