Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Предмет, метод, периодизация предмета «истории политических и правовых учений», критерии оценки политико-правовых доктрин. Становление и развитие политико-правовой идеологии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. 1. Предмет истории политических и правовых учений – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий. В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. 2. Периодизация истории политических и правовых учений: 1. Древний мир – происходит зарождение политических идей на почве религиозной мифологии. В мифологической форме впервые выражаются понятия мирового порядка, правды, справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства. 2. Средние века проходят под эгидой христианства. Первоначально находившаяся в оппозиции к власти религия создавала возможность для духовной свободы. При последних римских императорах христианство прочно утвердилось в качестве официальной веры, основы мировоззрения и политического строя в средние века и служило идеологическим оправданием феодализма. 3. Эпоха Возрождения и Реформации. В 14-16 вв. в Западной Европе – период подтачивания основ феодального строя, бурного развития науки и культуры. В центре внимания, после веков господства теологии и схоластики оказался человек. Складываются концепции гуманизма, индивидуализма. Возрождается, приспосабливаясь к новым условиям, греко-римская политическая мысль. 4. Эпоха буржуазных революций. 17-18 вв. Главными событиями этих двух веков были буржуазные революции в Нидерландах, Англии, США, Франции. Эти революции подготавливались в идейном плане философией просветительства. Просвещение носило сугубо рационалистический характер. Просветители считали, что распространение здравых идей служит лучшим средством общественного преобразования. Возникает концепция ограничения королевской власти и народного суверенитета, теория естественного права и общественного договора, обосновывается необходимость конституции, которая бы четко определила пределы и формы власти. 5. Эпоха свободной конкуренции. Основным политическим течением этого периода был либерализм. Принцип свободы получил в политической мысли двоякое толкование. Гражданское равноправие рассматривалось как важнейший признак политического либерализма, т.е. государственного строя, основанного на разделении властей и соблюдении законов. Экономический либерализм, т.е. полная свобода предпринимательской деятельности. Ведущее направление правовой теории - юридический позитивизм. Центральной проблемой юридической теории считается внутренний механизм, логика правовых норм, которые анализировались формально-догматическими методами. Появляются социалистические течения. Большинство из них исходило из солидарности всех слоев общества, их заинтересованности в преодолении противоречий буржуазного строя. К. Маркс и Ф. Энгельс создают теорию «научного социализма», основанную на материалистической интерпретации истории. Классовая борьба - главный двигатель общественного развития. Экономические законы с ведут к замене капитализма социализмом, которая произойдет в форме революции, превращающей пролетариат в политически господствующий класс. 6. Эпоха монополистического капитала, империализма, социалистических революций, стабилизации капитализма и кризиса «реального социализма». Усложнение системы производства, растущие требования организованного рабочего движения сделали необходимым, государственное вмешательство в социально - экономические процессы, обеспечивающие стабильность общества. Это привело и к смене или обновлению правовых концепций. Юридический позитивизм начинают вытеснять различные варианты социологического позитивизма, расширившие теорию права за счет социологии, психологии и других наук. Право перестало ассоциироваться только с государством. 3.Место и роль истории политических и правовых учений в системе юридических наук. История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин, которая наряду с историей государства и права занимает одно из ведущих мест в системе юридических наук. Закономерности развития государственно-правовой жизни и закономерности развития политической идеологии во многом имеют под собой единые основания, однако, полностью они не совпадают. 4. Методология истории политических и правовых учений. История политических и правовых учений как самостоятельная юридическая дисциплина вместе с другими юридическими дисциплинами относится к числу гуманитарных наук. И в ней, как и в других современных гуманитарных науках, используется – с учетом предметной специфики и особенностей целей и задач научного познания в области истории политических и правовых учений – богатый арсенал философских и специально-научных методов, и прежде всего методы формально-логического, диалектического, системного, сравнительно-исторического исследования. Заметным выражением предметной и методологической специфики истории политических и правовых учений является ведущая роль именно тех принципов, приемов и способов исследования, которые по своим возможностям в наибольшей мере соответствуют историко-теоретическому содержанию и профилю данной юридической дисциплины. Отсюда и определяющее значение способов и приемов исторического подхода к политико-правовым учениям прошлого, поскольку без принципа историзма нельзя вообще всерьез говорить и об истории этих учений. 5. Многообразие политико-правовых доктрин. История политических и правовых учений развивается неравномерно. В истории каждой страны или группы стран были эпохи, когда одна за другой возникали новые политические и правовые доктрины, любая из которых отличалась от остальных содержанием и выводами. Эти эпохи сменялись периодами апатии, потери интереса к политико-правовой идеологии, воспроизведением и повторением давно известных идей. Основной причиной развития политико-правовой идеологии являются исторически возникающая острота проблем государства и права, повышенный интерес общества к этим проблемам и, главное, соревнование ряда общественно-политических идеалов, выражающих интересы и цели различных социальных групп. Государственно-организованное общество неоднородно; в нем всегда есть приверженцы и противники существующего права и государства, сторонники их изменения или сохранения. Соревнование, борьба этих групп создают тот комплекс разнообразных политико-правовых взглядов, идей, настроений, который является питательной почвой для теоретических обобщений, формирования политических и правовых доктрин. При этом существование и противостояние ряда политических и правовых доктрин не всегда обусловлены противоречиями общественно-политических идеалов, на которые они ориентированы. Нередко дискуссии по проблемам государства и права ведутся между идеологами одной и той же группы по той причине, что каждый из них современную им государственно-правовую реальность видит по-разному и строит свою теорию на отличной от других методологии. Политические и правовые учения всегда сложнее и многообразнее, чем современная им государственно-правовая действительность. В них отражается опыт прошлого и делается попытка предсказать будущее, учения разнообразны по программно-оценочному содержанию и решению теоретических вопросов права и государства, неодинаково связаны с философией, религией, этикой, другими формами общественного сознания и, наконец, зависят от познаний и склада ума создающих их теоретиков. Поэтому государство и право едины, а политико-правовых доктрин может быть много, причем между ними ведется порой ожесточенная полемика. 6.Критерии оценки политико-правовых доктрин. История политических и правовых учений, как и любая общественная наука, неотделима от современного исторического и политико-правового сознания, от основных тенденций общественного развития и жгучих проблем современности. С точки зрения идеалов гражданского общества и критериев оценки истории политических и правовых учений ее содержанием являются возрастание гуманистических начал политико-правовых доктрин, обоснование значительной частью этих доктрин идей справедливости, свободы, общего блага и других элементарных норм общечеловеческой нравственности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.54.120 (0.01 с.) |