Тема 2. Политическая и правовая мысль Древнего мира и средних веков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Политическая и правовая мысль Древнего мира и средних веков



1. Государственно-правовая мысль в Древней Индии. Учение брахманизма. Политико-правовая мысль в Древней Индии развивалась под влиянием мифологических и религиозных представлений. Доминирующее положение занимали жрецы (брахманы). Общество делится на четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Исходным пунктом ведийского мировоззрения идея о божественном создании мира и общественного строя. Божественный закон – рита – высший порядок, который установлен на Земле небесами и требует от человека определенного поведения. За нарушение – кара, но не социального, а божественного порядка. «Дхарма» включает в себя весь круг обязанностей и ответственности человека, моральные нормы, ритуалы, правила гигиены, очищения и т.д. У древних индийцев отсутствовали специальные категории права и закона, они еще не выделились из общей массы, регулирующих жизнь человека. Понятие прав личности неразработанно.

2. Буддизм о причинах возникновения государства. Ситхартха Гаутама или, иначе, Шакья Муньи (563 – 483). Будда – «познавший истину». Учение сконцентрировано на личности. Главная цель – избавление от страданий в этой жизни. Путь избавления – освобождение от желаний и страстей, философско-созерцательное отношение к миру, самоуглубление. Носит психологический, этический характер. Главное – непричинение вреда. Отвергает священность Вед и противопоставляет им попытки рационалистического объяснения природы и общества. Отвергает теорию божественного происхождения каст и царской власти. Будда – сторонник договорной теории, проповедует равенство между людьми в духовной сфере. Люди равны, ибо все они живут в мире страданий. Путь духовного совершенства открыт для всех.

3. "Артхашастра" о задачах государства и правителя. Политический трактат посвящен ремеслу правителя, что и как надо делать для сохранения и приумножения власти. Цель общества – благо всех живущих. Общее благо понимается как сохранение созданного божественным провидением общественного порядка, который достигается исполнением каждым человеком его «дхармы». Царь – наместник богов. Он заставляет подданных исполнять дхарму при помощи «данды» (четко определена природа власти).Патерналистическая природа власти. Особая дхарме царя и кшатриев, сопряженной с применением хитрости, жестокости и насилия.

4. Государственно-правовая мысль в Древнем Китае. Теория о «мандате неба». В конце XII в. до н.э. создатель Чжоу-Гун.Небо вручает мандат на управление Поднебесной добродетельному правителю, лишая тем самым власти недобродетельного. Смена мандата – не выбор лиц, а выбор династии. Своего рода династийные циклы. Родоначальник, которому Небо предлагает основать династию, обладает добродетелью в высокой мере, но по мере передачи власти эти качества утрачиваются и вынуждают власти провести смену мандата.

5. Идеи Конфуция о влиянии этических идеалов на государственное устройство. Выдвинул, качестве социального идеала, бескорыстного рыцаря безупречной морали, обладающего чувством высокого долга («и»), гуманности («чжень»), соблюдавшего нормы взаимоотношений между людьми (принципы «ли») и глубоко почитавших мудрость старших (принцип сыновней почтительности «сяо»). Считал, что государство –большая семья, необходимо принципы семейных отношений распространить на государственную политику. Выдвинул идею разумного управления государством, цель государства – создание этически безупречного и гармоничного общества. Нет идей социального и политического равенства. Считает деление на благородных и простолюдинов – естественной, но осуждает крайности бедности и богатства, т.к. они подрывают мир в государстве. Предлагает принцип «исправления имен», т.е. социальный статус человека зависит не от его происхождения, а от его душевных качеств и поступков. Считал вредным управление с помощью новых законов, опиравшихся на суровые наказания, так как это не дает достигнуть нравственного обновления. Следование ритуалу и обычаю, вот основные принципы управления государством.

