Политико-правовые брахманизма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовые брахманизма.



ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

ИПИПУ — это самостоятельная научная и учебная дисциплина, которая формирует теоретико-исторический цикл юридиче­ских дисциплин. Объектом истории политических и правовых учений, является государство и право, а также вся совокупность явлений и процессов государственно-правовой дейст­вительности.

Предметом исследования истории политических и правовых учений является исторический процесс зарождения, становления и развития уче­ний о государстве, праве и политике.

Методологическая основа истории политических и правовых учений включает в себя две методологические группы — общефилософские и специальные методы.ОБЩЕФИЛ:

диалектический метод — рассматривает политико-правовые инсти­туты с позиции их взаимосвязи, движения, изменения и развития, единства и борьбы противоположностей;

логический метод — отражает систему взглядов на государство и право в самых их существенных связях и одновременно дает воз­можность соединить в себе два необходимых элемента исследова­ния: изучение структуры данного объекта с пониманием его истории в их неразрывном единстве;

метод анализа -— позволяет выявить структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимо­связи между ними;

метод синтеза — обобщает данные, полученные в результате анали­за различных свойств и признаков изучаемых государственно-право­вых явлений на определенном историческом этапе развития;

метод научной абстракции — заключается в выделении наиболее важ­ных, существенных явлений и мысленном отвлечении от второстепен­ных деталей. Этот метод позволяет расчленять объект исследования и анализировать основные взаимосвязи в «чистом» виде.

специальные методы:

конкретно-исторический метод — связан с освещением различных эта­пов развития учений о государстве и праве в их хронологической после­довательности (т. е. во времени), в конкретных формах исторического проявления.

сравнительно-правовой метод — состоит в сопоставлении фактов и явлений, выявлении сходных признаков и установлении различий.

функциональный — состоит в познании сущностно-субстанциональных характеристик предмета (политико-правовых явлений) исследо­вания путем изучения его функций, основных направлений его дея­тельности.


 

ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

ИПИПУ — это самостоятельная научная и учебная дисциплина, которая формирует теоретико-исторический цикл юридиче­ских дисциплин. Объектом истории политических и правовых учений, является государство и право, а также вся совокупность явлений и процессов государственно-правовой дейст­вительности.

Предметом исследования истории политических и правовых учений является исторический процесс зарождения, становления и развития уче­ний о государстве, праве и политике.

Методологическая основа истории политических и правовых учений включает в себя две методологические группы — общефилософские и специальные методы.ОБЩЕФИЛ:

диалектический метод — рассматривает политико-правовые инсти­туты с позиции их взаимосвязи, движения, изменения и развития, единства и борьбы противоположностей;

логический метод — отражает систему взглядов на государство и право в самых их существенных связях и одновременно дает воз­можность соединить в себе два необходимых элемента исследова­ния: изучение структуры данного объекта с пониманием его истории в их неразрывном единстве;

метод анализа -— позволяет выявить структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимо­связи между ними;

метод синтеза — обобщает данные, полученные в результате анали­за различных свойств и признаков изучаемых государственно-право­вых явлений на определенном историческом этапе развития;

метод научной абстракции — заключается в выделении наиболее важ­ных, существенных явлений и мысленном отвлечении от второстепен­ных деталей. Этот метод позволяет расчленять объект исследования и анализировать основные взаимосвязи в «чистом» виде.

специальные методы:

конкретно-исторический метод — связан с освещением различных эта­пов развития учений о государстве и праве в их хронологической после­довательности (т. е. во времени), в конкретных формах исторического проявления.

сравнительно-правовой метод — состоит в сопоставлении фактов и явлений, выявлении сходных признаков и установлении различий.

функциональный — состоит в познании сущностно-субстанциональных характеристик предмета (политико-правовых явлений) исследо­вания путем изучения его функций, основных направлений его дея­тельности.


 

Политико-правовые брахманизма.

В период становления государства в Древней Индии политическую и идеологическую силу имела религия брахманизма. Свое закрепление брахманизм получил в Ведах Ве­ды являлись религиозными сборниками, писаниями, закреплявшими ос­новные положения брахманской религии.