6. Идеи Мо-цзы о договорном происхождении государства и управления. Считал, что мудрость основа управления. Выдвигает договорную идею происхождения государства и управления, и выборности первого правителя. Выдвигает идеи социального равенства, обосновывает концепцию всеобщей и равновеликой любви, которая распространяется и на отношения внутри государства: «все люди – братья». Идея эгалитаризма. Отказ от ритуалов и церемоний. Государство – активный субъект преобразования. Управление четко ассоциируется с необходимостью применения принуждения. Для преобразований нужны не только обычаи, но и новые законы и наказания.

7. Концепция легизма. Основатель – Гунсунь - Ян Шан Ян(340-338 гг.) тракт «Шан цзунь шу» Книга правителя области Шан. Легизм – ответ на экономический и политический кризис в Китае в эпоху позднего Чжоу. Выход из кризиса – устранение распущенности и установления единообразия в мыслях и действиях. Управление должно опираться на законы и суровые наказания. Взаимоотношения между обществом и государством носят антагонистический характер. Внедрение принципа «коллективной ответственности». Государство – самодовлеющий институт, смысл и цель существования общества.

8. Представления о государстве в концепции даосизма (Лао-цзы). Основатель– Лао-цзы, произведение «Дао дэ цзин» Великий Абсолют («дао») – первопричина и закона, и развития вселенной, ему подвластны небо, земля, природа и общество. Дао олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к Дао все равны. Все проблемы в обществе - последствия отклонения от подлинного Дао. Поскольку человек – часть природы, он должен подчиняться вечному закон, только это может дать ему счастье в единстве с природой. Развитие цивилизации, усложнение и жизни ведут к утрате совершенства и спокойствия, чреваты конфликтами и гибелью. Идеал даосизма – соединение с природой, отшельничество, полный возврат к примитивной жизни. Государство, по мнению даосов, структура искусственная, критикуется и осуждается. Правители используют власть в корыстных целях. Полное уничтожение всякой системы правления – нереально, выход – в создании минигосударств на уровне деревень, общин. Правители должны как можно меньше вмешиваться в естественный ход жизни. Главный принцип управления – недеяние («у-вэй»). Цель даосизма – личная праведность, духовное совершенствование, обращение к духовному идеалу.

9. Политические и правовые учения Древней Греции и Древнего Рима Учения софистов (Протагора, Горгия, Гиппия, Антифонта, Ликофрона, Алкидама и др.) о естественном праве и равенстве. Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт - старшие софисты). Фрасимах, Калликл, Ликофрон – младшие софисты. Демокрит (ок. 460–370 г. до н. э.) считал, что развитие человеческого общества - естественный процесса. В государстве должны быть представлены общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению. Протагор считал, что «человек есть мера всех вещей». Справедливость, рассудительность и благочестие - есть основные человеческие добродетели, обладание ими приводит к возникновению государства. Антифонт (ок. 400 г. до н. э.) идея о природном равенстве всех людей, у всех людей одни и те же естественные потребности, причина неравенства кроется в человеческих законах. Фрасимах - политика – область проявления человеческих сил и интересов.

10. Идеи Сократа о справедливом и законном. Существует одна вечная истина и справедливость, которая возводится к единому неперсонифицированному богу – источнику вселенной, который наделил людей жаждой истины и способностью познать ее. Отвергал нравственный субъективизм софистов. Основная добродетель состоит в знании. Этическая добродетель тоже знание, которое, обеспечивает выбор добра и отказ от зла. Регулирующая роль знания безусловна и абсолютна. Поэтому зло творится, по неведению, по незнанию. Добро и зло, не два различных и автономных начала, а следствие наличия или отсутствия одного и того же начала, а именно — знания. Нравственная организация полисной жизни также невозможна без законов, как невозможны и законы вне полиса; законы и есть, сами устои полиса. Отличает естественное право от позитивного законодательства. Но неписаные божественные законы, и писаные человеческие законы имеют в виду, одну и ту же справедливость, которая не просто является критерием законности, но по существу тождественна с ней.