Наибольший исторический интерес представляют сборники Ригведа(собрание гимнов) и Атхарваведа (сборник заговоров и заклинаний). Наиболее крупным и авторитетным памятником права в Древней Ин­дии являлась «Законы Ману». Законы были составлены не ранее II в. до н. э. и приписывались богу Ману, закрепляли кастовость и социальное неравенство древнеиндийского общества. Для каждого сословия (варны) устанавливался разный набор прав и обязанностей, за­крепленных дхармой. Дхармы — правила поведения, состоявшие из культовых, общественных и семейных обязанностей, установленных для каждой из варн.

В Законах Ману закреплялось привилегированное, избранное положение брахманов.

Неравенство варн закреплялось также при установлении наказания. Так, например, кшатрий, обругав брахмана, подлежал штрафу в сотню медных монет, вайшья — две с половиной сотни, а шудра — телесному наказанию.

Законы Ману регулировали вопросы брачно-семейных отношений, судебного процесса, а также вопросы справедливости наказания.

Особое место в политических учениях Древней Индии занимает трактат Артхашастра — трактат о политике, составленный советником царя Каутильей.

Трактат основан на трех Ведах:

— учении о праве, в котором исследовались вопросы законного и незаконного;

— учении о хозяйстве, в котором изучались проблемы пользы и вреда;

— учении о государственном управлении, в котором анализировались вопросы верной и неверной политики.

В Артхашастре центральной выступает идея о сильной, централи­зованной власти, сосредоточенной в руках царя, который должен блюсти благо всего государства. В управлении государством основ­ным считался принцип практической пользы (артха), а также праг­матизм правителя.

АртхашастраКаутильи сыграла важнейшую роль в становлении государственной идеологии и правового устройства индийского об­щества.

Реалии общественной жизни вызвали к жизни в VI в. до н. э. религию отрицания брахманизма — буддизм.

3 Политико-правовые идеи буддизма и индуизма.

В борьбе против жреческой религии сформировался буддизм. Он возник в VI—V вв. до н. э. Его основателем, согласно преданию, был принц Гаутама, прозванный Буддой, т. е. просветленным. Самый ранний из дошедших до нас сводов буддийского канона – «Типитака»датируется II—I вв. до н. э.

Ранний буддизм представлял собой религиозно-мифологическое учение. В качестве центральной им была выдвинута идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются мирские желания.

Предварительным условием спасения буддисты объявили выход человека из мира и вступление его в монашескую общину. В раннем буддизме существовали две системы религиозно-моральных предписаний: одна – для членов монашеской общины, другая – для мирян.

Социальные требования буддизма, по существу, сводились к уравнению каст в религиозной сфере и не затрагивали основ общественного строя. Первоначально буддизм отражал взгляды рядовых земледельцев-общинников и городской бедноты.

Впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. Заинтересованные в поддержке господствующих сословий руководители буддистских общин подвергают учение пересмотру. В нем усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти, смягчаются требования крайнего аскетизма, появляются идеи спасения мирян. Светские правители, в свою очередь, начинают использовать учение в борьбе против засилья жречества и стремятся приспособить буддистские догматы к официальной идеологии. Процесс сближения буддистского учения с официальной идеологией достигает апогея в III в. до н. э., когда царь Ашока, правивший империей Маурьев, перешел в буддийскую веру.

Дальнейшая история индийской общественной мысли связана с возникновением и утверждением индуизма – религии, впитавшей элементы брахманизма, буддизма и ряда других верований Буддизм получает распространение главным образом за пределами Индии – в странах Юго-Восточной Азии, в Китае, Японии и др. В первых веках н. э. буддизм становится одной из мировых религий.

4 Политико-правовые идеи даосизма.

Даосизм основан мудрецом Лао-цзы, автором трактата «Дао дэ цзы» (книга «Дао и дэ») в VI в. до н. э. Основным положением даосизма являет­ся понятие китайской мифологии «Дао» — «Путь». «Дао» — предопреде­ленный богами путь народа в целом и человека в частности.

Дао — мировой дух, мировое начало всех начал, над которым не мо­жет быть ни воли земного владыки, ни воли народа в целом. «Дао» — не­прерывный круговорот изменения вещей, явлений, переходящих из од­ного в другое, рождающихся и умирающих.

Даосизм — учение, призывающее к пассивности, так как любое дея­ние не имеет смысла, все в мире определяется Дао. И если в жизни и существует несправедливость и страдание, то они являются следствием отхода, нарушения Дао.

Даосизм отрицательно относился и к позитивному праву как к праву, сотворенному людьми, предпочитая ему естественное право (обычаи, нравы, традиции).

Законом справедливости и добродетельности государственного управ­ления даосизм считал отказ от активных деяний, возврат к старому, жизнь в смирении с судьбой, определяя Дао высшим законом мироздания.

5 Политико-правовые идеи конфуцианства и моаизма.

Родоначальником конфуцианства является Конфуций (551—479 гг. до н. э.). Его мысли изложены в сборни­ке «Лунь юй» (беседы и высказывания), составленном учениками фило­софа в V в. до н. э.

Если попытаться выделить в учении Конфуция основные моменты, то всю его важнейшую проблематику можно разделить на три главные части:

— доктрина «цзюнь-цзы», т. е. совершенного мужа;

— доктрина гуманизма или гуманности «жэнъ»;

—доктрина надлежащих норм взаимоотношений между людьми (кате­гория «ли»).

Учение Конфуция в целом является моралистическим, так как осно­ву его составляют принципы добродетели, нравственности и человеко­любия.

Государством должны были управлять мудрецы, ученые мужи под началом государя, который считался сыном неба. Люди делились Кон­фуцием на высших и низших не по имущественному признаку или знат­ности, а по этическим качествам и знаниям.

Конфуций являлся сторонником патриархальной модели управле­ния государством. Государь должен был относиться к подданным, как к детям, — защищать их, заботиться о достатке продовольствия в стра­не и т. д. Народ же обязан проявлять сыновнюю почтительность к пра­вителям, подчиняться им беспрекословно.

Систему социального регулирования согласно конфуцианскому уче­нию составляли не правовые нормы, а правила ритуалов и нравственные заповеди.

Конфуцианство являлось самым крупным учением, став во II в. до н. э. официальной идеологией.

Основатель школы моистов Мо-цзы изложил основы своей полити­ко-правовой концепции в трактате Мо-цзы.

Политическая доктрина моизма основана на культе неба — «Тянь». Однако здесь в противовес даосизму Тянь рассматривается не с мифоло­гических, а с рационалистических позиций. Моизм отбрасывает идею предопределенности судьбы, так как в таком случае человеческие по­ступки не имеют смысла.

Мо-цзы считал необходимым назначать на государственные посты людей мудрых независимо от их социального статуса.

По мнению Мо-цзы, наследная аристократия вообще не должна при­нимать участия в управлении государством. Источником мудрости, по Мо-цзы, являлись не врожденные добродетели, не чтение книг, а знания, почерпнутые из жизни простого народа.

6 Политико-правовые идеи легизм.

Интересы имущественной и служилой знати отстаивали легисты, или законники. Крупнейший представитель раннеголегизма – Шан Ян, инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Учение легизма существенно отличалось от предшествовавших концепций. Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разрабатывали учение о технике отправления власти. Осуществляя эту переорентацию, Шан Ян руководствовался устремлениями служилой знати и зажиточных общинников, добивавшихся ликвидации патриархальных порядков. Одного человеколюбия или справедливости еще недостаточно, чтобы добиться хорошего управления. Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчеты. Легисты придавали большое значение обобщению опыта предшествующих правителей, экономическому обеспечению политики. Еще одну особенность легизма составили элементы исторического подхода к общественным явлениям. Отношения между властью и народом он рассматривал как противоборство враждующих сторон. Высшей целью деятельности государя – создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн, т. о. легизм содержал наиболее полную программу централизации гос-ва, и его рекомендации были использованы при объединении страны под властью императора ЦиньШихуана(3 в до н. э.)