11.Учение Платона об идеальном государстве.Основные труды «Государство», «Законы», «Политика». О бщество возникает из потребностей, которые люди могут удовлетворить лишь совместно, сотрудничая друг с другом на основе разделения труда. Полис – это органическое целое, со своей структурой, функциями, интересами, а не конгломерат самостоятельных атомов индивидов. Интересы целого выше интересов части. Государство должно служить интересам всего общества, а не какой-нибудь его группе. Правильные законы, установлены ради общего блага, неправильные установлены в интересах какой-либо группы, захватившей власть. Причина общественных конфликтов в частной собственности. Создает проект идеального государства: у первых двух сословий нет частной собственности. Средства к существованию поставляет третье сословие. Регламентируются все стороны человеческой жизни: социальные, экономические, политические, материальные условия, деторождение, воспитание, семья, культура. Обосновывает принцип единства власти и философии. Лучшая форма государства – аристократия.

12. Соотношение этики, политики и права в работах Аристотеля. «Политика», «Афинская политика», «Этика». Основатель политической науки. Политика - наука о высшем благе человека и государства. Цель этики и политики – счастье, благосостояние человека и полиса. Государство - «творение природы», продукт естественного развития, в основе его лежат естественные потребности людей. Человек «животное политическое» или общественное, ибо полис – это общество. Цель полиса – благо граждан. Полис представляет собой органическое целое и стоит выше семьи и индивида. Право – это нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей определенную форму и стабильность. Важнейший признак закона – его принудительная сила. Право - тождественно справедливости. Законное и справедливое должно совпадать. Цель права, как и государства (полиса) – общее благо, а оно, ассоциируется со справедливостью. Право как важнейший элемент полиса регулирует отношения свободных и равных людей и отношения власти и подчинения. Право не однородно по форме, по своему происхождению. Естественное право, которое не нуждается в законодательном закреплении, условное право - нормы, установленные людьми в форме законов и соглашений. Придерживался принципа: закон запрещает то, что не предписывает. Справедливость уравнивающая и распределяющая. Первая основана на равенстве, вторая предполагает неравенство и оправдывает его. Политическая организация сфера не уравнивающей, а распределяющей справедливости. Формы правления зависят от того, кто признается гражданином, или от числа властвующих. Делит государства по числу участвующих в управлении на три группы – где властвует один человек, немногие и большинство. В зависимости от того, думают ли правители об общем благе или только о своих интересах, он подразделяет формы правления на правильные и неправильные (извращенные). Совершенная форма правления – полития – представляет собой вариант власти большинства. Гражданами признаются только лица, имеющие средний достаток. Чистая форма политии – редкость, ибо она требует сильного среднего класса.

13. Договорная концепция справедливости в учении Эпикура о государстве, естественном праве и законах полиса. Основные идеи: удовольствия, свобода, «атараксия». Свобода человека – это, согласно Эпикуру, его ответственность за разумный выбор своего образа жизни. Сфера человеческой свободы – сфера его ответственности за себя, она – вне и необходимости, поскольку «необходимость не подлежит ответственности», и непостоянного случая. Главная цель государственной власти – обеспечение взаимной безопасности людей, преодоление их взаимного страха, непричинение ими друг другу вреда.

14. Естественноправовое учение Цицерона о государстве и его законах «О государстве», «О законах», «Об обязанностях», а также политические и судебные речи. Происхождение государства связывал с присущей человеческой природе обязательностью, склонности к «соединению, союзу, государству». Государство дело, достояние народа («res publica»). Государство, согласованное правовое общение членов общества, определенное правовое образование. Семья первоначальная ячейка общества, из которой постепенно и естественным образом возникает государство. Причиной образования государства является охрана собственности. По своей природе и сущности государство носит божественный характер и основано на всеобщем разуме и справедливости. Классификации государственных форм: в зависимости от числа правящих различал три простых формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократия) и народную власть (демократия). Предпочтение отдается царской власти, на последнее место ставится демократия. Достоинство разных форм правления должны быть в их совокупности, взаимосвязи и единстве представлены в смешанной форме государства, образуемого путем равномерного смешения положительных свойств трех простых форм правления. В основе права, лежит присущая природе справедливость, понимается она как вечное, неизменное и неотъемлемое свойство и природы в целом, и человеческой природы в частности. Право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями. Закон, устанавливаемый людьми, не может нарушать порядок в природе. Законы, принимаемые в том или ином государстве должны не только быть справедливыми, но и соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям предков. Под действие закона должны подпадать все. Делит писанное право на частное и публичное.