7 Софисты Древней Греции, взгляды Протагора.

Вовлечению политико-правовой темы в круг широкого обсуждения связано с именами софистов, начало деятельности которых относится к V в. до н. э. Софист - это тот же мудрец. Многие из софистов были выдающимися деятелями своего времени, учителями, ораторами и великими спорщиками. Различают два поколения софистов: старшее (Протагор, Горгий, Гиппий и др.) и младшее (Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др.). Им принадлежит заслуга в постановке вопросов о государстве, его роли в воспитании людей в духе гражданских добродетелей; о писаных и божественных законах, их соотношениях между собой; о равенстве людей по природе и неравенстве их по закону; о пользе мира и вреде вражды между эллинами; о политике как проявлении сферы человеческой, а не божественной деятельности; о понятиях справедливости и несправедливости и др.

Протагор (V в. до н.э.) - основатель софистики. Его основной тезис: ≪человек - мера всех вещей≫. Истина относительна (болезнь - зло для больного, а для

врача - благо). Одна из главных черт софистики - релятивизм. Софисты не признавали объективных критериев и невидели грани между истинным и ложным. Другая особенность софистики - агностицизм (этофилософское направление, в основе которого лежитпредставление о непознаваемости мира). Классическое выражение агностицизма - триада Горгия: 1) ничто не существует, 2) если что-либо существует, тооно непознаваемо для человека, 3) если и можно познать что-либо, то это нельзя объяснить другому. Втриаде Горгия также есть проблема коммуникациипринцип несообщаемости знания другому (истинасубъективна и непередаваема).Софисты, не будучи единодушными в своихвзгля-

дах, нередко рассматривали поднимавшиеся ими вопросы по-разному. Но главное заключается в том, что многие из этих вопросов, имеющих философскую

и политико-правовую направленность, в последующие времена приобрели актуальное значение. Современем слово ≪софистика≫, в связи с присущиммногим его представителям стремлением использовать в спорах различные словесные ухищрения, приобрело негативный характер. Значение деятельности софистов: 1) переориентировали философию с космоса на человека; 2) подняли искусство спора на качественно высокий уровень;3) стимулировали развитие риторики и логики.

8 Политико-правовые идеи Демокрита.

Заметный вклад в становление философии, политики, права внес древнегреческий ученый-энциклопедист Демокрит (ок. 460 ~ ш. 370 до н.э.). Согласно учению Демокритастановление и развитие человека и человеческого общества представляет собой естественно-исторический процесс, в ходе которого под влиянием потребностей людей осуществляется прогресс в различных сферах общественной жизни. Выше всего Демокрит ставит интересы государства, которое должно хорошо управляться и служить величайшим оплотом целого. Для этого необходимо единство граждан, достижению которого поможет благодеяние состоятельных по отношению к неимущим, взаимное сочувствие, братство и взаимная защита. Демокрит предупреждает об опасности гражданской войны, которая ≪есть бедствие для той идругой враждующей стороны≫. Только при единомыслии могут быть совершаемы великие дела, в томчисле и удачные войны государства. Государстводолжно помогать бедным, постоянно ориентироваться на них и окружать их заботой. Демокрит - приверженец демократии. Но, отдаваядолжное демократии, он вместе с тем указывает, чтопо самой природе управлять свойственно лучшим. Он полагает, что ≪лучше быть бедным в демократическом государстве, чем жить в богатстве при монархии≫. Для него бедность в демократии настолько жепредпочтительнее так называемого благополучияграждан при царях, насколько свобода лучше рабства. Демокрит считает, что как можно больше людейдолжно участвовать в общественных делах. Его аргументация в пользу этого тезиса скорее практическая, причем носит характер доказательства от противного: если не станешь участвовать в общественных делах, приобретешь дурную репутацию. Переднами важное свидетельство того, насколько в рамкахдревнегреческой государственности ценилась социальная активность граждан.Демокрит, как многие древние греки, проявляет немалое уважение к закону. По мнению Демокрита, демократия должна поддерживаться самими гражданами посредством созданных ими законов. Закон необходим, чтобы помочь счастливой жизни людей, поэтому повиновение закону - есть свидетельство добродетели человека. ≪Закон хочет хорошо устроитьжизнь людей≫, но сможет он это сделать лишь в томслучае, ≪если сами люди хотят, чтобы им было хорошо, ибо закон обнаруживает свое благотворное действие (лишь) тем, кто ему повинуется≫. К тому же ≪приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству≫.ИдеиДемокрита оказали существенное влияние намировоззрение последующих философов античногомира.