15. Учение римских стоиков (Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет) об универсальном естественном праве и космополисе (вселенском естественном государстве). Основными представителями римского стоицизма были Луций Анней Сенека (3–65 гг.), Эпиктет (ок. 50–ок.140 г.) и Марк Аврелий Антонин (121–180 гг). Сенека отстаивал идею духовной свободы всех людей независимо от их общественного положения. Объектом рабства может быть лишь телесная и чувственная, но не духовная и разумная часть человека. Раб, человек, равный по натуре другим людям, и ему присущи те же душевные качества, что и всем остальным. Купля-продажа касается лишь тела раба, но не его свободного духа, неподвластного торговым сделкам. Рабство как социально-политический институт в этическом плане несостоятельно. Все люди равны, поскольку одинаково находятся во власти судьбы. Люди не в силах изменить мировых отношений, частью которых являются их собственные отношения, но могут лишь мужественно и стойко переносить развертывающиеся предначертания судьбы, отдаться воле законов природы. Разум как факт и норма естественного порядка воплощен и в человеческом сообществе как части мирового целого. Соответствие человеческих отношений божественному началу базируется на разуме: человеческий разум – часть божественного духа. Эпиктет призывал к личному нравственному совершенствованию и надлежащему исполнению той роли, которая ниспослана каждому судьбой, резкая критика богатства и осуждение рабства. Обоснование безнравственности рабства. Марк Аврелий Антонин (121 - 180 гг.) "К самому себе" Миссия мудреца, нести людям разум, приобретая тем самым бессмертие души для себя. Вселенная единое целое, живое существо, обладающее единой душой. Вера в единый мир на земле, ощущение себя гражданином мира. Идея государства с равным для всех законом, управляемом согласно равенству и равноправию всех, и царстве, превыше всего чтящем свободу подданных.

16. Учение Августина о "двух градах", его концепция естественного права. Августин – ранний период христианства (IV-V вв.). История человечества подчинена божественному провидению, заранее установленному плану, который Богу известен, а людям – нет. Все социальные, правовые и государственные учреждения, созданные человеком, «Град Земной» - результат греховности человека, его извращенной свободной воли. Государство возникло в ходе естественной эволюции, но его возникновение обусловлено божественной волей. Стремление к общественному объединению приводит к «общественному договору». Цель власти – обеспечение справедливости, мира и согласия. Любая форма правления приемлема, когда соблюдают справедливость, верность заветам религии. Собственность – человеческое установление и так же, как она была установлена, так же может быть отменена. Светская и духовная власть – каждая обладает своим суверенитетом, независимостью. Любое вторжение одной власти в сферу другой опасно.

17.Учение Фомы Аквинского о праве и государстве. Виды законов. Учение о формах правления. Фома Аквинский (1225-1274 гг.) Работы: «Сумма теологии», «О правлении государей», комментарии к «Политике» и «Этике» Аристотеля. Стремится вывести бытие Бога из бытия вещей. Мировоззрение основывается на идее божественного создания мира. Многоярусная система права: 1.Вечный Закон, Божественное провидение. 2. Естественный Закон. 3. Человеческий Закон. 4. Божественный закон. Цель государства – общее благо, как материальное, так и духовное. Политическое общество предполагает власть. Принцип власти божественен, но ее установления и использование может противоречить божественным предначертаниям. Формы государства: три чистых и три извращенных. Критерий – отношение к общему благу. Правильные государства – политическая власть, неправильные – деспотическая; первые основаны на праве и обычае, вторые – на произволе. В вопросе соотношения светской и церковной властей – верховенство церкви, но в умеренной форме. Томизм – символ религиозного освящения существующего порядка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.009 с.)