9 Политико-правовые идеи Платона.

Платон (428-348 до Р.Х.) мечтал о создании идеального государства, так как наблюдал извращенные формы государственного устройства и правления. Извращения появляются, если есть: 1) утверждение частной собственности и обращение в рабов свободных землевладельцев. Вырождение аристократии

мудрых в тимократию (власть воинов). Государство будет вечно воевать; 2) скопление богатства у частных лиц, образование имущественного ценза, захват

власти плутократами (богатыми). Олигархическое государство раздирает вражда богачей и бедняков, оно будет вечно воевать с самим собой; 3) победа бедняков - устанавливается демократическая форма правления; 4) ненасытное стремление к свободе, опьянение ею, потеря управления властью ведет к тирании (господство одного ставленника народу). Это самое тяжелое заболевание государства, полное отсутствие каких-либо добродетелей. Платон отказался от первого проекта и стал писать второй проект. Он ответил на вопрос: почему идет смена различных форм государства - из-за порчи человеческих нравов? Где выход? В правлении мудрых

людей.Проект правления мудрецов - второй проект. В понятии Платона мудрецы - философы. Земля объявляется государственной собственностью. Все виды частной собственности ограничены законами. Граждан в идеальном государстве должно быть 5040 человек. Они в большинстве своем, должны быть землевладельцы и земледельцы. Торговцы и ремесленники - не граждане. В граждан превращаются по имущественному цензу. Общество должно быть разде-

лено на четыре сословия. Кто разбогател, может перейти в другое сословие. Производительность трудатолько за счет рабов. Государственная власть смешанная; форма правления - монархия плюс демократия. Суть такой смешанной формы правления ввыборной системе. Выборы происходят по большинству голосов. Платон один из первых предложил выбирать монарха, и делать это нужно по закону. Необходимо учреждать народное собрание. Оно должносостоять из 90 представителей от каждого сословия, всего 360 человек. Из них выбираются 37 руководителей, практически власть сосредоточена в их руках.

Они должны избираться на 20 лет. Самые главные встране - 10 геронтократов. Они никому не подчиняются. Во втором проекте Платона, где закон – владыканад правителями, а они его рабы, необходимо усматривать спасение государства для того времени (V в.ДоРХ). Платона нельзя считать родоначальником правового государства по той причине, что для него государство первично, а народ вторичен.

10 Политико-правовое учение Аристотеля.

Политические вопросы рассматриваются Аристотелем (384-322 до н.э.) в книге ≪Политика и афинская полития≫. Одна из известнейших фраз Аристотеля, которая была сказана им после прочтения проектов идеального государства Платона: ≪Платон мнедруг - но истина дороже≫. Аристотель утверждал, что бытию человеческогообщества присуще неравенство. Институт рабстване нами придуман и не нами должен быть разрушен. Все люди различны от природы. Государственнымиделами должны заниматься свободные люди, которые имеют досуг.Аристотель не признавал теологическую теориюгосударства, оно появилось само. Он выступал защитником частной собственности. Ему принадлежиттезис: ≪Частная собственность, и только она способна сплачивать народ≫. В отличие от ПлатонаАристотель приходит к выводу, что государствонужно разделить на три сословия: очень богатыелюди, очень бедные люди, средние люди. Счастье вгосударстве может быть достигнуто только тогда, когда полное предпочтение будет отдано среднемуклассу. Выходцев из среднего класса нужно допустить до государственного правления. Среднийкласс - это прежде всего рабовладельцы. Он называет их земледельческим демосом. Чем многочисленнее средний слой, тем стабильнее государство иправление.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.033 с.)